|
Метод Закона Вооружения Знаниями
Метод Закона Вооружения Знаниями
Чтобы ободрить руководителей "Путешествия по Библии", я часто напоминаю им девиз:
"Если хочешь получить совершенный результат,
тогда совершенствуй процесс, ведущий к нему".
Если вы хотите взрастить хороших учителей (совершенный результат), вы должны разработать и внедрить эффективную программу подготовки учителей (совершенствование процесса).
Пятиэтапный метод обучения, описанный ниже, универсален и действует независимо от личности учителя и учеников, места и цели обучения. Он одинаково эффективен в любой учебной ситуации – учите ли вы человека играть в теннис или ездить верхом, проповедовать или свидетельствовать о Христе знакомым, и даже вести домашний бюджет. Этот метод применим во взаимоотношениях между учителем и учеником, родителем и ребенком, начальником и подчиненным – фактически в любом случае взаимодействия между людьми.
Несомненно, вы уже сейчас полностью или частично следуете этим этапам, однако их полный обзор поможет вам в будущем точно определять, что именно следует делать и в какой последовательности. Причина плохого обучения часто заключается в том, что один из этапов опускается или же все этапы следуют в неверном порядке.
Этап 1. Раскрытие основных понятий.
Первый этап в обучении чему-либо заключается в раскрытии основных понятий изучаемого материала. Учитель должен изложить ученикам нужную информацию и добиться понимания ими фундаментальных принципов, на которых базируется данный материал.
Однажды летом я со своей дочерью Дженнифер провел пару недель в штате Колорадо. В то время я читал курс лекций в одном из колледжей этого штата. Как-то раз за обедом мы познакомились с сыном одного из моих студентов. Он был инструктором по теннису, и это заинтересовало Дженнифер. К концу обеда он предложил ей несколько бесплатных уроков тенниса.
Несколько часов спустя Дженнифер вприпрыжку вбежала в комнату. Было ясно, что она получила от урока огромное удовольствие. Правда, по ее внешнему виду нельзя было сказать, что она напряженно играла в теннис.
Как прошел урок? – спросил я.
Великолепно! Правда, играли мы совсем чуть-чуть, потому что инструктор долго объяснял мне правила и стратегию игры. Папа, я никогда не думала, что теннис – такая сложная игра! Но теперь я это знаю и готова приступить к игре.
Тот молодой человек был далеко не глуп. Он не только разглядел, как очаровательна моя дочь, он понимал, что первым шагом в овладении любым навыком является усвоение его основополагающих принципов.
К концу первого этапа учащиеся должны иметь хорошее представление о том, что лежит в основе приобретаемого навыка. Данный этап полностью посвящен их теоретической подготовке.
Этап 2. Демонстрация.
Второй этап обучения заключается в демонстрации умения. Здесь должно происходить использование изученного на предыдущем этапе. Учитель должен стать живым примером, чтобы ученики увидели, как информация находит применение на практике. Учащиеся должны перейти от понимания теории к пониманию практики.
К несчастью, в большинстве случаев обучение не выходит за пределы первого этапа. Многие учителя считают свою работу выполненной, как только дадут ученикам базовые теоретические знания.
Но можно ли говорить о том, что человек умеет играть в теннис, лишь потому, что он знает различие между ударом справа и ударом слева?
Нельзя сводить цель обучения к умению воспроизвести информацию наизусть. Знать, как что-то делается, не обязательно означает уметь это делать. Однако за девять лет учебы в колледже и аспирантуре я заметил, что лишь 5% моих преподавателей хоть как-то пытались перейти ко второму этапу обучения!
Много лет назад я проходил трехмесячный курс, посвященный тому, как лучше рассказывать людям о Христе. Контрольные работы, составленные преподавателем, проверяли исключительно знание конспекта курса. Преподаватель ни pазу не попытался продемонстрировать нам, как начинать разговор о Христе в реальной жизни. Для этого профессора главную роль в процессе вооружения знаниями играла теория, а не практика. Обучение сводилось к передаче информации. После сдачи экзамена многие студенты не стали рассказывать о Христе ни больше, ни лучше. Однако некоторые из них получили по этому курсу "пятерки" – за те навыки, которые им так и не продемонстрировали и которые они так и не применили. Такова горькая правда.
Этап 3. Вовлечение в действие.
Третий этап обучения заключается в том, чтобы вовлечь учащихся в процесс использования умения. На данном этапе они должны приобрести личный опыт в том или ином виде деятельности. Здесь следует обеспечить многократное повторение определенного действия, чтобы ученики как можно быстрее перешли от понимания теории и наблюдения за практикой к исполнению самого действия.
До сих пор ваши ученики оставались пассивными. Вначале они услышали, что лежит в основе умения, затем увидели пример использования умения в жизни. А сейчас пришло время отработать его на практике.
На этом этапе идеальное становится реальным. Школьный опыт становится жизненным. Подобно тренеру, вы должны работать вместе с учениками над усовершенствованием их умений. Будьте рядом с ними и поддерживайте их в любой ситуации.
Много лет назад я работал молодежным пастором в одной из церквей на севере штата Нью-Джерси. Используя этот метод обучения, мне удалось помочь примерно пятнадцати юношам и девушкам стать ближе к Богу и лучше служить Ему. Одна из девушек имела превосходные способности к рисованию, и я хотел научить ее использовать свой дар для проповеди Евангелия на пляжах Лонг-Айленда.
Вначале я объяснил ей, как иллюстрировать проповедь схемами и рисунками (Этап 1. Раскрытие основных понятий), а затем показал пример такой проповеди на собрании молодежной группы, а потом несколько раз на пляже (Этап 2. Демонстрация). После этого я предложил ей принять участие в совместной евангелизации. Она согласилась и вскоре уже иллюстрировала мои слова, в то время как я делился с людьми Евангелием (Этап 3. Вовлечение в действие).
На следующий день я попросил ее поменяться со мной ролями. Она настояла на том, чтобы мы пошли в самую "спокойную" часть пляжа. Но к концу дня девушка так освоилась, что делала все сама. Она с чувством и толком проповедовала Евангелие, собрав вокруг себя более ста заинтересованных слушателей. Все это время я стоял в сторонке и мысленно подбадривал ее.
Этот этап является основным в процессе обучения. От него зависит успех учащихся в будущем. Поэтому здесь вы должны особенно следить за успеваемостью и чувствами учеников. Если их первый опыт вызовет сильное смущение или разочарование, можете быть уверены в том, что ваша последующая работа не даст хороших результатов. Если же вы следите за тем, чтобы на этом этапе они приобретали лишь позитивный опыт, были довольны собой и своими достижениями, тогда весь последующий процесс обучения будет им в удовольствие.
Убедитесь в том, что ваши ученики движутся вперед! Стимулируйте их работу и не думайте пока о подведении итогов. Как правило, в этот период учащиеся испытывают неуверенность и беспокойство. Поэтому поддерживайте их во всем, что бы они ни делали. Исключите всякую возможность неудачи или конфуза на этом этапе, и тогда вы обречены на успех. Никогда не бросайте учеников на произвол судьбы. Они должны завершить этот этап с чувством удовлетворения от своей работы и желанием продолжить ее.
