ФУНДАМЕНТ
Здесь Начинается Вера
Отче наш сущий...
Самое главное слово в первой строчке Господней молитвы - не длинно. Обычно, в разговорной речи его опускают, но в молитве Иисуса нужно быть внимательным и помнить о нём, ведь именно на этом слове зиждется Величественный Дом Господень. Не будет его, не будет и Дома.
"Что это за слово?" - спросите вы. Я попробую намекнуть. Его только что можно было употребить в этом вопросе.
"Где же оно?" Его можно было вставить в этот вопрос. Догадались?
Существует (есть). "Отче наш сущий на Небесах".
Бог сущий. Не существовавший, не тот, что будет существовать или существовал бы, но Бог, сущий. Он есть Бог настоящего времени. И Он Сам есть фундамент дома.
ЧЕМ СКРЕПЛЯЕТСЯ ВЕРА
Я писал эти строки в самолёте, ночном самолете. На таких я обычно не летаю. Но мой предыдущий рейс был отменён по техническим причинам. И вот, нас, несколько дюжин таких же несчастливцев, как и я, перерегистрировали на другой рейс. Во время регистрации я слышал, как мои попутчики спрашивали: "А с этим самолётом всё в порядке? У этого самолёта не будет технических неполадок?" Короче, масса вопросов о способности самолёта летать. Слушая их, я подумал, почему служащий аэропорта не спросил, а умеем ли мы делать тоже самое.
Он ведь не задавался вопросами: "Ну, а как вы? Летать умеете? Умеете махать руками и оставаться в воздухе?" Таких идиотских вопросов не было, потому что наши летательные способности никого не интересовали, и наши возможности были здесь вовсе не при чём. Нужно было, чтобы самолёт доставил нас домой.
Требуются ассоциации? Ваши успехи, какими бы значительными они не были, не имеют значения. Ваши верительные грамоты, какими бы представительными они не были, не интересны. Господь - фундамент здания. Ключевым является ответ не на вопрос: "Достаточно ли я силён?", а на вопрос: "Как могущественен Бог?". Сосредотачивайтесь на Божией силе, а не на своей. Проникнетесь Божией сутью, а не гордостью за размер своих мускулов.
Именно так поступал Моисей, и чаще всего именно это повелевал ему Господь. Помните разговор у горящего куста? Тон разговору был задан уже с первого предложения. "Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая". (Исх.3:5)
Такими словами встречают Моисея, зачисленного в Господний класс, и сразу же указывают на соблюдение субординации. Бог свят. Подходить к Нему в обуви даже на четверть дюйма ближе - слишком самонадеянно. Читая дальше, мы обнаруживаем, что Бог ни минуты не тратит на то, чтобы убедить Моисея в том, что ему нужно делать, но много времени отдано на то, чтобы объяснить Моисею, на что способен Господь.
Ну, а что бы делали мы? Наверняка убеждали бы Моисея, что именно он должен вернуться в Египет (Кто лучше бывшего сына фараона знает обычаи народа египетского?) Потом напомнили бы Моисею, что он отлично освоился в диких землях. (Кто лучше пастуха знает местность?) И мы бы долго разговаривали с Моисеем о его послужном списке и силе. (Давай Моисей, у тебя это получится. Попробуй).
Бог такого не делает. Сила Моисея не обсуждается. Никакой "накачки", похлопываний по спине и уговоров. Но сказано много слов, открывающих нам Бога. Итак, сила Моисея - не предмет разговора, важно могущество Бога.
Вы не будете возражать против проведения одного наглядного опыта? Давайте повторим последнее предложение и заполним в нём пробел, поставив вместо имени Моисея своё имя.
Итак, сила ____________ - не предмет разговора; важно могущество Бога.
Бог, а не вы - двигатель авиалайнера жизни и скрепляющий раствор для фундамента дома жизни. Я знаю, что умом вы постигаете это, а принимаете ли это сердцем вашим? Если вы не против, то позвольте мне рассказать о некоторых столпах, служащих опорой этому могущественному дому. Позвольте мне укрепить вашу твёрдость в Боге рассказом о некоторых из Его имён.
ЧТО В ИМЕНИ МОЁМ?
Узнать имена Господа Бога нашего - дело не скорое, поскольку в одном только Ветхом Завете для Него имеется более восьмидесяти имён. И если вы хотите пуститься в исследование, то позвольте привлечь ваше внимание к нескольким сложным именам, данным Господу Богу нашему некоторыми героями веры. Каждое открывает одну из граней сущности Божией.
Возможно, вы спросите, как имена Бога помогут понять Его. Позвольте пояснить. Представьте, что наш с вами разговор происходит в 1978 году. В то время я был студентом и жил в общежитии. Вот вы подходите ко мне и спрашиваете: "Ты знаешь вон ту девушку?" Я бы ответил: "Дай подумать. Да, знаю. Симпатичная девчонка, любит кататься на мотоцикле и даже на занятия ходит в комбинезоне. Это одна из моих знакомых". Вот всё, что я знал о ней.
