Любовь Божья

Реклама

Поиск

Главная » Статьи » Другие проповедники » Текст

Закон второй: закон ожиданий
Закон второй: закон ожиданий
Образ мышления, модель и истины
Был день осенней регистрации – день организованного беспорядка. Я закружился в вихре студентов библейского колледжа, спешивших по своим делам. Мне все это было знакомо; но в этот раз, вместо того чтобы бегать по залу и записываться на различные учебные предметы, я наблюдал, как студенты записываются на предмет, который преподавал я. Это был мой первый год работы после окончания аспирантуры, и через несколько часов должен был состояться мой дебют "по ту сторону кафедры".
Заглянув в бумаги, лежавшие на регистрационных столах, я увидел, что должен вести курс "Методические основы изучения Библии" в первой, второй и третьей группах. В остальных пяти группах этот курс вели другие преподаватели. Побродив по залу минут двадцать, я вышел и направился через университетский городок в свой офис. Вскоре меня догнал один преподаватель, уже много лет работавший в колледже.
– Я просто не могу в это поверить! – сказал он.
– Поверить во что?
– Тебе ведь дали вторую группу, правда?
– Да, насколько я знаю.
Он в недоумении пожал плечами:
– Не могу поверить. Ты же первый год работаешь – новичок, можно сказать, – и тебе сразу же дают вторую группу!
Он меня озадачил:
– Что же такого особенного во второй группе?
– Разве тебе не сказали об этом на собрании для новых преподавателей?
По правде говоря, в том году я был единственным новым преподавателем, поэтому такого собрания не проводили. Я попросил, чтобы он объяснил мне, в чем дело.
– Во вторую группу зачисляют абитуриентов, окончивших школу на "отлично". Это привилегированная группа. Сливки общества. Лучшая группа во всем колледже.
Мы остановились напротив административного здания, и он посмотрел на меня:
– Брюс, ты не знаешь, насколько преподавание во второй группе отличается от преподавания во всех остальных группах.
– Что вы имеете в виду? – спросил я, не зная, радоваться мне или беспокоиться, тем более что сам я никогда не учился во второй группе...
– Они же рвутся к учебе, как дикие лошади! Эти ребята сами вытянут из тебя все твои знания! Ты будешь наслаждаться каждой минутой в их группе. Ну и ну! В первый-то год работы! Трудно поверить, чтобы человеку так повезло.
Он пошел дальше, качая головой. Я был заинтригован – чтобы не сказать больше.
Следующий день начался с успешного урока в первой группе. Ничего особенного не произошло, однако я приятно провел время в обществе серьезных молодых людей, быстро схватывающих то, о чем я им рассказывал.
После перемены в аудиторию вошла пресловутая вторая группа. Я не верил своим глазам – тот преподаватель оказался абсолютно прав. Воздух в аудитории наполнился заряженными частицами. Урок пролетел, как одно мгновение, а преподаватель и студенты сделали просто невероятное количество открытий. Весь урок я чувствовал себя на гребне волны.
Временами заинтересованность этих студентов и их жажда знаний настолько захлестывали меня, что мне приходилось прилагать усилия, чтобы не забыть, что все-таки я их преподаватель. Казалось, у студентов этой группы все было особенным – их вопросы, их лица, то, как они смотрели мне в глаза, и даже то, как они сидели. Потрясающе! Мой коллега был прав – эти студенты просто вытягивали из преподавателя все самое лучшее.
В тот же день появилась и третья группа; спустя всего лишь несколько секунд я понял, что она ничем не отличается от первой. Хорошие ребята, но совсем не того калибра, что студенты второй группы.
Семестр продолжался, и я исполнялся все большей благодарностью Богу за то, что Он призвал меня к служению на преподавательском поприще. Я никогда еще не был настолько увлечен своей работой и не мог реализовать себя полнее, чем сейчас. И хотя мне нравились все мои занятия, особое удовольствие мне всегда приносили занятия со второй группой.
Прошла половина семестра. Однажды я шел на собрание преподавателей вместе с нашим деканом по учебной части д-ром Джозефом Уонгом.
– Брюс, – сказал он, – вы уже достаточно долго проработали. Ваш "медовый месяц" закончен. Ну что, нравится вам преподавать в колледже?
– Еще как нравится! Все оказалось гораздо лучше, чем я себе представлял! Он улыбнулся:
– Рад это слышать. И что же вам нравится больше всего?
Не задумываясь ни на секунду, я выпалил:
– Вторая группа!
Он поднял брови и приостановился – вероятно, для того чтобы сосредоточиться на моих словах.
– Так вы ведете занятия во второй группе? Расскажите-ка об этом поподробнее.
Мне в первый раз представился случай выразить свой восторг и благодарность за возможность обучать тридцать лучших студентов из всех, которых я когда-либо встречал. В течение нескольких минут я только и пел дифирамбы второй группе, описывая, как разительно она отличалась от остальных моих групп.
Я расхваливал этих одаренных молодых людей, а декан, казалось, был поглощен какими-то своими мыслями. Когда я закончил, он сказал:
– Я рад, что вы так преуспеваете в работе, Брюс, но я должен сообщить вам нечто, что, возможно, вас удивит, – в этом году нет привилегированной группы. Мы отменили такое разделение.
У меня пересохло во рту.
– Джо, – сказал я, – вы, вероятно, шутите!
– Нет, я не шучу. В прошлом году мы решили, что будет лучше, если мы равномерно распределим наиболее сильных студентов по всем группам. Мы подумали, что это внесет оживление в каждую из них.
У меня закружилась голова, настолько трудно было в это поверить. Я сказал:
– Джо, я скоро вас догоню. Мне нужно на секунду зайти в свой офис.
Я прибежал в офис и набрал номер секретаря деканата, уверенный в том, что мой коллега решил подшутить над "новичком".
– Джойс, – сказал я, – я веду курс "Методические основы изучения Библии" во второй группе, правильно?
– Правильно, Брюс.
Я напряженно глотнул воздух:
– А во вторую группу были определены самые сильные абитуриенты, да, Джойс?
– Вообще-то нет, Брюс. В этом году мы отменили такое разделение.
Мысленно застонав, я поблагодарил ее и повесил трубку. Я не мог понять, как это произошло. Я нехотя протянул руку и достал тетрадь, в которой отмечалась успеваемость моих студентов. Я сравнил оценки первой и третьей групп с оценками второй группы. Различие было впечатляющим.
Я взял с полки пачку непроверенных работ. Сложив работы первой и третьей групп в одну стопку, а работы второй группы – в другую, я сравнил толщину этих стопок. Оказалось, что работы второй группы имели больший объем, чем работы первой и третьей групп вместе взятые!
Я перечитал все эти работы одну за одной, каждую их страницу, и вновь поразился разнице. Ответы студентов второй группы были гораздо лучше, чем ответы студентов двух других групп.
Это был один из самых драматических дней в моей жизни. Меня до сих пор поражает то открытие, которое я тогда сделал. Я впервые осознал, что мое мнение о студентах повлияло на их успехи в изучении моего предмета.
Видите ли, первая, вторая и третья группы ничем существенно не отличались. Во всех трех группах изучался один и тот же материал в одни и те же дни недели; группы состояли из похожих друг на друга восемнадцати- и девятнадцатилетних студентов. Никакой разницы. По сути дела, я даже ни разу не говорил: "Вы – вторая группа, и это должно отражаться на вашей успеваемости".
Чем же я тогда мог объяснить огромное различие в усвоении материала этими студентами? Единственным переменным фактором в этой ситуации выступали ожидания преподавателя. От второй группы я ожидал значительно большего, что и отразилось на их поведении и успехах в уче­бе. Я никогда не забуду, как, сипя в своем кресле, я тогда подумал: "Интересно, что произо­шло бы, если бы тот преподаватель сказал мне, что все лучшие студенты учатся в третьей группе!"
Этот случай навсегда запечатлел в моей памяти реальность Закона Ожиданий. Мои ожидания неизбежно влияют на жизнь моих учеников – причем это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.
Поскольку эта книга написана для того, чтобы помочь вам максимально развить вашу способность обеспечивать усвоение материала учащимися, то необходимо сказать следующее: если в своей преподавательской деятельности вы овладеете Законом Ожиданий, то ваши ученики будут преуспевать, подобно моей второй группе!
Следовательно, к тому времени как вы прочтете эту главу, вы будете знать, как помочь вашим ученикам, детям или друзьям раскрыть весь свой потенциал. Эта истина, исходящая из любящего сердца и правильно примененная на практике, способна замечательным образом изменить любого человека. Просто помните, что Бог смотрит на каждого ученика и каждого ребенка как на потенциального "студента второй группы" и хочет, чтобы вы – его учитель – помогли ему раскрыть все свои возможности.