Этап 4. Усовершенствование.
Четвертый этап обучения заключается в усовершенствовании только что приобретенного учениками умения. На этом этапе они должны развить его, достигая все большей эффективности с каждым разом его применения на практике. Итак, учащиеся должны перейти от понимания теории и практики через усвоение элементарных навыков к их усовершенствованию.
Этому этапу нет конца, поскольку всегда можно совершенствоваться – было бы желание! В ходе приобретения умения мы учимся сначала элементарному, потом более сложному, и в конце концов становимся знатоками, лидерами в своем деле. В "Путешествии по Библии" это называют "непрестанным стремлением к совершенству".
Мы, учителя, стремимся обнаружить в наших учениках лучшее, выявить их природные таланты и дарования. Наша задача – помочь им полностью раскрыть свой потенциал.
У каждого ученика есть свои слабости. Ученики подобны птенцам – одного нужно вытолкнуть из гнезда, в то время как другого следует там придержать, пока он не оперится. Мы должны знать слабые стороны своих учеников и своевременно подталкивать их к правильным действиям, даже если им не очень-то этого хочется.
Как-то раз я учил одного юношу свидетельствовать о своей вере во Христа. Несколько раз он наблюдал за тем, как я свидетельствую людям. Постепенно я стал давать ему возможность говорить, но спустя какие-то тридцать секунд он возвращал слово мне – настолько сильным был его страх "все испортить" и выглядеть нелепо в глазах слушателей. Он боялся, что люди зададут ему один из трудных вопросов, таких, как: "А что же будет с теми людьми в Африке, которые никогда не слышали об Иисусе?", "Что говорит Библия о динозаврах и первобытном человеке?" или "Кто была жена Каина?"
Чтобы научиться отвечать на подобные каверзные вопросы, мы проводили ролевые игры. Мы тренировались до тех пор, пока я не был уверен в том, что он знает библейские ответы на эти вопросы. Однако страх по-прежнему не покидал его. Однажды мы вместе свидетельствовали целой семье. Я в очередной раз заметил смущение в его глазах, но уже знал, что его пора вытолкнуть из гнезда и заставить лететь самостоятельно.
Я ждал, пока не прозвучит один из трудных вопросов. Семнадцатилетний юноша, довольно враждебно настроенный, задал вопрос о людях в Африке. Я сказал: "Это очень хороший вопрос. Я знаю, что у моего друга Майкла есть на него хороший ответ. А сейчас, будьте добры, покажите мне, где здесь туалет". Я даже не взглянул на Майкла в этот момент. Не успел он опомниться, как я вышел из комнаты и плотно закрыл за собой дверь. Я знал, что он уже готов летать, но полетит сам только в том случае, если у него за спиной не окажется страховки. К счастью, у меня под рукой оказалось несколько журналов, и я нашел, чем заняться на протяжении пятнадцати минут своего отсутствия.
Когда я снова вошел в комнату, Майкл сидел на краю стула и был полностью поглощен проповедью Евангелия. Присутствующие же с интересом ему внимали. Даже семнадцатилетний юноша забыл о своей враждебности. Майкл сиял от счастья и получал удовольствие от каждой минуты беседы.
Задача четвертого этапа – развить умения учеников до такой степени, чтобы они могли их демонстрировать без руководства и даже без присутствия учителя.
Вооружая кого-то знаниями, мы должны позаботиться, чтобы этот человек овладел ими в совершенстве. Всегда радостно видеть учителей, которые понимают это правило и пользуются им в своей практике. У одного из моих одногруппников по семинарии был необычный способ проверки уровня знаний и компетентности своих учеников. После выпуска он вернулся к себе домой в Индонезию и открыл там семинарию. Перед получением диплома к выпускникам предъявлялось одно требование: основать церковь с нуля и сделать из нее самостоятельно функционирующее целое. Только после того как в этой церкви появлялись верные и обученные старейшины или диаконы, руководящие ею и заботящиеся о ее росте, выпускник семинарии мог получить на руки свой диплом.
Цель настоящего образования заключается в обучении человека до тех пор, пока он в совершенстве не овладеет определенными умениями. Поэтому данный этап чрезвычайно важен. Какую цель ставит перед нами Послание к ефесянам (4:11-16)? Не информировать святых о делах служения, а вооружать их для дел служения. Поэтому мы должны оценивать свою деятельность не только по результатам контрольных, но и по конкретным достижениям наших учеников.
Видите ли вы теперь, как важно работать над усовершенствованием умений? Представьте, какие фундаментальные изменения произошли бы в организации урока, если бы все учителя осознали важность использования знаний, а не их накопления? Все ученики вскоре узнали бы, действует ли теория на практике, – ведь у них была бы возможность применить изученное на следующей же неделе!
После этого следует работать в двух направлениях: освоение более сложных умений, а также дальнейшая отработка уже приобретенных. Чем выше уровень наших учеников, тем больше внимания мы должны обращать на совершенствование техники и развитие индивидуального стиля работы.
На первом этапе ("Раскрытие основных понятий") не следует давать сложный материал – ведь любая информация имеет ценность лишь в том случае, если человек готов ею воспользоваться. С каждым новым этапом обучения предоставляйте ученикам все больше информации и советов по ее применению, способствуя этим их непрерывному росту.
Недавно, во время четырехдневной рабочей конференции для лучших учителей Ветхого и Нового Заветов из "Путешествия по Библии", я смог увидеть пример четвертого этапа обучения. Моей задачей было подготовить присутствующих учителей к проведению курса "Семь законов учащегося" в церквах, колледжах и различных конференциях по всему миру.
До начала обучения каждый из учителей как минимум дважды слышал этот курс от меня лично и несколько раз на аудиокассетах, прочитал прилагающийся учебник в 560 страниц и два раза самостоятельно выступал по этой теме на небольших учебных занятиях. Эти люди были хорошо подготовлены – мастера своего дела.
После длительной молитвы я решил объяснить, какими принципами руководствовался при написании "Семи законов учащегося", чтобы навсегда изменить жизнь слушателей курса. Через час после начала занятия в аудитории стало тихо. Слишком тихо. Я подумал, что люди потеряли ход моих мыслей, и спросил, что им неясно.
Один из самых уважаемых учителей ответил: "У меня не было ни малейшего представления о том, что лежит в основе "Семи законов учащегося". Теперь я понимаю, почему этот материал так сильно влияет на моих учеников. А притихли мы потому, что полностью поглощены вашим выступлением. Скажу вам прямо: то, чем вы только что поделились с нами, действительно повысит качество моих уроков". Хорошее вооружение знаниями ведет учащихся к более глубокому пониманию материала, на каком бы продвинутом уровне они ни были.
Несколько недель спустя я участвовал в презентации "Семи законов учащегося" вместе с одним из учителей, присутствовавших на той конференции. Мы решили отметить успешную презентацию хорошим обедом, за которым он попросил меня оценить его выступления.
