Суть Закона Сохранения материалаСуть Закона Сохранения материала можно выразить в двух словах: "Овладейте минимумом" Учитель должен помочь ученикам как можно лучше овладеть предельным минимумом. ЗаключениеХорошие учителя помогают учащимся усвоить материал. Недавно я получил письмо от Дональда Кэмпбелла, президента семинарии, которую я окончил, и с удивлением обнаружил, что в нем были высказаны те же взгляды. В письме говорилось о Льюисе Сперри Чефере, основателе и первом президенте нашей семинарии: "Недавно, во время праздника Пасхи, я вспомнил поразительную историю, случившуюся со мной, когда я учился в Далласской семинарии. Это было осенью 1948 года, и я изучал "Библейскую доктрину спасения через смерть и воскресение Христа" – курс, который преподавал д-р Чефер. Я был в восторге от того, насколько доходчиво он объяснял глубокие теологические истины и какие прекрасные иллюстрации приводил. Говоря о деле нашего спасения, совершенном Христом, он вкладывал в это весь жар своего сердца. Было очевидно, что он стремился дать нам глубокое понимание доктрин об искуплении, примирении с Богом и жертве Христа. После нескольких недель незабываемых лекций пришло время для текущей контрольной работы. Так же, как и мои одногруппники, я старательно исписал свою тетрадь "от корки до корки", пытаясь наилучшим образом изложить свои мысли относительно спасения. Спустя несколько дней д-р Чефер зашел в аудиторию со стопкой тетрадей в руках. Мы с радостным волнением ожидали результатов контрольной работы. Однако я заметил, что д-р Чефер был чем-то недоволен. Положив проверенные работы на стол, он заявил о своем глубоком разочаровании, поскольку мы проявили недостаточное понимание этих важнейших теологических концепций. Более того, он сказал, что мы разбили его сердце. С этими словами он демонстративно выбросил наши работы в мусорную корзину и принялся вновь разъяснять суть нашего спасения, совершенного Христом. Не стоит и говорить, как внимательно мы его слушали! Спустя несколько дней д-р Чефер дал нам другую контрольную работу, по которой все получили высокие оценки". По словам множества студентов разных поколений, д-р Чефер был истинным мастером своего дела. Здесь мы вновь видим пример того, как опытный учитель понимает, что в неуспеваемости его учеников виноват, в конечном счете, он сам. Что же он сделал с "уликой", подтверждающей его вину? Выбросил в мусорную корзину! Видите ли, мой друг, учитель сам выбирает место для хранения работ своих учеников! Однако не забудьте о том, что произошло дальше. Увидев плохие результаты, показанные студентами, он "стал вновь разъяснять..." Он повторил материал. Он взял на себя ответственность за неудачу студентов и стал заново обучать их тому же материалу до тех пор, пока они его не выучили. Продолжал ли этот опытный преподаватель учить до тех пор, пока урок не усвоили все студенты? Продолжал ли он до тех пор, пока каждый студент не "овладел минимумом"? По словам д-ра Кэмпбелла, "спустя несколько дней д-р Чефер дал нам другую контрольную работу, по которой все получили высокие оценки". Прежде чем вы перевернете страницу и откроете для себя удивительные секреты преподавания, позволяющего "всем получать высокие оценки", позвольте задать вам несколько заключительных вопросов. Из своего многолетнего опыта я знаю, что, пока человек не приведет свой образ мышления в полное соответствие с описанными выше взглядами, никакие "секреты" ему не помогут. Прочтя эту главу, вы наверняка поняли, что данные взгляды революционны и что они бросают вызов современному подходу к преподаванию. Однако, судя по тому, что результаты, показываемые на экзаменах, постоянно снижаются, этому подходу нечем особо похвалиться. Разумеется, его представителям хотелось бы убедить нас в том, что причина снижения результатов лежит в плохом воспитании со стороны родителей, негативном влиянии телевидения или разрушении озонового слоя – в чем угодно, но только не в плохом преподавании. Я убежден, что в большинстве своем учителя – это трудолюбивые люди, преданные своей профессии, готовые многим ради нее пожертвовать, искренне заботящиеся о своих учениках. Почему же тогда ученики демонстрируют столь низкую успеваемость? Тому есть две причины: - Взгляды современного учителя не соответствуют принципам, заложенным в Писании, а, следовательно...
- ...методика преподавания, используемая современным учителем, неспособна обеспечить усвоение материала учащимися.
Так пусть же Закон Сохранения материала поможет вам выбрать правильную позицию и позволит вам преподавать так, чтобы все ваши ученики успешно "овладели минимумом". Вопросы для обсужденияВзгляды учителя на преподавание определяются тем, как он в действительности преподает. Постарайтесь ответить на эти пять вопросов, проверив тем самым, верны ли ваши взгляды на преподавание: - За девять лет моего обучения в колледже и аспирантуре ни один из моих преподавателей не выбросил стопку контрольных в мусорную корзину. Однако многие преподаватели читали нам бесчисленные "лекции" по поводу наших ужасающих знаний и отсутствия навыков, необходимых для учебы. Если учитель несет ответственность за усвоение материала учащимися, то кто кому должен был "читать лекции"? Если бы такую "лекцию" довелось читать вам, каковы были бы ваши основные замечания?
