Образ мышления, модель и истины
Я настраивал себя на этот шаг в течение трех недель – уволить одного из сотрудников "Путешествия по Библии". Я впервые оказался в подобной ситуации, и мне понадобилось несколько недель, чтобы собраться с мужеством. Я даже записал свой предстоящий монолог на листке бумаги и несколько раз прочел его. Я так волновался, что отрепетировал процедуру увольнения на своих детях, теще и собаке.
Меня преследовало ужасное чувство вины, поскольку этот работник был чудесным человеком. "Он сам во всем виноват, – убеждал я себя. – Если бы он был более сознательным и ответственным, мне бы не пришлось его увольнять". Успокаивая себя такими мыслями, я набирался решимости.
В назначенный день я пригласил этого молодого человека к себе в кабинет. Не зная, как приступить к делу, я поговорил с ним о погоде, сломал карандаш и задал несколько глупых вопросов о его жене и детях (хотя знал, что он не женат). После этого я перевел дух и начал свою речь.
Почему-то наши идеи о процедуре увольнения не имеют ничего общего с увольнением конкретного живого человека. В долю секунды я понял, что мой собеседник и не подозревает о предстоящем. Хорошо отрепетированные слова застряли у меня в горле. В отчаянии я выпалил: "Итак, как вы оцениваете свою работу в "Путешествии по Библии"?" Я рассчитывал, что, поделившись очевидно низкими результатами работы, он сам вынесет себе приговор. Я же просто соглашусь с ним и... Я уже начал было считать себя настоящим административным гением.
Молодой человек подскочил в своем кресле и с блеском в глазах ответил: "На отлично!" – чем поверг меня в неописуемое замешательство. "Что-то это не похоже на ответ человека, который собирается признать себя виновным", – подумал я. "Серьезно? Расскажите-ка мне о своих успехах", – процедил я сквозь зубы. В течение последующих двадцати минут он поведал мне обо всех достижениях, которые он совершал в нашей миссии. Мой собеседник так проникся своим рассказом, что даже поднялся со стула и начал ходить взад-вперед. Он готов был лопнуть от гордости, распиравшей его.
Когда он закончил свою речь (я уже думал, что за ней последует призыв к покаянию), я был глубоко растроган. Каких невероятных успехов добился этот молодой человек! Вот это сотрудник! Недолго думая, я встал, протянул ему руку и предложил повышение!
"Брюс, что ты сделал?" – спрашивал я себя позже. Да, именно так: я повысил его по службе. А как же все его недостатки? Меня внезапно осенило, что источником проблем был не он, а его начальник. Молодой человек прекрасно справлялся с работой. Но, к сожалению, он занимался совсем не тем, чем я предполагал.
Поскольку я никогда не предъявлял конкретных требований к работе этого человека, ему пришлось решать нелегкую задачу: гадать, чего ожидает от него начальник. Я же нарушил один из наиболее важных принципов теории и практики управления: не дал четкой формулировки обязанностей своего подчиненного. Подумать только, я собирался наказать его за мою же ошибку! Этот урок я запомнил навсегда. В конце нашей встречи мы обсудили конкретные задания, выполнения которых я от него ожидал. В скором будущем он стал выдающимся сотрудником.
Не правда ли, перечень должностных обязанностей – чрезвычайно важный документ? В нем ясно обозначено, чего ожидает руководитель от своих подчиненных. В обязанности руководителя входит четкое определение своих требований, а в обязанности подчиненных – их добросовестное выполнение. Моя история имела бы совершенно другой конец, если бы этот молодой человек изначально знал свои обязанности, но умышленно и регулярно ими пренебрегал.
В этой главе рассмотрены два основных вопроса:
- О каких требованиях к учителю-христианину говорится в Библии?
- Выполняют ли эти требования большинство учителей или, наоборот, пренебрегают ими?
Закон Вооружения Знаниями: образ мышления
Однажды каждый из нас предстанет перед Богом, чтобы услышать итоговую оценку своей работы. В третьей главе Первого послания к коринфянам и в пятой главе Второго послания к коринфянам четко говорится, что мы обязаны будем дать Богу отчет за прожитую жизнь.
Что вы ответите, когда Господь спросит вас: "Как ты оцениваешь свою работу на земле?" Не удивлюсь, если после всего услышанного Он скажет многим из нас: "Весьма занимательно. Я вижу, что все эти дела были важны для тебя. А как насчет того, что Я просил тебя сделать?" Будете ли вы знать в этот решающий момент, что подразумевает Господь? Известно ли вам, что Он включил в "божественный перечень обязанностей учителя"?