По ходу каждого из его выступлений я сделал шесть-восемь страниц заметок, поэтому мне не составило труда указать как на его сильные, так и на слабые стороны. В целом этот учитель потрудился на славу. Однако у него был и недостаток: он излагал материал так, что слушатели лишались радости самостоятельного открытия. В своем выступлении он не медлил с подачей ключевой информации, не позволяя своим словам глубже проникнуть в сознание слушателей. Не успевали они мысленно задать себе вопрос, как тут же получали на него ответ.
В течение следующего часа я использовал все туже Модель Закона Вооружения Знаниями. Я рассказал этому преподавателю, как излагать материал в более динамичной и увлекательной форме (Этап 1. Раскрытие основных понятий). Я продемонстрировал два метода обучения (мой и его), дав ему возможность почувствовать разницу (Этап 2. Демонстрация). Я отрепетировал вместе с ним несколько типичных учебных ситуаций (Этап 3. Вовлечение в действие). По мере того как он постигал этот "высший пилотаж" преподавания, в его глазах загорался огонь. Во время его следующего выступления огонь загорелся и в глазах его слушателей (Этап 4. Усовершенствование). Вооружению знаниями нет пределов, и самым лучшим ученикам всегда есть к чему стремиться.
Этап 5. Вдохновение.
Последний этап обучения заключается в том, чтобы вдохновить учащихся продолжать пользоваться приобретенным умением. Со временем вы утратите тесный контакт с учениками, поэтому ваша задача поощрять их не просто использовать умения, но и передавать их другим.
Овладев теорией и практикой, усвоив элементарные навыки и усовершенствовав их, ваши ученики должны теперь не отступать от достигнутого и передавать свой опыт другим.
Люди, которые продолжают обучать и на этом этапе, могут называться настоящими учителями – лидерами в своем деле. Они видят свою обязанность в том, чтобы передать знания дальше. Они умело ведут своих учеников по пути становления: из простых наблюдателей те становятся учащимися, учителями и, в конечном итоге, наставниками Других учителей. Они понимают, насколько важнее подготовить себе смену, чем делать всё самим. Они делают все возможное, чтобы продолжить развитие своих учеников. Они никогда не оставляют их, даже если сами ученики готовы все бросить. Они продолжают воспитывать и поддерживать юс, делая все необходимое, чтобы довести команду своих учеников до самой вершины.
Приходит ли к нам само собой понимание того, что важнее готовить себе смену, чем делать все самому? Нет! За свою жизнь я много раз учился этому. Один из самых запоминающихся уроков произошел в первые дни существования "Путешествия по Библии".
В начале 70-х годов в Далласе я провел свои первые семинары. Некоторые мои близкие друзья сказали мне, что никто не сравнится со мной в этом. По их мнению, я ни в коем случае не должен был доверять обучение кому-либо еще, поскольку это погубило бы "Путешествие по Библии .
Остальные друзья придерживались абсолютно противоположного мнения: "Ты должен научить других вести семинары. Ты не можешь и не должен делать все сам".
Несколько месяцев я не мог прийти к окончательному решению. В один из выходных мое беспокойство по этому поводу достигло апогея. Я отложил в сторону все дела и связался с дюжиной ближайших друзей и наставников, в надежде услышать от них конкретное решение моей проблемы. Но, обзвонив всех, я получил шесть голосов за то, чтобы обучать других, и шесть за то, чтобы вести семинары самому.
Чувство безысходности все больше овладевало мною. В тот же день я понял, что так больше не может продолжаться. Я спустился в подвал своего дома и начал молиться о том, чтобы Господь привёл меня к правильному решению. Я позвонил одному из моих любимых профессоров, рассказал ему о сложившейся ситуации и попросил совет. Я никогда не забуду, что он мне ответил: «Я просто не могу поверить, что ты не знаешь библейского ответа на этот вопрос, – сказал он, и от этих слов я готов был провалиться сквозь землю, ведь это он читал когда-то нам курс по изучению Библии! – Что говорится во Втором послании к Тимофею (2:2)? Там есть конкретный ответ на твой вопрос:".. .передай верным людям, которые были бы способны и других научить". Поэтому, если ты хочешь, чтобы Бог сполна благословил твою жизнь и твое служение, начни применять написанное во Втором послании к Тимофею (2:2). Немедленно займись обучением других людей!»
Этот конкретный библейский совет радикально изменил мою жизнь и служение. В тот же вечер теория обучения обрела для меня новый смысл: необходимость следования ей вошла в число моих жизненных приоритетов. Наконец-то я поверил сказанному в Библии настолько, чтобы подчиниться этому.
Должен признать, однако, что одно дело – принять решение, а другое – его придерживаться. Когда я впервые наблюдал за тем, как один из моих друзей проводит семинар "Путешествие по Ветхому Завету", все внутри меня бунтовало: "Нет! Так нельзя! Нужно делать, как я!" В то время было бы намного проще и лучше, если бы я сам вел семинары. Но поскольку Второе послание к Тимофею (2:2), а также Послание к ефесянам (4:11 -16) предельно ясно говорили о том, как следует поступать, я решил не обращать внимания на свои чувства, а твердо следовать по Божьему пути. Я решил повиноваться Господу и уповать на Него во всем.
Шли годы, и Бог постепенно изменил мое сердце. Хотя этот процесс был медленным и мучительным, вскоре я начал признавать, что успехи других важнее, чем мои собственные. Вначале мне нравилось брать на себя роль центрального игрока, но через каких-то десять лет роль тренера стала приносить мне гораздо больше удовольствия.
На вопрос о том, сколько семинаров "Путешествия по Ветхому и Новому Заветам" я планирую провести в предстоящем году, люди получают шокирующий их ответ. Из 1400 семинаров, проводимых нашей миссией по всему миру, я не буду читать ни одного.
От этой мысли у меня просто дух захватывает! Теперь я могу находиться за "боковой линией" и наблюдать за работой выдающихся учителей, составляющих собою международную команду "Путешествия по Библии". (Я еще даже не знаком с частью нашего преподавательского состава в тридцати с лишним странах мира, особенно африканских.) Часто, присутствуя на занятиях какого-либо из наших учителей, я незаметно для себя начинаю одобряюще кивать головой, и мою грудь переполняет чувство гордости за него. Как правило, я потом выхожу из аудитории с улыбкой на лице, думая: "Да у него получается еще лучше, чем у меня!"
Так приятно видеть, когда игроки опережают нас, своих тренеров! Ведь цель подготовки и заключается в том, чтобы научить их бегать еще быстрее, еще дальше, еще стремительнее, чем мы сами. Конечной целью вооружения знаниями является такая подготовка учеников, благодаря которой они превосходят своего наставника.
Всецело посвятите свою жизнь тому, чтобы передать знания "верным людям, которые были бы способны и других научить". Помогите ученикам, нуждающимся в вашем руководстве, достичь еще лучших результатов, чем достигли. Зажигайте своим огнем сердца людей, которые следуют за вами.
Если вы будете так поступать, то вскоре поймете: то, что вы делаете сегодня, останется жить после вас и будет иметь непреходящую ценность. И тогда – может быть, через сто лет – мы со славных высот сможем увидеть вечно пребывающие плоды наших "духовных правнуков" и то, как некоторые из них скажут: "Это все началось сто лет назад, когда такой-то человек [ваше имя] наставил моего прадеда в вере".
