Метод Закона ПотребностейЭтап 1. Выявление потребностей. Поскольку мы как учителя должны в первую очередь заботиться о том, чтобы построить наши уроки в точном соответствии с потребностями учащихся, первый этап очевиден. Учитель должен выявить потребности своей аудитории и четко определить, в чем именно они состоят; в наиболее общем плане это производится ежегодно. Однако данные моего исследования показывают, что учителя, как правило, не имеют представления о потребностях своих учащихся. В ответ на просьбу перечислить десять важнейших потребностей их учеников, большинство учителей ошибаются на 80 процентов – то есть верно определяют лишь две потребности из десяти! Неудивительно, что в разных странах мира уроки одинаково не отвечают требованиям учащихся – ведь мы пытаемся; ловить рыбу не на ту наживку. Наживка, которую мы предлагаем ученикам, не привлекает их и не способна помочь нам в достижении цели. Интересно, сможете ли вы назвать десять важнейших потребностей ваших учеников в порядке приоритетности? Подумайте только, как полезно было бы иметь перечень всех основных нужд ваших слушателей. Вам бы больше не приходилось задаваться вопросом о том, извлекут ли ученики из вашего урока нечто важное для себя. Вы можете выяснить потребности ваших учеников тремя способами: при помощи прямого опроса, непрямых методов и учета полученной информации. 1. Методы прямого опроса с целью выявления потребностей. Мало кто может взглянуть на аудиторию и тут же составить список ее потребностей. Люди очень хорошо научились скрывать свои чувства под различными масками. Не забывайте об этих масках. Как правило, жизнь совсем не такая, какой выглядит извне. В отличие от многих кинофильмов, в жизни маски не являются нашими лучшими друзьями; напротив, они – наши злейшие враги. Именно они возводят стены между друзьями, нуждающимися друг в друге. Именно из-за них мы, учителя, сбиваемся с верного пути, полагая, что у наших слушателей нет никаких проблем или что им не нужна помощь в решении этих проблем. Не обманывайся тем, как я себя веду. Да не обманет тебя мое лицо, ибо это – маска. У меня есть тысячи масок, которые я боюсь снимать, но ни одна из них – не я. Притворство – моя привычка, моя вторая натура, но не обманывайся... Пожалуйста, не обманывайся. Я произвожу впечатление человека, который ничего не боится. Чья жизнь наполнена солнечным светом спокойна и безмятежна – как снаружи, так и изнутри. Уверенность в себе – мое имя. Престиж – мое кредо. Все в мире – под моим контролем, и я ни в ком не нуждаюсь. Но не верь мне. Пусть на поверхности все гладко, но это – лишь маска, многоликая, непроницаемая маска... Кто я? Ты спросишь, кто я. Я тот, кого ты очень хорошо знаешь. Я – каждый человек, встречающийся на твоем пути. (Автор неизвестен) Много лет назад я выступал на молодежной конференции. На исходе второго дня я сказал ее организаторам: "Многие из этих молодых людей употребляют наркотики". Они мне не поверили. "Давайте проверим", – сказал я. На следующий вечер я проповедовал о наркотиках, а затем попросил ребят взять все свои наркотики и таблетки и сложить на сцене. Мы собрали кучу довольно внушительных размеров. Да, очень удивились организаторы конференции, которые, как оказалось, понятия не имели о настоящих нуждах этой группы молодежи. То, чему лидеры учили ребят, было настолько далеко от их потребностей, что я удивляюсь, как кто-то из них вообще слушал эти выступления. При методах прямого опроса вы узнаете те или иные факты, не используя при этом никаких промежуточных факторов или шагов. Просто спросите своих учеников! Учителя всегда удивляются тому, насколько откровенными бывают ученики при личном подходе и отсутствии каких-либо угроз со стороны учителя. При этом вы не только получаете ответы прямо из уст ученика, но и можете ощутить, насколько важен для него тот или иной вопрос, – по тембру голоса и эмоциональной окрашенности высказывания. Нередко бывает так, что ученик невольно поднимает на поверхность другие нужды, которых вы и представить себе не могли. Итак, обращайте внимание на те сигналы, которые ученик "посылает" вам между слов. Ниже перечислены шесть основных методов выяснения нужд вашей аудитории. Вы можете выбрать те из них, которые наиболее подходят вам, вашим ученикам и сопутствующим обстоятельствам. Прямые вопросы. В неформальной, свободной обстановке вы можете прямо спросить того или иного человека о его нуждах. Вот несколько примеров: - "Бэтти, я считаю, что вы очень мудрый и проницательный человек. Не могли бы вы помочь мне стать лучшим преподавателем? Для этого назовите, пожалуйста, три самые большие проблемы, с которыми, как вы считаете, сталкиваются сегодня люди вашего круга".
