Если бы кто стал проповедовать учения, идущие вразрез с каким-либо артикулом веры, ясно изложенным в Писании и исповедуемым по всему миру и всеми христианами, — таковы артикулы, которые мы преподаем детям в Символе Веры, — к примеру, если бы кто стал учить, что Христос не Бог, но всего лишь человек, подобный прочим пророкам, как полагают магометане и анабаптисты, таких учителей не следовало бы терпеть… Ибо они не просто еретики, но откровенные богохульники… Своим богохульством такие учителя хулят имя Божье… Подобным же образом… [не следует терпеть] тех, кто проповедует, будто Христос не умер за наши грехи, но каждый должен будет понести за них собственное наказание. Ибо и это также является хулой против Евангелия и против артикула, которым мы молимся в Символе Веры: «Верую в прощение грехов» и «в Иисуса Христа, умершего и воскресшего». К таковым следует относиться таким же образом, как и к тем, кто проповедует, что воскресение из мертвых и жизнь вечная — ничто, что нет ада и тому подобное, как это делали саддукеи и эпикурейцы, которые во множестве восстают сегодня среди великих всезнаек. …Нам рассказывают, что, когда святым отцам на Никейском Соборе было зачитано учение ариан, все единодушно засвистели и не желали слушать, и не позволили арианам высказать аргументы или защититься, но осудили их тут же, без дискуссий, как богохульников. …Итак, в этом случае незачем много дискутировать; но подобные явные богохульники должны быть осуждены без слушания и защиты, как велит Павел: «Еретика следует избегать и отослать прочь после того, как его увещевали раз или два» (Титу 3:10); и он запрещает Тимофею препираться и спорить, поскольку это бесполезно и только развращает слушающих (1 Тим. 6:20). Ибо эти общие артикулы всего христианского мира уже достаточно были заслушаны. Они были подтверждены и провозглашены с помощью Писаний и исповедания всей Церкви, утверждены многими чудесами и запечатаны кровью многих святых мучеников. О них свидетельствуют и их защищают книги всех богословов. Они не нуждаются в новых спорах и хитроумных толкованиях.
— Мартин Лютер. Из толкования на Псалом 81
|