Рекомендации Закона Вооружения Знаниями
Христос готовил Своих учеников к эффективному служению, используя этот же пятиэтапный метод обучения.
Этап 1. Раскрытие основных понятий. Ученики видели, как Иисус учил толпы народа, а также их отдельно.
Этап 2. Демонстрация. Они видели, как Иисус служил при различных обстоятельствах различным людям (как сочувственно, так и враждебно настроенным), привнося полноту во все сферы человеческой жизни. Этап 3. Вовлечение в действие. Они служили вместе с Иисусом по всей Иудее, Галилее и в Иерусалиме, после чего Он начал посылать их на самостоятельное служение.
Этап 4. Усовершенствование. Иисус всегда ждал возвращения Своих учеников, чтобы они поделились результатами своей работы, и сразу же приступал к их дальнейшему обучению и наставлению.
Этап 5. Вдохновение. После воскресения Иисус множество раз посещал учеников лично, а потом послал Святого Духа, чтобы Тот наставлял и утешал их до конца их жизни на земле. Иисус послал Своих учеников в мир, но пообещал, что никогда не оставит и не покинет их.
Иисус не просто вручал Своим ученикам "методичку" воскресной школы, проводил с ними занятия и посылал учить других. Нет, Он брал на Себя всю ответственность за их подготовку к служению. И когда Он сказал: "Я сделаю вас ловцами человеков", – Он тем самым провозгласил, что ориентируется на процесс вооружения знаниями. Заметьте, что Христос не сказал: "Я расскажу вам" (действие), но "Я сделаю вас" (результат). Он не просто взял и передал удочку ученикам, а посвятил Свою жизнь тому, чтобы наставить, подготовить и научить их быть "ловцами человеков".
Иисус Христос придавал большое значение процессу вооружения знаниями. Он знал, что родительские наставления оказывают огромное влияние на всю последующую жизнь детей. Он знал, что качество подготовки членов Церкви отражается на ее состоянии. Он знал, что изменение человека как в лучшую, так и в худшую сторону в конечном счете определяется процессом вооружения знаниями.
В завершение нужно заметить, что пятиэтапный метод Закона Вооружения Знаниями применим к любого рода обучению. Например, все больше родителей эффективно используют его для профилактики таких вопросов, как алкоголизм, сексуальное насилие, наркотики и неправильные взаимоотношения. Как правило, следы работы наставников видны на протяжении всей жизни человека.
Семь рекомендаций Закона Вооружения Знаниями, перечисленные ниже, позволяют нам понять, как можно усилить свое влияние на других людей. Желаю, чтобы, с кем бы вы ни работали, вы оставляли после себя лишь следы благочестия и зрелости.
Рекомендация 1. Обучайте своих учеников до тех пор, пока они не смогут самостоятельно пользоваться приобретенными умениями и преуспевать в этом.
Три четверти семестра были позади, когда я однажды услышал слова одного студента: «Я просто ненавижу этот предмет. Когда он закончится, я больше никогда в жизни не возьму в руки Ветхий Завет на еврейском языке. Но классно, что я иду на "пятерку" – она не будет лишней в зачетке!»
Будет ли этому студенту какая-то польза от приобретенных знаний?
Возьмем другую ситуацию. Греческий язык был обязательным предметом в семинарии. Это не вызывает удивления, поскольку на нем написан оригинал Нового Завета. Все студенты обязаны были изучать греческий на протяжении шести семестров, а те, кто специализировался на Новом Завете, должны были пройти множество дополнительных курсов. Таким образом, на изучение греческого языка отводилось целых три года. На четвертом, последнем году обучения мы с тремя одногруппниками говорили о том, хорошо ли мы овладели греческим. Я попросил моих друзей поделиться своим мнением по такому вопросу: если бы сто из наших сокурсников, которые только что успешно завершили расширенный курс греческого языка, открыли наугад любое место Нового Завета на греческом языке, сколько из них смогли бы прочитать и перевести хотя бы один абзац?
В ответ я услышал взрыв смеха: "Может быть, трое или пятеро отличников". Иными словами, мои сокурсники заверили меня в том, что после трех лет "обучения" 95–97% выпускников не умели читать на греческом.
А теперь вопрос к вам. Вызывают ли у вас удивление эти два примера? Или они до боли знакомы почти каждому из вас?
Первая рекомендация концентрирует наше внимание на главной цели процесса вооружения знаниями: учитель должен обучать ученика до тех пор, пока тот не сможет самостоятельно применять определенное умение на практике. В первом случае студент не будет использовать приобретенные знания еврейского языка из-за своего негативного отношения к предмету. Во втором же случае студенты не смогут использовать свои знания греческого языка из-за недостаточной подготовки.
Тогда подумайте о ценности этих предметов. Принес ли процесс обучения положительные и прочные результаты? В первом случае учителю не удалось положительно настроить своего студента, и поэтому, независимо от уровня его компетентности, он не будет пользоваться приобретенным умением. Учитель уделял основное внимание теории, забывая об эмоциональной стороне обучения.
Если ученики не могут дождаться конца ваших занятий и если их интерес к вашему предмету падает с момента начала его изучения, можете винить в этом только себя. Сколько раз я заходил в новую аудиторию с огромным желанием овладеть предметом, но уже через месяц учебного процесса ослабевал в своем рвении. Учитель пресекал все внутренние порывы учащихся.
Второй учитель не смог привить студентам необходимые знания по своему предмету. Поэтому, независимо от их желания, они не готовы демонстрировать нужные языковые умения. В данном случае учитель пренебрег "мастерством" учащихся, уделяя слишком много внимания их "мотивации". Наша вина нисколько не меньше и в том случае, если при всей своей любви к предмету ученик не может успешно практиковать необходимое умение по окончанию курса обучения.
Поскольку успехи учащегося определяются его убеждениями и способностями, приобретенными в результате обучения, этими же факторами должен определяться и успех учителя.
Обучение по некоторым предметам проходит поэтапно, и поэтому нельзя ожидать, чтобы за один семестр студент выучил греческий язык и начал применять его на практике. Но разве не естественно ожидать, что он овладеет этим языком до окончания семинарии? Если ко времени своего выпуска студенты все еще не умеют читать Новый Завет на греческом языке, в этом скорее всего нужно винить учителя. С другой стороны, если студенты ненавидят предмет и поэтому не используют приобретенные знания, в этом снова нужно винить учителя. В обоих случаях в проигрыше остаются учащиеся.
Рекомендация 2. Побуждайте учеников перенимать ваши навыки, а не ваш стиль.
Копирование стиля рождает заурядных учителей.
Будучи учителями, мы отвечаем за то, чтобы научить учеников эффективно владеть каким-то умением, принимая во внимание их личностные качества. Прямые или косвенные намеки на то, что наш путь – единственно правильный, звучат очень самонадеянно. Напротив, мы должны сосредотачивать все свои усилия на том, чтобы помочь ученикам достичь положительных результатов независимо от избранного ими стиля деятельности.
