Образ мышления, модель и истины
Много лет назад мы с женой и двумя маленькими детьми жили на ферме в южной части Джорджии, где в наши "владения" входил небольшой пруд с крошечной покосившейся пристанью. Никогда не забуду тот день, когда мы впервые взяли Дэвида и Дженни на рыбалку. В недорогом магазине мы купили четыре удочки и катушки с леской, а также несколько красно-белых поплавков и блестящие латунные крючки.
Когда мы вернулись из магазина домой, я попросил Дэвида выйти во двор, перевернуть несколько камней и посмотреть, есть ли там черви. Он с удовольствием принялся за дело. Дженнифер, которой было тогда около пяти лет, и слушать ничего не хотела о червях.
Спустя несколько минут мы уже шагали к пристани. У каждого была своя удочка с крючком и поплавком.
– Теперь нужно насадить червяков, – сказал я.
– Хорошо, папа! – откликнулся Дэвид и начал медленно прокалывать бедного червя.
Дженнифер была ошеломлена этим зрелищем. Чуть не плача от испуга, она закричала:
– Папочка! Что он делает?
– Видишь, Дженни, Дэвид насаживает червяка на крючок.
– Но, папа, – наивно продолжала девочка, – зачем это нужно? Что плохого сделал червячок?
– Ничего, доченька. Тебе просто нужно насадить его на крючок.
– Папочка, разве Бог не любит червей?
В семинарии меня не готовили к подобным вопросам.
– Конечно же, любит, Дженни.
– Я не буду обижать червячков!
– Но, Дженни, чтобы поймать рыбу, необходимо насадить на крючок червя.
– И не подумаю, папа!
Она развернулась и пошла на другой конец пристани, неся свою новую удочку с двухцветным поплавком и пустым блестящим крючком. Там она и забросила голый крючок в воду.
Дэвид расположился на противоположной стороне и также забросил удочку. Уже давно на этом пруду никто не рыбачил, и потому он кишел мелкой рыбой. Не прошло и минуты, как Дэвид поймал рыбу. Сколько было счастья! Маленькая рыбка трепыхалась на крючке, а Дэвид прыгал от восторга. Он подтянул леску, снял рыбу с крючка и положил возле себя. Естественно, Дженнифер прибежала посмотреть на первый улов брата. Потрогать рыбу она не осмелилась, однако ей было очень интересно. Тем временем Дэвид насадил другого червя.
– Дженнифер, тебе дать червяка? – спросил он.
– Нет, я ловлю рыбу без червяков!
Дэвид пожал плечами и забросил удочку. Он тут же поймал еще одну рыбу. Дженнифер посмотрела сначала на свою удочку, затем на удочку брата. Она медленно прошлась по пристани и остановилась возле Дэвида. Наверное, она решила, что в том месте, где она рыбачила, рыба была не голодной. Когда Дэвид насадил еще одного червя, забросил удочку и поймал третью рыбу, моя малышка начала плакать.
– Что случилось, дорогая?
– Папочка, у Дэвида счастливая удочка, а у меня – нет!
– Дженни, ты уверена, что причина в этом?
– Да!
С некоторыми усилиями я уговорил Дэвида поменяться удочками. Дэвид насадил червя на "несчастливую" удочку Дженни и, забросив наживку в пруд, тут же поймал следующую рыбу. Немного помолчав, Дженнифер заявила:
– Никогда больше не буду ловить рыбу.
– Дженни, – сказал я, – знаешь в чем проблема?
– Нет.
– Угадай, что любит кушать рыба.
По ее лицу было видно, как в маленьком мозгу закопошились мысли. Наконец она тихо сказала:
– Ты хочешь сказать, что рыба любит червей?
– Вот именно. Почему бы тебе не насадить червя на крючок?
– Папочка, но ведь крючок такой красивый! – Дженни думала, что этого блестящего нового крючка будет достаточно, чтобы привлечь и поймать рыбу.
