Безусловное избрание и непреодолимое изволение Божье
15 декабря 2002 г.
Послание к римлянам 9:6–13
«Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; 7 и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: В ИСААКЕ НАРЕЧЕТСЯ ТЕБЕ СЕМЯ. 8 То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. 9 А слово обетования таково: В ЭТО ЖЕ ВРЕМЯ ПРИДУ, И У САРРЫ БУДЕТ СЫН. 10 И не одно это; но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. 11 Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило 12 не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: БОЛЬШИЙ БУДЕТ В ПОРАБОЩЕНИИ У МЕНЬШЕГО, 13 как и написано: ИАКОВА Я ВОЗЛЮБИЛ, А ИСАВА ВОЗНЕНАВИДЕЛ».
Сегодня наша цель и необъятна, и вместе с тем ограничена. Мы сфокусируем внимание только на 11 и 12 стихах: «Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего». Наша цель – просто понять указанную Павлом причину того, о чём было сказано Ревекке, когда Иаков и Исав еще не родились и не сделали ничего доброго или худого, а именно, что «больший будет в порабощении у меньшего», и выяснить, как мы можем применить это в наших жизнях.
Почему Бог так поступил? Частично ответ даётся в 11-м стихе: «…дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего». Именно по этой причине об избрании Иакова стало известно ещё до его рождения. «Дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего». Это мы и хотим понять.
Я призываю вас прочувствовать значимость этих слов Павла. Когда Бог говорит нам, почему Он делает что-то настолько существенное для вечности, как, например, безусловное избрание, Он при этом сообщает нам о первоочередной действительности – то есть о Его действительности, что намного существенней и важнее, чем все человеческие знания. На свете нет более великого знания, чем понимание того, почему Бог совершает Свои главные деяния. И рассматриваемые нами слова являются одним из таких грандиозных по своему значению знаний. Почему, Господи, Ты совершаешь это великое дело – безусловное избрание? Ответ: «Чтобы Моё изволение в избрании происходило не от дел, но от Меня, Того, Кто призывает».
Итак, мой план изучения этого отрывка выглядит следующим образом: во-первых, мы рассмотрим фразу «изволение Божие в избрании» и поразмыслим над тем, что она значит: во-вторых, мы рассмотрим фразу «не от дел» и узнаем, какую роль она играет в Божьем изволении; в-третьих, мы рассмотрим фразу «но от Призывающего».
«Изволение Божие в избрании»
Итак, первое. Что означает фраза «изволение Божие в избрании»? В оригинале конструкция дословно звучит как «соответствие изволению избрания». То есть фраза «в избрании» означает изволение. Но какое? «Соответствие изволению избрания». В Послании к римлянам 11:21 встречается такая же грамматическая конструкция в фразе «соответствие природе ветвей». Все варианты переводов на английском языке звучат как «природные ветви». То есть фраза «соответствие природе» была переведена одним словом – прилагательным. Это хороший английский вариант перевода, к тому же он несет правильное значение. Таким образом, данный отрывок из Послания к римлянам 9:11 мы могли бы перефразировать так: «соответствие изволению избрания» можно перевести как «избирательное изволение».
Другими словами, Божье изволение по крайней мере частично определяется избранием. Божье изволение не было бы тем, чем оно является, если бы не существовало никакого избрания. Изволение, по сути, заключается в избрании. Но каково оно? Как мы можем установить, что есть Божье изволение в избрании – Божье избирательное изволение?
Давайте рассмотрим три наиболее близких по смыслу параллельных места в посланиях Павла, где он использует слово «изволение», и сопоставим их с 11-м стиху.
Послание к римлянам 8:28
Давайте рассмотрим сначала отрывок из Послание Павла к римлянам 8:28: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу». В данном отрывке он пишет, что Бог Сам призывает людей к Себе, но здесь есть кое-что помимо этого призыва, а именно – Божье изволение, ведущее того, кого Он призывает, и именно таким образом, как Он призывает. Мы призваны «в соответствии с Его изволением». То есть Божье изволение имеет непосредственное отношение к тому, как Он совершает работу спасения, и в данном случае это Его призыв.