- "Джон, мне бы очень хотелось, чтобы наши уроки отвечали нуждам учеников нашего класса. Не мог бы ты помочь мне в этом? Назови, пожалуйста, две-три проблемы, которые ты хотел бы обсудить на уроках".
- "Мистер Смит, какие темы вы хотели бы услышать на уроках на протяжении следующей четверти?"
Вопросы, предполагающие распространенный ответ (то есть те, на которые нельзя ответить "да" или "нет") позволяют ученикам быть настолько откровенными, насколько они пожелают. Ученики охотно отвечают на искренние вопросы, особенно когда учитель просит их о помощи. Позаботьтесь, чтобы ученики не чувствовали страха. Выработайте в себе привычку задавать правильные вопросы, и вы удивитесь тому, как скоро вы станете получать нужные ответы! Косвенные вопросы. Этот метод проще, чем предыдущий, поскольку вы не задаете человеку прямых вопросов, касающихся его лично, но интересуетесь нуждами всей аудитории в целом: - "Марта, я заметил, что ученики нашего класса в последнее время испытывают значительные трудности. Как ты считаешь, с чем это может быть связано?"
- "Фрэнк, ваши дети так быстро растут! Сколько им уже? Какие проблемы сегодня больше всего беспокоят детей их возраста?"
- "Мистер и миссис Смит, вы видели передовую статью в воскресном номере газеты? Там пишут, что личные долги среднестатистического американца никогда еще не достигали столь значительной суммы. Как вы считаете, какие проблемы возникают из-за этих долгов в семьях, где супругам немногим за сорок?"
Не правда ли, это самый естественный способ выяснить, что думают и чувствуют ваши ученики? В ответах на косвенные вопросы может содержаться важная, практически полезная информация, которая поможет вам сделать ваши уроки полезными и интересными для слушателей. Анонимное анкетирование. Этот метод наиболее эффективен. Анкете можно придать любую желаемую форму. С ее помощью можно опросить больше людей, чем в личных беседах, и задать при этом самые разнообразные вопросы. Эффективность этого метода зависит от трех условий. Во-первых, ваши слушатели должны знать цель анкетирования и то, как будут использованы их ответы. Предназначены ли они исключительно для учителя или же результаты опроса будут объявлены широкому кругу людей и подлежат обсуждению? Имейте в виду, что в последнем случае учащиеся могут быть менее откровенны. Во-вторых, ваши слушатели должны быть уверены в анонимности анкетирования. Любое подозрение на то, что личность отвечающих может быть установлена, повлияет на ответы. В-третьих, вопросы должны быть хорошо сформулированы, иначе ответы не будут объективно отражать действительность. Вопросы здесь так же важны, как и ответы. Я часто раздаю моим слушателям небольшие карточки со следующими незаконченными предложениями, которые я прошу их завершить анонимно: - Самая большая проблема, с которой я сталкиваюсь на работе, это...
- Причиной моих ссор с мужем (женой) чаще всего является...
- Наибольшим разочарованием за последние несколько лет было для меня...
- Моим величайшим личностным достижением является...
- Если я гневаюсь на Бога, то это обычно происходит потому, что...
- Когда я попаду на небеса, моим величайшим открытием относительно того, чем я должен был заниматься на земле, будет...
- Если бы кто-то мог дать мне один хороший совет по воспитанию детей, то в нем говорилось бы о...
- Аспектом моей духовной жизни, доставляющим мне больше всего проблем, вероятно, является...
- Оцените свою жизнь с Богом по шкале от 1 до 10. Наибольшим преткновением в моей христианской жизни является...
- Грех, с которым я постоянно сражаюсь и который почти никогда немогу победить, это...
- По шкале от 1 до 10, насколько честно вы отвечали на эти вопросы?
