|
Уязвленный дух 2
При том множестве проблем, связанных с ролью мужчин в обществе, не приходится удивляться, что многие родители и учителя не понимают как воспитывать мальчишек.
Цель предлагаемой читателем книги - помочь родителям заложить в своих сыновей основы характера будущих мужчин, которые станут честными, добрыми, достойными людьми.
Рассматривая влияние телерекламы, пропаганды гомосексуализма и феминизма в масс-медиа, автор отмечает принципиальные особенности воспитание мальчиков в нашу "постмодернистскую" эпоху.
Ле-Бланк приводит далее потрясающие выдержки из беседы с мальчиком по имени Эндрю, который находился в нижнем слое пирамиды: «Сначала народ дразнил меня, потому что я действительно умный, — отметил Эндрю, считая эту причин- но-следственную связь самоочевидной. — Я все время читал. Я читал на всех уроках математики». Тогда, в средней школе, компанию ему составляли Том Кланси (американский писатель, род. в 1947 г. — Примеч. пер.), а также лучший друг Эндрю, с которым можно было поговорить обо всем на свете. По словам Эндрю, сейчас дело обстоит лучше, потому что в старших классах он поддерживал отношения с «чудаками». Однако типичный день в школе, который Эндрю описывает, отнюдь не наводит на мысль об улучшении — если уж его переворотом бросили на кучу классных досок и засунули головой в мусорный бачок. На школьной дискотеке в присутствии учителей и полиции некто Н. оторвал Эндрю от земли и оборвал ему карманы джинсов. «Меня называли то педиком, то слабоумным», — рассказывает Эндрю. Одна девушка, с которой он дружил, теперь, завидев Эндрю, говорила: «Ой, нет, уйди отсюда, кому ты нужен!» Эндрю вступил в команду бегунов по пересеченной местности, но, когда дело дошло до забегов на местности, на него посыпались неудачи. На следующий год он забросил секцию, хотя любит спорт. Недавно его и еще нескольких подростков временно исключили из школы по подозрению в употреблении наркотиков. По словам Эндрю, он всегда был круглым отличником, но теперь вместо оценок «А» получает в основном «С» и «Б». Он не усматривает связи между тем, как его третируют, и этими переменами в своей жизни. Родителям он ничего не говорит. По словам Эндрю, те уверены, что у него хорошие отношения с одноклассниками. «Я пытался все это объяснить родителям, — говорит Эндрю, — а они отвечали: „Да будет, у тебя ведь куча друзей". Ну, я вообще-то так не думаю. Им этого не понять». Однако это понимают его друзья среди изгоев. Один из них — Рэнди Так, недоросль метр шестьдесят ростом, с копной нечесаных волос и багровыми от прыщей щеками. Он спас Эндрю от «водоворота» (два школьника хотели опустить того за лодыжки головой в унитаз). Эндрю говорит, что остракизм «нагнетает внутри напряжение. Иногда можешь здорово разозлиться из-за чего-то, что на самом деле того не стоит; это вроде как последняя капля». Он в состоянии понять убийц, Дилана Клеболда и Эрика Гарриса, ведь их мучениям конца не было видно, однако сам Эндрю остается оптимистом. В конце концов, есть и такие люди, у которых вообще нет друзей. Не так уж трудно понять, почему мальчики с уязвленным духом — «уроды», «дегенераты», «подонки», «хорьки и «слизняки» — способны под этим невыносимым давлением сорваться и причинить несоразмерный вред другим людям. Я, разумеется, их не извиняю и не оправдываю того, что они делают. Большинство школьников проходят через этот трудный период, не прибегая к кровавому насилию. В некоторых, однако, вселяется такая ненависть, что они начинают стрелять не только в своих обидчиков, но и во всех, кого видят. Затем они обращают оружие на самих себя в качестве завершающего акта этой ненависти к другим и к себе. Практически в каждом случае очередной вспышки насилия в школах малолетние преступники были объектом насмешек и издевательств со стороны сверстников. Как заметил Эндрю, именно так обстояло дело в Колумбайнской школе города Литлтон, штат Колорадо, в тот трагический апрельский день 1999 года. Двенадцать учеников и учитель расстались с жизнью, перед тем как два семнадцатилетних преступника совершили самоубийство. Хотя они несут полную ответственность за эту кровавую бойню, нельзя, изучая привходящие обстоятельства, не отметить, что они подвергались остракизму со стороны своих более популярных одноклассников. Когда убийцы начали стрелять, Клеболд, как сообщают, крикнул: «Это всем вам, кто над нами издевался». Гаррис добавил: «Твои дети меня