Это произошло на конференции для пасторов. Как только я закончил говорить о важности правильного соотношения между содержанием и его применением, ко мне подошел один пастор, выглядевший очень расстроенным. – Как только я вернусь домой, – сказал он, – я попрошу секретаря напечатать текст моей последней проповеди и посмотрю, какое в ней процентное соотношение между содержанием и применением. – Замечательная идея, – сказал я. – Но будьте готовы к самым неожиданным результатам. – Затем я попросил его позвонить мне и сообщить, что он обнаружил. Во вторник утром раздался телефонный звонок. – Не могу поверить! Как ни печально об этом говорить, изложению содержания было посвящено 92% моей проповеди, а разъяснениям о его применении – всего лишь 8%. Мне было легко в это поверить, поскольку я слышал подобное признание далеко не в первый раз. – Что мне теперь делать? – спросил он. Я посоветовал ему уравновесить его проповедь и постараться в следующий раз посвятить применению по меньшей мере 50 процентов времени. По его словам, продолжительность проповеди составляла сорок минут, поэтому я предложил ему за двадцать минут изложить содержание, а за оставшиеся двадцать минут рассмотреть пути его применения. Я также попросил его позвонить мне на следующей неделе и рассказать, как прошел этот эксперимент. В понедельник снова раздался телефонный звонок. – Ну как? – спросил я. – Это было интересно, – ответил он. Судя по его интонации, слово "интересно" было использовано далеко не в прямом своем смысле. – Первые двадцать минут прошли замечательно, но, как ни прискорбно это признавать, я не смог говорить о применении более пяти минут. Служение закончилось в одиннадцать сорок пять. Впервые в истории нашей церкви мы разошлись раньше полудня! Я решил бросить ему вызов: – Другими словами, пастор, вы не смогли найти никаких способов применения вашей проповеди – ничего, что сделало бы ее полезной для членов вашей общины? В таком случае, подумайте, насколько трудно им будет найти эти способы самостоятельно! Если даже вы не можете придумать, как ее применить, они уж точно этого не смогут. А если они не знают, как применить ваши слова на практике, то, как вы думаете, сильно ли изменяется их жизнь с каждой вашей проповедью? Последовала пауза, в течение которой он пытался осознать всю серьезность этого вопроса. – Наверное, не очень. Но, Брюс, получается, я просто не могу показать, как применять Библию в реальной жизни. Я хотел сделать это, но не знал, с чего начать. Семинария очень помогла мне в изучении содержания Библии, но, вероятно, я пропустил лекции, посвященные применению. Что мне делать? Я больше не хочу выпускать из виду самое главное. Я хочу, чтобы мои прихожане возрастали духовно и чтобы мои проповеди помогали им в этом, а не вредили. А вы знаете, что нужно делать, когда приходит время обсудить пути и возможности применения? Знаете ли вы, как подготовить материал, чтобы библейские истины вошли в жизнь ваших слушателей? Знаете ли вы, как сотрудничать с Духом Святым, чтобы постоянно ощущать Его присутствие и силу? Если ваше сердце жаждет этого, а ваш разум открыт, то следующие несколько страниц могут изменить как вашу жизнь, так и жизнь окружающих вас людей.
Метод Закона Применения
Почему некоторые учителя могут увлечь нас на небеса, а другие не способны оторвать наши головы от парт? Этому есть много причин, но одна из них коренится в нашей вере. Большинство из нас перестали верить, что подобное высокоэффективное преподавание лежит в пределах наших возможностей. Мы знаем, что в былые времена Бог совершал через учителей великие дела. Мы также знаем, что сегодня на земле есть несколько учителей, чье служение, кажется, обладает той же невероятной силой. Но мы считаем, что нам, простым смертным, такие высоты недоступны. Ниже я расскажу об эффективном методе, открывающем любому человеку такой способ применения любой истины, который навсегда изменит его жизнь. Принципы, на которых основан этот метод, являются универсальными и согласуются с любой культурой. Несмотря на то, что, описывая пять этапов этого метода, я буду говорить о преподавании Библии, его можно успешно использовать в преподавании любого предмета, будь то математика, биология или антропология. Упомянутые пять этапов динамично взаимосвязаны и плавно переходят из одного в другой. Кое в чем они пересекаются, поэтому ни один из них невозможно понять в отрыве от остальных. Обобщая, можно сказать, что пять этапов начинаются с убежденности, а завершаются изменением поведения. Первые этапы проще и, следовательно, чаще практикуются, в то время как последние являются более сложными и практикуются редко. Секрет этого метода состоит в том, что нельзя переходить к новому этапу, не убедившись, что вы завершили предыдущий. При последовательном использовании этого метода вы очень быстро достигнете прекрасных результатов. Если в нашем сердце чистые побуждения, наши слова соответствуют Библии, а наш метод эффективен, – Господь проявит Себя так, что у нас просто дух захватит, а наши ученики станут подобными Ему. Этап 1. Учебный материал. Цель первого этапа – удостовериться в том, что ученики знают истину. Учитель предъявляет учебный материал учащимся и руководит обсуждением содержания, объясняя сложные моменты. Поскольку в центре внимания этой главы находится применение материала, а не его изложение, здесь достаточно заметить, что опытный учитель считает данный этап пройденным только тогда, когда учащиеся демонстрируют понимание материала. Время, уделяемое объяснению материала, зависит от его сложности и уровня знаний учащихся. Этап 2. Принцип. После того как учащиеся обретут понимание материала, вам следует извлечь из него суть, которая должна изменить их жизнь, и помочь учащимся понять ее. Эта суть именуется здесь принципом и обычно совпадает с основной мыслью изучаемого материала. Затем учитель развивает этот принцип при помощи других фрагментов Писания, чтобы учащиеся полностью согласились с тем, что данный принцип соответствует Библии. Этот этап является связующим звеном между первыми слушателями данного отрывка и его современными слушателями – "мостиком", переброшенным через пропасть между первым и двадцать первым столетиями. Только подумайте: вы берете в руки книгу, возраст которой насчитывает тысячи лет, – и тем