Осталось только украсить наш совместный труд ленточкой. Надеюсь, вам понравился этот многоплановый обзор трудной, но благодарной задачи воспитания сыновей. Нет в жизни лучшей привилегии, чем возможность произвести на свет это маленькое чудо — детей, а затем шаг за шагом вести их через периоды младенчества и взросления к годам зрелости. В начале нашего разговора я сказал, что наша цель как родителей состоит в том, чтобы превратить своих сыновей «из легкомысленных и незрелых мальчишек в честных и добрых людей, которые будут уважать женщин, сумеют держать свое слово, быть верными и преданными мужьями, сильными и решительными лидерами, хорошими работниками, и будут тверды в своей мужественности». Это высокая цель, но такая, которая может быть достигнута благодаря мудрости и наставлению нашего Отца. Основной путь к реализации этого замысла — ваше уверенное руководство и твердая дисциплина в доме, смягчаемые вашей любовью и сочувствием. Такое сочетание непобедимо.
В сферу нашего внимания попали психофизиологические отличия мальчиков от их сестер и те особые потребности, которые связаны с мужской спецификой. Мы также рассмотрели все усиливающийся кризис, с которым сталкиваются наши мальчишки в современной культурной среде. Говоря в общем и целом, против них действуют такие факторы, как распад семьи, отсутствие или равнодушие их отцов, спровоцированное этим уязвление духа, феминистские нападки на мужское начало, а также постмодернистская культура, которая испортила и исковеркала жизнь столь многих наших детей. Если есть общая причина, объединяющая все эти проблемы, то это — бешеный темп нашей жизни, из-за которого у нас остается слишком мало времени и энергии на детей, зависящих от нас в удовлетворении всех своих потребностей.
Позвольте мне углубить эту мысль. Надеюсь, по мере развертывания нашего обсуждения стало очевидно, что проблемы, возникающие у нас с собственными детьми, прямо связаны с тем, что я назвал «бешенством рутины», и с последствиями этого в виде нарастающей изоляции и отчуждения. Любовный роман Америки с прагматизмом нанес тяжелый урон тому, что является для нас самым главным. Вернемся в этом обзоре немного назад, к эпидемии насмешек и издевательства учеников друг над другом, охватившей наши школы. Всем нам в детстве доводилось переживать подобные трудные моменты. Так что же изменилось? Дело в отсутствии родителей, которым уже нечего дать своим детям. Некоторые из нас в детстве, приходя домой, попадали в атмосферу полноценной и заботливой семьи, где близкие были способны «отговорить» нас от рискованных шагов, уверить в своей любви и помочь увидеть вещи в истинной перспективе. Всегда кто-то был дома, кто явственно заботился о нас и говорил, что издевательское отношение сверстников — еще не конец света. Такого рода мудрого увещевания в момент кризиса, с каким, бывало, обращался ко мне отец, когда я возвращался из школы в растрепанных чувствах, современные дети лишены, им некуда пойти со своей бедой. Некоторые из них прибегают к наркотикам или алкоголю, другие замыкаются в отчуждении, а третьи, к несчастью, выплескивают свою ярость в кровавой бойне. Если бы только мама с папой были дома, когда долго накапливавшиеся чувства достигли критической массы! Столь многие трудности, с которыми сталкиваются наши дети, происходят от одного свойства современной семьи: никого нет дома.
Как мы постоянно убеждались в предыдущих главах, в типичном случае именно мальчишки больше страдают из-за отсутствия родительской заботы. Почему так? Потому что они более склонны сбиваться с пути, когда нет надлежащего руководства и присмотра. Они по самой своей природе более взрывоопасны и менее устойчивы эмоционально. Для них губительны ситуации хаоса, отсутствия присмотра и дисциплины. Мальчишки подобны быстро едущим машинам, в каждый момент своего пути нуждающимся в водителе, который бы аккуратно поворачивал рулевое колесо то на сантиметр вправо, то на полсантиметра влево. И такое руководство нужно им до шестнадцати-восемнадцати лет, если не дольше. Предоставленные самим себе, они склонны смещаться в сторону разделительной линии или обочины, совершать нарушения и подвергать себя опасности. И все же 59 процентов современных детей, возвращаясь в будничный день домой из школы, никого там не застают. Это словно специальное приглашение поозорничать или влипнуть в историю для неугомонных мальчишек, и чем старше они становятся, тем больше у них возможностей довести дело до крупных неприятностей. Сегодня, когда культура сражается с родителями за влияние на наших детей, мы не можем себе позволить тратить все свое время на события менее важные.
