Любовь Божья

Реклама

Поиск

Главная » Статьи » Другие проповедники » Текст

Закон третий: закон применения

Закон третий: закон применения

Образ мышления, модель и истины

Когда я был старшеклассником, самой заманчивой мечтой любого парня (не считая мечты о девушке) была мечта о собственной машине. Это было в эпоху белых носков и геля для волос, в эпоху, когда словарный запас молодежи состоял преимущественно из слов "классно", "клево" и "четко". Тогда, в начале шестидесятых, каждый подросток полжизни бы отдал за автомобиль с откидным верхом и салоном "под дерево" – старую добрую машину времен взлета группы "Бич Бойз".
Мне невероятно повезло, поскольку одна из машин нашей семьи была именно этой шикарной марки. В течение многих месяцев я упрашивал своих родителей позволить мне прокатиться на ней в школу, чтобы покрасоваться перед друзьями. В конце концов они сказали: "Ладно. Если ты будешь хорошо учиться, мы разрешим тебе ездить на этой машине последние полтора месяца перед окончанием школы".
Вот это стимул! Я прилагал все свои усилия, чтобы получать хорошие оценки, и, незадолго до окончания школы, родители наконец-то вручили мне ключи от машины.
В те выходные я почти не спал, так как старательно готовил мою "красавицу" к ее дебюту в "ряду старшеклассников" на школьной парковке. Мои родители, вероятно, очень удивлялись, видя, как их сын, которому всегда не хватало энтузиазма, чтобы подстричь газон, работал до поздней ночи – регулировал двигатель, шлифовал кузов машины, натирал ее до блеска содержимым двух банок (хватило бы и одной!) специального крема, устанавливал два динамика по бокам заднего сиденья, заменял старый глушитель новейшим (из нержавеющей стали) и украшал салон остатками ковровой дорожки. Конечно, это была нелегкая работа. Но я не пожалел ни о единой секунде, затраченной на нее, потому что, когда я подкатил к школе, мне казалось, что мне принадлежит весь мир.
Да, это был я – "крутой парень" в машине с опущенными стеклами, выставивший левый локоть наружу, – при этом мой приемник можно было услышать, наверное, в соседнем районе. Я зарулил на школьную стоянку, промчался мимо всех машин и подъехал к пресловутому "ряду старшеклассников". Затем я сделал то, что делали все мои сверстники: прибавил газу. Я накручивал все новые и новые обороты. Этот ритуал любовно именовался у нас "прогазовкой". Все ребята столпились вокруг меня, открыли капот, заглянули внутрь и отпустили несколько глубокомысленных комментариев по поводу увиденного. Затем они сели в свои машины, завели моторы, и все мы вместе сожгли много литров бензина, не сдвинувшись с места ни на сантиметр. Но какой невероятный прилив энергии мы ощутили! Это нас так вдохновило, что все мы были уверены: ни одна капля горючего не пропала даром.
Однако если бы сегодня вы вдруг увидели меня на стоянке возле церкви, в машине с открытым капотом, ревущим двигателем и гремящей музыкой, вы бы, вероятно, подумали: "Да что же это такое происходит?" То, что нормально для семнадцатилетнего подростка, отнюдь не нормально для взрослого.
В семнадцать лет я рассматривал автомобиль как самоцель. Я радовался скорее шуму двигателя, чем тому, что благодаря этому двигателю автомобиль может довезти меня до нужного места. Я превращал средство в цель, и в этом проявлялась моя неопытность. Назначение автомобиля не в том, чтобы прокручивать двигатель, а в том, чтобы перевозить с места на место. Подлинная ценность автомобиля заключена в применении его двигателя, а не в самом двигателе.
Однако, к сожалению, сегодня большинство из нас, выступая в церкви или в школе, "заводят двигатель" и наслаждаются создаваемым шумом, в то время как наши слушатели задают себе вопрос: "Когда же наконец ты нас куда-нибудь повезешь?" Мы не отличаем средства от цели. Мы настолько поглощены содержанием предмета, что забываем о том, что его изложение преследует одну цель – произвести изменения в жизни наших слушателей.
Мы, учителя, любим "прогонять" свое содержание – три пункта, семь правил, четырнадцать ключевых моментов. Мы с гордостью показываем аудитории наши мастерски составленные планы, все их пункты и подпункты, а также специально подобранные примеры – подобно тому как подростки гордятся динамиками, глушителями из нержавеющей стали и ковровой обивкой. В духовных семинариях и библейских школах, на конференциях и учебных занятиях – всюду готовят пасторов и учителей, до зубов вооруженных знаниями. Но загляните на ихуроки и в их церкви, и вы увидите, сколько там проблем. Наркомания и алкоголизм. Безнравственность. Разводы. Непослушание со стороны детей. Неверно расставленные приоритеты. В чем же дело?
Так давайте же соберемся вместе, закроем капот, заведем мотор и начнем наш путь к намеченной цели. Если мы так поступим, то, возможно, это навсегда изменит наше преподавание!

Закон Применения: образ мышления

Образ мышления – это преобладающее отношение к той или иной проблеме или мнение по ее поводу. В соответствии с общепринятой установкой большинства учителей (как верующих, так и неверующих), цель преподавания состоит в том, чтобы излагать и объяснять материал. Многие учителя направляют все свои усилия и методы преподавания преимущественным образом на содержание.
Почти каждый вопрос в школьных тестовых заданиях связан со знаниями. По мнению среднестатистического учителя, именно знание материала является сутью образования. Но правильна ли такая мыслительная установка? Хочет ли Господь того, чтобы, преподавая, мы просто излагали материал? Или же Он ставит перед христианским учителем гораздо более высокие и важные цели?
Я убежден, что, с библейской точки зрения, христианский учитель должен не просто излагать содержание учебного предмета, но и обеспечивать его практическое применение. Содержание связано с фактами, данными и их интерпретацией. Применение связано с мудростью, зрелостью и жизненными преобразованиями. Содержание отвечает на вопрос "Что?", а применение – на вопрос "Ну и что дальше?". Содержание – это то, что обсуждается, как правило, во время урока, а применение – то, что происходит как следствие этого урока. Осью, вокруг которой вращается содержание, является слово "знать"; осью, вокруг которой вращается применение, – "быть" и "поступать".
Вы, несомненно, знакомы с ключевым стихом Библии по этому вопросу. Возможно, вы знаете его наизусть, слышали проповеди на его основе и даже обучали ему своих учеников. Однако, может быть, вы никогда не замечали, что этот стих говорит о том, насколько горячо Бог желает, чтобы Его слово применялось на практике.
"Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" (2 Тим. 3:16,17).
К сожалению, многие из нас считают, что в этом стихе говорится: "Все Писание богодухновенно и полезно для научения". Точка. Мы убеждены, что Бог дал нам Библию с целью научения. Поэтому, начиная урок, мы с вами полагаем, что наша задача заключается в том, чтобы объяснить библейскую доктрину, то есть как можно лучше интерпретировать значение того или иного отрывка. Проблема состоит в том, что данные стихи Писания учат нас отнюдь не этому. Они учат чему-то совершенно иному.
Существует один прием, помогающий нам выявить главную мысль какого-либо стиха или отрывка. Он заключается в том, что из текста вычеркиваются все прилагательные (если они не являются частью именного сказуемого), наречия, предложные словосочетания и описательные придаточные предложения. Очень часто этот простой прием проясняет множество непонятных моментов. Если мы применим его к упомянутым стихам из Второго послания к Тимофею, они будут звучать так:
Писание богодухновенно и полезно да будет совершен [Божий] человек приготовлен
Поразмышляйте немного над этими словами. С какой целью дана нам Библия? Говорится ли здесь – "для научения [какой-либо доктрине]"? Нет. Говорится ли здесь, что Библия дана нам для обличения или исправления? Нет. Эти частные функции Писания всего лишь помогают выполнить его основное назначение, более того, они предшествуют словам "да будет", из чего становится очевидным, что они не являются конечной целью или задачей.
О чем же говорят эти стихи? О том, что Слово Божье было дано нам с двумя главными целями:

