Св. Павел призывает фессалоникийцев [1 Фесс. 4:13–18] не горевать об умерших, как это делают прочие, не имеющие надежды, но утешать друг друга Словом Божьим, имея твердую надежду на жизнь и воскресение мертвых.
Неудивительно, что не имеющие надежды скорбят. И нельзя их винить за это. Поскольку они имеют лишь тень веры во Христа, они либо должны держаться за эту земную жизнь, как за единственное, что имеет ценность, и бояться потерять ее, либо должны ожидать, что после этой жизни их ждут вечная смерть и гнев Божий в аду, и бояться оказаться там.
Мы же, христиане, искупленные от всего этого драгоценной кровью Сына Божьего, должны верой учиться и приучать себя презирать смерть и считать ее глубоким, крепким и сладким сном, считать гроб ни чем иным, как раем и лоном нашего Господа Христа, а могилу — ни чем иным, как мягким ложем или кроватью, каковой она поистине и является в очах Божьих; ибо Он говорит в 11-й главе Иоанна: «Лазарь, друг наш, уснул», а в 9-й главе Матфея: «Не умерла девица, но спит».
Также и св. Павел в 15-й главе 1-го Послания к коринфянам изгоняет прочь с очей своих все уродливые проявления смерти в нашем смертном теле и выводит на передний план восхитительную и радостную картину жизни, говоря: «Сеется в тлении, восстает в нетлении… сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное».
Соответственно, мы удалили из наших церквей и полностью упразднили такие папистские мерзости, как ночные бдения, мессы за умерших, процессии, чистилище и прочее надувательство, которое совершается во имя усопших. И мы хотим, чтобы наши церкви впредь были не домами стенаний и плача, но Koemeteria, как древние отцы называли их, т. е. местами отдыха и покоя.
Мы не поем над нашими умершими или у могилы панихиды и заунывные песни, но поем утешающие гимны о прощении грехов, отдыхе, сне, жизни и воскресении покойных христиан, дабы укрепить свою веру и побудить людей к искренней молитве.
Ибо это достойно и праведно — проводить отпевания с надлежащим оформлением, чтобы почтить и прославить радостные основания нашей веры, а именно воскресение мертвых, и бросить вызов смерти, этому страшному врагу, который столь постыдным и образом и столь многими и ужасными способами стремится поглотить нас.
— Мартин Лютер. К христианскому читателю. Предисловие к сборнику погребальных псалмов