САМУИЛ
Самуил — пророк Божий, последний израильский судья. Сын Елканы — израильтянина из рода Ефрема. Мать Самуила Анна долго оставалась бесплодной, но однажды принесла обет отдать на служение Богу сына, которого Он ей даст. Вскоре женщина родила первенца, которому дала имя Самуил, что значит "испрошенный у Бога". Самуил был приведен в дом Божий в Силом еще ребенком. Он рос и помогал первосвященнику Илию в служении. Верхнюю одежду для маленького Самуила сначала шила Анна и приносила ему каждый год, когда вместе с мужем приходила в Силом для жертвоприношения. Став отроком, Самуил служил Господу, надевая льняной ефод. Библия говорит, что возрастая Самуил находил все большее благоволение у Бога и людей (Первая Книга Царств, глава 2). Однажды ночью, лежа в доме Господнем, Самуил услышал, что его кто-то зовет. Он прибежал к Илию, но тот удивился и отправил мальчика назад. Через время Самуил снова прибежал к Илию, но тут же вынужден был вернуться обратно в свою постель. Когда мальчик пришел к первосвященнику в третий раз, Илий понял, что к Самуилу обращается Бог. По научению Илия, услышав в очередной раз зов, Самуил ответил: "Говори Господи, ибо слышит раб Твой". Бог впервые проговорил к Самуилу и рассказал ему в видении, что намерен наказать дом Илия за беззакония его сыновей Офни и Финееса. Утром Илий позвал к себе Самуила, потому что хотел знать, что ему сказал Бог. Мальчик ничего не утаил от старого первосвященника (Первая Книга Царств, глава 3). Самуил продолжал служить Богу в Силоме и Господь был с ним. Весь Израиль от Дана до Вирсавии узнал, что Самуил удостоен быть пророком Божьим, ибо все слова, сказанные им, исполнялись. После смерти Илия Самуил призвал израильтян уничтожить идолов. Послушав пророка, народ уничтожил всех "Ваалов и Астарт и стал служить одному Господу". Тогда Самуил созвал народ в Массифу для жертвоприношения. Во время вознесения всесожжения Бог поразил филистимлян, воевавших против Израиля, громом и израильтяне стали наступать и поражать врагов. Израильские воины преследовали филистимлян до места под Вефхором. Между Массифою и Сеном Самуил поставил памятный камень и назвал то место Авен-Езер, что значит "до сего места помог нам Господь". Так филистимляне были усмирены и рука Божья была на них во все дни Самуила, который стал судьей Израиля. Каждый год он приходил в Вефиль, Галгал, Массифу и судил народ на местах. А потом возвращался в Раму, где был его дом и жертвенник, который пророк построил Богу (Первая Книга Царств, глава 7). Когда Самуил состарился, то поставил судьями над Израилем своих сыновей. В Вирсавии его сыновья Иоиль и Авия судили народ превратно и брали подарки. Поэтому к Самуилу пришли израильские старейшины и стали просить его поставить над народом царя. Это очень не понравилось Самуилу и он обратился в молитве к Богу, Который велел пророку послушать народ и объявить им права царя. Самуил предупредил израильтян, что скоро они восстенают от царской власти, но народ не послушал пророка и продолжал настаивать на своем желании иметь над собой царя. Тогда Бог обещал дать израильтянам то, чего они просят (Первая Книга Царств, глава 8). Спустя некоторое время Бог сказал Самуилу, что пришлет к нему человека, которого пророк должен помазать в правителя народу израильскому. Когда Самуил пришел, чтобы совершить на высоте жертвоприношение, к нему подошел Саул, искавший потерявшихся ослиц своего отца Киса. Бог сказал пророку, что это тот самый человек. Самуил пригласил Саула на обед и ночлег. Вечером они долго беседовали, а на рассвете Самуил пошел проводить Саула до городских ворот и помазал его елеем в правителя Израиля. Пророк предсказал юноше, что он встретит на своем пути пророков с музыкальными инструментами и будет вместе с ними пророчествовать, потому что на него сойдет Дух