Молодому человеку пришлось осознать, что вся ранее выполненная им работа не входила в его обязанности, и изменить свои действия соответственно с требованиями начальника. Однако в день, когда мы предстанем пред Господом, оценка нашей работы будет окончательной. Времени для исправлений не будет. Когда придет назначенный день, у нас не будет возможности вернуться в прошлое и перестроить жизнь согласно Божьим указаниям. Будет слишком поздно.
Все мы уверены в том, что этот момент рано или поздно ожидает каждого из нас. И в этот момент было бы трагично осознать, что достигнутые цели – исключительно наши, а не Господни. В таком случае, знаете ли вы, где можно найти "божественный перечень обязанностей учителя"? Если нет, то вполне вероятно, что в своей преподавательской деятельности вы движетесь в неверном направлении.
В этой связи мне вспоминается один из турниров по гольфу, которые руководство "Путешествия по Библии" раньше устраивало для своих служащих каждый год. Никто из нас гольфом особо не увлекался, но во время ежегодных загородных конференций по планированию у всех была возможность стряхнуть пыль с клюшек и принять участие в игре. На тот момент я уже несколько лет тесно сотрудничал с Дейлом Хоучином, заведующим типографией "Путешествия по Библии". Всю зиму мы подшучивали друг над другом по поводу предстоящих соревнований.
Так вышло, что во время турнира мы с Дейлом играли в разных командах. Его команда играла сразу после моей, и поэтому он мог понаблюдать за моей игрой. Пока я изо всех сил пытался провести мяч по игровому полю, Дейл не упускал возможности подбросить пару колкостей в мой адрес. Наконец мы подошли к очередной площадке, с которой, из-за выступающего холма, не было видно лунки. Удар пришлось делать наугад – только видневшаяся из-за холма верхушка флажка указывала на месторасположение лунки.
Итак, мой первый удар оказался довольно сильным – мяч полетел прямо в находившийся справа лесок, в результате чего я услышал еще несколько "комплиментов" от Дейла (никакого уважения к начальству!). С этой лункой мы кое-как справились, и, проходя дальше, я ясно слышал, как по ту сторону холма Дейл комментировал мои не слишком выдающиеся успехи.
Только я собрался поставить флажок обратно в лунку, как вдруг меня осенило... Дейл не видел площадку, где находилась лунка. Может, это как раз тот случай, когда Господь предусмотрел "путь избавления для праведного"? Ничуть не сомневаясь, я поместил флажок в огромную яму с песком, подальше от площадки с лункой.
Я крикнул Дейлу, что если он хочет побить мой результат, ему придется с первого удара попасть на площадку. Мы с напарниками отошли в лесок понаблюдать за предстоящим шоу. Мяч Дейла великолепно прошелся по холму – бесспорно, это был его лучший удар за день. Он знал об этом и начал кричать: "Смотрите, мистер президент, мяч уже на площадке! Это уж точно! Вот и опять типография утерла нос администрации!" Какие плотские комментарии!
Его мяч приземлился буквально в метре от флажка, установленного мною в неправильном месте, и застрял в песке. Я бы многое отдал, чтобы запечатлеть выражение лица Дейла в тот момент, когда он спустился с пригорка и увидел свой мяч прямо в центре ямы с песком – и флажок рядом с ним!
В чем причина неудачи Дейла? В плохой игре? В слабости удара? В недостаточной воле к победе? Ничего подобного. Отдайте Дейлу должное – он был на высоте и попал прямо в цель. Однако цель была ошибочной. Из-за неправильно поставленной задачи его прекрасный удар оказался напрасным.
Еще в первых главах мы говорили о том, что большинство учителей своей основной обязанностью считают "изложение материала" или "раскрытие плана урока". Не удивлюсь, если на "финишном холме" они поймут, что направляли свою жизнь не в лунку, а в яму с песком. Однако тогда будет уже слишком поздно. Если, читая эту главу, вы осознаете, что идете в неверном направлении, помните – еще есть время изменить свой курс.
Прежде чем рассмотреть "библейский перечень обязанностей учителя", подумайте о том, что бы вы лично включили в этот список.
Всех христианских учителей можно рассматривать как "преподавательский состав" Христовой Церкви, "директором" которой является Сам Бог. Вполне закономерно, что Он ожидает от нас исполнения определенных обязанностей в данном "учреждении" – но каких именно? Откуда нам знать, что делать для того, чтобы Бог позитивно оценил выполненную для Него работу?