Ваша задача — матери или отца — состоит в том, чтобы вылепить достойного человека из сырого материала, из тех задатков, которые скрываются в вашем очаровательном сынишке. Делайте это шаг за шагом, наставление за наставлением. И на минуту не думайте, что вы можете уйти и «заняться своими делами» без серьезного ущерба для него и его сестренки. Я убежден, что для тех, кто решил дать жизнь ребенку, воспитание этого мальчишки или девчонки на какое-то время должно стать главным призванием. Ведь это требуется от мам и пап не навсегда. Они оглянуться не успеют, как едва научившийся ходить ребенок превратится в юношу, который соберет свои пожитки и сделает свои первые неуверенные шаги в мир взрослых. Тогда у них и будет время для себя. Бог даст, у вас останутся еще целые десятилетия здоровой и энергичной жизни, чтобы сделать то, к чему призвал вас Бог. Но до тех пор у вас есть высшее призвание. Я чувствую себя обязанным высказать это — понравятся вам мои слова или нет. Воспитание ребенка, который на какие-то мгновенья целиком от нас зависит, выше всех остальных наших обязанностей. Между прочим, чем больше сил вы вложите в эту задачу, пока дети маленькие, тем больше будет ваша награда, когда они вырастут.
Я убежден, что большинство современных матерей сильнее заботят мужья и дети, чем любые другие аспекты их жизни, и они предпочли бы иметь основным полем своей деятельности семью. Но они пойманы в ловушку хаотического и требовательного ритма жизни, который то и дело угрожает окончательно вывести их из строя.
Кроме того, многие из этих молодых женщин выросли у слишком деловых, но не способных удовлетворить потребности детей, ориентированных только на свою профессиональную карьеру родителей, поэтому они хотели бы предложить своим детям нечто лучшее. Однако финансовые требования и общественное мнение не дают им сойти с этой «бегущей дорожки», выматывающей их последние силы. Я никогда не высказывал этого мнения прежде и буду подвергнут критике за то, что сделаю это сейчас, но я убежден, что семья с двумя работающими родителями в период воспитания детей создает такой уровень стресса, который людям просто не выдержать. И зачастую дети из-за этого лишаются чего-то очень важного, что они будут искать всю оставшуюся жизнь.
Я молюсь о том, чтобы чаша весов однажды качнулась в обратную сторону от «бешенства рутины». Если такие взгляды когда-нибудь выльются в общественное движение, для семьи это станет самым добрым предзнаменованием. Это должно привести к уменьшению числа разводов и совершенствованию семейной гармонии. Дети обретут в семье статус, которого они заслуживают и в очень многих отношениях станут счастливее. Мы еще не достигли всех этих целей, но можем только надеяться, что значительная часть населения однажды очнется от ночного кошмара чрезмерной занятости и воскликнет: «Это сумасшествие — так жить! Для нас должен найтись лучший способ растить детей. Мы готовы пойти на любые финансовые ограничения, какие потребуются, лишь бы снизить темп нашей жизни».
Впрочем, просто быть дома, в зоне доступности для детей, недостаточно. Мы должны использовать все возможности в эти несколько быстро пролетающих лет, чтобы привить детям нашу систему ценностей и наши убеждения. Миллионы молодых людей, выросших в сравнительном североамериканском изобилии, не получили подобных наставлений. Они находятся в страшном смятении в вопросе о трансцендентных ценностях. Мы дали им больше материальных благ, чем видело любое поколение в истории. Перед ними раскрыты возможности, о которых их предки даже не мечтали. Большинство из них никогда не слышало артиллерийской канонады и взрывов бомб. На их образование, здравоохранение, на их развлечения и путешествия потрачено больше денег, чем на кого бы то ни было прежде. И все же мы подвели их в отношении самой важной из всех родительских обязанностей: мы не научили их, что означает, что они — дети Божии, и для чего они рождены.
Покойный писатель и философ доктор Фрэнсис Шеф- фер написал: «Дилемма современного человека проста: он не знает, почему человек имеет хоть какое-то значение... Это проклятие нашего поколения, средоточие проблем современного человека».
Хотя проникновенное высказывание доктора Шеффе- ра было сделано почти три десятилетия тому назад, для современных подростков и молодых людей оно стало даже более актуально. Его значение проявилось особенно отчетливо, когда я писал свою книгу для молодежи под названием «Жизнь на грани» (Life on the Edge). Чтобы помочь мне в этом замысле, издательство «Уорлд паблишере» создало в нескольких городах тематические группы для определения болевых точек и потребностей молодого поколения. Как мы и предполагали, самой распространенной проблемой оказалось непонимание смысла жизни. Наши дети, в большинстве своем считающие себя христианами, испытывали смятение в вопросе о сущности и предназначении своей жизни.
