Рекомендации Закона Возрождения"Возрождение – это приток Божьего Духа в тело, находящееся на грани смерти". (Д. М. Пэттон) "Ожидание всеобщего возрождения не оправдывает отсутствия личного возрождения". (Стивен Олфорд) "Лучший способ возродить церковь – это зажечь огонь в жизни проповедника". (Д. Л. Муди) Возрождение – одна из важнейших тем Писания, рассмотрению которой можно было бы посвятить целые книги, а не только несколько глав. У нас уже есть общее представление о том, как выглядит возрождение в идеальных условиях. Однако мы должны помнить, что в жизни все происходит далеко не так, как на страницах учебника. В ваших первых попытках применить пять этапов возрождения на практике и "исправить впавших в согрешение" вам могут помочь еще несколько наблюдений и практических советов. Рекомендация 1. Помните, что большинство христиан постоянно нуждается в возрождении. Как-то раз мне выпала честь молиться с одним известным проповедником. После молитвы мы направились в огромный зал, где проводилось вечернее служение. По дороге я задал этому проповеднику вопрос, который в корне изменил характер моих выступлений перед христианами: – На ваш взгляд, сколько процентов членов обычной евангельской церкви, присутствующих на воскресном служении, не пребывают в общении с Господом? – Я никогда не задумывался над этим, – ответил он уже у выхода на сцену. – Полагаю, процентов пятнадцать. Может быть, даже двадцать пять. Очевидно, мой собеседник продолжал размышлять над этим вопросом, поскольку посреди первого гимна он наклонился ко мне и прошептал: – А что вы думаете на этот счет? – Я думаю, таких людей намного больше – процентов шестьдесят или даже семьдесят пять. При этих словах на его лице появилось искреннее удивление. – Это невозможно! По крайней мере, в хорошей церкви этого быть не должно. Сколько людей в этой аудитории, на ваш взгляд, не имеют общения с Богом? Сказать правду означало огорчить этого человека, а не сказать – огорчить Господа. Поэтому я предпочел правду: – Точно не знаю. Когда мы пели последний куплет гимна, я наклонился к нему и сказал: – Почему бы вам не спросить об этом наших слушателей? Это предложение немного смутило моего собеседника, но было видно, что он заинтригован этим вопросом. Перед моим выходом на сцену он сказал: – Может быть, вы их спросите? Ведь вы же сегодня наш гость. Итак, прежде чем начать свою проповедь, я обратился к присутствующим с такими словами: "Только что мы с вашим пастором говорили о том, сколько процентов членов евангельских церквей по всей стране не пребывает сейчас в общении с Господом. Мы не нашли ответ на этот вопрос и поэтому решили обратиться к вам за помощью. Давайте попробуем определить количество таких людей путем голосования. Поднимите руку, если вы считаете, что десять процентов христиан отошли от Бога. А кто считает, что таковых двадцать процентов? Тридцать процентов?" К концу голосования большинство присутствовавших сошлись на том, что семьдесят пять процентов евангельских верующих отошли от Бога! "А теперь я задам вам еще более серьезный вопрос, – продолжил я. – Какова ситуация в вашей церкви? Посмотрите на людей, сидящих возле вас, и подумайте, кто из них сейчас далек от Бога". Мы проголосовали еще раз и получили почти единогласный ответ – по мнению слушателей, семьдесят процентов членов их церкви пребывали в тайном грехе, из-за чего были лишены общения с Господом. Я проводил такой опрос в различных церквах по всей стране. Хотя полученные результаты немного отличались, все они варьировались в пределах пятидесяти – восьмидесяти процентов. Если это действительно так (вы можете убедиться в достоверности этих результатов, самостоятельно проведя такой опрос), сколько процентов учеников вашего класса уже сегодня нуждаются в возрождении? Правильно, пятьдесят – восемьдесят процентов! Взаимоотношения с Господом являются важнейшей частью жизни христиан. Если они нарушены, не должны ли мы включить возрождение в список потребностей класса? Несомненно, возрождение учеников должно быть одним из приоритетов учителя. Рекомендация 2. С усердием и постоянством просите о возрождении как в личных, так и в совместных молитвах. Изучая письменно зафиксированные случаи возрождения, я заметил, что каждому из них предшествовал период личных и совместных молитв о его наступлении. Вероятно, Господь помещает в сердца тех, кто остался Ему верен, желание молиться об этом. Иногда эти верные люди собираются на вечерние молитвенные собрания. Иногда это студенты библейского колледжа, которые со слезами на глазах возносят молитвы о