Не поленитесь обработать эти ответы, они – кладезь потребностей. За короткое время вы сможете выявить десять основных потребностей в таких сферах жизни ваших слушателей, как работа, семья и духовный рост. Запишите эти десять основных потребностей на внутренней стороне обложки вашей Библии. Пусть каждый ваш урок отвечает на одну из трех главных потребностей, а время от времени – на одну из семи оставшихся. Больше никогда вам не придется сомневаться в том, достигнет ли ваш урок нужной цели. Помните пастора, который два года проповедовал по Посланию к галатам и дошел до второй главы? Однажды за обедом он спросил меня, что ему делать. Я рассказал ему о методе анонимного анкетирования. – Не могу же я провести такое анкетирование в воскресенье на утреннем служении! – сказал он. – Можете, если только захотите, – ответил я. – Конечно, если вам не безразлична жизнь членов вашей церкви. – Они никогда не скажут мне правду. – Скажут, если вы пообещаете порвать и сжечь их ответы сразу по прочтении. – Ну хорошо, допустим, я проведу анкетирование. А что потом? – В воскресенье, неделю спустя, отвлекитесь на время от Послания к галатам и проповедуйте о Божьем ответе на проблему номер один. Затем позвоните мне и расскажите о том, что произойдет. Мой приятель провел анкетирование и позвонил мне в то же воскресенье, прежде чем произнести следующую проповедь. – Брюс, я использовал этот метод с анкетами. – И что же? – Я проплакал весь день. Брюс, я понятия не имел, что происходит в моей общине. Не могу поверить, насколько слеп я был к нуждам своих прихожан! – А свои предыдущие проповеди вы просмотрели? – Они просто повергли меня в шок. За последний год с лишним я даже не коснулся ни одной из трех основных нужд. – И что же вы теперь намерены делать? – Я собираюсь рассмотреть проблему номер один, и в следующее воскресенье я буду проповедовать о Божьем ответе на эту проблему. Спустя неделю он опять позвонил мне: – Брюс, за все годы моего служения я никогда еще не видел у членов моей общины такого отклика на проповедь. Люди, которые едва ли когда-нибудь пожимали мне руку, обнимали и благодарили меня, выходя из церкви. В их глазах были слезы. Они говорили: "Спасибо, пастор. Это именно то, что мне было нужно". – Собираетесь ли вы возвратиться к Посланию к галатам? – Во всяком случае, не сейчас! Дорогие друзья, о чем вы собираетесь проповедовать в ближайшее воскресенье? Чему вы собираетесь учить? Какой процент супружеских пар в вашей церкви страдает от семейных проблем? Какой процент родителей пребывает в растерянности, не зная, как привить детям христианские ценности? Уверен, гораздо более половины. Если так, что вы предпримете? Надеюсь, вы не начнете пятимесячный цикл проповедей о храме, описанном в Книге пророка Иезекииля? Беседы с членами одной семьи. Этот метод можно использовать в двух направлениях: - прислушиваться к тому, что говорит учащийся о своей семье;
- прислушиваться к тому, что говорят об учащемся члены его семьи.
Вопросы о семье учащегося – осторожные, общие и предполагающие распространенный ответ – могут дать внимательному слушателю множество новых сведений. Какие основные нужды вы сможете обнаружить в жизни тридцатилетнего Стэна? Вопрос: – Рад снова тебя видеть, Стэн! Ты женат уже десять лет, и Джуди до сих пор относится к тебе как к принцу? Ответ: – Какое там! Теперь Джуди настолько поглощена торговлей недвижимостью, что вообще не бывает дома. Вопрос: – Вся в делах, да? Ну, судя по тому, сколько счетов всем нам приходится оплачивать в наши дни, ее доход, должно быть, здорово вас выручает. Ответ: – Ничего подобного. Нам еще никогда не приходило столько счетов! Джуди понадобилась новая машина, а сейчас она заявляет, что ей необходим мобильный телефон. Представляешь? Никогда не думал, что так тяжело иметь семью. Вопрос: – Здравствуй, Мэри (десятилетняя дочь Стэна)! Я туг только что говорил с твоим папой, и он сказал, что мама последнее время очень занята. Ты, наверное, уже научилась готовить? Ответ: – Не-а. Папа нанял кухарку. Сейчас он только и делает, что смотрит футбол и ест пиццу. А вообще, я все равно не очень скучаю по маме... Если вы умеете распознавать сигналы, свидетельствующие о наличии той или иной нужды, то в этом минутном разговоре вы могли заметить отражение доброго десятка нужд, и некоторые из них достаточно серьезны. Секрет этого метода состоит в создании атмосферы безусловного принятия, безопасности и непринужденности, в которой человек сможет открыть вам свои нужды. Посещение учащихся дома или на работе. Наилучшие наблюдения зачастую можно сделать тогда, когда вы лично хоть ненадолго посетите человека дома или на работе. Это единственный способ "побывать в шкуре" этого человека, представить себя на его месте. Современный учебный процесс так сложно организован и настолько отличается от естественных условий жизни, что учащиеся редко проявляют свое настоящее "Я". Чтобы получить некоторое представление об их настоящей жизни, нам приходится заглядывать в другие ее сферы. Именно дома наши маски слетают с нас, а потребности открывают настоящие лица. Система жизненных отношений человека, его образ мышления, домашняя атмосфера, гармония или дисгармония, упорядоченность или беспорядок – все это становится очевидным для тех, кто возьмет на себя труд заглянуть к ученику домой. Мне выпала огромная честь многие годы служить в Совете директоров Международного сообщества христианских компаний. В эту организацию входит более семисот компаний. Ее цель – обучить президентов и владельцев компаний тому, как руководить бизнесом на основании христианских принципов. За последние семь лет я подружился со многими владельцами компаний, общий годовой доход которых составляет от 25 тысяч до 100 миллионов долларов и более. И всякий раз, когда бы я с ними не беседовал, речь обязательно заходит о поместных церквах. Хотя эти люди являются убежденными христианами и активно поддерживают свои церкви, они постоянно выражают недовольство тем, что их пастор или преподаватель воскресной школы редко говорят о том, как оставаться верным Христу в бизнесе. До основания Совета директоров Международного сообщества христианских компаний большинство из них полагали, что Библия умалчивает о проблемах рыночной экономики! В один знаменательный день я решил "копнуть поглубже". Я спросил, почему, по их мнению, существует такое положение вещей. Один из бизнесменов немедленно заявил, что, насколько он понимает, его пастор даже не подозревает о проблемах, с которыми сталкиваются члены его общины. Другие согласились с ним. Тощая поинтересовался, почему они так думают. "Потому что пастор никогда не спрашивал нас об этом!" Все восемь человек, присутствующих на нашей беседе, сказали, что за годы их членства в своих церквах пасторы ни разу не посетили их компании, чтобы узнать об их проблемах. Вы не можете ответить на нужды, если не знаете, в чем они состоят. Если вы хотите лучше узнать своих учеников, загляните к ним в дом или на работу. Личное наблюдение. Этот метод обращает наше внимание на те сигналы, которые мы можем наблюдать постоянно. Здесь следует обратить внимание как минимум на пять моментов: - Те вопросы, которые люди задают во время урока и после него, отражают их интересы и потребности.