Я часто вспоминаю этот примечательный день: не только потому, что тогда Дженни научилась ловить рыбу, но еще и потому, что в моем сознании навсегда запечатлелся один из основных принципов "ловли человеков". Мы приходим на урок с большими черными Библиями, становимся за кафедру и объявляем: "Откройте Библию на тридцать восьмой главе Книги пророка Иезекииля!" При этом мы почему-то полагаем, что наши ученики ждут не дождутся того, чтобы открыть тридцать восьмую главу Иезекииля. Нам представляется, что все они, сломя голову, бегут в аудиторию с мыслью: "Я так мечтаю обсудить тридцать восьмую главу Иезекииля!" Мы пытаемся поймать наших учеников не на что иное, как на пустой крючок. Неудивительно, что им это не интересно. Неудивительно, что вскоре мы задумываемся над тем, стоит ли вообще "ловить рыбу".
Дженни думала, что если крючок нравится ей, то он понравится и рыбе. Она хотела, чтобы населяющая пруд "аудитория" приняла ее точку зрения на жизнь.
У меня есть для вас новость: рыба не клюет на пустые крючки. Точно так же вам не удастся привлечь внимание учеников к "голому" содержанию. Если вы хотите иметь внимательных и заинтересованных слушателей, тогда перестаньте забрасывать в воду пустые крючки. Мы слишком часто увлекаемся нашим материалом и забываем, что ученики будут уклоняться от него до тех пор, пока мы не приложим все усилия, чтобы "соблазнить их наживкой".
"Притча о пустом крючке" указывает нам на одну из основных причин неэффективного обучения. Эта причина в том, что урок строится и проводится с целью удовлетворить скорее потребности учителя, нежели учащегося. Нельзя заставить рыбу заглотнуть пустой голый крючок; тем более вы не сможете принудить учеников учиться.
Давайте поразмыслим над следующим: кто обязан насаживать наживку на крючок? Рыболов или сама рыба? Конечно же, рыболов! А мы хотим, чтобы наша "рыба" либо ловилась на пустой крючок, либо сама насаживала на него свою наживку.
Эта притча отражает суть Закона Потребностей. Как учитель, я обязан побудить моих учеников "охотиться" за учебным материалом. Это называется мотивацией. Если когда-либо в вашей преподавательской практике вам встречались незаинтересованные ученики, то, наверное, причина состояла в том, что у вас на крючке не было червя.
К концу этой главы вы поймете, каким образом Христос "насаживал наживку" для Своих учеников. Вы узнаете, как насадить ее таким образом, чтобы какой бы предмет вы ни преподавали, ученики сами "ловились в ваши сети"!
Закон Потребностей: образ мышления
Существует особое физическое и эмоциональное состояние, испытывать которое доводится только учителям. Каждый учитель пережил его по меньшей мере однажды, а некоторые и помногу раз.
Вот в чем оно состоит: у учителя внезапно начинает сосать под ложечкой, затем слабеют колени, краснеет лицо, голос теряет силу; учитель напрягается изо всех сил и заикается, произнося слова. Охваченный паникой, он хочет лишь одного: броситься вон из аудитории, вырваться на свободу из стен, которые давят на него со всех сторон.
Что же это за состояние? Это депрессивный синдром под названием "Зачем я это делаю?", начинающийся в ту минуту, когда учитель замечает одного зевающего ученика, за ним другого... Синдром неумолимо прогрессирует, когда еще один из учеников начинает листать журнал, спрятанный между учебниками, и когда обнаруживается, что ученик, тщательно писавший что-то в тетради, – как вы думали, конспект, – на самом деле пишет любовное письмо. И наконец этот синдром окончательно выводит вас из строя, когда вы видите, что еще один ученик мечтательно смотрит в окно, а другой при помощи монеток разыгрывает у себя на парте финальный хоккейный матч за Кубок Стэнли.
Связь потеряна. Они уже не слышат вас. Вы понапрасну надрываете голосовые связки.
Что делать? Притвориться, что ничего не происходит? Сделать вид, что во всем виновата весна, низкие умственные способности учеников, позднее время? Пообещать себе сменить профессию? А может, вам все же стоит взять сложившуюся ситуацию под контроль и попытаться ее исправить?
А теперь представьте на мгновение совершенно иную картину: ученики умоляют вас разрешить им послушать то, что вы хотите сказать. Представьте, что они не могут дождаться начала урока и огорчаются, когда он заканчивается. Представьте, как они с успехом воплощают учебный материал в жизнь.
"Помечтай, Брюс, – скажете вы. – Ты не знаешь моих учеников".