- Если целью выставления оценок является отражение уровня компетентности учащихся по данному предмету, то насколько правильным является оценивание относительного уровня знаний (система оценивания, практикующаяся в США и состоящая в том, что ученику выставляется оценка в зависимости от того, сколько процентов учащихся написали данную работу лучше него, а сколько процентов написали хуже. – Прим. пер.)? В чем состоит концептуальное различие между двумя системами аттестации: оцениванием относительного уровня знаний и оцениванием абсолютного уровня знаний (т. е. показанного в отношении к общему объему материала вне сравнения с результатами других)? Можно ли сделать вывод, что оценивание относительного уровня знаний представляет собой в корне неправильный подход к образованию? Ведь эта система позволяет получить высокую оценку при отвратительном преподавании и плохом усвоении материала – при том лишь условии, что все остальные покажут еще худшие результаты. Помню, как однажды в аспирантуре я получил "пятерку" всего лишь за 36 % правильных ответов – и знаете почему? Дело в том, что никто из нас, включая профессора, толком не понимал, о чем идет речь на занятиях. В другой раз, я получил "тройку" по одному из предметов, дав 95 % правильных ответов – и все из-за сравнения с результатами других. Я прекрасно изложил материал, но все равно получил "тройку". Обсудите, как каждая из этих систем влияет на усвоение материала учащимися.
- Помните, как вам приходилось "зубрить"? Помните, как вы пытались выучить весь материал за ночь перед экзаменом? Можно ли сказать, что ваш преподаватель действительно обучил вас этому материалу? Каковы были бы результаты, если бы вас попросили сдать тот же экзамен неделей позже? В чем состоит подлинная цель преподавания: вооружить вас знаниями на день экзамена или на всю жизнь? Является ли "преподавание на короткий срок" истинным преподаванием? Что бы вы делали по-другому, если бы решили "преподавать на всю жизнь"?
- Один преподаватель на каждом занятии давал нам конспект из шести-восьми страниц. Мы все считали его занятия абсолютно бесполезными и называли этот предмет "ускоренным письмом" или "зарядкой для руки". Как-то раз под конец семестра один из студентов поднял руку и спросил: "Действительно ли нам нужно знать этот материал?" Какой взрыв негодования это вызвало у преподавателя – как будто был совершен непростительный поступок! Был ли этот вопрос глупым? Какой смысл в том, чтобы заставлять студентов терять время, заучивая бесполезную информацию? Возможно ли избежать непредвиденных ситуаций на экзамене – тех случаев, когда студент приходит в отчаяние, услышав от учителя вопросы, которые он никак не ожидал услышать?
- Все ученики и студенты готовятся к контрольной работе одинаково. Они решают, какой материал, по всей вероятности, в нее войдет, а затем используют различные способы, чтобы его запомнить. Представьте себе, что учитель преподает материал так, что его легко запомнить, а также открыто заявляет, какого рода вопросы войдут в контрольную работу. Как бы это повлияло на уровень знаний и на успеваемость учащихся?
Закон сохранения материала: метод и рекомендацииЭто было накануне итогового теста. Студенты вошли в аудиторию, исполненные радостного волнения. Занятие, которого они так долго ждали, было посвящено повторению материала. Я также с нетерпением ожидал этого занятия. Мы со студентами хорошо поработали на протяжении семестра, и их успехи были налицо. Я попросил студентов встать и хором дать отчет в том, что они узнали за целый семестр обзорного изучения Библии. Затем я сел и засек время. Я успехи хорошо помню, как они нараспев заговорили: "Библия – 66 книг Две части: Ветхий Завет и Новый Завет Ветхий Завет: 39 книг Новый Завет: 27 книг Ветхий Завет: три части Исторические книги: 17 Поэтические книги: 5 Пророческие книги: 17..." И так далее и тому подобное. По мере приближения к завершению своего продолжительного отчета эти студенты-первокурсники начали восклицать и хлопать в ладоши. Они говорили двадцать семь минут без остановки, упомянув все важные факты, которым я обучил их за этот семестр (т. е. предельный минимум). Тест состоял из шести страниц, напечатанных с одинарным интервалом. Все получили высокие оценки. Увидев это, администратор колледжа немедленно вызвал меня к себе в кабинет: – Брюс, это невозможно, чтобы все ваши студенты заслужили такие высокие оценки. Мое сердце учащенно забилось, однако я предвидел такой вопрос и поэтому заранее подготовил ответ: – Позвольте мне показать, в чем состоял тест, чтобы вы убедились, что он не был слишком легким. В течение двух минут он не проронил ни слова, погрузившись в чтение вопросов, напечатанных на шести страницах, затем сказал: – Вы дали этот тест первокурсникам? Но он же потяжелее тех экзаменов, которые я сдавал на последнем курсе! И они все это знают? – Конечно! Или вы считаете, что я должен был "для порядка" поставить несколько "двоек"? Он засмеялся. Я вздохнул с облегчением. Оценки были зачтены. Но главное, эти студенты действительно усвоили материал. Более того, они любили мой предмет – ведь здесь им ничто не угрожало, и они могли убедиться, насколько захватывающе ускоренное обучение. Метод Закона Сохранения материалаЭтот метод лучше всего сформулировала Лола Мэй: "Учитель должен помнить три правила. Первое: знай, о чем ты говоришь. Второе: знай, кому ты это говоришь. И третье: говори как следует". Эта глава посвящена именно тому, как следует говорить. Здесь впервые будут опубликованы некоторые удивительные секреты, которыми пользуются в организации "Путешествие по Библии" для ускоренного обучения слушателей. Этот новаторский метод применялся по всему миру, от Нью-Йорка до глухих индийских деревень. Поскольку в Методе Сохранения материала учтены особенности того, как Бог устроил наше мышление, он успешно срабатывает на разных континентах. Метод Сохранения материала включает пять этапов, следование которым, как я установил, позволяет учителям преподавать с поразительной эффективностью. Уяснив