Цель предлагаемой читателем книги - помочь родителям заложить в своих сыновей основы характера будущих мужчин, которые станут честными, добрыми, достойными людьми.
Рассматривая влияние телерекламы, пропаганды гомосексуализма и феминизма в масс-медиа, автор отмечает принципиальные особенности воспитание мальчиков в нашу "постмодернистскую" эпоху.
Еckb у вас есть сын, готов поспорить, что он прирожденный боец. Он обожает состязаться, и ничто не радует его так, как победа. Даже если ему не хватает силенок победить весь мир, он, вероятно, попытается хотя бы «наскочить» на него. Как только вы поймете этот аспект его мужского характера, многое в его поведении станет вам гораздо яснее.
Одну из самых любимых моих маленьких историй рассказал однажды Билл Долан: «Помню, как-то вечером за Ужином Том не захотел пить молоко, а я из-за этого потел на принцип. Я сказал: „Ты не выйдешь из-за стола, пока не выпьешь молоко". А он: „Не буду я пить молоко". А я тогда сказал: „Это даже не вопрос. Ты выпьешь молодо, прежде чем встанешь из-за стола". Мы с ним зашли в Настоящий тупик по-ирландски. Наконец мне пришло в голову, что я ведь кое-что знаю об этом парне. Тогда я просто взял еще один стакан, налил в него молоко и говорю: „Спорим, я тебя обгоню". Он отвечает: „Ладно, давай". А когда мы допили молоко, он поставил стакан и говорит: „Давай теперь до двух побед из трех раз"».
Этот соревновательный порыв очевиден в «мальчишках» любого возраста. Я уже несколько раз упоминал своего тестя, Джо Кубишту. Ему сейчас восемьдесят девять лет, но он все еще любит почувствовать вкус победы. Он играет в гольф четыре-пять раз в неделю и ведет счет побед и поражений в игре со своими более молодыми соперниками. Он особенно силен в карточной игре под названием «червы», в которую выучился играть во время службы на военно-морском флоте в перерывах между вахтами. Когда мы с Ширли поженились, тесть научил меня этой игре, и мы играли в нее при каждой нашей встрече, однако Джо никогда не раскрывал секрета своих побед. Три года прошло, пока я додумался, каким образом он меня обыгрывает. Джо просто рассмеялся и сказал: «Давай еще сыграем». Но теперь и у меня был свой маленький секрет. Когда Джо приходила хорошая карта, и он потихоньку старался «разыграть ее», у него краснела шея. Я просто смотрел на полоску кожи чуть ниже его ушей и легко угадывал, как он собирается походить. Ну, вы понимаете, ведь не только Джо любит выигрывать.
Невозможно понять, почему мужчины делают некоторые вещи, если не учитывать эту их страсть к соперничеству. Чем же еще нам объяснить кровавые войны, которые то и дело разражались на протяжении многих веков? Огромные армии под предводительством кого-нибудь вроде Александра Македонского, Юлия Цезаря, Наполеона Бонапарта, а то и Адольфа Гитлера шли в бой, чтобы сражаться и умирать на чужой земле, — не ради защиты отечества или решения какой-то конкретной проблемы, а просто ради завоевания и покорения слабых народов. Зачем они это делали? Мотивы великих полководцев бо- дее-менее понятны: они возвращались домой с военными трофеями. Ну а простые солдаты? Они претерпевали уясасные лишения, им почти не платили и плохо корми- дй, их косили всевозможные болезни, они постоянно подвергались риску быть раненными или убитыми. В награду за все это большинство из них не получало практически ничего, кроме мизерной доли добычи и славы победителей. Как ни удивительно, но этого им вполне хватало. В 1862 году, после того как генерал Джэксон, по прозвищу «Каменная стена», едва не утопил войска северян в реке раппаханнок, генерал конфедератов Роберт Ли сказал: «Хорошо, что война так ужасна; иначе мы бы слишком ее полюбили».
Типично мужское стремление к победе не только порождало многочисленные войны, но иногда побуждало людей совершать героические и опасные подвиги, служившие на благо человечества. Это благодаря ему в пятнадцатом и шестнадцатом столетии был обнаружен и исследован Новый Свет и состоялись все смелые экспедиции эпохи великих географических открытий. Более современный пример можно найти в замечательной книге под названием «Стойкость», написанной Альфредом Лансингом. В ней приведена хроника экспедиции, направившейся в 1914 году к Южному полюсу. Судно, на котором плыли путешественники и которое тоже называлось «Стойкость», в конце концов оказалось затерто льдами, получило течь и ушло под воду. Высадившиеся на плавучую льдину моряки молча следили, как рвется единственная ниточка, связывавшая их с родным домом. В Книге описывается подлинная история их отчаянной борьбы за возвращение домой, в Англию. Такую книгу обязательно нужно прочесть (я писал предисловие к одному из изданий).