Закон Ожиданий: образ мышления
Что мы обычно думаем о наших учениках? Ожидаем ли мы от них или от наших детей выдающихся достижений? Мне кажется, что большинство из нас, к сожалению, ничего особенного от них не ожидает.
По сути дела, большинство из нас полагают, что наши мысли о классе в целом или об отдельных учениках – это наше личное дело и что они все равно не играют никакой роли. Полагаем ли мы, что в нашем классе чудесные дети или же что наш класс – это сборище тупиц, – мы уверены, что это никак не влияет на учебный процесс. Если только мы будем держать наши мысли и чувства при себе, все будет в порядке.
Такое представление в корне противоречит Закону Ожиданий, который гласит: то, что вы думаете, обязательно оказывает огромное влияние на каждого человека, с которым вы сталкиваетесь, – как в учебной ситуации, так и за ее пределами.
Давайте рассмотрим понятие "ожидания" в библейском контексте и на основании двух ключевых мест Писания выявим другие основные понятия, связанные с ним.
"Будем внимательны друг к другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного" (Евр. 10:24,25).
"Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом" (Евр. 3:12,13).
"Будем внимательны друг ко другу..." Почему я должен быть внимателен к вам? В соответствии с приведенной цитатой, я должен быть внимателен к вам, чтобы "поощрять вас к любви и добрым делам". Греческое слово, переведенное здесь как "быть внимательным", подразумевает тщательное исследование и оценивание. Если вы внимательны, то, глядя на своих слушателей, вы постоянно спрашиваете себя: "О чем они сейчас думают? Следят ли они за ходом моей мысли? Каковы их потребности? Как я могу усовершенствовать структуру учебного материала и способ его изложения, чтобы мое преподавание стало более плодотворным?"
Я должен знать, что происходит в вашей жизни, иначе я не смогу вас ничем "поощрить", поскольку я не буду знать, какая именно вам нужна помощь. Я должен знать, что вы чувствуете и что думаете. Если я хочу поощрять вас к любви и добрым делам, я должен обладать способностью замечать, когда у вас возникают проблемы.
"Быть внимательным" означает также "размышлять". Это значит спокойно анализировать те косвенные сигналы, которые вы мне посылаете. Ваши жесты и мимика могут многое сказать тому, кто имеет уши, чтобы слышать, и глаза, чтобы видеть. Однако слишком часто мы, преподаватели, настолько поглощены содержанием излагаемого материала, что не обращаем внимания на сигналы, получаемые от людей, к которым Бог призвал нас "быть внимательными".
Я никогда не забуду тот день, когда мне довелось встретить человека, поистине знающего, что такое "быть внимательным". Однажды, я тогда учился на втором курсе аспирантуры, мы с Дарлин оказались в чрезвычайно затруднительном финансовом положении, поэтому я решил устроиться на работу в крупнейший универмаг Далласа. Мне выдали подробную анкету, которую я должен был заполнить, пока ожидал своей очереди на собеседование в большой приемной вместе с примерно сорока другими соискателями вакансий. Кабинет директора отдела кадров находился в этой же комнате за стеклянной перегородкой; таким образом, каждый мог видеть все, что там происходило.
Пока я ожидал своей очереди, я с удовольствием пообщался с некоторыми людьми, сидевшими неподалеку от меня. С той минуты, как я закончил заполнение анкеты, и до момента, когда меня пригласили на собеседование, прошло немало времени. Наконец, с обычным для такой ситуации волнением, я открыл дверь с грозной табличкой "Директор отдела кадров". Как только я сел на указанное место, женщина за столом улыбнулась и сообщила мне, что у нее для меня есть на примете идеальная работа. Она сказала, что они искали нужного человека на протяжении многих недель, и теперь она убеждена, что я справлюсь с этой работой как нельзя лучше. Можете представить себе мое удивление – она ведь даже не просмотрела мою анкету. Каким образом она могла знать о моих способностях или интересах? И тут она назвала мою будущую "должность":
– Думаю, из вас получится замечательный Санта-Клаус.
– Что? Санта-Клаус? Откуда вы знаете, что из меня получится замечательный Санта-Клаус? – выпалил я. – Я же даже не верю в Санта-Клауса! И вы еще не смотрели ни в мою трудовую книжку, ни в анкету!
В ответ она только улыбнулась:
– Мне совсем не обязательно это делать – хотя, конечно, мы внимательно рассмотрим все ваши документы. Но я не думаю, что что-либо заставит меня изменить мое решение. В конце концов, я много о вас знаю.
– Не понимаю, – пробормотал я. – Мы же никогда раньше не встречались, и вы даже не заглянули в мою анкету. Как вы можете что-либо знать обо мне?
Она объяснила, что наблюдала за всеми, кто находился в приемной, и успевала многое узнать о каждом еще до того, как человек заходил в ее кабинет. Затем она начала говорить обо мне – факт за фактом, – и все, что она говорила, соответствовало истине. Я не мог в это поверить. Под конец она объяснила, что она целенаправленно изучала поведение людей на протяжении более чем тридцати лет и научилась "читать" людей, подобно тому как, я читаю книги.
Я полюбопытствовал, какая именно информация, "прочитанная" во мне, позволила ей так хорошо меня узнать.
Во-первых, она заметила, что я смотрел в глаза сотруднику, который выдавал мне анкету. Я вел себя приветливо, открыто и вежливо, хотя, судя по всему, волновался. Во-вторых, она видела, что я заполнял анкету уверенно и старательно. Я сильно давил на карандаш и склонился над столом, что говорило о моей решительности в преодолении препятствий на пути к цели. В-третьих, когда заплакала сидевшая передо мной пятилетняя девочка, я постарался развлечь ее, показывая ей мою ручку и "строя рожи". Это свидетельствовало о том, что я люблю детей и готов ради них жертвовать своими интересами.