себе, в чем суть этих этапов, вы тем самым подготовите себя к восприятию семи универсальных рекомендаций, помогающих ученикам с легкостью и удовольствием запоминать предельный минимум. Этап 1. Материал. Для начала учитель должен собрать учебный материал, откуда он выберет факты, которые следует изложить ученикам. Для этого требуется произвести исследование. Необходимо начать с обзора всего содержания учебного предмета, чтобы собрать максимум информации и на основании ее подготовить тот материал, который будет изложен ученикам. Чем лучше возделана почва, тем больше вероятность того, что сад будет цвести и разрастаться. Чем надежнее фундамент, тем более высокое и прочное здание можно на нем построить. Чем лучше исследован учебный материал, тем вероятнее, что уроки изменят жизнь учеников. Сейчас, когда я пишу эту главу, я параллельно работаю над выступлением на тему: "Библия о событиях, которые произойдут на Ближнем Востоке перед вторым пришествием Христа". В моем распоряжении огромное количество материала и всего лишь сорок минут времени. Половина из моих будущих слушателей не посещают церковь регулярно. Большинство из них никогда не слышали о так называемой "мерзости запустения", о которой Иисус говорит в 24-й главе Евангелия от Матфея. В процессе подготовки к этому выступлению мне нужно пройти через три стадии: - Обзор предмета.
- Структурирование предмета.
- Составление плана.
Для обзора предмета вам следует бегло ознакомиться с материалом, как бы бросить взор "с высоты птичьего полета": загляните в энциклопедии, учебные пособия, оглавления различных книг; пролистайте их, не вдаваясь в глубокое изучение. Это – стадия ознакомления, когда у вас складывается общее представление о том, из каких основных разделов состоит материал и как наиболее доходчиво преподнести его ученикам. Далее, предмет следует структурировать. На этой стадии вы должны распределить его содержание по различным категориям, выделив своего рода "единицы мыслительного процесса". Для того чтобы победить, необходимо объединить усилия; здесь же, напротив, их нужно разъединить. Просмотрите, как разделен материал в учебных пособиях. Составьте список предполагаемых категорий. На этом этапе не следует критически оценивать идеи, просто записывайте все свои соображения. Только после того как вы закончите составление списка, переходите к оценке его пунктов следующим образом: "5" – материал, который вы считаете обязательным; "4" – материал, который очень полезен, однако не обязателен; "3" – материал, который может пригодиться ученикам, однако является факультативным; "2" – материал, который едва ли окажется полезным; "1"– материал, который точно не окажется полезным и даже вреден для учеников. После этого расставьте категории в порядке приоритетности. К этому времени вы должны перейти на "ты" с некоторыми общими понятиями изучаемого предмета. Последняя стадия – это составление плана. Просмотрите выделенные вами категории и решите, в каком логическом порядке они должны быть изложены. Пользуясь своим всевозрастающим пониманием предмета, определите, не ошиблись ли вы в оценке категорий "5", "4" и "3". Завершив работу с основными категориями, вы можете вновь пройти эти же три стадии, работая с более мелкими параграфами внутри основных категорий. К концу работы на этапе материала вы будете иметь в руках общий план вашего урока. Этап 2. Минимум. Пришла пора свести просмотренный вами материал к минимуму. Вы уже исследовали его, а теперь нужно его сократить. Вы уже сделали общий обзор содержания, а теперь пора произвести отбор необходимого материала и правильно расставить приоритеты. Поначалу этот этап может показаться вам странным, однако ему принадлежит решающая роль в том, чтобы сделать ваши уроки эффективными. Возможно, вам нелегко будет сделать этот шаг, поскольку мы несправедливо полагаем, что лучше изложить побольше материала, чем тратить время на обеспечение его усвоения. Однако сосредоточьте свои усилия только на том материале, который необходимо знать вашим ученикам, и вы станете мыслить по-другому. Более двадцати лет назад, когда я разрабатывал для семинара "Путешествие по Библии" тему "Жизнь Христа", я сделал обзор всех без исключения событий в Его жизни – где Он бывал, что говорил, какие чудеса совершал. Я насчитал более трехсот таких событий. Затем я напомнил себе: "У меня есть полтора часа, чтобы рассказать моим слушателям о жизни Христа, причем многие из них почти ничего о Христе не знают. Что необходимо знать человеку, чтобы иметь основание сказать: «Я понимаю, что происходило в жизни Христа»?" Из списка моих приоритетов – событий, оцененных на "5", "4" и "3", – я выбрал те, которые представились мне наиболее важными. На этом этапе вам придется сократить информацию, которую вы отобрали на этапе сбора материала. Однако помните, что не вся информация в равной степени важна. Большую ее часть ученикам не обязательно знать наизусть, а кое-что не стоит и обсуждать, достаточно дать ученикам общее представление. Как правило, на этом этапе учителя не умеют ограничивать себя и поэтому много говорят, но не многому учат. Хорошие учителя так же хорошо знают, что следует исключить, как и то, что следует включить. Они опускают второстепенный материал, чтобы сосредоточиться на материале первостепенной важности. Как-то раз одного великого скульптора спросили, как ему удается создавать такие прекрасные произведения искусства из простых кусков мрамора. Скульптор ответил, что он берет мраморную глыбу и отсекает все лишнее. Как в скульптуре, так и в преподавании шедевры создаются теми, кто знает, что от имеющегося материала необходимо отсечь все лишнее. Как же определить, что нужно "отсекать", а что нет? Существуют три фактора, помогающие отсечь лишнее и ненужное: во-первых, особенности вашей аудитории, во-вторых, время, которым вы располагаете, и, в-третьих, цель урока. Предположим, вам нужно рассказать о жизни Христа трем разным аудиториям: - девочкам-шестиклассницам;
- двадцатипятилетним молодоженам;
- аспирантам-теологам.