  1.  чтобы христиане были "совершенны" (библейское значение этого слова отличается от современного, толкование см. ниже. – Прим. пер.);
  2.  чтобы христиане были приготовлены.

С чем в большей мере связаны слова "совершен" и "приготовлен" – с глаголом "знать" или с глаголами "быть" и "поступать"? Правильно, оба эти слова нацелены на то, что происходит в жизни верующего на основании знания содержания. Для Господа важно не столько содержание, сколько воплощение этого содержания в жизнь.
Поэтому деятельность большинства учителей (как верующих, так и неверующих) не соответствует Божьим целям, – ведь они стараются только лишь дать знания. Пока они не приведут цели своих уроков в соответствие с целями Библии, их преподавание может, как это ни печально, полностью противоречить Божьей воле.

Модель Закона Применения

Так что же мы, учителя, должны делать? Господь повелевает нам применять Библию к жизни верующего так, чтобы этот человек изменялся, становясь все более совершенным и подготовленным к решению поставленных жизнью задач. Именно в этом заключается цель научения Истине. Давайте исследуем эти стихи немного подробнее – и сделаем еще несколько открытий.
Материал: богодухновенное Слово, данное христианам
Библия действительно является Словом Божьим. Она была дана нам Господом и вдохновлена Им. Бог определил, какую часть Своей Истины Он хочет передать Своему народу в письменной форме, и использовал отдельных людей, чтобы они записали эту Истину. Слово Божье – это эталон, с которым нам следует сверять всю свою жизнь и все знания, которые мы приобретаем. Именно Слово является тем предметом, который мы препо^ даем.
Писание – это основной материал, необходимый учителю-христианину, чтобы воспитать совершенных и хорошо подготовленных учеников. Как сказано в Послании к римлянам (12:1,2), жизненные преобразования происходят в результате того, что мы обновляем наш разум, подчиняя его истине Писания. Библия – это основа всех жизненных изменений!
Методология: как применить Библию к жизни христианина
Как же мне следует преподавать Слово Божье, чтобы Божий человек мог измениться, стать подготовленным и совершенным? Во Втором послании к Тимофею (3:16,17) перечислены четыре основных метода применения, которые мы можем использовать, чтобы достичь Божьей цели – изменить характер и поведение христианина. Из этих методов "научение" и "исправление" связаны в основном с убеждениями учеников, а "наставление" и "обличение" – с их поведением.
Методы, связанные с убеждениями учеников

  • "Научение" (дидаскалиа) – это преподавание, изложение материала (доктрины), который следует выучить и хранить неискаженным, защищая от всякого рода ересей. Научение имеет место, когда учитель объясняет христианину Слово Божье, являя ему те истины, в которые христианину следует верить. Это же греческое слово использовано в Послании к римлянам (15:4), где говорится о "Писании, написанном нам в наставление", а также в Первом послании к Тимофею (4:13,16), где Павел поощряет Тимофея уделять при стальное внимание учению.
  • "Исправление" (эпанортосис) – это сложное слово, составленное из трех греческих слов и означающее "вновь выпрямлять". Цель исправления состоит в том, чтобы восстанавливать правильный порядок вещей, поднимать упавших, исправлять заблуждающихся. Это единственное место в Новом Завете (2 Тим. 3:16,17), где употреблено данное слово, означающее "исправлять ложные доктрины или убеждения человека".

Цель научения – объяснить истину. Это, если можно так сказать, положительная сторона вопроса, подразумевающая: "Вот верное понимание истины..." Исправление же – это обратная сторона научения: "То, во что вы верите, не соответствует Писанию. Напротив, Библия учит..." И научение, и исправление связаны в основном с убеждениями христианина.
Методы, связанные с поведением учеников

  • "Наставление в праведности" (найдена) – это термин, относящийся к науке о воспитании и означающий "обучение детей". Он подчеркивает необходимость наставления верующих на путь Божий и включает в себя наказание и другие дисциплинарные меры. Согласно определению, которое дает один из лучших словарей греческого языка, это слово используется для описания "всего процесса обучения и образования детей, связанного с развитием мышления и морали и включающего повеление и советы, укоры и наказание"; а также для описания "любых средств, воспитывающих душевные качества взрослого человека, особенно развивающих добродетель". Другие случаи употребления данного слова, имеющие особое значение, мы находим в Послании к ефесянам (6:4) и Послании к евреям (12:5,8).
  • "Обличение" (эленхос) связано с обвинением или наказанием грешника. Это упрек, выраженный пребывающему во грехе, или же попытка убедить человека в том, что он заблуждается, и наставить его на путь истинный. Это единственный случай употребления данного слова в Новом Завете.