За время этого удивительного собеседования она назвала более десятка различных моих действий и интерпретировала их скрытое значение. Когда она закончила говорить, я был уверен, что по цвету моих носков она может определить, на какой фабрике пошито мое нижнее белье! Я ушел из этого универмага в новой и неожиданной для меня должности Санта-Клауса, но, что еще важнее, я получил незабываемый урок о силе личного наблюдения. Те дни, когда я был Санта-Клаусом, давным-давно прошли, но с тех пор я неуклонно следую правилу: внимательно наблюдать за людьми, чтобы иметь возможность эффективно им служить. Размышляете ли вы о тех людях, которых обучаете? Постоянно ли вы спрашиваете себя: "В чем нуждаются мои ученики в данный момент? Отвечаю ли я их нуждам или нет?" Будьте внимательны к своим слушателям; думайте о них.
Если у вас есть дети, вы должны делать это постоянно. Например, когда наши дети были младше, мы с женой замечали, что порой они вели себя совершенно не так, как обычно. Они были словно чем-то расстроены, легко раздражались, не хотели смотреть нам в глаза и не реагировали на наши замечания. В конце концов мы поняли, что на протяжении дня их "сосуд эмоций" по той или иной причине опустошался. Они чувствовали себя эмоционально неуверенно и нуждались в нашем внимании и любви. Тогда мы с Дарлин решали, у кого из нас двоих на данный момент достаточно энергии, чтобы наполнить этот "сосуд"; мы шли с нашим ребенком в детскую или спальню и оставались с ним, лаская его и проявляя свою любовь к нему до тех пор, пока он не начинал смотреть нам в глаза и к нему возвращалось эмоциональное благополучие.
Иногда я обнаруживаю, что опустел мой собственный "сосуд эмоций". Просто удивительно, как за годы счастливого супружества Дарлин научилась чувствовать это и отвечать на мои нужды. Иногда она говорит: "Почему бы тебе не посидеть на веранде, а я сварю тебе чашечку кофе и прослежу, чтобы дети тебе не мешали". Затем она садится рядом и спрашивает: "Как прошел твой день? Я чувствую, что он был тяжелый".
Все эти примеры иллюстрируют одно ключевое понятие – "быть внимательными друг к другу". Случалось ли с вами, что, беседуя с другим человеком, вы внезапно ощущали, что что-то не так; а когда вы говорили ему об этом, он удивленно восклицал: "Как вы это узнали?" Если вы умеете подобным образом "читать" людей, значит, вы принимаете этот библейский стих близко к сердцу и готовы к тому, чтобы научиться еще лучше помогать людям раскрывать себя.
Далее в Послании к евреям 10:25 говорится: "Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга..." Когда я внимательно наблюдаю за вами, стараясь поощрить вас к любви и добрым делам, это, очевидно, происходит незаметно для вас. "Внимательное наблюдение" протекает внутри меня, в то время как "любовь и добрые дела" рождаются внутри вас. Но как же, с точки зрения Библии, осуществляется связь между мной и вами? Дело в том, что Библия повелевает мне "увещевать" (или, другими словами, наставлять) вас.
Слово "наставлять" подразумевает поддержку, а не критику. Оно означает: проявлять заботу и любовь, всегда находиться рядом, чтобы помочь, посоветовать, ободрить.
Эти стихи из Послания к евреям повелевают мне научиться замечать, что происходит в вашей жизни, чтобы я мог поощрять вас к любви и добрым делам. Наставляете ли вы своих учеников? Исходя из Послания к евреям, мы должны наставлять друг друга "каждый день". Наставляли ли вы кого-либо сегодня?
Поощряйте ваших учеников к любви и добрым делам! Это "приятная сторона" наставления. Но есть также и другая сторона. О ней говорится в Евр. 3:12,13:
"Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живого. Но наставляйте (вот и опять это слово! – Прим. авт.) друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом".
Таким образом, наставление может быть как поощряющим, так и обличающим. Мне приятно, когда кто-то проявляет сочувствие, заботится обо мне, замечает, когда я сбиваюсь с пути, и нежно направляет меня. Но что происходит, если я не так легко поддаюсь положительному влиянию? В таком случае мы должны не спеша переходить от одобрения и поддержки к откровенным беседам и к обличению, а при необходимости, и к суровому обличению. Иногда, если мы хотим поощрить другого человека к повиновению, нам без обличения не обойтись.
Замечательный пример такого сурового обличения содержится в последней главе Книги Неемии. Люди не повиновались Господу и не желали поступать так, как следовало. Что же сделал их учитель Неемия? "Я сделал за это выговор и проклинал их, и некоторых из мужей бил, рвал у них волоса..." (Неем. 13:25). Вот это методика! Я, конечно, не рекомендую вам ее перенимать; но, как вы думаете, почему он действовал столь решительно? Он настолько сильно любил своего Бога и заботился о своем народе, что, не задумываясь, открыто противостал греху – вплоть до применения физической силы.
Если я как родитель осознаю свою ответственность за воспитание детей, я должен наставлять и обличать их. Когда я принимаю на себя ответственность за вас и обличаю вас, я рискую вызвать у вас недовольство. Но если я действительно люблю вас, это не должно меня останавливать.
Преданы ли вы делу наставления своих учеников? Готовы ли вы повиноваться Писанию и спросить у своего класса: "Как я могу помочь вам, чтобы вы духовно возрастали, изгнали грех из своей жизни, всецело посвятили себя Богу, – словом, помочь вам во всем, в чем вы нуждаетесь?" Такой шаг потребует от вас решимости. Но это именно то, что необходимо вашим ученикам, вспоминайте об этом всякий раз, когда начинаете урок.
В этом и состоит суть Закона Ожиданий. Ожидания могут быть подсознательными или сознательными, позитивными или негативными, конструктивными или деструктивными. Мы должны осознать, что именно мы ожидаем от своего класса, и привести наши ожидания в соответствие с реальными возможностями и потребностями учеников, а затем наставлять и обличать их с тем, чтобы помочь им приблизиться к Богу и полностью подчиниться Его воле. Давайте систематизируем наши наблюдения при помощи модели Закона Ожиданий.

