Возможно, это прозвучит несколько неожиданно, но данная книга является плодом десяти лет покаяния.
Моего покаяния.
Несмотря на то что всю свою жизнь я преподавал и проповедовал, однажды, к своему великому удивлению и отчаянию, я обнаружил, что многие мои представления о преподавании и вытекающие из них методы были ошибочны. Невероятно ошибочны. Я шел абсолютно не в том направлении.
Поэтому, исследуя Священное Писание и труды выдающихся учителей, я начал каяться и изменяться. Эта книга в сжатой форме отражает мое личное жизненное странствие и повествует о тех революционных переменах, которые произошли сначала в моем мышлении, а затем и в моей преподавательской деятельности.
Покаяться значит изменить свой разум. В современной терминологии это именуется "сменой парадигмы", что подразумевает приобретение новой точки зрения или же нового образа мышления. Семь раз я находил в Библии идеи, абсолютно противоположные моим собственным.
Существует множество христианских книг, посвященных проблеме преподавания; однако даже краткий их обзор сразу же дает понять, что в центре внимания авторов находится содержание учебного материала, а не общение преподавателя с учащимися, направленное на передачу этого содержания. Безусловно, в основе всех жизненных перемен лежит истина Божьего Слова, делающая человека свободным; но от того, каким образом эта истина преподается человеку, зависит, насколько полно человек сможет наслаждаться свободой.
Хотя в моей книге часто затрагивается проблема содержания учебных предметов, в центре внимания здесь находятся те действия, которые предпринимает учитель, чтобы донести это содержание до разума учащихся. Эта книга наполнена содержанием – однако учебный процесс начинается только тогда, когда учитель начинает преподавать содержание учащимся. Учитель является живым связующим звеном между учебным материалом и классом, и суть преподавания состоит в том, как учитель выполняет эту роль.
Основная обязанность учителя заключается в успешной передаче следующему поколению необходимого учебного материала, в формировании определенных черт характера и моделей поведения. Ученики, приходящие на наши уроки, имеют три основные потребности: "знать" (усваивать определенный учебный материал), "быть" (обладать определенными чертами характера) и "поступать" (вести себя определенным образом). Наша задача – удовлетворить эти потребности.
То, что в данный момент вы читаете это введение, свидетельствует о вашей заинтересованности в процессе обучения и в поиске способов повышения своей плодотворности как преподавателя или проповедника, а, возможно, даже и родителя – ведь все мы каждую минуту нашей жизни являемся для кого-то учителями.
За последние десять лет мне неоднократно представлялась замечательная возможность посетить различные уголки земного шара, обучая руководителей, пасторов, бизнесменов, преподавателей и родителей. Где бы я ни был, я убеждался в одном: если учитель не вызывает никакого интереса у себя на родине, он вызовет еще меньше интереса где-нибудь на другом конце земли. Если учитель плох "на своем поле", то на чужом он будет еще хуже.
Но если учитель в совершенстве знает все особенности учебного процесса, ему можно поручить преподавать любой предмет любой аудитории в любой стране, и, при условии, что у него будет достаточно времени на подготовку, он прекрасно с этим справится.
Некоторые люди за годы преподавания в совершенстве овладели умением вызывать скуку. Не прилагая практически никаких усилий, они могут усыпить всех своих слушателей. Другие же овладели универсальными принципами эффективного преподавания – их действия всегда попадают в точку; кем бы они ни были и что бы они ни преподавали, жизнь их учеников навсегда изменяется. Такие люди любят преподавать и пробуждают у других любовь к учебе.
Как у них это получается? Дело в том, что они овладели универсальными принципами преподавания, такими же неизменными, как закон земного притяжения. Эти принципы всегда остаются в силе – независимо от учебного предмета, учителя, учащихся или окружающей среды.
Универсальные жизненные принципы имеют огромную силу. Как только вы откроете их для себя и научитесь подчинять им вашу деятельность, вы сможете пользоваться ими для достижения своих целей. Всегда и везде. Каждым из них.
Вам интересно узнать, какие универсальные принципы лежат в основе преподавания и усвоения материала? В таком случае эта книга для вас. Вам предстоит узнать семь таких принципов. Помимо этого, почти на каждой странице вас ждут примеры, иллюстрирующие, как эти принципы проявляются в реальной жизни.
Подобно десяткам тысяч людей, уже ознакомившихся с этими принципами, вы убедитесь, что сразу же сможете их использовать. Многие преподаватели рассказывали мне, что в тот же вечер, когда они впервые услышали об этих принципах, они пришли домой и заново переписали свои планы уроков на следующий день.