Насколько результативными были бы ваши уроки, если бы во всех трех аудиториях вы использовали один и тот же подход? Ведь от того, кто является вашими слушателями, зависит то, какой материал вы выберете для изучения. Помимо этого, выбор материала определяется также количеством времени, которым вы располагаете для его изложения. Какой материал вы бы включили в свой учебный план, если бы вам нужно было подготовить разные по продолжительности занятия: - двадцатиминутную проповедь-размышление о Слове Божьем;
- урок на сорок пять минут;
- цикл занятий, рассчитанный на тринадцать недель?
И, наконец, третьим фактором, определяющим выбор материала, является цель урока. К чему вы хотите подвести своих учеников? Подумайте, на каком материале вы остановили бы свой выбор, если бы преподавали одну и ту же книгу Писания, но перед вами стояли три разные цели: - сделать обзор жизни Христа;
- доказать, что Христос был Мессией, которого ожидали иудеи;
- поклониться Христу в ответ на Его любовь.
После того как вы определите приоритетность различных категорий материала, исходя из особенностей аудитории, времени, которым вы располагаете, и цели урока, вам следует подумать над тем, насколько вашим ученикам необходимо хорошо знать этот материал. Существует один вопрос, который ученики задают нам постоянно, хотя и в разной форме: "Обязательно ли нам это знать?" По сути дела, они спрашивают: "Насколько важен этот материал?" По всей видимости, учитель счел его достаточно важным, чтобы изложить; однако достаточно ли он важен, чтобы его запоминать? Педагоги издавна признавали, что существует множество уровней "знания предмета". Мне представляется простым и полезным выделение следующих трех уровней: - Поверхностная осведомленность: "Я уже слышал об этом раньше я думаю, что кое-что об этом знаю".
- Общее понимание: "Я выучил этот материал и в общих чертах понимаю его".
- Глубокое понимание: "Я знаю об этом все – вот, например, десять ключевых идей..."
В зависимости от того, знания какого уровня вы ожидаете от ваших учеников, вы должны не только по-разному излагать материал, но и прибегать к различным способам контроля. Если вы ожидаете поверхностных знаний, используйте тесты множественного выбора. Ожидая знаний среднего уровня, используйте тесты типа "верно/неверно" или задания, предполагающие самостоятельные ответы учеников, – объяснение того, что они знают. И, наконец, при ориентации на глубокое понимание требуйте от учеников полного перечисления всех изученных фактов или же осмысленного обсуждения ключевых вопросов темы (в том числе их скрытого смысла). В соответствии с Законом Сохранения материала, учитель несет ответственность за следующие моменты: - Отбор информации для изучения.
- Определение уровня усвоения информации.
- Изложение как самой информации, так и требований относительно глубины ее усвоения.
- Способ изложения информации, обеспечивающий требуемый уровень ее усвоения.
- Проверка уровня усвоения материала в соответствии с объявленными ранее требованиями.
Учителя часто тратят впустую большую часть учебного времени (как классного, так и домашнего) по одной из причин: либо они сосредотачивают внимание не на том материале, либо они преподают его не на должном уровне. Ученики же расходуют свои усилия и драгоценное время, пытаясь "вычислить", какие факты учитель считает значимыми, а также заучивая информацию далеко не самую важную. Не принуждайте к этому своих учеников! Установите, какие факты и понятия необходимо знать для удовлетворительного усвоения предмета. Этот предельный минимум должен быть четко оговорен, и его следует регулярно повторять с учениками. Предельным минимумом должен овладеть каждый, в противном случае уровень преподавания необходимо признать неудовлетворительным. Помните, если ученик не усвоил материал, значит, учитель его не преподал! К завершению этапа материала вы должны четко определить содержание урока и составить его план. Обычно подготовка к уроку на этом заканчивается. К завершению этапа минимума следует переоценить содержание урока и установить приоритетность его компонентов. Возможно, вы используете правило "20/80" и сократите свой шестистраничный конспект урока – удалите весь "жир", оставив лишь "мясо". Вы также выделите все те факты, которыми должен овладеть каждый ученик, поскольку они входят в предельный минимум. Вы беспристрастно определите, что же все-таки должны знать ваши ученики, и четко сформулируете суть изучаемого вопроса. Распределяя время урока, вы обратите большее внимание на самый важный материал и строго ограничите время, уделяемое второстепенной информации. Вы согласитесь с тем, что не все факты одинаково важны и что мудрость подсказывает вам заранее установить, какие из них