не менее вы должны каким-то образом добиться того, чтобы современная аудитория сразу же осознала актуальность этой книги. В основе жизненных перемен всегда лежит истина, преподнесенная настолько ясно и впечатляюще, что ее нельзя не принять. Если учитель успешно справляется со своей задачей, люди вскоре ощущают, что эта истина была высказана специально для них; она становится для них настолько реальной, что они забывают, что в комнате кроме них есть и другие люди. Возможно, думают они, кто-то прочитал их письма – или даже их мысли. На протяжении данного этапа учитель соприкасается с тремя независимыми временными периодами. Первый из них – реально-историческое время написания изучаемого текста. Последний – настоящее время, то есть двадцать первый век. Между этими периодами как бы нет времени, или простирается универсальное время; именно здесь следует искать основополагающий принцип. Из древнего текста учитель должен извлечь универсальную истину. Напомню о знаменитом рекламном ролике "А где же мясо?" закусочной " Гамбургеры от Уэнди ". Подобным образом на данном этапе учитель показывает учащимся "мясо" изучаемого отрывка. Он раскрывает булочку, снимает кетчуп, убирает листья салата и ломтики помидора. Все, что остается на тарелке, это "мясо". К несчастью для большинства учеников, их учителя никогда не преподносят им "мясо". Вместо того чтобы с аппетитом жевать котлету, им приходится пощипывать увядший салат и грызть зернышки тмина. Вот почему столько людей регулярно ходят в церковь, прослушивают библейские уроки и при этом абсолютно не растут. Возможно, кто-то скажет: "Ну, значит, они просто не хотят расти". Иногда это также верно; но из своего опыта я знаю, что христиан повсеместно "закармливают булочками", в то время как они "изголодались по мясу". Данный этап принципа чрезвычайно важен для эффективного преподавания; в конечном счете, именно он определяет, в какой мере тот или иной урок сможет изменить жизнь учащихся. Мы должны ощущать разницу между сюжетом рассказа и его идеей, между собственно отрывком из Писания и его основополагающим принципом. Рядовые прихожане чувствуют эту разницу? – спросите у них. Но будьте готовы к тому, что многие из них пожалуются на недостаток "питания". Зачастую эти слова шокируют учителей или проповедников: ведь они полагают, что все это время они прилежно преподавали Библию. В определенном смысле так оно и было. Однако если посмотреть глубже, нельзя сказать, что они действительно ее преподавали. Если вас будут кормить рисом три раза в день, то спустя некоторое время вы заболеете из-за неправильного питания. Эту же разницу можно хорошо проиллюстрировать, сравнив двух учителей истории: один прекрасно знает все факты, тогда как на уроках другого история оживает, оказывая огромное влияние на жизнь учащихся. Преподавание становится эффективным тогда, когда учащиеся понимают суть событий, смысл повествования, главную мысль изучаемого материала. Учителя, которые "кормят мясом", никогда не остаются без учеников, а те, в свою очередь, покидают класс, вооруженные новыми знаниями, обличенные в своих недостатках и изменившиеся. Между первым и вторым этапами существует еще одно различие. На этапе изложения материала внимание учащихся распределяется между многими фактами и идеями. На этапе выявления принципа все внимание обращено лишь на одну-единственную идею. Здесь мы отходим от конкретности библейского текста и сплетаем все нити в один прекрасный узор, объединяем части в единое целое, из многого создаем одно. Анализируйте текст и размышляйте над ним до тех пор, пока вы не сможете сформулировать в одном предложении истину, стоящую вне времени, вне культуры, вне национальности. Другими словами, ищите "мясо". Ниже приведены несколько советов, которые помогут вам стать экспертом в нахождении принципа: 1. Всегда стремитесь к тому, чтобы найти главную мысль отрывка. Страстно желайте этого. Ищите эту мысль. Постоянно поддерживайте в себе это стремление. 2. Будьте твердо убеждены в том, что каждый отрывок Писания содержит как минимум один ключевой принцип. Без исключений. Когда все ваше естество утверждает, что в определенном отрывке нет никакого принципа, или кричит: "Это мне не под силу!" – возвращайтесь к нашей отправной точке: в любом отрывке Писания есть хотя бы один принцип. Не сдавайтесь! 3. Нахождение главной мысли отрывка потребует от вас времени и усилий. Как-то раз я помогал одному учителю в выявлении принципа определенного отрывка. Он то и дело спрашивал меня, где же этот принцип; это задание, как и мое поведение, выводило его из себя – ведь он рассчитывал, что найти принцип будет легко и просто. Но это требует времени и тяжелой работы. Будьте к этому готовы – и вы не разочаруетесь. 4. Молитесь о том, чтобы Дух Святой помог вам глубже понять то, что написано в Библии. Не просите Его дать вам больше информации, но просите о понимании того, что уже дано вам. Чем больше вы молитесь, работая над извлечением принципа, тем больше проницательности дарует вам Господь. Иногда я обнаруживаю, что мне приходится стучать в небесные врата с просьбой о помощи, так как я пребываю в полном недоумении. "Ищите, и найдете", – сказал Иисус. 5. Размышляйте! Подолгу размышляйте! Вновь и вновь проводите время в раздумьях над отрывком. Отложите книгу, выключите телевизор, возьмите блокнот и просто думайте. Заносите в блокнот все ваши предположения о том, какие непреходящие истины заключены в отрывке. Размышляйте об отрывке на протяжении всей недели, прежде чем преподать его ученикам. Не рассчитывайте, что вы сделаете великие открытия сразу же, едва подумаете об отрывке. Спланируйте свое время таким образом, чтобы на протяжении недели иметь возможность хотя бы трижды поразмышлять над отрывком, и вы поймете его смысл глубже, чем если бы просидели над ним столько же времени, но единожды. Думайте о нем, когда вы за рулем. Думайте о нем в свободное время. Пусть размышление над отрывком будет "мыслительным фоном" всей вашей деятельности. Перед сном или идя на работу, "прокручивайте" в уме суть вопроса. Запишите ключевые идеи отрывка на карточку и носите ее с собой, постоянно перечитывая. Обсудите отрывок с кем-либо, кто умеет мыслить продуктивно и любит решать сложные задачи. 