Ревекка-мать
Дорогие читательницы! В прошлом номере мы рассматривали 24 главу книги Бытие, где подробно описывается сватовство Ревекки Исааку. Вымоленная у Бога невеста едет навстречу своему жениху. Встреча состоялась в поле, куда Исаак вышел поразмыслить. Их глаза встретились — и они полюбили друг друга с первого взгляда. Это была чистая, небесная любовь, которая излилась в их сердца по молитвам отца Исаака — мужа веры Авраама, а также его верного слуги Елиезера.
Итак, милая, услужливая, невинная, скромная Ревекка стала женой Исаака. Она вошла в семью Авраама — родоначальника еврейского народа, отца всех верующих. Исаак возлюбил ее без предварительных знакомств и тайных свиданий, даже первая их встреча состоялась в присутствии Елиезера. Как это красиво, чисто и благословенно в Божьих глазах!
И утешила Исаака в печали по матери его. Своей нежностью, добротой Ревекка утолила его сердечную тоску. А ведь ему было уже сорок лет (Быт. 25:20) — зрелый мужчина со сформировавшимся характером. Добродетельная жена умеет утешать, ободрять, поддерживать мужа в тяжелую минуту. Живя в шатре Сарры, в котором Ревекка ничего не изменила и не выбросила ради своего любимого мужа, затаив дыхание, она слушала о чудных Божьих обетованиях и о том чуде, которое совершил Господь над ним однажды на одной из гор в земле Мориа (Быт. 22:2), и о многом другом. Восхищаясь их верой и благословениями, она вновь и вновь благодарила Бога, что именно для нее Он сохранил Исаака — этого верой ждали его родители 25 лет!
Интересно, что Авраам, овдовев, не торопил сына жениться, как это часто делаем мы, родители, указывая своим сыновьям (и даже дочерям) на возраст и говоря, что им уже «пора». Он молился — и Господь чудесным образом ответил в назначенное Им время.
Исаак и Ревекка знают и помнят Божьи обетования, данные Аврааму: «...Я сделаю тебя отцом множества народов. И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя... Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя» (Быт. 17:5-7). Но вопреки всем Божьим обетованиям — Ревекка неплодна. Опыт родителей научил Исаака обо всем просить у Бога. «И молился Исаак Господу о жене своей... и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его» (Быт. 25:21). Давая нам обетования, Господь хочет научить нас полагаться на Него с верой и ждать. Господь услышал Исаака — и новая эра начинается в этой семье. Господь верен — Он исполнил Свое обещание. Через двадцать лет бездетного брака Ревекка становится на путь материнства (стих 26). Мы видели ее юность, смиренное начало семейной жизни, а теперь рассмотрим ее как мать.
Господь дал женщине познать счастье материнства. Адам назвал свою жену Евой (Быт. 3:20). Ева — жизнь. Женщине дано вынашивать новую жизнь в себе. Бог сказал ей в Эдемском саду: «умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей» (Быт. 3:16). Первая беременность для женщины — и радость ожидания, и тревога, и переживание, и страдание. Как ждала Ревекка этого долгие годы! А теперь, почувствовав в себе жизнь, которую дал ей Сам Господь, и поняв, что дети в утробе уже бьются, она сказала: «если так будет, то для чего мне это?» (Быт. 25:22). Видимо, она представляла себе радость материнства по-другому, а когда все произошло именно так, как хотел Бог, она говорит: «для чего мне это?»
О, как мы порой похожи на Ревекку! Прося чего-то у Бога, мы заранее представляем себе, каким должен быть ответ, и, не получив его таким, говорим Богу: «Если это так, то для чего мне это»? Вспомним Марию, мать Иисуса: имея нелегкую беременность, она смиренно сказала, что она раба Господня, и исполняла волю Отца небесного без ропота и сомнения.
А Ревекка, уже зрелая женщина, испугалась, что детей будет двое, и минутная слабость побудила ее к молитве. Она знает, что нужно делать, когда путь, которым ведет тебя Господь, неясен тебе: «И пошла вопросить Господа» (стих 22). Для Него нет маловажных дел, и Он ответил ей: «два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему» (Быт. 25:23). Это было Божье откровение, пророчество о будущем ее детей.
