Мы уже отмечали, что распад института семьи и отсутствие любящих и заботливых отцов являются основными причинами жизненных сложностей для современных мальчишек. Теперь мы рассмотрим два других сильнодействующих фактора, возникших в конце шестидесятых годов и потрясших мир до основания. Это сексуальная революция и радикальный феминизм, во многих отношениях ответственные за существующую сегодня неразбериху в вопросе о мужском начале. То был период, когда западные страны словно балансировали на грани безумия. Журнал «Тайм» назвал его «лезвием ножа, отделившего прошлое от будущего».
Новая эра принесла с собой новый образ мышления и поведения, сохранившийся у нас и до сего дня. Никогда Прежде цивилизация с такой скоростью не отрекалась от своих основных ценностей, однако именно это произошло с нами за какой-то десяток лет. Мало того, что началась дискредитация традиционных нравственных норм а убеждений, но еще были перевернуты с ног на голову исконные принципы взаимоотношений мужчин и женщин. Это предопределило войну между полами, которая даже спустя столько лет все никак не затихнет. История учит, что от бедствий войны больше всего страдают те, кто мал и беззащитен. В данном случае рикошетом оказались задетыми наши сыновья.
Невозможно понять, что происходит сегодня с нашими детьми того и другого пола, если не учитывать влияние феминистской идеологии. Осевым стержнем ее была непримиримость к самой сущности мужского начала. Все, что только ассоциировалось с мужчинами, стало объектом презрения. Мужчин, придерживавшихся традиционных социальных ролей и консервативных взглядов, третировали как отъявленных «мачо», самцов. Если они по глупости пытались открыть дверь для идущей дамы или уступали ей место в метро, как делали еще их отцы, их клеймили как «мужских шовинистов». Женщины изображали себя безвинными жертвами, которые «больше не потерпят», а мужчины расценивались как безжалостные угнетатели, столетиями измывавшиеся над женщинами и эксплуатировавшие их. Показатель частоты разводов подскочил до небес, так как поражающее воображение количество женщин просто складывало вещички и покидало своих мужей и детей. Слово гнев стало дежурным в телевизионных передачах и комедиях. Хотя не совсем удобно писать об этом сейчас, я вспоминаю телевизионное интервью с бывшим «битлом» Джоном Ленноном и его эксцентричной женой Йоко Оно, во время которого они спели свою новую песню «Женщина — ниггер в этом мире». Текст песни выражал ради- сальные представления о том, что женщины есть не что иное, как рабыни своих хозяев-мужчин.
Война против мужчин фактически началась с речи Кейт Миллер, озаглавленной «Половая политика». В этой речи, произнесенной на митинге «женского освобождения» в университете Корнелла, мужчины и женщины впервые были охарактеризованы как непримиримые политические противники. С этого момента страсти разгорелись. Третьего июня 1968 года известный мэтр поп-арта Энди Уорхол был убит выстрелом в живот, произведенным Валерией Соланас, основательницей общества SCUM (интерпретируется как «НАКИПЬ», Society for Cutting Up Men — «Общество для поражения мужчин». — Примеч. пер.). Причина? Он был знаменитым и был мужчиной. На празднике «Мисс Америка» в 1968 году протестующие феминистки бросали «все символы угнетения женщины», в том числе свои лифчики, в мусорные урны (никогда не было до конца понятно, чем же мужчины виноваты в том, что женщинам что-то там не нравится в их нижнем белье)3. Затем их лидеры смешали в одну кучу все марксистские тезисы, выдвинув лозунг: «Мы хотим уничтожить три столпа классового [и] кастового общества — семью, частную собственность и государство». Увы, революция вырвалась на большую Дорогу.
Хотя первые феминистки привлекали внимание общества к ряду действительно важных вопросов, которые необходимо было решить, — таких как проблемы равной платы за равный труд и дискриминация женщин на рабочих местах, они зашли гораздо дальше законных поводов для недовольства и принялись «рвать и метать», подкапываясь под самые основы семьи. К тому времени, когда буря выдохлась, фундамент семьи дал трещину, а мужское начало в ней было задвинуто в угол. И подобная ситуация с тех пор так и не выправилось полностью.
Да, «сжигательниц лифчиков» больше нет, и большая часть их демагогии тоже канула в Лету. Тем не менее, ученицы тех первых феминисток и их либеральные сторонники в масс-медиа, в университетах и в индустрии развлечений продолжают влиять на общественное мышление и нравы. Самые радикальные среди них по-прежнему стремятся дискредитировать мужское начало как таковое и разрушить все, что они считают последними бастионами патриархального общества. Для родителей чрезвычайно важно осознать факт этой войны полов, поскольку она прямо влияет на то, как они воспитывают своих детей. Феминистка Карла Мантилла резюмировала соответствующую философию в статье, озаглавленной «Детям нужны „отцы", как рыбам велосипеды». Она писала: «Я утверждаю, что мужчины склонны выпячивать такие ценности, как дисциплина, власть, самоконтроль, стоицизм и независимость. Разумеется, иногда такие вещи могут послужить во благо, но по большей части они просто вредны для детей (и остальных живых существ). Они решительно обрекали моего сына на отчужденное и мучительное существование, пока он не начал понимать, что можно найти выход из тупика мужской самоидентификации».
Тупик мужской самоидентификации? Именно так многие феминистки понимают мужское начало. Средоточие этой их агрессии можно видеть в непрекращающихся попытках убедить нас, что «все мужчины — дураки». Объявляется, что большинство мужчин — психологически незрелые, импульсивные, эгоистичные, слабые и не слишком умные. Признаки этой активно ведущейся кампании по-прежнему наблюдаются практически на каждой грани нашей культуры. Небезынтересно, например, отметить, каким неуважением к мужчинам пропитана продукция индустрии развлечений, в том числе многие телевизионные рекламы. Сюжетная схема включает в себя некую красивую женщину (или несколько таковых), которая одновременно интеллигентна, сексуальна, обаятельна и уверена в себе. Ей встречается — чаще всего в баре — некий недотепа, мужчина хвастливый, невежественный, лысеющий и с брюшком. Далее этот «Балбес», как я его буду называть, должен сразу же опростоволоситься на глазах у зрителей, и тогда роскошная женщина усмехнется или гордо прошествует мимо. Телевидение сегодня запускает сотни таких реклам. Смотрите их по «ящику». Они все время меняются, но вы увидите примерно такие ролики:
Балбес не решается заговорить в баре с роскошной женщиной, и его друг пишет ему незамысловатые подсказки. В них содержатся такие глубокомысленные фразы, как: «Привет!» или «Как дела?» В конце концов женщина уходит с другом, а недоумевающий Балбес остается сидеть в баре в одиночестве.
Балбес — немолодой мужчина с дряблым телом, который стоит один в спальне и удрученно смотрится в зеркало. Рубашки на нем нет. Он замечает лифчик своей жены и пробует примерить его к груди. В этот момент входит жена. Трансвестит-из- вращенец пойман на месте преступления. Но жена не замечает лифчика и задает Балбесу какой-то вопрос о занятиях спортом. На его лице явственно читается облегчение. Возникают титры: «На некоторые вопросы отвечать гораздо легче».