Приведу, с вашего позволения, короткую выдержку из этой книги. Я уверен, что эти слова относятся не только к тем, для кого они были написаны (для молодежи в возрасте от шестнадцати до двадцати шести лет), но и ко всем нам, живущим в нашем прагматическом обществе, которое признает только ложные ценности богатства, власти, статуса и других пустых символов значительности. Вот что я тогда написал.
Так важно остановиться и обдумать некоторые основополагающие вопросы, пока вы молоды, пока вас не отвлекают требования вашей работы и семейной жизни. Есть несколько вечных вопросов, на которые каждый в конце концов должен найти для себя ответ. Думаю, вы многое выиграете, если проделаете эту работу сейчас. Кем бы вы ни были — атеистом, мусульманином, буддистом, иудеем, агностиком или христианином, — вопросы, стоящие перед родом человеческим, остаются теми же самыми. Различаются только ответы. Вот эти вопросы:
- Что я собой представляю как личность? Как я пришел в этот мир?
- Существуют ли правильные и неправильные убеждения и дела?
- Существует ли Бог, и, если да, чего Он ждет от меня?
- Есть ли жизнь после смерти?
- Как мне достичь вечной жизни, если она существует?
- Придется ли мне однажды держать ответ за то, как я жил на земле? В чем смысл жизни и смерти?
Печальное наблюдение, сделанное во время нашего исследования, состояло в том, что большинство молодых людей, с которыми мы разговаривали, сочли для себя очень трудным ответить на подобные вопросы. У них было лишь крайне смутное представление о том, что мы могли бы назвать «первостепенными истинами». Не приходится удивляться, что они были обделены ощущением смысла и цели. Жизнь теряет смысл для человека, который не понимает ни своего происхождения, ни своего предназначения.
Человеческим существам свойственно биться над мучительными вопросами, на которые они не знают ответа. Как вся природа не терпит пустоты, так и человеческий разум не терпит отсутствия ответов. Иными словами, человек стремится заполнить пробелы в своей системе убеждений. Именно поэтому так много молодых людей сегодня увлекается извращенными и чуждыми «теология- ми» , такими как абсурдное течение «Нью эйдж», философия погони за наслаждениями — гедонизм, злоупотребление психоактивными веществами и развратный секс. Они тщетно ищут чего-то, что могло бы утолить их «духовный голод». Вряд ли они это найдут. Ни великие достижения, ни блестящее образование не помогут сложить целое из разрозненных частей. Смысл в жизни появляется только благодаря ответам на приведенные выше вечные вопросы, а на достаточно глубокий подход к ним способна лишь христианская вера. Никакая другая религия не сможет сказать нам, кто мы такие, как мы пришли в этот мир и что с нами будет после смерти. И никакое другое учение не объяснит нам, что нас, лично нас, знают и любят Бог всей вселенной и Его единородный Сын Иисус Христос.
Это возвращает нас к теме наших сыновей и к вопросу, что мы, их родители, должны дать им и их сестрам в годы детства. В самом начале перечня идет понимание Бога и того, чего Он ждет от них. Учить этому нужно с самых ранних лет. Уже в три года ребенок способен понять, что цветы, небо, птицы и даже радуга — это дары из руки Бо- жией. Он создал все это, точно так же как сотворил каждого из нас. Первые слова Писания, которые должен узнать ребенок, — «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8). Детей нужно научить благодарить Бога перед тем, как есть пищу и просить у Него помощи, когда им больно или страшно.
Моисей несколько углубляет эти обязанности родителей в шестой главе Второзакония. Он призывает родителей постоянно говорить с детьми о духовном. Для этого недостаточно будет только процитировать перед сном детский стишок «Сейчас пора мне спать». Писание указывает нам: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори об них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая. И навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Вт. 6:6-9).
Что еще может означать это предписание, кроме того, что мы должны уделять самое пристальное внимание духовному развитию наших детей? Ничто не может сравниться с этим по значению. Единственный для вас способ оказаться в грядущей жизни вместе с вашими любимыми детьми — дать им знание об Иисусе Христе и Его учении, лучше всего, когда они еще юные и восприимчивые. В воспитании детей это Задача Номер Один.