Готовясь к этой экспедиции, капитан Эрнест Шеклтон поместил в местной газете объявление о найме. Оно гласило: «Требуются мужчины для рискованного дела. Плата невысокая. Ужасный холод. Долгие месяцы в абсолютном мраке, в постоянной опасности. Благополучное возвращение сомнительно. Слава и почет в случае успеха». Отклик оно вызвало феноменальный. По объявлению пришли пять тысяч человек, из которых были отобраны двадцать семь счастливчиков. На борт даже ухитрился пробраться один «заяц». И снова нам приходится задавать вопрос: почему так много мужчин захотели рискнуть всем, даже самой жизнью, чтобы принять участие в этом опаснейшем приключении? Мне кажется, мы уже знаем ответ.
Ваш сын, надо полагать, тоже обладает некой искрой этого духа борьбы и приключений. Если вы, как родители, оцените эту его сущность и откликнитесь на нее, у вас с ним улучшится взаимопонимание. Для начала вам стоило бы научить его не только умению побеждать, но и умению достойно проигрывать. Хороший способ для этого — регулярно следить за его успехами в организованном спорте, используя каждое его выступление как материал для очередного урока. Тренеры и родители должны служить примерами спортивного поведения, самообладания и чувства товарищества. Они должны не только проявлять эти качества сами, но и воспитывать их в своих детях. Добившимся спортивных успехов детям нельзя позволять дразнить тех, кто слабее и менее ловок. Безжалостность к слабым не должна иметь доступа в спорт юных, хотя нередко она туда проникает. И наконец, взрослые должны всячески противостоять самой идее «победы любой ценой», которая приобрела такое распространение в мире детского организованного спорта. Просто стыдно, как некоторые родители и тренеры ведут себя, не стесняясь присутствием впечатлительных и восприимчивых мальчишек и девчонок. Можно подумать, они проигрывают не меньше чем чемпионат страны.
Недавно в статье на первой полосе «Нью-Йорк Таймс» описывалось безобразное поведение родителей на футбольных, баскетбольных и бейсбольных матчах, где их сыновья и дочери проигрывали. Спортивные судьи, отмечал журналист, в рекордных количествах начали уходить в отставку из-за того, что постоянно сталкиваются с грубыми выходками болельщиков. Мамы и папы вопят, свистят, плюются и лезут в драку, когда решение судей не в пользу их детей. Их поведению даже было дано название: неистовство на боковой линии. Один рефери, недавно повесивший на гвоздь свой свисток, сказал, что ему до смерти надоели выкрики зрителей: «Уберите эту тушу с поля», «да ты ослеп», «за сколько ты продался?» и «ты моего ребенка обидел!» Около 15 процентов матчей в юношеском спорте не обходятся без подобных грубостей со стороны родителей и тренеров — по сравнению всего лишь с 5 процентами пять лет назад. Это позорные перемены.
Ваш родительский пример влияет на будущее поведение вашего сына. Если он видит, что вы и сами несдержанны, словно испорченный ребенок, костерите арбитра или рефери, издеваетесь над игроками соперника, выходите из себя, когда дела идут плохо, он будет вести себя не лучше. Вам надлежит вспомнить, чего вы, собственно говоря, хотите для своего ребенка в спорте. В этом возрасте победа сама по себе мало что дает; важнее научить вашего сына справляться со своим возмущением, разочарована- ем и обидой. Это не значит, что вы должны преуменьшать или игнорировать его чувства в такие трудные минуты. Фактически никогда нельзя недооценивать, как плохо может быть вашему сыну, когда у него не получается что-то важное для него. Суть не просто в том, что он проиграл, но что он корит сам себя за поражение. Эта боль пронзает до глубины души. Дайте сыну выговориться, рассказать о своих переживаниях, и помогите ему осознать, что вся его жизнь так и будет состоять из череды побед и поражений. Отец должен рассказать о случаях, когда у него все получалось, и о других днях, когда его ждал провал. Тем самым он подает пример, как следует вести себя при обоих возможных исходах. Редьярд Киплинг в своем известном стихотворении «Если...» говорит об удачах и несчастьях, «которым в сущности цена одна» (перевод С. Маршака. — Примеч. пер.). И это мудро. Успехи не столь прекрасны, как выглядят, да и неудачи не так ужасны, как может показаться поначалу.