Балбес пытается произвести впечатление на роскошную девушку своими познаниями в американском футболе, но она поправляет его на каждой фразе. Тогда он напоминает ей, что был «в линии обороны» клуба «Питтсбургских сталеваров». Девушка иронически останавливает его: «Ларри! Ты был там сторожем на автостоянке!»
Три балбеса стоят кружком на светском коктейле, когда замечают роскошную девушку в красном. Один из балбесов представляет ее другим как «миссис Робинсон, жену председателя» (антураж сцены напоминает о сексуальной миссис Робинсон из фильма «Выпускник», которая соблазнила актера Дастина Хоффмана). И тут женщина приближается к одному из мужчин со словами: «С вами когда-нибудь так бывало, чтобы с первого взгляда возникло непреодолимое желание?» Балбес глотает слюнки и дрожит. Это великий момент. А миссис Робинсон хватает его стакан с пивом «Килли- анс айриш рэд» и уходит.
Балбес подходит в баре к роскошной девушке, которая наливает в стакан пиво «Хайнекен» (догадываетесь, что должно произойти?). Она смотрит с приглашающей улыбкой. Он так заворожен ее красотой, что капает из собственного стакана себе на штаны. Диктор объявляет, что у Балбеса «преждевременное излияние». Вряд ли можно усомниться, на что он намекает.
Роскошная девушка в стиле Джейн Гудалл, прячась в лесу за деревьями, «изучает» поведение нескольких балбесов, которых она называет «приматами» и «бродячими самцами». Она ведет записи все время, пока мужчины бесятся, глядя на спортивную телепередачу, — исполняют дикие танцы вокруг своей машины и вообще ведут себя, как шимпанзе среди джунглей.
Эта реклама — самая пошлая из всех. Балбес работает тренером в спортзале и показывает роскошной девушке, как «накачать причиндалы», под чем подразумеваются мышцы ягодиц. Тренер становится перед ней и начинает кряхтеть и тужиться, слегка наклонясь вперед и гримасничая. Зритель пугается за него — что может угрожать ему в собственных штанах? Затем тренер поворачивается и извлекает грецкий орех, который он, надо полагать, расколол своей задницей. Почему-то предполагалось, что эта омерзительная реклама вызовет у зрителя желание взять напрокат автомобиль в фирме «Бюджет». Должен вам сказать, что меня это как-то не убедило.
Нам остается только удивляться, почему в наши дни в телевизионной рекламе так много «балбесов». Причина Должна заключаться в том, что подобная реклама эффективна, — то есть она увеличивает сбыт рекламируемых товаров. Рекламные агентства проводят исчерпывающие исследования рынка, прежде чем предложить корпорациям тратить миллионы долларов на подобные сюжеты. Так что же происходит? Возможно ли, что мужчинам, особенно любителям пива и спортивных автомобилей, в сущности, только нравится, когда их изображают неловкими, сексуально озабоченными, жирными, туповатыми и безобразными? Очевидно, да. Мы вынуждены также предположить, что мужчин не задевает, когда они становятся мишенью нескончаемых острот. Но почему? Женщины не потерпели бы такого рода осмеяния. Заметьте, что мужчины и женщины в рекламе никогда не меняются местами. Вы и за миллион лет не увидите некрасивую толстуху, положившую глаз на симпатичного мужчину, который презрительно хмыкнет, когда она выставит себя на посмешище. Но мужчины, похоже, не замечают, что высмеивают-то как раз их. Вероятно, они (мы) утратили восприимчивость за тридцать пять лет травли всего мужского.
Интернет стал неиссякаемым источником юмора, направленного против мужчин. Вот самые свежие примеры, почерпнутые в творении анонимного автора под названием «Шутки о глупых мужчинах — странные, но правдивые». Они не так уж смешны, но отражают интересующую нас тенденцию.
Лучший способ побудить мужчину что-либо сделать: вздохнуть, что он, наверное, слишком для этого стар.
Если вам нужен преданный мужчина, обратитесь в психиатрическую больницу.
Выбирайте мужчин помоложе. Какая вам разница — они все равно никогда не взрослеют.
А знаете, лучший способ заставить лежащего колодой мужчину делать упражнения на брюшной пресс? Нужно привязать пульт дистанционного управления телевизором к его ступням.
Верх остроумия, не правда ли?
Вдохновенные фильмы прошлого, воспевавшие нравственную силу и героизм, такие как «Мятеж на „Баун- ти"» или «Прощайте, мистер Чипе», в семидесятые и восьмидесятые годы уступили место таким мужененави- стническим кинопамфлетам, как «Тельма и Луиза» и «С девяти до пяти». При этом идеальный женский образ в кино претерпел трансформацию от очаровательной и женственной героини в стиле Донны Рид из «Этой чудесной жизни» до агрессивных и мужеподобных феминисток в «Ангелах Чарли» или в новейшей постановке «Жанны д'Арк». У героини последней кинокартины вообще не видно религиозных убеждений, что довольно странно, учитывая христианское содержание всей жизни Жанны. Вместо этого Жанна выведена как суровый военный стратег, командующий своими подчиненными-мужчинами. Мужчины в подобных фильмах почти всегда изображаются людьми недалекими и слабыми.
Даже когда в популярных фильмах нет преднамеренной враждебности к мужчинам, зачастую они там все каким-либо образом дискредитируются. Классическим Примером такого рода уклона является самый доходный Фильм 1997 года «Титаник». В нем еще раз рассказывается трагическая история гигантского океанского лайнера, затонувшего 15 апреля 1912 года. В ту холодную ночь 1509 человек утонули или замерзли насмерть в океане около Северного полярного круга1. Потерпевшее кораб- лекрушение судно оставалось недосягаемым до 1985 года, когда оно было обнаружено исследователем океана Робертом Боллардом2 на глубине почти четыре тысячи метров3. Выяснилось, что корпус его стремительно разъедает коррозия, так как он подвержен действию специфических бактерий, которые в буквальном смысле слова питаются металлом. Тогда родился дерзкий замысел достать со дна океана различные памятные предметы — материальные свидетельства трагедии. К настоящему времени глубоководные исследователи и океанографы подняли на поверхность значительное количество этих раритетов.
Мне и моей жене Ширли посчастливилось посетить выставку в Бостоне, где экспонируется несколько таких предметов, извлеченных с «Титаника» и законсервированных. В молчании, можно сказать благоговейном, мы шли мимо стендов с личными вещами тех, кто умер так давно. Здесь встречались флаконы духов, одежда, ювелирные украшения, подсвечники, корабельный фарфор и столовые приборы, карманные часы, остановившиеся в тот момент, когда их владелец погрузился в воды океана. Сохранилось также несколько фотографий и писем, лежавших в водонепроницаемых пакетах и сейфах. В тот день, наполненный для нас с женой такими драматическими впечатлениями, мы пытались представить себе, через что пришлось пройти несчастным пассажирам, и каковы были их последние минуты.