А теперь вперёд в год 1979. Я работаю миссионером, а она - школьной учительницей. "Ты знаешь эту девушку?" "Конечно. Она - хороший друг. Я вижу её каждое воскресенье". Задайте мне этот же вопрос год спустя. "Эту девушку? Хорошо знаю. Она глаз с меня не сводит". (Шучу, дорогая)
Ещё двенадцать месяцев долой. "Как же не знать её. - ответил бы я, - Как вы думаете, она согласится встречаться со мной?"
Ещё через полгода. "Да, знаю её - она моя невеста, и я постоянно думаю о ней. Мы увидимся на следующей неделе".
И спустя два месяца. "Знаю ли я эту девушку? В августе я женюсь на ней!"
А в августе 1981 я бы ответил: "Знаю ли я её? Она моя жена и не докучайте нам - у нас медовый месяц".
За три года наши отношения претерпели изменения. И с каждым изменением приходило новое имя. Она прошла путь от знакомой к другу к магниту для глаз к объекту ухаживания к невесте и до жены. Теперь она - мой наперсник, мать моих детей, партнёр на всю жизнь, мой босс (опять шучу). Чем дольше я её знаю, тем больше имён я ей даю.
И чем больше Божиих людей сподобилось узнать Бога, тем больше имён у Него становилось. Первоначально Бог был назван Элоим. "Вначале сотворил Бог (Элоим)" (Быт.1:1) Элоим в еврейском языке несёт в себе значение "владыко или создатель" и встречается тридцать шесть раз в первой главе Бытия, где мы видим Его созидательную силу.
Однако, по мере того как Бог открывает Себя Своему избранному народу, они видят, что Он не только могущественная сила. Они видят в Нём любящего Отца, поддерживающего их на всех перекрёстках жизни.
Иакову, например, пришлось узнать Бога, как Яхвэ-раа, заботливого пастыря. "Бог", - говорил Иаков, - "есть пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня". (Быт.48:15)
Действительно, настоящий комплимент Богу со стороны Иакова, меньше всего бывшего послушной овцой. Ибо он дважды обманул своего брата и один раз слепого отца. Он надувал своего вероломного тестя при скрещивании скота, а затем без предупреждения украдкой среди ночи скрылся, прихватив с собой всё, что не было прибито.
Никогда Иаков не был из числа тех, кого награждают за примерное поведение, но Бог никогда не забывал его - насыщал в голодные времена, прощал промахи и укреплял в вере в преклонные года. Поэтому Иаков, давая характеристику Богу, выбрал слово Яхвэ-раа, заботливый пастырь.
У Авраама было другое имя для Бога - Яхвэ-ире, "Господь усмотрит", т.е. Тот, кто подаст. Звучит иронично, но Авраам стал называть Бога "Подателем" после того, как уже был всем обеспечен: жил в шатре с комнатами в разных уровнях и с гаражом на четыре верблюда. Жизнь в Уре была налажена. "Но в Ханаане жизнь будет лучше". - сказал он своей семье. И они отправились в путь. А когда Авраама спрашивали: "Где нам жить?" Авраам отвечал: "Господь усмотрит". И Бог давал место для обитания. А когда произошёл скандал с египтянами, и народ роптал: "Как мы спасёмся?" Авраам успокаивал их: "Господь усмотрит". И Бог давал спасение. А потом Авраам и Лот поделили землю, и племянник забрал зелёные пастбища, оставив дядюшку на скалах с домочадцами, вопрошающими: "Как мы проживём здесь?" А Авраам уже знал ответ: "Господь усмотрит". И Бог давал новые земли. Наконец, когда Авраам с Сарою стояли у пустой колыбели и Сара сомневалась в том, что Аврааму будет когда-нибудь дано потомство числом как песок, он, обнимая её за плечи, шептал: "Господь усмотрит".
И Бог дал сына. И столетний Авраам качал на коленях своего первенца. Авраам постиг, что Бог - Податель всего. Но даже Аврааму пришлось качать головой, когда Господь потребовал принести в жертву сына на горе Мория.
Они поднимались в гору. "И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, ...и сказал: где же агнец для всесожжения?" (Быт.22:7) Удивительно, как Авраам смог выдавить хоть слово сквозь комок, стоявший в горле: "Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой". (стих 8) Яхвэ-ире, Господь усмотрит. Авраам связал своего сына, положил его на жертвенник и занёс нож, чтобы заколоть Исаака, но ангел остановил его руку - твёрдость Авраама в вере была доказана. Он услышал шорох в чаще и увидел овна, запутавшегося рогами в кустах. Он принёс его во всесожжение и нарёк гору ту Яхвэ-ире, Господь усмотрит.