Бог обращает внимание на результаты, а не на способ выполнения работы. Давайте обратимся к книгам Нового Завета. Не вызывает сомнений, что все Писание богодухновенно. Тем не менее, прочитав первую главу Послания к Иакову и сравнив ее с первой главой Послания к римлянам или Книги Откровения, мы сразу же замечаем различие в стилях. Иаков пишет короткими, отрывистыми и четкими предложениями. Павел обращается к римлянам с помощью сложных предложений, прибегая к сложным логическим построениям. Иоанн пишет Книгу Откровения ярким, описательным и эмоциональным языком.
Как такое возможно, если один и тот же Бог вдохновил написание всех книг Библии? Разве они не должны быть написаны в одном стиле? Нет, Бог достигает поставленной цели и дает откровение, не изменяя и не подавляя личность и темперамент автора книги. Если так действует Бог, не следует ли и нам поступать так же?
Иисус демонстрировал этот же принцип, тщательно отбирая Своих двенадцать учеников. Вспыльчивый Петр, прагматичный Иаков, интеллектуальный Фома, организованный Матфей, чувствительный Иоанн – Иисусу нравилось, что Его ученики так непохожи друг на друга. Почему же Он не пытался подвести их под один шаблон? Потому что Христос является также первоначальным автором личности и знает, как использовать любой темперамент для Своих чудесных целей.
Итак, не позволяйте своим ученикам копировать вашу методику обучения, манеру речи и жесты. Проявляйте к ним уважение и цените индивидуальность каждого из них.
Рекомендация 3. Варьируйте процесс обучения в зависимости от обстоятельств и индивидуальных особенностей ваших учеников.
Успешное применение умений зависит не только от знаний, практики и опыта учеников, а также от их природных способностей. У каждого из них свой уровень умственного развития и учебной подготовки, свой социальный статус, свои врожденные физические особенности.
Поэтому, работая с учениками, мы должны ставить цели обучения и строить планы уроков в соответствии с обстоятельствами и индивидуальными особенностями учащихся. Даже наилучшие методики не всегда позволяют ученикам достичь желаемого уровня знаний. В некоторой степени я сам могу послужить примером этому.
Я все еще помню, как во время подготовки к выпускному вечеру наш класс репетировал песню "Ты никогда не будешь одинок". В один из кульминационных моментов я вместе с другими орал изо всех сил.
Вдруг руководитель хора застучал своей палочкой и решительно покачал головой. Было видно, что он чем-то недоволен. "Послушай, ты, – сказал он, глядя прямо на меня. – Да-да, ты, в третьем ряду, сделай мне одолжение. Просто открывай рот, но, пожалуйста, не пой вслух".
Несмотря на все усилия руководителя хора научить меня петь, у него ничего не получилось. Он не мог добиться успеха, потому что Бог, будучи в хорошем расположении духа, дал мне дар "восклицать гласом радости" (правда, с условием в присутствии других делать это очень осторожно).
Недавно мы с женой общались с нашей хорошей подругой, замечательной учительницей, преподающей в шестом классе. Она работает в очень неблагополучном районе. Я поинтересовался, не заметила ли она каких-либо новых тенденций в поведении учеников. Учительница вздохнула и сказала, что три года назад в ее классе было четыре ученика с серьезными проблемами поведения. В этом году такие ученики составляют большую часть класса. За последний семестр отец одного ученика был застрелен из-за наркотиков. Многие учащиеся регулярно подвергаются физическому насилию. Большинство из них живут без отца или матери. Некоторые дети страдают из-за плохого питания. Один двенадцатилетний мальчик несколько раз подряд носил дневник на подпись маме, но каждый раз приносил его обратно неподписанным. На третий день, когда учительница спросила его, почему родители не подписывают дневник, он выпалил: "У меня некому его подписать. Мы живем без отца, а мать ушла куда-то три дня назад. С тех пор от нее ни слуху ни духу. Понятия не имею, когда она вернется".
С чувством глубокой горести и грусти учительница сказала: "Ни по одному из предметов мы не можем давать то же количество материала, что три года назад. Ученики не в состоянии его воспринять. Иногда нам приходится сокращать учебные планы на две трети".
Стараясь дать хорошую подготовку классу, не забывайте принимать во внимание нужды и особенности как каждого ученика, так и коллектива в целом.
Рекомендация 4. Повышайте мотивацию учеников посредством личных взаимоотношений, наказаний и поощрений.
Существует одна общеизвестная истина: чем больше ученики хотят овладеть каким-то умением, тем быстрее и лучше они это сделают. Поэтому, наряду с пятиэтапным методом Закона Вооружения Знаниями, эта рекомендация является ключевой для оптимизации учебного процесса. Усиливайте мотивацию учащихся!
Использование мотивации в работе с учениками заключается в том, чтобы побуждать их следовать к цели с большей решимостью и желанием. Можно выделить три основных стимула к действию:
Взаимоотношения с другими людьми.
Страх перед наказанием или болью.
Надежда получить награду, удовольствие или выгоду.
Все три стимула – универсальны. Если ими умело пользоваться, они будут оказывать воздействие на любую аудиторию в любой ситуации, хотя и не всегда одинаково эффективное. Возьмем, к примеру, такую ситуацию. Вы очень быстро едете по автостраде и видите позади себя мигающие огни полицейской машины. Как, по-вашему, патрульный будет мотивировать вас к тому, чтобы вы впредь не превышали скорость? Будет ли он вам говорить: "Если бы вы действительно заботились обо мне, если бы вы уважали меня и мою семью, вы бы никогда не превышали скорость" или: "Если вы больше не будете ездить с недозволенной скоростью, я куплю вам билет лотереи, в которой будет разыгрываться поездка на Гавайи"? Или же, чтобы заставить вас изменить свое поведение, он воспользуется стимулом страха перед наказанием?
Эффективные учителя в своей практике используют все три стимула. Ясно, что оценки могут служить как поощрением, так и наказанием, в зависимости от качества выполненного задания. Мотивируют ли они к действию? Конечно, да! Так и должно быть. Старания учеников старших классов часто возрастают благодаря надежде получить право не сдавать экзамен при достаточно высоком показателе успеваемости в конце учебного года. Учащиеся-спортсмены часто мотивируются страхом перед наказанием, то есть исключением из команды. Чтобы продолжать принимать участие в соревнованиях, они изо всех сил стараются поддерживать свои оценки на определенном уровне.
Недавно мы с женой ходили в школу, где учатся наши сын и дочь, на просмотр пьесы, написанной и поставленной их любимым учителем. Вы бы видели, сколько сил и времени было отдано за два месяца подготовки к пьесе! Когда спектакль закончился, режиссеру громче всех аплодировали ученики, принимавшие участие в выступлении. Они хлопали, кричали, дарили ему цветы, обнимали и носили его на руках – одним словом, изливали на него свою любовь в течение целого часа.
Что стимулировало этих учеников напряженно работать и достичь невероятно высокого уровня исполнения? Несомненно, любовь и уважение к учителю.