Модель Закона Ожиданий
Эта схема иллюстрирует взаимосвязь соответствующих библейских понятий. Левый прямоугольник символизирует "выступающего" (или родителя), правый – учащегося (или ребенка), а центральный – "учебный материал" (который, однако, не является предметом особого внимания для данного закона).
Рассмотрим левый прямоугольник. "Выступающий" должен быть внимателен к учащемуся, или же "исследовать" его, чтобы "сформировать ожидания"; это должно осуществляться "на личном уровне" и "постоянно", поскольку ситуация все время изменяется.
Теперь давайте рассмотрим правый прямоугольник. Целью учителя является "побуждать" ученика к совершению хороших поступков – "к любви и добрым делам", а также не допускать совершения плохих поступков – "не ожесточать сердца". Этот процесс должен "поощрять" учащихся, проходить "на личностном уровне" и осуществляться "постепенно", в соответствии с ситуацией и уровнем развития ваших учащихся.
Стрелка в центре схемы отражает процесс, при котором учитель принимает во внимание результаты своего личного размышления о нуждах своих учеников (ученика) и "наставляет" их (его) – при помощи "слов" – "публично" и "ежедневно".
При дальнейшем обсуждении данного закона вы сможете лучше понять, каким образом эти три компонента модели взаимодействуют друг с другом, а также научитесь использовать Метод Ожиданий, чтобы помочь вашим детям и ученикам максимально использовать свой потенциал.
Наши ожидания имеют огромное влияние на ход событий. Они являются Божьим даром, который мы должны сознательно использовать во благо наших учеников и нашей семьи. Взгляните, как мудро одна учительница использовала свои ожидания, чтобы помочь своему ученику раскрыть все свои возможности. Как вы думаете, повлияли бы эти три коротких предложения на ваших учеников, если бы их произнесли вы?
"Джонни, мне всегда лучше работается, если ты приходишь на урок. Когда ты придешь в следующее воскресенье, пожалуйста, подними руку, чтобы я знала, что ты присутствуешь. Тогда я смогу лучше провести урок."