То, как вы, родители, реагируете на неудачи своих детей, способно улучшить или ухудшить положение. Мой друг Дик Корталс рассказывает случай из своей практики служащего собачьей выставки, где однажды был продемонстрирован правильный подход. На выступлениях собаки, получив от хозяев команду «стоять!», должны застыть, словно статуи, на восемь минут, причем их владельцы уходят с ринга. Судьи оценивают, насколько хорошо собаки держат позу в отсутствие хозяев. Так вот, минуты через четыре после начала Дик заметил, что одна собака в конце ряда, великолепная немецкая овчарка по кличке Джек, никак не может удержаться в стойке и постепенно оседает на землю. Ко времени, когда вернулся хозяин, бедный Джек окончательно распластался на животе, положив морду на лапы. Сразу же заметив разочарование в глазах хозяина, Джек не вставая, подполз к нему. Все ждали, что хозяин отругает пса за такое плохое выступление. Однако тот лишь наклонился, обхватил руками голову Джека и с улыбкой сказал: «Ну, ничего, Джек. В следующий раз у нас получится». Это был очень трогательный момент.
И здесь содержится урок для каждого отца, относящийся не только к спорту, но и ко всему прочему. Дети будут иногда нас разочаровывать. Это неизбежное приложение к процессу их взросления. И в таких случаях, к сожалению, зачастую нашим первым побуждением будет их облаять: «Зачем же ты это сделал?!» или «Как можно быть таким тупым?!» Но если нам хватит мудрости, мы вспомним, что это всего лишь неопытные маленькие человечки, какими мы когда-то были и сами. У нас бывают поводы сказать с любовью и сочувствием: «Ничего, сынок; в следующий раз у тебя получится».
Вот еще одна моя рекомендация, которая обязательно вызовет разногласия: я считаю большой ошибкой предлагать мальчишкам играть в командных играх против девочек. Социолог Джордж Джилдер объясняет, почему это так. Он убежден, что совместные занятия спортом лишь расстраивают и обескураживают мальчиков, которые послабее, и ничего не дают девочкам. Этот взгляд находится в противоречии с практикой, принятой во многих американских школах, где предпочитают совместное Физическое воспитание. Джилдер говорит: «[Это] такой идиотизм, который поразил бы любого антрополога, вышедшего из диких джунглей, чтобы исследовать особенности культуры и поведения американцев». Целиком и Полностью с ним согласен.
Спешу добавить, что девочкам возможность заниматься спортом нужна ничуть не меньше, чем мальчикам, что недавние усилия, предпринятые в Соединенных Штатах для того, чтобы распахнуть двери в спорт перед девочками и женщинами, были достаточно продуманными. Раздел IX федерального бюджета, требующий равного распределения средств на нужды каждого из полов, является удачным и полезным почином. Но в то же самое время мужчины по ходу дела потеряли нечто ценное: на протяжении столетий спорт был мальчишечьим царством. В гимнастических залах и на спортивных аренах они находили отдушину для разрядки своей страсти к соперничеству, а также источник для своего мужского самоопределения и личной гордости. Разумеется, такие перспективы для них ни в коем случае не закрылись, однако этот мир претерпел вторжение и в каком-то смысле уже никогда не будет прежним. В самом деле, сильный и слабый пол словно сговорились потягаться, кто кого.
В 1999 году, после того как американские женщины выиграли Кубок мира по футболу, журнал «Ньюсуик» от 19 июля вышел с огромной «шапкой» на обложке номера, провозглашающей, что «Женщины правят». Ее дополняла фотография мускулистой Брэнди Частин в момент победы над сборной Китая, когда футболистка вдруг сорвала с себя футболку, рухнула, сжимая кулаки, на колени и издала победный клич. В соответствующей статье внутри журнала заголовок пояснялся так: «С пригородных футбольных полей повсюду несется новый боевой клич — женщины правят». В ней также описывалась рекламная кампания, обыгрывающая тему «Я лучше», которая подразумевала вызов на состязание еще от одной футболистки победившей команды, Майи Хэмм, в адрес звезды НБА Майкла Джордана. Две суперзвезды сойдись в серии поединков в различных видах спорта — от тенниса до боевых единоборств, и Майя ни пяди не уступала Майклу. Рик Бертон, профессор Орегонского уни- верситета, высказался об этом так: «Вы видите, что рядом с величайшим кумиром американского спорта появляется эта женщина, утверждающая: „Я сильнее"».