являются приоритетными. Если вы сравните два плана, один из которых составлен на этапе подбора материала, а второй – на этапе полезного минимума, то поразитесь, насколько они отличаются. Вы поймете, что для того чтобы успешно составить план, необходимо отличать главное от второстепенного. Данный "план минимума" включает весь основной материал, который вы собираетесь изложить, однако он еще не указывает, каким способом лучше всего это сделать. У вас есть ингредиенты наивысшего качества, но как объединить их так, чтобы ваши ученики усвоили их с удовольствием? Этап 3. Легкость для умственного восприятия. Хотите – верьте, хотите – нет, однако прохождение этапа минимума продвигает вас намного вперед по сравнению со среднестатистическим учителем, поскольку ваши уроки теперь организованы намного эффективнее. Из материала, имеющегося в вашем распоряжении, вы извлекли самое важное. Вместо того чтобы попусту терять время, обсуждая ненужную информацию, вы отсекли все, что не имеет отношения к вашей "скульптуре". Вы не станете тратить время урока на шелуху, валяющуюся под ногами. У вас не возникнет "искушение" давать тот материал, который лучше не излагать. Теперь пора перенести фокус внимания с учебного материала на учеников. Вы уже отобрали материал, а теперь нужно выбрать правильный метод, который поможет запечатлеть этот материал в долговременной памяти учеников. К сожалению, лишь немногие учителя проходят этот этап. Слишком часто учителя полагают, что преподавание состоит в изложении фактов учителем, а не в запоминании этих фактов учащимися. Как только мы поймем, что преподавание должно быть ориентировано на ученика, а не на учителя, нам тут же придется признать, что, как это ни прискорбно, в настоящий момент мы преподаем далеко не так, как следует. Как только идеи, описанные в "Семи законах учащегося", найдут отклик в вашем сердце, как только вы захотите преподавать так, чтобы ваши ученики действительно усваивали материал, вы немедленно станете искать такие методы преподавания, которые помогут ученикам овладеть предельным минимумом, а не просто позволят вам изложить информацию. Этот процесс затрагивает самые основания нашей жизни. Он бросает прямой вызов общепринятой педагогической практике. Подавляющее большинство преподавателей, учивших меня на протяжении жизни, не возлагали на себя ответственности за то, как я усваивал материал, – за это должен был отвечать я сам! Итак, к чему же прибегали мы, ученики, чтобы выучить тот или иной материал? Мы отчаянно пытались найти способ, который бы сделал материал легким для запоминания. Третий этап отражает самую суть такого подхода. Поскольку учитель несет ответственность за усвоение материала учащимися, он должен найти наиболее эффективный метод преподавания и использовать его так, чтобы ученики усваивали материал непосредственно на уроке, а не после него. Перелистав все словари и не подобрав подходящего слова, я решил назвать этот этап "легкостью для умственного восприятия". На этом этапе вы реорганизовываете материал и производите упрощение. Вы придаете материалу определенную форму, чтобы он проникал в разум учащихся практически без всяких усилий с их стороны, а временами даже непроизвольно. Возможно, у вас возник вопрос: "Разве я когда-нибудь смогу так преподавать?" Однако через минуту вы убедитесь, что секрет такого преподавания вам уже известен. Помните, что вы делали в студенческие годы, когда хотели хорошо подготовиться к экзамену? Попытавшись предугадать, что войдет в экзаменационные билеты (то есть установить состав предельного минимума), вы наверняка старались реорганизовать материал таким образом, чтобы его легко было запомнить. Вы пытались отсечь от материала все случайное и не имеющее отношения к делу, а затем объединяли его в понятную вам схему или структуру. Вы увязывали факты в единое целое, чтобы на экзамене вспомнить необходимые элементы этого целого. Если только вам не посчастливилось иметь фотографическую память, то именно этим вы занимались на протяжении всех лет обучения. Поскольку такой способ работал на вас, когда вы были учеником, почему бы не заставить его работать на вас как на учителя? Почему бы не помочь вашим ученикам заучивать материал прямо на уроке, по мере того как вы его излагаете? Представьте, как счастливы будут ваши ученики, если к моменту окончания урока они уже будут знать тот материал, который будет вынесен на экзамен. Ставя перед собой такую цель, вы должны пустить в ход свои творческие способности и так организовать материал предельного минимума, чтобы человеческий разум мог легко его сохранить. На этом этапе умелые учителя придают материалу форму, отвечающую двум требованиям: - легкость для понимания;
- легкость для запоминания.