оскорбляли. Они унижали меня. Они все умрут [та-та-та-та], они все умрут. Я — Бог, и я решаю, что правильно». Очевидно, подавляемый гнев вырвался наружу и стал причиной гибели многих людей. Такой ход событий становится типичным. Еще один ключевой фактор — это господство насилия в средствах массовой информации, которые учат детей ложным способом решать проблемы со своими мучителями. Подростки, включая тех, у кого уязвлен дух, каждый день видят, как убивают — отравляют, калечат, обезглавливают, режут, давят и взрывают. Это встречается везде — от театра и кабельного телевидения до музыкальных видеофильмов и Интернета. Несколько лет назад одним из самых популярных фильмов стал «Крик», снятый на студии «Мирамакс», которая, как ни печально об этом говорить, является дочерней компанией корпорации «Уолт Дисней». Фильм начинается со зверского убийства юной девушки. Затем ее выпотрошенное тело остается на бельевой веревке, чтобы там его нашла мать девушки. Миллионы подростков посмотрели этот фильм в годы, когда были наиболее впечатлительными. С тех пор вышли «Крик-2» и «Крик-3». Спасибо тебе, корпорация «Дисней», за наших детишек. Твой основатель перевернулся бы в гробу, узнай он, что ты творишь, прикрываясь его добрым именем. Так что давай, не тушуйся. Греби деньги и крути бизнес. Но запомни при этом, что кровь невинных жертв навсегда обагрила твои руки. Меня глубоко возмущают это духовное растление и эксплуатация детей, которые осуществляют президент корпорации «Дисней» Майкл Айзнер и другие магнаты кино и телевидения, нацеливаясь на самых впечатлительных среди нас. Учитывая распространенность сцен насилия в масс-медиа, с какой стати нам удивляться, что дети, за все время своего детства достаточно на это насмотревшиеся и об этом наслушавшиеся, иногда прибегают к насилию? Детей учат, что насилие — единственное, что остается, когда тебя оскорбляют или не дают жить. «Давай, — кричат они, когда подвергаются издевательствам, — посмотрим, чего ты стоишь!» — и добавляют «та-та-та-та» из автоматической винтовки. Многие люди возлагают вину за бойни в школах на относительную доступность оружия, что заставляет их со всей страстью участвовать в крестовом походе против пистолетов и автоматов. Нет сомнений, что подростки и оружие — смесь взрывоопасная, но это еще не объясняет всего, что происходит в наши дни. Рабби Дэниел Лапин, президент движения «Возврат к традициям», заявил, что было время, когда мальчики в большинстве американских школ приносили с собой на уроки ружья. Они оставляли их в раздевалке до середины дня, а потом забирали назад и шли охотиться. С оружием не было проблем. Сейчас мы имеем разгул насилия почти в каждой школе, но не из-за того, что оружие изменилось, а из-за того, что изменились школьники. А почему они изменились? Потому что поп-культура учит их, что насилие — признак мужественности. Разве не прибегал к насилию Сильвестр Сталлоне в «Рэмбо»? Разве не прибегал к насилию Брюс Уиллис в «Крепком орешке»? А Арнольд Шварценеггер в «Коммандо»? Разве не учатся наши дети на этих ролевых примерах мстить всем и убивать всех, кто встанет у них на пути? Родителям очень трудно оградить свою семью от такого культа насилия. Это все равно что пытаться остановить ливень. Тем не менее, мы должны насколько возможно беречь от него наших детей, особенно пока они еще совсем юные. Четыре уважаемые национальные организации усматривают связь между насилием по телевидению, в видеоиграх, музыке, кинопродукции и ростом насильственной преступности среди детей. Это Американская медицинская ассоциация, Американская академия педиатрии, Американская психологическая ассоциация и Американская академия детской и подростковой психиатрии. Их совместное заявление, в частности, гласит: «Эффекты [показа насилия] поддаются измерению и сохраняются на долгое время. Более того, при продолжительном ознакомлении со сценами насилия в масс-медиа происходит притупление эмоциональной восприимчивости по отношению к насилию в реальной жизни». Еще с более суровым предупреждением выступила отдельно Американская академия педиатрии. Сообщивший о нем Стив Рубенштейн из «Сан-Франциско кроникл» написал: «Папы и мамы, выключайте телевизор, ведь под угрозой здоровье ваших малышей. Дети в возрасте до двух лет не должны смотреть телевизор: это может нарушить „нормальное развитие мозга", как сказано в новом обращении, сделанном на этой неделе Американской