«И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее» (стих 24). Сколько радости было в семье патриарха Авраама, когда исполнилось обещание Господне в этих двух мальчиках! Именно они продолжат этот святой род: старший — Исав, меньший — Иаков. Ревекка поняла, что обетование принадлежит Иакову. Она помнит это все годы и следит за этим.
«Дети выросли...» (Быт. 25:27). Исав стал искусным охотником и много времени проводил в полях и лесах. Иаков больше находился дома в обществе матери и деда, Авраама. Стих 28 открывает нам отрицательные черты характеров Исаака и Ревекки — долгожданные дети не соединили, а разделили их! Кажется, от нежных добрых отношений не осталось и следа — семья разделилась надвое: Исаак любит Исава, Ревекка любит Иакова. Появились «мой» и «твой», «папин» и «мамин». Отцы обычно любят и гордятся сильными, смелыми, мужественными сыновьями. Слабые, домашние — это «маменькины сынки». Могли ли при таких условиях развиваться братские чувства и сердечность между этими детми? Нет! А жизнь продолжается, и ошибки родителей, как снежный ком, разрастаются все больше с каждым днем.
Очень интересен еще один факт: «Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его...И сварил Иаков кушанье...» (Быт. 25:28-29). Удивительно, но каждый в этой семье готовит себе то, что ему по вкусу! Мать перестала заботиться о пище для всей семьи, особенно к приходу детей. Может быть, поэтому усталый, измученный Исав, не найдя в тот день ничего покушать, отдает свое первородство Иакову за чечевичную похлебку? (стих 34). Как несчастна та семья, в которой каждый готовит только для себя: один жарит яичницу, другой варит макароны, третий еще что-то... Но только семейную, совместную трапезу благословляет Бог! Как счастлива мать, когда вся семья вместе, и хотя едят самую скромную пищу, но с благословением Господним!
Следующий факт приносит семье еще больше горя: Исаак состарился, притупилось его зрение, и он собирается умирать, а потому решает срочно благословить старшего сына Исава по закону первородства. Притупилась ли память Исаака, как и зрение, или вкусная пища, которую готовил ему любимчик, пленила его, но он забыл обетование Божье, что больший будет служить меньшему. И, призвав Исава, он просит: «приготовь мне кушанье, какое я люблю, и принеси мне есть, чтобы благословила тебя душа моя...» (Быт. 27:4).
Что делает в этот момент Ревекка? Зорко наблюдая за мужем и старшим сыном и подслушав их разговор, она понимает намерение Исаака. Помня обетование Божье, она, тем не менее, не спешит вопросить Его, как при беременности, а быстро принимает свое решение. Это был жгучий момент испытания веры Ревекки — даже слова мужа о его скорой смерти не тронули ее сердца и не изменили ее намерений! Разве пожилой Исаак не послушался бы ее слов, если бы она с любовью напомнила ему Божье обетование об их детях? Разве он не пожелал бы ожидать того времени, которое назначил Бог, если бы Ревекка предложила ему? Но нет! Ревекка не хочет вопрошать Бога, не желает советоваться с мужем — он для нее не авторитет, у нее нет времени ждать. Она стала своевольной, деспотичной матерью. Она решает все сама!
«Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе» (Быт. 27:8). Она не просит, не советует — приказывает! И сама готовит Исааку кушанье, какое он любит. Иаков переживает, боится обманывать отца, боится проклятия (стихи 11-12). А что же говорит Ревекка? «На мне пусть будет проклятие твое, сын мой; только послушайся слов моих...» (стих 13). Какой ужас, какие страшные слова! Она ослеплена — не боится ни лжи, ни проклятия; она думает, что цель освящает средства достижения ее... Но даже добрая цель не оправдывает и не улучшает скверных способов ее достижения!
Далее описано, как они обманули старого отца, обложив руки и шею Иакова кожей козлят. Исаак сомневается и удивляется, как мог Исав так скоро найти дичь. А Иаков, по примеру матери, оправдывает свой поступок ложью, не боясь для убедительности упомянуть Самого Бога! И говорит отцу: «потому что Господь Бог твой послал мне навстречу» (Быт. 27:20). Как страшно творить грех, защищая свою ложь именем Бога! Исаак сомневается и, чтобы удостовериться, что это Исав, ощупывает Иакова. Он говорит: «голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы» (стих 22). Сколько печали в этих словах... Разве может отец перепутать голоса своих детей? Но он обманут, обманут любимой женой и сыном! Нет ничего больнее, чем обман от самых дорогих и близких тебе людей!
