Евника и Лоида
(2 Тимофея 1 глава)
«Надежда лицемера погибнет» (Иов 8:13)
Так сложилось, что воспитанием наших детей занимаемся в основном мы, женщины. Как много известно жизненных историй, когда по молитве бабушки или матери дети приходят к Господу! Много примеров дает нам и Библия. Вот одна из таких историй.
Апостол Павел, находясь в заточении в римской тюрьме, пишет «возлюбленному сыну Тимофею» последнее письмо. Как любящий отец, он напоминает ему, что непрестанно молится о нем и днем, и ночью.
Павел желает видеть Тимофея, чтобы исполниться радостью: «все меня оставили», — дважды повторяет Павел в этом письме (2 Тим. 1:15,4:16).
Он одинок, впереди его ждут страдания, он ищет общения и делится самыми сокровенными мыслями с дорогим его сердцу учеником. Чтобы убедить Тимофея в искренности этих слов, Павел пишет о своем служении Богу с чистой совестью (1:3). Стремление к служению с чистой совестью было заложено в нем еще прародителями.
Много думая и молясь об этом юноше, Павел вспоминает и о его нелицемерной вере. Эта вера имеет глубокие корни. Павел уверен, что вера, которая обитала прежде в бабушке Тимофея Лоиде и матери его Евнике, — обитает и в нем! (1:5).
В Деяниях апостолов в 16 главе написано, что мать Тимофея — уверовавшая иудеянка, а отец — эллин, то есть язычник. Смешанные браки, очевидно, случались между иудеями в рассеянии. Причем, при обращении в христианство одного из супругов, эти браки не расторгались (1 Кор. 7:12).
Бабушка Тимофея Лоида — благочестивая женщина. Она верила и ждала исполнения обетовании Божиих о приходе Мессии. Она внушала эту веру дочери Евнике и внуку Тимофею.
В 13 и 14 главах Книги Деяний подробно описывается первое — непродолжительное, но благословенное — миссионерское путешествие апостола Павла. После проповеди Евангелия и исцеления хромого от чрева матери, в Листре появились ученики (Деян.14: 6-10; 20-21), посев дал большой урожай. Как я понимаю, именно тогда эти две благочестивые женщины, услышав проповедь Павла, убедились, что обетованный Мессия уже явился! Доказательством этому служат первые стихи 16-ой главы Книги Деяний.
Во время своего второго миссионерского путешествия Павел снова в Листре. Хотя в этом городе он был побит камнями, но именно здесь он находит ученика Тимофея. Павел услышал от братьев из Листры прекрасное свидетельство об этом молодом христианине и потому пожелал взять Тимофея с собой на труд.
Почему же Павел, обращаясь к молодому служителю с последними напутствиями и пожеланиями, подчеркивает и указывает на нелицемерную веру его бабушки и матери? Он знает, какой коварный грех — лицемерие, — вроде бы совсем невинный и незаметный. Павел очень строг к себе и другим в отношении к этому греху. Даже апостола Петра он при всех обличил в грехе лицемерия в посланиях к Галатам (Гал. 2:11-14). Своим обличением Павел не преследовал цели укорить Петра, оно было лишь проявлением искренней братской любви, направленной на то, чтобы помочь Петру и всей церкви преодолеть этот грех.
В Библейском словаре о лицемерии сказано: «Лицемерием считается такое поведение человека, при котором слова и поступки не соответствуют внутренним убеждениям».
Еще одно из направлений лицемерия — лесть. Лицемер льстит другому, чтобы получить выгоду или навредить ближнему (Прит. 28:23; 29:5). Лестью пред Богом названа в Пс. 77:36 молитва, которая не исходит из глубины сердца. В Новом Завете Иисус строго обличает фарисеев и книжников, называя их лицемерами (Матф. 23:27-29). У многих из них первоначальное рвение в служении Господу сменилось привычкой и стало лишь внешним выражением благочестия. Своей напускной набожностью они вводили в заблуждение не только окружающих, но и самих себя (Матф. 6:2,5).
Под благочестивой внешностью скрывается лицемерие — дух, направленный против Бога. В этом опасность набожности, когда, как указано в Библейском словаре, стирается граница между мнимым и истинным благочестием (Матф. 15:7-8; 16:3; Луки 12:1).
Беседа Иисуса с учениками на Елеонской горе о втором Его пришествии на землю заканчивается историей о судьбе злого раба, участь которого — оказаться с лицемерами, там, где будет плач и скрежет зубов. (Матф. 24:51). Грех лицемерия будет строго наказан.
В одном старом христианском журнале написано: «Лицемер всю жизнь работает для сатаны, а ждет награды от Бога». Не потому ли Иов говорит: «Надежда лицемера погибнет» (Иов 8:13). Мы, Божьи дети, должны избавляться от лицемерия и заменять его истинной любовью и искренней верой, выражаемой в делах.