Божий. Потом Самуил созвал народ в Массифу, где Бог показал народу, что выбрал Саула в правители Израиля. Пророк записал права царя в книгу и положил пред Господом (Первая Книга Царств, глава 10). Самуил укорял израильский народ за то, что он не признал Бога своим единственным царем, а просил поставить над ним царя из народа. Пророк призывал израильтян бояться Бога, служить Ему, слушать голос Его и не противиться Божьим повелениям. Самуил помолился Богу и Он послал в тот день такой гром и дождь, что народ пришел в великий страх и исповедал свой грех (Первая Книга Царств, глава 12). Во второй год царствования Саула филистимляне пришли на войну с Израилем. Увидев опасность, израильтяне стали разбегаться и прятаться в ущельях, пещерах, между скалами, в башнях и во рвах. Когда Самуил пришел в Галгал, чтобы принести Богу мирные жертвы, то увидел, что Саул его не дождался и вознес всесожжение без пророка. Самуил огорчился и сказал Саулу, что его царству не устоять, потому что он не исполнил повеления Бога. Бог найдет мужа по сердцу Своему, которому повелит быть вождем народа Своего, сказал пророк. Потом Самуил отправился в Гиву (Первая Книга Царств, глава 13). Спустя некоторое время Самуил по велению Божьему сказал Саулу, чтобы тот пошел и истребил амаликитян, которые противостояли израильскому народу, выходившему из Египта. Бог повелел уничтожить амаликитян от мала до велика, а также весь его скот и имущество. Перед возвращением Саула Бог сказал Самуилу, что царь не исполнил Его слов и потому Бог жалеет, что поставил Саула царем. Библия говорит, что Самуил очень опечалился по этому поводу и взывал к Богу целую ночь. Утром пророк пошел на встречу Саулу и пересказал царю слова Бога. Саул стал оправдываться, что он оставил в живых только царя амаликитян Агага, а народ из добычи взял лучшее из заклятого Богом для жертвоприношения. Но Самуил ответил на это, что для Бога послушание важнее жертв и всесожжений. Самуил не хотел идти к народу вместе с Саулом, но царь просил, чтобы пророк почтил его перед старейшинами. Самуил выполнил просьбу Саула, возвратился к народу и поразил мечом царя амаликитян Агага. Потом он вернулся в Раму и долго печалился о Сауле, которого Бог отверг (Первая Книга Царств, глава 15). Видя печаль Самуила, Бог велел ему помазать в цари одного из сыновей Иессея ( израильтянина из колена Ефрема. Самуил пригласил Иессея участвовать в жертвоприношении. По указанию Бога пророк помазал в цари младшего сына Иессея Давида и вернулся в Раму (Первая Книга Царств, глава 16). До самой смерти Самуил жил в Раме. В последний раз он виделся с Саулом, когда тот в поисках Давида пришел в Раму. Целый день и целую ночь Саул лежал не одетый и пророчествовал перед Самуилом (Первая Книга Царств, глава 19). Когда Самуил умер, все израильтяне собрались в Раму, чтобы похоронить его и оплакать (Первая Книга Царств, глава 25). Даже после смерти вызванный волшебницей Самуил подтвердил Саулу, что Бог отступил от царя, и предсказал гибель Саула и его сыновей в сражении с филистимлянами (Первая Книга Царств, глава 28). Священное Писание ничего не говорит о том, сколько лет Самуил служил Богу. Похоже, что пророк дожил до глубокой старости, поскольку помазал Саула на царство, будучи в преклонных годах, и прожил существенную часть сорокалетнего царствования Саула. По мнению Иосифа Флавия, до воцарения Саула Самуил был судьей Израиля только 12 лет. Как полагают некоторые, взаимоотношения Самуила и Саула отражают частые конфликты между Церковью и государством. На протяжении всего Библейского повествования бескомпромиссные требования Самуила вступают в противоречие с линией Саула, как правителя, вынужденного считаться с политическими и военными реалиями. Несмотря на это, Саул всегда благоговел перед Самуилом и никогда не спорил с ним.
|