Оцените последние три или четыре проведенных вами урока. Как часто вы осознанно содействовали ученикам в учебе, разжигая в них желание учиться? Как часто вы использовали в качестве стимулов взаимоотношения, награду или наказание? Правильное применение стимулов позволяет опытным учителям перевести своих учеников на более высокий уровень обучения.
Если вы хотите глубже понять вопрос о мотивации, посмотрите на то, как Бог стимулирует человечество поверить в Него и действовать по Его воле. Вы обнаружите, что перечисленные выше стимулы являются действительно универсальными, потому что Бог вложил их в каждого человека. Внимательно изучая Писание, вы также увидите примеры их использования Богом, с тем чтобы побудить нас к действию. Например:
Какое наказание ожидает тех, кто отвергает Христа? – Вечное страдание в аду.
Какая награда ожидает тех, кто принимает Христа? – Вечное блаженство в раю.
К чему должны побуждать нас взаимоотношения со Христом, основанные на любви? – К соблюдению Его заповедей.
Я тщательно изучил все основные библейские отрывки, где либо Бог Отец, либо Иисус Христос, либо Дух Святой подталкивают человека (людей) поступить определенным образом. Не вызывает сомнений, что Бог использует при этом все три стимула.
Зная, что Бог никогда не использует плотские средства для достижения Своих совершенных целей, мы можем с уверенностью следовать Его примеру. Я искренне верю в то, что самые умелые учителя придерживаются Божьих принципов, стимулируя своих учеников с помощью установленных взаимоотношений, наказания и поощрения.
Помните, что в ваши обязанности входит не только помочь ученикам овладеть умением, но и вызвать у них желание использовать его. Надеюсь, что после ваших уроков учащиеся часто говорят о том, как их вдохновило услышанное от вас.
Рекомендация 5. Прежде чем развивать сложные умения, закрепите элементарные навыки.
Чем прочнее фундамент, тем выше здание можно построить на нем. Подобное можно сказать и о процессе обучения: чем крепче ученики овладели элементарными навыками, тем быстрее и успешнее они смогут овладеть сложными умениями.
Работал с детьми, вы, наверняка, сталкивались с тем, что они иногда приступают к изучению более сложного материала, недостаточно усвоив предыдущий. Это все равно, что пытаться решить задачу на деление, не зная таблицу умножения. Такие старания не только безуспешны, но и вызывают все больше разочарования и ошибок со стороны учащихся.
Я столкнулся с результатами безуспешной работы некоторых учителей английского языка старших классов уже во время первой недели своего преподавания в колледже. По меньшей мере сорок процентов студентов были не в состоянии написать работу на уровне, приемлемом для колледжа. Сильно хромала грамматика, написание слов было пародией на орфографию, а зрелые мыслительные процессы и логическое изложение материала совершенно отсутствовали.
Когда мне сдали первые работы, я был настолько поражен, что принес их показать за обедом своим коллегам, опытным профессорам. Увидев их, они засмеялись и понимающе переглянулись: "Брюс, добро пожаловать в реальный мир университетского преподавания!"
В процессе обучения мы должны следовать такому правилу: прежде чем приступать к изучению более сложного материала, следует убедиться в том, что ученики усвоили необходимый минимум. Я знаю одного учителя математики старших классов, который требует от своих учеников безупречного знания таблицы умножения от одного до тринадцати. Каждый месяц все ученики пишут контрольную работу, состоящую из 169 примеров на умножение, и каждый раз они должны заканчивать ее на минуту раньше предыдущей. Допустив хоть одну ошибку, ученик должен каждый день оставаться после уроков и переписывать контрольную до тех пор, пока не сможет за установленное время правильно решить все примеры. Какой мудрый учитель! Он работает над тем, чтобы все учащиеся овладели минимальным уровнем мастерства в этой области знаний.
Темп работы на уроках многих учителей определяется не скоростью усвоения материала учениками, а поурочными планами. Нам нужно быть очень осторожными в данном вопросе и ни в коем случае не поддаваться влиянию идеи о том, что главное – подавать новый материал, а не заботиться о прочности знаний каждого ученика.
Рекомендация 6. Как можно чаще ободряйте учеников на начальном этапе обучения.
Перед всем новым люди, как правило, испытывают беспокойство и страх. Нет ничего плохого в ощущении незначительного внутреннего напряжения, но очень часто наши ученики просто переполнены страхом потерпеть неудачу. Сильные чувства страха и беспокойства являются серьезным препятствием для успешного овладения новым материалом.
Поэтому старайтесь уменьшить страх учеников и усилить их решимость. Эти чувства обратно пропорциональны: когда растет решимость, уменьшается страх; когда растет страх, уменьшается решимость.
Постоянно развивайте в учениках "дар смелости".
Интересно, что даже такой выдающийся лидер, как Иисус Навин, боролся с сильным страхом и сомнениями. Снова и снова Бог повторял ему: "Не страшись и не ужасайся". Бог находил множество путей, чтобы помочь Иисусу Навину набраться храбрости. Обратите внимание на пять способов ободрить класс, взятых всего лишь из нескольких стихов первой главы Книги Иисуса Навина.
1. Пообещайте, что будете рядом.
Напоминайте своим ученикам, что будете находиться рядом с ними на протяжении всего учебного процесса. Очень часто наши страхи возникают из-за боязни одиночества. Поэтому нас сильно успокаивает, когда человек, которому мы доверяем, обещает быть рядом.
"Не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь" (1:9).
"Как Я был с Моисеем, так буду и с тобою; не отступлю от тебя и не оставлю тебя"(1:5).
2. Пообещайте, что ученики достигнут успеха.
Уверяйте своих учеников в том, что затраченные ими усилия непременно окупятся (вспомните слова Христа "Я сделаю вас ловцами человеков"). Мысль о том, что ничего не получится, часто является причиной нашего страха. На начальном этапе обучения мы сильно недооцениваем свои шансы на успех. Поэтому наша уверенность возрастает, когда учитель берет на себя ответственность за достижение нами поставленной цели.
"Итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им" (1:2).
"Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам" (1:3).
"От пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши" (1:4).
"Ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им"(1:6).
3. Пообещайте, что ученики преодолеют все трудности обучения. Дайте своим ученикам обещание, что они успешно овладеют даже самой трудной частью вашего предмета. Часто нас сковывает страх, потому что поставленная задача кажется непреодолимой, и мы не представляем, как можно усвоить необходимый материал. В данном случае мы снова получаем сильную поддержку со стороны учителя. Он указывает на те моменты обучения, которые внушают нам больше всего страха, и успокаивает нас обещаниями помочь их успешно преодолеть.
"Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей" (1:5).
Таким образом, Бог пообещал Иисусу Навину победу над великанами земли, над крепостями и городами.
4. Пообещайте ученикам, что успех им обеспечен, если они будут выполнять все от них зависящее.
Убедите своих учеников в том, что они достигнут успеха, если будут следовать вашему руководству и исполнять свои обязанности. Процесс обучения похож на улицу с двусторонним движением: идя навстречу учащимся, мы в то же время делимся с ними своими ожиданиями и требованиями, выполнимыми для всех, и тем самым вселяем в них уверенность в возможности достичь поставленной цели.
"Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон... не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих" (1:7).