проявлении могущественного Божьего Духа. Но наиболее ревностными и преданными воинами молитвы чаще всего оказываются женщины преклонного возраста, зачастую вдовы или больные, прикованные к постели. Они направляют свои тихие молитвы к престолу славы, умоляя Господа явить через нас Свою могущественную силу. Почему молитва так важна для возрождения? Потому что Бог включил ее в число четырех требований, при выполнении которых Он возрождает нашу жизнь (2 Пар. 7:14). Молитва – необходимое условие возрождения. Если мы хотим, чтобы оно пришло в жизнь наших учеников, мы должны сначала молиться о его наступлении в нашей жизни. Мы должны не только молиться о возрождении, но и поощрять учеников присоединиться к нам в этом. Подумайте, не стоит ли посвящать такой молитве часть учебного времени, регулярно проводя ее в начале или в конце занятия? Ведь, как написано в Послании Иакова (5:16), "много может усиленная молитва праведного". Рекомендация 3. Используйте различные методы преподавания – в зависимости от индивидуальных особенностей учеников. Если вы когда-либо занимались воспитанием детей, вы наверняка осознаете необходимость дифференцированного подхода к процессу воспитания. Одним непослушным детям достаточно строгого взгляда, другим – резкого слова, а третьим требуется "ободряющий" шлепок по "мягкому месту". Одни дети нормально реагируют на конструктивную критику, другие же унывают и теряют присутствие духа. Одни не боятся решать сложные задачи, другие предпочитают учиться на простом. Как бы далеко ни зашли наши ученики или наши дети в неповиновении Богу или нам, мы должны внимательно следить за их поведением и выбирать наиболее подходящие дисциплинарные методы. Следует также варьировать методы работы в классе. И хотя для того, чтобы принести возрождение в жизнь других людей, чаще всего используются лекции, множество других методов также могут оказаться эффективными для достижения данной цели: - Поделите класс на малые группы и попросите учеников молиться за возрождение в жизни их друзей из других групп. Попросите каждого ученика молиться о своем соседе справа.
- Соберите группу из четырех или пяти человек и попросите их открыто обсудить грехи, чаще всего встречающиеся в их возрастной группе, и все препятствия, мешающие возрождению в их жизни.
- Поставьте сценку, где один ученик играет роль ангела и ведет спор с "падшим ангелом" о важности возрождения. Попросите их "обсудить", как они будут содействовать или препятствовать рядовому христианину всю последующую неделю.
- Проведите воображаемую беседу между апостолом Павлом и одним из учеников о том, как побеждать грех, препятствующий успешной духовной жизни.
Что бы мы ни делали, мы всегда должны находить целесообразные и эффективные методы работы с учениками, приводящие их к покаянию в грехах и возрождению. Рекомендация 4. Поощряйте учеников соблюдать духовную дисциплину. Возрождение имеет две грани. Во-первых, оно освобождает учеников от бремени прошлых грехов. Во-вторых, оно помогает им удерживаться от греха и впредь, пребывая в общении с Богом. В данной рекомендации мы поговорим о том, как научить учеников пребывать в постоянном общении с Богом. В наши дни теория и практика духовной дисциплины не пользуются популярностью. Немногие христиане знают, что такое духовная дисциплина, не говоря уже о том, как ее соблюдать. Мы живем в эпоху, когда жизнь определяется внешними обстоятельствами и "секретами преуспевания". Всех интересует быстрота успеха, а не его прочность. Никогда не забуду один случай, который помог мне осознать, как важно заботиться о нашем "внутреннем человеке". В то время я был молодежным пастором. Служение пастора оказалось намного труднее, чем я ожидал. Почти каждый день я осознавал, как плохо я к этому подготовлен. Я очень хотел открыть для себя глубокие истины, – так называемые "секреты духовной жизни", – которые позволили бы мне перейти на более высокий уровень общения с Господом. Поэтому мы с женой продали наше скудное имущество, погрузили все необходимое в автоприцеп и отправились в путешествие. Мы поехали в семинарию, где, как я был уверен, можно было найти глубокие секреты духовной жизни. Первый день обучения в семинарии начался с богослужения. На левом колене у меня лежал Ветхий Завет на еврейском языке, а на правом – Новый Завет на греческом. Рядом со мной стоял мой верный магнитофон. Я держал палец на кнопке "запись", потому что не хотел пропустить ни слова. Я был весь внимание. Возле меня сидел старшекурсник. Он окинул меня взглядом и, улыбаясь, покачал головой: "Первокурсник, да?" Интересно, как