академией педиатрии. „Педиатры должны призывать родителей не допускать, чтобы дети младше двух лет смотрели телевизор. Исследования развития мозга в раннем возрасте показывают, что младенцам и малышам для нормального развития мозга жизненно важны прямые контакты [с людьми]", — сказано в этом обращении». В статье далее отмечено: «В предыдущих выпусках издаваемого Медицинской ассоциацией журнала «Педиатрия» доктора предостерегали, что просмотр телепередач детьми может привести к агрессивному поведению, ожирению, апатии, замедлению обмена веществ, затормаживанию воображения, к запорам и даже к смерти — в случае, если телевизор опрокинется и упадет на ребенка. Однако ассоциация впервые призывает к прямому запрету. Исследования также показывают, что среднестатистический ребенок за год встречает в телепередачах 14 000 упоминаний сексуальных действий и ежегодно поглощает в остальных средствах массовой информации рекламы алкоголя на 2 миллиарда долларов. Здравый смысл еще десятки лет назад подсказывал нам, что регулярная демонстрация сцен насилия и потоков льющейся крови вредна для детей, но лишь недавно появились достаточно солидные научные подтверждения этого. Ныне авторитеты в области науки о детях пришли к единодушному выводу. Индустрия развлечений ставит наших детей под удар. Реакция Голливуда, к сожалению, лишь немногим отличалась от равнодушного зевка. О сексе и насилии в масс-медиа мы подробнее поговорим в следующей главе. Позвольте мне сейчас предложить матерям и отцам детей, дух которых уязвлен, несколько советов, что можно в этой связи предпринять. Как я уже говорил, в последние тридцать лет я призываю родителей и учителей активно вмешиваться в ситуации, когда детям причиняется такого рода вред. Одна из самых важных обязанностей родителей заключается в охране психического и физического здоровья детей. Вам и в голову не придет позволить кому-то физически повредить им, коль скоро в ваших силах это предотвратить. Почему же тогда вы готовы стоять в стороне и молчать, когда дух вашего мальчика или девочки сминают и калечат? Ущерб для самооценки человека, нанесенный в подростковом возрасте, может сказываться на протяжении всей остальной жизни. Как учитель, я недвусмысленно разъясняю своим учащимся, что не потерплю издевательств над слабыми. Если кто-то из моих учеников все-таки вознамерится третировать другого моего ученика, ему придется иметь дело со мной. Мне хотелось бы, чтобы все взрослые заняли ту же позицию. Когда твердый и любящий учитель приходит на помощь самому презираемому ребенку в классе, в эмоциональной атмосфере комнаты происходит некая драматическая перемена. Словно бы каждый ребенок испускает явственно слышимый вздох облегчения. В головах малышей проносится одна и та же мысль: если этому ребенку не грозят насмешки, значит, и я в безопасности. Защищая наименее популярного ребенка в классе, учитель демонстрирует, что уважает всех и встанет на сторону каждого, с кем обращаются несправедливо. Дети любят справедливость, и им очень неуютно в жестоком и нечестном мире. Поэтому, когда мы учим детей доброте и уважению к другим людям, отстаивая правила цивилизованного и корректного поведения в наших школах и домах, мы закладываем основы доброты и человечности в мире будущих взрослых. Как ни печально, сегодня во многих школах господствует совсем иная философия. И это нуждается в изменении. Не говорите мне, что мы, взрослые, не в силах положить конец насмешкам детей друг над другом. Конечно, мы в силах. Мы знаем, кто из детей беззащитен. Мы в состоянии их спасти. Нам просто нужна решимость вмешаться, когда мы видим, что ребенок в беде. И наша важнейшая обязанность — сделать это. Здесь начинается сложная часть дела. Когда вы трудитесь за кулисами, защищая своего ребенка от жестокого обращения, не позволяйте ему почувствовать себя жертвой в более широком смысле, нежели данная конкретная ситуация. Очень легко создать у мальчика впечатление, будто бы весь мир обратился против него. Такая универсальная привычка ощущать себя жертвой чрезвычайно деструктивна. Она парализует личность и заставляет в отчаянии опустить руки. Коль скоро ребенком овладела коварная мысль, что он не может победить, что он рожден для поражений, — он морально уничтожен. Его воля к преодолению трудностей подавлена. Говорите со своими сыновьями не о большом мире, который к ним несправедлив, а просто научите их, как найти выход в