Чаша благословения и хлеб избытка
В пасхальную неделю люди ведут себя особенно религиозно. Человек может не ходить в церковь, не читать Божье слово, не молиться, но когда наступает праздник Пасхи, все становятся очень набожными. Для многих из нас ритуалы и традиции стали проявлением некой божественной натуры в человеке. Праздник Пасхи — это хорошая возможность говорить людям о Христе. В это время люди, как никогда, открыты для Господа.
Однажды к Иисусу пришли ученики и спросили, что им делать с теми людьми, которые делают вид, что поклоняются. Иисус ответил, что рад этим людям, потому что даже если они делают вид, что поклоняются, они уже не выступают против Бога. Господь сотворил человека таким образом, что куда бы он ни шел, его дух будет искать Господа. И люди находят Господа, находят живое общение с Ним, даже если это происходит на фоне каких-то ритуалов и традиций.
Я хотел бы, чтобы мы вспомнили тот день, когда приближались два абсолютно противоположных по своему значению события. Всё самое коварное, самое изощрённое, омерзительное в человеке двигалось навстречу самому лучшему и благословенному из того, что могло быть приготовлено Богом для людей. Эта встреча произошла на Голгофе. Человеческое предательство встретилось с Божьим прощением, милостью и искуплением. Библия описывает эти события таким образом (Евангелие от Матфея, 26 глава, 17–29 стихи).
Господь открывает ученикам тайну. До того дня народ израильский праздновал Пасху. Это время, когда Бог чудесным образом вывел народ израильский из египетского рабства, день, когда ангел Божий прошёл и не погубил первенцев из семей народа израильского, так как косяки их дверей были помечены кровью жертвенного агнца по слову Господа. Это был пророческий праздник. Отмечалось событие, которое ещё не произошло. Писание называет Ветхий Завет «тенью будущего». Если до дня Воскресения Иисуса Христа Пасха была праздником израильского народа, то после этого знаменательного события она перестала быть национальным праздником. Иисус стал искупительной жертвой, Он стал Агнцем Божьим за каждого человека, живущего на Земле. Сын Божий упразднил всю строгость закона того времени, потому что наказанием за грех была смерть. Он отдал Себя в жертву, чтобы доказать несостоятельность закона, чтобы показать, что есть милость, которая превыше всякого закона, что есть Божья благодать, которая искупает каждого человека от греха. Иисус многократно говорил о том, что Он пришёл не нарушить закон, а исполнить его. И Он, действительно, исполнил закон.
В Евангелии от Луки также очень интересно описываются эти события (22 глава, 21–24 стихи): «И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку, которым Он предается. И они начали спрашивать друг друга, кто бы из них был, который это сделает. Был же и спор между ними, кто из них должен почитаться большим». Это происходило во время Вечери.
Вечеря была для Иисуса очень важным временем, началом того пути, который Он должен был пройти. Он знал, что будет проходить этот путь в одиночестве, что никто из людей не сможет поддержать Его. А незадолго до того ученики подходили к Нему и уверяли, что на них можно положиться, что пойдут вместе с Ним на смерть. И в этих событиях показывается несостоятельность людей, всё их несовершенство. Иисус собрал их, чтобы совершить эту Пасху, и Он, зная о том, что будет, слушал их споры о том, кто из них главнее и важнее. Нас удивляет, что такие незрелые люди стали впоследствии апостолами и евангелистами. В этих двенадцати апостолах заключалась вся сущность и несостоятельность человечества. Бог через них показал нам, какие мы есть на самом деле.
