Исполнение Христом Божьих требований
Джастин Тэйлор и Джон Пайпер
«Если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2:21)
«А все, утверждающиеся на делах закона, находятся под клятвою. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона. …Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою». (Гал. 3:10–13)
Классическое протестантское богословие утверждает, что наше спасение целиком и полностью зависит от Христовой работы по нашему прощению и освящению. Мы верим, что Библия учит этой истине. Мы верою принимаем Его заместительную жертву за нас, которая затронула два аспекта. Во-первых, посредством Христовых страданиях и смерти, когда Он был приговорен к смерти на кресте и проклят, мы смогли получить прощение грехов (Галатам 3:13, Римлянам 8:3). Во-вторых, посредством Его праведной жизни, завершившейся смертью, когда Он научился послушанию, мы смогли получить спасение (Евреям 5:8,9). Смерть Христа венчает Его искупительные страдания, благодаря которым мы избавлены от Божьего гнева (Римлянам 3:24, 25; 5:6, 9). Кроме того, эта смерть становится апогеем Его жизни, исполненной совершенной праведности, Божьей праведности, вмененной всем верующим в Христа (2-е Коринфянам 5:21; Римлянам 3:21–22; 4:6, 11; 5:18–19).
Бог совершил во Христе все, что Он требовал от нас в Своем законе. Но в наши дни учение о том, что Христос является не только нашим прощением, но и освящением, подвергается серьезным нападкам. В данной статье я надеюсь не только показать библейское основание учения о вмененной нам праведности Христа, но и указать на причины необходимости защиты данной доктрины.
Проблема Закона
В Послании к Галатам 2:16 Павел трижды говорит нам, что никто не может быть оправдан, никто не может примириться с Богом «делами закона». Контекст данного выражения указывает, по всей вероятности, на «дела», которые совершаются для исполнения закона Моисеева (отметьте для себя взаимосвязь между «Книгой Закона» и «делами закона» в Гал. 3:10, между «законом» в Рим. 3:19, 20 и «делами закона» в Рим. 3:20. Таким образом, термин «закон» относится к Закону Моисееву, а фраза «дела закона» подразумевает «дела Моисеева Закона»).
Закон, данный Богом Израилю, должен был действовать на протяжении ограниченного количества лет. Он требовал от израильтян совершенного исполнения более чем 600 заповедей и постановлений Торы. Спасение можно было получить только в случае неукоснительного следования заповедям Закона (Левит 18:5, Втор. 32:45–47, Рим. 10:5, Гал. 3:10, 12). Таким образом, Закон поддерживал абсолютный стандарт детского, кроткого, полагавшегося на Бога и прославляющего Его совершенного послушания. Все мы обязаны придерживаться данного стандарта. Закон тем самым устанавливал систему нравственности, без которой невозможно понять ветхозаветные жертвы за грех (и в конечном итоге – совершенную жертву Христа).
Но все израильтяне были грешниками, противящимися Богу (Исход 33:1–3, Деяния 7:51). Они не подчинялись Ему (да и не могли подчиняться) (Рим. 8:7). Таким образом, действие закона со всеми его сотнями заповедей в отношении грешного Израиля было следующим. Указание на тайные грехи (Рим. 7:7), увеличение грехов посредством прямого нарушения святой, праведной и благой Божьей заповеди (Рим. 7:12–13) и умножение преступлений (Римлянам 5:20, 4:15). Все вышеперечисленное было частью Божьего замысла в отношении действия закона. «Закон был дан по причине преступлений» (Гал. 3:19). «Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление»
(Рим. 5:20). Закон не может даровать жизнь (Гал. 3:21). Он убивает, умножая грех (Рим. 7:5, 8:13).