Познакомившись с семьей Тимофея, Павел увидел и почувствовал в этих женщинах настоящую искреннюю, сильную, нелицемерную веру. Вера, которая жила в их сердцах, теперь укрепилась, укоренилась во Христе и передалась Тимофею. Павел ценил это в Тимофее, зная, что без веры угодить Богу невозможно.
Лоида и Евника жили так, как говорили. Маленький Тимофей слышал и видел, чем они жили. Получив от бабушки и мамы это драгоценное сокровище — нелицемерную веру,
теперь молодой служитель хочет во всем подражать своему духовному наставнику. В своем прекрасном послании Павел пишет: «А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии...» (2 Тим. 3: 10-11). Тимофей теперь — верный сотрудник, готовый выполнять все поручения апостола.
Несмотря на то, что отец Тимофея — язычник, а мальчики обычно склонны подражать отцу, Лоида и Евника с любовью и терпением внушали ему веру в живого Бога. Совсем не легко ребенку избрать правильный путь в жизни, особенно в семье, где родители, живя под одной крышей, каждый идет своим путем, и ребенок должен делать выбор между мамой и папой.
Я очень хорошо понимаю этого мальчика, т.к. мое детство очень схоже с детством Тимофея. Мой папа, прекрасный семьянин, трудолюбивый, честный, уважаемый в обществе и на производстве человек, никак не принимал Божьих истин. Он очень любил меня, единственного ребенка, и всегда говорил мне: «Оля, слушай меня и делай то, о чем я тебя прошу». Мама же, будучи еще православной, с детства рассказывала мне много церковных историй, а когда покаялась, много молилась, и мы вместе читали слово Божье, ходили в церковь. Она не настаивала и не торопила меня с крещением. Никогда не устраивала папе скандалов, когда клеветали на него, будто у него есть женщины, а наоборот,всегда учила меня любить, повиноваться и почитать его.
В таких семьях только сильный жизненный пример влияет на детей. Сколько в наших церквях таких семей?
Дорогие сестры, только искренняя, сильная, нелицемерная вера поможет нам приобрести для Господа наших детей и мужей! А приобретать их нужно без слов (1 Петра 3:1), жизненным примером. Мой папа пришел к Господу через 29 лет по нашим неотступным молитвам и вере! И стал искренним, богобоязненным христианином.
Второе, о чем пишет Павел Тимофею: «...кем ты научен...» (2 Тим. 3:14-15). Тимофею нужен был мужчина, который заменил бы ему отца и наставил его. И Павел стал для юного Тимофея духовным отцом. Он, как любящий отец, пишет: «...держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня..., храни добрый залог Духом святым» (1:13-14); «укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом» (2: 1); «переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2:3); «помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова» (2:8); «юношеских похотей убегай, а держись правды» (2:22); «глупых и невежественных состязаний уклоняйся» (2:22-23); «знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие...» (3: 1). Это воистину отцовские предостережения на всю будущую жизнь Тимофея, когда Павла уже не будет с ним!
Я с благодарностью в сердце по сей день вспоминаю пасторов, которые посещали нас, поддерживали, вдохновляли. Особенно тепло я вспоминаю своего дядю, который был мне духовным наставником, заботился о моем духовном росте, увещевал, утешал, когда надо мной смеялись, унижали и поносили в школе. По-отцовски заботился обо мне регент хора, в котором я пела с юных лет. О, как нужны духовные наставники сегодня! Как много молодых людей мы недосчитываемся в наших церквях, потому что нет духовных отцов и матерей!
И последнее. Павел напоминает: «...притом ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (3:15).
«...С детства знаешь...». Павел знает важность этого священного родительского долга — учить детей Священному Писанию с раннего детства, читать и рассказывать им библейские истории. Тимофея учили этому бабушка и мать. Как передать это детям живо и захватывающе? Как научить их искренно молиться? Только живя, нелицемерно веря в то, чему мы их учим!
Наши дети очень хорошо отличают истину от фальши. Они видят, чувствуют, читают и повторяют нас! А потому, дорогие бабушки и мамы, проверим себя: похожи ли мы на Лоиду и Евнику? Всегда ли наша вера была нелицемерной, а совесть чиста?
Ведь чистая совесть у Павла — от прародителей, а нелицемерная вера Тимофея — наследственное сокровище. Чтение Слова Божьего, искренние горячие молитвы, нелицемерная вера — принесут плоды! И тогда наши дети и внуки станут миссионерами и служителями.
А вы, матери и бабушки, которые только пришли к Господу, не унывайте и живите верой, молитесь — и Бог ответит вам!
Ольга Мокан