Хананеянка
«О, женщина! Велика вера твоя;
да будет тебе по желанию твоему»
Все мы, познавшие Господа, много знаем о молитве. «Должно всегда молиться и не унывать» (Лк. 18:1); «непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17); «в молитве будьте постоянны» (Рим. 12:12; Кол. 4:2); «много может усиленная молитва праведного» (Иак. 5:16) и т.д.
Но вот постигло нас горе, болезнь, разлука с любимым человеком — как тогда действуют эти знания о молитве в нашей жизни? Умеем ли мы практически не унывать, быть постоянными в молитве и, самое главное, воспринимать это все как должное? Однажды, когда я читала знакомую с детства историю о женщине-хананеянке, Господь открыл мне эту женщину в новом для меня свете.
...Весть об Иисусе молниеносно разносилась по всей земле иудейской. И вот, узнав о Его удивительных делах, делегация фарисеев и книжников пришла из Иерусалима в Галилею, чтобы учинить Ему допрос по причине того, что Его ученики ели хлеб неумытыми руками. Иудейские вожди укоряли Иисуса (Мк. 7:1-5). Приняв укор, Иисус, в свою очередь, спросил их, почему они нарушают заповедь Божью, и процитировал пророчество Исайи, назвав их лицемерами. Обратившись ко всему народу, Он сказал: «Слушайте и разумейте: не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф. 15:10-11).
Чтобы положить конец этой дискуссии, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. Это побережье Финикии, где жили язычники. В Тире и Сидоне процветало идолопоклонство и распутство. Тир находился примерно в 50 км от Галилеи, а Сидон примерно в 80 км. За несколько столетий до того жителей этой местности называли хананеями (Чис. 13: 29). Сколько времени пришлось туда идти Иисусу, я не знаю. Это было приличным расстоянием для тех времен, но Он идет, и Ему предстоит встреча. «И вот, женщина хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, Сын Давидов! Дочь моя жестоко беснуется». (Мф.15:22). Она не просила, она кричала! Это крик отчаяния, крик исстрадавшегося материнского сердца: «Помилуй меня!» Мать и дитя — одно целое. Она кричит о милости и помощи, ее сердце разрывалось, видя, как бес мучит ее любимое дитя. Обращаясь к Нему, она называет Его Господом, Сыном Давида. Не все те, кто видели Его и встречались с Ним, распознавали в Нем Бога!
Когда однажды Иисус спросил Своих учеников: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?», они сказали: «...одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков» (Мф. 16:13-14).
Между тем, жители приморских мест Тирских и Сидонских, приходили к Господу Иисусу слушать Его учение и для исцеления от своих болезней (Мк. 3:8, Лк. 6:17). Гонимая своей бедой, в поисках помощи, хана-неянка пришла в Иудею. Увидев чудеса и услышав слова Иисуса, она всем сердцем поверила в Него. Вера от слышания! Всей своей душою она поняла: Он — Бог, ведь только истинный Бог может творить такие чудеса! (Ин. 3:2). Он истинный Господь, Сын Давидов! Как найти Его и просить о помощи? И вдруг однажды она слышит, что Господь здесь, недалеко от нее. Она бежит к Нему и кричит — но Он не отвечает ей ни слова! О, Господи, неужели Ты не слышишь крик матери и не видишь боль ее сердца? Он молчит. Тогда ученики Его вступились за нее. В их просьбе звучал вопрос: «Почему, Господи, Ты не хочешь помочь этой женщине? Ты ведь исцелял всех, приходящих к Тебе» (Мф. 14:35-36; Мк. 6:54-56).
В ответ Иисус напомнил ученикам, что Он послан только к погибшим овцам дома Израилева. Однако женщина не сдавалась. Она чувствовала и верила, что только Он может помочь ей.И она, подойдя, кланялась Ему и говорила: «Господи! помоги мне». Он же сказал в ответ: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» (Мф. 15: 26, Мк. 7:27).
Иисус как бы нарисовал перед ней картину семьи, сидящей за трапезой и получающей хлеб из рук главы семьи. Но она, хананеянка, не член этой семьи, ей не предназначен кусок хлеба за столом, разве лишь «крохи», что падают со стола. Она тотчас все это поняла и с глубоким смирением сказала: «Так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их». Она прекрасно понимала свое положение, не рассчитывала и не мыслила отобрать кусок у детей. Все, о чем она просила, это о «крохе благословения» в ее великой нужде.
Марк, описывая эту историю, говорит: Иисус «пришел в пределы Тирские и Сидонские; и войдя в дом, не хотел, чтобы кто узнал; но не мог утаиться. Ибо услышала о Нем женщина, у которой дочь одержима была нечистым духом, и, придя, припала к ногам Его» (Мк. 7:24-25). Если сравнить описания евангелистов, складывается довольно ясная и очень интересная картина. Появившись в пределах Тирских и Сидонских, Иисус, по-видимому, хотел побыть наедине с учениками после столкновения с книжниками и фарисеями. Но хананеянка, услышав о Нем, кричала и бежала за Ним всю дорогу. Он молчал, а ученикам сказал, что Он пришел к Своим. Она же продолжала умолять Его, а войдя в дом, припала к ногам Его!
