Из надежных источников дошли до меня известия, что между вами возникли разделения и раздоры, поскольку некоторые из ваших проповедников не учат и не поступают в согласии друг с другом, но каждый следует собственному разумению и суждению. И я отчасти верю этим сообщениям, ибо мы должны помнить, что нам будет ничуть не легче, чем коринфянам и прочим христианам во времена св. Павла, когда среди народа Христова начались разделения и разногласия. И сам св. Павел признает это и говорит: «Надлежит быть и разномыслиям и разделениям между вами, дабы открылись между вами искусные» [1 Кор. 11:19]. Ибо сатана не довольствуется своим положением князя и бога этого мира. Он хочет также проникнуть в среду детей Божьих, как мы читаем в 1-й главе Иова, и «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить», как сказано в 5-й главе 1-го Послания Петра.
Это порождает в народе смущение. От этого происходят как жалобы: «Никто не знает, во что верить, и чью сторону принять», — так и постоянные просьбы о единообразии в учении и практике. В прежние времена для этих целей созывались соборы, и всевозможные предписания и правила составлялись, чтобы соблюдать всех людей в едином порядке. Однако в конечном итоге эти предписания и правила стали силками для души и преткновением для веры. Так что великая опасность подстерегает с обеих сторон. И мы нуждаемся в добрых духовных наставниках, знающих, как пасти народ с мудростью и рассудительностью.
Ибо те, кто составляет и устанавливает вселенские традиции и правила, настолько увлекаются этим, что превращают свои творения в диктаторские законы, попирая свободу веры. Но те, кто ничего не устанавливает и не учреждает, добиваются лишь того, что создают столько же сект, сколько есть умов, что губительно для христианского согласия и единства, о которых так часто пишут св. Павел и св. Петр. Тем не менее, нам следует высказывать свое мнение по этим вопросам так добросовестно, как мы только можем, пусть даже не все будет делаться согласно нашим словам и наставлениям.
И, прежде всего, я надеюсь, что вы по-прежнему храните в чистоте и неповрежденности учения о вере, любви, несении креста и главные артикулы относительно познания Христа. Тогда вы будете знать, как хранить свою совесть в чистоте перед Богом, хотя даже эти простые учения непременно будут подвергаться нападкам сатаны. Да, он даже станет использовать разногласия относительно внешних обрядов, чтобы проникнуть в ваши ряды и породить внутренние разделения в вере. Он действует именно таким образом, как мы уже хорошо знаем на примере столь многих ересей.
Следовательно, в наши дни мы будем поступать с разделениями так, как поступал с ними св. Павел в свое время. Он не мог положить им конец с помощью силы. И он не хотел принуждать верующих к чему-либо с помощью заповедей. Напротив, он обращался к ним с дружескими увещаниями, ибо люди, которые добровольно не прислушиваются к увещаниям, еще меньше готовы подчиняться требованиям.
— Мартин Лютер. Христианское увещание к жителям Ливонии относительно публичного богослужения и согласия (1525)