Смертоносное предназначение и действие закона подтверждается Павлом в Послании к Галатам 3:12: «Закон не от веры». В последующих стихах мы находим более сильное утверждение в отношении закона: «А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона. …По пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя (Гал. 3:23–25). Но это не значит, что до пришествия Христа не было веры (Рим. 4 гл.). Просто не было веры именно в Самого Христа, каким мы Его знаем сейчас. Действие Закона в долгосрочной перспективе заключалось в приготовлении Божьего народа для Христова служения. Хотя в краткосрочной перспективе закон содержал людей во грехе (Гал. 3:22, 23). Кратковременной целью закона было уничтожать тех, кто нарушал его. Ведь закон состоит из заповедей (Рим. 13:8–9, Ефесянам 2:15), требующих совершенного послушания. Сами по себе, без Духа «дающего жизнь», они не в состоянии научить людей послушанию (2-е Коринфянам 3:6).
Исполнение Христом Божьих требований
Мы не можем получить оправдание посредством Закона (Галатам 2:21, Деяния 13:38–39). Все мы, каждый человек (Римлянам 3:10–12, 19–20) не в состоянии исполнить требования Божьего Закона (Галатам 3:10, 6:13, Иакова 2:10). Но для понимания Божьих требований нам необходимо увидеть, как Христос исполнил эти требования, и в чем они заключались. По Своей милости Бог даровал нам Своего Сына в качестве заместительной жертвы. Это заместительное служение было двусторонним. Обе грани Христова заместительного служения чрезвычайно важны для нашего оправдания. Эти стороны зиждутся на двух фактах: 1. Мы не в состоянии исполнить Божий закон в совершенстве, и посему должны погибнуть. 2. Но Христос исполнил все повеления закона в совершенстве (Евреям 4:15) и поэтому не был достоин смерти. И тем не менее Бог по Своей великой милости даровал нам Христа в качестве великой заместительной жертвы «благословенной замены». Благодаря этому Христос является нашим представителем пред Богом. Он предлагает Богу Свою совершенную праведность вместо нашей неправедности и Свою пролитую кровь вместо нашей. Когда мы принимаем благодать, которую Бог дарует нам во Христе, по вере (Деяния 16:31, 1-е Тимофею 1:15–16, 1-е Петра 1:8–9), тогда Его совершенство вменяется (приписывается или засчитывается) нам, а наша греховная природа вменяется, приписывается, засчитывается Ему. Таким образом, Иисус Своей незаслуженной смертью заплатил за наши грехи (Марк 10:45, 1-е Тимофею 2:5–6, Откровение 5:9). И так Божье требование, чтобы мы были целиком праведными, удовлетворяется вменением нам Христовой совершенной праведности. «А если законом оправдание, тогда Христос напрасно умер» (Галатам 2:21). Но: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти» (Рим. 8:3).
Одним из отрывков Святого Писания, в котором содержится весомое подтверждение учения о вменении праведности Христа всем, кто верует в Него, является 2-е Коринфянам 5:21: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом». Многое можно сказать об этом стихе, но я считаю, что лучшее высказывание на данную тему принадлежит Чарльзу Ходжу.
«Я думаю, что в Святом Писании нет стиха, в котором учение об оправдании было бы представлено так же четко и ясно, как во 2-м Коринфянам 5:21. Наши грехи вменяются Христу, а Его праведность вменяется нам. Он понес наши грехи на Себе, а мы облачились в Его праведность… То, что Христос взял наши грехи на Себя, не сделало Его грешником в нравственном отношении…. Также не стоит думать, что праведность Христа становится нравственным качеством наших душ… Наши грехи стали юридической основой Христовых страданий, дабы таким образом правосудие восторжествовало; а Его праведность является юридической основой для нашего принятия Богом».
Далее Ходж объясняет: «Наше прощение является судебным решением. Это решение основано на том факте, что Иисус взял на Себя наши грехи (1-е Петра 2:24). Тем не менее это не просто прощение, но и, прежде всего, оправдание. Наше предстояние пред Богом в качестве праведных, благодаря тому, что мы облачены в совершенство Христово, дарует нам примирение с Богом».