Наставление и обличение связаны в основном с поведением. Наставление позитивно, обличение – негативно. Наставление – это обучение христианина тому, как ежедневно жить для Христа. Обличение останавливает христианина, когда он ведет себя неправильно, и способствует тому, чтобы он вновь стал вести себя согласно заповедям Христа.
Эти четыре метода направлены на изменение жизни христианина. Они затрагивают его убеждения и его поведение, поощряя все положительное и исправляя отрицательное. Осознав эти методы и начав их использовать, я встал на верный путь библейского применения.
Поскольку Библия дана нам для того, чтобы изменять жизнь, и поскольку эти четыре метода являются универсальными, каждая книга Библии связана с каким-либо из этих методов применения. Например, какой метод доминирует в Первом послании к коринфянам? Обличение. В Послании говорится: "Не ведите себя таким образом". А какой метод вы бы выделили в Послании к римлянам, особенно в главах 1–11? Научение – здесь содержится то, во что вам следует верить. Как насчет Послания к филиппийцам? Верно, наставление в праведности. Здесь написано, как следует себя вести. А Послание к галатам? Исправление – Павел говорит: "Перестаньте верить этому ложному учению".
Вы не сможете найти ни одного более или менее значительного фрагмента Писания, который бы не воплощал в себе один из этих четырех методов, поскольку именно с их помощью и осуществляется влияние на чью-либо жизнь – и родителями, и учителями, и проповедниками.
Итак, каково же назначение Библии? К сожалению, в большинстве случаев мы упускаем его из виду. Да, полезно заучивать Слово Божье наизусть. Но это не главное. Да, полезно изучать Слово Божье. Но это также не главное. Слово Божье дано нам с одной основной целью и полезно для одного основного дела – изменить жизнь христианина, чтобы он уподобился Христу и как можно лучше служил Ему.
Поэтому если мы хотим использовать Библию с той целью, ради которой она нам дана, то на следующем же нашем уроке у нас должна быть лишь . одна цель – изменение жизни! Подавляющее большинство учителей, однако, нацеливаются на понимание, а затем удивляются, почему же это понимание не приводит ни к каким переменам в жизни их учеников. Они полагают, что целью Библии является научение, а не применение, и считают, что достаточно одного лишь знания содержания. Однако содержание редко приводит к значительному изменению жизни, если оно не подкреплено тщательно продуманным библейским применением.
Результат: зрелые и хорошо подготовленные христиане
Павел говорит, что наша цель состоит в следующем: "Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен". Греческое слово, переведенное как "совершен",–это артиос, что означает "подходящий", "полный", "достаточный", "отвечающий всем требованиям". Обычно это слово описывает характер – то, кем является человек. Характер ученика должен со временем быть преображен в образ Иисуса Христа – в этом состоит главная цель Бога.
Вторая цель – чтобы христианин был "приготовлен". Это слово происходит от греческого экзартисменос, которое является производным от того же корня, что и артиос, и означает "полностью снаряженный", "снабженный всем необходимым", "полностью вооруженный", "полностью оборудованный". Для чего? Для "всякого доброго дела". Соответственно, своим поведением христианин должен активно служить Богу.
Бог дал нам Библию с двумя основными целями: изменить наш характер (то, кем я являюсь) и изменить наше поведение (то, как я поступаю). Если в своем характере ученик не становится все более похожим на Христа и угодным Богу, если он не подготавливается к тому, чтобы как можно лучше служить Ему, значит, мы как учителя не позволяем Писанию исполнить свое предназначение в жизни этого ученика.

Модель Закона Применения

Суть этих наблюдений отражена в модели Закона Применения. Открытая книга в левой части схемы символизирует материал, то есть Слово Божье, данное Богом и вдохновленное Богом.
Прямоугольник в правой части схемы символизирует результат преподавания Библии, направленный на изменение жизни: Божий человек преображается как в плане характера (то, кем он является), так и в плане поведения (то, как он поступает).
Методы, при помощи которых достигается такой результат, – это, в первую очередь, изменение убеждений ученика путем научения истине и исправления его ошибочных суждений. Для этого проводится наставление в праведности, а также, если ученик живет во грехе, обличение.
Итак, прежде чем преподавать, убедитесь в том, что ваши цели совпадают с Божьими целями, а именно, что ваш урок направлен на изменение жизни учащихся посредством эффективных способов применения материала, основанных на Библии. Никогда не останавливайтесь на словах "А сейчас я объясню вам этот отрывок". В таком случае вы просто вхолостую прокручиваете двигатель. Библия дана нам не для информации, а для трансформации.
Этот закон произвел революцию в моей жизни и в моем служении. Я привык преподавать и проповедовать с целью предоставления информации. И только когда я узнал и стал применять то, о чем я вскоре вам расскажу, я смог испытать радость от наблюдения за радикальными и необратимыми переменами в жизни моих учеников. Я молюсь о том, чтобы по мере чтения семи истин Закона Применения Господь подготовил вас к усвоению революционного Метода Применения, описанного в следующей главе.

