Мы пристально рассмотрели, с какой предвзятостью относятся к мальчикам в школе, и какой тендерной дискриминации они нередко подвергаются. Существуют и другие проблемы, к которым мы сейчас обратимся, и которые связаны с тем, как мальчики учатся, почему среди них так много неуспевающих учеников, и почему их психологические особенности зачастую ставят их в невыгодное положение.
Почти все авторитеты в области воспитания детей признают, что школы в типичном случае не рассчитаны на то, чтобы удовлетворять специфическим потребностям мальчиков. Особенно, если речь идет о системе обучения в начальных классах, сформированной, в первую очередь, женщинами и таким образом, чтобы соответствовать характеру и стилю учебы девочек. Однако в отличие от вопиющей предвзятости, разобранной в предыдущей главе, это неравенство условий для мальчиков и девочек возникает по большей части ненамеренно. Просто школы всегда были так устроены. Уильям Поллок, психолог из Гарварда и писатель, говорит по этому поводу следую, щее: «Девочек учеба занимает больше. Они успешно с ней справляются. Но не мальчики. Мальчиков обучают в неподходящем для них темпе. Их обучают так, что они поневоле чувствуют себя неспособными, а стоит им сказать хоть слово, их тут же отправляют к директору».
Психолог Майкл Томпсон — автор книги «Воспитывая Каина: охрана эмоционального здоровья мальчиков» (Raising Cain: Protecting the Emotional Life of Boys) также выражает тревогу по поводу того, что происходит с мальчишками в начальной школе. Он пишет: «Мальчики воспринимают школу как заведомо проигрышную для них игру. То, чем они сильны, — а это развитые моторные, зрительные и пространственные навыки, энергичность — не слишком высоко ценится в школе». Кроме того, дети попадают в формальную обстановку обучения еще совсем маленькими, что особенно трудно для мальчиков. В возрасте шести лет для них типично примерно шестимесячное отставание в развитии от девочек, поэтому большинству из них тяжело высиживать целый урок за партой, работая с карандашом и бумагой, и переносить неожиданно обрушившееся на них социальное принуждение. Слишком много таких, у кого из-за неудачного начала учебы появляется ощущение собственной «тупости» и неполноценности.
Один молодой человек, в возрасте уже за двадцать, как-то сказал мне: «Помню, в первом классе сидел на своем стуле и думал: если бы мне просто разрешили встать. Если бы только мне можно было встать». Миллионы маленьких детей испытывают те же муки. У них внутри жужжит энергичный моторчик, но нет управления. Они сТрадают, когда от них требуют долгое время проводить в относительном бездействии, запрещают шуметь, стесняют и ограничивают со всех сторон. Им невтерпеж побегать, попрыгать, побороться, забраться куда-нибудь, пошуметь и посмеяться, чего школьная система просто не в силах перенести. Как пишет Томпсон, «в четвертом классе [мальчики] считают, что учителям приятнее иметь дело с девочками»1. Вероятно, они правы.
Давайте задумаемся о том, как трудно может быть в школе ученикам, которые «не соответствуют» типичной учебной программе. Что делаем мы с такими детьми, когда они отстают в учебе по основным предметам? Мы или до одури накачиваем их лекарствами, или оставляем на второй год. Второй вариант сейчас становится политически популярным. Для не готового к учебе мальчика шести-семи лет второгодничество может оказаться полезно, поскольку дает ему возможность немножко подрасти без особых потерь. Однако в третьем классе и позже такое решение может обернуться для ребенка катастрофой. По своему многолетнему опыту я могу вам сказать, что единственное, чего мы добиваемся, оставляя учеников постарше на второй год, — заставляем их почувствовать унижение и махнуть на себя рукой. Это влечет за собой апатию или бунтарство, или надломленность — или все вместе взятое. А потом второгодник вступит в переходный возраст на год-другой раньше, чем его одноклассники, и создаст целый букет новых проблем. Повторное обучение отстающих — отнюдь не такая панацея, как обещают сегодняшние сторонники жестких мер.
За долгие годы я встречался с тысячами юных «нару- рпителей спокойствия», которые сводили учителей с ума. Собственно говоря, я сам был одним из них. Помнится Мне, что в третьем классе я совершенно не мог держать рот закрытым. Наша учительница, миссис Холл, в конце концов написала мою фамилию на доске и предупредила, что у меня, если я получу еще два замечания за болтовню на уроке, будут большие неприятности. Я честно попытался сидеть тихо, но не в силах был удержать свои мысли при себе. Я повернулся к соседу и что-то ему шепнул. Но меня в очередной раз, а потом еще раз, настигла длинная рука закона. Когда на доске появилось второе замечание, миссис Холл заметно рассердилась. Она нарочито спокойно подошла к своему столу и начала что-то вырезать из ватмана. Я чувствовал себя словно приговоренный к казни. Весь класс, затаив дыхание, следил за тем, что она делает. Скоро я это узнал. Она изготовила своего рода маску, которая могла закрыть мне нижнюю часть лица и всю шею. Скрепив бумагу сзади, учительница оставила на мне это украшение до конца урока. Придуманное ею наказание было одним из самых обескураживающих событий в моей жизни. Вообще-то, тогда я думал, что жизнь моя кончена. Все девочки хихикали, а мальчишки показывали пальцем на меня, сидящего в своем клоунском наряде. Это было ужасно.
Я, в сущности, не виню миссис Холл за то, что она сделала. Понятно, что я действовал ей на нервы, и она в конце концов вышла из себя. Однако миссис Холл, по-видимому, недооценила, каким унижением окажется для меня это наказание. Более того, она, наверное, не понимала, что я отнюдь не ставил своей целью помешать ей вести урок. Я просто был одним из тех беспокойных детей, которым трудно усидеть на месте и держать рот закрытым.
Вариации на эту тему разыгрываются в любой школе ежедневно. Писательница Селеста Фремон описывает один такой «тяжелый случай» в статье, озаглавленной «Де портят ли наши школы наших сыновей?» Она пишет:
Когда сын впервые сказал мне, что был наказан в своей южно-калифорнийской начальной школе единственно за беготню на игровой площадке, я сочла это фигурой умолчания. Какая же школа станет запрещать детям просто бегать на перемене? Наверняка там произошло что-то еще. Однако я узнала, что школа недавно взяла курс на искоренение бега, поскольку, как сообщил мне директор с неуловимо осуждающей ноткой, «дети могут ушибиться», как бы подразумевая, что для действительно заботливых родителей подобные пояснения излишни.