- Язык мимики и жестов бывает настолько красноречив, что зачастую несет больше информации, нежели слова. Скрещенные на груди руки, прикрытый ладонью рот, поникшие плечи, наклон туловища вперед, выдающий агрессию, – все эти сигналы могут многое вам сообщить.
- Самым прямым показателем того, насколько вы отвечаете на нужды вашей аудитории, является посещаемость. Присутствие или отсутствие людей ярко отражает их мнение о ваших уроках. Чем полезнее урок, тем больше людей придет, чтобы извлечь эту пользу!
- Оживленное обсуждение в классе свидетельствует о необходимости дальнейшего рассмотрения данной проблемы. Всякий раз, когда учащиеся без устали обсуждают предложенную тему, вы можете быть уверены, что попали в точку.
- Подлинные интересы и заботы ваших слушателей отражаются в их действиях и разговорах во внеурочное время, поскольку последние являются добровольными и не должны следовать предложенной учителем схеме.
Мы обсудили основные методы прямого опроса учащихся с целью выявления их потребностей. Однако не забудьте о существовании нескольких ценных непрямых методов, которые помогут вам получить более полное представление о том, что волнует ваших слушателей. 2. Непрямые методы выявления потребностей. В отличие от методов прямого опроса, где вы имеете дело непосредственно со своими слушателями, непрямые методы открывают вам доступ к информации, полученной другими людьми. Хотя эта информация часто предоставляет вам важные и достоверные данные, ее следует принимать осторожно, поскольку она не характеризует ваших учеников непосредственно. Собирайте информацию такого характера: (1) связанную с темами, которые, как вы знаете, интересуют ваших учеников; (2) характеризующую ваших учеников в плане их возрастных особенностей, проблем и тенденций личностного развития. Существует множество источников, где вы можете найти такую информацию, однако здесь приводятся лишь важнейшие из них. Книги. В стандартных учебниках по общей и возрастной психологии, а также в книгах по христианской педагогике, как правило, делается обзор основных характеристик, проблем и интересов всех возрастных групп; благодаря этому такие книги выступают готовыми справочными пособиями. Регулярное посещение христианских и нехристианских книжных магазинов даст вам представление о том, на какие книги сейчас самый большой спрос, а следовательно, о том, в чем наиболее заинтересованы люди и в чем они нуждаются. Спросите продавца, какие тенденции он замечает на рынке литературы и какие книги обычно приобретают люди одного с вашими учениками поколения. Во время написания этой книги, четырьмя бестселлерами были книги о деньгах, бизнесе, сексе и здоровье. Когда вы последний раз проповедовали о деньгах, бизнесе, сексе или здоровье? Мой друг, пастор одной из самых больших церквей нашей страны, однажды заметил, что во время его душепопечительных бесед с прихожанами все чаще затрагивалась одна и та же тема. Многие люди сомневались, не ошиблись ли они в выборе супруга или супруги. Поэтому он решил выступить с проповедью на эту тему. "На следующей неделе, – объявил он, – я расскажу вам, что делать, если вам кажется, что вы ошиблись в выборе супруга". Весть об этом быстро распространилась по округе, и в воскресенье церковь посетило две тысячи одних только гостей (да, все верно, именно две тысячи!). Теперь вы понимаете, что он затронул подлинную нужду людей? Журналы и газеты. Поскольку журналы ориентированы на потребителя и должны идти в ногу с постоянно изменяющимися интересами американской публики, в них зачастую представлен весь спектр потребностей ваших слушателей. Обратите пристальное внимание как на статьи, которые в них публикуются, так и на книги, которые аннотируются или рекламируются. Просмотрите журналы "Современная христианка", "Ежемесячный журнал Муди", "Христианство сегодня", Тайдпостс", "Журнал ученичества" и т.д. (перечислены ведущие христианские журналы Америки. – Прим. пер.). Из нехристианских журналов пролистайте "Ю-Эс-Эй тудэй", "Ю-Эс Ньюз энд уорлд репорт", "Тайм", "Ньюсуик", "Ридерз дайджест", "Сэтэрдэй ивнинг пост", "Лэйдиз хоум джорнал", "Макколз", "Пипл", "Домашний очаг" и т.