Для начала обсудим степень понятности. Недавно мой сын пожаловался на сложность своего учебника по математике. В прошлом году, посетовал он, в учебнике все было изложено намного понятнее; этот же учебник воспринимается так, будто он написан на иностранном языке. Возможно, и с вами случалось нечто подобное. Приходилось ли вам читать статью, которая в итоге оставляла вас с еще более туманными представлениями о ее предмете, чем это было до ее прочтения, – после чего вы находили другую статью на эту же тему, которая легко и просто расставляла все на свои места? Итак, материал может быть изложен либо ясно и понятно, либо запутанно и невразумительно. На "шкале понятности" любой материал может занимать положение в промежутке от "простой для понимания" до "сложный". Такая шкала уже давно существует для оценки уровня сложности различных книг, журналов и газет. Сравните, насколько сложны для чтения альманахи "Ридерз Дайжест" (уровень восьмого класса) и "Харперз" (уровень одиннадцатого класса) или журналы "Пипл" (уровень седьмого класса) и "Сайентифик Америкен" (уровень двенадцатого класса). Даже различные переводы Библии могут быть оценены по критерию сложности для восприятия – от Международной детской Библии (уровень третьего класса), Новой международной версии (уровень седьмого класса) и Обновленной версии короля Иакова (уровень девятого класса) до Обновленной стандартной версии (уровень десятого класса), Новой американской стандартной Библии (уровень одиннадцатого класса) и Версии короля Иакова (уровень двенадцатого класса). Если вы хотите, чтобы ваши ученики усвоили как можно больший объем материала, упрощайте его настолько, насколько это возможно без нанесения ущерба его содержанию. Сведите его к уровню, доступному вашей аудитории. Учителя, являющиеся мастерами своего дела, умеют преподавать сложнейшие идеи настолько просто, что они становятся понятными и ребенку! Если вам довелось посещать уроки такого умелого учителя, то на них вы едва ли запутывались или терялись в учебном материале. Только плохие учителя теряют в пути своих учеников. Только неумелые учителя вводят учеников в замешательство. Основательность знаний коренится не в сложности, а в простоте. Пусть никто не убеждает вас в том, что некоторые идеи слишком сложны для того, чтобы их можно было упростить. Это в корне неверно. Одними понятиями сложнее овладеть, другими – проще; однако это не означает, что умелый учитель не может построить свой урок таким образом, чтобы его ученики не только с пониманием следили за ходом его мысли, но даже никогда и не заподозрили, что, оказывается, в данный момент они изучают чрезвычайно сложные понятия! Итак, мы подошли к обсуждению второго аспекта данного этапа – степени запоминаемости. 'Сделав материал понятным для учеников, учитель преподает его так, чтобы его было легко запомнить. Учитель организовывает материал таким образом, чтобы он сохранялся в памяти учеников при минимальном усилии с их стороны, а порой даже подсознательно. Зачастую наш разум быстрее усваивает что-либо подсознательно, чем когда мы сознательно стараемся это заучить. Чтобы проиллюстрировать это утверждение, я предлагаю рассмотреть, как члены одной и той же семьи овладевают новым языком при переезде в другую страну. Пока родители по восемь часов в день изучают язык на интенсивных курсах, их маленькие дети играют со своими сверстниками. За один и тот же период времени дети неизбежно показывают лучшие результаты, чем родители. Пока родители всеми силами стараются сосредоточиться и запомнить языковой материал, их дети овладевают языком, сами этого не осознавая. Степень запоминаемости определяется по шкале сложности. Чем сложнее запомнить материал, тем ниже его "запоминаемость". Чем легче его запомнить, тем лучше ученики его усваивают! Работая над "запоминаемостью" учебного материала, не забывайте, что разум может воспринять только те факты, к восприятию которых он подготовлен. Он неспособен воспринять факты, изложенные на незнакомом иностранном языке. Вы не можете ожидать, что разум учащихся воспримет факты, изложенные вне всякой логической последовательности и не связанные между собой. Вы не можете ожидать, что он воспримет факты, находящиеся за пределами его понимания, – это все равно, что пытаться обучить второклассников дифференциальному исчислению. Однако вы можете ожидать, что разум воспримет и сохранит факты, специально обработанные учителем с целью обеспечить быстрое и долговременное запоминание. Помните поговорку: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан"? А что если бы вы просто попытались запомнить соответствующие цвета в том же порядке (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)? Определенная организация фактов облегчает их запоминание. Возможно, в этот момент ваши мысли уже уносят вас далеко вперед. Вы мечтаете о тех кардинальных переменах, которые этот революционный подход к преподаванию произведет в жизни ваших учеников. Ваше творческое воображение начинает "расцветать", и вы уже задаетесь вопросом, как лучше всего организовать свой материал, чтобы ученикам было легко его понять и запомнить. Что ж, в результате тщательных исследований и проверки гипотез было выявлено семь наиболее эффективных способов организации материала. Об этих семи универсальных методах, помогающих понять и запомнить любую информацию, вы узнаете из этой главы чуть позже, в разделе "Рекомендации Закона Сохранения материала". Но прежде обратим внимание на четвертый этап ускоренного обучения. Этап 4. Запоминание. До этого момента урок еще не начался. Этапы 1-3 осуществляются перед уроком и представляют собой индивидуальную подготовку учителя к его проведению. В фокусе вашего внимания