Если "перечень обязанностей учителя", описанный в Послании к ефесянам (4:11-16), заставил вас переоценить свою работу в классе, тогда вы находитесь на пороге больших перемен в вашем служении. Одна из основных причин, почему наше преподавание не приносит желаемого плода, заключается в том, что мы ставим перед собой ложные цели. Если мы идем в неверном направлении, то ни правильность действий, ни правильность мотивов не приведут нас к нужному результату. Бога интересуют не движущие нами мотивы, а конечный продукт нашей работы. Он ожидает от нас исполнения Его поручений и достижения поставленных Им целей. Насколько ваше преподавание соответствует Божьим стандартам, указанным в Послании к ефесянам (4:11-16)? Подумайте над перечисленными ниже вопросами. Они дадут вам представление о том, как оценил бы вашу работу Господь, призови Он вас уже сегодня.
Принимают ли ваши ученики активное участие в "делах служения"?
Сколько процентов ваших учеников регулярно участвуют в каком-либо служении?
В какой мере используются способности учеников в этом служении? Служат ли они Христу всем сердцем, всей душою и всем разумом?
Помогают ли знания, полученные от вас, эффективнее служить Господу? Проиллюстрируйте это конкретными примерами.
Насколько вырос ваш класс за последний год (как количественно, так и духовно)?
Как часто на протяжении недели ваши ученики служат друг другу по своей личной инициативе, а не по поручению церкви?
Сколько людей привели к Господу ваши ученики за последний год? Есть о чем задуматься, не правда ли?
Знаете ли вы, почему эти вопросы производят такой эффект на многих из нас? Потому что мы не привыкли задавать себе нужные вопросы. Нас усыпило обманчивое чувство уверенности. Так или иначе, мы позволили себе отойти очень далеко от поставленных Господом задач. И когда мы хоть на минуту задумываемся над этими задачами, то приходим в ужас от осознания того, как сильно мы заблуждались. Какой разительный контраст между Божьими приоритетами и нашими! Как правило, учителя обращают внимание вот на что:
Подготовил ли я урок?
Зашел ли я вовремя в класс?
Присутствовало ли на уроке большинство учеников?
Прозвучали ли хорошие вопросы? Завязалась ли дискуссия?
Раскрыл ли я содержание урока?
Закончил ли я урок вовремя?
Понравился ли урок большинству учеников?
Представьте, какие потрясающие изменения произойдут в классе, если учитель станет стремиться к достижению Божьих целей! И вот какие изменения могут произойти сразу же:
Внимание перенесется с того, что делает учитель, на то, что делают ученики.
Внимание перенесется с преподанного урока на служение, осуществляющееся после него.
Внимание перенесется с изложения материала на помощь ученикам в делах служения.
Внимание перенесется со служения учителя на служение учеников.
Внимание перенесется с количества присутствующих на уроке на количество участвующих в последующем служении.
Внимание перенесется с теории на практику – с красивых слов на добрые дела.
Внимание перенесется с того, что "предназначено только для церкви", на то, что "пользуется спросом на рынке", – особенно на то, какое влияние оказывают христиане на своих коллег по работе, соседей, друзей по клубу и т.д.
Как же далеко мы ушли от истины! За свое служение и многочисленные поездки по всей стране я получаю одну существенную награду – возможность встречаться с учителями и пасторами, которые следуют написанному в Послании к ефесянам (4:11). Позвольте мне привести вам в пример одну церковь в трех часах езды от Атланты, где я как-то раз проповедовал. Все члены этой церкви задействованы в служении. Все исполнены энтузиазмом. Церковь и воскресная школа просто "трещат по швам" от обилия народа. Самая большая проблема – разместить всех посетителей. В центре внимания – простые прихожане, а не руководство церкви. Лидеры служат людям и в то же время готовят их самих к служению. Церковь не может нарадоваться жертвенным служением своих членов. За управление церковью отвечают все ее члены. Каждый исполняет несколько обязанностей, делает это для Господа и получает от этого огромное удовольствие. Людей поощряют. Они ощущают значимость своего вклада в служение церкви. Людей ценят. Они реализовывают себя и в то же время не останавливаются на достигнутом. Они понимают, что призваны служить. Они знают, что им делать, и всегда с удовольствием это делают. Год спустя после моего визита в эту церковь мы отмечали пятидесятилетний юбилей одного из вице-президентов "Путешествия по Библии". В это время его коллега, также вице-президент, как раз вернулся из поездки в эту церковь. Знаете, что он сказал за праздничным столом? "Какая удивительная церковь! В служении задействованы все. Люди заражают энтузиазмом окружающих. Все они в восторге от своей церкви!" Почему? Потому что церковь решила следовать Божьим инструкциям. И поскольку они делают угодное в очах Господа, Он обильно их благословляет. Знаете, кто восхищается этой церковью больше всех? Не пастор, не штатные сотрудники, не диаконы, не члены церкви и даже не жители города. Я думаю, что в наибольшем восторге от этой церкви Сам Господь Бог. Его мечта становится реальностью. Церковь действительно решила следовать Его плану и теперь пожинает обильные плоды своего послушания. Дорогой коллега, почему бы и нам, говоря словами Иисуса Навина, не "избрать себе ныне, кому служить"? Если вы устали от посредственных результатов, скучных уроков, безразличных учеников и полной безынициативности, не вините в этом никого, кроме себя. Поступайте так, как говорит Бог, и вы, несомненно, получите Его чудесное благословение.