В свое время я радовался победе США в этом футбольном матче — нет, в самом деле, мы с женой действительно смотрели его по телевизору и болели всей душой. Майя и ее соратницы по команде вполне заслужили все похвалы, которых удостоились за свои достижения. У меня, однако, остался какой-то неприятный осадок в связи с тем, как освещался этот матч. Противопоставление мужчин и женщин выглядит большой ошибкой. Объявляя, что «женщины правят», мы провоцируем вопрос, а над кем они, собственно, правят. Над мужчинами? Подразумевается, что мужчины «низложены», что бы это ни означало. Наша политически корректная культура на сотни ладов твердит юношам, что они неполноценны.
Как я изменил бы данную ситуацию, если бы имел такую возможность? Не знаю. В связи с этим я испытываю внутренний конфликт. Я — отец дочери, которая принимает участие в легкоатлетических и других спортивных соревнованиях, и я признаю ценность такого рода деятельности для девушек и женщин. Лет десять-двадцать назад организованный спорт не был для них доступен, и это было весьма прискорбно. Я просто хочу, чтобы больше было такого, что могут делать парни, выявляя свою Мужественность. Одна за другой исчезали точки приложения сил, зарезервированные исключительно за муж- Чинами, — не осталось уже почти ничего, что определяло бы мужественность как таковую. Сегодня даже война перестала быть специфически мужским занятием. Стодь многие аспекты нашей культуры стали унифицирован бесполыми! Не приходится удивляться, если мальчика так смутно себе представляют, что значит быть мужчиной.
С вашего позволения, я закончу главу автобиографическим рассказом Реймонда Ловетта, напечатанным несколько лет назад в журнале «Эсквайр». Я храню его в своем архиве, потому что он помогает понять, почему спорт и соперничество так важны для мальчишек. Надеюсь, у вас найдется время прочитать его.
Отсев
«Не отбивай в мою сторону. Пожалуйста, не отбивай в мою сторону», — беззвучно возопил я. Мой желудок услышал мой страх и болезненно сжался. Я надеялся на чудо, на то, что моя мольба каким-то таинственным образом повлияет на бэтсмена. «Спорю, что он отобьет влево — не надо, ой, не надо», — шептал я в свою ненадежную, одолженную на время перчатку. Я надеялся дожить до конца иннинга, так и не получив мяча.
Принятый в команду последним, я снова должен был играть «на правом ауте», в дальней правой части поля. Сегодня я вытерпел унижение получить назначение туда, несмотря даже на то, что в команде нас было всего семеро. Оставить в центре пустое место посчитали более безопасным, чем доверить играть на центральном ауте мне. Такая низкая оценка моих достоинств была скорее констатацией факта, чем злым умыслом, что лишь усиливало мой страх.
«Не отбивай мяч сюда, Бобби. Отбей в другую сторону» , — так и рвался я сказать мускулистому Бобби Бодману, единственному игроку на поле, способному отбивать как слева, так и справа, пока он раздумывал, что же выбрать. Он выбрал левостороннюю стойку. Когда он бил с левой руки, он обычно посылал очень высокий мяч в правый аут. Следующие несколько мгновений я содрогался от ужаса. Долго ждать мне не пришлось.
Бобби принял первую подачу. Я увидел, как мяч отскочил от биты, и следил за ним. Высокий мяч. Я услышал крики.
- Это тянет на полную пробежку, ты его конкретно зафигачил.
- Давай, Раймо.
- Раймо, прикрывай голову.
- Чуть назад, чуть вперед, чуть левей, чуть правей, — издевался кто-то.
Мяч уже снижается. Я возьму его. Прижимая свою неверную перчатку к груди, я кулаком свободной руки расправил ловушку и выжидал, пока мяч долетит до меня. Сейчас он падает позади меня. Назад, назад, назад. Я двигался вместе с ним. Встал. Приготовился ловить. В последнюю секунду траектория мяча снова начала уходить от точки встречи. Прогнувшись назад, я достал его перчаткой. Мяч подскочил и плюхнулся точно в ловушку, когда я кувыркнулся назад, прижимая перчатку к груди. Я вскочил на ноги.
- Я его поймал! Я взял его!
- Бросай его! Бросай! Сильнее!
Бодман уже почти добежал до третьей базы. Сделав разбег, я со всей силы метнул мяч полевому игроку лучшим способом, каким я только умел кидать бейсбольный мяч, — броском снизу. С большим недолетом до первого бейсмена мяч шлепнулся на землю и, немного прокатившись, замер. Пока первый бейс- мен бежал к нему, Бодман пересек черту основной базы. Полная пробежка! Смех был громким, а комментарии еще громче.