он догадался? И тут поднялся ректор семинарии. На тот момент он написал уже более двадцати книг по теологии и пророчествам. Седеющие волосы и двухметровый рост этого человека привлекли к его особе все наше внимание. Он начал свою речь: "Сегодняшний день знаменует начало учебного года в нашей семинарии. Поэтому я хочу поговорить с вами о том, что волнует всех нас, а именно, о секретах духовной жизни". Все внутри меня замерло, и я еще раз проверил готовность магнитофона к записи. Ректор собирался поделиться с нами этими секретами в первый же день учебы! "Существует три важнейших секрета духовной жизни", – начал он. Я не мог поверить, что сейчас их услышу! "Во-первых, это ежедневное чтение Библии, во-вторых, водительство Святого Духа, а в-третьих, непрестанная молитва!" Больше я не слышал ни слова. И это – секреты духовной жизни? Я не мог поверить своим ушам. Ведь я и раньше все это знал! Я хотел услышать настоящие секреты – скрытые глубоко в недрах мысли. За двадцать лет, которые прошли с того незабываемого дня, я пришел к одному бесспорному выводу. Профессор Уолвурд был абсолютно прав. Эти секреты важны не только для него, но и для вас, для меня и для всех христиан, которые когда-либо будут присутствовать на наших уроках. Поэтому наша задача – научить своих учеников ходить с Господом и пребывать в постоянном и глубоком общении с Ним. Если мы это сделаем, возрождение станет их привычным состоянием, а не редким гостем. Рекомендация 5. Призыв к возрождению должен звучать четко и настойчиво. Независимо от того, призываем мы к покаянию и возрождению одного человека или тысячу людей, наш призыв должен быть понятным и настойчивым, побуждающим к немедленным действиям. Вспомните, когда последний раз вы переживали возрождение и обновление. Мысленно возвращаясь к тем событиям, вы наверняка припоминаете чувства страха, неловкости и беспокойства, которые вы испытывали при одной мысли о том, что вам необходимо что-то изменить. Наши эмоции могут стать серьезным препятствием на пути к покаянию и возрождению. Многие люди, близкие к покаянию, так и не решаются на это, поскольку страх сковывает их душу. Принимая во внимание отчаянную внутреннюю борьбу, которую переживают наши ученики, мы должны смело и решительно призывать их вернуться к Господу. Наша решительность тут же прибавит им сил. Наша уверенность в Господе поможет им перейти через Чермное море. Однажды я выступал на конференции о духовном развитии. На ней присутствовали полторы тысячи мужчин. В те выходные я почувствовал побуждение проповедовать о более глубоком посвящении Господу. К субботнему вечеру я уже провел множество личных бесед, из которых узнал, что в жизни многих мужчин укоренился грех прелюбодеяния. Они не могли откликнуться на призыв Господа, пока не будут очищены. Когда собираются одни мужчины, с ними можно говорить вполне откровенно. В тот вечер речь шла о моральной распущенности, и по примеру Нафана я обличил их во грехе, напомнил о заповедях Божьих и предупредил о последствиях непослушания. После этого я призвал их к действию – покаяться, смириться и отвратиться от худых путей своих. Я ощущал сильное присутствие Господа и понял, что нужно призвать людей к публичному покаянию: "То, что я попрошу вас сейчас сделать, будет очень нелегко. Если вы состоите во внебрачных отношениях с женщиной, встаньте и выйдите вперед в знак покаяния. Если вы не в силах проявить смирение в присутствии людей, мнение которых вам не безразлично, вы никогда не найдете сил позвонить этой женщине и положить конец вашей греховной связи". Я попросил их молча помолиться, после чего продолжил: "Мы не будем склонять головы, потому что глаза Небес обращены сейчас на это место. Вам необходимо покаяться. Вам необходимо смириться. Вам необходимо оставить грех прелюбодеяния. Если вы готовы принять такое решение, тогда встаньте, выйдите вперед в знак своего смирения пред Господом, пожмите мне руку, а потом пойдите прямо к телефону-автомату, который находится за углом, позвоните той женщине и положите конец вашей связи. Скажите ей, что согрешили против Господа, против нее, против себя, против жены и детей. Попросите у нее прощения и скажите, что вы никогда больше не увидитесь. Затем преклоните колени и молите Господа о прощении за прелюбодеяние и непослушание". В тот момент не играла музыка. Никто не пел. Вокруг нас не было красивой церковной обстановки. Все стояли с открытыми глазами – и никто не двигался. Мое сердце бешено забилось в груди. Казалось, его стук был слышен на весь зал. Я подумал: "Что я делаю? Неужели я