От этого заблуждения — непонимания того, что такое грех, произошло другое заблуждение — непонимание того, что такое благодать. И потому эти люди [паписты] оказались совершенно бесполезными в деле устрашения совести и утешения ее страха перед смертью и судом Божьим. Ибо как может даровать утешение человек, не знающий, что такое благодать? И потому они впали в безумство, предлагая людям, страдающим под тяжестью угрызений совести, условия, правила и прочие подобные нелепицы, с помощью которых, как они думали, можно умилостивить Бога. Но все это вполне отчетливо свидетельствует о том, что они не имели верного представления ни о благодати, ни о грехе и проповедовали лишь естественное богословие, лишенное Слова Божьего.
Аналогичным образом они учили и о покаянии — что люди должны перечислить все свои прегрешения за прошедший год, восскорбеть о них и искупить их посредством епитимьи. Но — умоляю вас — разве судья помилует вора, услышав его раскаяние в совершенной краже и увидев его сокрушение? Однако же эти люди воображают, что справедливость Божью можно удовлетворить притворной скорбью, ношением другой одежды, изменением поведения и сменой рациона питания!
— Мартин Лютер. Толкование на 51-й псалом
|