Нападки на учение
В наши дни это драгоценное учение о том, что Христово совершенное исполнение закона вменено верующим в Него, подвергается нападкам с неожиданных сторон. Недавно я написал книгу под названием «Вмененная праведность во Христе: Следует ли нам забыть учение о вменении Христовой праведности?» В данной книге я попытался объяснить это учение и защитить его с помощью экзегетики. Вы спросите, зачем это нужно пастору, которому необходимо заботиться о своей семье,окормлять паству, готовить еженедельные проповеди, которому нравится библейское душепопечение, который отстаивает расовую справедливость и стремится к тому, чтобы аборты стали неслыханным злодеянием в нашей стране, у которого есть рвение благовествовать всему миру, который поддерживает создание поместных церквей, жизненная цель которого провозглашать Божье всевластие во всех сферах человеческой жизни, дабы люди обрели истинную радость чрез Иисуса Христа, – зачем нужно этому пастору посвящать остатки своего времени и сил рассмотрению споров и противоречий, связанных с учением о вменении Христовой праведности? И зачем нам — пасторам, старейшинам, учителям, инженерам, бухгалтерам, пожарникам, программистам и строителям уделять время рассмотрению подобных вопросов? На последующих страницах я объясню, почему этот вопрос так важен для меня. У меня есть личные причины для этого, но я думаю они применимыми ко всем желающим прославить Христа, подвизаться за веру и укреплять святых.
Ради моей семьи: брак
У меня есть семья, о которой я должен заботиться. Мой брак должен быть крепким и процветающим ради блага моих детей и для Христовой славы. Бог создал брак с целью показать людям святую милость Христа и счастливое подчинение Его Церкви (Ефесянам 5:21–25). В данном случае учение об оправдании верою и вмененной праведности Христа может сделать брак крепким и здоровым.
Временами кажется, что брак просто невозможен. Особенно когда муж и жена пытаются оправдать себя в случае несбывшихся ожиданий. Некоторые наши высказывания заводят нас в ужасающий эмоциональный тупик. Например: «Ты не можешь так поступать, это совершенно неправильно». В ответ мы слышим: «Это ты так считаешь, у тебя слишком завышены требования ко мне». Или: «Можно подумать, ты все делаешь правильно». А зачастую нам вообще нечего сказать в ответ. Мы чувствуем себя бессильными и разбитыми. Кажется, что этот порочный круг самооправдания и жалости к себе невозможно разорвать.
Но что если один или даже оба партнера осознают значимость истины об оправдании только верою. Поймут, что если мы пребываем во Христе, тогда Бог смотрит на нас чрез праведность Иисуса. Таким образом, Бог считает, что мы исполнили все Его ожидания. Ведь нам вменена праведность Христа! А представьте, если это учение так овладеет нашим сознанием, что мы сможем рассматривать его не только как вертикаль (Бог — человек), но и как горизонталь (муж — жена), применяя эту истину в нашем браке. Наши собственные несовершенные попытки применить эту истину приводили к ошеломляющим результатам даже тогда, когда все казалось полностью безнадежным. Это действительно возможно – ради Христа просто сказать: «Я больше не буду оценивать тебя на основании того, сбываются ли мои ожидания в отношении тебя или нет. Ради Христа я буду смотреть на тебя, как Бог смотрит на меня — совершенного и пребывающего во Христе. Поэтому я буду помогать тебе, благословлять, заботиться, даже если у тебя не все будет получаться». Моя жена относится ко мне именно так. Вне сомнений, она поступает так, как говорит апостол Павел: «Прощайте друг друга, как Бог во Христе простил вам» (Ефесянам 4:32). Применяя учение о вменении Христовой праведности на практике, в своем браке, мы можем достичь таких результатов, о которых не могли бы даже помыслить.
Ради моей семьи: дети
Давайте посмотрим на наших детей. Наши четыре сына стали взрослыми. Они уже не живут в родительском доме, но все же поддерживают с нами тесную связь. Каждую неделю мы обсуждаем с ними разнообразные вопросы — личного характера, связанных с работой, отношениями с людьми, богословские. В каждом случае нужно задать основной вопрос: какая библейская истина поможет им в определенной ситуации, подкрепит, направит? Относиться с любовью к детям и внимательно их слушать очень важно. Но если я в своем душепопечении не буду руководствоваться Святым Писанием, тогда мое душепопечение будет бесполезным. Без советов и главенства Библии вопросы не разрешатся сами собой. Эти молодые ребята нуждаются в твердом основании.