Моих читателей, которые хотели бы получить немного помощи для более ясного понимания этих целей, я попрошу на мгновение мысленно перенестись в последние дни своей жизни, надеюсь, от них вас отделяют еще многие годы. И что же принесет вам наибольшее удовлетворение, когда вы будете, лежа на смертном одре, вспоминать о прошедшей жизни? Затрепещет ли ваше сердце при воспоминании о почестях, званиях и профессиональных успехах? Будет ли для вас высшей наградой слава, даже если вы сможете ее добиться? Наполнитесь ли вы чувством гордости за деньги, вами заработанные, за книги, вами написанные, за сооружения или организации, носящие ваше имя? Думаю, нет. Преходящие успехи и достижения не будут особенно ценными в этот момент вечности. Убежден, что самое глубокое чувство исполненного предназначения в этой жизни вы, готовясь дописать ее последнюю главу, получите от сознания того, что жили пред Богом, не уклоняясь от Его заповедей праведности, и что вы бескорыстно вложили всего себя в жизнь своих близких и друзей. И самое главное — сознание того, что вы привели своих детей к Господу и пребудете с ними в вечности, перевесит все остальные ваши достижения. Все остальное — не важно. И если это верное представление о том, что вы будете чувствовать, когда ваши дни на земле подойдут к концу, почему бы не принять решение жить согласно этой системе ценностей прямо сейчас, пока у вас еще есть возможность дать свои наставления полным юной восприимчивости детям, которые так ждут их от вас? Может быть, это будет самый важный вопрос, на который вы, как отец или мать, сумеете дать ответ своим детям!
Духовное воспитание не только имеет значение для вечности, оно также решает, как ваши дети проведут свои дни на земле. Мальчики особенно нуждаются в том, чтобы их укрепили в вере и дали понимание добра и зла. Они растут в постмодернистском мире, где все идеи считаются равноценными, и просто нет ничего неправильного. Грех якобы плох только в мыслях тех, кто думает, что он плох. Люди, придерживающиеся таких безбожных взглядов на жизнь, устремляются прямиком к великим страданиям и несчастьям. Христианское же мировоззрение, напротив, учит, что добро и зло определены Богом вселенной, и что Он дал нам неизменные нравственные нормы для нашей жизни. Он также дает прощение грехов, нуждаться в котором у мальчиков (и девочек) есть основательные причины. Только имея такое понимание, ребенок готов встретить ждущие его в жизни трудности, и все Ж6 большинство американских детей не получает вообще никакого духовного наставления! Им предоставлено самим вырабатывать это понимание, что и ведет к тому бессмысленному существованию, о котором мы уже говорили.
Наиболее эффективным способом обучения, как мы видели, является пример поведения, подаваемый родителями в кругу семьи. Дети удивительно восприимчивы к тому, что видят в нечаянные для своих родителей моменты. Мы с Ширли убедились в этом, когда нашему сыну и дочери было одиннадцать и шестнадцать лет. Все мы и еще одна семья наших друзей отправились покататься на лыжах в Маммот, штат Калифорния. К сожалению, наше прибытие на место в тот четверг совпало с началом сильнейшей пурги, заточившей нас в помещении и расстроившей детей так, что и не описать. Каждый из нас поочередно подходил к окну с интервалом в несколько минут, надеясь увидеть прояснение погоды, которое освободит нас из заточения, но тщетно. Всю пятницу мы тоже просидели взаперти, а в субботу метель окончательно замела снегом наши автомобили. К тому времени обе семьи уже основательно замучились от «тюремного синдрома», и даже наша собака изнывала от скуки.
Представьте себе, воскресным утром солнце уже на рассвете затопило лучами наши комнаты, а небо блистало чистейшей синевой. Деревья радовали глаз своим снежным убором, и подъемники на склонах вовсю работали. Но что должны были сделать мы? Мы на всю жизнь установили для себя правило ходить по воскресеньям в церковь и решили не кататься на лыжах и не посещать спортивные состязания в день, который называем «днем Господа» . Я знаю, что многие христиане не согласятся с моей точкой зрения, и я не спорю с теми, кто смотрит на этот вопрос по-другому. Просто это была норма для нашей семьи, и мы придерживались ее с тех самых пор, как поженились. Мы всегда буквально (в английских переводах слово «Sabbath» можно понимать не только как «суббота», но и как «священный день отдохновения». — Примеч. пер.) воспринимали те стихи Писания, в которых сказано: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20:8-11).