Повинуйтесь Богу. Вооружайте знанием Его святых и наслаждайтесь Его благословениями!
Истина 1. Вооружение знаниями – обязанность учителя. Внимательно изучая эти истины, вы неоднократно убедитесь в том, что главное для Бога – это вооружение знаниями для служения. Мы же часто смещаем акцент на изложение и толкование материала. Меня удивляет то, как сильно Бога волнует процесс обучения и как активно Он ему содействует. Например, в главе, посвященной Закону Применения, мы изучали Второе послание к Тимофею (3:16-17) и обнаружили там такие основные принципы:
Слово Божье – это подарок от Бога ("Все писание богодухновенное")
главным образом христианам ("да будет Божий человек")
для созидания ("совершен" – то есть "безупречен", "зрел")
и вооружения знаниями ("приготовлен")
на добрые дела ("ко всякому доброму делу")
В главе, посвященной Закону Вооружения Знаниями, мы рассмотрели Послание к ефесянам (4:11-16) и, помимо других открытий, обнаружили там нижеследующие основные принципы. Сравните их с приведенными выше и вы заметите поразительное сходство!
Божий учитель (вы) – это подарок от Бога ("И Он поставил... иных пастырями и учителями")
главным образом христианам (для святых и для тела Христова)
для созидания ("для созидания Тела Христова")
и вооружения знаниями ("к совершению святых")
на добрые дела ("на дело служения").
Не правда ли, удивительно? Как Библия, так и учитель...
Божий подарок
христианам
для их созидания и вооружения знаниями
на добрые дела.
Из множества назначений для учителя Бог выбрал именно эти два – созидание и вооружение знаниями. Первое связано с характером, второе – с поведением христианина. Будем же помнить о том, что вооружение знаниями – одна из двух важнейших обязанностей учителя (как и Писания). К огромному сожалению, призванные вооружать зачастую не только не исполняют своих обязанностей, но и неправильно обращаются с важнейшим инструментом подготовки святых – Библией. Для них эта книга – источник теоретических знаний, а не мудрости, находящей применение в повседневной жизни. Не находите ли вы удивительными слова Иисуса: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди". Однако, посетив многие христианские школы, можно подумать, что Он сказал: "Если любите Меня, будете знать Мои заповеди". (Государственные школы Америки отличаются собственной трактовкой слов Христа: "Если любите Меня, пожалуйста, не упоминайте о Моих заповедях".) Истина 2. Процесс вооружения знаниями наиболее плодотворен, если учитель принимает на себя роль, предписанную ему Библией. Господь не оставляет нам никаких сомнений в том, что учителя даны Церкви для подготовки ее членов к служению и созиданию друг друга. Плод, который желает видеть Бог, – это служение Ему всех наших учеников их добрыми делами. Он поставил учителей для того, чтобы они как можно лучше подготовили людей к этому. Если бы вы избрали наугад сто учителей и понаблюдали за ними в течение года, чтобы узнать их цели, к какому бы выводу вы пришли? Не к тому ли, что их цель – подготовить учеников к успешной сдаче выпускного экзамена, состоящего из тысячи вопросов? А теперь представьте, что вы можете зайти в небесную "учительскую" и ознакомиться с содержанием "окончательного экзамена", составленного Богом. Как бы вы себя почувствовали? Вы бы обнаружили, что Бог желает видеть дела служения, а не ответы на вопросы. Ему нужны плоды, а не факты, ученики, а не цифры. Бог уже "напечатал" экзаменационные задания и предупредил нас, учителей, чтобы мы готовили учеников именно к этим вопросам, а не к тем, которых на Его экзамене вообще не будет. Не поймите меня неправильно. Я полностью согласен с тем, что содержание урока очень важно – но далеко не так важно, как действия, являющиеся результатом повиновения Богу. Знания всегда должны служить основой для правильного поведения! Всякий раз, когда мы жертвуем делами служения ради