Истины Закона Применения

Как это верно подметил Д. Л. Муди, Библия дана нам не для информации, а для трансформации. Бог дал нам Библию не для того, чтобы мы узнали о событиях прошлого, а для того, чтобы обеспечить нас всем необходимым для жизни в настоящем в свете будущего.
Истина 1. Бог дал нам Свое Слово главным образом для того, чтобы мы применяли его в нашей жизни.
Полагаете ли вы, что, когда мы с вами предстанем пред Господом, чтобы дать Ему отчет о прожитой жизни, Он раздаст нам тетрадки с тестами множественного и альтернативного выбора? Думаете ли вы, что Он попросит нас перечислить все книги Библии по порядку, назвать имена двенадцати апостолов или описать видение пророка Иезекииля о колесах внутри колес? Конечно же, нет! Почему же тогда на многих наших уроках мы рассматриваем лишь те факты, которые можно проверить вопросами типа "верно/неверно", и не затрагиваем тот материал, о которым спросят у нас на Последнем Экзамене?
Я помню, как мои дети, Дэйв и Дженни, много воскресений подряд возвращались из воскресной школы без особой радости и энтузиазма. Мы спрашивали их: "Что нового вы сегодня узнали в воскресной школе?" – "Ничего, папа. Мы и раньше знали эту историю". Поначалу нам с Дарлин было приятно это слышать, поскольку мы всеми силами старались "подковать" наших детей библейскими знаниями. Но, слыша эти слова каждую неделю, мы начали беспокоиться. Учителя наших детей считали, что преподавание – это пересказ того, что написано в Библии. Они использовали Библию неправильно, проходя лишь первый этап – изложение фактов. В соответствии с Божьим планом, библейские истории должны преподаваться в воскресной школе с одной целью: чтобы помочь Дэйву и Дженни стать зрелыми людьми и добрыми христианами.
Возможно, это шокирует многих учителей воскресной школы, но я не считаю, что на этих уроках нашим детям преподавалась Библия. Им преподавались библейские истории. Есть огромная разница между изложением фактов и изменением жизни учеников на основании этих фактов. Знание библейских историй само по себе не изменяет людей, – чтобы убедиться в этом, посетите занятие на тему "Библия как литературное произведение" в любом нехристианском колледже.
Согласно 2 Тим. 3:16,17, "все Писание" было дано Богом для того, чтобы "люди Божий" могли стать подобными Сыну Божию. Бог дал людям Библию не ради ее содержания как такового, а для того чтобы верующие могли уподобиться Христу. Преподавать исключительно с целью предоставления информации значит открыто пренебрегать Божьим взглядом на цель преподавания.
Не позволяйте себе использовать Слово Божье в соответствии со своими собственными целями. Всякий раз, когда мы перестаем ориентироваться на Божьи цели, мы подвергаем себя опасности. Мы должны преподавать Библию правильно – так, чтобы наши уроки изменяли жизнь учащихся.
Истина 2. Обеспечение применения материала – прямая обязанность учителя.
Бог дал нам Библию, чтобы мы применяли ее содержание на практике; следовательно, преподаватель Библии должен уважительно относиться к этой цели и стремиться к ее достижению. Однако я заметил, что подавляющее большинство учителей не считает, что обеспечение применения изученного материала входит в их обязанности. Они полагают, что за применение отвечает кто-то другой – вероятно, некий неизвестный, осуществляющий применение неведом науке способом.
Пока я не понял эту истину, я также не считал применение своей обязанностью. Помню, как-то раз я горячо поспорил с одним пожилым служителем. Он прослушал мою проповедь, наполненную одним лишь содержанием без каких-либо указаний к его применению. Эта проповедь заканчивалась замечательными словами, которые христиане зачастую используют, желая снять с себя всякую ответственность: "А теперь да поможет вам Дух Святой применить эту истину в своей жизни". Едва улыбаясь, пожилой служитель спросил меня, хотел ли бы я когда-нибудь увидеть ответ на эту молитву.
– Конечно, – ответил я. – Кто бы не хотел?
– Погоди-ка. Дело в том, что лучшим ответом на твою молитву являешься ты сам! – Он сказал мне, что Святой Дух, несомненно, желает помочь людям применять истины Писания в их жизни, но основным Его инструментом при этом является учитель, преподавший эти истины. По окончании нашего разговора я понял, что не должен ожидать от Бога выполнения той работы, которую Он поручил выполнить мне при помощи силы, данной мне свыше. Дух Святой действует тогда, когда учитель помогает учащимся найти пути применения изучаемого материала.
Разница между преподаванием ради содержания и преподаванием ради применения необозримо велика. Учитель, ориентированный на содержание, полагает, что в его обязанности входит лишь изложение и объяснение фактического материала. Учитель, ориентированный на применение, полагает, что его долг– применить факты так, чтобы они навсегда изменили жизнь учеников.
Апостол Павел понимал, что обеспечение применения материала – это основная обязанность учителя. "...Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, [зачем?] чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе; для чего я и тружусь и подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно" (Кол. 1:28,29).
Возможно, причина, почему мы не испытываем сверхъестественного проявления Божьей силы на наших уроках, состоит в том, что, сами того не осознавая, мы неправильно используем Божье Слово и препятствуем Духу Святому в Его помазании. Бог желает, чтобы мы не просто информировали наших учеников, а трансформировали их жизнь.
Ответственность за применение изучаемого материала таким образом, чтобы это изменило жизнь учеников, возложена на нас Христом в Его Великом Поручении (Мат. 28:18-20). Помните ли вы, как именно нам следует преподавать, в соответствии с Его указаниями? "Уча их соблюдать [делать, исполнять] все, что Я повелел вам". Христос сказал абсолютно однозначно. Он хочет, чтобы в результате нашей преподавательской деятельности наши ученики стали "соблюдать/делать/исполнять" все, о чем Он говорил. Если наши ученики действительно соблюдают повеления Христа, значит, они применяют истину в своей жизни.
Павел был не единственным, кто изменял жизнь своих учеников. Это делали также Петр, Иаков и Иоанн. Христиане XX века, подобно христианам I века, должны следовать за своим Учителем и, преподавая, изменять жизнь учеников.
Истина 3. Между изложением содержания и объяснением его применения должно быть установлено правильное соотношение.
Если учителя желают обеспечить применение изучаемого материала на практике, то какую часть учебного времени они должны посвящать обсуждению возможных способов применения?
Прежде чем ответить на этот вопрос, позвольте мне спросить вас еще кое о чем. Как вы думаете, какой процент времени типичного урока в воскресной школе отводится на изложение содержания (того, что написано в Библии), а какой – на обсуждение возможностей его применения (того, как я должен жить в свете этого)? Вспомните несколько последних уроков, которые вы посетили, и проповедей, которые вы прослушали. Чему было отведено больше времени: изложению содержания или его применению?
Я задавал этот вопрос тысячам людей во многих странах мира и, к моему удивлению, получал один и тот же ответ – изложение содержания занимает 90 % времени, а применение – лишь 10 %. Зачастую наблюдается такая зависимость: чем больший акцент определенная группа людей делает на богодухновенности Библии, тем больший процент времени занимает изложение содержания – порой более 95%.
Долгие годы я был "99-процентником" и гордился этим! Мне не хотелось отнимать время у "истинного учения", чтобы попусту тратить его на всю эту "практическую чепуху". Но размышляя над этим вопросом, я обнаружил нечто удивительное.
Я помню тот день, когда на меня снизошло озарение. Оно настолько глубоко потрясло меня, что я до сих пор нахожусь под впечатлением этого. Я попросил своего секретаря напечатать текст трех последних проповедей Чарлза Свиндолла, которого считал одним из наиболее сильных проповедников и учителей в нашей стране. Затем вместе с Лэрри Либби (в то время он был нашим редактором) мы взяли копии этих проповедей и выделили оранжевым маркером те их части, которые были посвящены изложению содержания, а желтым – те, которые были посвящены обсуждению применения.