Разумеется, воскресное катание на лыжах не равноценно тем делам, которые запрещаются в Писании, но это день особый, предназначенный для других целей. Более того, если мы в это утро пойдем кататься, нас будет вынужден обслуживать, то есть работать, и персонал лыжной базы. Правы мы или нет, но это — то, во что мы верим. И все же, как мне поступить в сложившейся ситуации? Каждый из нас жаждет покорить лыжные склоны, и я, честно говоря, тоже. Мы с Ширли дойдем до точки, пытаясь удерживать в рамках детей со всей их нерастраченной энергией. Поэтому я собрал свою семью и наших гостей, чтобы объявить: «Знаете, не стоит быть такими педантичными законниками в этом вопросе [улыбка]. Думаю, Господь нам простит, если мы в данном случае сделаем исключение. Сегодня такая прекрасная погода. Мы успеем отдать свой долг благочестия вечером, когда покатаемся и вернемся домой, так что, по-моему, мы сейчас вполне можем пойти кататься».
Все обрадовались, или так мне показалось, и мы начали одеваться для вылазки. Я оделся первым и готовил внизу завтрак на скорую руку, как вдруг вошла Ширли и шепнула мне: «Тебе следует пойти и поговорить со своим сыном». Когда начинались проблемы, Райан всегда оказывался моим сыном. Войдя в спальню Райана, я обнаружил, что он плачет. «Батюшки, Райан, что случилось?» — спросил я. Никогда не забуду его ответа.
«Папа, — сказал он, — я никогда раньше не видел, чтобы ты отказывался от самого себя. Ты говорил нам, что по воскресеньям будет неправильно кататься на лыжах и делать всякое такое, а сейчас ты сказал, что это очень даже можно. — Пока он говорил, слезы, не унимаясь, текли из его глаз. — Если это было неправильно раньше, то и сегодня неправильно».
Слова Райана ошеломили меня, словно удар молота. Я разочаровал этого ребенка, который тянулся ко мне за нравственными наставлениями. Я отрекся от собственных правил поведения, и Райан знал это. Я чувствовал себя самым большим лицемером на свете. Собравшись с духом, я сказал: «Ты прав, Райан. Нет никаких оправданий решению, которое я принял».
По моей просьбе обе семьи снова собрались в общей комнате, и я объяснил всем, что произошло. Затем я сказал: «Я предлагаю, чтобы все вы [наши гости] делали то, за чем приехали, и покатались сегодня на лыжах. Мы, безусловно, вас поймем. Но наша семья сегодня утром отправится в маленькую церковь в поселке. Именно так мы проводим воскресные дни, и сегодняшнее воскресенье не должно стать для нас исключением».
| Наши гости — и дети, и взрослые — откликнулись почти в унисон: «Мы тоже не пойдем сегодня кататься. Мы пойдем в церковь вместе с вами». И мы пошли. В тот день я много думал о происшедшем. На следующее утро я позвонил к себе в офис и сказал, что мы задержимся до вторника. Наши друзья тоже смогли перекроить свои планы. Так что все мы катались на лыжах в тот понедельник, и это был один из лучших проведенных нами вместе дней. А моя совесть наконец была очищена.
Я не имел представления, почему в то воскресное утро Райан так выжидательно смотрит на меня, хотя должен был это предвидеть. Свою систему ценностей и свои убеждения дети выстраивают на основе примеров, которые видят в кругу семьи. Это одна из причин, почему мамы и папы должны демонстрировать детям последовательность в нравственных аспектах своей жизни. Надеясь обратить своих детей ко Христу, они не могут себе позволить никакой легкомысленности и небрежности в отношении того, во что верят. Если вы, как родители, ведете себя так, будто бы абсолютных истин не существует, если вы слишком заняты, чтобы молиться и вместе с близкими посещать церковные службы, если вашим детям разрешается играть в футбол или бейсбол во время занятий в воскресной школе, если вы ловчите, заполняя налоговую декларацию, или врете кондуктору, или бесконечно воюете с соседями, ваши дети сделают для себя соответствующие выводы. «Ага, мама с папой твердят о честной игре, но сами-то в это не верят». Если вы будет пичкать их такой баландой во все годы детства, они извергнут ее обратно, как только представится возможность. Любая подобная слабина в этике — любая неясность в вопросах, что такое хорошо и что такое плохо — будет не только замечена нашими детьми, но и усилится в следующем поколении. Если вы думаете, что вера и убеждения автоматически перенимаются детьми, просто взгляните в Библии на примеры детей великих патриархов — от Исаака с Самуилом до Давида с Езекией. Всем им в свое время пришлось увидеть, что их потомство отпало от веры отцов.