- Ты это видел, да?
- Ну и бросочек.
- Но какая у него рука, какая рука...
- Эй, Рамона, брось и мне разочек, — крикнул кто-то издевательски пискляво.
- Я... взял... его.
Взрывы смеха за каждым следующим словом были все оглушительнее; от растерянности я умолк.
- Да уж взял, это точно, — крикнул первый бейс- мен.
Я взял его. Мои язвительные критики и я сам настолько привыкли к моим промахам, что словно бы сговорились не признавать мою удачу. Они знали мою игровую биографию на правом ауте. Я был слишком уязвлен, чтобы защищаться.
- С таким броском ему только в «подковки» играть.
- Подкати мне мячик еще раз, Рамона.
Чем больнее мне было, тем сильнее я старался. Чем сильнее я старался, тем хуже играл. Я проклинал своих сестер. Они научили меня бросать мяч так, как бросали сами, — с нижнего замаха. Я уже не мог переучиться. Чем сильнее я старался, тем больше девчоночьего появлялось в моих движениях. Любая попытка бросить с верхнего замаха вызывала еще больше смеха. Я бросал всем корпусом и кистью руки, а локоть словно приклеивался к моему боку. Это выглядело уж совсем не по-мужски. Мне оставался лишь выбор между этими тщетными попытками и броском снизу. Я предпочел нижний замах и держался за него все это долгое, мучительное лето.
Когда надо мною смеялись, мне хотелось отомстить. Иногда мне хотелось всех их убить. Я мечтал, как буду мучать и пытать каждого из них, пока он не запросит пощады. Но злость моя была обманчивой. Из-за взрывов общего смеха на меня накатывало такое бессилие, что всякая жажда мести угасала. Я чувствовал себя слишком опустошенным даже для единственного удара кулаком.
Я сконцентрировал всю свою злость в одном мстительном стремлении. Я им покажу. На следующее лето вся местная команда будет держаться на мне, я стану новой звездой «Бойцов Саузенда».
По окончании сезона я купил себе розовый мячик за тридцать девять центов. Пока падали листья и кружился снег, я бросал свой розовый мячик вверх, ловил его и снова бросал. Подстегиваемый мучительной тоской презренного игрока правого аута, я тренировался.
Здесь, у стен родного дома, я обнаружил, какой у меня на самом деле бросок. Суть была в том, чтобы отводить руку назад в замахе. Если я отводил руку назад, я мог бросить дальше. Я научился бросать мяч круговым движением руки. Я синхронизировал движение руки и всего тела. Я тренировался каждый день. И у меня получилось. Я добился своего. Я научился бросать с верхнего замаха.
Меня восхищало мое новое умение. Я блистал в одной воображаемой игре за другой, потом стал звездой бейсбола. Не выходя из дому, я брал самые трудные мячи на каждом из полей Высшей лиги, спасал команду в безнадежных ситуациях, выбивая мячом самых быстро бегущих игроков противника, которые теперь по себе знали, какой у меня бросок. Базой был простенок меж двух окон нашего дома с высокой крышей. Это место даже покрылось грязью от снега: столько раз я метко выбивал мячом игроков противника, надеющихся добежать до базы.
В дополнение к моим новым умениям бросать и ловить мяч я обзавелся собственной перчаткой. Будучи в гостях у дяди, я подобрал ее во дворе. Когда-то светло-коричневая, она почти начисто лишилась набивной подкладки на пальцах, и еще меньше того оставалось на ловушке; не было у нее и перепонки между большим и указательным пальцем. По правде, она больше смахивала на рукавицу лыжника, чем на бейсбольную перчатку. Но показалась мне подходящей. Когда я попросил отца поговорить с дядей, чтобы тот отдал перчатку мне, отец отказался. Я сказал, что заплачу за нее. Он опять отказался.
— Получишь перчатку, когда научишься играть.
В приступе храбрости, порожденной отчаянием, я пошел к дяде и попросил его. Он отдал перчатку.
По пути домой я купил льняного масла. Промасливая мою перчатку, я снова пришел в восторг: теперь меня ничто не остановит. Схватив свой розовый мячик, я отправился на воображаемое поле Фенвея. Масло просачивалось сквозь ветхую кожу, липнущую к моей ладони. Розовый мячик бил по руке очень больно. Я подавил страх, что с жестким мячом боль может оказаться еще сильнее. Никакая боль не могла помешать моей победе. Я освоил бросок с верхнего замаха, отлично ловлю мяч, у меня верная рука, а теперь еще есть и собственная бейсбольная перчатка. Стоя под свесом крыши с розовым мячиком в промасленной перчатке, я уже видел себя в звездной роли среди «Бойцов Саузенда».