Это был день удивительных открытий. Как вы думаете, сколько процентов сказанного в этих проповедях было направлено на применение? Более 50 процентов! Наверняка здесь какая-то ошибка! Поэтому мы исследовали труды некоторых других известных проповедников, таких, как Чарлз Стэнли и Ховард Хэндрикс. Мы получили приблизительно те же результаты. По правде говоря, в некоторых лучших проповедях часть, посвященная применению, составляла более 75 процентов!
Я не мог поверить собственным глазам. Поэтому я обратился к истории Церкви и составил список людей, которые в свое время послужили мощнейшим орудием в руках Божьих. В мой список вошли такие проповедники и учителя, как Д. Л. Муди, Джонатан Эдварде, Чарлз Финней, Чарлз Сперджен, Джон Уэсли, а также писатели Дитрих Бонхоффер, А. У. Тозер и Освальд Чемберс. Каким было соотношение изложения содержания и его применения в их проповедях? Я был уверен, что многие из них окажутся в рядах тех, у кого 90 процентов времени занимает изложение содержания.
Я начал с моего любимого Д. Л. Муди. Мы сделали копии нескольких его проповедей и с маркерами в руках принялись за работу. Мы были шокированы. В проповедях Муди, которого многие считают величайшим христианским оратором минувшего столетия, применению было посвящено в среднем около 70 процентов времени! Мы не нашли ни единой проповеди, где изложение содержания составляло бы 90 процентов. Применению уделялось от 45 до 75 процентов проповеди. То есть в большинстве случаев применение занимало гораздо больше времени, чем изложение содержания.
Возможно ли, чтобы такое соотношение на протяжении всей истории Церкви было характерным для всех проповедников, на которых было особое помазание Божье? Если это так, значит, я оказался в затруднительном положении – вместе с большей частью современного мне христианского мира.
Но это всего лишь люди, попытался возразить я. Где в Библии находится стих, указывающий, каким должно быть это соотношение? Чего хочет от учителей Бог? Многие дни я искал библейский ответ на этот важнейший вопрос. Библия не содержит готовых проповедей, которыми я мог бы воспользоваться. Однако в конце концов я понял, что библейские послания являются, по сути, письменными проповедями. Может быть, именно там стоит искать ответ.
Представьте себе, что происходило, когда античная "экспресс-почта" доставляла адресатам то или иное Послание Павла? Вероятно, прихожане забывали о заблаговременно составленном распорядке воскресного служения и читали вслух эту письменную проповедь. Я уверен, что Послание к ефесянам им понравилось; но представьте себе чувства "воспитателей в церковных яслях", когда прибыли все шестнадцать глав Послания к римлянам!
Итак, я нашел ответ! Все, что мне нужно было сделать, – это установить соотношение между изложением содержания и его применением в этих богодухновенных письменных проповедях. Наконец-то я смогу получить подтверждение своей "теории 90 процентов". Я даже не подозревал, что меня ожидает величайший сюрприз.
Я начал с Послания к римлянам, поскольку это наиболее догматическая книга Нового Завета. Здесь уж точно царит содержание! Вооружившись теми же двумя маркерами, я атаковал шестнадцать глав Послания к римлянам. Было несложно определить, какие из них посвящены главным образом изложению содержания, а какие – его применению:
Глава 1 – изложение содержания;
Глава 2 – изложение содержания;
Глава 3 – изложение содержания;
Глава 4 – изложение содержания (я начинал радоваться – скоро я дождусь своих 90 процентов!);
Глава 5 – изложение содержания;
Глава 6 – применение;
Глава 7 – применение;
Глава 8 – применение;
Глава 9 – изложение содержания;
Глава 10 – изложение содержания;
Глава 11 – изложение содержания;
Глава 12 – применение;
Глава 13 – применение;
Глава 14 – применение (что же это, в конце концов, происходит!);
Глава 15 – применение;
Глава 16 – применение.
Подсчитайте сами, друзья мои! В наиболее "содержательной" книге Библии изложению содержания посвящены восемь глав, и его применению – также восемь. Поровну!
Я тут же вспомнил о Послании к ефесянам, второй наиболее догматической книге Нового Завета. Она уж наверняка утешит нас, людей, преданных изложению содержания! Но я обнаружил, что первые три главы этой книги посвящены изложению содержания, а последующие три – его применению. Снова поровну. Господь явно обращал на это мое внимание.
Я решил проверить Послание Иакова. Глазам своим не веря, я обнаружил, что все пять глав этого Послания изобилуют примерами практического применения библейских истин. Я понял, что лучше не исследовать это Послание – ведь применению посвящено около 80 его процентов.
Я попробовал исследовать Первое послание Петра. Применению посвящено более 60 % от общего объема его текста.
Результаты были одинаковы: в каждом новозаветном Послании применению уделено такое же внимание, как и изложению содержания, а зачастую и большее. Я не мог уйти от истины. Все убеждало меня в важности применения. Я предпринял последнюю отчаянную попытку доказать противоположное и сделал ксерокопию основных проповедей Христа. Применению было посвящено более 60 процентов текста Нагорной проповеди (Мф. 5-7). Применением изобиловали слова Иисуса, произнесенные во время Тайной Вечери (Ин. 13-17). Христос был Мастером применения! Вы не найдете ни одного случая, где бы Он объяснял Ветхий Завет или даже открывал истины Нового Завета единственно с целью информации. Содержание Его слов всегда служило основой для их последующего применения.
До этого момента все мои искания были чисто академическим упражнением. На самом же деле, я хотел найти подтверждение тому, как я привык поступать. Но внезапно у меня словно пелена с глаз упала; куда бы я ни взглянул, я видел, видел впервые, сколько чувства Бог вкладывает в наставление Своих детей. Я наконец-то все понял– Господь убедил меня. И мое сердце пронзила боль от мысли, что долгие годы я учил и проповедовал, не зная этой истины. Глубокой ночью, в слезах покаяния, я преклонил колени на полу своего кабинета. Даже сейчас, спустя более десяти лет, воспоминание о том, как я открыл для себя эту важнейшую истину, заставляет мое сердце биться чаще. Эта истина навсегда изменила мою жизнь и мое служение.
Теперь позвольте мне задать вам совершенно практический вопрос: пообещаете ли вы Господу, что с этих пор, научая или проповедуя, вы будете соблюдать надлежащую пропорцию между изложением содержания и объяснением его применения – в процентном соотношении, пятьдесят на пятьдесят, а не девяносто на десять? Это решение навсегда изменит вашу преподавательскую или проповедническую деятельность!
Однако прежде чем мы перейдем к рассмотрению следующей истины, я хотел бы подчеркнуть, что этот принцип соотношения дан для общего руководства и не является жестким и нерушимым правилом. Иногда ваш урок может походить на Послание Иакова и примерно на 80 процентов быть посвященным применению; в иное же время он будет более подобен доктринальным отрывкам Послания к евреям, состоящим более чем на 90 процентов из изложения содержания. Не стоит переживать по этому поводу. Не уподобляйтесь фарисеям, составляя из общих принципов свод суровых законов, которые Господь никогда не устанавливал. Просто помните, что когда вы будете оценивать свои уроки за последние несколько месяцев, хотелось бы, чтобы вы обнаружили там правильное соотношение между изложением содержания и его применением.
Итак, если вы хотите преподавать подобно Иисусу, то имейте в виду: вам придется посвящать более шестидесяти процентов учебного времени указаниям по практическому применению материала. Возможно, такая перемена покажется вам слишком революционной – если, конечно, вы не желаете оказаться в одном ряду с Муди, Свиндоллом, Стэнли, Хэндриксом, Спердженом, Уэсли, Павлом, Петром, Иаковом...
Истина 4. В процессе применения содержание Писания должно соотноситься с потребностями учащихся.
Бог дал людям Библию, чтобы изменить их жизнь, и учителя несут ответственность за то, чтобы применять ее содержание в соответствии с этой целью. Мы должны посвящать применению как минимум 50 % нашего учебного времени. Но как узнать, на что следует направлять применение? В главах, посвященных Пятому Закону– Закону Потребностей,– подробно рассматривается этот вопрос; однако здесь представляется уместным обратить на него внимание.