Для чего мы собираемся вечером в четверг перед праздником Пасхи? Это вечер, когда Иисус преломлял хлеб и говорил о Своих страданиях, и о том, что многие разочаруются о Нём и соблазнятся, так как ожидают от Него намного больше. Хлеб, который преломлял Иисус, был прообразом Его распятого тела, а вино — прообразом крови. И Он говорил ученикам, что больше не будет преломлять хлеб и благословлять вино с ними на земле, а приготовит им вечерю на небе. Он прошёл через одиночество, через предательство людей, через все самые худшие проявления человека, которые только можно представить. Мы с вами те люди, о которых Бог сказал: «Все согрешили и лишены Славы Божьей». Кто, как не ученики, знали, кем на самом деле является Иисус Христос? Каждый из них имел откровение о том, что Он — Сын Божий. Как то, когда они были в лодке, Иисус спросил у них, за кого почитает Его народ. Они ответили, что Он — Сын Бога живого. Иисус сказал, что Дух Божий открыл это им. Каждый ученик видел чудеса, которые творил Иисус, видел, что Он льна курящегося не потушил, трости надломленной не переломил. Они были свидетелями того, что Он не сделал ничего плохого людям. И всё доброе, что явил Господь людям, было попрано самыми близкими людьми — его учениками.
Представьте, что ваш близкий друг нуждается в каком-либо органе, например, в почке. Он плохо себя чувствует, а ваша почка по анализам подходит ему. Вы в течение нескольких дней находитесь в больнице, в одной палате, в ожидании операции по пересадке почки. И в это время друг начинает грубить вам, обзывать вас, унижать. Если бы он начал поступать с вами так, как люди поступили с Иисусом, отдали бы вы ему свою почку?
Иисус три дня до смерти выслушивал все проклятия и всё равно добровольно отдал Свою жизнь за людей. Пётр клялся Ему в верности, говорил, что пойдёт за Иисусом на Голгофу, но когда пришли испытания, Пётр отрекся от Господа. Иисусу было очень больно слышать это из уст Петра. В этом и заключается человеческая природа, наша несостоятельность. В трудных обстоятельствах жизни мы всегда думаем о себе больше, чем о ком-то другом. А Бог показал нам, что в стеснённых обстоятельствах жизни Он не перестаёт думать о нас, не перестаёт дорожить нами, любить и прощать до самой смерти. И этот чистый четверг — хорошая возможность для нас посмотреть на две противоположности: греховную природу человека и праведную сущность Господа, который полюбил и простил нас. И нам не нужно как-то особенно очищаться и готовиться, потому что Бог умер за нас, не ожидая, когда мы очистимся, а пролил Свою кровь тогда, когда мы не были готовы.
Что отличает нас с вами от нашего Господа? Он верен даже тогда, когда мы не верны. Он свят даже тогда, когда мы не святы. Он прощает даже тогда, когда мы грешны. Он показал нам путь, истину и жизнь и стал той Жертвой, которая искупила каждого из нас. Когда мы думаем о страданиях Христа, самое время нам размышлять о том, где мы находимся в отношениях с Господом. Действительно ли Он является нашим Богом, действительно ли Он освящает и оправдывает нас, действительно ли мы не предадим Его или Он для нас Господь, чьи страдания мы не оценили и просто что-то ожидаем получить от Него.
Вечеря — это единственный символ, который использует церковь, чтобы напомнить миру о Христе. Это служение, которое свидетельствует миру, что ещё есть прощение и милость благодаря смерти Господней, доколе Он не придёт. А когда Господь придёт, всё встанет на свои места. Бог соберёт Свой народ. Не тех, которые были лучше других, а тех, которые открыли свои жизни и позволили Богу сделать их лучше. Бог омывает нас Своей пречистой кровью и очищает от греха и человеческой мерзости, творя из нас нового человека, который способен любить, прощать и жить, как Он. Апостол Павел говорил о служении хлебопреломления следующее (Первое послание Коринфянам, 11 глава, 26–32 стихи): «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром». Принятие Святыни, которая является прообразом тела и крови Иисуса Христа,?— это то, что отделяет нас от этого мира. Это то, что позволяет Богу очищать и изменять нас. Чаша, которую мы принимаем, является чашей благословения, а хлеб, который мы вкушаем, наполняет нашу жизнь до избытка.