В своих мечтах я пережил каждый миг моего первого выхода на поле. Я куплю себе бейсбольную кепку. Приеду на велосипеде, с перчаткой на руле. Я не опоздаю. Вот я разминаюсь перед игрой. Я выиграю забеги. Я не сделаю ни одной ошибки на поле, буду ловить все мячи, которые полетят в мою сторону, и покажу, какая у меня рука, — сильными и точными бросками. У меня появятся друзья среди других игроков. Никто не будет надо мной смеяться. Меня не пошлют играть на правом ауте.
Мое воображение не упускало ни одной детали. Я видел синее небо, видел, как и где я стою, как свирепо отбиваю нижние мячи, как быстро бегу к базам. Я ощущал атмосферу дружбы в нашей команде, атмосферу шуток и восхищения искусством и смелостью друг друга. Я видел себя в форме: восьмой номер, третий у биты. В какой-то момент я даже видел счет нашей первой игры; я сделал три очка за четыре (дважды две базы и один раз одну), четыре индивидуальных очка. Я знал, как буду одет в этот день, знал, что съем на завтрак. Я вдыхал на поле глотки весеннего ветерка, предвидел, что земля в центре будет слегка влажной, а главное — что я буду счастлив, так счастлив.
Я принялся следить за доской объявлений с первого марта. Мои одноклассники — Мак и Генри начали говорить о первой тренировке и команде с середины марта, но не со мной. Я задавал вопросы. Они не отвечали. Или давали ответ как бы друг другу. Они игнорировали меня, возрождая мои чувства игрока на правом ауте.
В понедельник четвертого апреля я после школы увидел, что Мак и Генри садятся на велосипеды с бейсбольными перчатками на руле.
— Куда вы едете? — прокричал я вслед. Они не услышали. Меня пронзил страх: «Уже сегодня?»
Я бросился в школу, взлетая по лестнице через две, потом через три ступеньки, и подбежал к доске объявлений. Глядя на море разномастных листочков, я увидел его. Написанное карандашом на маленькой оранжевой карточке и прикрепленное кнопкой в самой середине доски, объявление гласило:
Набор в команду Бойцы Саузенда 14 лет и моложе Понедельник 3:30 - Южный парк Б.Каммингс, тренер
«Как я мог его пропустить?» — запаниковал я. — «Бегом! бегом!» Два километра до своего дома я пробежал со всей скоростью, на которую был способен, только раз остановившись по пути, чтобы перевести дыхание. Я нигде не мог найти свою перчатку. Уже придя в отчаяние, я вспомнил, куда кладу ее каждый вечер — себе под подушку. Великий Джо Димаджо, по-моему, именно он, спал с перчаткой под подушкой, когда еще был мальчиком. Кто спит со своей перчаткой под подушкой, сильнее хочет играть и становится лучшим игроком. Схватив перчатку, я на приличной скорости направился на поле.
Я полностью выбился из сил, но опоздал всего лишь на несколько минут. Я вбежал через правые ворота и, едва приблизившись к правому ауту, перешел на трусцу. На траверзе основной и первой базы я просто одеревенел, а все мои надежды в одночасье рухнули. Я посмотрел в сторону основной базы и увидел тренера. Мак, Генри и остальные разминались.
Я ощутил себя одиноким, испуганным, несчастным. Моя биография на правом ауте давила на меня. Набежавшая волна сомнений утопила мои надежды и поумерила мой пыл. Пустынное одиночество вечного — в любой дворовой команде — игрока на правом ауте так просто с себя не стряхнешь. Стоя там, я пытался забыть обо всем. Но не смог. Страх поражений прошлого лета боролся с надеждами моих зимних тренировок.
Я сильно потряс головой и побежал, пытаясь убить в своем воображении игрока на правом ауте. «Это же новый сезон!» — прикрикнул я на свою игровую биографию.
«Нужно ли мне поприветствовать тренера? Нет. Пока он не взглянет прямо на меня». Я скинул с себя куртку, положил ее на скамью и направился к левому ауту.
- Эй, пацан, а ты куда?, — спросил меня тренер.
- Вон туда. На левый аут. Тренироваться.
- Ты пришел для отбора в команду?
-Да.
- На какой позиции ты обычно играешь?
- Я-то? Я играю вот тут. Там. Ну, в основном, на ауте.