Важнейшей характеристикой рекомендаций к применению того или иного учебного материала, помимо их соответствия Библии, является их соответствие особенностям аудитории. Например, семилетним детям учитель должен указать одни способы применения 15-й главы Евангелия от Иоанна (притча о виноградной лозе и ветвях), а супружеским парам средних лет – другие. Пути применения зависят от возраста слушателей, а также от цели занятия или собрания. Подумайте, к примеру, чем применение этой главы на родительском собрании должно отличаться от ее применения на занятии по изучению Библии для пожилых людей. Потребности ваших учеников являются основным фактором, определяющим пути применения материала.
Все эти понятия тесно переплетены. Если на уроке царит изложение содержания, ход урока определяется потребностями содержания. Единственная проблема состоит в том, что содержание не учитывает ничьих потребностей. Но если на уроке царит применение, тогда ход урока определяется потребностями учеников, – ведь это они должны узнать пути применения материала и реализовать их на практике.
На жизнь учеников более всего влияют те способы применения материала, которые в точности отвечают их важнейшим потребностям. Прочитав главу 9, посвященную Закону Потребностей, вы узнаете о пяти революционных принципах, благодаря которым "уроки" Христа всегда отвечали потребностям людей, и сможете использовать эти принципы на ближайшем своем уроке.
Истина 5. Применение материала оказывает на жизнь учащихся наибольшее влияние в том случае, если они понимают, что в его основании лежит Библия.
Почему многие хорошие способы применения материала зачастую никак не изменяют жизнь учащихся? Одна из основных причин – в них не слышатся грозные слова "ибо так говорит Господь".
Мы почему-то забыли об этом важнейшем из требований, предъявляемых к христианскому преподаванию. Мы позабыли, как важно дать ученикам понять, что те пути применения материала, которые мы им предлагаем, основываются непосредственно на Библии. Как редко люди уходят с урока или проповеди, говоря себе: "Я должен сделать это, потому что так сказал Господь, – вот в этом стихе". Чтобы предлагаемые нами пути применения материала максимально изменяли жизнь людей, авторитет Библии должен ощущаться в каждом слове нашего урока или проповеди.
Недавно я проводил на Филиппинах конференцию "Семь законов учащегося" для христианских руководителей из более чем ста стран мира. В воскресенье многие из нас посетили служение в одной поместной церкви Манилы. Пастор церкви раскрыл Библию, прочитал из нее примерно восемь стихов, закрыл ее и отложил подальше. Его выступление было весьма, красноречивым, ничего не скажешь. Но изменило ли оно чью-либо жизнь? Нет, поскольку в его словах не ощущался авторитет Писания.
Его проповедь была основана на Библии. Она была безупречна с доктринальной точки зрения. Она была умело построена. Но он не привел нас на вершину горы. Он не сумел ясно показать нам волю Божью. Изголодавшимся мужчинам, женщинам, юношам и девушкам не довелось вкусить "манны с небес". Вместо того чтобы преподать нам Слово Божье, он преподал свое собственное слово. Мы пришли услышать голос Всевышнего, а услышали человеческий голос.
Мало кто говорит сегодня от имени Господа. Вместо этого многие проповедники идут по проторенному пути и ищут в Библии отправную точку для собственных размышлений. Мы решили, что отныне Словом являемся мы сами. Поэтому мы закрываем Библию и открываем рот – и удивляемся, почему в наших словах нет силы.
Друзья мои, если наши ученики не соприкасаются с библейскими стихами самостоятельно и не видят четких повелений Библии, боюсь, это означает, что мы говорили наши собственные слова, а не слова Бога. Возможно, Библия на нашей кафедре остается открытой, но Слово Божье будет закрыто для наших слушателей.
Разве мы с вами не являемся современными Моисеями? Разве мы не призваны к тому, чтобы собирать всех людей вместе и говорить им, что повелел Господь? Я уверен, что израильтяне покидали гору Синай, твердо зная одно: они услышали Слово от Бога. Не от Моисея, не от ангелов, не от какого-либо учителя или проповедника, а от Того, Кто обитает на священной горе. Однако не забывайте, что произнес это слово Моисей!
Разве Бог не призвал нас на Свою священную гору, вверив нам Свои заповеди, записанные не на двух скрижалях, а в шестидесяти шести книгах? Разве Он не поручил нам учить людей "всему, что Я заповедал вам"? Каждый раз, прежде чем войти в класс, убедитесь, что вы только что побывали на священной горе – что ваше лицо сияет, а сердце горит.
Говорите. Люди пришли сюда, чтобы услышать, что хочет сказать Господь... вашими устами.
Истина 6. Наибольшее влияние на учеников оказывают, как правило, те пути применения материала, которые в свое время повлияли на учителя.
Эта истина – зеркальное отражение предыдущей. Материал применяется наиболее эффективно тогда, когда ученик не просто получает слово от Господа, а получает его через учителя, на которого это слово в свое время оказало влияние.
Учитель выступает как средство передачи информации. Он выступает посредником между Богом и людьми. Он – воспроизводящее устройство, данное Церкви Богом. Учитель по сердцу Бога – это живое связующее звено между Божьим Словом и Божьим народом.
Учителя не способны усовершенствовать Писание, однако они способны его исказить. Плотский христианин может создавать помехи в процессе общения между Богом и людьми. При этом нарушаются оба этапа данного процесса: учитель не воспринимает слов Бога, а ученики не воспринимают слов учителя. И наоборот, чем больше мы уподобляемся Христу в нашем характере и поведении, тем более ясным и понятным оказывается материал для наших учеников.
Существуют четыре фактора, которые могут воспрепятствовать учителю донести до учащихся истины Писания. Первый из них–характер учителя. Пути применения материала, предлагаемые учителем, оставляют слабый след в жизни учащихся, если они не считают своего учителя целостной, гармоничной личностью. Искренни ли вы? Если нет, то ученики не воспримут ваши слова всерьез. Слова лицемера – пусты. Лицемерие отравляет смысл высказывания. Как говорится, ваш характер настолько криклив, что за ним не расслышать ваших слов.
Второй фактор – поведение учителя. Истины Писания не находят путь к сердцам учащихся, если учитель ведет себя по-плотски. Если же учитель открыто грешит, то его слова часто производят обратный эффект – отчуждение от Бога. Греховное поведение угашает не только Духа Божьего, но и дух Божьих людей.
Третьим фактором выступает стиль изложения материала учителем, который зачастую уводит учеников в сторону от подлинного смысла материала. Плохое изложение материала попросту подавляет его замечательный смысл. Скучный, монотонный урок может усыпить любую аудиторию.
Четвертый фактор – это глубина изменений, произошедших в жизни учителя в результате его повиновения Слову. Этот фактор также может либо препятствовать, либо способствовать укоренению истины в сердцах учащихся. Если истина преобразила жизнь учителя, то значительно увеличивается вероятность того, что она преобразит также и жизнь его учеников. Вот почему уроки, проведенные по разработкам других учителей, как правило, оказываются менее эффективными. Если ваши слова не были пережиты лично вами, если они не наложили отпечаток на вашу собственную жизнь, вы можете быть почти что уверены, что они не побудят ваших учеников к каким-либо изменениям.
Когда мы преподаем, люди постоянно оценивают, насколько мы искренни. Они словно спрашивают: "Поступаешь ли ты в соответствии со своими словами или тебе просто нравится стоять на кафедре?" Что вы делаете – только говорите об истине или живете в согласии с истиной, а затем уже говорите о ней? Павел хорошо понимал эту проблему, когда сказал: "Ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос через меня ... словом и делом" (Рим. 15:18).
К несчастью, многие учителя никак не связывают свои слова со своим поведением. Мы разлучили то, что сочетал Сам Господь. Мы решили, что характер не находится в прямой связи со словами.