6. Не пытайтесь почерпнуть основополагающий принцип из комментариев к Библии. По собственному опыту знаю, что комментарии обычно относятся лишь к первому этапу, т. е. этапу фактов. Господь хочет, чтобы принцип открылся вам через призму ваших личностных особенностей и личного опыта. Когда вы "пропускаете его через себя", вы тем самым устанавливаете в своем разуме прочную связь между отрывком и принципом. Чем прочнее эта связь, тем эффективнее преподавание. 7. Не напрягайтесь. Пусть разработка принципа несет отпечаток вашей личности и доставляет вам удовольствие. Бог не ожидает, что каждый из нас извлечет из определенного отрывка один и тот же принцип. Доверяйте самому себе и Божьей работе в вас. Иногда принцип откроется вам как озарение, и вы в восторге воскликнете: "Ага, вот в чем здесь дело!" Иногда вы будете громко смеяться – в случаях, если окажется, что обнаруженный вами принцип является совершенно очевидным. А иной раз принцип будет открываться вам медленно и постепенно, подобно восходу солнца. Постоянно проходя этот этап, вы научитесь чувствовать, "раскусили" вы принцип или нет. Это чувство, с трудом поддающееся описанию, дает нам Господь. Оно знакомо всем опытным учителям, с которыми я беседовал. Поэтому, если вы уже изучили отрывок, помолились и проведи время в размышлении о нем, вам остается только расслабиться! 8. Сформулируйте принцип в одном простом, побуждающем к действию предложении. Придерживайтесь простоты. Формулируйте свои мысли кратко. Пусть это предложение носит максимально повелительный характер – не переходя, однако, в авторитарный приказ. К примеру, принцип, который я извлек из 2 Тим. 3:16,17, звучит так: "Пусть ваше преподавание изменяет жизнь". Выделите саму суть того, что вы хотите сказать, и выразите ее одним простым предложением. Научитесь мыслить в стиле плакатов или афиш. Привлекайте внимание вашей аудитории. Побуждайте ее к действиям. Сформулированный вами принцип должен быть своего рода "рекламой" отрывка, привлекающей к нему людей. На днях я провел урок о том, какую силу придает нам размышление о Вечности и насколько такое размышление изменяет нашу жизнь. Как я сформулировал свой принцип? "Небеса уже здесь – если вы мыслите по-небесному!" Мы почему-то считаем, что принцип следует выражать сложным и запутанным предложением, вмещающим в себя все подробности того, что мы хотим сказать каждому слушателю. Вам смешно? Действительно, в большинстве случаев такие принципы никого ни к чему не побуждают. Хотите увидеть пример мастерского решения этого вопроса? Тогда прочтите Евангелия и обратите внимание на то, как Иисус подводит итог Своим словам в броских, побуждающих к действиям повелениях, например: "Идите за Мною!"; "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди"; "Пребудьте во Мне" или "Овцы Мои слушаются голоса Моего". 9. Убедитесь в том, что ваш принцип полностью соответствует Библии. На этом этапе вам следует сравнить свой принцип с другими ключевыми библейскими стихами на эту тему. Совместно с вашими учениками сделайте обзор других "важных" отрывков, что поможет вам подтвердить и проиллюстрировать вашу "главную мысль". Это можно сравнить с тем, как если бы вы завели учеников в темную комнату и начали включать лампочки – одну за другой. По мере того как в комнате становится светло, направляйте эти лучи света на один предмет – объект вашего изучения. Вы должны пролить на принцип достаточно света, чтобы ученики смогли увидеть все его стороны. Поднесите принцип к свету и поворачивайте, чтобы свет отразился от всех его граней. Посмотрите на него снизу, сверху, сбоку. Наконец, загляните внутрь. Разделите его на мелкие части и продемонстрируйте, как эти части сочетаются друг с другом. 10. Помогите вашим ученикам не остановиться на самом принципе, а пойти дальше и спрогнозировать, как они смогут его применить. Чем яснее сформулирован принцип, тем более яркой и убедительной окажется изучаемая истина для аудитории – даже без помощи ваших комментариев. Умело "выкроенные" принципы уже сами собой предлагают пути применения. Они настолько ясны, что ученики видят их насквозь и интуитивно осознают, как им следует поступать, чтобы быть послушными Писанию. Учителя, являющиеся мастерами своего дела, в совершенстве владеют техникой второго этапа – принципа. Все, о чем они говорят на этапе учебного материала, направлено на то, чтобы предоставить основание для выведения принципа. В "рационе" ихучеников постоянно есть "мясо". Они получают высококачественное питание – ведь об этом заботятся их учителя. Этап 3. Перенесение изучаемого материала на личный уровень. К тому времени, когда вы перейдете к третьему этапу, ваши ученики уже должны понимать как учебный материал, так и его основополагающий принцип. На протяжении первых двух этапов в центре внимания находится содержание учебного материала, но на этапе перенесения материала на личный уровень в центре оказываются ученики. На этом этапе способы применения материала приобретают конкретную форму и затрагивают эмоциональную сферу-ученика, в результате чего Дух Святой помогает ему осознать необходимость повиноваться данному месту Писания. До этого момента урок носил объективный характер; теперь он должен стать субъективным. Найдя ответ на вопрос "Что?", ученики должны перейти к рассмотрению вопроса "Ну, и что дальше?" Это этап воплощения истины в жизнь. Факты здесь облекаются в плоть, а принцип обретает личный смысл для каждого ученика. Третий этап лежит в самом сердце применения, являя собой его суть. Это поворотный момент всех пяти этапов, ось, вокруг которой они вращаются. Первые два этапа подготавливают ученика к нему, а последние два основываются на его результатах. Этап перенесения материала на личный уровень состоит из двух тесно связанных между собой частей. Если этот этап пройден успешно, ученик должен знать, как ему следует поступать, а также ощущать необходимость поступать именно так. Когда эти две цели достигнуты, можно переходить к следующему этапу – этапу убеждения. Перенесение материала на личный уровень происходит в том случае, если общий, не ограниченный временными рамками принцип обретает конкретный, закрепленный во времени способ применения. На этом этапе ученик должен увидеть, как ему следует реализовать то или иное место Писания в своей жизни. Теория здесь уступает место практике. Чтобы события развивались надлежащим образом, между земным и Божественным учителями должно установиться тесное сотрудничество. Они должны работать в тандеме, где каждый выполняет свою задачу во имя общей цели: Учитель помогает ученикам ясно понять, к чему привел бы этот принцип, если бы они повиновались ему, как в плане характера ("Да будет совершен Божий человек..."), так и в плане поведения ("...