И еще'раз, критическое значение имеет своевременность. Исследователь Джордж Варна подтверждает то, что нам известно, — влиять на детей в духовном плане становится все труднее по мере того, как они растут. Вот обескураживающие результаты его исследования:
Как свидетельствуют наши данные, если человек до четырнадцатилетнего возраста не принял Христа как своего Спасителя, вероятность того, что он сделает это когда-либо позже, незначительна.
Данные опроса по общенациональной репрезентативной выборке, охватившей свыше 4200 детей и взрослых, показывают, что для людей в возрасте от пяти до тринадцати лет вероятность того, что они примут Христа как своего Спасителя, составляет 32 процента. Для подростков в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет эта вероятность равна всего лишь 4 процентам, тогда как для взрослых — от девятнадцати лет до конца жизни — вероятность принять такое решение составляет только 6 процентов. Годы, предшествующие возрасту двенадцати лет, — это период, когда большинство детей делают свой выбор, последовать ли им за Христом1. (Примечание: эта статистика соответствует опросу, охватывающему всех родителей независимо от их веры. Результаты, несомненно, будут другими на выборке из твердо верующих в Христа родителей).
«Чем раньше, тем лучше» — когда дело доходит до того, чтобы рассказать нашим детям о Господе. Кроме того, все, что мы делаем в эти основополагающие годы воспитания детей, должно быть освящено молитвой. Ни в каких книгах — ни в этой, ни в любой другой — не найти достаточных знаний, чтобы обеспечить положительный итог наших родительских усилий, если не обратиться к Божией помощи. Думать, будто мы сами сможем благополучно провести своих детей через минные поля нашего, погрязающего в грехе общества, — невежество. Я с благоговением осознал это, когда нашей дочери Данае исполнилось всего три года. Я понял, что моей докторской степени по детской психологии будет не достаточно, чтобы справиться со всеми родительскими проблемами. Именно поэтому мы с Ширли начали соблюдать пост и молиться за Данаю, а позднее и за Райана, практически каждую неделю с тех пор, когда они были совсем маленькими. По меньшей мере кто-то один из нас выполнял эту обязанность на всем протяжении их детства. Собственно говоря, Ширли продолжает делать это и по сей день. Просьба наша остается неизменной с самых первых лет: «Господи, дай нам мудрость вырастить этих чудесных детей, которых Ты нам доверил, и прежде всего, помоги нам привести их к стопам Иисуса. Для нас это важнее, чем наше здоровье и наша работа, и наши заработки. И самая проникновенная наша молитва — чтобы круг не разорван был, когда мы встретимся на небесах».
И еще раз, молитва является ключом ко всему. Мне вспоминается история, рассказанная новичком, начавшим играть в Национальной баскетбольной ассоциации за команду «Чикаго буллз». Однажды вечером несравненный Майкл Джордан довел счет до шестидесяти шести очков, а этого новичка выпустили на площадку только в последние две минуты матча. Когда после победы к нему подошли репортеры, он заявил: «Да, это была отличная игра. Мы с Майклом Джорданом сделали шестьдесят восемь очков». Примерно так же я расцениваю относительные доли родителей и их молитв: мы делаем лучшее, на что способны, чтобы добавить к счету пару очков, но самый больший вклад в благополучие детей принадлежит их Творцу.
Родителям понадобится помощь и от других взрослых членов семьи, если они есть. У меня, к счастью, были бабушка и прабабушка, которые помогали моей матери и отцу заложить основы духовности, оставшиеся со мной и по сей день. Эти две верующие женщины многократно говорили со мной о Господе и Его благости. Моя прабабушка, которую мы звали Бабуля, могла бы молитвой склонить небо к земле. Поверите ли вы, но одно из самых ранних моих воспоминаний — прабабушка наклоняется надо мною, лежащим в колыбельке. Думаю, мне тогда было не больше пятнадцати месяцев. Она носила старомодный вязаный капор, с которого бахромой свисали меховые шарики. Я помню, как играл с этими забавными штучками, а Бабуля смеялась и прижимала меня к груди. Когда в последующие годы эта женщина, которую я искренне любил, стала рассказывать мне об Иисусе, я сразу поверил в ее слова. Ее муж, мой прадедушка, каждый день молился с одиннадцати часов до полудня, заботясь о духовном благополучии своих детей и тех трех поколений его семьи, которым еще только предстояло родиться. Он умер за год до моего рождения, и все же эхо его молитв доносится через коридоры времени. Я надеюсь однажды увидеться с ним, чтобы иметь возможность поблагодарить за то наследие веры, которое он и другие мои предки передали моему поколению.