были операции, которые следует проделать с материалом; теперь же в фокусе находится то, как донести истину до ваших учеников. Закон Сохранения материала направлен на обеспечение запоминания того материала, который вы определили как обязательный. Чтобы запомнить, необходимо повторять его: благодаря этому происходит закрепление материала в памяти учащихся. Вы упражняетесь с учениками снова и снова, пока каждый из них не усвоит материал. Ваша цель состоит в том, чтобы легкий для восприятия материал переместился из кратковременной памяти в долговременную. Вы должны "проталкивать" информацию все глубже и глубже до тех пор, пока все ваши ученики не будут в состоянии вспомнить ее, не задумываясь – т. е. пока они не будут знать ее. Многие учителя ошибочно полагают, будто должны постоянно излагать новый материал, а иначе они попусту отнимают время у учеников. Однако на самом деле все обстоит наоборот. Чтобы по-новому взглянуть на это, прочтите Евангелия и обратите внимание, много ли нового материала преподносил Христос. Вы увидите, что Он снова и снова повторял Свой основной материал, выражая одни и те же понятия разными способами. Бывало, он говорил о чем-либо прямо, а затем закреплял этот материал при помощи чуда или притчи. Он вновь и вновь повторял одни и те же идеи и этим словно говорил: "Я хочу, чтобы все люди усвоили некоторые истины. Вот эти истины. И Я буду повторять их сколько угодно раз – до тех пор, пока вы их не усвоите!" Уровень образования в нашей стране свидетельствует о том, что в большинстве образовательных учреждений такой стиль преподавания не практикуется. Дело в том, что, если учитель решит взять на себя ответственность за усвоение материала учащимися, то это будет не более чем добровольное обязательство. "Система" этого не требует. Такое обязательство учителя берут крайне редко, зато часто обходится оно им крайне дорого. Однако за эту высокую цену учитель приобретает чувство глубокого внутреннего удовлетворения от сознания того, что он позитивно влияет на учеников и что это влияние будет приносить плоды на протяжении всей их жизни. Благодаря такому обязательству изменится к лучшему не только успеваемость учеников, но также их мировоззрение и отношение к жизни. Взяв на себя это обязательство, учитель заверяет учеников, что они обязательно усвоят предельный минимум, если только поддержат его усилия. Поскольку такой стиль преподавания необычен, ученики высоко ценят его и охотно стремятся к сотрудничеству. Итак, делайте все необходимое для того, чтобы ваши ученики запомнили факты, нужные им для успешного написания любой контрольной работы. И если результаты теста свидетельствуют о незнании материала, не забывайте, кто в этом виноват. Следует ли вам засчитывать эти результаты, если они говорят о низком качестве вашего преподавания. Осознав, что главная задача учителя – обеспечить усвоение материала учащимися, вы станете иначе смотреть на вещи. Что хорошего в плохих оценках? Важно не то, сколько тестов понадобится, чтобы ваши ученики выучили материал; важно, чтобы они его выучили. Оценивайте их работы не по тому, как скоро они выполнены в сравнении с другими, а исключительно по объективным критериям. Сумели ли вы преподать материал так, чтобы они его усвоили? Вот в чем вопрос. Мы должны провести наших учеников по пути от полного отсутствия знания предмета к овладению предельным минимумом и далее – к глубокой компетентности. В процессе этого мы должны помочь им пройти ряд этапов, на которых происходит понимание и запоминание материала. Ключом к запоминанию материала является повторение. Повторение может выступать либо "матерью учения", либо "отцом усыпления", в зависимости от мастерства учителя. В данной книге я не имею возможности уделить достаточно внимания проблеме повторения, однако упомяну о семи основных принципах эффективного повторения: - Повторение – это основной метод, помогающий каждому запомнить все что нужно.
- Повторение эффективно только в том случае, если учащийся хорошо понимает материал.
- Материал следует повторять в том же порядке и теми же словами до тех пор, пока учащиеся полностью запомнят предельный минимум.
- Повторение должно проводиться часто, интенсивно и в скором времени после того, как материал был изложен впервые.
- Повторение должно быть регулярным, однако, по мере прохождения времени, все более редким.
- Необходимо продолжать повторять материал до тех пор, пока все учащиеся не продемонстрируют полное овладение предельным минимумом.
- При повторении следует использовать разнообразные методы.
Как определить, достаточное ли количество раз вы повторили материал? По тому, все ли учащиеся усвоили предельный минимум. После этого остается пройти лишь пятый этап Метода Сохранения материала, на котором учащийся еще полнее овладевает предметом, переходя от простого запоминания к мастерскому владению. Этап 5. Мастерское владение. На этом, последнем, этапе Метода Сохранения материала вы должны провести своих учеников по пути от получения информации к ее применению. Вы уже обсудили информацию, затем помогли ученикам запомнить ее, а теперь вам необходимо направить все свои творческие усилия на то, чтобы поднять учеников на вершину процесса обучения – Пик Осознанного Владения материалом. По прошествии этого этапа учащиеся будут мастерски владеть материалом. Они сохранят то, чему вы их обучили, и проявят все необходимые умения и высокий уровень мастерства в понимании и использовании учебного материала. Мастерское владение предметом включает четыре компонента, хотя в процессе обучения они, как правило, тесно взаимосвязаны: - Прочное запоминание.
- Глубокое понимание.
- Интуитивное обобщение.
- Самостоятельное применение.