информационного обогащения, мы идем против Божьей воли. Итак, какую же роль нам следует принять на себя, чтобы как можно лучше выполнить поставленные Богом задачи? Поскольку наше призвание – вооружать знаниями, то есть подготавливать, тренировать, наша роль подобна роли тренера. Как известно, тренер работает над совершенствованием игры как команды в целом, так и каждого ее члена. Создавая атмосферу сотрудничества, он ведет команду к достижению поставленных целей. Обучает ли тренер правилам и стратегии игры? Конечно, еще как! Однако только для того, чтобы повысить уровень мастерства игроков. Теоретическая подготовка не предназначена для того, чтобы научить правильно отвечать на вопросы контрольной работы. Контрольные не оказывают никакого влияния на жизнь. Они не могут научить практическому применению знаний. Ведь главное не в том, знают ли спортсмены правила игры, а в том, умеют ли они играть. Боюсь, что, вместо того чтобы быть тренерами, некоторые учителя берут на себя роль ведущих игроков. Каждую неделю они готовятся к большой игре, после чего идут на "стадион" (в свой класс или церковь), где в предвкушении нового зрелища их уже ждут ученики. Учитель бежит к центру поля, объявляет о начале игры, бросает мяч, ловит его, передает дальше, летит в другой конец поля и принимает свою же подачу, пробивается через воображаемую защиту и бросается изо всех сил к линии ворот! Гол! Толпа ликует – вот это урок! Материал был подан великолепно, но, к величайшему сожалению, ни у кого из сидящих на трибуне не было возможности принять участие в "игре". Знакомая ситуация, не правда? Друг мой, уйдите с поля. Снимите с себя спортивную форму и отдайте ее игрокам. Тренеры существуют не для того, чтобы играть, а для того, чтобы готовить к игре команду. Бог хочет, чтобы вся ваша команда находилась на поле и играла в полную силу. Никто не должен сидеть на скамье запасных, за исключением уставших (нуждающихся в физическом отдыхе) или совершивших грубые нарушения (большой грех). Божьи правила не ограничивают количество игроков на поле. Единственным человеком, который имеет право оставаться на трибуне и болеть за команду, является тренер. Истина 3. Лучший показатель вооружения знаниями – жизнь учеников за стенами класса. Во время учебы в колледже я играл в баскетбол и в футбол. Мало кто интересовался тренировками нашей команды: здесь не было ни болельщиков, ни группы поддержки, ни стоек с поп-корном. Тем не менее по вторникам и субботам мы, все те же игроки, собирали полные трибуны зрителей. Болельщики видели разницу между тренировкой и настоящей игрой. Ощущали эту разницу и мы. Даже когда после напряженной борьбы за мяч одна команда выигрывала у другой, радость победы была недолговечной. Все понимали, что это всего лишь тренировка, а тренировка не в счет. Ее задача – подготовить нас к матчу. В церкви или в классе все обычно происходит наоборот. Настоящая игра никого не интересует, зато все приходят понаблюдать за тренировками. Ведь в данном случае игра проходит на улице, а не в классе. В настоящей игре победу определяют не результаты еженедельных контрольных, а повседневная жизнь с ее взлетами и падениями. Мы же почему-то продолжаем вести счет на тренировках, а не в матчах. Позвольте мне подкрепить свои слова иллюстрацией. Как оценивается игра баскетбольной команды? По финальному счету – именно он определяет победу или поражение команды. Существуют и другие показатели игры: например, процентное соотношение мячей, попавших в кольцо, и штрафных бросков; количество подборов, отскоков и передач; число нарушений. Но эти данные далеко не так важны, как финальный счет. Как подсчитывает свои "очки" церковь? Пасторы и учителя во всем мире используют единую систему оценки. Выступая на конференциях для пасторов, я всякий раз слышу, как во время перерывов люди обсуждают "очки" своих церквей:
Сколько членов в вашей церкви?