ко всякому доброму делу приготовлен"); Святой Дух убеждает учеников, что их долг перед Господом состоит в том, чтобы всецело и незамедлительно повиноваться данному принципу и реализовать его в своей жизни посредством тех способов его применения, на которые Он им указывает. В понимании участвует разум, а в убеждении – сердце. Понимание рождается тогда, когда учитель описывает, к каким результатам в жизни ученика может привести повиновение данному принципу. Убеждение рождается тогда, когда Святой Дух касается сердца этого ученика, побуждая его ощутить необходимость повиноваться Господу и реализовать изучаемый принцип в жизни. Чем яснее мы обрисуем ученику результаты повиновения принципу, тем быстрее и эффективнее Дух Святой сможет коснуться его сердца. Кроме того, чем лучше ученик осознает необходимость применения, тем вероятнее, что его жизнь действительно навсегда изменится. Эти взаимосвязанные события в значительной степени определяют, насколько ваше преподавание изменяет жизнь учеников. В зависимости от того, насколько хорошо вы объясняете материал, вы либо угашаете, либо усиливаете действие Святого Духа в жизни ваших учеников. Хотя Дух Святой и всемогущ, Он, как правило, предпочитает взаимодействовать с земным учителем. По этой причине в деятельности одних учителей постоянно проявляется помазание Духа, а в деятельности других (даже при изучении того же материала) оно отсутствует. Как помочь ученикам ясно понять принцип? Говорили ли вы себе когда-нибудь: "Не представляю, как это сделать"? Готов поручиться, что вы даже и не пытались ничего себе представлять, не правда ли? Прежде чем мы что-либо сделаем, мы должны научиться "видеть", как мы это делаем. Если вы хотите, чтобы ваши ученики поняли тот или иной принцип, вы должны помочь им "увидеть", как они сами воплощают этот принцип в жизнь. Вы должны нарисовать перед ними картину реального действия этого принципа. Одна из главных причин, почему жизнь людей так редко изменяется, состоит в том, что их учитель так и не помог им "разглядеть" какие-либо жизненные перемены. Такого рода "зрение" называется проницательностью; оно является способностью видеть внутреннюю сторону вещей. Помогая своим ученикам увидеть, как изучаемый принцип влияет на их жизнь, вы тем самым помогаете им найти новое поле деятельности и заменяете "слепоту" в той или иной области их жизни проницательностью. Поэтому рисуйте картины. Срывайте с глаз повязки. Расширяйте границы их поля зрения. Помогайте им представить, как они воплощают принцип в жизнь. Вот некоторые советы, являющиеся, на мой взгляд, весьма полезными:
Опишите действие принципа в разных ситуациях и при разных обстоятельствах. Ознакомьте учеников с тем, как принцип действует – всегда и везде. Будьте для них экскурсоводом по огромному и прекрасному полю действия принципа. Покажите, как принцип проявляется дома, на работе, во время отдыха. Покажите, что этот принцип способен изменить их жизнь независимо от их места жительства и рода занятий.
Расширяйте поле их зрения, знакомя их с "друзьями принципа". Покажите ученикам, как данный принцип "дружит" с мужчинами и женщинами мальчиками и девочками, семейными и одинокими, пожилыми и молодыми, богатыми и бедными, сангвиниками и меланхоликами. Подведите каждого из ваших учеников к выводу: этот принцип хочет войти и в его жизнь. Продемонстрируйте ученикам, что этот принцип способен изменить их жизнь независимо от того, кто они и что делают.
Опишите то прекрасное влияние, которое оказывает данный принцип на всех, кто его приветствует. Покажите вашим ученикам, какой он славный, чудесный и доброжелательный. Плените их описанием неисчислимых преимуществ, которыми могут пользоваться все, кто принимает этот принцип. Шокируйте их описанием трагических последствий, ожидающих тех, кто отвергает его.
Расскажите несколько захватывающих историй, благодаря которым принцип оживет на глазах ваших учеников. Умелые рассказчики способны эмоционально вовлечь учеников в сюжет рассказа и помочь им ощутить реальность принципа. Рассказывайте такие истории, которые отражают хорошие либо плохие последствия принятия или отвержения данного принципа.
Каким угодно способом пленяйте воображение ваших учеников. Сделав это, отойдите в сторонку – настало время Святому Духу явить Свою силу убеждать сердца! Почему Дух Святой не проявляет Своей силы? Существуют четыре основные причины, почему учителя-христиане не испытывают в своем служении силы и присутствия Святого Духа. Две из них связаны с личной жизнью учителя, третья – с "властями и мироправителями тьмы века сего", а четвертая – с особенностями сотрудничества с Духом.
Наличие неисповеданного греха. Первая и основная причина, почему Дух Святой не действует через учителя-христианина, – это грех. Если учитель осознал свой грех, но не раскаялся в нем, это огорчает и угашает Духа.
Твердыня неверия. Вторая наиболее распространенная причина, из-за которой Дух Святой не проявляет Свою силу через учителя-христианина, – это недостаток веры учителя в то, что Дух Божий желает использовать его для совершения великих дел. Такие учителя не ищут и не испытывают в своей преподавательской деятельности великой силы Духа, поскольку они перестали верить в то, что Бог Своим Духом Святым будет удивительным образом их использовать.
Атака "властей и мироправителей тьмы века сего". Мы не сражаемся с обычными людьми, обстоятельствами или природными условиями. Мы сражаемся с начальством, властями и мироправителями тьмы века сего – воинством злых небесных духов (Еф. 6:12). Многие учителя, раскаявшиеся во всех грехах, которые они осознали, и верящие в то, что Господь хочет использовать их для совершения великих дел, тем не менее постоянно терпят поражение, поскольку им недостает мудрости в этом аспекте проблемы. Одни учителя-христиане не могут определить, когда предпринимается атака на их деятельность, тогда как другие, осознавая нападки врага, не знают, как их отразить.