д. (наиболее популярные журналы Америки. –Прим. пер.). Многие из этих журналов содержат ценные статьи, обзоры, а также рубрики вопросов и ответов. Помните, что люди читают только то, что им интересно. Поэтому, независимо от того, соглашаетесь ли вы с мнением ведущих популярных рубрик, пристально наблюдайте за тем, какие темы постоянно повторяются в их репортажах и вызывают оживленную реакцию у читателей. Ведь эти люди не случайно стали одними из наиболее "читаемых" журналистов страны. Хотите получить настоящее откровение? Возьмите "День женщины" или любой другой известный журнал и загляните в рубрику вопросов и ответов. Там вы найдете те вопросы, которые действительно волнуют людей. В ближайшее воскресенье проповедуйте о Божьем ответе на эти вопросы. Внимание слушателей вам обеспечено. Исследования и опросы общественного мнения. Ученые-социологи Джордж Гэллап и Джордж Барна часто проводят опросы общественного мнения, выясняя позиции общественности по множеству событий и явлений. Опрос людей с широкой сферой общения. Врачи, парикмахеры и косметологи, психологи, консультанты, полицейские, учителя, директора школ и многие другие люди постоянно держат руку на пульсе общественного мнения. Следовательно, стоит поинтересоваться, какие тенденции ими замечены. Я имею привычку спрашивать людей о том, какие проблемы, по их мнению, обостряются в данный период времени. 3. Разработка системы учета полученной информации. По завершению первоначального исследования облачите собранную информацию в удобную для обращения форму. Иными словами, сформулируйте "диагноз" вашей аудитории, перечислив все его компоненты (в порядке приоритетности) на одном листке бумаги. Существует бесчисленное множество способов систематизации своих открытий. Наиболее простой – это перечислить десять наиболее острых потребностей в порядке их значимости. Вот еще несколько возможных способов систематизации: По типу потребности. Отнесите каждую из выявленных вами потребностей к одному из следующих типов: искушения, грехи, проблемы, страхи, заботы, недостатки, разочарования. Составьте списки основных грехов, основных страхов и т.д. По времени. Разбейте все потребности на три группы: те, которые возникали у ваших учеников в прошлом, те, которые присущи им в настоящее время, и те, которые возникнут у них в будущем. Этот способ поможет вам увидеть возможности профилактики. К примеру, если ваши ученики вскоре окончат школу, то будет очень уместно поговорить с ними о проблемах высшего образования. По характеру наших социальных ролей. Классифицируйте потребности в соответствии с различными обязанностями, которые мы выполняем в обществе, включая роли мужа/жены, отца/матери, любимого человека, кормильца семьи, друга, начальника, подчиненного, ребенка, родителя, дедушки/бабушки, внука/внучки, христианина, учителя, наставника. Каковы пять наиболее острых потребностей жен, подчиненных и т.д.? По соотнесенности потребностей с основными сферами жизни. Отнесите каждую из выявленных вами потребностей к таким категориям, как физические, эмоциональные, интеллектуальные, моральные, духовные или финансовые потребности. Какой бы способ вы ни избрали, обязательно организуйте информацию так, чтобы она была практически полезной и легкой в обращении. Такой разработке не будет цены. Если у вас будет листок бумаги, на который вы всегда сможете взглянуть и увидеть реальные нужды ваших учеников, это, как ничто иное, будет направлять и мотивировать вас в вашей преподавательской деятельности. Составляйте такой список хотя бы раз в год. Он лежит в основании всего Закона Потребностей. Не выявив потребностей, вы не сможете пройти остальные этапы нашего Метода. Вы будете продолжать использовать неправильную приманку – а следовательно, рыба не клюнет, как бы вы ни старались. Этап 2. Концентрация внимания На этом этапе следует еще раз взглянуть на список выявленных потребностей и сконцентрировать внимание на одной из них, выделив ее из числа остальных, с тем чтобы рассмотреть на уроке. Это необходимо делать регулярно, в зависимости от количества занятий, уделяемых рассмотрению одной темы. Этот этап чрезвычайно важен. Если вы правильно выполнили свое исследование, то к этому моменту вы должны были обнаружить множество острых потребностей и "больных мест". Нередко приходится слышать: "Мой муж не подпускает меня к решению вопросов, связанных с деньгами. Я подозреваю, что он пытается утаить кое-что на случай, если мы разведемся. Что мне делать?" "Я предполагаю, что мне придется объявить о банкротстве. Что думает об этом Бог?" "В нашей интимной жизни не хватает страсти. Когда мы с женой занимаемся сексом, создается впечатление, что ей скучно и что она хочет, чтобы это поскорее закончилось. Будет ли у нее право жаловаться, если я изменю ей?" "Мой врач сказал мне, что у меня опухоль мозга и что вскоре я не смогу себя обслуживать. Я не хочу обременять свою семью. Простит ли меня Бог, если я покончу жизнь самоубийством?" Неважно, к какой церкви вы принадлежите, в каком уголке страны или мира вы живете, – если вы проведете анонимный опрос, вы обязательно обнаружите нужды, подобные этим, – острые, тяжелые, разрывающие сердце. Однако не все