При этом они не задавались вопросом, что и как им делать – они это уже знали. Мы обучили их, а они, в свою очередь, усвоили материал и применили изученное на практике.
Такое преподавание изменяет жизнь. Если только вы не представляете собой крайне редкое исключение, то еще до того, как вы закончите читать эту книгу, ваше представление о преподавании в корне изменится и станет совершенно иным.
Я никогда не забуду длинное письмо, которое я недавно получил от женщины, побудившей своего пастора посетить конференцию "Семь законов учащегося", поскольку его церковь погибала от передозировки скуки и несоответствия церковных мероприятий реальной жизни. Она писала, что первая же проповедь этого пастора после его возвращения с конференции, казалось, была прочитана другим человеком. Она была практической, побуждающей к жизненным переменам, интересной, основанной на Библии – и к тому же настолько уместной в сложившейся ситуации, что, по словам этой женщины, казалось, будто пастор наконец-то осознал нужды церкви.
Некоторое время спустя я получил второе письмо – от самого пастора. Он был исполнен благодарности за то, что Господь открыл ему истину о преподавательской и проповеднической деятельности. В первый раз за длительное время его служения люди действительно начали изменяться – к лучшему. Поэтому он решил написать мне и выразить свою признательность. Такие письма всегда будут лучшей наградой для меня.
Может быть, если эти универсальные принципы коренным образом изменят вашу преподавательскую деятельность, то однажды я получу открытку и со штемпелем вашего почтового отделения.
Но пока что позвольте мне объяснить, как извлечь наибольшую пользу из этой книги.
О структуре книги
Каждому из семи законов посвящены две главы. Первая из этих глав направлена на то, чтобы изменить ваши представления о преподавании, вторая – на то, чтобы изменить ваше поведение как преподавателя; первая направлена на отношение, вторая – на поступки; первая – на образ мышления, вторая – на практическую деятельность.
По сути дела, наше поведение находится в прямой зависимости от нашего мышления. Библия говорит об этом очень просто: "Каковы мысли в душе его, таков и он". Следовательно, если мы сможем изменить наш образ мышления, изменится и наш образ жизни.
Цель первой части каждого закона состоит в том, чтобы коренным образом изменить ваше мышление, или, другими словами, привести вас к покаянию – подчинению вами своих мыслей авторитету Библии.
Цель второй части каждого закона состоит в том, чтобы вооружить вас эффективными методами преподавания и тем самым дать вам возможность использовать то новое, что вы узнали, на ближайшем же вашем уроке – другими словами, принести обновление в вашу преподавательскую деятельность.
Каждый из законов является независимым от других и может рассматриваться как самостоятельная единица. Однако в книге они размещены в том порядке, который представляется наиболее логичным и последовательным. Если какой-либо определенный закон особенно актуален или интересен для вас именно в данный момент, то вы, возможно, захотите пока что пропустить остальные и сразу обратитесь к нему.
Если вы хотите узнать секреты УСКОРЕННОГО ОБУЧЕНИЯ, которые помогут вашим ученикам усваивать двойной объем материала за половину времени, то в этом вам поможет Закон Сохранения материала. Обратитесь к главе 7 и, узнав о четырех уровнях эффективного преподавания, которые Бог открыл Моисею, смело устремляйтесь вперед.
Если вы хотите узнать, как ПОМОЧЬ ВАШИМ УЧЕНИКАМ РАСЦВЕСТИ и максимально использовать весь свой потенциал, вам поможет Закон Ожиданий. Обратитесь к главе 3, и вы увидите, что ваши ученики начнут процветать как никогда прежде.
Если вы хотите узнать, как ваше преподавание может ВЛИЯТЬ НА ЖИЗНЬ УЧЕНИКОВ, делая их другими людьми и навсегда изменяя их к лучшему, вам поможет Закон Применения. Обратитесь к главе 5, и вы увидите, как ваши ученики начнут изменяться практически в тот же день.
Если вы хотите узнать, как ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ВАШИХ УЧЕНИКОВ и вызвать у них желание приходить на ваши уроки и изучать ваш предмет, вам поможет Закон Потребностей. Обратитесь к главе 9, и вы ознакомитесь с пятью приемами, которые использовал Христос, чтобы заинтересовать Своих учеников. Эти приемы помогут вам в любой ситуации.