5. Пообещайте ученикам, что их знания обязательно обеспечат им успех. Напоминайте своим ученикам о том, что приобретаемое ими умение является гарантией их дальнейшего успеха. Наше беспокойство часто возникает в результате того, что мы не способны увидеть пользу от своего обучения и стараний в будущем. Осознание того, что в ходе приобретения и использования определенных умений мы становимся более опытными и компетентными людьми, внушает нам спокойствие и уверенность. Поэтому "рисуйте" своим ученикам картины их успеха в будущем, когда их нынешние старания окупятся сторицей.
"Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно" (1:8).
Помните, чем сильнее страх ученика, тем больше он нуждается в вашей поддержке. Поскольку чувство беспокойства возникает на начальном этапе обучения, следует как можно чаще ободрять учеников на первых занятиях по изучению нового материала. Когда кто-либо из них показывает хорошие результаты, похвалите его за это при всех.
Рекомендация 7. Постоянно напоминайте ученикам, что их ценность не зависит от успеваемости.
Когда Христос показал ученикам, что лепта бедной вдовы была куда большим даром, чем внушительные пожертвования богатых, Он освободил нас от необходимости сравнивать себя с другими. Он напомнил нам, что работа оценивается не только исходя из того, что сделал человек, а также исходя из того, что он мог бы сделать.
Использование этого богословского принципа оценивания работы может значительно улучшить процесс обучения. Если мы ограничимся лишь похвалой тех, кто демонстрирует выдающиеся успехи, мы будем похожи на фарисеев, которые приветствуют только богатых и ни во что не ставят лепту вдовы.
В процессе вооружения знаниями мы, подобно Христу, должны принимать во внимание врожденные, Богом данные способности учеников, и поощрять их, по крайней мере, в пяти аспектах работы:
Количество усилий. То, как сильно старается ученик, отображает его желание добиться успеха. Это следует замечать и одобрять.
Уровень усовершенствования. Перед всеми учащимися ставится одно требование – улучшить достигнутые результаты.
Проявление командного духа. Единство и взаимопомощь являются необходимыми условиями для максимально эффективного процесса обучения. Ученики, которые помогают остальным, заслуживают всяческого одобрения.
Выполнение работы сверх требуемого. Старайтесь замечать тех учеников, которые "бегут дополнительные круги" после тренировок, посещают факультативные занятия и стремятся превзойти общеустановленные требования.
Выдающиеся результаты. Похвала за успешную работу встречается чаще всего, поскольку повод для нее вполне очевидный. Опытные учителя всегда отдают должное выдающемуся мастерству и исключительным результатам учащихся.
Как-то раз я беседовал с одним восьмиклассником, который из-за своих, мягко говоря, слабых успехов по математике считал себя полным неудачником. Вот каким был наш разговор:
– Сколько бы я ни учился и как бы ни старался, мне ни за что не получить больше "тройки". Другие ребята в моем классе и пальцем не пошевельнут, а всегда получают "пятерки".
– И как ты себя из-за этого чувствуешь? – спросил я.
– Я неудачник... И вообще это несправедливо. Не буду больше стараться – к чему все это, если я все равно получаю "тройки"?
Этому парню следовало "обновить разум" в соответствии с тем, как Бог смотрит на данный вопрос. Я нарисовал квадрат и сказал:
– Этот квадрат символизирует тебя. А сейчас ответь мне на такой вопрос: кто отвечает за то, насколько ты разбираешься в математике?
Какое-то мгновение он сомневался. Зная о том, что говорит Библия, он наконец-то произнес:
– Наверное, Бог.
– Хорошо. Теперь скажи, как сильно ты старался на уроках? Прилагал ли ты усилия на все сто процентов? А может, на пятьдесят? На сколько?
– Я старался изо всех сил. В большинстве случаев примерно на 95 процентов.
– Тогда нарисуй в своем квадрате стрелку, доходящую почти до его вершины – уровня, который обозначает девяносто пять процентов.
Он так и сделал, после чего я поставил над этим квадратом "3" – его оценку по математике.
– А сейчас давай посмотрим на твоего друга, который получает "пятерки" без особых усилий. Насколько, по-твоему, он превосходит тебя в математике?
– Он ужасно умный. Наверное, в два раза умнее меня.
Тогда возле первого квадрата я нарисовал еще один, символизирующий этого смышленого ученика. Поскольку он получал "пятерки", я поставил над его квадратом "5". Потом я спросил:
– Как сильно старается твой друг? Как ты думаешь, на сто процентов? Парень засмеялся:
– Он не только не старается, но еще и насмехается над всеми, у кого возникают проблемы. Я знаю, что он умный, но не думаю, что он старается больше чем наполовину. В большинстве случаев он просто валяет дурака.
Я провел линию посередине второго квадрата и возле нее поставил "50 %".
– Сейчас ты видишь два совершенно разных показателя, – сказал я. – Люди вокруг нас смотрят на оценки, потому что они замечают только то, что лежит на поверхности. Угадай, на что смотрит Бог? Он смотрит на то, что люди делают с подаренными им талантами. Бог видит нас изнутри. Исходя из того, как вы обращались с доверенным вам, Он оценил бы усилия твоего умного друга на 50 %, т.е. на "двойку", а твои – на 95%, т.е. на "пятерку".
Вы бы видели, как загорелись глаза мальчика, когда он осознал разницу между школьной оценкой и Божьей. Он тут же заявил, что будет продолжать получать "пятерки" в Божьем табеле.
В двадцать пятой главе Евангелия от Матфея Иисус дает нам еще более яркий пример того, как нужно оценивать свою работу, особенно когда приходится сравнивать себя с другими людьми. Несколько наблюдений из этого замечательного отрывка помогут нам помнить о том, что при оценивании учеников следует учитывать способности, данные им Богом.
1. Бог нам всем дал разные таланты. "И одному дал он [здесь подразумевается Иисус Христос] пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе" (25:15).
2. Бог оценивает нашу работу. "По долгом времени приходит господин рабов тех и требует у них отчета" (25:19).
3. Божья награда зависит не от количественных результатов, а от наших способностей. Первый человек вернул Господину пять талантов, а второй – только два. Выходит, что результаты работы первого слуги превышали результаты второго на 150 %.Но посмотрите, как Христос награждает (то есть оценивает) этих двух людей.'
Имеющего пять талантов: "Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего" (25:21).
Имеющего два таланта: "Хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего" (25:23).
Вы заметили разницу?
Как ни удивительно, эти утверждения совершенно одинаковы! Христос видел, что хотя в количестве сделанного первый слуга намного превзошел второго, все же оба вдвое приумножили вверенное им. По человеческим меркам результаты их работы были совершенно разными, но по Господним – одинаковы.
Поскольку Христос мог сказать "хорошо" за приобретение как двух, так и пяти талантов, мы также должны оценивать результаты работы своих учеников, не сравнивая их с другими.
Заключение
Что является окончательным результатом жизни человека, посвятившего себя обучению других? Позвольте мне ответить на этот вопрос, поделившись с вами небольшим наблюдением из жизни одного из величайших учителей, которых я когда-либо встречал, – Ховарда Хэндрикса.
