Если бы я стал утешать вас, или мы бы стали утешать самих себя мыслью о том, что, бранясь и сетуя, мы можем расквитаться с этими богохульниками за их произвол и злодеяния, это было бы мирским утешением, причем совершенно бесплодным и даже пагубным для ваших душ и для нашего дела. Даже если бы мы истребили их всех или выгнали их всех силой, или если бы мы возрадовались каре, которую некто другой обрушил бы на них в отместку за наши страдания, во всем этом не было бы ничего хорошего. Ибо это было бы мирским утешением и мирской местью, недостойными нас. Скорее, это приличествовало бы нашим врагами, ибо они, как вы видите, выместили на вас свою злобу, и теперь они довольны и чувствуют себя гораздо лучше. Но что же это за утешение? Есть ли в нем хоть какая-то надежда? Есть ли в нем хоть какое-то терпение? Есть ли в нем хоть что-нибудь от Писания? Они заменили Бога насилием, терпение — мстительностью, вместо надежды откровенно дали выход собственным похотям и сочли, что добились того, чего хотели. Откуда берется такое утешение? Не от Бога. И потому оно, несомненно, должно исходить от дьявола, и это правда. Но к чему приведет дьявольское утешение? Павел говорит нам: «Слава их обернется срамом».
Но посмотрите, какое богатое и достойное утешение вы можете иметь в этих скорбях. Вы уверены, что терпите это насилие и унижения ради Божьего Слова. Что за беда, если они называют это ересью? Вы уверены, что это Божье Слово, а они не могут быть уверены, что это ересь, ибо они не слушают. Они не доказали и не сумеют доказать, что это ересь. Однако на этом шатком основании они взялись хулить и гнать то, чего не знают, как говорит св. Петр; и потому в этом деле у них не может быть доброй совести. Вы же твердо и несомненно знаете, что страдаете за имя Божье.
В силах ли кто представить себе, какое это достойное и блаженное утешение, когда ты уверен, что страдаешь за имя Божье? Ибо кто страдает? Чья это забота? Кто отомстит за наши страдания ради имени Божьего? Св. Петр говорит: «Блаженны вы, если страдаете за правду». Да если бы кто имел царскую власть над всем миром, ему следовало бы с радостью отказаться от своего царства ради таких страданий и не почитать свое царство даже за навоз в сравнении с сокровищем такого утешения.
И потому, дорогие друзья, у вас нет никаких причин искать мести или желать зла вашим врагам. Вам следует от всего сердца пожалеть их. Ибо ваша месть им — если не считать того, что найдет на них в конце времен, — и без того слишком велика. Они уже достаточно наказаны. Вам же они не причинили ничего, кроме пользы, ибо их злоба принесла вам Божье утешение. Они сами нанесли себе рану, от которой едва ли сумеют оправиться (а многие уже не оправятся никогда).
Ибо что за важность, если они до времени причиняли вред вашему телу и имению? Это непременно закончится. И что за важность, если они немного повеселятся, наслаждаясь властью? Это не продлится долго. Лучше сравните свое спасение с их нищетой. Вы имеете добрую, мирную совесть, и на вашей стороне правда; их же совесть омрачена и неспокойна, а дело их обречено; и даже они сами еще не понимают, насколько их дело неправедно. Вы имеете утешение Божье, черпая терпение и надежду в Писаниях; они же имеют дьявольское утешение в мести и видимой тирании. Если бы в вашей власти было выбрать между их участью и вашей, разве вы не избегали бы их участи, словно самого дьявола, даже если бы она выглядела царством небесным, и разве вы не поспешили бы к своей собственной участи, даже если бы она выглядела адом? Ибо небеса не могут быть радостным местом, если там правит дьявол, и ад не может быть печальным местом, если там царствует Бог.
И потому, дорогие друзья, дабы обрести утешение и отомстить за себя достойным и полноценным образом — не только вашим гонителям-людям, но, скорее, дьяволу, который погоняет их, — поступайте с ними так: радуйтесь и благодарите Бога за то, что Он счел вас достойными слышать и познавать Его Слово и страдать за него, и довольствуйтесь уверенностью в том, что вы стоите в Божьем Слове, и что ваше утешение от Бога. Жалейте ваших врагов, ибо на их стороне нет доброй совести, а есть лишь скорбное и жалкое утешение дьявола, проистекающее из их произвола, нетерпимости, мстительности и из их временной тирании. Будьте уверены, что с помощью радости духа, хвалы и благодарения вы причините их богу, дьяволу, больший вред, чем если убьете тысячу своих врагов. Ибо дьявол устроил все это не затем, чтобы утешить их и нанести телесный вред вам, — он стремился опечалить и огорчить вас, внушив вам, что вы не нужны Богу. И потому радуйтесь еще более и смейтесь над ним, чтобы попытка дьявола сорвалась к величайшей его досаде.
— Мартин Лютер. Письмо христианам Мильтенберга (14 февраля 1524)