Моей дочери Талифе шесть лет. Недавно она решила, что мы всей семьей будем читать Послание к Римлянам. Она только учится читать. Поэтому я помогаю ей, водя пальцем по строке. В начале пятой главы Талифа прервала чтение и спросила: «Папа, а что значит слово «оправданный»?» Ну что сказать шестилетнему ребенку? Может, нужно было сказать: «Есть более важные вещи, на которые следует обратить внимание, поэтому доверься Иисусу и будь хорошей девочкой»? Или сказать, что эта концепция сложна для понимания, и даже взрослые не полностью понимают ее, поэтому сначала ей нужно подрасти? А, возможно, надо было сказать: «Это значит, что Иисус умер вместо нас на кресте, чтобы все наши грехи были прощены»? Но я сделал по-другому. Я совершенно спонтанно придумал историю о двух осужденных преступниках. Один был невиновен, а другой действительно был виновен в совершении преступления. На основании свидетельских показаний невиновного человека судья оправдал. Судья сказал этому человеку, что тот является законопослушным гражданином и может быть свободен. Но другой человек был виновен, потому что все люди видели, как он совершал преступление. Догадайся, что произошло далее? Судья также его оправдал! Он сказал этому человеку: «Я рассматриваю тебя в качестве законопослушного гражданина, со всеми правами и обязанностями в этой стране» (А не как помилованного преступника, которому нельзя полностью доверять, и гражданские свободы которого ограничены). И эта история озадачила Талифу.
Она не полностью понимала проблему, но чувствовала, что здесь что-то не так. Поэтому я спросил: «Это трудно понять, не так ли, Талифа? Как мог судья сказать, что человек, нарушивший закон, является теперь законопослушным гражданином, благочестивым человеком со всеми правами в этой стране? Почему он не отправил его в тюрьму, почему не наказал?» Талифа не знала, что сказать. Тогда я прочитал 5 стих 4 главы Послания к Римлянам: «Бог оправдывает неправедных». Она наморщила в ответ свой лобик. Тогда я сказал, что она согрешила, я согрешил, все мы являемся этим вторым преступником. И, когда Бог оправдывает нас, Он знает, что мы нечестивые грешники, нарушающие закон. Затем я спросил Талифу: «Что же такого сделал Бог, что дало Ему право сказать нам грешникам: «Вы невиновны. В Моих глазах вы не нарушаете Закон. Вы праведны. И вы можете наслаждаться правами и свободами этой страны»?»
Она знала, что это каким-то образом связано с Иисусом, с Его приходом на землю и смертью вместо нас на кресте. У Талифы уже был определенный багаж знаний по этому вопросу. И теперь мне следовало расставить все по своим местам. Наш ответ на данный вопрос будет зависеть от того, верим ли мы во вменение Христовой праведности. Если да, тогда мы скажем ей, что Иисус полностью исполнил Закон. Он ни разу не согрешил. Иисус исполнил все требования Судьи. Мы скажем ей, что Иисус не только взял на Себя наше наказание, но также исполнил Закон вместо нас. Мы скажем, что если она будет верить в Иисуса, тогда Бог Судья вменит ей Христово наказание и праведность. Иисус понес наказание и исполнил Закон вместо нее. Таким образом, когда Бог «оправдывает» ее, провозглашая ее прощенной и праведной девочкой, хотя она и не была наказана и не исполнила Закон, Он делает это благодаря заместительному служению Христа. Иисус – ее праведность. Иисус – ее наказание. Вера в Иисуса приводит к тому, что Он становится ее Господом и Спасителем, ее совершенством, ее прощением.
Тысячи христианских семей никогда не проводили подобных разговоров со своими детьми. Ни когда им было шесть лет, ни шестнадцать. Поэтому не следует удивляться слабому состоянию наших церквей, поверхностности многих молодежных служений и массовому уходу молодежи из церквей после окончания средней школы. Но если родителей каждую неделю убеждают с церковных кафедр, что это учение не имеет значения и бесполезно, тогда как они могут учить своих детей? Поскольку у меня есть семья, я должен понимать основополагающее учение моей веры для того, чтобы доступно объяснить его детям любого возраста. Г. К. Честертон писал: «Самое древнее учение следует преподавать самым юным».