Возможно, именно так вы и подумали. Однако, прочитав эту главу, вы узнаете некоторые истины, которые помогут вам коренным образом изменить процесс обучения. Но сначала давайте рассмотрим вопрос о "пустом крючке".
Принято считать, что мотивация учащихся – дело рук самих учащихся. Если им скучно и неинтересно, это их вина. Если они не желают слушать, – никакой учитель не заставит их.
Закон Потребностей утверждает обратное: учитель может и должен заставить учеников ощутить потребность в том, чему он собирается научить. Иными словами, если вы идете рыбачить, не забудьте наживить червяка на крючок! Чтобы узнать, как воплотить этот принцип в жизнь, давайте взглянем на нашего главного Учителя – Иисуса Христа.
Исследуя жизнь Христа, нельзя не заметить тот факт, что Иисус обычно обращался к нуждам и потребностям своих слушателей. Он стремился удовлетворить эти потребности двумя способами. Во-первых, если потребности человека были очевидны, Иисус немедленно искал возможность удовлетворить их здесь и сейчас. Из всех учителей, когда-либо живших на земле, Иисус, как никто другой, мог ответить на нужды людей. Во-вторых, если люди не осознавали своих потребностей, Иисус стремился поднять эти потребности на поверхность и затем удовлетворить их. В обоих случаях Иисус учил, отвечая на потребности Своих учеников, а не игнорируя их. Отправной точкой учения Иисуса были нужды Его слушателей, а не сам по себе учебный материал!
Будучи учителями, мы каждый день сталкиваемся с обоими случаями. Иногда потребности учеников видны невооруженным глазом, и мы можем немедленно удовлетворить их. Если определенная потребность присуща лишь одному из учеников, мы можем помочь ему посредством личной беседы или переписки. Если же у целого класса обнаруживается общая проблема, мы способны помочь им, делая по ходу урока необходимые комментарии, направляя свою речь в нужное русло, побуждая учеников обсуждать волнующие их вопросы.
В целом, однако, большинство учителей находятся в сложном положении: им приходится обучать предмету, который не соответствует интересам и потребностям учеников. Такие уроки, вместо того чтобы отвечать потребностям учеников, отвечают лишь требованиям учебной программы. Если это так, то вы забрасываете в воду пустой крючок. Какого рода реакции вы можете ожидать от учеников в таком случае? Вы можете быть готовы к тому, что столкнетесь с отсутствием интереса, невнимательностью и недостаточной мотивацией учащихся.
Обнаружив, что ученикам не интересен предмет или уроки, большинство учителей бывают огорчены и даже шокированы. А стоит ли удивляться? Я думаю, что здесь наши эмоции излишни и оказывают негативное влияние как на учителя, так и на ученика. Большая часть уроков обычно не имеет ничего общего с потребностями, которые испытывают ученики; поэтому такие уроки всегда сопровождаются разочарованием, апатией и безразличием.
Если эти замечания обеспокоили вас, то задумайтесь на минуту и вспомните себя учеником или студентом. Часто ли вам было скучно? Часто ли вы сожалели о том, что вам необходимо пройти тот или иной курс? Неужели вы никогда не говорили: "Если бы этот предмет не был обязательным, я бы мог..." – и перечисляли целый ряд занятий, представлявшихся вам более важными?
В процессе разработки этих законов я провел много времени, беседуя со студентами. Большинство из них считали многие предметы не только не отвечающими, но даже противоречащими их нуждам. Часто мне доводилось слышать такие отзывы: "Этот курс был пустой тратой времени",".. .он был абсолютно не связан с реальной жизнью" или "... он мне не пригодится". Помню, как-то раз я спросил у группы из двадцати пяти студентов колледжа, какой процент занятий они перестали бы посещать, если бы имели на это право. Они ответили, что больше половины.
Именно в этом заключается проблема мотивации во время урока. Вместо того чтобы учить в ответ на потребности учащихся, мы часто учим вопреки их потребностям.
Что же нам делать?
Чтобы ответить на этот вопрос, взглянем на пример Христа – самого лучшего Учителя. Он столкнулся с той же проблемой и благодаря Своей безграничной мудрости нашел наилучшее ее решение. А самое удивительное то, что Его подход может быть позаимствован каждым, кто стремится ответить на нужды своих учащихся.