Перед этим эпизодом с «искоренением бега» произошел еще один печальный инцидент, когда моего сына, которого, кстати, зовут Уилл, едва не исключили из школы за то, что он перепрыгнул через скамейку. Очевидно, это тоже было нарушением правил. «Он знает, что прыгать через скамейку запрещено, так что он сознательно совершил проступок», — сказал директор. Я первая соглашусь с тем, что учителям необходимо поддерживать порядок, а мой Уилл всегда был энергичным ребенком — ему бы только залезть на дерево, прыгнуть через скамейку, хотя бы поерзать на стуле. Если ему взгрустнется, он, скорее всего, будет утешать себя, от души колотя по своим барабанам или разучивая новый трюк на скейте.
Но при этом он еще и добрый, и очень смышленый мальчик, который не ввязывается в драки, мастерит какие-то чудо-проекты для ежегодной научной ярмарки и получает не ниже 97 процентов в тех стандартных тестах, которые дают в школе каждую весну. И, тем не менее, на протяжении всей его академической карьеры (сейчас Уилл в 8-м классе) меня постоянно вызывали в школу нахмуренные учителя и администраторы. «Он пишет как курица лапой, — важным тоном заявляли они. — Он вертелся на уроке английского, вместо того чтобы писать в тетради. И он надевает свою кепку еще до того, как выйдет из класса.
В свои мрачные минуты я поражаюсь, какая же я, наверное, странная родительница, если так много педагогов, имевших дело с Уиллом, не замечают в нем будущего неутомимого изобретателя, каким считаю его я, а видят лишь раздражающего их хулиганистого мальчишку. И, хуже того, я боюсь, что мой способный ребенок может вообще охладеть к учебе, — а я не знаю, как это предотвратить. Впрочем, я убедилась, что мой сын не одинок в своих школьных бедах.
При всем моем сочувствии к маме Уилла, я, справедливости ради, должен заметить, что у этой истории есть и другая сторона, та, с которой сам я знаком весьма близко. В свои двадцать с лишним лет я преподавал в седь- мых-восьмых классах естественные науки и математику. Я также работал консультантом в школе старшей и высшей ступени и администратором психологических служб. Благодаря этому опыту я очень хорошо знаю, как трудно иметь дело с полным классом недисциплинированных учеников, подобных Уиллу, которые не слишком хотят учиться и находят все происходящее уморительно забавным. Более того, в наших школах, если уж пошла речь о недостатках, слишком много вольностей, а не строгостей. Только дисциплина делает процесс обучения возможным. Таким образом, я не склонен критиковать школы за стремление к порядку и дисциплине, но факт остается фактом, что мальчикам, по самой их природе, труднее соответствовать школьным требованиям, особенно в начальных классах. Мы, как родители, должны, по крайней мере, понимать, что с ними происходит, и пытаться помочь им приспособиться. Давайте поговорим о некоторых возможных подходах.
Прежде всего, я предложу вам несколько идей о подготовке к школьному учебному процессу мальчиков, находящихся на разных стадиях развития и имеющих разные темпераменты. Рассмотрим два типа детей, которые встречаются практически в каждом школьном классе. К первому типу принадлежат индивидуумы, от природы сознательные и организованные, аккуратные даже в мелочах. К своим домашним заданиям они относятся очень серьезно. Плохая оценка за контрольную может на несколько дней испортить им настроение. Родителям таких детей нет нужды проверять их успеваемость, чтобы заставить учиться. Для них это так же естественно, как дышать. К сожалению, подобных не так много, как хотелось бы учителям и родителям.
Ко второму типу относятся мальчики и девочки, которые не слишком хорошо приспособились к структуре учебного процесса. Они небрежные, неорганизованные и легкомысленные. У них природное отвращение к учебе, а единственным искренним увлечением являются игры. Подобно тому как бактерии постепенно вырабатывают иммунитет к антибиотикам, эти нерадивые ученики становятся невосприимчивыми к нажиму со стороны взрослых. Они пережидают бурю родительских протестов, когда становятся известны их оценки, а затем, когда никто не видит, возвращаются в свое состояние безразличия к учебе. Они даже не слышат, какие задания дают в школе, и их, похоже, ничуть не смущает, что эти задания ими не выполнены. Если они вообще получат аттестат, это не будет аттестат «с отличием», это будет аттестат «для приличия».
Бог создал огромное число таких детей, и большинство Из них — мальчишки. Они доводят своих родителей до исступления, а из-за их нежелания учиться в доме может вспыхнуть третья мировая война.
Если в вашей семье растет один из таких взбалмошных мальчишек, важно понимать, что у них нет какой-то врожденной неполноценности по сравнению с их успевающими сверстниками. Конечно, чудесно было бы, если бы все ученики полностью реализовывали свои дарования, но каждый ребенок обладает собственной неповторимой индивидуальностью и не должен втискиваться в чужую обувь. И опять же, бывает, что неуспевающие ученики в конечном счете обходят своих ровесников-вундеркиндов. Именно это произошло с Альбертом Эйнштейном, Томасом Эдисоном, Элеонорой Рузвельт, Уинстоном Черчиллем и многими другими людьми, достигшими в жизни самых высоких вершин. Поэтому не записывайте своего неорганизованного и ленивого с виду ребенка в пожизненные неудачники. Он или она еще могут вас удивить. А до тех пор у вас есть способы немножко им помочь.
Бесспорно одно: сердясь на своего малыша, вы проблему не решите. Вам никогда не превратить малолетнего двоечника в молодого ученого с помощью брюзжания, нажима, угроз или наказаний. Может быть, ему это просто не дано. Если вы попытаетесь выжать из него то, чего в нем нет, вы только замучаете себя и ребенка. Его неорганизованность — следствие его безмятежного характера, а несерьезность — это отнюдь не бунт против вас и не вызов вашему авторитету. И не забывайте еще, что внутри у него так и играет тестостерон.