Почему все-таки Иисус молчал, когда женщина так настойчиво просила Его о помощи? Неужели Его не трогала ее боль? Почему, когда ученики просили за нее, Он отказал и им? Ведь Он исцелил слугу сотника-язычника (Мф. 8:5-10)! Почему Он назвал ее псом перед учениками? Я думаю, что там собралось уже немало народа. Почему? Бывает, мы взываем все громче и настойчивее, а Он молчит. И лишь когда проходит некоторое время, Он начинает говорить. И это слово такое резкое, строгое, что пронизывает нас, подобно тому, что Он сказал хананеянке. Но удивительно: эта женщина не ожесточилась, не обиделась и не ушла, сказав: зачем нужно было столько усилий, если Он молчит? Она восприняла все слова Его как должное! И Матфей, и Марк, описывая эту ситуацию, цитируют ее слова: «...так, Господи! Но и псы под столом едят крохи у детей!» (Мк.7:28). И тут Матфей приводит слова Христа: «О, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему». Он показывает нам ее непоколебимую веру и настойчивость в молитве!
Марк, цитируя ответ Христа: «За это слово, пойди; бес вышел из твоей дочери» (Мк. 7:29), хочет показать нам ее смирение, полное согласие с тем, что Он делает и что говорит. Христос говорит: «за это слово»! Что же это за слово? Я еще и еще раз перечитывала ее ответ, пытаясь найти это слово. Оно такое маленькое, кажется совсем незначительным, всего из трех букв: «так». Все, что Ты, Господи, говоришь, все, что Ты делаешь, — правильно. Она не задает Ему вопросов, не прекословит — а воспринимает.
Странное и часто совсем непонятное нам поведение Христа продиктовано Его любовью, которая так велика, что Он хочет дать нам не только то, о чем мы просим, а гораздо больше. Но иногда Он вынужден поступать с нами таким непонятным для нас образом. Если бы Он сразу исцелил ее дочь, разве увидели бы мы в этой язычнице такой прекрасный пример послушания? Иисус молчал не потому, что не хотел помочь ей, но потому, что у Него были особые намерения о ней. «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер. 29:11).
В сердце этой женщины-язычницы уже были прекрасные ростки веры, надежды, смирения, повиновения. Их нужно было выявить, укрепить и показать всем грядущим поколениям! И наш Небесный Воспитатель сделал это так необычно. Она заняла то положение, в котором Иисус хотел ее видеть: у Его ног ее сокрушенная душа, а на устах у нее одно: «Так, Господи!» Она смирилась под крепкой рукой Божьей — и исцелилась дочь ее в тот же час! Она верила Его словам, она не требовала знамений, она знала, что Его слово: «Да и аминь». И придя в свой дом, она нашла, что бес вышел, и дочь лежит на постели. Какая радость! Сердце матери полно благодарения и хвалы! Счастливая мать: ее дочь здорова и свободна!
Заканчивается эта история у Марка в 31 стихе словами: «Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, Иисус опять пошел к морю Галилейскому». А Матфей говорит: «Придя оттуда...». Итак, дорогие сестры, Он пришел в те пределы для того, чтобы помочь этой женщине. Совершив чудное исцеление, Он вышел из тех пределов.
Молитва — это борьба. Настойчивость — суть молитвы. Молитва — не требование, это привилегия, право молиться. Молитва — осуществление Божьей воли на земле. И слово Божье всегда поощряет нас к молитве. Дорогие сестры, если нас постигло горе, болезнь, дети одержимы духом противления, курения, пьянства, бесчинства, наркомании, то Иисус — наша помощь. Но прежде чем ответить на наши молитвы и исцелить наших детей, Он хочет, чтобы мы, матери, признали Его Господом, верили, что Он придет в наши пределы. Чтобы мы настойчиво просили и воспринимали Его волю по отношению к нам и нашим детям в полном смирении и подчинении.
Христос укорял жителей городов Хоразин и Вифсаида за то, что они не покаялись в своих грехах, видя великие чудеса и силу Его. Он говорит: «...Если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись» (Мф.11:21). Эти слова Христа говорят о том, что язычники были более открыты для Благой Вести. Нам неизвестно, было ли это чудо первым в этих местах, была ли эта женщина со своей дочерью первой ученицей Христа, но мы знаем, что в Тире и Сидоне было много учеников Христа. И Павел пробыл там семь дней, все братья вместе с женами и детьми провожали его за город, а там, преклонив колени, молились вместе! (Деян. 21:3-6; 27:3)
Истинная вера в Господа Иисуса Христа, настойчивая молитва и полное смирение перед Божьей волей принесли обильный плод в пределах Тирских и Сидонских.
Господь может сделать и сегодня то же самое в наших семьях и в наших пределах!
Ольга Мокан