В двадцать пятой главе Евангелия от Матфея Христос подчеркивает важность этой "итоговой оценки", говоря о том, что вся наша жизнь – это распоряжение данными нам Богом ресурсами. В притче о талантах господин награждает только тех слуг, которые распорядились деньгами согласно его воле. Им достается щедрая похвала и поручение вести более ответственные дела. Третий же слуга получил выговор и был строго наказан за неправильное обращение с деньгами своего хозяина.
Вопрос заключается не в том, хорошо ли мы поступаем, а в том, поступаем ли мы согласно Божьей воле. Цель Закона Вооружения Знаниями – раскрыть перед нами Божий перечень обязанностей учителя. Эта глава посвящена вопросу о том, как строить процесс обучения в свете непреходящего Божьего плана.
В каком месте Писания вы бы стали искать перечень обязанностей учителя? Наиболее полно и ясно он изложен в Послании к ефесянам (4:11-12). Внимательно прочитайте этот фрагмент, чтобы получить общее представление о нем. Затем мы рассмотрим его детальнее.
"И Он [Христос] поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова".
В этом фрагменте мы находим конкретные обязанности людей, призванных быть учителями в Теле Христовом. Из этих стихов можно сразу же выделить три основных принципа.
Принцип 1. Главная цель преподавания – вооружать учащихся знаниями.
Суть этого принципа сводится к следующему: Библия учит, что Бог предназначил учителям не просто объяснять учебный материал, а вооружать людей знаниями.
Посетите любой урок, и в девяти случаях из десяти вы придете к выводу, что в центре внимания учителя – простое объяснение Библии или другого учебного материала.
В наших лучших церквах и школах постоянно повторяется одна и та же трагедия: даже если проводимые там уроки интересны, познавательны, поучительны, а порою и занимательны, они не соответствуют Божьим требованиям к преподаванию. Ученик, сидящий в классе или на церковной скамье, может быть проинформирован и обучен, но в то же время недостаточно вооружен знаниями.
Христос предназначил учителям готовить святых на дело служения. "Вооружить" или, выражаясь библейским языком, "совершить" учеников – значит обеспечить их всем необходимым для достижения определенной цели или реализации замысла. Использованное в греческом оригинале слово "катартизо" означает "подготовить", "завершить" или "восстановить". Это же слово использовано в Евангелии от Матфея (4:21), где говорится о починке сетей для рыбалки.
В Послании к ефесянам (4:11) "вооружать" означает "готовить для служения". Апостол Павел дает нам понять, что главная задача учителя – подготовить учеников к тому, чтобы что-то делать. Следовательно, мы должны перенести центр нашего внимания с самих знаний на их практическое применение в жизни людей.
Принцип 2. Основные слушатели учителей – христиане.
Бог указывает нам не только на то, что нужно делать, но и на то, для кого мы это делаем:".. .к совершению святых... для созидания тела Христова" (ст. 12). Итак, наша задача – вооружать знаниями верующих.
Одна из наиболее частых жалоб членов евангельских церквей сводится к следующему: "Почему наш пастор (учитель) каждую неделю читает проповеди (уроки), ориентированные на неверующих? Мы уже много раз слышали Евангелие и изголодались по твердой пище Божьего Слова!"
Полностью пренебрегая Божьим планом, многие учителя считают, что их уроки должны быть рассчитаны на людей еще не спасенных. К сожалению, изо дня в день проповедники и учителя обращаются не к тем людям. Они не учат свою паству на протяжении недели, и поэтому им приходится делать это по воскресеньям.
Принцип 3. Основной результат вооружения христиан знаниями – их служение и созидание Тела Христова.
Как узнать, дает ли ваше преподавание нужный результат? Вот что должно происходить: святые должны выполнять свою работу таким образом, что "при действии в свою меру каждого члена, [Тело] получает приращение для созидания самого себя в любви" (Еф. 4:16).
Божий перечень обязанностей учителя
Итак, по каким критериям Господь будет оценивать нас как учителей? Вот некоторые показатели успешности работы, которые, как открыл нам Господь, будут учтены и в день "окончательного экзамена".
1. В каком служении задействованы наши ученики ("дело служения")? Как правило, мы смотрим на обучение совершенно не так, как Бог. Для Него всегда важно то, что делают наши ученики, для нас же – то, что делаем мы, учителя. Он придает значение делам служения наших учеников, а мы – своим учебным планам и конспектам уроков. Поэтому первый вопрос Бога к нам будет, скорее всего, о том, какое служение несут наши ученики в результате обучения.
2. Какой процент учеников принимает участие в служении ("при действии каждого члена" )?