С другой стороны, вам следует держаться как можно ближе к той школе, куда ходит ребенок. Ваш оболтус ни за что не расскажет вам, что с ним было на занятиях, так что вам придется выяснять это самим. Если нужно, найдите репетиторов, чтобы помочь ему не отставать. Очевидно, вашему ребенку не хватает самодисциплины, чтобы упорядочить свою жизнь. Если он этому и научится, то только благодаря вам. И наконец, оказав ему всю помощь, какую сможете, смиритесь с тем лучшим, на что 0я окажется способен. Не боритесь с течением и поищите другую возможную область проявления его дарований.
Неорганизованный первоклассник, вероятнее всего, так и останется легкомысленным до конца школы, если ему не помочь. Эта черта его характера чрезвычайно устойчива и становится главной причиной проблем с успеваемостью. Она не «пройдет сама собой» за короткое время. Что здесь могут сделать родители? Педагогический консультант Чери Фуллер предлагает мамам и папам учеников школы средней и высшей ступени заглядывать в их тетради. Она утверждает, что можно сразу определить, какие оценки получает ребенок, просто по стилю его записей. В портфеле хорошего ученика все аккуратно уложено, и есть специальные папки для методических материалов и заданий. В тетрадях нерадивого ученика можно встретить лишь причудливую смесь торопливых рисунков, дурацких комментариев, бумажных самолетиков, обрывочных фраз и письменных работ, которые так и не были сданы. Здесь можно обнаружить даже замечание учительницы, адресованное миссис Смит или мистеру Джонсону, но так им и не переданное.
Как указывает Фуллер, отсутствующие у ребенка организационные навыки могут быть ему привиты, и чем скорее, тем лучше. Хороший репетитор обычно знает, как этому научить. Такая подготовка должна быть завершена до поступления ребенка в школу средней ступени, где ни много ни мало, а пять-шесть учителей будут каждый день раздавать на занятиях методические материалы, задания и практические работы, почерпнутые из самых разных учебников. Потребуется высокая организованность и продуманная аккуратность, чтобы хранить их в удобном для поисков порядке. Откуда ребенку знать, как ему выполнить подобные требования, если его этому никогда не учили? Мальчишек также нужно научить, как шаг за шагом выполнять задания, рассчитанные на долгий срок. Хороший наставник поможет взбалмошному подростку научиться самодисциплине и правильному распределению времени — даже если настоящего ученого из него никогда не получится.
Есть еще один фактор, которому необходимо уделить самое пристальное внимание. Если ваш сын не выучился правильно и быстро читать, все остальное окажется под угрозой. Вероятно, он также будет мучиться из-за низкой самооценки. Мне довелось заниматься с одним старшеклассником, который в свои шестнадцать лет, пару раз до этого оставшись на второй год, решил бросить школу. Это был жесткий, агрессивный подросток, из тех, кому словно бы на все наплевать. Когда я спросил, почему он хочет уйти из школы, на глазах его выступили крупные слезы. Он сказал мне, что так и не научился читать. А потом, сжав зубы, процедил: «Вы тут всю жизнь заставляли меня чувствовать себя самым никчемным из всех. Но с этим покончено. Я ухожу!» И я не могу его винить.
Самое печальное, что этого подростка можно было бы научить читать. Почти каждый малыш способен овладеть этим искусством при правильном педагогическом подходе и соответствии применяемых методик его индивидуальному стилю учебы. Прежде всего замечу, что являюсь приверженцем фонетических методов обучения чтению, которые все еще не вошли в программы многих наших общественных школ. По тем или иным причинам миллионы детей неграмотны даже к моменту окончания школы высшей ступени. Замечательные возможности превратить их в читателей были бездарно упущены, еще когда они учились в первых классах.
По данным проекта «Национальная оценка успехов обучения», в США две трети учащихся четвертых классов не могут достаточно хорошо читать, три четверти не могут хорошо писать, а четыре пятых не в ладах с арифметикой. Это национальный позор! В девятнадцатом веке было время, когда грамотность нашего населения достигала 98 процентов, детей учили грамоте их родители, чтобы те могли сами читать Библию. Вскоре мы поговорим о том, что случилось с нашими общественными школами, но сейчас речь идет о ваших сыновьях, у которых, может быть, хромает грамотность. Лично я, как родитель, перевернул бы небо и землю, лишь бы найти человека, который сумел бы научить моего ребенка читать. Такие талантливые репетиторы есть практически в каждом городе и районе, и существуют частные организации, гарантирующие, что смогут научить вашего ребенка читать. Даже если вам придется заложить свой дом, чтобы достать нужные деньги, я призываю вас решить эту проблему. Это ключ ко всем сокровищам образования, и перед теми, кто научился читать, открывается мир приключений.
Филлис Шлафли, одна из руководительниц движения за запрещение абортов, научила всех своих внуков и внучек читать еще до детского сада. Она разработала собственную программу, основанную на фонетических методах обучения и доступную для всех желающих.
Коль скоро ваш сын научился основам чтения, вам нужно заинтересовать его, чтобы он практиковался в этом занятии. Детский писатель Зигмунд Брауэр говорит, что даже «читатели из-под палки» могут полюбить книги, если найти к ним правильный подход. Вот несколько рекомендаций, которые дает родителям мальчиков статья, опубликованная в «Орландо Сан-Сентинел» и озаглавленная «Мальчики и книги отлично могут сочетаться друг с другом».
В общем и целом мальчики любят, чтобы было побольше действия, в отличие от девочек, которые предпочитают раскрытие характеров.
Мальчики любят, чтобы герои что-то делали. Если сюжет не развивается достаточно быстро, многие мальчики не станут читать дальше. Мальчики предпочитают факты и захватывающую интригу.
Если вы хотите, чтобы ваш сын читал беллетристику, пусть в ней будет много полезной информации.
Змеи, пауки и самолеты для мальчиков неотразимо привлекательны.
Мальчики не любят читать то, что называют «охи и вздохи». Они предпочитают спорт и приключения.
Мальчиков больше тянет в сторону, далекую от беллетристики, — к книгам о спортивных машинах, НЛО, игрушках, о волшебстве и тайнах, к жанру фантастики.