2-е Послание к Тимофею
Теперь давайте обратимся ко 2-му Посланию Павла к Тимофею 1:9. Здесь он снова связывает между собой то, как Бог призывает Своих людей, и Его изволение. «Спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен». В этом отрывке мы видим четыре аспекта:
- во-первых, Божье изволение вечно – как написано «прежде вековых времён». Оно не берёт своё начало откуда-либо и не является следствием чего-либо. Оно существовало извечно;
- во-вторых, Божье изволение было связано со Христом ещё прежде вековых времён. Христос появился не позже него. Божье намерение уже было в Нём и через Него ещё прежде вековых времён;
- в-третьих, Божье изволение связано с благодатью. «По Своему изволению и благодати». Это милосердное намерение. Оно предназначено для упражнения благодати;в-четвёртых, изволение Божье исключает дела как основание для призыва ко спасению: «Спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению». Его собственное изволение и является основанием для Его призыва, и никак не наши дела.
Послание к ефесянам 1:4–6, 11
Третье соответствующее параллельное место находится в 1-й главе Послания к ефесянам. Сначала прочтем 11-й стих, а потом 4–6 стихи. В Ефесянам 1:11 написано: «В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены [к тому] по определению Совершающего все по изволению воли Своей». Отметьте здесь для себя две вещи.
- Во-первых, не только наше призвание Им, но также наше предназначение происходит «по изволению Его воли». Таким образом, Божье изволение управляет процессом Его предназначения нас;
- Во-вторых, Павел пишет, что это свободное и независимое изволение, не управляемое никем иным, кроме Бога. Написано: «по определению Совершающего все по изволению воли Своей». Каков же смысл сказанного, что Этот Волеизъявитель «по определению совершает всё по изволению Своей воли»?
- Смысл заключается в том, что Он управляет всем, и что Он не основывает Свою власть лишь и только на чём-то в человеке или природе, но на Себе Самом. «Совершающего все по изволению воли Своей». Не мы принимаем окончательное решение в следовании Божьей воле, но только Бог.
Следующий стих (12-й) подходит вплотную к определению Божьего изволения. Он является продолжением 11-го стиха и говорит нам, каково же намерение Того, Кто совершает всё по изволению Своей воли, – «дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа». Иными словами, Он совершает все Свои дела, чтобы мы были «похвалой славы Его». Его замысел – хвала Его славы.
Это ещё более подчёркнуто в 4–6 стихах. Давайте проследим утверждения изволения до их кульминации в 6-м стихе: «Так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, 5 предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, 6 в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном». И вот, снова мы видим, что Божье изволение заключается в том, чтобы принести похвалу славы Его благодати. Всё избрание, всё предназначение, всё призвание и всё искупление соответствует Его изволению – для похвалы славы Его благодати.
Каково же Божье «изволение»?
Итак, вернёмся к Посланию к римлянам 9:11. Бог осуществил безусловное избрание Иакова, предпочтя его Исаву, «дабы изволение Божие в избрании происходило». Делая вывод из всего, что мы рассмотрели выше, включая контекст данной главы, я бы выразил суть изволения так: Божье изволение заключается в том, чтобы Его знали, прославляли и наслаждались Им , бесконечно славным в Его свободной и суверенной благодати. Это и есть то самое изволение, которое правит всеми делами Господа. Он избирает, предназначает, призывает, искупает, оправдывает, освящает и прославляет до сих пор – согласно Своему изволению, чтоб Его знали, любили и воспевали как бесконечно славного в Его свободной и суверенной благодати.
- Под выражением «бесконечно славный» я подразумеваю «совершенно прекрасный» и «безмерно великий».
- Под словом «свободный» я имею в виду то, что решающая причина всего происходящего во вселенной заключается в Нём Самом, и ни в ком другом. Решающее влияние на все, что случается в мире, исходит от Бога. Он совершает не только кое-что, но всё по изволению Своей воли. Он Один во всей вселенной обладает свободой окончательного самоопределения.
- Под словом «суверенный» я имею в виду, что ничто не может препятствовать Ему делать то, что Он больше всего желает.
Божье изволение заключается в том, чтобы Его знали, любили и прославляли как бесконечно славного в Его свободной и суверенной благодати. И это изволение «соответствует избранию» – оно есть избирающее изволение, потому что если бы Бог не избирал безусловно, Он не был бы свободным, суверенным и славным.
- Он не был бы свободным, потому что тогда сами люди, а не Бог, определяли бы своё избрание. Он был бы не до конца свободен, потому что должен был бы подтверждать их личное самоопределение.
- Он не был бы суверенным, потому не мог бы успешно совершать то, что Он желает совершать, так как Ему снова и снова препятствовал бы самоопределяющийся человек.