Мою бабушку по другой семейной линии звали Малютка-мать, потому что весила она всего килограммов сорок. Она была украшением моей жизни. Она часто говорила о том, как чудесно будет на небесах, так что мне хотелось обязательно туда попасть. Мой отец рассказывал мне, как в те времена, когда он был еще ребенком, Малютка-мать собирала вокруг себя своих шестерых детей для чтения Библии и молитвы. Потом она говорила о важности знания Иисуса и послушания Ему. Много раз она повторяла: «Если я потеряю для веры хоть одного из вас, лучше бы я вообще никогда не рожала». Такое значение она придавала духовному воспитанию детей. Она и другие мои родные полностью передали эту убежденность и мне.
Позвольте мне особо обратиться ко всем бабушкам, дедушкам, прабабушкам и прадедушкам из числа моих читателей. Вам представляется замечательная возможность передать вашим потомкам свое духовное наследие. Это возложенная на вас Богом обязанность, которая в каких-то отношениях важнее, чем все, чего смогут добиться вечно занятые мамы и папы. Надеюсь, вы не упустите эту возможность. Молитесь за своих сыновей и дочерей, которым выпало растить детей в очень трудное время. В наши дни тяжело быть родителями. Помогите им рассказать детям об Иисусе, о небесах и преисподней, о том, что правильно и неправильно. Не могу даже описать вам, сколько христиан говорили мне, что приняли Христа уже взрослыми людьми благодаря тем детским наставлениям, которые дали им бабушки и дедушки.
Джеффри Кэнада — афро-американец, который рос на улицах Бронкса. Он написал книгу «Достижение мужественности: преображение жизни американских мальчишек» (Reaching Up for Manhood: Transforming the Lives of Boys in America), в которой делится некоторыми своими воспоминаниями и рассказывает, как преодолел в своей жизни многие трудности. Джеффри Кэнада воздает должное своей бабушке, благодаря которой он в конце концов обратился в веру и обрел нравственный компас. Он приводит рассказ о ее последних днях, когда она умирала от рака. Это происходило в чрезвычайно тяжелый период жизни Джеффри. Незадолго до этого умерли его брат и малютка-сын. Вот что пишет Джеффри:
Я, может быть, сумел бы примириться с одной из этих потерь, но не со всеми тремя сразу. Почему Бог забрал моего малютку-сына, моего брата, перед которым я преклонялся, а теперь [забирает] мою бабушку, которая так дорога мне? Ответ я видел в том, что Бога попросту не существует. И я не только усомнился в существовании Бога, но и собственная жизнь потеряла для меня всякий смысл. Для чего я так усердно выкладывался в колледже, вдали от семьи и друзей, шел на такие жертвы, когда смерть может прийти в любой момент, обратив все мои труды в прах?
Когда я вернулся домой, чтобы увидеться с бабушкой, она была прикована к постели. Болезнь лишила ее сил, а вскоре должна была унести и жизнь. перед тем как возвращаться в колледж, я зашел в комнату бабушки и задал ей вопрос, который меня терзал. Я понимал, что с моей стороны эгоистично донимать ее вопросами, когда она лежит при смерти, но мне нужно было знать ответ.
- Бабушка, ты все еще веришь в Бога?
- Конечно, верю. Почему ты меня об этом спрашиваешь?
- Потому что ты больна. У тебя рак.
- Болезни не имеют отношения к вере.
- Но как у тебя может остаться вера, когда Бог так с тобой поступает? Заставляет тебя страдать. А за что? Что ты такого сделала, чем так прогневила Бога, что тебе приходится терпеть подобные муки?
- Послушай меня, Джеффри. Я знаю, ты очень много пережил, потеряв брата и маленького сына. Но не теряй веру в Бога и в себя. У Бога есть замысел, и ты — часть его: ты не можешь отступиться. Вера — это не то, чего ты придерживаешься, пока все выходит по-твоему. И не то же самое, что прибиться к одной футбольной команде, а потом, когда она начнет проигрывать, переметнуться в другую. Вера означает: ты веришь, что бы ни произошло.
- Ты слышишь меня? Легко иметь веру, когда у тебя миллион долларов и отличное здоровье. Думаешь, для Бога это хоть что-нибудь значит? Ты думаешь, что если будешь изучать достаточно усердно свои книги, то сможешь найти ответы на все вопросы. В книгах нет всех ответов. И никогда не будет. [Помните замечание Карен Ченг?] Так верую ли я в Господа? Да. И сейчас больше, чем когда бы то ни было.