О прочном запоминании можно говорить в том случае, если ученики знают материал настолько хорошо, что никогда не смогут его забыть. Вы должны "пропитать" материал супер-клеем повторения так, чтобы он "приклеился" к ученикам навсегда. Чтобы перенести материал в долговременную память учащихся, его необходимо регулярно повторять. В конце концов изучаемые факты будут прочно запечатлены в памяти учеников, и те в любой момент смогут их оттуда извлечь. Сколько будет 5x5? Что американцы сбросили в воду в Бостонском порту в 1773 году? Вам наверняка известны эти факты благодаря постоянному повторению первого из них и необычности второго. Более того, едва ли вы когда-нибудь их забудете. Когда речь идет о предельном минимуме, то ваша цель – добиться, чтобы ваши ученики запомнили эти факты навсегда. Поэтому повторяйте их до тех пор, пока каждому из ваших учеников не составит ни малейшего труда назвать их в любое время дня и ночи. Глубокое понимание предмета подразумевает не просто поверхностную информированность о фактах, а полное осознание их значения и важности. Если вы хотите проверить, понимают ли ваши ученики то, что стоит за изучаемыми фактами, вам помогут такие методы, как обсуждение в классе и сочинения. Например, если вы знаете, что в Бостонском порту бросали в воду чай, но не знаете, почему это происходило и к чему это привело, то значимость этой информации для вас чрезвычайно мала. Ведь вопрос о бостонском "чаепитии" нечасто включается, скажем, в анкету для поступления на работу! Интуитивное обобщение проявляется тогда, когда ваши ученики начинают понимать, как можно использовать изучаемые факты за пределами той ситуации, в которой они преподаются. Вы должны поднять своих учеников до уровня, на котором они смогут выводить из фактов общие принципы, пользуясь при этом интуицией. Недавно, выступая на собрании христианских учителей, я столкнулся именно с этой проблемой. Я старался рассказать аудитории о том, как учил Своих слушателей Бог Отец. В тот момент я обращал их внимание не на то, чему Он учил, а на то, как Он это делал. Приведя десять конкретных примеров Божьего стиля преподавания, я сумел подвигнуть аудиторию ко множеству наблюдений и даже к обнаружению принципов, присущих Божьему стилю. Однако когда я попросил учителей обобщить эти принципы и рассказать, как они смогут использовать их на своем ближайшем уроке, никто не шелохнулся. Никто не сказал ни слова. Все осознавали важность обсуждаемого вопроса и изо всех сил старались произвести "интуитивное обобщение", но, увы, не смогли. Поэтому мне пришлось вернуться к предыдущему шагу, углубить их понимание вопроса и привести множество примеров подобного обобщения. Понемногу положение прояснилось, однако всем нам пришлось хорошенько над этим поработать! Я сказал учителям, что, по моему наблюдению, им было сложно "думать", а значит, они не привыкли подолгу размышлять над различными вопросами. По окончании собрания ко мне подошел один из его организаторов и сказал нечто такое, чего я никогда не забуду: "Вы были правы, когда заметили, что мы не умеем думать. Мы прекратили размышлять много лет назад. Сейчас мы находим все ответы в книгах и уже не ставим вопросы и не задумываемся над ними". Писание называет этот шаг переходом от "знания" к "мудрости"; здесь мы осознаем, как важно владеть определенным набором фактов. Если учащиеся знают факты, но не способны использовать принципы, лежащие в их основе, то, вероятно, они зря потратили время на изучение этих фактов. Вы можете со мной не согласиться, однако я считаю, что знание фактов ради самих фактов едва ли имеет ценность и, скорее всего, является напрасной тратой времени и усилий. Самостоятельное применение – это основная цель всего учебного процесса. В тот момент, когда вас не было рядом и некому было заставить ваших учеников воспользоваться приобретенными знаниями, сделали ли они это? Усвоили ли они материал настолько прочно, что теперь уже просто не могут не применять его в различных сферах жизни? Я называю это "обучением, изменяющим жизнь". Ваша цель не состоит в том, чтобы ученики выучили материал и могли воспроизвести его в установленное время и в установленном месте. Единственной подлинной задачей образования является такое обучение и наставление учащегося, в результате которого он изменяется и начинает вести себя по-другому. Подумайте об этих четырех аспектах этапа мастерского овладения и поймите, что вы действительно можете использовать время классной и домашней работы так, что ваши ученики в совершенстве овладеют материалом. При этом запоминание и понимание происходят в основном в классе, тогда как домашняя работа направлена главным образом на обобщение и применение. Возможно, такой подход покажется вам радикальным по сравнению с тем, к чему вы привыкли, однако он коренным образом изменит – и субъективно, и объективно – результативность вашей преподавательской деятельности. Наши уроки часто ограничиваются тем, что ученики переписывают в свои тетради наши записи. Если же эти ученики смогут еще раз воспроизвести тот же материал на другом листе бумаги – во время экзамена, – то мы считаем это успехом. Слишком редко мы, учителя, преподаем, осознавая то, что нашей целью являются необратимые жизненные перемены, а не накопление и кратковременное сохранение информации. Совсем недавно я помогал одному молодому человеку справиться с кое-какими алгебраическими уравнениями. Он, сокрушаясь, сообщил мне о том, как будет счастлив, когда этот "дурацкий семестр" наконец-то закончится и ему никогда в жизни не придется больше учить алгебру. Посреди наших раздумий над типичным уравнением с двумя переменными я спросил у него, нужны ли эти уравнения в повседневной жизни. В ответ он разразился смехом – сам вопрос показался ему абсолютно нелепым. Он был убежден, что это не более чем упражнение – из тех, которые обычно заставляют делать в школе. Я начал объяснять, как можно использовать подобные уравнения при Решении реальных жизненных проблем. Это отняло некоторое время, однако в его глазах появились проблески света. В конце концов в нем пробудилось желание разобраться в этой теме; ценность алгебры приоткрылась ему, и он интуитивно почувствовал, какое место алгебра занимает в его жизни. Однако наверстать упущенное было слишком поздно. Семестр приближался к концу, и юноша едва "вытягивал" на "тройку с минусом". Почему? Возможно, потому, что его учитель попросту излагал курс алгебры и не более того. Возможно, потому, что его учитель так и не позаботился об усвоении алгебры этим юношей. А может быть, и потому, что его учитель так и не понял, что цель курса алгебры состоит в том, чтобы помочь этому юноше преуспеть в жизни. Осмелюсь сказать, что его учитель прошел курс алгебры с еще более низким результатом, чем он.
|