«Ибо по благодати, данной мне, говорю каждому из вас: не мыслить о себе больше, чем должно мыслить, но, мысля, достигать здравомыслия по мере веры, какую Бог уделил каждому» (Рим. 12:3).
Павел во всех своих посланиях постоянно напоминает христианам об этом. Его цель — повсеместно сохранить среди них простоту веры; предотвратить появление в христианской жизни сект и расколов, причиной которых являются разномыслия и разноверие. Чтобы придать этому увещанию еще большую силу, он апеллирует к своему апостольскому званию; к тому факту, что он, по милости Божьей, избран и послан учить тому, что он защищает. Слова апостола здесь следует понимать так: «Вам дано много благословений, но пусть каждый остережется и ограничит свои убеждения и мнения пределами веры. Пусть никто не считает себя выше других и не придает дарам, которым наделен, большего значения, чем дарам, которыми наделены другие. В противном случае он будет склонен презирать меньшие дары и превозносить более значительные и будет убеждать остальных поступать так же». Там, где нет такого смирения, происходит возврат к делам, к почитанию даров, а вера оказывается в пренебрежении. Такие убеждения заставляют нас поступать по образу мира, ценить значимое и презирать смиренное.
Этот принцип невозможно проиллюстрировать лучше, чем с помощью преизбыточествующих в наши дни примеров. Так, монахи и священники создали духовные ордена, которые они считают весьма достойным делом. Однако при этом они перестали мыслить трезво и впали в прелесть. Они воображают, будто обычные христиане незначительны в сравнении с ними. Однако эти ордена не являются проявлением ни веры, ни любви, и не заповеданы Богом. Это личная инициатива самих монахов и священников. Отсюда и разделения. По причине различий в убеждениях есть множество сект, каждая из которых жаждет первенства. Таким образом, все ордена стали бесполезными в глазах Бога. Любовь, вера и согласие, которые объединяют христиан, исчезли.
Павел учит, что какими бы многоразличными ни были дары и внешние дела, никто из-за них не должен высоко ценить себя и почитать себя лучшим других людей. Скорее, каждый должен оценивать свое достоинство по своей вере. Вера — это дар, которым наделены все христиане, хотя и не в равной мере, у некоторых ее больше, у некоторых меньше. Однако через веру у всех нас одинаково есть Христос. Разбойник на кресте верую имел Христа в себе так же несомненно, как Петр, Павел, Авраам, Мать Господа нашего и все святые; хотя его вера, возможно, была не столь сильна. И потому, даже если дары неравны, драгоценная вера остается той же. Если же нам надлежит хвалиться лишь сокровищем веры, а не дарами, то каждый человек должен ценить дары другого так же, как свои собственные, и своими собственными дарами служить тому другому, кто верою обладает равным с ним сокровищем. Тогда любовь, согласие и простая вера будут существовать всегда, и никто не станет полагаться на собственные дела или заслуги.
— Мартин Лютер. Из проповеди на Римлянам 12:1-6