Какое заблуждение! Какая насмешка над Богом! Чтобы убедиться в том, как Господь относится к такому надругательству над целостностью Его характера, прочтите Его требования к руководителям Церкви, приведенные в 3-й главе Первого послания к Тимофею и во 2-й главе Послания к Титу. Или же прочтите резкие слова Иисуса в Евангелии от Матфея (глава 23), адресованные тем, кто учит истине, а поступает по лжи.
В глазах Бога целостность характера является главной предпосылкой для успешного донесения людям Его Слова! Учитель, следующий по стопам Великого Учителя, понимает, что, несмотря на всю значимость ЧЕГО и КАК, то есть содержания урока и способа его изложения, наиболее важным в конечном счете является КТО – учитель, преподающий урок.
Прежде чем говорить о той или иной истине, учитель должен убедиться, что сам ощутил на себе ее влияние; существуют три практических способа, посредством которых он может это сделать. Истина чаще схватывается подсознательно, чем усваивается теоретически, поскольку сама жизнь свидетельствует о ней гораздо более явно, чем слова. Каким же образом такой подход может помочь вам в вашей жизни и преподавательской деятельности?
1. Готовьте свои уроки на протяжении всей недели перед их проведением. Поскольку эффективность способов применения материала в огромной степени зависит от того, насколько они повлияли на вашу собственную жизнь, то даже и не думайте, что к уроку в воскресной школе можно подготовиться в субботу поздно вечером или в воскресенье рано утром. Не рассчитывайте на то, что Бог чудесным образом явит вам Свою истину во сне в ночь с субботы на воскресенье. Если мы хотим, чтобы Господь осуществил Свою работу в нас и через нас, мы должны дать Ему для этого достаточно времени.
Однажды мне довелось побывать на праздничном вечере, посвященном 20-летнему юбилею служения пастора большой и процветающей церкви. Тысячи людей собрались в концертном зале "Фокс" в центре Атланты. Это был замечательный вечер, праздник взаимной любви и уважения между пастором и членами его общины. Выражая прихожанам свою благодарность, пастор сказал: "Знаете, друзья, я не считаю себя особо умным человеком или оратором мирового масштаба. Но я всегда делаю одно: каждый понедельник, вставая с постели, я опускаюсь на колени и спрашиваю Господа: "Чему Ты хочешь научить меня на этой неделе, чтобы в воскресенье я мог поделиться этим с Твоим народом?"
Я повернулся к жене и сказал: "Вот в чем секрет силы служения этого человека". Его секрет состоял не в том, что он делал воскресным утром, стоя на кафедре перед сотнями слушателей, а в том, что он делал утром в понедельник, стоя на коленях перед Царем. Итак, в тот момент, когда заканчивается ваш урок, начинайте готовиться к следующему.
2.  Молитесь, чтобы в течение этой недели Господь помог вам применить ту истину, которую вы собираетесь преподать, в вашей собственной жизни. Попросите Господа сделать эту истину реалией вашей жизни. Вы можете быть уверены, что Господь даст ответ на эту молитву, поскольку такая просьба глубоко соответствует Его воле. Больше всего Бог желает, чтобы Его дети повиновались Ему.
Позволяя Господу применять в нашей жизни те истины, которые мы преподаем, мы тем самым следуем примеру Павла, учившего всей своей жизнью: "Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас" (Флп. 3:17). Согласно Тит. 2:7,8, Павел хотел, чтобы все мы учили своей жизнью, а не только своими словами: "Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого". Если бы наша жизнь была такой безукоризненной, то, вероятно, и наши слова были бы искренними и оказывали бы огромное воздействие на жизнь наших слушателей.
Учитель свидетельствует об истине как словами, так и делами. Если слово и дело находятся в гармоничном единстве, это позволяет Богу явить Свою силу в деятельности такого учителя.
3.  Рассказывая о том, чему научил вас Господь, вкладывайте в это весь свой разум, всю свою волю и все свои чувства. В то время как содержание вашего урока основывается на Библии, способ его изложения определяется всей вашей жизнью. Передавайте свой жизненный опыт со страстью и пылом.
Учителя практически повсеместно преувеличивают силу своих слов и недооценивают силу эмоций, стоящих за этими словами. Однако, как будет показано в следующей главе, жизненные перемены происходят не только тогда, когда человек начинает мыслить по-новому, но и тогда, когда затрагиваются его эмоции. Освободитесь из плена исключительно "рационального" подхода к преподаванию. Если вы хотите повлиять на жизнь ваших учеников, отдавайте этому всего себя. Смейтесь и плачьте, радуйтесь и печальтесь. Преподавая, оставайтесь в первую очередь человеком.
В то же время будьте осторожны, чтобы не стать "звездой собственного шоу". Мы с вами – слуги, а не суперзвезды. Мы – наставники, чье внимание должно быть сосредоточено не на собственных уроках и способностях, а на наших учащихся и на процессе их совершенствования. Поэтому, приводя примеры из собственной жизни, будьте осторожны и искренни; эти примеры должны свидетельствовать как о ваших удачах, так и о неудачах.
Христос пришел, чтобы изменить все стороны жизни человека, а не только его разум, или эмоции, или волю, или дух. Христос пришел для того, чтобы в Нем все люди могли быть полноценными во всех аспектах своей жизни. Мы Его последователи, так давайте идти по Его стопам! Пусть истина всегда изменяет нашу жизнь, прежде чем жизнь наших учеников или слушателей. Пусть наши слова полностью исполняют свое предназначение, донося полное Евангелие людям.
Истина 7. Конечная цель процесса применения состоит в том, чтобы от изучения Библии учащийся перешел к повиновению Богу.
В соответствии с этой последней истиной Закона Применения, учитель должен провести учащихся через два "перехода". Во-первых, они должны перейти от изучения к повиновению. Во-вторых, фокус их внимания должен быть перемещен с Библии непосредственно на Господа. И то и другое чрезвычайно важно для успешного применения материала. В первом случае центральным моментом является вид деятельности учащегося (изучение или повиновение), а во втором – фокус его внимания (Библия или Бог).
Христианство – это не набор фактов. Христианство – это не система мировоззрения и не теология. Христианство – это не результат нашего урока. Христианство – это взаимоотношения с живой Личностью, Иисусом Христом. К сожалению, мы часто преподаем так, словно приравниваем христианство к усвоению определенной информации.
Проведите своих учеников через познание истины к Тому, Кто есть Истина. Однако слишком часто случается так, что неделя за неделей ученики уходят с уроков, изучив Божье Слово, но не встретившись с Богом! Я не имею в виду признание Христа Господом своей жизни, необходимое для обретения спасения; я говорю о встрече с Богом в результате, а возможно, и в процессе изучения сказанных Им слов. Мы изучаем Библию неделя за неделей, не переживая при этом новых встреч с Господом.
Один из моих любимых христианских писателей А. У. Тозер сравнивает нас с людьми, собравшими самые лучшие камни для сооружения жертвенника. Мы красиво выкладываем наши двенадцать камней, рубим дерево и аккуратно помещаем его поверх жертвенника. Мы закалываем откормленного теленка и кладем его на жертвенник как приношение Господу. Затем мы становимся вокруг нашего прекрасного жертвенника, беседуем о качестве камней, подбрасываем дрова и перекладываем жертву. Мы поем песни о нашем жертвеннике. Мы обсуждаем каждую его часть. Примерно через час все расходятся по домам, в общем довольные, однако с ощущением, что чего-то недоставало.
Как проницательно замечает Тозер, мы забыли, что строили жертвенник и собирались с совершенно другой целью – чтобы "ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни".
Друзья мои, люди не приходят на наши уроки, чтобы услышать, как мы пересчитываем камни. Наши ученики не стремятся порассуждать о качестве древесины. Они отчаянно нуждаются во встрече с Богом. Конечно, мы должны построить жертвенник – но лишь потому, что это даст нам возможность увидеть Господа! Но мы почему-то довольствуемся созерцанием мертвых жертв, вместо того чтобы искать живого Спасителя. Не это ли одна из причин, почему сегодня множество христиан томится, ожидая, неделя за неделей, что кто-то каким-то образом призовет огонь с небес?
Добро пожаловать, Илия! Ваш жертвенник ждет вас.