данной, отдельно возникшей ситуации. Надеюсь, это предельно ясно. Никогда не давайте своему ребенку подумать, будто вы считаете, что он обречен быть неудачником и изгоем. И он поверит в себя! Мы должны также распознавать детей и подростков, которые, возможно, испытывают чувства ненависти к себе или таят глубокую обиду и гнев. Вот симптомы, за которыми надо следить: ребенок гипертрофированно реагирует на пустячные огорчения, боится новых для него социальных ситуаций, пробует употреблять наркотики или алкоголь, страдает нарушениями сна или аппетита, пребывает в крайней изоляции, отстраненности от мира, грызет ногти, не умеет заводить друзей, не интересуется школьными делами, третирует других Детей. Следите также за признаками суицидных намерений. Проявляйте особую бдительность, когда ребенок, высказывавшийся на тему самоубийства, неожиданно становится беззаботным и счастливым. Иногда это означает, что он решил не противиться своей тяге к смерти и прекратил внутреннюю борьбу с тем, что раньше его беспокоило. В любом из перечисленных случаев я призываю вас обратиться за профессиональной помощью для таких детей. Не утешайте себя уговорами: мол, «с возрастом это пройдет». Ваш малыш может отчаянно нуждаться в помощи. Не упустите возможность ее предоставить. Все эти замечания относились к подросткам; давайте теперь поговорим о младших детях. Раньше принято было считать, что для большинства детей детство — счастливая и беззаботная пора. Теперь это изменилось. По словам доктора Арчибальда Харта, психолога и писателя, в наши дни мы все чаще встречаем признаки серьезной депрессии у детей, даже у таких маленьких, как пятилетние1. Если ребенок в возрасте от пяти до десяти лет находится в депрессии, у него могут появляться признаки апатии: скажем, он не хочет по утрам вылезать из кровати; бесцельно слоняется из комнаты в комнату; не выказывает ни малейшего интереса к вещам, от которых, будучи в норме, должен был бы прийти в восторг. Нарушения сна и жалобы на пищеварение также служат предупреждающими сигналами. Другими симптомами могут быть прямые проявления гнева, враждебности, беспричинные вспышки ярости. Скажем, он вдруг, без предупреждения, набрасывается на людей или даже на окружающие предметы. Если вы подозреваете, что у вашего ребенка депрессия, вы должны помочь ему выразить чувства огорчения или разочарования словами. Постарайтесь, чтобы ребенок всегда мог рассчитывать на то, что вы его внимательно выслушаете, не высказывая поспешных суждений и не преуменьшая значения выраженных им чувств. Если ему удастся просто высказаться, это уже многое даст для изменения его депрессивных настроений. Но самое главное — вам нужно выявить коренную причину его огорчений. Ответом на этот вопрос может оказаться то, что происходит с вашим ребенком в школе. И наконец, я обращусь к словам журналистки Кэтлин Паркер, чтобы дать заключительную рекомендацию о том, как вырастить здоровых мальчиков в нашем мятущемся мире. Она говорит, что это можно сделать, если вы «будете рассудительными, проницательными и внимательными. Позаботьтесь, чтобы мальчики не слишком часто видели сцены насилия; будьте на месте, когда они возвращаются из школы; помогайте им делать домашние задания; расспрашивайте их, как прошел день; если нужно, дайте им выплакаться; поддерживайте их, когда им плохо; помогайте им осознать имеющиеся возможности; научите их осторожно обращаться с оружием, если оно у вас есть; хвалите за хорошее поведение; установите осмысленные наказания за неприемлемое поведение; предъявляйте разумные требования; выражайте свои нравственные императивы; общайтесь с их учителями; [и] обнимайте своих детей, когда только представится случай. Не требуйте от них быть мужчинами, пока они всего лишь маленькие мальчики, но показывайте им, как ведут себя настоящие мужчины, проявляя то качество, которое в нашем обществе, кажется, исчезло: искусство властвовать собою. Это величайший дар, и это проще, чем квантовая теория. Это просто значит быть хорошим отцом». Вопросы и ответыДайте мне, пожалуйста, какие-то более конкретные советы о том, как мне определить, не может ли мой сын совершить самоубийство? Совет по исследованиям семьи (Family Research Council) Предлагает перечень контрольных вопросов для проверки, который может оказаться вам полезен. Задайте себе такие вопросы: - Имеют ли место серьезные изменения в характере и чертах личности вашего сына?