Далее мы прошли в последний зал экспозиции, где на стеклянных плитах были в алфавитном порядке выгравированы имена погибших в этой трагедии. И меня, и Ширли поразило, как редко в этом скорбном перечне встречались женские имена. В самом деле, в ту трагическую ночь погибли 1339 мужчин, но лишь 114 женщин и 56 детей, мальчиков и девочек1. Чем вызвано такое различие? Дело в том, что практически все отцы и мужья, за редкими исключениями, отдали свою жизнь, чтобы спасти своих жен и детей. То был один из самых ярких в истории примеров самопожертвования ради любви. Эти обрекшие себя на смерть мужчины исчезли в ледяных водах Атлантики, чтобы их любимые могли выжить и увидеть солнце следующего дня. Именно поэтому «Титаник» до сего дня называют «кораблем вдов».
Недавно я обсуждал это трагическое событие истории XX века с одним молодым автором, Недом Райаном, сыном конгрессмена Джима Райана. Нед прислал мне документальный рассказ о преподобном Джоне Харпере из шотландского города Глазго, в ночь гибели «Титаника» находившемся на его борту. Харпер принадлежал к числу тех мужчин, которые, когда вспыхнула паника и у спасательных шлюпок началась давка, распоряжались: «Пропустите вперед женщин, детей и неспасенных». Потом он поцеловал свою единственную дочь Нану, простился с ней и передал ее на руки моряку в спасательной Шлюпке. Сам он вскоре оказался в ледяной воде. Вот как Нед описывает, что произошло дальше:
Озабоченный не столько собственной участью, сколько спасением душ умирающих вокруг него, Харпер, из последних сил подплыв к группе таких же, как и он, обреченных, призвал их ко спасению:
Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься (Деян. 16:31).
Чувствуя, что силы иссякают, Харпер крикнул человеку, цеплявшемуся за обломок какого-то бревна:
- Ты спасен?
- Нет, — был ответ.
Через несколько секунд Харпер и тот человек снова увидели друг друга.
- Ты уже спасен?
- Нет, — прозвучал тот же ответ.
- Веруй в Господа Иисуса Христа и спасешься, — в последний раз крикнул Харпер, и волны захлестнули его. Молодой же человек, цеплявшийся за кусок дерева, остался в живых и позже свидетельствовал, что действительно был спасен в ту ночь, не только благодаря подоспевшим спасателям, но и благодаря словам Джона Харпера.
Существует немало подобных рассказов о мужестве и героизме, проявленных во время крушения гигантского лайнера. К сожалению, Джеймс Кэмерон, режиссер фильма «Титаник», предпочел их игнорировать. Вместо этого он изобразил обреченных на смерть людей в виде толпы подверженных панике трусов. По его версии, сотни пассажиров-мужчин, рвавшихся к спасательным шлюпкам, были остановлены только силой оружия. Показан мужчина, который прокрался за спинами женщин и детей и захватил одно из спасительных мест в шлюпке. История подтверждает, что нашлось несколько мужчин, совершивших такие бесчестные поступки, но большинство из них повело себя совсем иначе. Только 325 мужчин избежали гибели1, и многие из них были моряками, которые составили необходимый даже на спасательных шлюпках экипаж. В кинокартине очаровательная героиня Роза — храбрая девушка, которая, как и многие, выбрала для себя смерть на тонущем суд- яе. А ее жених Кол — жалкий тип, попытавшийся подкупить моряка, чтобы проникнуть на борт спасательной шлюпки. Когда это не удалось, он схватил ребенка и прыгнул в шлюпку. Не может быть сомнений, что Кэме- рон хотел нас уверить, будто бы большинство пассажиров-мужчин ринулись бы, сметая женщин и детей, на штурм шлюпок, представься им такая возможность. Тем самым он чернит память тех, кто добровольно обрек себя на смерть. Сюзанна Фи льде пишет: «Если бы „Титаник" тонул сегодня, не было бы и речи о том, что „сначала женщины и дети". Трусливому мужчине не понадобилось бы даже переодеваться в женское платье, чтобы попасть на шлюпку. Некоторые женщины сами бы зарезервировали для него местечко».
При всех достоинствах фильма «Титаник», несмотря на его замечательные спецэффекты, то, как здесь изображаются мужчины, весьма характерно для современной киноиндустрии. Редко упускается возможность вывести мужские персонажи в виде эгоистов, подлецов и женоненавистников и любым другим способом выставить их в самом непривлекательном свете. Такая сегодня идет игра.
Телевизионные сериалы тоже бьют по самой сущности мужского начала, примерно как тот подвешенный шар, что используется при сносе зданий. После непрекращающихся ударов конструкция рано или поздно рушится. Сейчас, когда я пишу, на всех каналах не найти ни единого примера здоровой семьи, во главе которой стоял бы Мужчина, любящий своих детей и пользующийся уважением своей жены. Ни единого! Начиная с 1970-х гг., с грубияна Арчи Банкера и его запуганной жены Эдит, вечерние телесериалы, идущие тогда, когда все дома, скатывались к сегодняшнему репертуару, в основном состоящему из сюжетов о вульгарных и откровенно сексуальных сожителях, которые влачат свое существование от одной бурной сцены до другой. В роли героев в них обычно действуют мужчины с менталитетом взбалмошных четырнадцатилетних подростков. Лучший (или худший?) пример этой ахинеи можно было видеть несколько лет назад в сериале «Мужчины плохо себя ведут». Название говорит само за себя.
В сегодняшних сериалах неизменно выведены по крайней мере один гей или лесбиянка, причем в роли, рассчитанной на зрительскую симпатию. Это мощный фактор в нашей культуре. Одна из важнейших целей гомосексуальных активистов — повлиять на следующее поколение и привлечь детей к своему образу мыслей, если только не к своему образу жизни. Последствия этого самые пагубные. Как могут впечатлительные дети и подростки понять, что значит быть гетеросексуальными мужчинами, не говоря уже о роли преданных и ответственных мужей и отцов, если их каждый вечер пичкают этой отравой, а их собственные отцы для них недосягаемы? Вспомним также, что другие популярные примеры мужского ролевого поведения зачастую просто развратны, как например профессиональные спортсмены, которые, наплодив (чтобы бросить) шесть-восемь детей, расстаются с соответствующим количеством жен и сожительниц, или рок-звезды, разукрасившие свои тела татуировками и пирсингом и замутившие свой разум психотропными препаратами. Чему может такое поведение научить детей, старающихся подражать этим пропащим и безответственным людям?
Мы также видим отражение лозунга «все мужчины — дураки» в содержании многих современных поздравительных открыток. Хотя смеяться над женщинами, гомосексуалистами и национальными меньшинствами было бы политически некорректно, издеваться над белыми мужчинами — по крайней мере гетеросексуальными — считается вполне допустимым. Посетите как-нибудь на досуге магазин «Холлмарк» или другой центр розничной торговли, и вы увидите, что это превратилось в весьма прибыльный бизнес. Женщины покупают миллионы таких обидных открыток. Интересно, однако, что открытки, которые мужчины должны дарить женщинам, выдержаны совсем в другом тоне. Это типичные нежные и прочувствованные послания к женам и возлюбленным. Разница между романтическими открытками, которые покупают мужчины, и презрительными открытками, которые покупают для них женщины, поразительна. Писатель Уоррен Фаррел пишет: «Когда мужчина принижает достоинство женщины, это основание для судебного иска; а когда женщина принижает достоинство мужчины, это поздравительная открытка от „Холлмарк"».