Он посмотрел на меня и ничего не сказал. Его взгляд заставлял говорить дальше.
- Вон там, — я показал в сторону правого аута.— Я игрок на правом ауте.
- адно, — сказал он.
- Один взгляд тренера — и я снова оказался на правом ауте.
Тренер отбил мяч игрокам аута, очень высоко и далеко, это был самый высокий и дальний мяч, какой я только видел. Я никогда еще не ловил такой высокий мяч. Смог бы я взять такой? Я следил за другими кандидатами, каждому из которых тренер отбивал по шесть-семь мячей. И каждый ловил их с легкостью. Один паренек упал, но все остальные принимали каждый мяч и бросали его в соседа, показывая, какой у них бросок. Я был следующим.
Стоя в ожидании момента, когда тренер отобьет мне первый мяч, я хотел только снова оказаться под свесами родной крыши. Мяч был высокий. «Такой высокий и такой ближний», — подумал я. Я побежал вперед и еще вперед, и еще, быстрее, теперь на полной скорости. Нырнул. И взял его.
— Хорошая скорость. Прекрасный прием мяча, — сказал тренер.
Я промахнулся по следующим двум мячам и выронил третий, перечеркнув свой первый удачный результат. Хотя я бросал со всей силы, мячик летел недалеко. Он не был розовым.
На тренировке с битой я пропустил первые три подачи, отбил один мяч слишком низко, сделал две легких для противника «свечки» и зафолил около дюжины мячей. Все шло совсем не так, как я планировал.
Ожидая на левом ауте конца тренировки с битой, я пытался вклиниться в оживленный разговор о расписании игр, времени тренировок, о том, кто будет пит- черами на первой игре и о позициях игроков. Когда Генри сказал мне, что двух кандидатов отсеют, страх оглушил меня. Мой энтузиазм сразу засох, как и моя глотка. Я начал высматривать двух игроков, которые бы были еще хуже, чем я. Не найдя явных слабаков, я стал преувеличить их мелкие недочеты. Я беззвучно подсказывал тренеру:
«Взгляни на этого, он поздновато замахнулся. У того парня лишний вес. Он не может отбивать нижние подачи. По-моему, он слишком вялый».
К концу тренировки я понял, что тщетно пытаюсь уклониться от взгляда тренера. Кажется, он постоянно смотрел на меня. Вскоре я был кивком головы подозван для разговора. Тренер, этот сорокапятилетний гигант, настоящий игрок «Мировойсерии», легонько положил на мое плечо свою волосатую лапу. Я страстно мечтал очутиться в любом другом месте. С видимым усилием закаленного в боях человека, старающегося говорить мягко, тренер объяснил мне, что может взять в команду только пятнадцать человек. «Тебя среди них нет».
Он смотрел на меня, а я на него. Он начал говорить что-то еще. Я перебил его, сказав самую большую ложь за все свои двенадцать лет, за всю свою жизнь. Собрав жалкие остатки холодного мужества в моей надломленной душе, я произнес: «Понимаю. Все в порядке». Слезы распирали мои глаза изнутри.
«Не плачь. Только не плачь».
Я скрыл свое всепоглощающее желание провалиться сквозь землю под показной небрежностью. Я прошелся к другому краю основной базы, подобрал свою перчатку и, всеми силами сохраняя выдержку, направился к питьевому фонтанчику. Я ощущал на себе пристальный взгляд всего мира. У фонтанчика я обернулся. Никто на меня не смотрел. Я прошел за трибуны и пролез под забором. Я бросился бежать, продираясь сквозь заросли на тропинку, ведущую к моему дому. Я бежал быстро, очень быстро, еще быстрее. Мыслей у меня не оставалось, я бежал наперегонки с отчаянием. Выдохшись, я остановился. Сердце мое билось так же отчаянно, как отчаянно я чувствовал горе.
Я сел. Потом лег на траву. Я смотрел прямо на солнце, мечтая ослепнуть. Желудок сжался.
Выступила маленькая слеза. Я пытался удержать ее, но за ней последовали другие. И вот они полились, они хлынули, прорвавшись через рухнувшую плотину. Я старался остановиться, но я плакал. Мое тело сотрясалось от прокатывающихся по нему волн горьких чувств: ярости, злости, разочарования и непереносимой обиды. Моя мечта была убита. Мои надежды находились при последнем издыхании. Я не мог унять рыданий.
Это была расплата за слишком страстную мечту, за стремление к недостижимому. Прошло еще долгое время, прежде чем я смог понять, что этот отказ, эта отрицательная оценка относилась только к моим бейсбольным способностям, а не ко мне самому. Горькие муки отверженного подростка не давали мне увидеть эту спасительную разницу.
