«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоанна 13:34).
Здесь Иисус открывает заповедь Нового Завета, на которой построена благодать Божья. Если мы будем относиться к людям с позиции благодати Божьей, то сможем любить их независимо от того, как они к нам относятся. Любить так, как Христос возлюбил нас.
Божьи заповеди. Сегодня часто можно услышать споры о том, как правильно их исполнять, существует множество мнений. Чего же ожидает от нас Господь? Мы живем во время благодати. Что такое благодать? Это незаслуженная милость, когда виновный, который должен быть наказан, получает помилование. Если мы посмотрим на свою жизнь, то увидим, что она полна Божьей милости. И придем к выводу, что ничего по-настоящему доброго у нас не было, а только много разных проблем и ситуаций, в которых мы поступали так, как хотели, и были не правы перед Богом. Но не смотря на это, однажды Бог пришел в нашу жизнь и спас нас не по нашим заслугам, а по Своей великой любви и милости.
В Израиле во времена Иисуса влиятельной религиозной группой были фарисеи. Они следили за исполнением закона и являлись высокообразованными людьми. Однажды они решили найти в учении Иисуса Христа какую-нибудь зацепку, чтобы предать Его смерти. Это описывается в Евангелии от Матфея: «А фарисеи, услышавши, что Он (Иисус) привел саддукеев в молчание, собрались вместе. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим»: это есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобная ей: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на этих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матфея 22:34-40).
Сегодня мы стараемся исполнять эти две заповеди. Стараемся любить ближнего, как самого себя. Но проблема в том, что сами к себе мы не можем относиться хорошо, не любим самих себя. И порой также относимся к людям. Не любя себя, мы не любим людей. Возможно, мы не относимся к ним плохо, всего лишь так, как относимся к себе. Отсюда идут серьезные проблемы. Мы злимся на других, потому что злимся на себя, обижаемся на других, потому что обижены на себя, не прощаем других, потому что не можем простить себя.
Мы живем во время благодати и любить всех должны тоже по благодати, то есть тогда, когда, как нам кажется, они этого не заслуживают. Давайте обратимся к Евангелию от Иоанна, где Иисус дает заповедь для нас: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Иоанна 13:34). Здесь Иисус открывает заповедь Нового Завета, на которой построена благодать Божья. Мы должны любить ближнего не как самого себя, а как Иисус Христос возлюбил нас. Он полюбил людей намного больше, чем они Его. Сегодня мы должны относиться к людям так же, как Иисус относится к нам. Если с нами поступают плохо, не отвечать тем же. Если мы будем относиться к людям с позиции благодати Божьей, то сможем любить их независимо от того, как они к нам относятся. Любить так, как Христос возлюбил нас. Это то, что перевернуло учение фарисеев. Иисус упразднил законнические отношения между людьми. Он поставил благодать во главу угла.
Есть три причины, которые мешают любить людей:
1. Грех. Из-за греха сердце ожесточается. Человек становится неспособным признавать свои ошибки. Систематический грех убивает всякое осознание греха, приходит ожесточение в сердце и неспособность любить ни людей, ни Бога.
2. Самоправедность. Когда человек думает, что он сам всего достиг, и выглядит очень важным в своих глазах. Иисус рассказал про таких людей притчу: «Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что этот пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Луки 18:9-14). Фарисей, убежденный в своей самоправедности, не способен был любить мытаря. Люди, которые наполнены гордостью и самоправедностью, не способны любить других, потому что считают всех остальных недостойными. Фарисей был оправдан самим собой, а мытарь ушел оправданный Богом.
3. Религиозность. Это враг веры. Она убивает всякое чувствование в человеке, он не способен правильно воспринимать людей и любить. Законники искали не того, как выразить свою любовь к Иисусу, а как убить Его. Религиозные люди настолько фанатично отстаивают свои догмы, что готовы убить за них.
Хочу привести один яркий пример того, как любовь Божья изменяет людей, и они начинают любить других так, как Иисус любит их. Это описано в Евангелии от Луки, в 19 главе. Здесь говорится об одном молодом человеке, которого нельзя было назвать красавцем, к тому же он был маленького роста, у него практически не было друзей. Его имя Закхей. Когда он вырос, то решил рассчитаться со всеми обидчиками и устроился работать в налоговые органы того времени, стал налоговым инспектором, мытарем. Знаете, что такое налоговый инспектор, обиженный на жизнь? Это взяточник. В то время мытарей не любили, потому что они были несправедливыми. Но однажды Иисус проходил мимо, Закхей из-за своего маленького роста залез на дерево, чтобы лучше Его видеть. А Иисус, взглянув на него, сказал: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Луки 19:5). Когда Иисус пришел в его дом, любовь Божья коснулась сердца Закхея, он получил рождение свыше. Как это понять? Закхей сказал Иисусу: «Господи! половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Луки 19:8). Он начал любить людей так, как Иисус любил его. Когда Божья любовь наполнила жизнь Закхея, это сразу стало видно, произошла переоценка ценностей. Когда приходит Иисус, происходит искреннее покаяние, приходит любовь, искренность по отношению к людям. Это новая заповедь, на которой строится благодать. Благодать не может строиться на старой заповеди, на законе, но на новой: «Будем любить друг друга, как Иисус возлюбил нас».