Пятиэтапный подход Иисуса может быть использован каждым учителем; он прекрасно служит учителям во многих странах мира, которые взяли на себя обязательство учить подобно Христу. И когда они преподают именно так, то единственными людьми, получающими от этого большее удовольствие, чем учителя, являются ученики. Урок внезапно обретает невероятную значимость и практическую ценность. Он становится жизненно необходимым.
Каким образом? Путем применения учителем того самого пятиэтапного подхода, который использовал Иисус, чтобы создать у Своих учеников потребность в познании. В этом случае ваши ученики станут вести себя точно так же, как и ученики Иисуса, а заинтересованность и мотивация при этом значительно возрастут. Ученикам настолько понравится учиться, что они, вероятно, станут буквально "вытягивать" материал из преподавателя.
Если подобная картина вам по душе, присоединяйтесь к нам, и мы научим вас тому, как повысить заинтересованность на уроке в соответствии с Законом Потребностей. Для начала попробуйте выделить в отрывке из Евангелия от Иоанна (4:5-30) пять этапов, которые использовал Иисус при "обучении" женщины у колодца.
"Итак, приходит Он в город Самаринский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя; было около шестого часа. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды" (Ин.4:5-7).
Вся аудитория Иисуса состояла из одной женщины, которая пришла, чтобы набрать воды из колодца. День был жаркий, она хотела пить, и поэтому ей была нужна вода. Женщину совершенно не интересовал человек, отдыхавший рядом.
Разве это не похоже на нашу ситуацию? Учащиеся вынуждены приходить на урок. Большинство из них даже не осознают, что испытывают жажду! Но Иисус правильно использует такое положение вещей. Он знал, что для того чтобы научить чему-то, нужно заставить человека захотеть этому научиться. Заметьте, что Иисус брал на Себя обязанность заинтересовать ученика в уроке, вызвать у него стремление к познанию.
Модель Закона Потребностей
Этап 1. Завладейте вниманием.
Первое, что делает Иисус, – завладевает вниманием женщины. Она пришла к колодцу со своими намерениями, погруженная в собственные мысли. И вдруг, внезапно к ней обращается незнакомец и просит воды.
Эта просьба искренне удивила ее – хоть нам и трудно понять, почему. Во-первых, она была неожиданной. В то время еврейский раввин никогда бы открыто не заговорил с самарянкой. Удивительно не то, что Иисус попросил воды, а то, что Он вообще обратился к этой женщине. Слова Иисуса тут же привлекли ее внимание. Он знал, что Его действия вызовут немедленный интерес с ее стороны, а в этом и заключалась Его цель.
Когда вы преподаете, следуйте этому первому правилу и сразу же привлекайте внимание учащихся. Делайте провокационные заявления, инсценировки, шутите, задавайте вопросы для размышления, используйте громкие звуки, внезапно меняйте привычный стиль преподавания... Даже внезапная тишина помогает привлечь внимание учащихся.
Не забывайте о том, что, когда ученики приходят к вам на урок, их внимание занято различными вещами. Ваша задача состоит в том, чтобы завладеть им. Пусть даже вам удалось сделать это в конце прошлого урока (по крайней мере, так вам кажется!), с того времени их внимание рассеялось. Чтобы начать урок, вам нужно их внимание. Завоюйте его. Отвлеките его от всего, что удерживает его на момент начала урока. Если вы не завладеете их вниманием, вы никогда не сможете научить их чему-либо. Внимание учащихся – первое необходимое условие обучения.
Внимание – интересный психологический процесс. Дело в том, что оно автоматически привлекается наиболее сильным раздражителем. Поэтому, чтобы завладеть вниманием учащихся, вам необходимо взять верх над присутствующими раздражителями, отвлекающими их внимание.
Поскольку на уроке большинство учащихся находится под воздействием лишь немногих раздражителей, подавить эти раздражители несложно. Если вам трудно привлечь внимание учеников, то это потому, что присутствующие раздражители устойчивее, чем те, которые используете вы. Следовательно, придайте силы вашим раздражителям!