нужды одинаково важны. Некоторые из них важнее других. Ваша задача состоит в том, чтобы уделить первоочередное внимание наиболее важным из них. Пусть ваши уроки будут простыми. Уделяйте внимание одной потребности за один раз. Как не ошибиться в выборе потребности? При помощи тщательного размышления и молитвы. Если первый шаг – исследование потребностей ваших учеников – следует предпринимать лишь один-два раза в год, то второй этап необходимо проходить всякий раз, когда вы планируете новый цикл занятий. В отличие от первого этапа, требующего значительного времени и усилий с вашей стороны, этот этап достаточно легок и не займет много времени. Однако трудно переоценить пользу, которую приносят эти несколько минут, проведенные в размышлении над тем, какая потребность сейчас наиболее актуальна. Не полагайтесь на волю случая! Почему вы должны тратить свое драгоценное время на то, чтобы подготовить замечательный урок на абсолютно не актуальную тему? Самая прекрасная наживка для окуня бесполезна при ловле речной форели. К концу этого этапа вы выберете одну потребность, на удовлетворение которой будет направлено ваше следующее занятие или цикл занятий. Этап 3. Прогнозирование потребностей На этапах 1 и 2 вы выбираете наживку, в то время как прохождение этапов 4 и 5 должным образом подготавливает вас к тому, чтобы успешно "ловить" учеников на эту наживку. Если вы проявили мудрость при выборе наживки, это еще не означает, что вы непременно сможете эффективно ее использовать так, чтобы ученикам захотелось на нее "клюнуть". Первое умение, которое вам необходимо, – это умение делать правильный выбор, второе умение – правильно воспользоваться результатами этого выбора. Помните, что произошло со мной? Поначалу я никак не мог поймать форель – однако опытный рыбак поймал ее на том же месте, используя мою удочку и мою наживку. Он знал, как нужно обращаться с удочкой, чтобы приманка показалась форели соблазнительной. Когда рыбачил я, то рыба, должно быть, думала: "Ага, он пытается замаскировать под этой мухой свой крючок". Ни одна форель не соблазнилась такой перспективой. На этапе 2 вы держите в руках нужную наживку, но знаете ли вы, что с ней делать? Умеете ли вы установить связь со своими учениками? Или же ваша наживка просто плывет по течению, не вызывая у учеников ни аппетита, ни интереса? Этап 3 выступает связующим звеном между наживкой и учениками, между тем, чтобы правильно выявить потребности, и тем, чтобы помочь ученикам почувствовать, насколько эти потребности важны для них. Чтобы наиболее успешно пройти этот этап, вам стоит на мгновение перевоплотиться в одного из своих учеников и спрогнозировать, что произойдет, если данная потребность будет удовлетворена. Используйте свое воображение, поставьте себя на их место, взгляните на жизнь с их позиции. Почему вы считаете, что они нуждаются в удовлетворении этой потребности? Какие позитивные и негативные мотивы побудят их "клюнуть" на наживку и тем самым удовлетворить свою потребность? Когда вы преподаете, вам стоит задаваться такими вопросами еженедельно. Суть этапа прогнозирования состоит в том, чтобы составить краткий список позитивных и негативных последствий, которые проявятся в жизни учащихся в результате успешного решения той или иной проблемы или же отсутствия такого решения. Предположим, что для цикла занятий, рассчитанного на юношей-старшеклассников, вы избрали такую потребность, как повиновение родителям. Теперь вы задаетесь вопросом: как вызвать у них живой интерес к этому циклу занятий, желание посещать его и внимательно слушать? Для начала перечислите все позитивные и негативные последствия повиновения и, наоборот, неповиновения родителям. Эти два списка являются тем фактическим материалом, который вы сможете использовать на следующем этапе, чтобы помочь учащимся ощутить потребность и желание научиться повиноваться своим родителям. Все позитивное всегда связано с удовольствием и отражает чувства, которые можно условно назвать "хочу". Все негативное предвещает боль и отражает чувства, условно называемые "не хочу". Суть данного этапа состоит в выявлении ряда чувств типа "хочу" или "не хочу", немедленно возникающих у ваших учеников. Мотивация часто исходит из чувств, в основе которых лежит стремление к удовольствию или страх перед болью. Чем более весомы причины, чтобы удовлетворить ту или иную потребность, тем больше у вас шансов, что на следующем этапе вы сможете затронуть чувства учеников и усилить их мотивацию. Существует три секрета успешного прогнозирования. Первый состоит в том, чтобы воспользоваться своим опытом и воображением и вспомнить, в нашем случае, нескольких молодых людей, повинующихся