Я мог бы набрать на целую книгу других примеров издевательств над мужчинами в современной культуре. Главным среди них можно назвать университетскую программу женских исследовательских работ, сосредоточенную на ненависти к мужчинам и их высмеивании. Роджер Скрутон — автор книги «Современная мужественность», объясняет, что произошло с нашим отношением ко всему типично мужскому. «Феминистки чуют мужскую гордость, когда бы она только ни зародилась, и безжалостно ее искореняют. Под этим нажимом современная культура принижает или отвергает такие мужские
добродетели, как отвага, стойкость и военная доблесть, в пользу более мягких, „социально согласованных" нравов».
Психолог корпорационного менеджмента доктор Тим Ирвин, вице-президент фирмы «Райт менеджмент консалтинг» , отмечает те же самые тенденции в мире бизнеса. Они приводят к явлению, которое он называет «феминизация рабочих мест». Как утверждает доктор Ирвин, стремление положить конец сексуальным домогательствам и половой дискриминации, — которые вызывают вполне законную озабоченность и требуют принятия мер, — одновременно дает в руки женщинам слишком много рычагов политического влияния. Профессиональная карьера мужчины может быть разрушена из-за одного только подозрения, — обоснованного или нет, — что он неуважительно относится к своим коллегам-женщинам. Опасность подвергнуться обвинениям в сексуальных домогательствах все время угрожает мужчинам, даже в обстоятельствах, когда им следует принять дисциплинарные меры, или в случае возникновения любых разногласий между мужчиной-начальником и подчиненной ему женщиной. Многие мужчины в подобных ситуациях боятся, невзирая на производственную необходимость, применить свою власть только из-за того, что это может как-то расстроить или рассердить женщину. Безопасней «помалкивать в тряпочку».
Лучшие менеджеры и руководители прошлого были мужчинами типа «командовать парадом буду я», напористыми и уверенными в себе. В наше время потенциальные руководители не совсем понимают, каковы новые правила игры, поскольку политически некорректно быть «мачо» и просто придерживаться традиционных принципов мужского поведения. Некоторых мужчин это заставляет вести себя на работе нерешительно, резервируя рути для отступления. Сильными сторонами женщин всегда были взаимопомощь и координация усилий, коллективизм, обучение, воспитание и заботливость. Сильные стороны мужчин — деловая предприимчивость, независимое мышление, творчество, искусство идти на риск, планирование и руководство. И мужчины, и женщины нужны в своих ролях, но что-то теряется, когда женщины знают, что такое женственность, в то время как мужчины не совсем уверены в том, что значит быть мужчиной. Тогда как одному полу предоставляются богатейшие юридические возможности для устранения социальной несправедливости, представители другого пола остаются в состоянии смятения и повышенной уязвимости.
Суть в том, что многие мужчины остались без компаса. Они не только не знают, кто они, они даже не понимают, какими их хотела бы видеть наша культура. Очевидно, именно такое бесхарактерное поведение и заставило обозревателя Уолтера Уильямса написать следующую статью под названием «Мужчины должны стоять».
Откровенно говоря, поведение некоторых женщин не лезет ни в какие ворота, и все потому, что мы, мужчины, стали трусами и тряпками. Чем больше мужчины готовы проглотить двойных стандартов, смехотворных требований и просто чистейшего абсурда, тем больше подобные женщины готовы нас всем этим пичкать. Вы спросите: «Что ты имеешь против прекрасного пола, Уильяме?» Я отвечу: «Ничего». Хотя среди моих лучших друзей есть женщины, я устал от всей этой тендерной чепухи. Давайте разберемся.
В ноябре прошлого года Кэти Курик в телешоу «Тудей» неожиданно отклонилась от своей дежурной жизнерадостности и спросила некую обманутую невесту относительно обманувшего ее жениха: «А вы не
рассматривали как вариант его кастрацию?» Бури протестов не последовало, и жизнерадостная Кэти Курик осталась в штате компании NBC. По этому поводу в статье журналиста «Ю.С. ньюс энд уорлд ри- порт» Джона Лео приводятся слова Фреда Хэйворда, организатора движения за права мужчин: «Вообразите себе реакцию общественности, если бы Мэтт Лаэр спросил обманутого жениха: „А не хочется ли вам просто вырвать у нее матку?"». Мэтт Лаэр с треском бы вылетел с работы.
Как сообщает Лео, вплоть до недавних пор компания «ЗМ» выпускала самоклеящиеся листки для заметок с напечатанной на них надписью: «У мужчин только два недостатка: все, что они говорят, и все, что они делают». Компания «Холлмарк» зашла дальше со своей поздравительной открыткой, которая гласит: «Мужчины — накипь... Впрочем, простите. Это было сказано в порыве великодушия». А были еще раскрывающиеся открытки «Американ гритинг карде», где спереди было напечатано: «Мужчины всегда стонут, что мы их просто душим», а внутри — соль шутки: «Лично я считаю, если слышно, как он стонет, значит, подушка прижата неплотно». Как вы полагаете, что произошло бы, если какая-нибудь компания выпустила бы открытку с шуткой об убийстве женщины?
Даже маленькие мальчики не избежали нападок со стороны феминисток. В начальной школе вблизи Бостона никто не возражал, когда девочки носили майки с надписью «Девушки правят» или когда они дразнили мальчиков частушкой «Парни мчатся на ракете, стать тупее всех на свете; а девчонки не зевают, сразу в колледж поступают». Но когда мальчики надели футболки с надписью «Парни — хорошие» последовал протест. Одна из протестующих учительниц щеголяла значком с надписью «Так много мужчин, так мало интеллигентности».
Женщинам могут сойти с рук любые нападки на мужчин, любые презрительные, злые и издевательские высказывания в их адрес, тогда как у мужчин начинаются неприятности даже из-за самых невинных комплиментов. Такое произошло с Сетом Шоу, консультантом начальной школы в Форт-Уорте, штат Техас. Он сказал: «Привет, симпатяга» новенькой сотруднице и был обвинен в сексуальных домогательствах, что кончилось для него отстранением от должности на двадцать дней без сохранения жалования.