Какой у вас годовой бюджет?
Сколько у вас штатных сотрудников?
Как продвигается строительство здания?
Сколько людей приняли крещение за последний год?
На первый взгляд, это естественные и понятные вопросы. Но может ли хоть один из них выявить истинное положение вещей? Отражают ли они качество подготовки святых? Побуждают ли они задуматься над тем, сколько "очков" засчитал вам Бог? Помогают ли эти вопросы узнать, насколько святые справляются с работой? О чем говорит высокая посещаемость – обязательно ли о хорошем вооружении знаниями? А может, люди приходят в церковь из-за интересных проповедей или недавно построенного спортзала? О чем говорит число штатных сотрудников – о том ли, что они оснащают членов церкви для выполнения дел служения? А может, о том, что они сами выполняют эти дела? Является ли крещение людей результатом воскресной проповеди пастора или того, что их привели к Господу ваши ученики? Понимаете, в чем дело? Какую же информацию стоит фиксировать, чтобы оценить результаты служения учеников? Вот примерный список вопросов. Вопросы для оценки работы учителя по подготовке учеников к евангелизационному служению:
Сколько процентов ваших учеников поделились с кем-нибудь Евангелием на этой неделе?
Сколько процентов ваших учеников привели кого-нибудь ко Христу за прошедший год?
Сколько процентов новообращенных, уже год регулярно посещающих церковь, пришли к Богу, в основном благодаря евангелизационной работе ваших учеников, а не пастора или других служителей церкви?
Сколько процентов людей, ставших членами церкви в прошлом году, посещают занятия по подготовке к евангелизации?
Сколько процентов уверовавших обратились к Богу не в самой церкви, а благодаря соседям или сослуживцам?
Вопросы для оценки работы учителя по подготовке учеников к служению наставления в вере:
Сколько процентов ваших учеников регулярно встречаются с другими членами церкви для подотчетности в духовных вопросах и взаимного назидания (помимо запланированных церковных собраний)?
Сколько занятий по подготовке наставников было проведено пастором? Обеспечил ли он потенциальных наставников необходимыми знаниями?
Сколько процентов ваших учеников ведут группы по изучению Библии или другие малые группы, независимо от общих собраний церкви?
Сколько процентов ваших учеников прошли за последний год как минимум шестичасовой курс подготовки учителей? Обеспечил ли он потенциальных учителей знаниями, необходимыми для успешного преподавания?
Сколько домашних групп по изучению Библии дали начало еще одной "дочерней" группе за последний год?
Вопросы для оценки работы учителя по подготовке учеников к активной духовной жизни:
Сколько процентов ваших учеников регулярно (как минимум пять раз в неделю) проводят время наедине с Богом?
Сколько процентов ваших учеников регулярно (как минимум три раза в неделю) проводят время с Богом вместе со своей семьей?
Сколько процентов ваших учеников регулярно (как минимум раз в неделю) выполняют какое-либо служение для Господа?
Сколько процентов ваших учеников отдают церкви десятину?
Сколько процентов ваших учеников могли бы оценить свою жизнь с Богом и духовный рост на 7 баллов или выше по десятибалльной шкале?