или неповинующихся родителям. Подумайте обо всех людях, с которыми вы лично знакомы или о которых знаете понаслышке и которые пережили либо позитивные, либо негативные последствия того, как они повиновались родителям. Вспомните о книгах, которые вы читали, об историях, которые слышали, о телепередачах, которые смотрели. По мере того, как вы будете это делать, ваши списки последствий будут быстро пополняться. Если вам трудно вспомнить какие-либо примеры, пустите в ход свои творческие способности и дайте волю воображению: что, по-вашему, могло бы случиться с учеником-старшеклассником, повинующемся или неповинующемся родителям? Вторым секретом успешного прогнозирования является применение принципа крайностей. Подумайте, какими могли бы быть самые прекрасные последствия того, что старшеклассник повинуется родителям, и самые ужасные последствия того, что он им не повинуется. Развивайте подобранные вами примеры до предела в обоих направлениях. На пути к этим пределам вам встретится множество дополнительных примеров. Когда же вы установите эти пределы, в вашем распоряжении окажется несколько замечательных идей, которые вы сможете использовать. Чувства легче затронуть, если рассматриваются самые прекрасные или самые ужасные последствия. Сильная мотивация является следствием сильной надежды на получение удовольствия или сильного страха перед болью. Третий секрет успешного прогнозирования заключается в том, чтобы представить себе того из учеников вашего класса, который, вероятнее всего, решит всецело повиноваться родителям, а также того ученика, который, по всей вероятности, будет демонстрировать предельное неповиновение. Выбрав эти кандидатуры, представьте себя на их месте в то время, когда они столкнутся с последствиями своего поведения. Почувствуйте, какое будущее их ожидает. Постарайтесь предвидеть их положение, как если бы это были вы сами; посредством своего воображения, прочувствуйте все, что им придется пережить в результате их выбора. Применяя эти три секрета прогнозирования, вы вскоре научитесь невероятно быстро подбирать целый ряд основных мотивов, которые сможете использовать, чтобы затронуть чувства ваших учеников и вызвать у них горячее желание узнать то, чему вы собираетесь их научить. Этап 4. Ощущение потребностей Теперь вы наконец готовы к тому, чтобы помочь своим ученикам ощутить потребность в том материале, который вы собираетесь им преподать. Первые три этапа являлись подготовительными; все они ведут к этому кульминационному моменту. Вы уже подготовили себя к тому, чтобы забросить удочку и приступить к ловле рыбы. От того, насколько хорошо вы владеете удочкой во время урока, зависит, захотят ли ваши ученики "клюнуть" на эту удочку, подобно тому, как это сделала женщина у колодца (Иоанна 4) во время искусной "рыбалки" Христа. На этом этапе важно затронуть их эмоции. Поднимать на поверхность потребности, с тем чтобы их удовлетворить, следует еженедельно. Не забывайте о том, что женщина стала искать решение своей проблемы именно благодаря тому, что Христос был искусным рыболовом. Интерес и внимание ваших учеников также всецело зависят от того, насколько искусно вы владеете удочкой. Отсутствие интереса у ученика свидетельствует об отсутствии мастерства у учителя. Если ученикам скучно, это также свидетельствует о низком мастерстве учителя. Всякий раз, когда я слышу жалобы учительницы на то, что ее ученики "ничего не соображают, и им все безразлично", я с уверенностью могу сказать, что она либо использует не ту наживку, либо недостаточно искусно обращается с этой наживкой. Никогда не забуду тот день, когда на своем видавшем виды самолете Гленн Олсворт прилетел за мной и моим сыном Дэйвом к далекому озеру на Аляске, где мы ловили рыбу. Мы провели за этим занятием весь день и потеряли большую часть наживки. Наша запасная удочка была повреждена, и катушка с леской практически вышла из строя. Мы все же поймали несколько больших рыбин, чтобы было чем оправдать затраченные усилия, однако за последние два часа ни разу не клюнуло. Гленн сказал, что у него есть немного времени, подобрал поломанную удочку, нашел приманку, на которой совсем не осталось перьев и сквозь которую проглядывал голый крючок, и присоединился к нам. Я мысленно улыбнулся, так как ценил доброту Гленна, решившего подарить нам несколько последних минут удовольствия от рыбалки. Но тут я заметил, что он взялся за дело со всей серьезностью. Он держал удочку так, словно она росла у него прямо из руки, и в течение двадцати минут он поймал столько рыбы, сколько можно было успеть поймать, – на голый крючок, поломанной удочкой, – рыбы, которая у нас никак не хотела клевать! Как ему