В статье Лео, напечатанной в «Ю.С. ньюс энд уорлд рипорт» 21 августа 2000 года, утверждается, что положение может стать еще хуже, если до наших берегов донесутся призывы заграничных феминисток. Молодые женщины в Швеции, Германии и Австралии выдвинули новые требования: они настаивают, чтобы мужчины для мочеиспускания приседали. Отчасти их требования обусловлены «фактором разбрызгивания», но решающим соображением оказалось то, что мужчины, мочащиеся стоя, воспринимаются этими женщинами в качестве торжествующих тендерных шовинистов с их «непристойным жестом „мачо"», в чем усматривается унижение для женщин. Феминистки Стокгольмского университета ведут кампанию за изгнание писсуаров с территории кампуса, а в одной шведской начальной школе их уже убрали2. Не знаю, что думаете вы, но если я не предписываю женщинам мочиться стоя, то и они не должны заставлять меня приседать. Суть в том, что нам, мужчинам, нужно стеной встать против этих психованных феминисток, иначе в скором времени нам останется лишь одно: задать им давно заслуженную взбучку.
Это слова Уолтера Уильямса, а не мои, но я разделяю его чувства. Пришло время, когда мужчины должны быть мужчинами, — относясь к женщинам со всем уважением, заботой и вежливостью; они должны вести себя твердо, уверенно и решительно. Некоторые мужчины размякли и ведут себя, как побитые щенки. Другие смело поднимают голос против засилья феминизма, отказываясь бояться адвокатов политической корректности. Кое-кто взбунтовался, отвечая на нападки возмущением и негодованием. Некоторые опустились, обратившись к алкоголю, наркотикам, разнузданному сексу и другим видам бегства от реальности. Кто-то уклоняется, предавшись бездумью телевидения, профессионального спорта и индустрии развлечений. Кое-кто продался, став адвокатом нового самопонимания. Некоторые просто исчезают, бросая свои семьи на произвол судьбы. Много, однако, и таких, кто в своей безмятежности словно бы не замечает, что лишился своего законного места в структуре общества. Результатом является изменение отношения к мужчинам как таковым, со всеми далеко идущими последствиями для будущего семьи.
Я уже слышу, как часть моих читателей восклицает: «Подождите! Вы преувеличиваете. Что такого особенного в невинных шуточках насчет мужчин?». Я соглашусь, что мужчины-то уже достаточно взрослые, чтобы самим о себе позаботиться. Меня больше всего тревожит ныненг дее положение мальчиков с их уязвимостью и впечатлительностью, а также то, что с ними сейчас делают. Они, как и их отцы, сегодня стали объектами социального презрения.
С вашего позволения, я подчеркну самой жирной линией следующий тезис: радикальные феминистки и шовинистки не только говорят нам, что все мужчины дураки, они говорят, что и мальчики тоже дураки. Журналистка Меган Розенфельд пишет, что наши сыновья оказываются «политически некорректными». «[Они] универсальные козлы отпущения, неуклюжие придурки с вонючими ногами, которые думают только о спорте и озорстве».
Уильям Поллак, психолог из Гарварда, говорит, что женщины считают мальчишек животными, от которых «девочки могут набраться своего рода социальных блох».
Как утверждает Майкл Томпсон, автор книги «Воспитывая Каина», многие женщины вопреки всему надеются, что их сыновья окажутся не похожими на своих отцов.
Обозревательница Кэтлин Паркер пишет: «Сегодняшние мальчишки растут в необычайно враждебной к ним среде. От них требуют быть сильными, не плакать, быть мужчинами — довольно ироническое оскорбление в культуре, которая девальвирует мужчин вообще и их отцов. Мальчишек третируют в школе с ее нетерпимостью к типично мальчишескому поведению, им твердят, что они не так хороши, как девочки, а вечно занятые родители предоставляют им искать себе наставников среди сверстников, в масс-медиа, в лице суперменов, которые громят все вокруг, чтобы свести счеты с обидчиками».
Никакое обсуждение неравноправия мальчиков не будет полным без упоминания той дискриминации мужского пола, которая в настоящее время проявляется в американской общественной системе образования. Уильям Поллак высказался кратко: «Как ни ужасно это звучит, но общественные школы с совместной системой обучения стали самым враждебным к мальчикам местом на земле. Может быть, наш мир — это по-прежнему мир для мужчин. Но это, безусловно, не мир для мальчишек».
Кристина Хофф Соммерс, самый страстный и действенный защитник наших мальчишек, высказывает те же опасения в своей выдающейся книге «Война против мальчишек: как ложно понятый феминизм вредит нашим юным мужчинам» (The War against Boys: How Misguided Feminism Is Harming Our Young Men). Как она утверждает, сейчас в Соединенных Штатах малоподходящее время, чтобы родиться мальчиком, в связи с предвзятым отношением к ним в наших образовательных учреждениях3. Манифестом этой враждебности стал неточный и на редкость необъективный доклад, составленный и опубликованный в 1992 году ультралиберальной Американской ассоциацией университетских женщин (AAUW — American Association of University Women). Он назывался «Как в наших школах обделяют девочек» и повлек за собой долгие годы дискриминации мальчиков. В самом деле, если ваш ребенок сегодня ходит в государственную школу, весьма вероятно, что эта политическая акция все еще влияет на то, что с ним или с ней происхо- дцт в классе. Влияние этой акции на американское образование оказалось чрезвычайно сильным.
В докладе типичный школьный класс описывался как ад для девочек, и утверждалось, что их всячески ставят в самое невыгодное положение. Подчеркивалось, что учениц просто не видят, игнорируют, не уважают, лишают доступа к причитающейся им доле образовательных ресурсов. Самой широко распространившейся информацией из доклада стали данные о том, будто бы учителя позволяют мальчикам высказываться и активно работать на уроке в восемь раз чаще, чем девочкам; однако, как и остальные выводы доклада, это оказалось полной ерундой. Эти данные основывались на старом исследовательском отчете 1981 года, в котором на самом деле утверждалось, что мальчикам делают замечания в восемь раз чаще, чем девочкам, и что, по мнению трех четвертей и мальчиков, и девочек, учителя чаще хвалят девочек, считают их умнее и уделяют им больше внимания2. Такие же беспардонные искажения прослеживаются во всем докладе.
Хотя этот доклад в широких кругах профессионалов к настоящему времени считается тем, что он собой и представляет, — вульгарной попыткой оттянуть образовательные ресурсы от мальчиков и представить девочек в виде несчастных жертв, — свое вредное дело он сделал. Произошло несправедливое распределение образовательных ресурсов между учениками и ученицами, которое сохраняется и по сей день.
Несмотря на все свои изъяны, доклад вызвал у общественности бурный отклик. Буря пронеслась по Департаменту образования, Национальной педагогической ассоциации, университетам и местным школьным округам. Масс-медиа (в том числе «Опра» и программы утрец. них новостей) подали публике выводы доклада в виде евангельских истин. Газета «Нью-Йорк тайме» написала, что доклад повлек за собой период «общенациональ- I ной переоценки ценностей» в связи с теми проблемами, с которыми девочки сталкиваются в школе1. Затем зашевелился конгресс США. Боже нас упаси, чтобы конгресс занимался системой образования. В 1994 году при активном лоббировании со стороны ААПУУ и Национальной организации женщин конгресс принял чреватый серьезными последствиями билль под названием «Акт о тендерном равноправии в образовании», согласно которому сотни миллионов долларов ежегодно выделялись на программы, предназначенные для восстановления справедливости в отношении девочек. Предусматривалось создание сугубо женских школ в Гарлеме и других местах, а также средства на «перепрограммирование» учителей, являющихся «подсознательными сексистами». Это выражение употребляется применительно ко всем, кто считает, что в мальчиках тоже есть искра Божья. Законопроект благополучно прошел через конгресс, потому что мало кто из политиков осмелился голосовать против «равенства» . Это дало феминисткам деньги, власть и необходимый им доступ к рычагам управления американскими школами. Вскоре дискриминация мальчиков сделалась составной частью национальной политики.