попросил людей выйти вперед и признаться перед всеми в грехе прелюбодеяния?! Какая глупая мысль! Никто этого не сделает!" В страхе я начал взывать к Богу, чтобы Дух Святой обличил присутствующих в грехе и сломил в них дух гордости и сопротивления. Я отдал себя в Божьи руки, и страх начал постепенно уходить. В тот момент я еще раз пообещал Господу возвещать истину независимо от реакции слушателей. Мое сердце успокоилось. Я уже думал завершить собрание молитвой, но почувствовал, что еще не время. Внезапно деревянные скамьи в зале затряслись. Мужчина гигантского роста, сидевший в предпоследнем ряду, вскочил и бросился к сцене. Он остановился в пятнадцати сантиметрах от меня. Я уж было подумал, что сейчас он меня поколотит. Никогда не забуду, что сказал мне этот мужчина: "У меня был роман – нет, как вы сказали, я прелюбодействовал – на протяжении семи лет. За все это время вы – первый человек, кто откровенно проповедовал о прелюбодеянии и призвал меня оставить этот грех. Вы объяснили, почему я должен это сделать. Хочу сказать вам, что со мной это больше не повторится". После этих слов он по-братски обнял меня – так, что косточки захрустели. Затем он развернулся и пошел по направлению к телефону. Доставая из кармана монету, он сказал: "Она не поверит своим ушам. Слава Богу, этому пришел конец". Сопротивление было преодолено. Многие мужчины стали выходить вперед. По их щекам текли слезы. Некоторые становились на колени прямо на своих местах. Как прекрасно, когда заблудшие дети вновь возвращаются домой. Около часа ночи, когда я в последний раз выглянул из окна своего домика, возле телефона-автомата все еще толпились мужчины. Может быть, Бог никогда не попросит вас призвать к покаянию полторы тысячи людей. Но Он поставил вас учителями, чтобы вы призывали к покаянию и возрождению тех мужчин и женщин, мальчиков и девочек, с которыми вы постоянно встречаетесь в классе. И хотя они не обязательно прелюбодействуют, вполне вероятно, что они живут в неповиновении Богу. Какой бы грех они ни совершили, им тоже необходимо сделать "телефонные звонки" и найти "укромное место в лесу", чтобы преклонить колени в покаянии. Рекомендация 6. Помните, что возрождение обычно сопровождается напряженной духовной борьбой. Возрождение полностью перечит планам нашего врага – сатаны. Господь и Его злейший враг борются за одну и ту же "территорию" – сердца и души людей. Поэтому учитель должен быть готов к тому, что его попытки принести возрождение в жизнь учеников встретятся с сильным сопротивлением. Не верьте тому, что, поскольку мы на стороне Господа, победа будет легкой. На самом деле, чем дольше враг владеет определенной территорией, тем труднее ее отвоевать. Ведь противник уже заминировал поля, натянул колючую проволоку, построил ловушки и даже установил огромные пушки на близлежащих холмах. И все это в ожидании нашей атаки. Поэтому, если вы испытываете внутреннее напряжение или переживаете неприятности, никогда не думайте, что Господь вас оставил. Такие мысли возникают из-за неправильного понимания того служения, к которому Он нас призвал. Если вам недостает знаний, посетите хороший магазин христианской литературы и начните просвещать себя в вопросах о сатане, твердынях и духовной борьбе. Рекомендация 7. Представьте себя Господу чистым сосудом, посвятившим себя служению возрождения. Рассматривая последнюю рекомендацию Закона Возрождения, следует вспомнить и о том, кто участвует в этом процессе. Теперь, когда вы знаете библейский взгляд на возрождение, вам остается ответить лишь на один вопрос: готовы ли вы стать тем человеком, который необходим Господу для реализации Его плана касательно возрождения? Выбор за вами. Останетесь ли вы "простым учителем" или же станете могущественным сосудом в руках Творца? Не довольствуйтесь тем, что вы просто передаете информацию, – ведь вы были призваны участвовать в процессе изменения жизни людей. Вам уже известны особенности служения возрождения. Чтобы стать частью этого сверхъестественного служения, вам необходимо выполнить одно требование: жить в непорочности пред Богом, посвятив себя преподаванию Его истины по Его методу. А теперь, в конце нашего совместного путешествия по миру обучения, уделите несколько минут тому, чтобы исследовать уже не своих учеников, а самого себя. Если вы попытаетесь призвать учеников к возрождению, в то время как ваше сердце опутано грехом, у вас пересохнет во рту, а слова застрянут в горле. Вместо того чтобы смягчить сердца учеников и наполнить их новой жизнью, ваши слова могут лишь ожесточить их. И наоборот, никто и