Превратите чтение в один из регулярных домашних досугов. Пусть ваш сын видит, что вы и сами читаете.
Преподносите книги в качестве подарка. Например, когда дарите сыну футбольный мяч, добавьте книгу о спорте.
Признайте, что чтение документальных и информационных текстов — скажем, спортивных новостей — столь же заслуживает внимания, как чтение романов.
Мальчишки вцепятся в книгу, которая соответствует их интересам, но следует также учитывать их уровень подготовки. Если книга слишком трудна для чтения, ее не дочитают до конца. Если слишком примитивна — заскучают. Пусть книга будет достаточно трудной, но не за пределами возможного.
Сводите своего сына в книжный магазин или библиотеку, чтобы он ознакомился с имеющимся у читателей выбором. Можно попросить библиотекаря поговорить с ребенком о его интересах и увлечениях и прислушаться к его ответам. Это даст библиотекарю представление о том, какого рода литература может понравиться вашему сыну. Маленький секрет состоит в том, чтобы ребенок тоже участвовал в выборе книги.
Никогда не давайте сыну только одну книгу. Предложите пять-шесть сразу. Если первая и вторая не подойдут, останутся дополнительные возможности выбора.
Еще один маленький секрет — повторение. Улучшение навыков чтения похоже на тренировку в любом виде спорта. Если нет проблем со зрением или физиологией, самых ленивых читателей можно приохотить к чтению именно с помощью постоянной практики.
Если вы, как родители, нуждаетесь в дополнительных рекомендациях, прочтите книгу Кэтлин Одейн «Грандиозные книги для мальчишек» (Kathleen Odean, Great Books for Boys).
Надеюсь, эти рекомендации окажутся вам полезны. Давайте теперь переключим наше внимание на вопрос, какую школу следует посещать вашему сыну, предполагая, что у вас есть соответствующие возможности и решимость рассмотреть несколько вариантов. Никакая система обучения не является идеальной, будь то обычная общественная школа, христианская школа, светская частная школа и даже школа на дому. У каждой можно найти свои достоинства и недостатки, в зависимости от индивидуальных потребностей вашего ребенка и качества школьных программ, имеющихся в вашем штате. Именно поэтому я никогда не даю родителям безоговорочных рекомендаций о том, куда отдать учиться ребенка. Все зависит от финансовых возможностей, ситуации в семье, образовательного уровня местной школы и других конкретных обстоятельств. Мы с Ширли выбрали для наших детей христианскую школу — на всем их пути от детского сада до колледжа, не считая нескольких кратковременных «экскурсий» в систему общественного образования. Я до сего дня испытываю чувство благодарности к тем мужчинам и женщинам, которые самоотверженно трудятся в этих христианских учебных заведениях. Вряд ли их труд в достаточной мере оплачивается. Они занимаются этим, потому что хотят разделить с детьми свою веру. Благослови их Бог.
И все же, если бы нам сейчас пришлось вновь делать выбор, мы с Ширли, вероятно, остановились бы на системе домашнего обучения для наших детей. Думаю, мы вполне сумели бы справиться с этой задачей. Однако в школьные годы наших детей домашнее обучение еще не было так популярно. Я даже никогда о нем не слышал. Впрочем, я, при всей своей неосведомленности, невольно способствовал возникновению движения за домашнее обучение, которое теперь охватило весь мир. Шел 1979 год, и кто-то дал мне почитать книгу, автором которой был доктор Реймонд Мур. Она называлась «Школа может подождать» (School Can Wait). Вскоре автор выпустил еще одно произведение на ту же тему, называвшееся «Лучше поздно, чем рано» (Better Late Than Early). Поскольку и Мур, и я получали ученую степень по детской психологии в одном и том же Южно-Калифорнийском университете, наши пути пару раз пересекались. В связи с этим я пригласил его гостем на мою, тогда еще новую, радиопередачу «В фокусе — семья». Но я совершенно не предвидел то, что за этим последовало.
Доктор Мур говорил об основных концепциях домашнего обучения и о том, почему опасно и неразумно окунать слишком маленьких детей, особенно не подготовленных к этому мальчиков, в атмосферу формального обучения в школе. Как он объяснил, научные исследования окончательно доказали, что дети могут успешно учиться в самой неформальной домашней обстановке, с родителями в роли учителей, до возраста в восемь, девять, десять лет и даже дольше, прежде чем перейдут к совместному обучению со своими сверстниками. Они быстро осваиваются в школе и нередко становятся лидерами класса. Подобная точка зрения была для меня внове, поскольку в аспирантуре нас учили, что раннее формальное обучение необходимо для того, чтобы ребенок полностью раскрыл свой потенциал. Такая тогда была установка. Выяснилось, что это неверно, но все же люди, подобные актеру Робу Рейнеру, а также другие энтузиасты и поборники школьного обучения по-прежнему отстаивают свои идеи. Послушав доктора Мура и почитав научную литературу, я начал понимать всю опрометчивость раннего поступления в школу.
Не успело мое интервью с доктором Муром выйти в эфир, как на наши офисы обрушился целый шквал откликов. В то время я даже не подозревал, что у нас столько слушателей. Нас на несколько недель засыпали просьбами выслать книгу доктора Мура и дополнительную информацию о том, как приступить к домашнему обучению. Дальнейшее уже известно. Теория приобрела популярность и продолжает свое победное шествие. На сегодняшний день это быстрее всех распространяющийся в нашей стране подход к образованию — прирост все еще составляет до 15 процентов в год. Реймонд и Дороти Мур по-прежнему мои друзья, и я высоко ценю их огромные заслуги перед детьми и родителями во всем мире.
Почему домашнее образование так стремительно набирает популярность? Надеюсь, приведенная ниже запись недавней радиопередачи «В фокусе — семья» поможет ответить на этот вопрос. Моим гостем был доктор Билл Беннетт, бывший секретарь по образованию при президенте Рональде Рейгане и начальник всей фармацевтики при президенте Джордже Буше. Он многие годы писал статьи и делал доклады на темы общественных школ, получил степень доктора философии в Техасском университете и степень по юриспруденции — в Гарварде. Если кто и имеет ясный взгляд на проблемы образования, так это доктор Беннетт. Вот часть его высказываний в той передаче, немного отредактированных для большей связности.