Если вы хотите, чтобы в вашем сердце ВНОВЬ ЗАГОРЕЛСЯ ОГОНЬ ЛЮБВИ К ПРЕПОДАВАНИЮ и чтобы ваша работа приносила вам былое удовольствие, вам поможет Закон Обучения. Обратитесь к главе 1, и вы с немалым удивлением откроете для себя библейское определение понятий "преподавать" и "изучать".
Если вы хотите узнать, как помочь вашим ученикам (включая самых слабых из них) ПРИОБРЕСТИ ОПРЕДЕЛЕННЫЕ УМЕНИЯ – от игры в теннис и до ораторского искусства и умения рассказывать неверующим о Христе, – вам поможет Закон Вооружения знаниями. Обратитесь к главе 11, и вы узнаете о пяти этапах, являющихся неотъемлемой частью любой эффективной обучающей программы (в том числе и обучения Христом Его двенадцати лучших учеников).
Если вы хотите узнать, как побудить ваших учеников ХОДИТЬ ПУТЯМИ БОЖЬИМИ и процветать духовно, вам поможет Закон Возрождения. Обратитесь к главе 13, и вы узнаете, какой метод использовал великий учитель прошлого, чтобы вновь обратить царя Давида к Господу. Используйте этот метод, если ваше сердце изнывает от беспокойства о заблудшем ученике.
Перед тем как вы приступите к чтению
Наверное, я никогда не смогу его забыть. Это был учитель-пенсионер, посетивший семинар "Семь законов учащегося" лишь потому, что ему нечего было делать – он уже оставил работу. После семинара он подошел ко мне со слезами на глазах. Он прошел через три дня отчаянного раскаяния, когда его сердце обливалось кровью, потому что он понял, насколько его преподавание не соответствовало библейским требованиям.
Спустя год я снова проводил семинар "Семь законов учащегося" неподалеку от того города. Первым человеком, буквально прибежавшим ко мне, был этот учитель. Но в этот раз он видел перед собой цель и глаза его сияли. Он с трудом сдерживал свои эмоции, а когда он рассказал мне, что произошло, то уже и я не мог сдержать свои.
Он рассказал, что прошлогодняя конференция так глубоко задела его сердце, что он захотел еще раз попробовать себя в преподавании – теперь уже "по-настоящему". Но он не знал, как это желание осуществить. Поэтому он начал молиться о том, чтобы Бог послал ему такую возможность. Он хотел воочию убедиться, к чему приведут "Семь законов учащегося", если он использует их на практике.
Прошло всего лишь несколько дней, и ему позвонил директор школы, в которой он раньше преподавал. Один из учителей серьезно заболел, и директор спрашивал его, не согласится ли он поработать еще один год!
Старый учитель рассказал мне это, а затем вынул из кармана пиджака свернутый голубой листок. "В этом листке все сказано", – улыбнулся он. Там были списки всех старших классов, в которых он преподавал в начале своей деятельности; внизу было подсчитано общее количество "пятерок", "четверок", "троек" и "двоек".
Успеваемость нельзя было назвать хорошей. "Пятерок" и "четверок" было совсем немного по сравнению с "тройками" и "двойками". Затем он развернул другой листок, содержащий оценки его учеников после того, как он начал применять те принципы и методы, с которыми ознакомился на семинаре. Второй листок являл полную противоположность. Здесь в большинстве были не "тройки" и "двойки", а "пятерки" и "четверки". Впечатляющая разница, не правда ли?
Его глаза наполнились слезами радости, когда он рассказывал историю за историей о том, как жизнь его учеников коренным образом изменялась по мере того, как он обеспечивал усвоение ими материала, помогал им максимально использовать свой потенциал, прилагал содержание уроков к реальным жизненным ситуациям, использовал метод ускоренного обучения, заинтересовывал их, если ими овладевали безразличие и апатия, вооружал их всеми необходимыми знаниями, формировал их характер и прививал им нравственные и духовные ценности (это в нехристианской школе!) как в рамках учебного процесса, так и вне его.
Время объявлений подошло к концу, и ведущий подавал мне знаки, что пора начинать конференцию. Но мои мысли были прикованы к невероятной истории, услышанной от учителя-пенсионера. Он сложил тот голубой листок, вложил его мне в руки и сказал: "А теперь идите и расскажите всей вашей аудитории об этих революционных принципах – и через год у вас в руках будут сотни таких голубых листков!"
Достаньте свои "голубые листки", друзья мои, и давайте вместе отправимся в наше увлекательное путешествие по дорогам "Семи законов учащегося".