это удалось? Он был непревзойденным мастером рыбной ловли. Он умел обращаться с удочкой так, что даже голый крючок вызывал живой интерес у хитрой рыбы, весь день успешно избегавшей нашей аппетитной приманки. Возможно ли поймать учеников на пустой крючок? Возможно, если только владеть необходимыми умениями. Если вы искусно владеете удочкой, рыба клюнет даже на пустой крючок. Поскольку я часто выступаю с лекциями, мне довелось побывать на многих собраниях. Я много раз наблюдал за тем, как учителя теряют интерес для учеников, несмотря на прекрасную наживку. Я также был свидетелем того, как искусным учителям доводилось выступать на заданные темы (которые зачастую не соответствовали нуждам аудитории, т.е. являлись плохими наживками) и как благодаря их высокому мастерству слушатели проявляли огромный интерес к тому, о чем они говорили. Прежде чем они успевали перейти к сути выступления, их слушатели были убеждены в том, что именно этот урок им крайне необходим. Этот, четвертый, этап связан не столько с разумом, сколько с эмоциями, не столько с фактами, сколько с чувствами, не с передачей информации, а с тем, чтобы вызвать интерес к этой информации. Эмоции более всего способствуют усилению мотивации. Следовательно, на этом этапе все должно преподноситься в оболочке эмоций. Поразмыслите над связью между потребностями и усвоением материала. Если учащиеся не ощущают существенной потребности в том или ином материале, как вы думаете, насколько хорошо они его усвоят? Не очень-то хорошо. Однако если учащимся до боли знакома данная проблема, мотивация к учебе будет высока. Ваши ученики будут сами "вытягивать" из вас информацию. Подобно женщине у колодца, они станут задавать вам множество правильных вопросов, ведущих вас к следующему пункту вашего плана. В разделе "Рекомендации Закона Потребностей" я поделюсь с вами семью способами, которые помогут вашим слушателям реально ощутить потребность в вашем материале. Этап 5. Удовлетворение потребностей Итак, настал момент реализовать ту цель, к которой вы стремились все это время. Пришла пора помочь вашим ученикам найти решение их проблем, изложив содержание урока и указав на практические пути его применения. На этом, последнем, этапе следует удовлетворять потребности, выявленные вами, и наставлять учеников при помощи содержания урока еженедельно. Случалось ли вам заказывать какой-либо товар по почте, ожидая, что это будет замечательная покупка, и жестоко разочаровываться, распечатав упаковку? Вероятно, вы чувствовали себя обманутым. То же самое может происходить и на уроке. Научившись умело подводить учеников к осознанию их потребностей, тщательно следите за тем, чтобы не обмануть возникших у них ожиданий. Не обещайте слишком много; не исполняйте слишком мало. Обещая слишком много, вы уже не создаете необходимую мотивацию, а манипулируете своими учениками. Ваши обещания должны быть реальными и соответствовать ситуации, а изложение материала должно вызвать у ваших учеников положительную реакцию: "Вот это здорово!" Если уж ошибаться, то лучше "недообещать" – тогда, излагая материал, вы сможете превзойти ожидания учеников, а не обмануть их. Существует и "обратная сторона медали", когда вы исполняете лишь малую долю своих обещаний. Можно правильно избрать потребность, дать реальные обещания, но не предоставить ученикам нужного решения. Это обычно происходит, когда учитель плохо подготовился к уроку. В обоих случаях мотивация учеников стремительно понижается. Каждый учитель порой допускает одну (или обе) из этих ошибок. Однако если "переобещание" или "недоисполнение" имеет место регулярно, это неизбежно приводит к апатии, скуке, невниманию, сарказму и неуважению. Помните поучительную историю о мальчике, который слишком часто кричал: "Волки! Волки!"? Такие "волки" пожирают мотивацию учеников. Очень важно тщательно соотнести свой урок с той потребностью, которую вы выявили ранее. Возможно, вам абсолютно ясно, как именно они связаны, но ясно ли это вашим ученикам? Ведь ключевая роль здесь принадлежит им. Поэтому перемежайте изложение материала "связующими предложениями": - "Видите, как..."
- "Помните, в начале урока мы говорили о том, что..."
- "Понимаете, как это связано с..."
- "Разве не замечательно, что теперь вы знаете..."
Искусный учитель на протяжении урока сплетает целую паутину из почти что невидимых ниточек, связывающих различные аспекты данного урока. Ученики не осознают этого, однако в конечном итоге остаются чрезвычайно довольны. Исполняйте свои обещания. Затем, неожиданно для учеников, украсьте все это сливками и водрузите вишенку. Но никогда не подавайте этот десерт до тех пор, пока у них не потекут слюнки!
|