Джеймс Добсон: Билл, рад снова приветствовать вас на передаче «В фокусе — семья».
Билл Беннетт: Благодарю вас. Счастлив быть вашим гостем.
Дж.Д.: Давайте поговорим о современном общественном образовании. Почему бы вам не начать с того, чтобы рассказать нам об успеваемости в современных школах. Как идут в них дела по сравнению с прошлыми годами?
Б.Б.: Что ж, поговорим об успеваемости. Джим, я могу вкратце охарактеризовать положение дел так. По стране циркулирует множество благодушных отчетов. Высок процент хороших отметок. Когда родителям рассказывают об успеваемости их детей, слышны только похвалы. Если посмотреть результаты тестирования в школах, они выглядят весьма обнадеживающими. Тогда мы выставляем наших детей на какой-нибудь международный конкурс против детей из других промышленно развитых стран, — и все оканчивается просто ужасно.
По математике и естественным наукам наши дети, учащиеся в третьем классе, занимают едва ли не первое место среди третьеклассников из развитых стран. К восьмому классу они попадают только где-то в середину. К двенадцатому классу они оказываются в самом конце. Словом, чем дольше ходишь в школу в Америке, тем тупее становишься по сравнению со школьниками из других стран.
Дж.Д.: Какой суровый приговор!
Б.Б.: Это процесс оболванивания. Но интересно, что наши дети в третьем классе еще неплохо справляются с заданиями, и, значит, виноваты здесь совсем не дети; что-то неправильно в самой системе образования. Этот вопрос рассматривался и изучался. Неудачи у нас случались уже несколько раз, и мы видим, что чем дольше дети ходят в школу, тем сильнее отстают от своих сверстников в других странах.
Дж.Д.: Что же неправильно в системе?
Б.Б.: Нехватка конкуренции. В системе нет конкуренции. В системе очень мало ответственности. В наших школах есть замечательные учителя, но есть и другие, которым не место в системе образования. По последним данным, которые я смотрел, только 20 процентов учителей математики в старших классах школы окончили колледж по специальности «математика». Так что недостаточная подготовленность учителей по своему предмету является очень серьезной проблемой.
Исследование, проведенное в Калифорнийском университете в Беркли, показало, что половина учителей арифметики в начальной школе не могут разделить единицу и три четверти на одну вторую. Причем все учителя — выходцы из Китайской Народной Республики (я называю ее Коммунистическим Китаем, потому что так оно и есть), которые подвергались тестированию, смогли разделить единицу и три четверти на одну вторую. Так вот, вы все-таки должны это уметь, если уж собираетесь учить моего ребенка — или наших детей — арифметике. Думаю, именно этим объясняются некоторые результаты международных конкурсов.
Вплоть до третьего класса идут самые элементарные знания: чтение на понимание текста, сложение, вычитание. Дальше начинается чехарда. Самое главное, Джим, что нет единства программы. Царит хаос. Нет никакого единодушия по поводу того, чему надо учить. Слышишь только всевозможные теории, исходящие от разных педагогических школ в университетах. После того как ребенок закончил чевертый-пя- тый класс, можно только догадываться, что ему будут давать в школе дальше.
Дж.Д.: Учитывая такую ситуацию, можно подумать, что профессиональные педагоги восклицают: «О, Боже мой! Мы должны немедленно принять меры, или нас обвинят, что мы плохо учим детей. У них низкая успеваемость. Слишком много детей плохо учатся. Давайте подумаем, как нам решить эту проблему». Ничего подобного; одна из первоочередных целей Национальной педагогической ассоциации и Департамента образования США — обеспечить, чтобы пропаганда гомосексуализма достигла каждого ребенка в Америке, от детского сада и до двенадцатого класса школы. Если им это удастся, взгляды геев и лесбиянок окажутся встроены в каждую образовательную дисциплину — в математику, в естественные и общественные науки, в словесность. Это ка- кое-то сумасшествие.
Б.Б.: Да-да, именно сумасшествие. Это старая история. Если что-то пошло не так, смените тему. Если речь шла о математике, переключитесь на что-нибудь еще; то же и с естественными науками. Так что у этой пропаганды есть еще одна причина. Мы подкидываем школе задачу за задачей, ставим цель за целью, и все это вещи далеко не самые главные для образовательного процесса. Но последнее, в чем нуждается американский народ, — чтобы наши школы проповедовали детям о необходимости признать гомосексуализм и принять мысль, будто бы все стили жизни равноправны.
Помните учебную программу под названием «У Хезер две мамочки»? Она предназначалась для пропаганды новой концепции семьи, состоящей из родительской пары геев или лесбиянок.
Дж.Д.: Да, помню.
Б.Б.: Недавно я встречался в Нью-Йорке с некоторыми из тех мужественных людей — из тех граждан Америки, которые поднялись и сказали: «Нет, мы такого не допустим». И они правы в своем противостоянии, но сейчас мы видим реанимацию прежних попыток навязать подобные теории всей школьной системе. А ведь такие ценности, такие идеи для большинства родителей чужды. Они их не примут.
Дж.Д.: Как вы сказали мне несколько минут назад в моем кабинете, если школы в Калифорнии и других штатах будут двигаться в этом направлении, большинство родителей предпочтет с ними распрощаться. И домашнее обучение — одна из альтернатив, которую они выберут.
Б.Б.: Джим, если НПА (Национальная педагогическая ассоциация) хочет увидеть продолжение великого исхода из школ вместе с дальнейшим увеличением доли домашнего обучения и рост неудовлетворенности общественным образованием, тогда она будет двигаться именно в этом направлении. Родители, читая в газетах о бойне в Санти и о стрельбе в Грэнит-Хиллс или стрельбе неподалеку, в Литлтоне, штат Колорадо, начнут спрашивать себя: «Чего ради мы отправляем своих детей в общественную школу? Это небезопасно во всех отношениях».