Недостаточное сотрудничество с Духом Святым. Именно это обстоятельство чаще всего препятствует могучему движению Духа в деятельности учителей, серьезно воспринимающих свою христианскую жизнь и возрастающих духовно. Святой Дух – это не некая мистическая оболочка, не привидение, не неживой объект. Святой Дух – третье Лицо Троицы. Он способен мыслить, чувствовать, реагировать, вселяться, руководить, наполнять Собой, обличать, наставлять и огорчаться. Он – Учитель.
Как сотрудничать с Духом Святым, когда Он обличает и убеждает сердца? Сотрудничество с Духом – это кульминационный момент всего процесса преподавания; именно им объясняется огромное различие между естественным и сверхъестественным образом преподавания. Вот несколько основных рекомендаций, которые помогут вам эффективно взаимодействовать с Духом Святым, если первые три препятствия устранены (то есть если вы пребываете в общении Духа Святого, верите, что Он желает действовать через вас, и в данный момент вам не приходится терпеть атаки дьявола):
Полагайтесь на Духа Святого. Перед началом урока молитесь о том, чтобы Дух Святой использовал вас для совершения великих дел. Пообещайте быть верными Ему при любых обстоятельствах и скажите Ему, что вы жаждете, чтобы Он производил Свою работу. Сознательно позвольте Ему снять всякое напряжение Своим присутствием и силой. Ощутите душевный покой, доверившись Его способности говорить через вас и использовать вас. Положитесь на Него. Попросите Его использовать тот материал, который вы подготовили, или, если Ему будет угодно, научить ваших учеников чемуто другому. Если вы полностью положились на Него, вы ощутите глубокий внутренний мир и предвкушение замечательных событий.
Научитесь распознавать Его действие. Дух Святой может действовать на любом этапе урока и делает это; но чаще и заметнее Его работа проявляется на третьем этапе – этапе перенесения материала на личный уровень. Дух Святой подготавливает почву для того, чтобы истина, которую вы преподали ученикам, пустила корни в их сердцах. Ваша работа направлена на то, чтобы ученики четко поняли истину, а Его работа – на то, чтобы взрастить эту истину. Именно ради этого Дух Истины берется за работу.
Действуя в сердце человека или во всей общине, Дух "поднимает волны". Умеющий распознавать присутствие Духа не спутает эти волны ни с чем, нигде и никогда. Зал замолкает; кажется, что все, даже дети, затаили дыхание. Никто не шевелится. Лица отражают Его присутствие, свидетельствуя либо о принятии обличения от Духа, либо о глубоком внутреннем мире и пребывании в общении с Ним. Эти признаки проявляются физически, являются универсальными и доступны наблюдению каждого, кто стремится к сотрудничеству с могучим Божьим Духом. Поэтому смотрите внимательно и распознавайте работу Духа Живого Бога в сердцах людей. 3. Ослабьте собственный контроль за происходящим. В то время, когда Дух Святой действует, вы должны делать лишь только одно – отдыхать. Вы излагали материал ради этого момента, а Он ожидал этого момента. Теперь ваша работа должна обрести завершение в Его чудесном действии. До этого момента вы были Иоанном Крестителем, призванным приготовить путь Духу. Когда Его присутствие становится ощутимым, а Его работа – очевидной, вам пора "умаляться, чтобы Он мог расти". Уйдите с дороги! Отступите и дайте место Ему. Каким образом? Передайте контроль за происходящим в классе в Его нежные и всемогущие руки. Поэтому понизьте голос, замедлите темп и часто делайте паузы. Внесите в аудиторию умиротворение; пусть ваш голос звучит подобно легкой музыке, создающей общий фон. Не делайте резких движений и жестов. Если это возможно, сойдите с кафедры или выйдите из-за письменного стола – приблизьтесь к вашим слушателям. Вы должны быть предельно чувствительны к Духу, ощущать Его работу в сердцах этих людей. Когда Его работа по обличению или убеждению будет завершена, вы это почувствуете. Как начало, так и завершение Его воздействия легко распознать. Ваши ученики снова начнут шевелиться; кто-то кашлянет, кто-то оглянется вокруг; их жестикуляция и мимика станут другими. Не пытайтесь с этим бороться! Многие учителя неверно расценивают этот момент и либо просят своих слушателей "быть повнимательнее", либо, наоборот, рассказывают какой-нибудь анекдот; при этом они абсолютно не понимают специфики Божьей работы. Будьте осторожны. Вы не утратили внимание слушателей – напротив, Бог вновь обратил их внимание на вас. Они возвращаются из сферы сверхъестественного в сферу естественного и вновь вступают в контакт с вами. 4. Направляйте ваших учеников. Как только этап работы Духа завершен, вы должны немедленно взять руководство в свои руки. Обычно в этот момент слушатели бывают несколько рассеянны, ведь они переходят от одного учителя к другому, поэтому измените стиль изложения материала, на пример, повысьте голос, усильте жестикуляцию и ускорьте темп урока. Пора подводить ваших учеников к действиям. Вы должны проявить себя как лидер, направив своих учеников к конкретным действиям на основании той работы, которую произвел Святой Дух. Важно понять, что, хотя движение Святого Духа является сверхъестественным, это не какая-то недоступная пониманию мистика. Дорогой друг, если вы – учитель-христианин, то ваше призвание и наследие состоят в том, чтобы принять этот замечательный Божий дар. Вам следует ревностно стремиться к тому, чтобы ваше преподавание направлялось свыше, сверхъестественным путем. Однажды вкусив этот небесный дар, вы уже никогда больше не пожелаете преподавать без помощи Святого Духа. Не захотят этого и ваши ученики. Этап 4. Убеждение. К моменту перехода к четвертому этапу ваши ученики уже приобретут понимание отрывка, ощутят необходимость повиноваться его основополагающему принципу и ясно увидят, как именно они должны поступать, под влиянием обличения от Духа Святого. На четвертом этапе акцент переносится со сферы эмоций на сферу воли. Теперь главная задача состоит в том, чтобы убедить ученика применять изученную истину на практике. Учитель должен наставишь ученика, чтобы он принял твердое решение повиноваться Писанию, а не только почувствовал, что было бы неплохо это сделать. Если ученик не