ничто не обладает такой силой, как учитель, переживающий возрождение. Он служит ученикам от избытка собственного сердца, и этот поток влечет учеников за собой. В ходе его служения ученики часто замирают, ощущая присутствие в классе Святого Духа. Если вам нужно преклонить колени и исповедать свой грех пред Господом, имейте мужество сделать это, мой друг! Последуйте примеру святых всех времен – смиритесь и покайтесь! Исповедайте свои грехи и воспользуйтесь правом получить обещанное прощение. ЗаключениеВсякий раз, когда речь заходит о возрождении, мне хочется снять обувь, потому что я чувствую, что стою на святой земле у горящего куста. Как бы мы ни применяли материал, какие бы нужды ни восполняли, какую бы информацию ни предоставляли учащимся, венцом всего является одна-единственная минута – когда мы помещаем сердце ученика в руки Господа. Велика ценность тех учителей, кто вместе с Господом стремится найти заблудших детей и вернуть их на путь истинный. Остановитесь и проверьте, готово ли ваше сердце к возрождению. Я надеюсь, что две главы, посвященные Закону Возрождения, смягчили ваше сердце, усилили решимость и повысили преподавательское мастерство. Теперь же в последний раз задумайтесь о "делах сердечных" – убедитесь, что ваше сердце всегда открыто пред Господом, что никакой грех не препятствует Ему действовать через вас и никакое сопротивление не мешает Ему провозглашать через вас Свое могущественное слово. Господи, возьми горящий уголь с жертвенника пред Твоим престолом, и, как некогда Ты очистил уста Исайи, очисти и наши уста – а также наши сердца. "И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пойти меня" (Ис. 6:8). Готовы ли вы пойти, мой друг? Готовы ли вы говорить от имени Господа? Согласны ли вы обучать тому, что Он заповедал? Согласны ли вы выполнять свою часть Великого Поручения? Не забывайте о заповеди, которую оставил нам Христос: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам, и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь" (Мф. 28:18-20). Теперь, когда вы знаете, в чем суть возрождения, Господь может сразу же испытать ваше послушание и послать на порог вашего дома человека, которого нужно вернуть к Богу. Я искренне надеюсь, что в этот момент вы не захлопнете перед ним дверь и не позволите себе промолчать. Напротив, вы исполнитесь храбрости и, полагаясь на Бога, проявите заботу об овце, запутавшейся в зарослях, – той овце, которую послал вам Господь. Вопросы для обсуждения- Вспомните верующих друзей или родственников, чья жизнь была жестоко омрачена их неповиновением библейскому учению. Кто из них в это сложное время ощутил заботу других верующих, желающих привести их к возрождению? Как вы считаете, что бы произошло, если бы мы серьезно отнеслись к нашему призванию "исправлять таковых"?
- Очень многие люди ограждаются от возрождения ложными доводами. Живя в неповиновении Господу, мы стараемся оправдать себя в собственных глазах. Какие доводы обычно используют христиане, чтобы оправдать свои заблуждения относительно Бога, греха и самих себя? (Например: "Бог любит меня и понимает, почему я так себя веду" или "Никто не совершенен, и я тоже. Ничего страшного, со временем все образуется").
- Согласны ли вы с рекомендацией 1: "Большинство христиан постоянно нуждаются в возрождении"? Какой процент прихожан вашей церкви, по-вашему, сейчас далек от Бога? Как вы считаете, почему этот процент так высок? Каковы три основные причины грехов, которые привели к такому положению вещей? Послание к галатам (6:1) повелевает нам исправлять людей, впавших в грех. Как вы, преподаватель библейского курса, можете воплотить этот стих в жизнь?
- Постарайтесь объективно оценить свою жизненную ситуацию. Какие "факторы соблазна" и "факторы роста" присутствуют в ней в настоящий момент? Если бы апостол Павел прислал вам письмо о том, как одержать победу над грехом, от каких "факторов соблазна" он посоветовал бы вам избавиться и какие "факторы роста" посоветовал бы приобрести? Как изменилась бы ваша жизнь, последуй вы его совету?
- Вспомните периоды сильнейшего духовного роста и возрождения в вашей жизни. Вспомните время, когда вы были ближе всего ко Христу, и опишите свои чувства и переживания в это время. Как вы думаете, что послужило причиной столь бурного роста? Чем отличался ваш образ жизни в то время от сегодняшнего? Когда ваша жизнь приносила вам больше радости и удовлетворения – тогда или сейчас? Что бы вы могли предпринять для того, чтобы пережить такой особенный период сегодня? Составьте конкретный план и постарайтесь его реализовать!
|