Я не хотел бы драматизировать ситуацию; мы знаем, что случаи насилия в школах сейчас происходят реже, чем это было на протяжении нескольких предыдущих лет. Но существует так много других вещей, о которых сегодня приходится беспокоиться родителям, отправляющим своих детей в общественную школу. Зачем же обременять систему образования лишними конфликтами? Для чего школам или НПА раздражать родителей и вынуждать их искать альтернативные варианты? Знаете, ведь мы с вами уже много раз об этом говорили. Ясно, что домашнее обучение практически всегда оказывается успешным.
Дж.Д.: Дети получают таким образом прекрасное образование. Это бесспорно.
Б.Б.: В общественных школах тестирование успеваемости учащихся показало пятидесятипроцентный результат, что не так уж плохо. Иными словами, их обобщенную оценку можно назвать «средней». Однако дети после домашнего обучения получают около восьмидесяти семи процентов — и это при расходах раз в шесть меньше. Эти выпускники школ на дому поступают в те колледжи, в которых их хотели бы видеть родители, и в целом эта программа обеспечивает высокую степень удовлетворенности как у родителей, так и у детей.
Еще одна очень интересная особенность, которую мы недавно обнаружили у этих замечательных детей — то, что они склонны к общественно-политической активности. Они активисты. Они склонны активно участвовать в жизни общества — полная противоположность тому, что им предсказывали. У меня есть своя теория на этот счет, о которой я расскажу позже. В общем, я думаю, что эти дети получили столько материнской любви — понимаете, они видели столько заботы и самоотверженности со стороны своих мам и пап (а отцы все же играют свою роль в домашнем обучении; замолвим словечко за отцов), — что они очень твердо уверены в себе.
Дж.Д.: Многие дети, обучавшиеся дома, побывали на нашей передаче «В фокусе — семья» в качестве экскурсантов. Очень интересно было за ними наблюдать. Как вы и сказали, им свойственна уверенность в себе. Они смотрят взрослым прямо в глаза и уважительно с ними разговаривают. В обучающихся дома мальчишках и девчонках есть какое-то отличие, и это отличие в лучшую сторону. Я верю в будущее домашнего обучения. Оно подходит не для всех, но оно стопроцентно эффективно, когда люди преданы этой идее.
Б.Б.: Не все учителя — родители, но все хорошие родители — учителя.
Дж.Д.: Я смотрел по телевизору финал общенационального конкурса по орфографии. Это было, доложу я вам, захватывающее зрелище. Первое, второе и третье места заняли дети из школ на дому, что, между прочим, часто бывает и в других подобных конкурсах.
Б.Б.: Это верно. Совершенно верно.
Дж.Д.: Победитель конкурса взглянул в камеру и сказал, что благодарит Бога, Который дал ему способности учиться. Его отец произвел еще более сильное впечатление. Он сказал репортерам: «Я горжусь тем, чего добился мой сын. Он хорошо поработал. Но меня гораздо больше радует то, что у него выработался характер, нежели его интеллектуальные достижения».
Б.Б.: Справедливо.
Дж.Д.: Это та самая система ценностей, которую родители еще могут прививать своим детям дома, потому что в общественных школах ее не встретишь, там она запрещена законом.
Б.Б.: Помните замечательную историю, рассказанную Рональдом Рейганом? Она излагалась в журнале «Ридерс дайджест». Президент прочитал о маленькой девочке, которая нашла кошелек и вернула его владельцу. Она рассказала об этом школьному консультанту и задала ему вопрос: «Правильно ли я поступила?» Консультант ответил: «Что ж, давайте обсудим это всей группой». Дети обсудили этот вопрос, и тогда консультант сказал: «Давайте теперь проголосуем». Большинство детей проголосовали, что девочка поступила неправильно, что она сделала глупость. Ей надо было оставить деньги себе. Ну и, конечно, девочка жалобно посмотрела на консультанта, а он развел руками и сказал: «Я здесь только для того, чтобы выслушивать ваши мнения, просто чтобы помогать вам поддерживать разговор». Были времена, когда консультант или учитель подтвердили бы правильность того, как поступила девочка. А сейчас детей самих заставляют голосовать, что нравственно, а что нет.
Дж.Д.: Учась в первом классе, я однажды нашел на школьной игровой площадке монетку в десять центов. В то время десять центов были для шестилетнего мальчика крупной суммой. И я вовсе не хочу сказать, что был каким-то маленьким святым, но дома меня научили, что чужого брать нельзя. А сейчас детям предлагают обсуждать, что правильно и что неправильно, и основываться не на общепринятых нормах морали, а на мнении группы сверстников. Просто уму непостижимо.
Б.Б.: Задумаемся об этом бедном растерянном ребенке, который ищет у взрослых поддержки и наставления, а взрослый дядя или тетя — этот ее школьный консультант — молчит. Консультанта научили не выказывать предпочтения той или иной точке зрения при такого рода «оценивании ценностей» и не употреблять слова «хорошо» и «плохо», «правильно» или «неправильно» — по причине отсутствия нравственных абсолютов.
[Завершающая часть беседы]
Дж.Д.: Как я понимаю, у вас сейчас появилась новая онлайновая учебная программа, рассчитанная на детей цикла К — 12 (то есть от подготовительной группы детского сада до 12-го класса школы. — Примеч. пер.) и предназначенная для помощи родителям при домашнем обучении, а также адресованная всем, предпочитающим более прямые методы обучения. Расскажите об этом в общих чертах.
Б.Б.: Сама идея, в сущности, очень проста. Мы с моими коллегами создаем учебную программу, доступную в "\¥еЬ-сети, рассчитанную на детей от детского сада до двенадцатого класса и охватывающую шесть учебных дисциплин: это математика, английский язык, история, естественные науки, искусство и музыка. Мы разрабатываем уроки для каждого дня каждого года в этом тринадцатилетнем цикле. Они будут включать в себя книги, учебные материалы и программы в Интернете.
Мы предлагаем ее родителям, учителям и всем интересующимся. Мы изучили образовательные программы по естественным наукам в разных штатах Америки; мы просмотрели все программы обучения грамотности. Мы скомпоновали то, что считаем лучшей образовательной программой, которую могут найти родители или школы. Мы надеемся, что дети из школ на дому заинтересуются всей нашей программой или какой-то ее частью, каким-то ее кусочком. Мы надеемся, что система общественных школ тоже не останется в стороне, и что родители обдумают этот вопрос.