Заключение

Желаю вам всем сердцем стремиться к тому, чтобы стать таким преподавателем Слова, который всегда слышит голос Бога и позволяет Богу говорить и действовать через него в силе Духа Святого. Вы должны страстно стремиться к тому, чтобы пребывать в тесных взаимоотношениях с Ним, иначе вы не сможете нести свой крест в тот день, когда Он возложит его на вас. Вы должны искать Господа всем своим сердцем, всей своей душой и всем своим разумом. Преподавая, вы должны жаждать того, чтобы на ваших словах было благословение Божье.
Более всего нам необходимо то самое чувство, которое возбудило у Елисея желание получить в наследство плащ Илии. Мы нуждаемся в людях, не удовлетворенных до тех пор, пока их жизнь и служение не будут в полной мере благословлены Богом.
Дважды в своей жизни я просил Господа о чьем-либо "плаще". Много лет назад, во время занятия в семинарии, на котором захватывало дыхание от присутствия Духа Святого, я склонил голову и попросил даровать мне "плащ" этого преподавателя. Десять лет спустя, на общенациональной конференции, где, казалось, все слова были лишены Божьей силы, лишь последний выступающий, убеленный сединами, перенес слушателей прямо к подножию Царского трона. И я снова в слезах молил Господа о "плаще" этого пожилого мужа Божьего.
Преподавание во славу Господа – высочайшее призвание. Так пусть же в один прекрасный день – до того как небесные врата распахнутся перед вами – найдется тот юный студент, который попросит Господа даровать ему ваш "плащ". Возможно, это будет величайший день в вашей жизни. Однако помните, что всех "хозяев плащей" отличает одна общая черта – их сердце посвящено великой цели – воплотить Божью истину в жизнь.

Вопросы для обсуждения

  1. Два учителя воскресной школы в один и тот же день проводят уроки на одну и ту же тему с учениками одного и того же возраста. Оба они верят в богодухновенность и истинность Библии. Однако один из них считает, что его обязанность – объяснить содержание библейской истории, в то время как Дух Святой должен позаботиться о том, чтобы эта история нашла практическое применение в жизни учеников. Другой же учитель, полагаясь на Духа Святого в течение всего урока тем не менее признает за собой обязанность не только объяснять содержание, но и обеспечить его применение. Вы проводите социологическое исследование, в ходе которого опрашиваете четырех человек из каждого класса. Какие различия вы сможете обнаружить в их образе мышления и в их жизни?
  2. Как вы считаете, какое процентное соотношение между изложением материала и объяснением его применения характерно для тех уроков, которые вы посетили за последнее время? Почему, по вашему мнению, сегодня многие учителя полагают, что содержание важнее применения? Какие организации, по-вашему, способствуют распространению такого мнения? Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию?
  3. Мы живем в эпоху, когда общество признает лишь одну абсолютную истину – а именно, что абсолютных истин не существует. Тем не менее Библия содержит множество абсолютных истин. Писание не изменилось, в отличие от общества, – и мы пожинаем плоды нашего заблуждения. Одна из причин, почему многие христиане постоянно терпят поражение, состоит в том, что учителя Библии предпочитают разглагольствовать о собственных идеях, вместо того чтобы доносить до слушателей идеи Господа. Почему "выдвижение" собственных представлений вместо Божьих становится нормой для учителей? Считаете ли вы, что, если бы люди сталкивались лицом к лицу с истинами Божьего Слова, многие из них возросли бы в благочестии? Кстати, во время вашего последнего урока возникло ли у ваших учеников чувство, что, выражаясь по-библейски, "так говорит Господь"?
  4. Если вы хотите, чтобы Господь Сам преподал вам ту или иную истину перед тем, как вы донесете ее вашим слушателям, вам придется за это заплатить. Как вы считаете, чего это будет вам стоить? Как бы изменилась ваша преподавательская деятельность, если бы вы, прежде чем поделиться учебным материалом с другими, обязательно "пропускали" его через себя?

 

Категория: Текст | Добавил: love (19.11.2013)
Просмотров: 873 | Рейтинг: 0.0/0
система комментирования CACKLE

меню

Видео [112]
Аудио [16]
Текст [36]
Аудио Свидетельство [2]
Видео Свидетельство [43]
Текст Свидетельство [5]
Video [9]
Audio [1]
Text [1]
Сурдо Песня [8]
Сурдо Фильмы онлайн [3]
Сурдо Видео [14]
Аудио [722]
Видео [4245]
Фильми [2]
Текст [2672]

Библия онлайн

Библия

Молитва

Мы в соцсетях

Реклама