Заметьте еще одно различие во взглядах. Для Бога важно, чтобы все ученики участвовали в служении; мы же обращаем внимание примерно на двадцать процентов учащихся, которые кажутся нам "духовными". Мы почему-то идем на компромисс и позволяем остальным восьмидесяти процентам стоять в стороне! Божий стандарт – это участие "каждого члена", и это также будет одним из критериев оценки нашей работы.
3. Насколько ученики реализуют свои способности в деле служения ("в свою меру")?
Какую потрясающую истину открывает нам Бог в этом и других ключевых фрагментах Нового Завета! Он не только создал каждого верующего уникальной личностью, но и дал каждому духовный дар для использования в служении. Как часто мы думаем, что если наш ученик делает для Бога хоть что-то, значит, мы выполнили свой долг. Господь призвал нас не для того, чтобы мы поручали ученику с "десятью талантами" исполнять обязанности получившего "два таланта"! Не радуют Бога и те случаи, когда его детям поручается служение, не соответствующее их дарованиям.
4. Каково качество и количество работы, выполненной учениками ("успешность работы")?
Сотворив мир, Бог "сделал шаг назад", чтобы оценить Свое творение, и воскликнул: "Весьма хорошо!" Наш Бог – Бог совершенства, и все Его дела совершенны. Он ожидает, что мы, офицеры Его армии учителей, будем постоянно тренировать своих учеников с целью усовершенствования их работы. Как же сильно отличаются наши взгляды от Божьих! Как много учителей обращают внимание на контроль знаний, упуская из виду их практическое применение! Господь беспокоится не только о том, чтобы все наши ученики были задействованы в служении, но и о том, чтобы их работа была качественной. Чтобы вырастить хороших служителей, мы должны быть хорошими учителями.
5. Растет ли наш класс ("Тело получает приращение")?
Поступая в соответствии со Словом Божьим, мы можем быть уверены в том, что получим обещанный результат. Если каждый человек будет активно и эффективно использовать свои духовные дары в служении, Господь обещает, что это будет способствовать "приращению Тела". В таких условиях класс просто не может не расти! Наперекор Божьим словам мы часто думаем, что эффективное обучение далеко не всегда приводит к росту класса. В Послании к ефесянам говорится, что "Тело получает приращение" именно благодаря такому преподаванию. Под "приращением" подразумевается не только духовный рост. Примером приращения может послужить стремительный рост церкви, описанный в первых главах Книги Деяний.
6. Служат ли ученики друг другу постоянно, естественно и непринужденно ("созидание самого себя в любви")?
Большинство учителей склонны думать, что на их плечи возложен полный груз ответственности за служение ученикам. Господь же, напротив, желает, чтобы ученики сами служили друг другу, подобно учителям или служителям. Это может произойти лишь в том случае, если мы правильно и добросовестно подготовим их к этому. Для Бога важно, чтобы христиане не просто собирались вместе, но и назидали друг друга во время этих встреч. Он хочет, чтобы каждый член Его Церкви становился все более инициативным и отвечал на любую увиденную или услышанную им нужду как на свою собственную.
Как видите, очень часто образ мышления типичного учителя-христианина заметно отличается от Господнего. Наши мысли – не Божьи мысли, и это особенно проявляется в различии наших взглядов на преподавание. Мы, учителя, склонны обращать внимание лишь на то, что делаем мы, особенно во время уроков. Господь же направляет наш взор на то, что делают наши ученики, особенно во внеурочное время!
Так пусть же Закон Вооружения Знаниями поможет вам подготовиться к встрече с Величайшим Наставником на самом ответственном экзамене. Надеюсь, что в тот день Он скажет вам: "Хорошо, добрый и верный учитель..."
Модель Закона Вооружения Знаниями
Чтобы глубже понять отрывок из Послания к ефесянам (4:11-12), давайте внимательно посмотрим на эту схему (см. слева направо, на следующей странице).
Первый прямоугольник представляет собой выступающего, то есть учителя. В одиннадцатом стихе о нем сказано две удивительные вещи. Во-первых, Библия утверждает, что Бог "поставил одних... учителями". Это значит, что учителя – Божий дар Церкви. Вот это откровение! Оказывается, в глазах Господа мы с вами – подарок для людей, которых мы учим! И человек, стоящий за кафедрой, – не случайность, а величайший замысел Самого Создателя.
Во-вторых, наставником учителей есть Сам Бог. Он не желает, чтобы у нас были какие-то сомнения в этом. Поэтому, когда вы в очередной раз откроете дверь класса и усомнитесь в том, на своем ли вы месте, вспомните, что Сам Господь Бог предназначил вам обучать именно этих людей именно в этот день. Всегда входите в класс с уверенностью в силе и призвании Господа.
