Как богатому войти в Царство небесное
Слушая многие проповеди на эту непростую тему и размышляя над выводами этих проповедников как-то поневоле представляешь перед собой картину из времен нацизма, только в другой интерпретации: «богатым вход воспрещен!» Кажется, что многие из этих толкований более пронизаны идеей мистического рока, чем благодатью, так свойственной словам Христа.
«Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Матф.19:23—26).
«И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся (выделено мною)на богатство войти в Царствие Божие!» (Марк.10:23—24).
Слушая многие проповеди на эту непростую тему и размышляя над выводами этих проповедников как-то поневоле представляешь перед собой картину из времен нацизма, только в другой интерпретации: «богатым вход воспрещен!» Кажется, что многие из этих толкований более пронизаны идеей мистического рока, чем благодатью, так свойственной словам Христа.
Действительно, если не произвести правильной экзегезы текста, с учетом всей картины религиозно-общественной жизни еврейского общества, придется признать, что богатые точно не могут попасть в Царство Божие, так как они явно не меньше приведенного в тексте верблюда. В этом случае, придется решать непростой вопрос не только с богословием, но и с судьбой многих богатых библейских персонажей, с ярко выраженной симпатией к ним со стороны Бога. А ведь это будут не только верующие периода Ветхого Завета, но и новозаветной истории. И вопрос здесь не в «продвинутых» изысканиях по поводу особенных ворот или иных дверных проемов под названием «игольные уши», якобы бывших в Иерусалиме, что является простым вымыслом, а в чем-то другом.
Согласно библейскому повествованию, вопрос спасения, так беспокоивший молодого богача, рассматривался людьми в двух возможностях: через веру во Христа, Искупителя наших грехов; или через добрые дела, предписываемые Законом, что и обеспечит им заслуженное место на небесах. Однако, правильной точкой зрения является только первая, основанная на вере в заместительную жертву Христа, что и дает нам праведность от Бога, а, соответственно, и право на спасение. Ведь известно, что все добрые дела неизбежно происходят «по роду своему», т.е. грешный, мятежный, пусть даже очень порядочный по нашим земным стандартам человек, не может произвести по настоящему добрых дел, удовлетворяющих Божий нравственный стандарт.
Однако, именно в сфере представлений и понимания людьми той эпохи вопроса спасения и стоит искать ответ на столь непростой вопрос о возможности, либо невозможности попасть в Царство Божье богатым людям. Это тем более важно, что Христос не само богатство ставит препятствием для человека, а надежду на него. Именно на эту деталь речи Христа и необходимо обратить самое пристальное внимание.
Итак, при размышлении не будем забывать, что Христос отвечал еврею, воспитанному в традициях Моисеева закона, но, имевшего некие проблемы с богатством. Давайте смоделируем ситуацию с размышлением согрешившего еврея, приносившего по закону необходимую жертву для получения прощения за сделанный грех.
Человеку среднего достатка для получения прощения необходимо было принести в жертву овечку. Для бедного — горлицу, которая тоже что-то стоила в денежном эквиваленте. В любом случае, это было связано с финансовыми расходами. Что поделаешь, грех – штука дорогая. И вот здесь и начинаются определенные игры разума, связанные с прощением и надеждой на богатство.
Итак, в Иерусалиме живут два еврея: один бедный, а другой, известный нам молодой богач. У бедного есть 3 овцы, а у богатого 1500 овец. Как и ожидалось – оба они согрешили. Для бедного это трагедия, так он после принесения жертвы остался только с двумя овечками. Благосостояние ощутимо уменьшилось. Он просто вынужден задуматься о том, стоит ли еще грешить! Чем меньше будет его состояние, тем отчаянней он будет сознавать нужду в другой форме оправдания, чем было предложено законом. А это уже сможет привести его душу к пониманию и принятию евангелия Христова.
Но не так обстояло дело с богатым человеком. Его «возможности» согрешения измеряются размером его благосостояния. Пожалуй, он без особенных проблем может грешить 1000 раз, что радикально не изменит его богатства, а только несколько его «пострижет». Богатство «позволяло» ему не сильно беспокоиться по поводу прощения, предписанного законом. И даже, если ситуация будет не столь драматична, богатство оставляло для него надежду на то, что в любой момент он будет способен принести предписанную законом жертву и получить желаемое прощение. Без разрушения подобной надежды, потенциальному соискателю прощения, крайне трудно принять Евангелие спасения, которое не оставляет никаких надежд на свои силы в вопросах спасения.
Подтверждением подобному размышлению служат слова Христа именно о надежде на богатство, связанное с вопросом спасения, как это и было у молодого юноши. Если же вопрос стоит только о наличии богатства, неизбежно придется указать и величину богатства, что не позволит войти в ворота спасения в Божьем царстве. Занятие может оказаться весьма не из легких и займет много времени, но даже в этом случае, вопрос так и останется нерешенным.
Собственно, все означенные трудности возникают только при необдуманной попытке перенесения данного частного случая с богатым юношей в нашу действительность, придавая, при этом, этому случаю принципиальную позицию Христа в отношении спасения всех богатых людей. В силу того, что современные богатые люди, ищущие спасения, как и все остальные, не имеют никакого отношения к практике получения оправдания по еврейскому закону, мы и не вправе применять к ним ситуацию того времени. Да, собственно, и сам закон уже не действует, т.к. утвержден путь оправдания через Голгофскую жертву Христа, о чем так ясно высказались апостолы Христовы.
При этом хочу добавить, что у богатых людей уже нашего времени есть, безусловно, свои трудности в вопросах богоискательства и принятия спасения. Об этом говорил еще Сам Христос в притче о сеятеле:
«И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!… А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства (выделено мною) заглушает слово, и оно бывает бесплодно» (Матф.13:3—9).
Однако, обольщение богатства, не представлено в тексте как неизбежная необходимость для всех богатых людей, в которых посеяно семя Евангелия. Все это вновь приводит сознание к этому нашумевшему вопросу: так может ли богатый спастись?
Большая часть ответа уже предложена Христом: «…Богу же все возможно». В этом случае, наша часть ответа в том, чтобы не затруднять принятие спасение кающимся грешником, даже если он и весьма богат. Покаяние – это ведь тоже дар Божий, как сказали святые мужи в отношении спасения богатого римского офицера Корнилия, что описано в 10 и 11 главах книги Деяний апостольских.
При этом хочу уточнить еще одну важную деталь, связанную с мыслью о спасении. Она касается того, что ни для одного человека спасение невозможно без жертвы Христа и Его милости прощения, которую Он же Сам и предлагает человечеству. И еще одно. Апостол ясно утверждает, что «…Бог хочет, чтобы все люди спаслись…» Неужели мы решимся «дополнять» слова Духа Божия, продолжая Его слова так: «…за исключением богатых…» Думаю, что все мы помним предупреждения Библии о том, как опасно что-то добавлять к Его словам.
Выбор церковной позиции за каждым из нас, но будем помнить: за все необходимо будет отвечать.
С уважением и молитвой о вас,
П.И. Желноваков, пастор церкви «Филадельфия».