После необъективного доклада многочисленные федеральные программы в пользу девочек хлынули рекой. Например, Национальный научный фонд потратил 9 миллионов долларов на программу по стимулированию у девочек интереса к науке. Это хорошая идея, которая реализуется и в настоящее время. К сожалению, не появилось никаких аналогичных инициатив по привлечению мальчиков к книжному знанию. Еще одну федеральную программу под названием «Девичья власть!» проталкивала бывшая тогда Секретарем по здравоохранению и человеческим ресурсам Донна Шалала. Она сказала: «Мы надеемся включить в нее девушек, находящихся в этом ключевом переходном возрасте, когда формируется система ценностей и приоритеты». И опять же, это прекрасная цель. Но где аналогичные программы для мальчиков? Их просто не существует!
В итоге это невнимание к мальчикам уже привело к предсказуемым результатам. Девочки сократили отрыв от мальчиков, ведь в классах, специализирующихся на математике и естественных науках, их уже больше, чем мальчиков. Это были последние бастионы мужского превосходства в науках, обусловленного врожденными особенностями мужского склада ума. Даже это физиологическое преимущество бессильно против «форы» в системе общественного образования.
Предвзятость по отношению к мужчинам имеет и много других последствий. Даже самая мощная из финансируемых частным образом организаций «Бойскауты Америки» подверглась изнурительной осаде со стороны активистов гомосексуальности. Как мы уже отмечали, некоторые подразделения «Юнайтед вей» отказываются финансировать «Бойскаутов», а управление школьного округа города Нью-Йорка объявило работникам школ, что им больше не разрешается делать личные пожертвования в пользу этой организации. Что за безобразие! «Бойскауты Америки» дают возможность получить хорошую жизненную закалку и увидеть достойные подражания примеры ролевого поведения детям из гетто, из неполных семей и миллионам самых обычных мальчишек. Не было другой такой уважаемой и эффективной организации для будущих мужчин, как «Бойскауты», и все же она подверглась безжалостной травле только из-за того, что ее руководители сочли за благо не допускать заведомых агитаторов гомосексуализма в свою программу. По оценкам администрации «Герлскаутов», каждая третья их штатная сотрудница — лесбиянка3. Мужчины-гомосе- ксуалисты хотели бы внедриться в ряды бойскаутов в такой же пропорции.
Мальчишек обложили практически по всему фронту, потому что на них ополчилась сама система! Удивительно ли, что они сегодня в таком смятении?
А что насчет частных инициатив, таких как хваленая «Покажем нашим дочерям, где мы работаем» ? Объясните мне, почему нам не нужно однажды взять с собой на работу наших сыновей? Можете ли вы придумать разумную причину для того, чтобы оставлять сыновей дома каждый год 22 апреля, в то время как их сестры отправляются на экскурсию по офису или заводу? Разве не было бы разумнее и гораздо справедливее предложить, чтобы родители иногда брали с собой на работу сыновей вместе с дочерьми? Но кто возьмется отстаивать такие эгалитарные идеи? У мальчишек слишком мало заступников в правительстве, масс-медиа и системе образования, чтобы кто-то смог стать выразителем их нужд. Это несправедливость и дискриминация. Предоставление нрав и привилегий по признаку пола — это игра с нулевой суммой выигрышей и проигрышей. Когда культура безгранично благоволит к одному из полов, другой просто обречен на проигрыш. Догадываетесь, кому достаются лишь объедки?
В британских школах, в отличие от американской системы образования, несколько лет назад признали, что у мальчиков заметно хуже академическая успеваемость, и существует опасность пополнения «низших слоев населения, состоящих из вечно безработных, не имеющих профессии людей». По словам профессора Соммерса, «британское правительство отреагировало созданием весьма эффективной упрощенной базовой программы в начальных школах, прямая цель которой — помочь мальчикам догнать в учебе девочек. Британцы также экспериментируют с чисто мужскими классами в общественных школах совместной системы обучения. Они снова допускают „гендерные стереотипы" в учебные материалы: выяснилось, что мальчики любят и охотно читают приключенческие книжки с мужскими персонажами. Вернулась военная поэзия. Как и школьное соревнование в учебе. В противоположность этому, наше федеральное правительство и власти штатов остаются глухи к проблемам наших мальчиков». Это национальная трагедия.
В США предвзятость по отношению к мальчикам не только влияет на базовую программу обучения; она также проявляется в виде враждебности ко всему мужскому. Как пишет Майкл Томпсон, «энергичные мальчики могут подвергнуться наказанию просто за то, что ведут себя естественно». Томас Совелл, уважаемый профессор экономики из Стэнфордского университета, выражает аналогичные опасения в связи с непрекращающимися стараниями перекроить мальчиков. Он пишет:
Существуют неизвестные большинству родителей программы, финансируемые федеральным правительством и предназначенные для того, чтобы отучить мальчиков вести себя так, как они всегда себя вели раньше. Действия тех, кто избрал для себя роль преобразователей природы мальчишек, варьируют от запрета бегать и прыгать на перемене до предписания носить платья и прикидываться девочками или женщинами во время занятий. Какой бы конкретный набор подобных мер ни применялся в данной школе, он сопровождается огневым валом пропаганды, состряпанной для общенационального употребления радикальными феминистками с благословения — и при финансовой поддержке — Департамента образования США. Люди, которые этим занимаются, видят свое предназначение в том, чтобы превратить ваших сыновей в таких людей, какими их хотели бы видеть они, — а не таких, какими их хотели бы видеть вы. Мальчики в начальной школе, и даже в детском саду, подвергаются наказаниям за политическую некорректность по отношению к девочкам. Прискорбно, но радикальные феминистки — лишь часть множества безответственных фанатиков, превращающих наши школы в центры идеологической обработки, вместо таких учреждений, где детишки могли бы научиться элементарной грамоте. Одна из причин чрезвычайно слабых успехов американских детей на международных конкурсах по учебным дисциплинам заключается в том, что наши школы захвачены политически корректными социальными крестоносцами.
То, о чем говорят нам доктор Совелл и другие, лучше всего можно проиллюстрировать историей маленького Джонатана Преветта, шестилетнего светловолосого мальчика в очках из Юго-Западной начальной школы в Лексингтоне, штат Северная Каролина. Однажды на игровой площадке он шутливо приобнял маленькую девочку и чмокнул ее в щеку (ах!). Учительница заметила непристойное поведение и срочно сообщила директору. Озадаченный Джонатан, который говорил, что девочка сама просила его поцеловать ее, был обвинен в «сексуальных домогательствах» и без долгих слов исключен из школы. Этот паренек, только что из детского сада, ненароком осквернил одну из либеральных догм и дорого за это заплатил.