примет такого решения, он, вероятно, так и не станет повиноваться Писанию. Следовательно, если вы не убедите его действовать, то, скорее всего, его жизнь не изменится. В сознании ученика должны последовательно смениться три установки: "Я понимаю, о чем идет речь", "Я чувствую, что должен так поступать" и, наконец, "Именно так я и намерен поступать". Этот этап является последним звеном всего процесса применения. Если он не будет пройден, то едва ли произойдут какие-либо изменения в жизни, тем более – продолжительные. Поэтому, если вы хотите реализовать свое учительское призвание, а именно – изменить жизнь ваших учеников, вам придется овладеть некоторыми секретами убеждения. К сожалению, большинство людей ничего не смыслят в процессе убеждения и не владеют его принципами. Убедить кого-либо означает склонить его к каким-либо действиям. В частности, английское слово persuade ("убеждать") образовалось путем слияния двух латинских корней: рer – "тщательно", "старательно" и suadere – "советовать". Таким образом, убеждение несет в себе следующее значение: старательно советовать что-либо человеку, с тем чтобы склонить его к определенным действиям. Получив "старательно данный совет", человек приобретает полное – от начала и до конца – понимание вопроса. Убеждая учеников, вы помогаете им ясно увидеть все аспекты вопроса. Чем скрупулезнее они рассматривают вопрос, тем большую убежденность они приобретают. Убедить – это преподать материал настолько эффективно, чтобы ученики приобрели полное его понимание и выразили решимость поступать определенным образом. Подумайте об этом. Цель предыдущих трех этапов заключалась в том, чтобы истина предстала перед вашими учениками настолько явно, что они могли бы отчетливо видеть каждый ее аспект. Хорошее преподавание является понятным для учеников. Следовательно, хорошее преподавание – убедительное преподавание! Чтобы Писание нашло свое применение и изменило жизнь ваших учеников, вы должны помочь им ясно видеть тот или иной вопрос. Если вы сделаете это, они станут вести себя по-другому. "Был слеп и вижу свет", – эти слова может произнести любой ученик, которого Бог благословил учителем, умеющим убеждать. Чем лучше они видят проблему, тем в большей степени они изменятся. Чем выше развита у вас способность к убеждению, тем лучше вы помогаете им в этом. Воля Божья состоит в том, чтобы ваши ученики видели учебный материал настолько хорошо, чтобы это побудило их всецело повиноваться Богу. Следовательно, воля Божья состоит также и в том, чтобы вы в совершенстве овладели искусством убеждения и постоянно к нему обращались. Самые лучшие учителя и проповедники – это люди, умеющие убеждать. Однако многие учителя-христиане полагают, что им не следует стараться убедить учеников. Соответственно, они никогда и не увещевали их поступать так, как угодно Богу. Они никогда не плакали об их огрубевших сердцах. Такие учителя сводят преподавание к изложению материала. Они не осознают, что если они ни в чем своих учеников не убедили, значит, они не обучили их как следует. Никогда больше не сосредотачивайте свои усилия на том, чтобы быть "хорошим" учителем. Не стремитесь больше к тому, чтобы быть "интересным" учителем. Старайтесь быть "убедительным" учителем, поскольку в этом случае жизнь ваших учеников изменится... и Бог будет доволен. Теперь, когда вы осознаете всю важность убеждения, перед вами встает вопрос: что вы можете сделать, чтобы убедить ваших учеников поступать правильно? Мы поговорим об этом более подробно в главах, посвященных Закону Потребностей и Закону Возрождения; сейчас же следует упомянуть о двух аспектах убеждения, знание которых может пригодиться вам на ближайшем же уроке. Залогом убедительности урока являются два отдельных аспекта деятельности учителя. Первый – ЧТО вы говорите, а второй – КАК вы говорите; первый – материал, второй – стиль его изложения; первый – содержание урока, второй – процесс общения между учителем и аудиторией. Если ученик всецело убеждается в чем-либо, это обычно происходит потому, что его склоняет к этому информация, поданная вами, а также то, как вы эту информацию преподнесли. В зависимости от особенностей вашей личности, вы будете тяготеть к одной из этих сторон убеждения в большей степени, чем к другой. Возможно, само содержание ваших уроков убедит ваших учеников. Или же средством убеждения послужит стиль изложения материала, решительно призывающий к послушанию. Учителям, преуспевшим в искусстве убеждения, удается эффективно сочетать и то и другое. Как использовать содержание учебного материала для убеждения учеников? Подумайте о первой части нашего "уравнения" – содержании учебного материала. Что вам следует говорить своим ученикам в тот момент, когда они уже понимают материал, но еще не убеждены в необходимости его практического применения? Возможно, клиенту нравится ваш товар (урок), но он еще не решил, купит ли он его (то есть будет ли применять на практике). Все ваши усилия должны быть сосредоточены как раз на этом этапе – ведь истинная цель преподавания состоит не в том, чтобы ученик понял, как ему следует поступать, а в том, чтобы он решил поступать именно так! Помните, что повелел нам Господь в Великом Поручении? "Учите их соблюдать [делать] все, что Я повелел вам..." Христос ожидает от нас повиновения, а не только согласия. Поэтому, мой друг, учите послушанию. Не останавливайтесь на согласии. Не допускайте даже и мысли о том, что, добившись от ваших учеников согласия с тем, чего Господь от них ожидает, вы, как говорящий от имени Христа, выполнили свою работу. Как известно, существует огромная разница между знанием истины и деятельным повиновением истине. Наша задача – добиться, чтобы наши ученики поступали в соответствии со своими знаниями. Эта жизненно важная задача требует от вас умения убеждать. Вы должны помочь им "увидеть" материал настолько ясно, чтобы они почувствовали необходимость действовать – и действовать немедленно. Подайте свой материал таким образом, чтобы он убеждал. Выделите как можно больше причин, в силу которых следует повиноваться той или иной истине. Расскажите сначала о положительных последствиях послушания, а затем – об