Дж.Д.: Как родителям получить больше информации об этой программе?
Б.Б.: Просто загляните в Интернете на сайт.
Дж.Д.: Билл, благодарю вас за то, что вы снова были нашим гостем. Всегда рад предоставить вам наш микрофон.
Б.Б.: Спасибо, Джим. Мне тоже всегда очень приятно поговорить с вами.
Надеюсь, читатели понимают, что, несмотря на озабоченность, выраженную доктором Беннеттом и мною по поводу ситуации в общественных школах, ни он, ни я не относимся к ним «негативно». Сегодня в системе общественного образования есть много добросовестных и глубоко преданных своему делу учителей, которые за свою заботу о детях заслуживают не меньших похвал, чем уже отмеченные мною учителя христианских школ. Должен, однако, признать, что я — если правительственные школы продолжат все дальше и дальше отходить от традиционной нравственности и от здравого смысла, как это делается в беспрецедентных современ- лых программах сексуального воспитания или постмодернистских изысках, пропагандируемых сегодня НПА И Департаментом образования США, — так вот, я скоро окажусь в самой решительной оппозиции к ним.
Одно из самых серьезных критических возражений вызывает философская позиция, изложенная в 1973 году бывшей первой леди, а ныне сенатором США, миссис Хиллари Родхэм Клинтон. Возможно, ее слова, написанные так давно, уже позабыты. Не имеет значения. Высказанные ею мысли соответствуют тому курсу, который принят как многими низовыми администраторами общественного образования, так и, безусловно, самыми высокими его руководителями. Вот суть взглядов миссис Клинтон в пересказе журналиста Джорджа Уилла:
Если дети — это маленькие взрослые, от природы наделенные большей частью качеств, необходимых для жизни во взрослом обществе, если они требуют лишь самой незначительной полировки своих природных граней, если нет особой необходимости сдерживать и переориентировать их естественные импульсы, — что ж, — тогда «легальный статус детей и несовершеннолетних следует упразднить, а презумпцию их недееспособности отменить» во всем, что касается материнства, абортов, школьного воспитания и многого другого.
С моей точки зрения, это утверждение лишено смысла. Дети, заявляет миссис Клинтон, — это вовсе не те маленькие несмышленыши, которых нужно воспитывать, формировать, учить и направлять. Это полностью дееспособные индивидуумы, которым следует предоставить легальный статус взрослых. Педагоги не должны «учить» детей, потому что это подразумевало бы их превосходство над детьми. Они — лишь «соученики» и «ассистенты» , которые просто помогают детям самим узнавать то, что тем нужно. Реализация подобной философии стала причиной того, что доктор Беннетт назвал «чехардой» и «хаосом» в образовательных программах. Многие педагоги заявляют, что не хотят знать, чему нужно учить, — и даже спрашивают, есть ли у них право учить этому. Не приходится удивляться, что наши дети с таким треском проваливаются на международных школьных конкурсах. Они, может быть, обучены пользоваться презервативами, но слишком многие из них не умеют читать, писать и считать.
Именно поэтому многие родители обратились к домашнему обучению как средству избежать враждебных культурных влияний. Оно позволяет им передать свои духовные ценности следующему поколению. И, как мы видели, оно также является весьма эффективным способом дать детям образование. Школьники, обучавшиеся на дому, ныне поступают в самые престижные колледжи и университеты нашей страны, где блистают своей академической успеваемостью и личными качествами. Домашнее обучение в случае преданных делу родителей представляет собой чрезвычайно эффективный подход.
Тех, кто предпочел сам учить своих детей, часто пугают, будто бы их растущие в «изоляции» дети окажутся неприспособленными к жизни людьми. Такая забота о, как это называют, «социализации», словно темная туча, омрачает чело занимающихся домашним обучением родителей. Я уверен, что это ложная тревога, — по целому ряду причин. Во-первых, отсутствие ребенка в школе вовсе не обязательно подразумевает его домашнее заточение! Стоит только выйти из ворот школы, как открываются поистине безграничные возможности! Инициативные группы поддержки домашнего обучения появ" дяются в одном городе за другим. В некоторых из них где-то поставлено на широкую ногу, и организуются экскурсии, кооперированное обучение, предлагаются услуги репетиторов, проводятся общественные мероприятия, родителям оказываются всевозможные виды помощи. В некоторых местах формируются даже спортивные клубы и оркестры. Более того, в ряде школьных округов ученикам школ на дому позволяется участвовать в различных мероприятиях и программах системы общественного образования.
И даже если вы действуете исключительно в одиночку, у вас остаются экскурсии по музеям и паркам, на фермы и фабрики, в больницы и в местные органы самоуправления, к папе на работу, поездки к бабушке, такие факультативные занятия, как музыка, детские группы в церкви, различные службы, а также клубы по интересам. Еще есть друзья, которых можно пригласить в гости, родственники, которых нужно навестить, и вечера, на которые стоит сходить. Список бесконечен. Даже поездка с мамой в супермаркет может стать для малыша ценной возможностью познакомиться с жизнью и повседневными заботами взрослых в реальном мире. Здесь также можно дать несколько уроков — заняться арифметикой (сравнение цен, дроби, сложение, вычитание, перевод пинт в галлоны и т. д.), почитать этикетки и еще чему-то научить ребенка. Все это можно считать частью образовательного процесса, хотя и идущего без расписания и жесткой программы. Именно это я бы и назвал настоящей социализацией! Представление об учениках школ на дому как странных замкнутых детях, сидящих в одиночном заключении, — абсолютная чепуха!