А теперь о Гедеоне. Господь пришёл к нему и призвал привести народ Израильский к победе над Мадианитянами. Это было то же самое, скажи Господь домохозяйке, что она может дать отпор мужу-хулигану, или школьнику, что он способен остановить торговца наркотиками, а священник-христианин должен произнести проповедь истины Христовой перед прихожанами-фарисеями. "А-а-а м-м-может б-б-быть кто-нибудь другой?" - заикаясь, просим мы. Но тогда Господь напоминает, что Ему известен наш страх и не способность совершить поступок, и Он напоминает, что для Него нет ничего невозможного, а чтобы доказать это, вручит удивительный дар. Он даст Духа мира, тишины, спокойствия. Того уверенного спокойствия, что нисходит на душу перед испытанием. То спокойствие, что не поддаётся логике, или как описывал это состояние Павел: "И мир Божий, который превыше всякого ума..." (Фил.4:7) Он дал его Давиду для победы над Голиафом; дал Саулу перед пророчествованием; дал Иисусу, чтобы взойти на крест. И дал его Гедеону. А Гедеон в свою очередь дал имя Богу. Он построил жертвенник и нарёк его Яхвэ-шалом, Господь мир. (Суд.6:24)
Что касается Моисея, как минимум пара валунов в фундаменте дома Господня знакома с его долотом. На одном он высек имя Яхвэ-роф. Перевод можно найти в книге Исход 15:26 "Ибо Я Господь целитель твой". Вот и подтверждение. Более миллиона Израильтян освободились из плена и последовали за Моисеем в пустыню. Их восторг по освобождению вскоре переходит в ропот по обезвоживанию. (Пожалуйста, не ворчите. Я работал десять минут над этим предложением и выдержал натиск двух издателей, чтобы отстоять его). Итак, Израильтяне шли три дня по земле, лишённой тени, воды, домов, пастбищ. Только солнце и змеи сопровождали их.
И наконец, они приходят к озеру, но вода в нём солоноватая, горькая и опасная. Мне сдаётся, что в тот момент настроение людей было не весёлое, но то, что случилось потом, наверняка заставило бы вас усмехнуться. "Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево..." (Исх.15:25) Что же, Моисей вопиёт о воде, а Господь подаёт ему дерево?
Давайте остановимся здесь и подсчитаем урон. Три дня под солнцем пустыни. Рождение надежды при виде озера. Её крушение при невозможности пить эту воду. Моисей, с трудом разлепляя потрескавшиеся губы, молит об облегчении страданий... а Господь указывает ему на дерево?
Как же реагирует Моисей? Он бросает его в озеро. Возможно, он cделал так в раздражении: "Вот, что я думаю об этой деревяшке". А возможно, по вдохновению: "Господь, всё в руках Твоих". Какова бы ни была причина, вода становиться чистой, Израильтяне утоляют жажду, а Господь прославлен. (Это предложение потребовало от меня только пять минут). В этом случае с водой Господь Сам открывает Своё имя: "Ибо Я Господь, целитель твой". (Исх.15:26)
Действенным словом данного предложения является слово Я. Господь, исцеляющий. Целительным может быть лекарство, больница либо ветвь могучего дуба, но Он всегда Тот, Кто обезвредит яд. Он - Яхвэ-целитель.
Кроме того, Он - Яхвэ Нисси, Господь знамя моё. В разгар сражения воины боялись оказаться отрезанными от своего войска. Поэтому в гущу боя посылался знаменосец, чтобы поднятое знамя сигнализировало, где должен был находиться воин. Когда Амаликитяне (большие плохие парни) напали на Израильтян (маленьких хороших парней), Моисей взошёл на вершину холма и молился. Пока его руки были подняты Израильтяне одолевали врага. Но когда Моисеевы руки опускались, одолевали Амаликитяне. Моисей быстро сообразил в чём дело - и рук больше не опускал. Поэтому Израильтяне выиграли сражение, Амаликитяне бежали с поля боя, а Моисей устроил жертвенник Господу и выбил на камне имя: Яхвэ Нисси, Господь знамя моё. (см. Исх.17:8-16)
Вот об этих именах, характеризующих Бога, я хотел рассказать. Подумайте над ними, поскольку вам, возможно, понадобится каждое из них в день грядущий. И позвольте мне пояснить свою мысль.
Если вас беспокоит будущее, идите к Яхвэ-раа, вашему заботливому пастырю. Если вас волнует ваше положение, поговорите с Яхвэ-ире, Господь усмотрит. Возможно, испытания слишком велики? Тогда ищите помощи у Яхвэ-шалом, Господь мир. Вы больны? Ваш дух слаб? Вас будет лечить Яхвэ-роф, Господь целитель твой. А может вы чувствуете себя, как солдат, оставшийся за вражеской линией? Найдите убежище у Яхвэ Нисси, Господь знамя моё.
Размышления над именами Господа напомнит вам о характере Бога. Возьмите с собой эти имена и сохраните их в ваших сердцах.
Ибо Бог -
Пастырь, направляющий,
Господь, усматривающий,
Голос, приносящий мир во время бури,
Целитель, излечивающий больного и,
Знаменосец, ведущий воинов.
Но больше всего, Он... сущий.
Перевод: Валькова Н.Д.