Центральный прямоугольник представляет собой святых (это библейский термин для обозначения людей, которые признают Иисуса Христа своим Спасителем). Именно им адресован Божий дар под названием "учитель". Бог дал этот дар не неверующим, а христианам. Безусловно, все мы призваны идти в мир, однако служение учителей должно быть направлено в первую очередь на верующих.
Третий и последний круг представляет собой мир – все люди, не принадлежащие к категории святых. Таким образом, под миром мы подразумеваем неспасенных, "несвятых" людей.
Главной обязанностью учителей является вооружение знаниями, а за распространение Благой Вести отвечают все святые, в том числе и учителя.
Нам сразу бросается в глаза тот факт, что поведение типичного учителя во многом противоречит Библии. Во-первых, очень часто учителя-христиане, служащие в поместных церквах, направляют свои усилия не на ту аудиторию. Схема показывает, что, в соответствии с библейским учением, учителя не должны идти непосредственно в мир. Поступая так, они оставляют поле своего служения и тем самым пренебрегают обязанностью, возложенной на них Богом.
Во-вторых, многие учителя стараются просто изложить запланированный материал, вместо того чтобы показать его практическую значимость для служения и воспитания у христиан благочестивого характера. В библейском преподавании важно не только вложить в учеников знания, но и побудить их применить эти знания на практике.
В-третьих, большинство учителей видят свою цель в раскрытии содержания учебного материала, а не в работе над характером учеников. Во многих церквах, христианских школах и колледжах вопросы характера и целостности личности вообще не рассматриваются. Христианские учебные заведения, как правило, не стремятся развить характер своих учащихся, хотя в Послании к ефесянам (4:13) ясно сказано, что одной из задач христианского учителя является обучать "доколе все [придут] в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова". Почему же мы так редко занимаемся воспитанием характера наших учеников, а еще реже подвергаем его проверке или испытанию? Ведь Богу угодно, чтобы мы тщательно следили за своим характером и чтобы его добрые плоды были очевидны (см. Первое послание к Тимофею и Послание к Титу).
Две стрелки, идущие вверх и вниз от квадрата "святые", указывают на следствие процесса обучения. Верхняя стрелка показывает первый результат учительской работы – дела служения, нижняя, – второй, созидание Тела.
В некотором смысле, процесс вооружения знаниями можно назвать ключом к пониманию Божьего плана строительства Церкви. Он отражает последовательность Божьей работы: вначале Бог дарует христианам учителей, а через них приходит откровение о том, что Господь есть единственный путь к вечной жизни и дар всем людям мира.
Успешное функционирование этой схемы полностью зависит от того, будем ли мы, назначенные Господом учителя, следовать важнейшей директиве – вооружать знанием святых. Ведь без нужной подготовки они не смогут выполнить то, для чего были призваны – ни дел служения, ни созидания Тела, ни распространения Благой Вести.
Видите ли вы теперь, как далеко мы отошли от Божьего плана? Многие сетуют на то, как тяжело служение учителей. Однако оно представляется тяжелым лишь в том случае, если мы не следуем четким указаниям Господа.
К сожалению, некоторые из нас стремятся выполнять служение так, как хочется им. Для нас по-прежнему важно только то, что делаем мы, а не то, что делают наши ученики.
В этой связи мне на ум приходят мультики про Тома и Джерри, которые мы смотрели с нашими детьми, когда они были маленькими. Сколько раз
Том гнался за Джерри, столько раз он почти ловил его. Однако в конце концов все гениальные планы Тома оказывались безуспешными, и он переживал очередное разочарование. Трудно даже представить, сколько раз Том падал лицом (или мордой?) в грязь.
Как бы быстро ни бежал Том, он все равно терпел поражение. Как бы хитро он ни расставлял ловушки для Джерри, он все равно терпел поражение. Как бы близко он ни подходил к своей цели, он все равно терпел поражение.
Ни огромные усилия, ни хорошая подготовка не являются гарантией успеха, не так ли? Все это – ничто, если в конце вас ждет поражение.
Когда мы встретимся с Господом, Он не будет спрашивать нас о том, как сильно мы старались или как долго готовились. Его не интересует, сколько труда мы вложили в какие-то личные дела. Для Него важно, сколько сил мы вкладывали в выполнение Его поручений.
Лишь одно может быть хуже, чем незнание требований начальника: это знать его требования, но продолжать поступать по-своему.
Бог сказал, чтобы мы вооружали знаниями святых для дел служения и созидания Тела. И, наверное, нам уже пора приступить к исполнению обязанностей ввиду предстоящего экзамена.