отрицательных последствиях непослушания. Используйте не длинные замысловатые построения, а краткие, но задевающие за живое предложения. Говорите прямо. Объясните своим ученикам, к каким действиям призывает их этот принцип. Предупредите их о последствиях неповиновения. Увещевайте их. Подведите их к той черте, за которой уже нет никакого другого логического выхода, кроме повиновения Господу, – ведь, дорогой коллега, действительно не существует никакого другого логического выхода, кроме повиновения Господу! Не старайтесь убедить своих учеников логикой ваших мыслей; напротив, преподнесите материал таким образом, чтобы у них появились их собственные аргументы в пользу изучаемых понятий. Привлеките их на сторону этих понятий. Другими словами, привлеките их на сторону истины. Пусть своим мысленным взором они увидят, как уже действуют в согласии с истиной. Затрагивайте глубинную сущность их личности. Обращайтесь к тому, что есть в них доброго и справедливого. Взывайте к их совести. Взывайте к их духу, который желает исполнять волю Божью. Взывайте к их мудрости – так, чтобы их мысли о возможностях применения истины опережали ваши собственные. Если хотите увидеть, как действует такое убеждение, прочтите Послание к римлянам или Послание Иакова. А если хотите увидеть, как умел убеждать Иисус, просто прочтите Нагорную проповедь (Матф. 5-7), – она приковывает внимание, стимулирует логическое мышление и изменяет жизнь. Что бы вы ни открыли для себя о выдающихся преподавательских способностях Христа, не пропустите тот факт, что Он постоянно предоставлял слушателям причины, в силу которых им следовало принять ту или иную истину, а также рассказывал истории, побуждающие к действию. Иисус учил, чтобы убедить людей последовать за Ним. Он велит и нам идти по Его следам. Побудите ваших учеников пойти за Ним вслед за вами. Как использовать ваш стиль изложения материала для убеждения учеников? Вы должны убеждать ваших учеников не только посредством того, ЧТО вы говорите, но также и посредством того, КАК вы это говорите. Призывайте к послушанию, используя интонацию. Побуждайте к действию при помощи яркого и интенсивного стиля изложения материала. Повышайте голос, указывайте пальцем, стучите по столу, переворачивайте столы в храме, плачьте с теми, кому больно, обличайте упрямых, порицайте гордых. Замечали ли вы, что именно так поступал Господь? Его способ изложения материала был мощным и побуждающим к действию. Как-то раз одна проповедь задела меня так глубоко, что я заказал кассету с ее записью и перенес на бумагу полный текст этой проповеди. Я хотел иметь перед собой все ее содержание. Но когда я ее перечитал, я не мог понять, почему она так затронула меня! Оказывается, моего сердца коснулось не содержание проповеди, а искренность и убежденность проповедника. Часто способ выражения оказывается убедительнее самих слов. Поэтому ни на уроке, ни во время проповеди не бормочите себе под нос! "Скучные" учителя не побуждают ни к чему, кроме желания прогулять их урокю Такие учителя позволили своему внутреннему огню угаснуть. Они вступили в ряды тех, кто полагает, что, изложив необходимый материал, они тем самым преподали урок. Возможно, они действительно изложили материал, однако не так, как это угодно Богу. Пусть ваши уроки задевают не только разум, но и сердца учеников. Разве Слово Божье не драгоценно для вас – настолько, что вы отдали бы за него свою жизнь? В таком случае дайте себе слово, что, пока вы живы, вы будете жить для него! Отдавайте всего себя, чтобы изменить жизнь ваших учеников. Оставьте привычку доносить истину в грубой оберточной бумаге; оберните ее в оболочку вашей личности и ваших творческих способностей. Перенесите ваших учеников за пределы равнодушия и неповиновения. Пусть они увидят вашу уверенность, разделят ваши убеждения, познают радость полного повиновения. Если же они будут противиться истине и не повиноваться ей, выразите им свое беспокойство по этому поводу. Прочтите Второе послание к коринфянам и посмотрите, как страстно и пылко учитель выражает свои чувства. Обучая, не довольствуйтесь ничем, кроме полного повиновения воле Божьей – сегодня, сейчас. Если сердца учеников огрубели, говорите с ними прямо. Их необходимо обличить. Не отступайте в страхе перед их негативной реакцией. Пусть вас больше беспокоит то, что вами будет недоволен Господь, чем то, что вами будут недовольны ваши ученики. Подобно тому как Иисус искал заблудших, обращайте особое внимание, на тех, кто не желает "быть найденным". Разве вы не помните бескомпромиссные угрозы Моисея? Разве вы не помните резкие упреки Иисуса в адрес тех, кто не хотел повиноваться истине? Почему же тогда мы ходим вокруг да около до тех пор, пока все не забудут, вокруг чего мы, собственно, ходим? Почему же мы бормочем, если Господь кричал? Почему мы так неуверенны, если Он – уверен и бескомпромиссен? Только потому, мой друг, что мы не горим желанием дать благо нашим ученикам. Только потому, что мы не любим их так, как это угодно Богу. Только наш эгоизм не позволяет нам "говорить истину с любовью". Может быть, именно поэтому Господь три раза задавал один и тот же вопрос учителю по имени Петр, – чтобы убедиться, но не в том, знает ли Петр правильный ответ, а в том, что он повинуется этому ответу! "Если любишь Меня, паси овец Моих". Чем сильнее мы любим Господа Христа, тем больше мы заботимся о Его овцах. Эти овцы не принадлежат нам; они были куплены ценой крови Христа. Иисус хочет, чтобы Его овцы были накормлены... а сытые овцы – послушны. Кормите их, чтобы они были послушны. Отрекитесь от ложного представления о том, что сытые овцы – это те, кто прослушал стройно изложенный материал. Упаси нас, Господь, от убеждения, что суть "кормления овец" состоит в красивой проповеди. Восстаньте против такого образа мышления; оно вас недостойно. Вы призваны к тому, чтобы "учить их соблюдать все, что Я повелел вам". Учите их послушанию. Вашей целью является не красивый урок, а урок, изменяющий их жизнь. Разве такого рода вещи не могут вызвать у вас никаких эмоций? Разве желание добра нашим ученикам не может овладеть нами настолько, что временами мы будем рыдать об их жизни? Разве