Огромное преимущество домашнего обучения, как Мы уже отмечали, состоит в возможности оградить на- Пгих беззащитных детей от вредных разновидностей социализации. Я имею в виду не только культурные влияния, которые мы уже обсудили, но и то, как дети ведут себя друг с другом. При объединении в большие бесконтрольные группы самые сильные из них и агрессивные вскоре начинают терроризировать слабых и беззащитных. Именно самые маленькие и «непохожие на других» дети в подобной ситуации страдают больше всех. Если это начинается в яслях или в детском саду, у детей возникает страх перед сверстниками. Вот стоит на своих маленьких ножках человечек, ничего не знающий о жизни и не умеющий совладать со своими страхами. Ему остается только плыть или утонуть. Легко понять, почему у таких детей формируется более жесткая зависимость от сверстников после их слишком раннего столкновения с подобными угрозами. Это остается с ними на долгие годы. Как показывают исследования, если мальчиков, особенно тех, кто развивается медленнее, удается подержать дома на несколько лет больше и оградить от социальных влияний, они становятся более уверенными в себе, более независимыми, и нередко через три-четыре года оказываются лидерами.
Если знакомство наших детей с издевками, враждебностью, физической агрессией и законами стаи необходимо для их социализации, я рекомендовал бы чуть-чуть подольше оставить их «несоциализированными».
Я сознаю, что в этой главе чрезмерно много внимания уделил только одному подходу в образовании детей — домашнему обучению. Существует много других вариантов, которым я не воздал должное. Кроме того, многие родители по своему эмоциональному строю и характеру просто не созданы для роли домашних учителей. Другие не смогут прожить на зарплату только одного из супрУ" гов. Таким образом, домашнее обучение — вариант не ддя всех. В этой ситуации я продолжаю благодарить Бога за тех христианских педагогов, как в общественных, так й в частных школах, которые ежедневно трудятся на благо детей. Многообещающим выглядит также движение лицензионных школ и так называемых «спецшкол», предлагающих самые заманчивые варианты. Не будь их, общественные школы держали бы каждого американского ребенка железной хваткой.
Родителей медленно развивающихся детей, еще не готовых час за часом высиживать на занятиях в школе, я призываю: по крайней мере, рассмотрите другие возможные варианты, пока ваш сын еще так мал. Он еще сможет всех обогнать, если создать для него благоприятные условия.
Вопросы и ответы
Как вы относитесь к ваучерам, которые позволяют родителям выбирать школу по своему желанию и платить за обучение деньгами правительства?
Позвольте мне дать обобщенный ответ. Грандиозный успех свободного предпринимательства и капитализма как экономической системы напрямую связан с существованием конкуренции. Именно поэтому Америка опережает весь мир по производительности и эффективности труда. Отсутствием конкуренции объясняется катастрофическое поражение коммунизма и других социалистических форм правления. Простой факт заключается в том, что конкуренция способствует совершенствованию человеческой деятельности практически в любой ее сфере. «Макдональд», «Венди» и «Бюргер Кинг» не смеют отставать от своих конкурентов в вопросе качества и количества пищи и предоставляемых услуг. Для Них это было бы смертельно. Этот принцип подтверждается бесчисленными примерами. Посмотрите на то, как работают Департамент моторного транспорта, ваше местное отделение службы социального страхования, почта или любое другое федеральное учреждение. Попробуйте с ними связаться и посмотрите, быстро ли они вам ответят. Я вовсе не хочу чернить тех прекрасных людей, которые работают в этих и других правительственных учреждениях, но если вам что-нибудь от них понадобится, вы сразу поймете, что вы им до лампочки. Их сфера деятельности представляет собой государственную монополию, и у них нет никаких конкурентов. Люди становятся медлительными, когда у них нет причин торопиться.
Помните время, когда у «Белл телефон» практически была монополия на междугородную телефонную связь в Америке? Звонок в другой регион стоил приблизительно тридцать центов в минуту. После того как старушка «Белл» развалилась, и появилась возможность конкуренции со стороны других компаний, цена упала до шести* семи центов. И продолжает падать. Значение этой идеи для системы общественного образования должно быть очевидно. Система никогда не сможет давать того, что хотели бы получить родители, и не достигнет высокого уровня эффективности, если педагоги не будут вынуждены конкурировать между собою. Именно поэтому я поддерживаю начинание с выдачей ваучеров. Предоставление родителям возможности выбирать школу для своего ребенка отдаст власть в их руки и заставит общественные школы лучше работать. Единственное, что тормозит эту полезную инициативу, — мощное школьное лобби, которое доминирует в Вашингтоне и в законодательных органах штатов.
Учительница моего сына-третьеклассника неделю назад сказала мне на р°" дительском собрании, что мой сын - «клоун для всего класса». Она сказала.
- Что он на все готов, лишь бы вызвать смех. Дома он обычно не такой. Как вы думаете, что с ним происходит?
- Ваш сын не исключение. В каждом классе есть по меньшей мере один клоун. Как правило, эти артистичные маленькие негодники — мальчики. Зачастую у них нелады с чтением или наличествуют другие проблемы школьной успеваемости. Еще у них может быть слишком маленький рост, хотя и не всегда, и они готовы на все, чтобы привлечь к себе внимание. Их родители и учителя могут не понимать, что за таким вызывающим поведением нередко скрываются муки слишком низкой самооценки. Юмор — это классическая реакция на ощущение собственной неполноценности, именно поэтому многие знаменитые комические актеры выросли из уязвленных мальчиков и девочек. Родители Джонатана Уинтера развелись, когда сыну было семь лет. По его словам, все мальчишки дразнили его тем, что он — без отца. Уинтер говорит, что так вел себя, будто бы ему не было дела до этого, но когда никто не видел, заходил за дерево и плакал. Еще он говорит, что весь его юмор был реакцией на горе1. Комедийная актриса Джоан Риверс часто шутила, какой некрасивой девушкой она была. По ее словам, она отличалась прожорливостью прямо как собака, и ее отцу пришлось бросить кость к алтарю, чтобы выдать ее замуж.
Эти комические актеры и большинство других прошли подготовку для своего поприща еще в детстве, прибегая к юмору в качестве защиты от детских обид. Зачастую именно таков источник вдохновения у школьных Клоунов. Превращая все в гротескную шутку, они глу- шат червячка неуверенности в себе, который грызет их изнутри.
Понимание этого должно оказаться для вас полезным чтобы удовлетворить психологические потребности Вашего сына и помочь ему найти более приемлемые способы привлекать к себе внимание. Игра на музыкальных инструментах, занятия спортом или участие в школьной драматической постановке являются неплохими альтернативами. Прямой запрет такого глупого поведения тоже будет хорошей мерой.