Истины Закона Ожиданий
В мюзикле "Моя прекрасная леди" английский профессор Генри Хиггинс, специалист в области логопедии, заключает со своим другом пари, что он сможет превратить Элизу Дулиттл – девушку-цветочницу из бедного квартала Лондона – в утонченную светскую леди. Чтобы обеспечить успех этого предприятия, он не только работает вместе с девушкой над ее манерами, речью и стилем одежды, но также распускает слух, что на самый главный бал сезона он приедет в обществе неотразимой красавицы принцессы. Он знал, что ожидания творят чудеса!
Спустя несколько недель дверцы кареты Хиггинса распахнулись, и затаившая дыхание толпа увидела то, что и ожидала увидеть, – элегантную принцессу, жемчужину редкой красоты. На протяжении всего вечера слова и действия Элизы в значительной мере определяются тем, чего от нее ожидают. В одном из эпизодов профессор спрашивает у дирижера оркестра его мнение о "принцессе". "Я бывал на сотнях балов по всей Европе, – отвечает умудренный опытом старик-дирижер, – и могу с уверенностью сказать, что эта девушка воспитывалась при самом благородном из дворцов".
В середине спектакля Элиза произносит чрезвычайно важные слова. Она говорит, что дело не в том, как она себя ведет, а в том, чего люди от нее ожидают. Она также говорит, что главной причиной произошедших в ней перемен были ожидания профессора Хиггинса. Именно поэтому уличная девчонка превратилась в "прекрасную леди".
В наших ожиданиях заключена огромная сила – как позитивная, так и негативная. Давайте обратимся к семи истинам Закона Ожиданий, чтобы с их помощью узнать, как мы можем направить эту мощную силу в верное русло и использовать ее на благо наших учеников.
Истина 1. Каждый человек имеет определенные ожидания относительно всего, что происходит.
Первый шаг в помощи вашим ученикам максимально раскрыть свой потенциал состоит в осознании того, что все мы уже имеем те или иные ожидания. Задумываемся ли мы над этим или нет, но мы ожидаем чего-то от всего, что с нами происходит. Даже читая эту главу, вы уже имеете определенные ожидания относительно вашего следующего урока, хотя вполне возможно, что вы их и не осознаете. Всем нам свойственно иметь ожидания – либо позитивные, либо негативные.
Ожидать что-либо для человека так же естественно, как и дышать. Если бы сегодня вам задали вопрос: "Вы хорошо поужинали?" – ваш ответ зависел бы от того, что именно вы ожидали от этого ужина. Предположим, вы весь день думали: "Сегодня должен быть такой замечательный ужин – никак не могу его дождаться". Что же произойдет, если ужин окажется плох? Вы будете разочарованы. Всякий раз, когда мы с вами разочаровываемся, это происходит потому, что действительность не соответствует нашим ожиданиям. Если же, напротив, вы были в восторге от ужина, это означает, что он соответствовал вашим ожиданиям или даже превзошел их.
Мы ожидаем чего-либо от всего, что с нами происходит. Вы имеете определенные ожидания, связанные с этой книгой и с тем, насколько она вам поможет. Если вы считаете, что это замечательная книга, а она окажется попросту неплохой, вы будете разочарованы. Если же вы думаете, что это неплохая книга, а она окажется замечательной, вы будете в восторге.
В организации "Путешествие по Библии" мы сталкиваемся с проблемой ожиданий всякий раз, когда принимаем на работу нового сотрудника. Почти все люди приходят к нам с нереалистичными ожиданиями, полагая, что здесь нет места проблемам, стрессовым ситуациям, недоразумениям и работе допоздна. Многие ожидают, что наши сотрудники – ангелы и что никакие плотские желания никогда не омрачат нашу рабочую атмосферу.
Но действительность оказывается весьма суровой! Пока мы не обнаружили, что происходит, многие люди испытали глубокое разочарование, узнав, что даже христианские организации состоят из обычных людей. Теперь мы уделяем время тому, чтобы осторожно соотнести ожидания наших "новичков" с действительностью. Ведь единственное место, где царит совершенство, – это Небеса.
Осознав, что все люди всегда исполнены тех или иных ожиданий, вы становитесь на голову выше тех, кто не подозревает об этом. Осознание этого поможет вам оценивать, насколько реалистичны ваши ожидания, и при необходимости корректировать их.
Именно из-за нереалистичных ожиданий многие браки (в том числе и христианские) оказались сегодня перед угрозой распада. Возможно, жена ожидает, что ее отношения с мужем всегда будут в точности такими же, какими они были в течение нескольких месяцев перед свадьбой, – муж будет дарить ей цветы по четвергам и водить в ресторан по пятницам, а по ночам шептать на ухо приятные мелочи; они будут регулярно, взявшись за руки, прогуливаться у озера и посвящать все свое время глубокомысленным беседам о жизни. А муж ожидает, что прическа его жены всегда будет безукоризненной, что сама она всегда будет настроена благодушно и романтично, а главное, что она всегда будет уважать и ценить его больше всего на свете.
Однако спустя несколько месяцев супругам открывается реальное положение вещей. И если они не сумеют сообразовать свои ожидания с реальностью, они могут оказаться перед серьезными проблемами.
Если мы не приведем свои ожидания в соответствие с действительностью, мы вынуждены будем пройти через несколько этапов переживаний. Первый этап – разочарование. Чем больше ваши ожидания оторваны от действительности, тем сильнее будет разочарование. "Сегодняшний урок меня очень разочаровал", – говорите вы. Вы ожидали, что урок пройдет прекрасно, но действительность оказалась противоположной.
Если разочарование не проходит, а ни ожидания, ни действительность никак не изменяются, вы переходите к этапу уныния. Это переживание глубже разочарования. Вы можете быть разочарованы и при этом не унывать, но вы не можете впасть в уныние, предварительно не разочаровавшись.
Если уныние не проходит, в конце концов наступает этап краха иллюзий. В этом случае вы лишаетесь своих заблуждений относительно действительности. Вы впервые видите ее такой, какая она есть, и, как правило, она вам не нравится. Вы понимаете, что ваши надежды на то, что действительность придет в соответствие с вашими ожиданиями, не оправдались; однако поскольку вы еще не отказались от нереалистичных ожиданий, то жизнь не слишком вас радует.
Если ни действительность, ни ваши ожидания не претерпят никаких изменений, вам придется совсем не сладко. Последним этапом является отчаяние, то есть полная потеря надежды. Вы уже не надеетесь, что действительность когда-либо оправдает ваши ожидания.
Разочарование, уныние, крах иллюзий и отчаяние – все эти переживания тесно взаимосвязаны и основаны на наших ожиданиях. Поскольку все мы ожидаем чего-либо от всего, происходящего с нами, вы можете представить, насколько наше восприятие жизни зависит от ожиданий, а также осознать то влияние, которое мы оказываем на других людей как в учебной ситуации, так и за ее пределами.
Истина 2. Наши ожидания влияют как на нас самих, так и на других людей.
Как вы могли убедиться на примере моей "второй группы", наши ожидания обладают огромной силой. Даже если мы и не осознаем этого, они непрестанно влияют как на нас самих, так и на других людей- Учитывая их огромную силу и вездесущность, мы обязаны научиться использовать их во благо.
Вы, вероятно, знаете, что такое плацебо. Это "фальшивое" лекарство. До 1890 года 90 % всех рекомендованных лекарств составляли сахарные таблетки. Чем хуже было самочувствие, тем больший размер имела таблетка. Если болезнь была действительно серьезной и лекарства от нее не существовало, врач прописывал больному большие уродливые таблетки и говорил: "Принимайте их по одной каждые четыре часа, включая и ночь. Не забудьте завести будильник, чтобы не пропустить время принятия таблетки, иначе эффективность лечения будет снижена". Врач знал, что плацебо никак не может вылечить заболевание; однако если пациент настолько верил в "лекарство", что даже вставал ночью, оно неизбежно давало положительный результат.
Как-то раз я рассказывал об этом на конференции "Семь законов учащегося", и вдруг один мужчина, сидевший в центре зала, начал смеяться. Фактически он устроил целую сцену! В конце концов я прервал свое выступление и спросил:
– Я врач, – ответил он, – и хочу заметить, что с тех пор ничего не изменилось!
Во время перерыва он подошел ко мне и рассказал о случае, произошедшем на днях в больнице, где он работает:
– Плацебо – или ожидания – действительно имеют силу. Если вы не видели этого своими глазами, вы, вероятно, даже и наполовину не осознаете, насколько это верно. Вчера одной из моих пациенток стало очень плохо, и ее пришлось госпитализировать. Против ее заболевания существует лишь одно лекарство, и я спросил, нет ли у нее аллергии на это лекарство. "Есть, – ответила она. – Я очень плохо на него реагирую: у меня учащается сердцебиение, появляется сыпь, я сильно потею, иногда теряю сознание и к тому же меня ужасно тошнит".
Врач продолжил:
– Я сказал, что мне очень жаль, что она так плохо реагирует на это лекарство, но это единственное лекарство, которое у меня есть. Опасаясь вызвать все перечисленные симптомы, я дал ей плацебо, однако сказал, что это настоящее лекарство. Не более чем через час меня вызвали по больничному радио; я побежал к ней в палату и обнаружил, что она реагировала на "лекарство" чрезвычайно тяжело – покрылась сыпью, задыхалась, периодически теряла сознание и вообще очень плохо себя чувствовала.
Врач улыбнулся:
– Удивительно, что наши ожидания способны так сильно влиять на события, – тем не менее это факт. Все, что вы говорили о силе ожиданий, снова и снова подтверждается медициной. Однако я никогда не думал, что мои ожидания могут подобным образом влиять на моих учеников в воскресной школе. Отныне я буду с ними поосторожнее!
Наши ожидания способны столь коренным образом влиять не только на наше тело, но и на каждый аспект нашей жизни. Это можно проиллюстрировать известным экспериментом прошлых лет. В 1900 году руководство Бюро переписи населения приобрело для своих сотрудников новую модель печатных машинок для составления таблиц. Было подсчитано, что на такой машинке каждый сотрудник сможет печатать по 550 карточек в день. Спустя несколько недель директору бюро пришлось отменить эту норму из-за резкого эмоционального истощения сотрудников. Среднее количество напечатанных за день карточек значительно снизилось.
Примерно через месяц руководству пришлось дополнительно нанять сотрудников, чтобы выполнить необходимый объем работы. Однако из-за нехватки помещения их разместили в другом здании. Этих сотрудников обучили, как пользоваться машинками, но им не сказали, какое количество карточек от них ожидалось. Угадайте, сколько карточек в день печатала эта группа? В среднем по 2100 карточек на человека! Им не сказали, что нормальный человек может напечатать только 550 карточек в день – поэтому они спокойно «строчили» их, не ощущая какого-либо принуждения или головной боли. Такова невероятная сила наших ожиданий.
Истина 3. Ожидания коренятся в прошлом, обусловливают настоящее и влияют на будущее.
Как правило, мы формируем наши ожидания на основании информации (верной или неверной), полученной нами в прошлом. Сформировавшись, ожидания обусловливают наше отношение к происходящему и наши текущие действия, а также влияют на будущее – как наше собственное, так и окружающих нас людей.
Представьте себе учителей, беседующих в школьном коридоре перед началом нового учебного года. Один из них говорит: «Надеюсь, вам не достанется Тони по прозвищу Гроза Учителей.» Вы слышали об этом семилетнем мальчике множество страшных историй и на протяжении многих месяцев молились, чтобы Тони попал в класс к любому другому учителю. Но угадайте, кто заходит в ваш кабинет первого сентября? Тони Гроза Учителей – собственной персоной! Есть ли у этого ребенка хоть какой-либо шанс положительно себя зарекомендовать? Ни малейшего. Ваши ожидания, на тот момент уже сформировавшиеся, будут определять то, как вы относитесь к Тони и обращаетесь с ним. Эти ожидания будут лишь способствовать усугублению «грозного» характера Тони.
Существует четыре возможных источника наших ожиданий. Первый из них – внешний вид. Некоторые такие ожидания могут быть оправданными, в то время как другие являются ложными. Например, я вижу вас на улице и говорю: «По цвету ваших волос и стилю одежды я могу установить, что вы употребляете наркотики». Я сформировал свои ожидания на основании внешних признаков. Но такие ожидания могут быть в корне неверными.
Вторым источником наших ожиданий является репутация. Например, однажды в учительской мы слышим от кого-то: «Не могу дождаться конца учебного года – тогда я наконец-то избавлюсь от Джонни. Он постоянно срывает мои уроки. В следующем году он перейдет к вам в класс – это будет просто кошмар, вот увидите».
Третьим источником наших ожиданий являются личные дела – папки, содержащие информацию о всех прошлых достижениях учащихся. Одному преподавателю с западного побережья США попала в руки папка, в которой были перечислены имена учащихся и коэффициент интеллекта каждого из них. Единственная проблема заключалась в том, что была допущена ошибка: на одном листке против имен учащихся значились их коэффициенты интеллекта, а на другом – номера их шкафчиков в раздевалке. Никто не заметил этой ошибки. В конце семестра, как и следовало ожидать, учащиеся с более высоким коэффициентом интеллекта показали лучшие результаты, чем учащиеся с коэффициентом пониже. Однако лучшие результаты показали также и учащиеся с большими номерами шкафчиков – лишь по той причине, что их преподаватель принял номера шкафчиков за коэффициент интеллекта! Ожидания учителя коренным образом повлияли на поведение учащихся.
Четвертым источником наших ожиданий являются взаимоотношения. Когда мы лучше узнаем человека, мы начинаем ожидать от него определенных форм поведения. Со временем наши взаимоотношения вносят коррективы в ложные ожидания, сформировавшиеся у нас до того, как мы в действительности узнали человека.
Давайте рассмотрим все эти источники в их единстве. Представьте себе преподавателя на стадии формирования ожиданий относительно определенного студента– возможно, на основании его репутации. В первый день учебного года преподаватель видит, как этот студент идет по университетскому городку, направляясь на занятия. «Ты посмотри, как он идет, – думает преподаватель. – Вне всяких сомнений, вид у него весьма самодовольный. Наверняка это наглец, каких мало». Не началось и первое занятие, а преподаватель уже смотрит на этого студента, как на подозреваемого.
Когда начинаются занятия, студент поневоле оправдывает ожидания преподавателя, реагируя на «импульсы негативной энергии», исходящие с кафедры. Возможно, преподаватель не сказал ему ни слова, но его поведение свидетельствует о подозрительном отношении к этому студенту, и тот чувствует что-то неладное в его жестикуляции, взгляде и интонации. Разочарованный негативным отношением нового преподавателя, студент, со своей стороны, отвечает соответствующим поведением. Он начинает раскачиваться на стуле, всем своим видом заявляя: «Мне наплевать, что вы обо мне думаете». «Ага! – думает преподаватель. – По-моему, я не ошибся в этом парне. Ты только посмотри, как он раскачивается на стуле. Тут уж точно проблем не миновать».
Таким образом, ожидания преподавателя оправдываются. Он переходит от составления предварительного суждения к открытому выражению своих ожиданий. На втором этапе, в отличие от первого, ожидания больше не выражаются в косвенной форме. Они четко и ясно проступают в том, как преподаватель отвечает на вопросы студента, как он обращается с ним до и после занятия. Студент ощущает на себе ничем, казалось бы, не заслуженную враждебность преподавателя. «Раз вы так ко мне относитесь, – думает студент, – то и я буду вести себя соответственно. Я вам покажу, каким «подарком» я могу быть!»
И студент начинает вести себя так, как и ожидал преподаватель. Он в точности соответствует тому суждению, которое преждевременно составил о нем преподаватель. Он ведет себя все более и более нагло и так же нагло отвечает на вопросы преподавателя. Теперь он может прочитать в холодном взгляде преподавателя: «Я был прав. Ты – своенравный наглец, создающий мне сплошные проблемы. Но теперь, когда я тебя раскусил, я буду держать тебя в ежовых рукавицах до конца семестра».
Не имея никакой надежды на оправдание, студент отступает перед силой ожиданий преподавателя. В результате этот семестр оказывается неприятным и бесполезным для обоих. Преподаватель задает себе вопрос: «Почему мне всегда достаются наглецы?» А студент пожимает плечами и говорит: «Почему мне всегда достаются такие черствые, настроенные против меня преподаватели?»
Все это может происходить в скрытой форме. Преподаватель может даже не догадываться, что его поведение выражает подозрительность и враждебность. Студент может не осознавать, что он ведет себя соответственно ожиданиям преподавателя. Но при этом учебный процесс будет испорчен как для одного, так и для второго. Взаимоотношения, которые должны приносить пользу им обоим, искажаются – иногда настолько, что этому уже ничем не поможешь.
Теперь представьте себе противоположную ситуацию, в которой ожидания преподавателя изначально являются положительными. Развивается ли эта ситуация точно так же – только на этот раз в противоположном направлении? Несомненно!
Истина 4. Ожидания проявляются в нашем отношении к учащимся и в наших действиях.
Ожидания влияют как на наше отношение к ученикам (внутренний аспект), так и на наше поведение (внешний аспект). Если вы понаблюдаете за тем, как учитель ведет себя с разными учениками, то на основании его жестов, взглядов, интонации, замечаний, которые он делает, и т.д. вы вскоре сможете определить, чего он ожидает от каждого из них.
На протяжении многих лет проводились всевозможные исследования влияния ожиданий учителя на то, как он преподает. Вот некоторые результаты этих исследований.
На уроке учителя проявляют в отношении ученика, с которым у них связан низкий уровень ожиданий, следующие тенденции:

дают ему меньше времени на ответ;
реже спрашивают его;
неправомерно заостряют внимание на неверном ответе;
слишком поспешно отвечают на вопрос сами или вызывают другого ученика;
не дают никаких подсказок и отказываются повторить или перефразировать вопрос;
на вопросы этого ученика отвечают коротко и не слишком содержательно;
если ученик отвечает неправильно, перебивают его быстрее, чем других учеников.
Подводя итоги успеваемости, учителя с низким уровнем ожиданий от определенного ученика проявляют по отношению к нему следующие тенденции:

чаще критикуют его за плохие результаты;
реже хвалят его за успешное выполнение заданий;
оценки за письменные работы сопровождают кратким комментарием;
излагают материал менее интенсивно, в значительно замедленном темпе;
в случаях, когда трудно решить, какую оценку поставить, отдают предпочтение более низкой оценке;
реже используют те методы обучения, которые являются более эффективными, но требуют много времени;
чаще задают задания, не требующие творческого подхода.
В личном общении с таким учеником учителя с низким уровнем ожиданий проявляют следующие тенденции:

не высказывают свое мнение (позитивное) об устных ответах ученика на уроке;
проявляют к нему меньше внимания и реже к нему обращаются;
чаще общаются с ним наедине, чем при остальных учениках;
реже завязывают с ним дружеские беседы;
меньше улыбаются и редко используют для поощрения физическое прикосновение;
стараются реже встречаться с ним взглядом;
ограниченно используют невербальные средства коммуникации, выражающие внимательность и заинтересованность, такие, как легкий наклон вперед, кивок головой и другие поощряющие движения и жесты. Эти действия объясняют, почему ученики, от которых не ожидают хороших результатов, плохо усваивают материал или неудовлетворительно себя ведут. Просто с ними обращаются совсем не так, как с теми учениками, о которых учитель хорошего мнения.
Получается, что учителя сами являются причиной ухудшения успеваемости или поведения учащихся, предоставляя им меньшее количество учебных возможностей и излагая меньшее количество материала при помощи менее эффективных методов.
Истина 5. На будущее влияют как высказанные, так и невысказанные ожидания.
Удивительная особенность ожиданий состоит в том, что они влияют на окружающих вне зависимости от того, высказываем ли мы свои ожидания или держим их при себе (возможно, даже подсознательно).
Как-то раз меня пригласили выступить в одной церкви. В аэропорту меня встретил пастор этой церкви, который в течение сорока пяти минут восторженно рассказывал мне о том, какие замечательные люди его прихожане. Позднее я обнаружил, что он также уделил некоторое время тому, чтобы сформировать у своих прихожан положительные ожидания по отношению ко мне. Когда я вошел в церковь и начал проповедовать, я ощутил, что испортить что-либо было уже просто выше моих сил! Мы были настроены настолько позитивно и одобрительно, что извлекли из нашего общения максимум пользы и удовольствия. Ожидания этого пастора были высказаны вслух – однако не забывайте, что ваши ожидания могут в огромной степени повлиять на окружающих, даже если вы их не высказываете.
Сотрудники факультета психологии одного крупного университета решили проверить, могут ли ожидания студентов влиять на поведение животных. Естественно, животные не понимают человеческого языка, поэтому ожидания, выраженные в словесной форме, не оказывают на них никакого влияния. Для эксперимента были приглашены семьдесят два студента и семьдесят две подопытные крысы. Исследователи выделили половину студентов, предоставили им половину крыс и сказали: «Мы старались вывести особый вид крыс – «экспертов по прохождению лабиринтов». Работа проводилась со многими поколениями крыс. Эти крысы необычайно умны. Они способны найти выход из самых сложных лабиринтов за невероятно короткое время. Мы разработали несколько особо трудных лабиринтов. За следующие тридцать дней вам следует как можно быстрее обучить ваших крыс проходить через эти лабиринты. Вам запрещается общаться с другими тридцатью шестью студентами. Можете начинать».
Затем пригласили остальных тридцать шесть студентов, выдали им крыс и сказали: «Этих крыс абсолютно невозможно обучить прохождению лабиринтов. Их родители не могли найти выход даже из простейшего лабиринта. Но мы бы хотели, чтобы вы все же попытались обучить этих бестолковых тварей проходить через лабиринты – и как можно быстрее».
Двум группам были выданы абсолютно одинаковые лабиринты. Спустя тридцать дней «умные» крысы проходили через лабиринты в два раза быстрее, чем «глупые» крысы – хотя крысы были поделены на группы совершенно произвольно! Как такое могло произойти? Исследователи пришли к выводу, что ожидания не обязательно должны быть выражены в словесной форме, чтобы оказывать влияние на поведение – даже на поведение крыс.
Никто не может в деталях объяснить механизм функционирования невысказанных ожиданий, но все исследования, о которых я когда-либо слышал, подтверждают, что ожидания действительно влияют на поведение окружающих. В частности, мы точно знаем, что наши ожидания выражаются в нашей мимике и жестикуляции. Если я упираюсь руками в поясницу и поджимаю подбородок, о чем это говорит? О раздражении или отсутствии интереса. Если я скрещиваю руки на груди, о чем это говорит? О психологической защите: «Тебе придется мне это доказать». Поскольку ваши ожидания всецело определяют мимику и жестикуляцию, единственный способ управлять мимикой и жестикуляцией – это сознательно формировать свои ожидания.
Истина 6. Если долгое время придерживаться завышенных или заниженных ожиданий, можно причинить людям вред.
Если наши ожидания нереалистично высоки, человек может оказаться неспособным оправдать их и, вероятно, постоянно будет чувствовать себя неудачником. Аналогичным образом, если наши ожидания занижены или негативны, человек может потерять всякий интерес к учебе и показывать значительно худшие результаты, чем мог бы показать.
Представьте себе ученика, принесшего домой табель с пятью «пятерками» и одной «четверкой с плюсом». Если мама скажет на это: «Какой ужасный табель! Откуда взялась «четверка с плюсом»?» – что почувствует ученик? «Я никогда не смогу оправдать ожиданий моей мамы».
Как бы чувствовал себя маленький футболист, если бы его отец сказал: «Важно только одно – забьешь ли ты гол. Все остальное – чепуха»? Мальчик возвращается с матча, сделав две результативные подачи и замечательно проявив себя в защите, – он буквально спас игру. Но папа лишь спрашивает:
– Ты гол забил?
Мальчик отвечает:
– Нет, но я был героем сегодняшнего матча! Я...
Но папа перебивает:
– Не хочу ничего слышать. Ну когда же ты наконец забьешь гол?
Такие нереалистичные ожидания могут разбить жизнь ребенка.
В противоположность им крайне негативные ожидания зачастую оправдывают себя. Родителям нужно постоянно быть настороже, чтобы не оказаться во власти таких ожиданий. Например, вы заходите в спальню своей тринадцатилетней дочери и в царящем там хаосе не можете даже найти ее кровать! Все, с вас довольно. Вы сто раз велели этой девчонке убраться в комнате. Даже не подумав, вы говорите: "Это же не комната, а тихий ужас! Если бы сюда случайно попали сотрудники санэпидемстанции, они бы просто опечатали ее. Ты же вырастешь неряхой. Какой мужчина согласится мириться с тем, как ты ведешь домашнее хозяйство?! Вот и будешь всю жизнь неудачницей!"
Вы слышали, что вы только что сказали? Вы выразили свои ожидания. А теперь угадайте, кто с этого дня начнет их оправдывать?
Или, например, ваш сын приходит домой с четвертой "двойкой" подряд по английскому языку. А вы вчера вечером даже пропустили вашу любимую телевизионную программу, чтобы с ним позаниматься! Вы не можете в это поверить и, не успев ни о чем подумать, уже слышите собственные слова: "Какой же ты тупой! Четыре "двойки"! У тебя, наверное, вообще мозгов нет. Ты никогда ни в чем не добьешься успеха. Ты законченный тупица".
Мы все поступали так, не правда ли? Так поступали родители. Так поступали учителя. Так поступали бабушки и дедушки. По какой-то причине, вместо того чтобы помочь нашим детям раскрыть себя, мы своими словами раним их сердца и обрекаем на то, чтобы они прожили жизнь неудачниками.