В тот момент, когда учащиеся отвлекаются от прежнего объекта внимания и задают вопрос:" Что это?' – вы завладеваете их вниманием и поглощаете его. Они обращают к вам глаза, уши и, соответственно, начинают думать. На некоторое время они – ваши. Однако вы не сможете надолго удержать их внимание, если только не перейдете ко второму из пяти этапов метода Христа – метода, который Он использовал, чтобы помочь людям осознать свои потребности.
Этап 2. Вызовите интерес.
Концентрация внимания не может сохраняться в течение длительного времени. Поэтому нам нужны содержательные раздражители, способные заинтриговать учеников и надолго удержать их внимание. С помощью второго этапа вы сможете вызвать интерес учеников, тем самым уменьшив их зависимость от внешних раздражителей, воздействующих непосредственно на органы зрения, слуха, обоняния, осязания или вкуса. Здесь нам показывает пример Иисус, Который своим поведением вызывает у самарянки такой интерес, что она просит, чтобы Он "рассказал ей больше".
"Женщина-самарянка говорит Ему: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются" (Ин. 4:9).
Посмотрите, как реагирует Иисус. Он не говорит ей, как можно было бы ожидать: "Я хочу пить и Мне нечем зачерпнуть воды". По сути дела, Он так и не отвечает на ее вопрос. Он просто продолжает взращивать в сердце женщины потребность в познании:
"Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: "дай Мне пить", то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую" (Ин. 4:10).
Поставьте себя на мгновение на место этой женщины. Вопрос Иисуса, должно быть, показался ей любопытным: «О каком даре он говорит? Где и как я могу его получить? Сколько он стоит? А кто, собственно, этот человек? Почему он говорит с таким важным видом? И что такое "живая вода", в конце концов?»
Обратите внимание, как Иисус ведет урок. Проследите за тем, как Он "насаживает наживку на крючок", чтобы заинтересовать женщину. По сути, Он "наживляет" не один и не два, а целых три крючка! А вы заметили, что это за наживки?
Наживка 1: дар Божий "Если бы ты знала дар Божий..."
Наживка 2: личность Христа "(Если бы ты знала...) Кто говорит тебе..."
Наживка 3: живая вода "Он дал бы тебе воду живую..."
Знал ли Иисус, что у женщины не было ответов на все эти вопросы? Намеренно ли Он побуждал ее задуматься об этом? Возможно ли, чтобы Он предварительно спланировал этот "урок"? Если это так, то как Его подход может повлиять на вашу методику обучения? Какие приемы вы использовали на вашем последнем уроке, чтобы вызвать у учащихся интерес? Или же вы сразу приступали к изложению материала?
Начинать урок с подачи материала – то же, что ловить рыбу на пустой крючок. Учеников пустым крючком не привлечь. Иисус знал об этом и приготовил три различных наживки. Было ли это облачено в замысловатую форму? Нет, всего лишь в одно предложение. Много ли это заняло времени? Нет, считанные секунды. Зачем Иисус наживил целых три крючка? Поскольку "на вкус и цвет товарища нет", у профессионального учителя в запасе всегда имеется несколько "наживок".
Сколько "наживок" пришлось по вкусу женщине? Она "клюнула" на все три, только в обратном порядке:
Наживка 3: живая вода. "Женщина говорит Ему: господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая?" (Ин. 4:11).
Наживка 2: личность Христа. "Неужели Ты больше отца нашего Иакова?" (Ин. 4:12). Такой вопрос предполагает отрицательный ответ, следовательно, она ожидала, что Иисус ответит "нет". Она не допускала, что кто-то мог быть "больше" Иакова.
Наживка 3: дар Божий. Она продолжает рассказывать о даре Иакова: "...который дал нам этот колодезь, и сам из него пил, и дети его, и скот его". Женщина словно пытается спросить Иисуса: "О каком даре ты говоришь? Неужели он лучше, чем колодец, который нам подарил Иаков?"
Это замечательный пример того, как Иисус учил Своих учеников. Ведь Он обладал безграничными знаниями, мудростью и любовью к ученице – и все же Он тщательно обдумывал Свой подход к обучению. Иисусу удалось заинтересовать ее настолько, что она уже не могла не стремиться получить дальнейшую информацию.
Теперь Иисус, воспользовавшись заинтересованностью женщины, ведет ее к пониманию более глубоких вопросов.
Этап 3. Затроньте осознаваемую потребность.