Джейн Мартин, представительница школьного округа, сказала с убежденностью: «Когда шестилетний целует шестилетнюю — это неприемлемое поведение. Нежелательное нежелательно в любом возрасте».
Этот случай был бы комичным, не будь он таким абсурдным. Он показывает, до чего нас довели за последние годы федеральное правительство, суды и радикальные феминистки. В самом деле, 24 мая 1999 года Верховный суд США опубликовал достойное сожаления решение о том, что на местные школьные округа может быть возложена ответственность в тех случаях, когда педагоги не реагируют на жалобы учащихся по поводу сексуальных домогательств3. С этого момента шуточки и заигрывания между мальчиками и девочками, продолжавшиеся с начала существования рода человеческого, стали юридическими действиями, подлежащими рассмотрению в суде. За легкомысленную шутку или замечание, если на них немедленно не отреагирует учитель, школу могут притянуть к ответу. Полноте, неужели те пять законников, благодаря которым на нас свалилось это постановление, действительно были серьезны? Тогда, что за странную этику мы создали!
Практически одновременно с фривольным поступком Джонатана президент США подвергся обвинению в сексуальном принуждении по отношению к нескольким женщинам, и одна из них даже получила чуть ли не миллион долларов компенсации. Разве не любопытно, что американский народ, зная об этих и других, тоже связанных с сексуальной распущенностью обвинениях, подавляющим большинством голосов переизбрал Билла Клинтона на второй срок, потому что он «хорошо делал свое дело», а первоклашку, даже не знающего слова «домогательство», исключили из школы за проявление детской симпатии к однокласснице?
По словам обозревательницы Линды Чавез, начальные школы стали новым фронтиром, где взрослые пытаются переиначить мышление и поведение детей, особенно мальчишек. Она пишет: «Может быть, неприятности Джонатана Преветта на этом кончились, но ненадолго. Если федералы в союзе с феминистками своего добьются, всех американских мальчишек и девчонок научат, что флирт — преступление, и даже за восхищенный взгляд» не то что за поцелуй, можно попасть под суд.
Таким образом, то, что произошло с маленьким Джонатаном Преветтом, есть прямое следствие разгула ле- вацкой идеологии, в приступе амока обрушившейся на некоторые наши школы. Для шестилетнего ребенка проявлять свои чувства к тем, кто ему симпатичен, так же естественно, как ловить лягушек или играть в мяч. У художника Нормана Рокуэлла (американский иллюстратор, 1894 — 1978 гг. — Примеч. пер.) подобные сценки стали типичным сюжетом, встречающимся во многих его иллюстрациях.
Происходит еще немало аналогичных случаев, свидетельствующих о войне между полами. Обозреватель Джон Лео пишет: «...Мой любимый [пример] — обвинение третьеклассника в том, что он трогал девочку за грудь, хотя точнее было бы, наверное, сказать, что во время игры в пятнашки он запятнал ее в то самое место, где через три-четыре года у нее должны появиться груди. Это все равно что обвинять человека в ограблении банка, который еще не построен».
Читателю, должно быть, уже понятно, почему я посвятил эту главу обзору феминистской идеологии и той постмодернистской философии, из которой она выросла. Вся беда в том, что поборники этих ложных и вредных идей стали инженерами общества, решив переиначить детское мышление и силой вынудить мальчиков не быть такими, какими им предназначено быть от Бога. Эта цель сформулирована в короткой фразе из доклада ААЦЛУ, гласящей: «Школьная программа должна впрямую заниматься вопросами власти, тендерной политики и насилия в отношении женщин». И означает это, что мальчишки воспринимаются либералами в качестве маленьких мятежных негодяев, из которых вырастают грубые ц эгоистичные мужчины. Их нужно «исправить», пока они маленькие, переделывая сам строй их мышления. А правительственные школы выступают орудиями этого преобразования природы мальчишек.
Пожалуйста, поймите меня правильно, в моем мнении о женщинах и девушках нет ничего, кроме уважения и восхищения. Я женился по «любви на всю жизнь» и счастливо женат вот уже свыше сорока лет, в нескольких своих предыдущих книгах я привлекал внимание к потребностям и проблемам женщин. Тем не менее, я должен сказать то, что думаю. А думаю я, что нашим мальчишкам отчаянно нужна дружеская рука помощи.
Они становятся жертвами долгой и дорогостоящей войны полов, в ходе которой очерняется мужское начало, а снаряды долетают уже на детские площадки. И это очень плохо. Стравливание мальчишек и девчонок друг с другом, словно заклятых врагов и соперников, не может привести ни к чему хорошему! Как пишет Кэтлин Паркер, «полный идиотизм — и дальше настаивать, будто бы один пол торжествует как победитель, а другой страдает как его жертва, что не только неверно, но и провокационно по сути. Мальчики, вынужденные чувствовать себя лишними, а то и неполноценными существами, не могут не озлобиться на девочек».
Таков ряд особенностей современной социальной ситуации, из-за которых сегодня так трудно растить мальчишек. Ваша родительская задача — нейтрализовать в крУ' гу своей семьи эти вредные влияния, наставляя и воспитывая своих сыновей. Поддерживайте контакт со школой, в которой они учатся. Читайте учебники. Задавайте миллион вопросов. Ходите на родительские собрания- ознакомьтесь с учителями и уясните для себя их педагогические намерения. Союзничайте с теми, кто старается дать детям базовые знания, и будьте в оппозиции к остальным. Общайтесь с другими неравнодушными родителями. Вступите в местное отделение организации «Мамы держат связь» и прилежно молитесь за своих детей и за их школу. Если ваша родительская озабоченность простирается дальше, переведите своих сыновей и дочерей в христианскую школу или сами дайте им дома соответствующее воспитание. И ни в коем случае не отвлекайтесь ни на какие другие дела в этот период, когда у ваших сыновей и дочерей так сильна детская впечатлительность. Годы пролетят быстро. Мало что в жизни может по своему значению перевешивать эти родительские задачи.
Вопрос и ответ
Теперь, когда вы об этом сказали, я убедился, что в кино мужчин действительно чаще изображают какими-то женоподобными, а женщин - больше похожими на мужчин. Однажды я видел фильм, в котором красивая девушка напала на крупного, сильного мужчину. Она сбила его с ног одним ударом кулака и выбила ему передний зуб. Как хирург-ортопед, я могу сказать, что хрупкие кости в девичьем запястье сломались бы задолго до того, нак она сумела бы как-то повредить прочную челюсть мужчины. Для нее также было бы практически невозможно послать его в нокаут одним ударом. Как по-вашему, почему Голливуд старается создавать подобные мифы?
Мы уже видели, что это составная часть деятельности феминисток по созданию впечатления о женщинах как существах сильных, отважных, с неукротимым духом в Противопоставление слабым, чувствительным, легко Поддающимся манипуляции мужчинам. Индустрия развлечений, которая, похоже, решила поссорить мужчин и Женщин, рука об руку с феминистками и активистами гомосексуализма ведет нас в этот дивный новый мир. Изображение мужского и женского ролевого поведения В Кино почти всегда обращено в свою противоположность или искажено еще каким-то образом.