Тщательно следите за тем, чтобы ваши ожидания точно соответствовали действительности. Не нанесите вред своим ученикам, ожидая от них слишком многого... или слишком малого.
Истина 7. Ожидания, направляемые любовью, придают людям огромную силу.
Главной мотивацией нашего желания помочь другому человеку раскрыть себя должна быть наша любовь к этому человеку. Мы должны стремиться помочь каждому, кому мы только можем помочь, чтобы он стал таким, каким его хочет видеть Бог.
К сожалению, людей, которые действительно к этому стремятся, чрезвычайно мало, не так ли? Подумайте о своей жизни, и вы, вероятно, вспомните лишь нескольких людей, которые особым образом на нее повлияли – благодаря тому, что они верили в ваши возможности и поддерживали вас. Эти люди помогли нам казаться выше в собственных глазах, преодолевать препятствия к цели, казавшейся недостижимой. Они любили нас тогда, когда, возможно, мы еще сами себя не любили; их ожидания носили глубоко библейский характер, поскольку, как сказано в 13-й главе Первого послания к коринфянам, любовь "всему верит, всего надеется..."
Я, как и вы, могу перечислить таких людей по именам; моя жизнь сложилась бы совсем иначе, если бы не эти люди, посланные мне Богом.
В первую очередь я вспоминаю моих родителей – людей, искренне почитающих Бога. Наш дом был полон любви и взаимной привязанности, и убеждение в том, что "ты можешь сделать все, если действительно захочешь", пропитывало нашу семейную атмосферу. Оно накладывало отпечаток на нас, детей, и помогало нам добиваться намного больше того, о чем мы только могли мечтать.
Однажды, когда я был старшеклассником, я сообщил родителям, что через несколько месяцев у нас будут спортивные соревнования и, в зависимости от результатов, нам выдадут спортивные шорты разного цвета. Тренер обратил наше внимание на то, что мы должны будем в этих шортах совершать наши ежедневные пробежки вокруг площадки, где занимаются физкультурой девушки (он тоже знал, что ожидания творят чудеса!). Он сказал, что большинство учеников получат желтые шорты, 25% лучших учеников – желтые шорты с черной полоской, десять наилучших спортсменов – красные шорты, а абсолютный победитель соревнований – серебристые шорты. Помню, я сказал: "Надеюсь, я смогу завоевать черную полоску".
Мой отец понимающе кивнул головой и промолчал. На следующий день, когда я готовил моего "четырехколесного коня", он подошел к забору и спросил:
– Так когда ты завоюешь серебристые шорты?
В его голосе не слышалось и нотки сомнения; он не спрашивал, собираюсь ли я их завоевывать, а лишь интересовался, когда именно это произойдет.
– Что? Ты действительно веришь, что я могу завоевать серебристые шорты?
– Конечно, – кивнул он, – вне всякого сомнения. Ты просто еще не решил, хочешь ли ты приложить к этому все свои усилия. Но я чувствую, что тебе пора решиться на это. Сынок, ты именно из тех людей, которые завоевывают серебристые шорты.
И он ушел. Вот так просто, благодаря ожиданиям моего папы, я попал в категорию людей, завоевывающих серебристые шорты.
Спустя несколько лет в эту же категорию попал и мой брат. В последний раз, когда я был в нашей старенькой школе, я обнаружил, что наш рекорд так никто и не побил – мы были единственными учениками – членами одной семьи, – завоевавшими вожделенные серебристые шорты победителей. Но, по правде говоря, их завоевали наши родители.
Я также помню миссис Рудин, которая учила меня в шестом классе и настолько стремилась помочь мне раскрыть мой потенциал, что я до сих пор не могу забыть то осознание собственной значимости, которое я испытывал, заходя в ее кабинет.
И еще я помню мистера Ричарда Гриффита, пастора церкви в Юнионе, штат Нью-Джерси, и его жену миссис Гриффит. Во время обучения в колледже недалеко от этой церкви я в течение нескольких лет нес в ней служение молодежного пастора. Неделю за неделей они работали с этим нерешительным и неуверенным молодым человеком, изливая на меня свою любовь и заражая меня своими мечтами. Они не уставали говорить мне о том, что Бог собирался через меня сделать, и повторяли, что на мне – рука Божья. Я с жадностью впитывал их слова, поскольку нуждался в любом выражении поддержки и ободрения, которые я надеялся от кого-либо получить.
Затем, когда я поступил в аспирантуру и переехал в Даллас, Бог послал мне доктора Стивена Слокума и миссис Слокум. Д-р Слокум часто приглашал меня на обед и говорил: "Расскажи-ка мне о своих мечтах". Но я ни о чем не мечтал. "Расскажи мне, как ты собираешься изменить мир". Но я не собирался менять мир. "Я думаю, что твоя идея об организации "Путешествие по Библии" может приобрести мировой масштаб! Ты именно тот человек, которого Бог усмотрел для этой работы". "Путешествие по Библии" никогда бы не стало реальностью без таких людей, как чета Слокум, – людей, вкладывающих себя в развитие чужих возможностей.
Наши жены или мужья также часто помогают нам раскрыть наш потенциал. Я до сих пор храню письмо, которое моя жена написала мне в 1978 году, и время от времени его перечитываю. В этом письме Дарлин выразила свои позитивные ожидания относительно наших взаимоотношений, нашего будущего брака и нашей семьи. И это письмо невероятным образом повлияло на мою жизнь. То, что она думает обо мне и каким она меня видит, постоянно помогает мне быть насколько возможно лучшим мужем для нее.
Несколько лет назад у сына наших друзей возникли серьезные проблемы, связанные с переменой школы. Казалось, все в его жизни шло не так, и он не успевал по большинству предметов. Его мать была в ужасе.
Но вот она встретила свою подругу, которая всегда во всем преуспевала. Она спросила эту подругу. "Как у тебя получается ко всему относиться позитивно и всегда контролировать события?" Та ответила: "В нашей семье было шесть детей, и на каждого из нас у мамы был заведен блокнот. В этих блокнотах она отмечала все наши хорошие поступки. В конце каждого месяца мама собирала нас в спальне, давала нам наши блокноты и просила нас прочитать их. Она делала так на протяжении многих лет".
Наша подруга решила испробовать этот метод на своем сыне. Она купила блокнот и начала внимательно наблюдать за мальчиком, чтобы подметить в нем что-нибудь хорошее. За целых две недели она не смогла сделать в блокноте не единой записи. Однажды вечером она обсудила эту проблему со своим мужем, и им стало ясно, что они настолько невысокого мнения о своем сыне, что просто не могут увидеть в нем абсолютно ничего хорошего.
Она исповедала это неправильное отношение перед Господом и приступила к делу, проявляя все большее и большее усердие, пока наконец не заметила поступок, достойный занесения в блокнот. Однажды она позвала сына в свою спальню и сказала:
– У меня есть блокнот, и я хочу, чтобы ты прочитал, что там написано. Сын прочел его, затаив дыхание, а затем спросил:
– Ты действительно так ко мне относишься?
– Конечно! – ответила она. Он заплакал и сказал:
– А я думал, что вы с папой замечаете во мне только плохое. Я думал, вы меня больше не любите и считаете меня неудачником.
С тер пор жизнь этого молодого человека и всей его семьи полностью изменилась. Через несколько недель его нельзя было узнать. К нему вернулась уверенность в собственных силах, наладились его отношения с родителями и другими людьми, прекратились постоянные ссоры с братьями и сестрами и улучшились школьные оценки. Что же произошло? Родители помогли ему раскрыть свой потенциал! Они сумели найти в нем положительные качества и на их основании построили хорошие ожидания относительно его будущего; благодаря этим замечательным ожиданиям их сын просто расцвел на глазах.
Чего ожидаете вы – от себя, от Бога, от своей семьи, от учеников? Почему бы вам не изменить свои ожидания и не использовать их для того, чтобы помогать людям полностью раскрыть свой потенциал!

 
Категория: Текст | Добавил: love (19.11.2013)
Просмотров: 814 | Рейтинг: 5.0/1
система комментирования CACKLE

меню

Видео [112]
Аудио [16]
Текст [36]
Аудио Свидетельство [2]
Видео Свидетельство [43]
Текст Свидетельство [5]
Video [9]
Audio [1]
Text [1]
Сурдо Песня [8]
Сурдо Фильмы онлайн [3]
Сурдо Видео [14]
Аудио [722]
Видео [4245]
Фильми [2]
Текст [2672]

Библия онлайн

Библия

Молитва

Мы в соцсетях

Реклама