бремя ответственности за их послушание истине не может привести нас к тому, чтобы умолять и увещевать их? Конечно же, может – и, конечно же, должно. Если мы довольствуемся чем-то меньшим, вероятно, мы не сможем полностью их убедить. Однажды я руководил церковным собранием, на котором рассматривался дисциплинарный вопрос: один брат, член этой церкви, угрожал, что подаст в суд на другого брата. Я спросил их обоих, согласны ли они, чтобы совет старейшин заслушал их дело и вынес решение, которому они обязаны будут подчиниться. Оба согласились. Собрание началось в семь тридцать утра, и мы не выходили из комнаты до одиннадцати вечера, мы даже не вышли пообедать. Собрание проходило напряженно и эмоционально. После того как старейшины помолились о достижении консенсуса, мы все сошлись в том, что тот брат, который был уверен в своей правоте, на самом деле заблуждался. Его вина была очевидна всем, кроме него самого. Пригласив этих двух мужчин в комнату, мы сообщили им свое решение, в соответствии с которым брат, признанный виновным, обязывался выплатить потерпевшему тридцать тысяч долларов и прекратить беспокоить его. Виновный тут же вскочил со своего места и заявил, что мы абсолютно неправы и он не собирается выполнять это решение. Мне стало страшно. Я слишком часто видел, как суд Божий свершается над тем, кто противится церковному наказанию, возложенному в соответствии с ясным библейским учением. Будучи главой совета, я ощутил на себе всю тяжесть этого противления. Все мы старались убедить виновного подчиниться решению старейшин, но он отказывался сделать это. В крайнем отчаянии, убитый горем и страхом за судьбу моего доброго друга, я упал на колени и умолял его не противиться. Увидев мое отчаяние, он был шокирован. Ему было неловко, что я стою перед ним на коленях. Мне же было все равно. Я не мог позволить ему уйти из этой комнаты и отдать себя на суд Божий. Господь помог нам в нашей слабости, потому что в эту минуту мой друг раскаялся. Он сказал, что если его повиновение настолько важно для нас, то ему лучше поступить так, как мы решили. Думаю, за всю свою жизнь я никогда не был истощен духовно и физически сильнее, чем за эти пятнадцать часов. Однако я уверен, что, не упади я на колени и не начни умолять этого человека, он попал бы прямо в руки строгого небесного Отца. Никакими словами мы не смогли бы добиться такого результата. Эти праведные мужи весь день напролет высказывали свои мысли. Истина была выражена определенно и ясно. Мой друг понял эту истину. Он мог бы пересказать каждую деталь нашей беседы. Но только страстное выражение нашей любви удержало эту драгоценную овцу и не позволило ей опрометчиво покинуть загон. Дорогие коллеги, как далеко можете пойти вы, чтобы удержать овец в загоне? Ради "овец" Иисус прошел свой путь до конца – вплоть до креста. Самым убедительным поступком во вселенной была Его добровольная смерть, призванная убедить нас, что "так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". Его смерть преподала нам истину. Иисус заповедал нам учить, отдавая всего себя, весь пыл своей души. Всей своей жизнью мы должны доносить всю Его истину до всех наших учеников – до тех пор, пока они не будут полностью в ней убеждены. Этап 5. Исполнение. Этот, последний, этап является проверкой качества преподавания, то есть того, насколько реально оно изменило жизнь учеников. Сейчас предстоит задать вопрос, являющийся самым важным как для вас, так и для ваших учеников: выполнили ли они свое решение? Здесь не нужно спрашивать, поняли ли они отрывок, согласились ли с его принципом, уяснили ли они, что им следует делать, были ли убеждены настолько, что приняли решение поступать в соответствии с той или иной истиной. Единственный вопрос: выполнили ли они это решение? Если только ожидаемое действие не могло произойти тут же, на уроке, то, чтобы задать этот вопрос, вам нужно будет дождаться следующего урока. Вы должны узнать, исполнили ли они свое решение. Вы должны оценить, произошли ли в их жизни какие-либо изменения. Наконец-то мы дошли до самого главного, не так ли? Это единственная возможность узнать подлинные результаты нашего преподавания. Суть данного этапа заключается не в ваших действиях, а в действиях ваших учеников. Единственный способ, как вы можете о них узнать, – спросить. Так что сделайте глубокий вдох и, с надеждой на лучшее, попросите их сказать вам всю правду. Помните, что неведение, хотя оно иногда и считается блаженством, не угодно Богу! Если до настоящего момента вы старались хорошо выполнить свою работу, то сейчас вас должно интересовать одно: достаточно ли твердым оказалось решение ваших учеников, чтобы преодолеть естественное препятствие на пути к переменам, именуемое привычкой. Вы, вероятно, замечали, что чем старше человек, тем сложнее ему что-либо изменить. Знаете почему? Потому что чем больше вы живете на этом свете, тем больше закрепляете за собой одни и те же способы выполнения определенных действий, стандартные реакции на те или иные раздражители – то, что входит в понятие "привычка". Чтобы произошла перемена, необходимо сломать привычку – а чтобы сломать укоренившиеся привычки, вашим ученикам понадобится огромная решимость и поддержка с вашей стороны. Перемена может быть описана как нарушение привычки путем замены одной модели поведения другой. Чтобы действовать желательным образом, человек сначала должен перестать действовать нежелательным образом. Для изменения жизни учеников необходима помощь учителя, – чтобы ученик, взаимодействуя со Святым Духом, оставил свою прежнюю дурную привычку и выработал новую, положительную. Однако не забывайте, что формирование привычки – это сложный процесс, часто требующий более тридцати дней. Подведение учеников к принятию твердого решения не всегда означает изменение их жизни. Решение – это всего лишь намерение, желание. Решение закладывает фундамент для перемены, однако только услышав отчет о конкретных действиях, можно убедиться в том, что жизнь учеников действительно изменилась. Помните, что подлинная перемена длится всю жизнь. Будьте всецело преданы своей профессии, чтобы ваше преподавание навсегда изменяло жизнь ваших учеников.