Итак, теперь вы видите, что мы бы оценили результаты своего служения совершенно по-другому, если бы начали правильно вести счет – а именно, засчитывать очки за настоящую игру (работа наших учеников), а не за предшествующие ей тренировки (работа учителей). Истина 4. Процесс вооружения знаниями должен влиять как на характер, так и на поведение человека. Мы призваны готовить людей не только к тому, чтобы они выполняли дела служения, но и к тому, чтобы они были служителями по расположению сердца. Ни в коем случае нельзя забывать о том, что наш труд для Господа является результатом нашей жизни с Господом. Наш характер определяет наше поведение. То, что мы делаем, зависит от того, кто мы есть. Следовательно, процесс вооружения знаниями должен налагать отпечаток как на поступки, так и на характер человека. Разве не это подразумевал Господь, перечисляя Свои требования к руководителям Церкви? Большинство из этих требований касаются характера, а не практических навыков. Если человек "непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителей, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив" (1 Тим. 3:2-3), – то его поведение и служение угодны в глазах Бога. Высказывания такого человека подкреплены его поступками. Его жизнь говорит громче слов. Если наша задача – вооружить людей знаниями, то наша ежедневная деятельность должна сводиться к достижению двух равнозначных целей – работы над характером людей и работы над их поведением. Из чистого любопытства я просмотрел свой рабочий дневник за последние несколько недель, чтобы определить, на что я обращал больше внимания – на характер или на поведение людей? Я обнаружил семнадцать примеров взаимодействия с различными людьми на работе, в церкви и дома. Вооружая этих людей знаниями, я стремился повлиять либо на их характер, либо на их поведение. Вот на что были направлены десять последних бесед (с тринадцатью людьми в различных комбинациях): Затем я изучил десять других примеров моего взаимодействия с людьми и получил противоположные результаты: 71% времени был посвящен работе над характером, а 29% – над поведением. Разумеется, каждую неделю это соотношение будет иным, в зависимости от нужд учеников, а также от нашего желания и готовности вооружать их знаниями. Остановитесь на минуту и вспомните нескольких людей, с которыми вы недавно работали. Смогли вы подготовить их к служению? Если да, чему вы уделили больше внимания – характеру или поведению? Надеюсь, что ваше общение с людьми всегда будет целенаправленным и оставит в их жизни неизгладимый след. Истина 5. Наиболее преданных учеников следует вооружать особенно старательно. Опытный учитель всегда тщательно отбирает своих учеников. Интересно, что Господь избрал апостолов лишь после того, как провел с ними некоторое время. Господь призвал избранных Им людей и начал усиленно работать именно с ними. Опытные руководители определяют важнейшие задачи своей организации и направляют на их достижение все имеющиеся ресурсы. Опытные учителя сосредотачиваются на обучении самых верных учеников – тех, которые серьезно намерены посвятить себя служению Господу. Лишь неумелые учителя впустую расходуют свое самое драгоценное имущество – время, которое они могут уделить подготовке учеников. Они ведут себя неразумно, начинают решать вопросы, совершенно не относящиеся к их служению, и теряют время, принадлежащее их избранным ученикам. Почему Христос уделял разным людям разное количество времени? Почему Он проводил с семидесятью учениками меньше времени, чем с двенадцатью, а более всех общался с тремя? Потому что Он знал, что должен использовать Свое время и силы с максимальной пользой для роста Царства. Не должны ли мы стремиться к тому же? Мы не можем дать одинаково глубокие знания каждому человеку в классе. Поэтому мы должны следовать примеру Христа и отводить больше времени на подготовку нескольких учеников. Тщательно подходите к отбору этих людей. Проверьте, насколько серьезно они относятся к учебе. Испытайте их верность и желание приобрести знания – ведь чтобы войти в число избранных вами учеников, нужно заплатить определенную цену. Один из наилучших учителей, которых я когда-либо встречал, при отборе учеников часто прибегал к различным испытаниям. Прежде чем стать духовным наставником человека, он назначал ему встречу, чтобы обсудить перспективы их сотрудничества, а на прощание говорил: "Завтра в 5.30 утра я жду вас в нашем кафетерии. К тому времени выучите наизусть вот эти три стиха". По реакции человека можно было определить, насколько серьезно его решение быть учеником. Прежде чем отобрать учеников, Христос всю ночь молился. Он осознавал особую важность процесса отбора. А помните ли вы, как Он проверял учеников на верность? Он просил их оставить рыболовные сети или место сборщика налогов и следовать за Ним. Иисус испытывал их решимость. А испытывали ли вы решимость ваших учеников? Павел глубоко понимал эту истину, ведь он писал своему ученику