Профессор Хэндрикс подготовил много тысяч мужчин и женщин к служению. У каждого из этих людей есть что рассказать о нем. В данном случае я – не исключение и хотел бы поделиться с вами тем, какое влияние профессор Хэндрикс оказал на меня и на "Путешествие по Библии".
Результаты его обучения стали видны в моей жизни еще до того, как я в 70-х годах основал "Путешествие по Библии". Многие из его взглядов по-. могли создать ту организацию, которая стала сегодня миссией международного масштаба.
На протяжении первых месяцев работы я читал все семинары сам. Но вскоре заявки на них стали сильно превышать мои возможности, и я начал готовить себе помощников – обучать нескольких друзей из аспирантуры. Вскоре стало очевидным, что мой товарищ Арт Вандервин не только был выдающимся преподавателем, но мог бы стать и хорошим деканом факультета. За первые годы своей работы он подготовил многих учителей, включая еще одного отличного руководителя Джона Хувера. На протяжении многих лет Джон развивал свои лидерские способности. В конечном счете он был назначен вице-президентом отдела по международной работе и начал руководить филиалами нашей миссии по всему миру.
Впервые он попытался привить видение "Путешествия по Библии" на чужой земле – в Австралии, где он взял на работу и обучил Гэри Колмэна. Австралийское служение быстро возрастало под руководством Гэри. Вскоре он самостоятельно совершил миссионерскую поездку на Филиппины, где основал еще один филиал "Путешествия по Библии" и обучил нескольких ведущих лидеров, в том числе и Пола Ньюмэна.
Очень скоро Пол стал представителем нашей миссии в этой стране и в итоге начал подготовку филиппинских преподавателей, в число которых входил Бен Унгайо. Под руководством Пола Бен обучил еще троих учителей "Путешествия по Библии" на Филиппинах.
Во время проведения своего первого семинара "Путешествие по Ветхому Завету" один из этих троих учителей привел к Господу двадцать человек. Один из этих двадцати вернулся после семинара домой и в тот же вечер привел к Господу также свою жену и двух дочерей.
Я нарисовал эту схему на листе бумаги и показал ее своей жене Дарлин. "Посмотри, какой вклад в вечность смог сделать только один человек, Ховард Хэндрикс! Но и это еще не все, ведь от каждого человека в этом списке можно провести еще множество веток в любом направлении".
Она улыбнулась и сказала: "Мне кажется, что это тоже не все. Ведь профессор Хэндрикс не стоит во главе цепочки. Ты помнишь его рассказ о том, как он провел детство в полуразваленном доме в Филадельфии и что с ним произошло в шестом классе?"
Профессор Хэндрикс рассказывал нам о том, как однажды он играл со своими друзьями в шарики и к ним подошел некий пожилой человек и начал наблюдать за ними. Через некоторое время господин опустился на колени и начал играть вместе с ними. Их знакомство продолжилось, и мальчики вскоре узнали, что этого человека зовут Уолт и что он работает на близлежащей фабрике.
Поиграв несколько дней в шарики с этими шестиклассниками, Уолт пригласил их к себе на занятие в воскресную школу. Они не знали, что он учитель, и попросили его рассказать о том, какой у него класс.
"Вообще-то, – сказал он, – у меня еще нет класса. Но, может быть, вы, ребята, поможете мне его организовать?"
Таким образом, благодаря Уолту Ховард Хэндрикс и его друзья начали посещать церковь. Более того, все ученики класса Уолта пришли к познанию Христа, а одиннадцать из них полностью посвятили себя служению!
Теперь вы видите, мой друг, что за десятками тысяч людей, на которых оказал влияние знаменитый преподаватель Ховард Хэндрикс, стоит фигура малоизвестного учителя воскресной школы, оставшегося верным своему призванию.
Можете представить, что произойдет, когда Уолт войдет в Божью славу и увидит великое множество людей, попавших на небо благодаря его урокам в воскресной школе? Мог ли он знать, что так получится? Однако он непременно увидит успешные результаты своей работы и будет праздновать их всю вечность.
Никогда не занижайте значение проводимого вами обучения. Никогда не говорите: "Этот урок не имеет никакого значения". Никогда не думайте: "Все от меня зависящее я сделал, так что следующие пять лет можно отдыхать". Возможно, на следующей неделе к вам на урок придет будущий Ховард Хэндрикс, который своими уроками приведет ко Христу тысячи людей по всему миру.
Подходя к двери вашего класса, сожмите еще крепче факел своего призвания, укрепитесь в своем решении вооружать учеников знаниями и идите вперед – зажигать их сердца огнем!
Вас ведь тоже зовут Уолт, не правда ли?
Вопросы для обсуждения
Опытные учителя знают, что секрет обретения умений учениками часто кроется в своевременном установлении причины их проблем. Вспомните одного из ваших учеников, испытывающего сейчас затруднения в учебе. Возникла ли эта проблема из-за того, что он не усвоил основных понятий предмета? А может, из-за того, что учитель не продемонстрировал их применение? Может, у него не было возможности "отработать свою технику"? Или он не может избавиться от негативного отношения к учебе? После того как вы обнаружите корень проблемы, определите все возможные пути ее преодоления и помогите ученику в его дальнейшем развитии.
Вспомните еще раз пять этапов Метода Закона Вооружения Знания ми, а именно: раскрытие основных понятий, демонстрация, вовлечение в действие, усовершенствование, вдохновение. Кто из ваших учителей смог точнее всего смоделировать этот процесс? Подумайте, какое влияние на вас оказали его уроки.
Желание овладеть умениями – ключ к успешному обучению. Пересмотрите еще раз все виды мотивации, перечисленные в Рекомендации 4 (через взаимоотношения, наказание и поощрение). Дайте определение каждой из них своими словами. Что больше всего стимулировало вас в ваши студенческие годы? Почему? Какой из видов мотивации вы, как учитель, используете чаще всего? А реже всего? Как можно использовать все три вида стимулов в преподавании вашего предмета? Попытайтесь оценить свою педагогическую деятельность и методы преподавания, которые вы используете. Каким образом вы могли бы использовать все три вида мотивации, чтобы способствовать росту учеников?
Кто из ваших учеников переживает сильное разочарование из-за своих ограниченных способностей? Постарайтесь ободрить этого ученика способами, перечисленными в Рекомендации 7, и разработайте простой план, чтобы научить его правильно воспринимать свои недостатки. Попробуйте внедрить в жизнь лучшие из этих идей и поделитесь с коллегами результатами своей работы.
Какой человек смог дать вам наилучшую подготовку за все время обучения? Что именно он сделал и какое влияние это оказало на вас? А сейчас вспомните всех людей, которых обучали вы. Кто из них мог бы сказать, что извлек из ваших уроков максимальную пользу? Как можно расширить круг вашего влияния?
|
Категория: Текст | Добавил: love (20.11.2013)
|
Просмотров: 1301
| Рейтинг: 5.0/1 |
система комментирования CACKLE
|
Библия онлайн |
---|
|
Молитва |
---|
|
Мы в соцсетях |
---|
|
|