- Он не был бы славным, потому что Божья абсолютная свобода и суверенитет, которые являются сущностью славы Его благодати, не могли бы реализоваться.
«Не от дел»
Чтобы показать последний в этом отрывке важный момент, Павел использует отрицание и утверждение в конце 11-го стиха: «Дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего».
Сначала давайте рассмотрим отрицание. Бог избрал Иакова, предпочтя его Исаву, «не от дел». Это придаёт важный оттенок значению первой части 11-го стиха, где Павел пишет: «Когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого». Эти слова подчёркивают то, что Бог избрал Иакова ещё до его рождения и до того, как проявились его достоинства или пороки. Но дальше Павел пишет, что этот выбор был сделан не «на основании дел». Значит, значение здесь имеет не время. Основание – вот что важно. Бог избрал Иакова не благодаря делам, которые тот уже совершил. Он также не избрал его и по делам, которые он совершил бы позже.
Другими словами, Павел исключил любое предвидение добрых дел, совершённых Иаковом, или злых дел, совершённых Исавом. Бог говорит: «Моё избрание никоим образом не основано на делах: ни на уже совершённых, ни на незавершённых, но о которых известно заранее; также ни на незавершённых и заранее неизвестных. Я избираю свободно. Такова Моя слава. И Моё изволение соответствует такому избранию, потому что Моё изволение заключается в том, чтобы Меня знали, наслаждались и воспевали как бесконечно славного в Моей свободной и суверенной благодати».
Наконец, рассмотрим утверждение, написанное в конце 11-го стиха. Почему Павел писал: «Дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего»? Это поразительно, насколько прост этот контраст между делами и верой, который использует Павел. В 32-м стихе 9-й главы он пишет: «Потому что [искали] не в вере, а в делах закона». В 28-м стихе 3-й главы он говорит: «Человек оправдывается верою, независимо от дел закона». А в Послании к галатам 2:16 он же говорит: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою». И когда мы читаем, как Павел говорит «не по делам», то естественно ожидаем, что он также добавит «но по вере».
«Но от Призывающего»
Но это вовсе не то, что он подразумевает в данном отрывке. Он пишет: «Не от дел, но от Призывающего». Почему? Потому что вера – это условие оправдания, но она не является условием избрания. Избрание – безусловно. Но вот оправдание является условным. До того как стать оправданными, мы должны поверить в Иисуса Христа. Но до того как поверить в Него, мы должны стать избранными и призванными. Бог не избирает нас потому, что мы поверим. Он избирает нас именно для того, чтобы мы поверили.
Особенно обратите внимание на то, как Павел это говорит. «Дабы изволение Божие в избрании происходило… от Призывающего». Заметьте, здесь не сказано, что Его изволение происходит из-за того, что Он призвал человека. В данном отрывке говорится «от Призывающего». Когда-нибудь Бог призовёт Своих избранных. Но избрание Им человека не основано на этом призвании. Оно основано на Нём Самом и Его свободной и суверенной воле призвать.
Поэтому можно перефразировать данный стих так: «Дабы изволение Божье в избрании происходило не от предвиденных дел или от предвиденной веры, но только от Него – только от Бога». То есть Бог и является первоосновой для Божьего избрания человека. Это попросту ещё один из способов сказать, что Бог, для того чтобы быть Богом, должен быть свободным и суверенным. Такова Его слава. Это и значит быть Богом.
Применение в нашей жизни
Осталось ещё так много того, над чем стоит поразмыслить, – намного больше, чем мы рассмотрели в этой статье. Но на данный момент нам стало абсолютно ясно, как можно применить это в жизни. Если изволение Божье вытекает из самой сути того, что значит быть Богом (чтобы Его знали, любили и прославляли как бесконечно славного в Его свободной и суверенной благодати), тогда смысл нашей жизни становится нам вполне ясен. Мы живём для того, чтобы знать, любить, прославлять и выражать славу свободной и суверенной благодати Божьей. Мы живём, чтобы видеть, наслаждаться и воспевать – распространять любовь – славу Божьей благодати.
И понимание этого смысла дает нам в жизни твердую уверенность: это изволение Божие устоит. И все, кто во Христе, устоят в этом изволении. Посему до тех пор, пока вы живёте, отдавайте себя целиком и полностью именно этой великой цели. Все избранные Христом восторжествуют, Божье изволение устоит, оно нерушимо.