Женщина еще не догадывается о настоящем смысле, который Иисус вкладывает в Свой урок. Зная об этом, Иисус продолжает подводить ее к осознанию ее потребностей. Учитель обязан привлечь внимание учащихся к теме урока. Каким образом делал это Христос? Он затронул осознаваемую потребность женщины так, что она стала размышлять над вопросом более глубоко, пока не пришла к выводу: "Мне бы хотелось это получить!"
"Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную" (Ин. 4:13-14).
Первые два этапа являются подготовительными к третьему. Учитель должен уметь вызвать интерес учащихся к тем вопросам, которые легко и быстро поднимут на поверхность их насущные потребности. Иисус знал, что в тот момент Его ученица испытывала жажду, и больше всего ее интересовала вода. Поэтому Он начал беседу именно с этого. Лучший способ начать процесс обучения – это затронуть осознаваемую потребность учащихся. Знание того, что они чувствуют и думают, послужит хорошим началом для любого урока.
Иисус понимал, что женщина готова была пожертвовать многим, чтобы только не ходить за водой каждый день в такую жару. Его слова-наживки "не будет жаждать вовек" и "сделается источником воды" заставили ее почувствовать, что ей хотелось бы получить то, о чем Он говорит.
Чем глубже вы затронете осознаваемые потребности учеников в начале урока, тем легче вам будет вызвать их интерес. Поэтому мудрые учителя ни на секунду не теряют из вида своих учеников. Они следят за их движениями, прислушиваются к их разговорам до и после урока. Хорошие учителя глубоко проникаются жизнью своих учеников и интуитивно чувствуют, что с теми происходит.
Вступительная часть вашего урока должна сразу же установить связь между интересами учеников и материалом, который вы собираетесь изложить. Вам не нужно формировать интерес; вам нужно всего лишь задействовать те интересы, которые уже сформированы. Чтобы убедиться в важности этой связи, вы можете рассмотреть еще один фрагмент Писания, где Христос использует тот же подход: это Его разговор с Никодимом в предыдущей главе Евангелия от Иоанна.
Как легко становится на душе от осознания того, что нам не нужно искусственно формировать интерес – стоит лишь обнаружить его и действовать в соответствии с этим. Ведь ученик заходит в класс уже со сложившимися определенными интересами.
Следующий этап наиболее сложный. Как подвести учеников к восприятию материала, который вы планируете изложить?
Этап 4. Укажите на реальную потребность.
Совершенно ясно, что Иисус хочет рассказать женщине о даре спасения и прощения грехов. Однако она еще далека от осознания своей греховности и потребности в этом даре. Ведь, идя к колодцу, она наверняка размышляла отнюдь не об отчаянности своего положения и не о нужде в Спасителе.
Ее Учитель ясно понимал это, и поэтому Он продолжает подводить ее к осознанию этой нужды. Иисус настолько занят этим делом, что вновь не отвечает на ее вопросы о чудесной воде. Вместо этого Он, как показалось женщине, меняет тему разговора и обращается к ней со словами:
"Пойди, позови мужа твоего и приди сюда" (Ин. 4:16).
Какое отношение имеет это высказывание к ее жажде? Казалось бы, никакого – и вместе с тем огромное. Иисус хочет, чтобы женщина испытала жажду на более глубоком уровне, а не просто на уровне осознаваемой физической потребности. Посмотрите, что происходит дальше:
"Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа; Ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала" (Ин. 4:17-18).
Иисус не осуждает ее, а напротив, хвалит за честность. Затем Он выжидает некоторое время, чтобы убедиться в том, что "рыба подплывает все ближе и ближе". Она не только подплыла, но и закинула свой собственный крючок! Теперь уже она и сама заинтересована в том, чтобы узнать больше:
"Господи! вижу, что Ты пророк; Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме" (Ин. 4:19-20).
Женщина хочет узнать больше о поклонении Господу и косвенно запрашивает дальнейшую информацию. Иисус поощряет ее интерес и указывает на реальную потребность. Этот момент можно считать кульминацией осознания потребности, когда учащийся как бы говорит себе: "Это именно то, что мне нужно!"
Этап 5. Удовлетворите реальную потребность.