Я хотел бы проиллюстрировать этот тезис примером блокбастера «Сбежавшая невеста», вышедшего на экраны в 1999 году. Это был один из самых кассовых фильмов года. С вашего позволения, я детально изложу его сюжет, так как этот фильм — классика феминистской пропаганды; однако из зрителей, с которыми я разговаривал, лишь немногие заметили, что, в сущности, хотят им внушить авторы. Это вульгарная кинопостановка на тему «нового мужчины без мужского достоинства» и «новой мужественной женщины». Фабула сводится к девяностоминутному обыгрыванию перемены местами мужских и женских социальных ролей, причем по ходу действия ниспровергается все привычное и устоявшееся. В первой сцене фильма главная героиня — ее играет Джулия Роберте — скачет по лесу верхом на лошади, так что ветер треплет ее пышные волосы и раздувает свадебное платье. Она только что сбежала от своего третьего жениха, оставив его недоуменно стоять у алтаря. Большинство девушек с самого детства мечтает о романтическом дне своей свадьбы, тогда как мужчины обычно не спешат себя связывать. Но в этом фильме простодушные мужчины, пыхтя, гоняются за неуловимой, мальчико- образной героиней.
С самого начала эпизоды с переменой тендерных ролей так и мелькают перед ошеломленным зрителем. В свое время Джулия была механиком, водопроводчиком и специалистом по кондиционерам, она умеет собирать из электрического хлама какие-то допотопные лампы. Она очаровательно агрессивна и самолюбива. Она обслуживает промтоварный магазин своей семьи, водит старенький пикап, часто носит ботинки военного образца и легко уй" равляется с тяжестями, которые ее бойфренд едва в силах сдвинуть с места. В случае неприятностей она со злостью лупит и пинает тренировочную «грушу», гримасничая и обильно потея. В какой-то момент на звуковой дорожке слышны отрывки шлягера «Она губит мужчин». Намек нам ясен.
Джулия демонстрирует то, что известно как «новый гермафродитизм», сочетание стереотипных мужских и женских качеств. У нее холеные белые руки с намани- кюренными ногтями, нежная кожа и изящное тело, но при этом она обеспечивает себя, занимаясь тяжелой и грязной работой, и дерется, как мужчина. Она не прочь приветственно удариться ладонями с каким-нибудь футболистом, дружески «взяв его на корпус», как делают игроки Национальной футбольной лиги после гола. Кстати, о Национальной футбольной лиге — Джулия легко вспоминает имя суперзвезды пятидесятых годов Джерри Крамера, тогда как ее бойфренда, футбольного тренера, почему-то подводит память. Не упущена ни одна возможность, чтобы показать нам, что Джулия — «настоящий мужчина». И все же это очаровательное и нежное создание.
Посмотрим теперь, как в этом фильме трактуются образы мужчин. Главный герой — его играет Ричард Гир — мужчина симпатичный, но довольно робкий и неуклюжий. Он безработный, так как на последнем месте работы начальницей оказалась бывшая жена, и его сначала обругали, а затем выгнали. За что бы он ни взялся, дело кончается неудачей. Когда его машина ломается, Джулия Просто заглядывает под капот и сразу выясняет, что он по глупости заправился этилированным бензином, хотя Двигатель был рассчитан только на неэтилированный. Совершенно непонятно, где Гир умудрился достать этилированный бензин, если его продажа давно запрещена.
И даже если бы он нашел колонку с этилированным бен- зином, заправочный пистолет от нее просто не влез бы в горловину его бензобака. Беспомощность Гира в таких мужских делах вызывает жалость, в то время как Джулия легко с ними справляется. После поломки машины наша парочка идет домой по заросшему травой лугу, и в этот момент Джулия хладнокровно говорит ему, что здесь водится множество змей. Испуганный Ричард начинает скакать по траве, словно босоногий шкет на раскаленном асфальте. Джулия смеется и беззаботно движется дальше. Да уж, чего-чего, а мужества ей не занимать, она любого заткнет за пояс.
Все остальные персонажи служат иллюстрациями к той же ведущей теме о том, что в женщинах больше мужского, чем в мужчинах, а мужчины ни на что особенно не годятся. Есть в фильме одна мимолетная, но красноречивая сценка, адресованная непосредственно мальчикам и девочкам. Когда Ричард попадает в родной город Джулии, мы видим на экране скучающего мальчугана, раскачивающегося на деревянной лошадке, а его обгоняет расфуфыренная девочка на настоящем пони. Она гордо задирает нос. Этот короткий кадр, избыточный для сюжета, выявляет, что хотели сказать режиссер и сценарист: женщины в любом возрасте отличаются уверенностью в себе и силой, а мужчины всегда слабые и неприспособленные. Даже престарелая бабушка Джулии появляется на экране. Она приударяет за молодым человеком, удостоив нас репликой, что ей особенно нравятся мужчины «с крепкими ягодицами». И так далее, и тому подобное.
Очевидно, фильм «Сбежавшая невеста» преследует определенные политические цели, как и практически вся современная продукция Голливуда. Для сегодняшнего кино это типично. Мужские персонажи стереотипно изо' сражаются с такими качествами, как слабость духа, растерянность, беспомощность и определенная женоподоб- дость. Мужские добродетели, такие как нравственная си- да> самообладание, цельность характера, уверенность в себе, редко появляются на киноэкране. За исключением фильма «Патриот», вышедшего в 2000 году, мужчины в кино практически никогда не бывают сильными духом, любящими отцами и мужьями, которые хранят верность своим женам и преданно заботятся о детях. Женщины же, напротив, фигурируют в качестве практичных, физически сильных профессионалов, обычно юристов или хирургов, которые уверенно владеют ситуацией. Разумеется, не все фильмы следуют этой схеме, но очень многие. Обозревательница Морин Дауд описывает их так: «Новые героини агрессивны и расчетливы. Они переняли все те качества, за которые когда-то презирали мужчин. Они лгут, шпионят, предают, строят планы мести, легкомысленно относятся к сексу и [потом] сбегают».
И последнее замечание: вы упомянули кулачную драку, которую видели в каком-то кино, где красивая девушка сбила с ног сильного мужчину. Она нокаутировала его одним ударом. Сегодня подобные сцены встречаются в продукции Голливуда все чаще. Однако для женщин они могут обернуться нежелательными последствиями. Один из категорических императивов нашей культуры заключается в том, что мужчине никогда не позволено бить женщину, и тому есть основательная причина. Женщины не так сильны, как мужчины, и Должны иметь защиту от мужской грубости. Но когда нам показывают агрессивных девушек, которые сами за себя дерутся и способны нокаутировать в два раза превосходящего их по размеру мужчину, это подрывает основу для запрета любых видов насилия в отношении женщины, как в семье, так и в прочих ситуациях. Как и обычно, многие из идей, внушаемых нам индустрией развлечений, на поверку оказываются деструктивны^ или просто неумными.