Я через силу вернулся в Бодуин [где учился в колледже] после проведенной с бабушкой недели, еще не зная, что то был последний раз, когда я с ней говорил и видел ее. Она умерла через несколько недель после моего отъезда. Остаток своего второго года в колледже я провел как в тумане: эта череда утрат была для меня непостижима. Но я знал, что мне нужно не оставлять стараний и не расставаться со своей верой, потому что так хотела моя бабушка. А когда меня вдруг одолевали страхи или депрессия, когда я чувствовал, что моя вера слаба и не сможет поддержать меня, я знал, что могу позаимствовать ее у своей бабушки, которой больше не было в живых, но вера ее осталась для меня явственно ощутимой. Много раз я в ночи сомнений опирался на нее, когда чувствовал, что собственной веры не хватает.
Каждому ребенку в его жизни нужна такая бабушка, как моя, — человек, который старше и мудрее, который сам умеет прощать и учит прощению, готовый бороться за душу именно этого ребенка столько, сколько потребуется. Человек, который своей жизнью подает пример такой неисчерпаемой веры, что ее с избытком хватит, когда и детям понадобится ее источник. Потому что рано или поздно им потребуется больше веры. Тогда-то и придет наш черед.
На этом мы перейдем к заключительным соображениям. Когда ваши дети подойдут к порогу зрелости, важно будет не оказывать на них слишком сильного давления в духовной сфере. Пока дети живут под вашей крышей, вы все еще вправе рассчитывать в разумных пределах на их соответствие вашим ожиданиям, но уже не сможете потребовать, чтобы они безоговорочно верили в то, чему их учили. Дверь во внешний мир должна быть полностью открыта. Возможно, это станет самым тревожным периодом в реализации ваших родительских обязанностей. У вас появится стремление сохранять контроль, чтобы уберечь детей от ошибок. Однако подростки и молодые люди скорее делают правильный выбор, когда им нет необходимости бунтовать, чтобы избавиться от слишком крепкой опеки. Простая истина состоит в том, что любовь требует свободы. Они идут рука об руку.
Сколько бы вы к этому ни готовились, вам трудно будет выпустить ситуацию из-под контроля. Покойная Эр- ма Бомбек сравнивала родительские обязанности с запуском воздушного змея2. Начинаете вы с того, что стараетесь отправить эту маленькую и хрупкую конструкцию в самостоятельный полет и иногда сомневаетесь, возможно ли такое. Вы со всей доступной вам скоростью бежите по дороге с этим неуклюжим змеем, болтающимся позади вас на ветру. А он возьми и плюхнись на землю. Вы привязываете хвост подлиннее и делаете еще одну попытку. Внезапно змей отклоняется из-за какого-то дуновения ветерка и пролетает в рискованной близости к линии электропередач. Ваше сердце запоздало колотится, когда вы осознаете опасность. Но змей уже без предупреждения взмывает ввысь и тянет, тянет тугую нить в ваших руках. Вы понемногу ее отпускаете, и не успеваете оглянуться, как она подходит к концу. Вот вы уже привстаете на цыпочки, удерживая между пальцев последние ее сантиметры, а затем неохотно разжимаете руку, и змей начинает беспрепятственный самостоятельный полет в синих Божиих небесах.
Это момент восторга и ужаса, но он был предначертан с самого дня рождения вашего ребенка. На этом прощальном жесте ваши родительские обязанности заканчиваются. Змей свободен, и свободны, впервые за двадцать лет, вы сами.
Мои молитвы будут с вами, когда вы завершите возложенную на вас Богом задачу воспитания детей. До тех пор цените в эти годы каждый момент. И обнимайте своих детей при каждой возможности. Надеюсь, кое-что из написанного мною на этих страницах будет полезно для вас и ваших близких. Благодарю за внимание.
Собаке тяжело
Собаке тяжело, когда растет хозяин, Он перестал шалить и стал неузнаваем. Собаке нелегко, что нет того мальчишки, С которым так, бывало, по лужам пробежишься!
Собаке тяжело, что мальчик стал большим, Теперь он ходит в школу, не поиграешь с ним, И больше не пускает ее к себе на стол, И без нее играет в футбол и баскетбол.
Собаке так обидно, что у него подружки, И могут не бояться охотников лягушки,
Собаке нелегко, когда хозяин вырос, Не возится в траве и не полезет в сырость.
Собаке тяжело, что мальчик стал серьезен, От радужных феерий он переходит к прозе. Собаке очень грустно, что смолкли шум и гам, Что взрослым стал мальчишка — и вышел по делам.
Джин Соутелл