Только в том случае, если ученики осознают потребность в информации, вы можете переходить к тому, чтобы удовлетворить эту потребность посредством изложения учебного материала. При такой мотивации, обусловленной осознанной потребностью, придется ли вам бороться с равнодушием и апатией со стороны учеников?
Ни в коем случае! Они будут кричать от радости: "Ура! Я нашел то, что искал!"
"Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою" (Ин. 4:25-26).
Иисус не давал ответа до тех пор, пока Его ученик не задал нужный вопрос. Хорошие учителя всегда следуют этому принципу. Изложению материала учителем должно предшествовать осознание необходимости этого материала учащимися. К сожалению, многие учителя относятся к этапу пробуждения потребности с пренебрежением и считают его напрасной тратой учебного времени.
Тогда почему же наш всеведущий Учитель Христос тратил так много Своего "учебного времени" на то, чтобы помочь человеку осознать свою потребность в познании? В нашей ситуации на пробуждение потребности Иисус затратил больше времени, чем на сам урок. Таким образом, подход Христа к преподаванию и проповедованию совершенно отличается от того, как это понимают сейчас. Он полагал, что создание у учащихся потребности в материале является основополагающей частью урока, а не придатком к нему.
Создание потребности в познании – то же, что и наживка на крючке. Это первостепенное условие для всех, кто хочет преуспеть в рыбной ловле.
Давайте вернемся немного назад и посмотрим, что сделал Иисус. О чем Он думал все время, пока учил? Наблюдая за работой величайшего Учителя, что нового мы узнаем о том, как должна быть устроена наша душа, чтобы мы могли удовлетворить потребности учеников и быть хорошими преподавателями?
Во-первых, заметьте, что Иисус встретился с женщиной в привычной для нее жизненной ситуации. Он сидел у колодца, женщина подошла, и Иисус попросил у нее воды. Он непринужденно завел с ней беседу на интересовавшую ее тему в знакомой для нее обстановке. Это и есть первый аспект Закона Потребностей: в процессе обучения учитель должен исходить из того, что хорошо знакомо учащимся. Чтобы ответить на их потребности, вы должны встретиться с ними "на их территории".
Во-вторых, Господь по собственной инициативе решил завладеть вниманием женщины и обсудить ее нужды. По мере развития разговора она стала принимать в нем более активное участие. Однако именно Иисус побудил ее учиться. Посредством вопросов и комментариев Он позаботился, чтобы их разговор не был простым обменом фразами. Таким образом, мы обнаруживаем второй аспект Закона Потребностей: учитель должен принять на себя ответственность за помощь ученикам в их нуждах.
Проблемы сами собой не решаются. Если бы Иисус не взял на Себя ответственность за последствия разговора с женщиной, она бы так и ушла со своими нуждами. Это же можно сказать и о наших уроках. Если мы не признаем, что ответственны за помощь ученикам в их нуждах, они могут остаться без помощи.
Этот факт подводит нас к последнему и, может быть, самому важному аспекту Закона Потребностей. В разговоре с женщиной о ее мужьях Иисусу ничего не стоило упомянуть о некоторых фактах из ее прошлой жизни, которые обидели бы ее до глубины души. Однако Он этого не сделал. Иисус был тактичным и снисходительным по отношению к женщине. Итак, третий аспект заключается в следующем: учитель должен отвечать на нужды учеников с любовью и пониманием.
Иисус знал о том, что реальную потребность очень трудно поднять на поверхность. И когда она в конце концов обнаруживается, человек становится незащищенным и ранимым. Это очень похоже на ситуацию, когда маленький мальчик, упав и разбив колено, бежит в объятия матери. Рану нужно продезинфицировать, но как только мама принимается за работу, он вырывается из ее объятий. Чтобы помочь сыну, матери следует делать это очень мягко и нежно.
Когда вы начнете обнаруживать серьезные и искренние нужды ваших учеников, не удивляйтесь, что в некоторых случаях вашему взгляду откроются раны. Поэтому, стремясь оказать помощь ученикам, делайте это очень осторожно и тактично.
По мере того как вы будете все более мастерски выявлять нужды учеников и отвечать на них, проблема отсутствия интереса отойдет на последний план. Порою рыба сама будет прыгать в лодку!
Вам больше не придется рассказывать друзьям байки о "большущей рыбе", которая – надо же! – опять выскользнула из рук.