Как только Исаак благословил Иакова, пришел Исав с ловли своей (Быт. 27:30-31). Он приготовил кушанье, принес отцу и просит благословить его. Исаак спросил: «кто ты?» Он ответил: «я сын твой, первенец твой, Исав... И вострепетал Исаак весьма великим трепетом...» (стихи 32-33). И сказал ему Исаак: «брат твой пришел с хитростью и взял благословение твое» (стих 35). «Неужели, отец мой, одно у тебя благословение? Благослови и меня, отец мой! И возвысил Исав голос свой и заплакал... И возненавидел Исав Иакова за благословение, которым благословил его отец его; и сказал Исав в сердце своем: приближаются дни плача по отце моем; и я убью Иакова, брата моего» (стихи 38, 41).
Когда Ревекке пересказаны были слова Исава, она сказала Иакову: «встань, беги к Лавану, брату моему, в Харран; и поживи у него несколько времени, пока утолится ярость брата твоего, пока утолится гнев брата твоего на тебя, и он позабудет, что ты сделал ему. Тогда я пошлю, и возьму тебя оттуда. Для чего мне в один день лишиться обоих вас? »(Быт. 27:43-45). Вот так закончилось то «благословение», которое Ревекка отвоевала для сына обманом. Братья становятся врагами, Иаков бежит из родного дома и скрывается 20 лет в Харране. Там он пожинает то, что посеял. Он обманул отца и брата, — за это сам будет обманут десять раз (Быт. 31:41). А как жестоко обманут его сыновья, продав Иосифа в рабство! (Быт. 37:18-28). Никогда жизненное благополучие не строится на лжи. Обещание Ревекки забрать Иакова не исполнилось. Вернувшись через двадцать лет, он не нашел своей любимой матери, а Исаак, который собирался умирать, все еще жил.
Хотя нигде в Библии Господь не порицает Ревекку за ее действия, как и Сарру за Агарь, но это уроки для нас, чтобы мы на их примере научились, как нам не должно поступать. Сколько горя и сердечной боли пережили Ревекка и Исаак из-за вражды между их сыновьями, а ведь это было по их собственной вине! Прекрасная, нежная, любящая жена Исаака, став матерью, совершает много ошибок, показав нам, что не начало спасает, а конец.
Итак, первая ошибка: каждый из них имеет любимчика; вторая ошибка: нет совместной семейной трапезы; третья ошибка: мать подслушивает разговор отца и сына; четвертая ошибка: она пренебрегает авторитетом мужа и не желает советоваться с ним; пятая ошибка: ослепленная любовью, учит сына лгать, посеяв вражду в собственном доме; шестая ошибка: советует Иакову бежать из родного дома. В результате — рождение детей не скрепило их любовь, а разделило их и принесло этой семье много горя.
Позже премудрый Соломон напишет: «Благословение Господне — оно обогащает, и печали с собою не приносит» (Пр. 10:22). Сколько печали принесло Ревекке это ворованное «благословение»! Она лишилась любимого сына и никогда больше не видела его, хотя обещала забрать его (Быт. 27:45), она не рада была жизни от жен Исава (Быт. 27:46). Как страдала эта уже немолодая женщина — ее жизнь стала просто невыносимой! Возможно, эти страдания смирили ее и привели к Богу. Может быть, от этой тоски и неизвестности она ушла из жизни раньше Исаака?
Господь предсказал благословение Иакова, но как это должно было произойти, мы не знаем, потому что Ревекка решила собственными силами осуществить Его план. О, матери, сколько горя причиняем мы себе и детям своей слепой материнской любовью! Кто-то сказал: «Назначение женщины как матери до высшей степени важно и серьезно». Жизнь, которую дает нам Господь и которую мы носим под сердцем, требует самой большой заботы! И самой важной задачей матери является воспитание детей. Не потому ли апостол Павел пишет: «спасется через чадородие, если пребудет в вере, любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2:15)?
Влияние матери сильно проявляется в жизни детей; то, что она делает для них, даже если это не кажется особо важным на первый взгляд, проявится однажды в вечности. Господи, исполни нас Святым Духом, научи нас верить и любить, чтобы в чистоте и святости воспитать достойное поколение для Царствия Твоего!
Ольга Мокан