Хотел бы я, чтобы этот урок — урок о том, что суждения других людей о моих способностях или возможностях не есть суждения о моем личном достоинстве, — был мною усвоен на всю жизнь. Но этого не произошло. Я все равно путаю оценки моих достижений с оценками меня самого. Но теперь я знаю, что могу это пережить. Теперь я больше не мучаю себя так сильно и так долго. Порой, когда жизнь разбивает мои мечты, я предпочитаю мудрость Буратино всем оценкам тренера Каммингса. Неунывающий Буратино, даже не задумываясь, что у него такой нос, всегда мог сказать с гордостью: «Я такой, какой есть». И этого достаточно.
Вопросы и ответы
Мой сын в седьмом классе хотел попасть в баскетбольную команду, но его не взяли. Джоша это так обидело и расстроило, что он с тех пор забросил спорт. А ведь этот мальчик - прирожденный спортсмен и мог бы показать себя в нескольких видах спорта, но теперь ему не хватает уверенности в себе, чтобы хоть попробовать. Есть у вас какие-то предложения?
Несколько лет назад великий бейсбольный питчер Орел Хершизер был в гостях на нашей радиопередаче и рассказал историю о своем первом опыте участия в соревнованиях. Возможно, вам стоит пересказать эту историю своему сыну в качестве отправной точки для разговора о том, что нужно не сдаваться.
По словам Орела, даже в старших классах школы у него была очень впалая грудь, так что он мог плечами «обхватить баскетбольный мяч». Он охарактеризовал себя как «классического недоноска», который не может рассчитывать на внимание девочек и сам себя ненавидит. Однако это тот самый человек, которого Томми Ласор- да — менеджер «Лос-Анджелесских доджеров», позже прозвал «бульдогом» за его решимость бороться до конца. Благодаря чему он из побежденного превратился в победителя? Как говорит сам Орел, все дело в том, что он не сдавался. Он просто продолжал свои попытки. Орел сказал мне о своей уверенности в том, что он, если бы у него ничего не получилось в бейсболе, добился бы успеха в каком-нибудь другом виде спорта, потому что всегда был «трудягой и работягой», деятельным энтузиастом.
Та же самая решимость может сделать из вашего обескураженного подростка будущего чемпиона. Существует что-то, что должно у него получаться. Выясните, что — может быть, с помощью тренера — и призывайте его заняться этим. Из него, возможно, не получится «Лучшего игрока» в «Мировой серии», как Орел Хершизер, но, опять же возможно, что еще и получится.
Из моих троих сыновей средний выглядит каким-то более «потерянным», чем другие двое. Может ли это быть как-то связано с его положением в семье?
Не всякому ребенку, имеющему старших и младших братьев или сестер, бывает труднее найти себя, но иногда это случается. Трудность для него заключается в том, что ему не достается ни статуса старшего сына, первенца, ни того внимания, которое уделяется самому младшему. Едва он выходит из ползункового возраста (или чуть позже), как на его место в семье претендует этот прелестный новорожденный, отнимающий у него маму. Не приходится удивляться, что средний сын чаще других задается вопросом: «Кто я, и где мое место в жизни?»
Я посоветовал бы вам постараться, чтобы возможность найти себя появилась у всех ваших сыновей, но особенно у среднего. Предлагаю вам две рекомендации, которые могут оказаться полезными. Во-первых, в течение нескольких недель уделяйте особое внимание каждому из ваших сыновей поочередно. Вы можете сыграть с ним в мини-гольф или баскетбол, сходить на кегельбан, поужинать где-нибудь вместе, просто отправиться на каток. Не суть важно, что вы будете делать, коль скоро это будет то, что нравится именно этому сыну, и участвовать в этом будет не вся семья, а только вы вдвоем. Право выбора здесь предоставляется тому сыну, чья очередь подошла. Во-вторых, предложите каждому из сыновей придумать свой собственный флаг, который потом можно будет изготовить из какой-нибудь ткани. Такой флаг вы станете Вывешивать во дворе по особым для этого ребенка дням, Например в день рождения, или когда он получит в школе отличную оценку. Возможны и другие способы осуществления того же замысла.
И еще раз, главная цель — спланировать такие шаги, которые подчеркнут индивидуальность каждого ребенка, выделят его из общей категории. Некоторым средним сыновьям в семье такое выделение бывает просто необходимо. Возможно, ваш сын принадлежит к их числу.