- Нет ли у него затруднений с девушками? Может быть, ему трудно находить общий язык с друзьями, с родителями? Не отдалился ли он от людей, с которыми раньше был близок?
- Не снизилось ли качество его учебы в школе? Например, не перестал ли он удовлетворять собственным или чьим-то еще стандартам в том, что касается школьных отметок?
- Можно ли сказать, что он все время скучает, испытывает затруднения с концентрацией внимания?
- Склонен ли он к бунтарству, необъяснимому и драматичному поведению?
- Испытывает ли он затруднения в связи с серьезными переменами в жизни, такими как переезд в другой город, отделение от родителей?
- Убегал ли он из дома?
- Употребляет ли ваш подросток наркотики и/или алкоголь?
- Жалуется ли он по поводу головных болей, болей в животе, других симптомов, которые могут как быть, так и не быть реальными?
- Изменились ли его привычки в том, что касается сна или еды?
- Нет ли в его внешности изменений к худшему?
- Не раздал ли он что-то из самых ценных своих вещей?
- Пишет ли он рассуждения или стихи о смерти?
- Говорит ли он, пусть в шутку, о самоубийстве? Употребляет ли такие выражения, как: «это последняя капля», «я этого больше не вынесу» и «никому до меня нет дела» (в четырех случаях из пяти суицидальной смерти предшествуют угрозы убить себя)?
- Пытался ли он в прошлом совершить самоубийство?
Если вы отмечаете в своем сыне соответствие каким-то из этих характеристик, я призываю вас немедленно обратиться за профессиональной помощью для него. Во многих случаях самоубийство становится для недоумевающих родителей громом с ясного неба. Вы достаточно мудры, чтобы сохранять бдительность в отношении признаков и симптомов, которые могли бы пройти незамеченными. Прочная и заботливая семья — это и есть самое эффективное средство профилактики, профилактики не только самоубийств, но и большинства других видов антисоциального поведения. К сожалению, миллионы детей как раз и лишены такой семьи. Мой сын недавно начал водить знакомство с какими-то хулиганами, и они научили его курить марихуану. Он не отрицает, что курит ее, так как утверждает, что это, якобы, безвредно. Не могли бы вы сообщить мне, как фактически обстоит дело? Ваш сын получил неправильную информацию, которая распространяется теми, кто выступает за легализацию марихуаны. Это ложь. Доктор Гарольд. Вот, старший психиатр фонда Меннингера (город Топика, штат Канзас), вносит в этот вопрос ясность. Он сообщает, что, во-первых, пять сигарет с марихуаной оказывают такое же канцерогенное действие, как сто Двенадцать обычных сигарет. Во-вторых, те структуры Мозга, которые отвечают за высший уровень таких функций личности, как сосредоточенность, концентрация внимания, творческие способности, обучаемость и концептуальное мышление, в подростковом возрасте все еще Продолжают формироваться. Постоянное употребление марихуаны в этот период замедлит нормальное развитие соответствующих клеток мозга. В-третьих, проведенное в Колумбийском университете исследование показало, что у курящих марихуану женщин происходит резкое увеличение количества повреждений в ДНК, хромосомном носителе наследственности. Было ТЭ.КЖ6 обнаружено, что репродуктивные яйцеклетки особенно уязвимы для вредного действия марихуаны. В-четвертых, еще одно исследование ученых из Колумбийского университета выявило, что у людей, в течение года выкуривавших по единственной сигарете с марихуаной в день, количество белых кровяных клеток (лейкоцитов) уменьшается на 39 процентов ниже нормы, из-за чего выходит из строя иммунная система, и человек становится мишенью для инфекций и разнообразных недугов1. Курение марихуаны — опасное хобби. Сомневаюсь, что ваш сын будет удовлетворен этим ответом, хотя сообщить ему эту информацию в любом случае необходимо. Вероятно, его намерения в большей степени обусловлены влиянием со стороны сверстников, нежели его верой в безвредность марихуаны. Опасность заключается в том, что он «переквалифицируется» с травки на то, что сильнее действует и вызывает более сильную наркозависимость. На вашем месте я приложил бы все старания, чтобы избавить сына от той компании, в которой он сейчас проводит время, даже если бы потребовалось переехать в другой город. Очевидно, он подошел к одной из критических развилок на своем жизненном пути.
|
Категория: Текст | Добавил: love (07.11.2013)
|
Просмотров: 679
| Рейтинг: 0.0/0 |
система комментирования CACKLE
|
Библия онлайн |
---|
|
Молитва |
---|
|
Мы в соцсетях |
---|
|
|