Лютер обнаруживает такое исполняющее Слово и в Таинствах Крещения и Вечери Господней, а равно и в Рождественской истории ("ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель!"), в Пасхальной истории и во многих других библейских текстах. Как мы уже говорили, он считает эти фразы обетованиями (promissiones). Они представляют собой конкретный способ присутствия Христа, и Его присутствие с нами ясно и несомненно: оно явным образом освобождает нас и придает нам уверенность. Я не могу напоминать себе об этой свободе и уверенности в изоляции; я не могу вести монолог сам с собой. Эти дары даются и принимаются лишь посредством обетования, произнесенного другим человеком (необязательно официальным священником или проповедником), который обращает его ко мне во имя Иисуса. Я не могу произнести обещание сам себе. Оно должно быть произнесено мне. Ибо только в таком случае оно истинно. Только в таком случае оно дарует свободу и уверенность.
В чем суть этой уверенности, становится понятно из короткого отрывка из "Лекций на Книгу Бытия", в котором Лютер, по существу, дает свое богословское завещание: "Я был крещен. Мне были отпущены грехи. С этой верой я умру. Какие бы испытания и беды ни ждали меня впереди, я нимало не поколеблюсь. Ибо Тот, Кто сказал: „Кто будет веровать и креститься, спасен будет" (Мк 16:16), и „что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах" (Мф. 16:19), и „сие есть Тело Мое, сие есть Кровь Моя, за многих изливаемая во оставление грехов" (см. Мф. 26:26, 28), — не способен лгать и обманывать. Это несомненная правда". В "Лекциях на Послание к галатам" (1535) Лютер пишет: "И вот, почему наше богословие твердо: оно выхватывает нас у самих себя (nos extra nos), так что мы надеемся не на собственные силы, рассудок, ум, личность или дела, но на то, что находится вне нас (extra nos), то есть на обетование и истину Бога, которые не способны обмануть".
— Oswald Bayer. Theology the Lutheran Way
|