Тимофею: "И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить" (2-е Тим. 2:2). Он осознавал, что процесс вооружения знаниями – это передача служения от одного поколения к другому. Итак, не тратьте свое время на неверных. Поступая так, вы проявляете не только безрассудство, но и непослушание. Тщательно отберите наиболее верных и дайте им наилучшую подготовку. Истина 6. Процесс вооружения знаниями требует от учителя мастерства, опыта и терпения. Вооружить людей знаниями – пожалуй, самое трудное из всех заданий, которые вам когда-либо доведется выполнять. Однако мы почему-то склонны его недооценивать. Мы думаем, что это легче, чем есть на самом деле. Мы думаем, что это быстрее, чем есть на самом деле. Мы думаем, что это короче, чем есть на самом деле. Мы думаем, что закончим раньше, чем получается на самом деле. И вместе с тем, это занятие стоит того, чтобы посвятить ему жизнь. Почему в наши дни так мало хороших учителей, вооружающих своих учеников знаниями? Вероятно, потому, что их работа труднее, чем кажется на первый взгляд. Я убедился в этом на личном опыте. В начале преподавательской деятельности я недооценивал сложность этой профессии и поэтому пережил множество разочарований. В начале 70-х годов, когда миссия "Путешествие по Библии" только становилась на ноги, меня одолевали страхи и сомнения о ее будущем. В это время в наш город прибыл уже известный вам профессор Ховард Хэндрикс. Я пригласил его пообедать вместе со мной. За столом я задал ему такой вопрос: – Профессор, что вы думаете о "Путешествии по Библии?" – Неплохая организация, Брюс, – ответил он. – Нет, я хочу услышать правду. Он улыбнулся и сказал: – Ты что, не видишь, как Господь вас благословляет? Выше нос! К сожалению, меня это мало ободрило, и я спросил его в третий раз: – Профессор, ответьте мне честно. Что вы думаете о будущем "Путешествия по Библии"? Я хотел, чтобы хоть кто-то заверил меня, что мои хрупкие мечты когда-то станут реальностью. Профессор заметил, что я перестал есть, и понял, что поверхностным ответом здесь не обойдешься. Его следующие слова оказались одной из важнейших истин о сути процесса вооружения знаниями. – Брюс, вопрос не в том, что делает миссия "Путешествие по Библии" сегодня, и не в том, что она будет делать в следующем году или даже через десять лет. Успех организации может определяться только тем, что произойдет через пятнадцать, двадцать и двадцать пять лет. Пока что ты еще можешь нести весь груз служения на своих плечах. Но настоящее испытание придет тогда, когда Господь благословит твое служение настолько, что ты не сможешь справляться сам. Вот тогда-то все и обнаружится! Сможешь ли ты так подготовить людей, чтобы потом доверить им часть своего служения? Да, Брюс, вся правда о "Путешествии по Библии" всплывет только через много лет, когда начнут созревать плоды твоего труда. Тогда будет видно, сумел ли ты вооружить людей знаниями или нет. И только тогда можно будет говорить об успехе или неудаче "Путешествия по Библии". Он попал прямо в точку, не так ли? Господь хочет, чтобы мы видели не только настоящее, но и далекое будущее! Он хочет, чтобы мы готовили людей не к забегу на короткую дистанцию, а к марафону длиною в жизнь. Никогда не забуду, как я стал свидетелем "марафонского забега" одного замечательного человека. Это было на большом христианском съезде. Зал был переполнен. Я сидел на "галерке" возле одного из величайших христианских педагогов нашей страны. Он был настоящей легендой в сфере христианского образования. Многие из моих коллег по служению были его учениками, и все они отзывались о нем с глубочайшим уважением и любовью. Во время выступления пленарного спикера люди невольно начали засыпать. Через некоторое время этот многоуважаемый педагог вздохнул и достал из внутреннего кармана небольшую стопку каталожных карточек. Они были изношены и потрепаны, однако, судя по тому, как он с ними обращался, представляли для него большую ценность. Любопытство взяло надо мной верх, и я подсмотрел, что на них написано. На карточках стояло по три-четыре имени, за каждым из которых следовал список из шести-семи пунктов. Учитель медленно перечитал все эти карточки. После лекции мы вместе выпили по чашечке кофе. Я сказал, что заметил у него карточки, и поинтересовался, не готовил ли он материал к контрольной работе. Учитель улыбнулся и ответил: "Это список всех выпускников, которые защитили диплом под моим руководством. Я ежедневно молюсь за каждого из них и все эти годы поддерживаю с ними связь. Они – мои руки, мои ноги, мои уста. Когда-то я дал им знания, а теперь они делятся этими знаниями с людьми по всему миру, утверждая Царство Божье. Оглядываясь назад, я могу сказать, что, не считая моей семьи, эти люди – самое значительное достижение в моей жизни". Не похож ли этот человек на апостола Павла? Какой замечательный пример постоянства в молитве и служении! Однажды во время своего тура по Малайзии основатель компании "Чик-Фил-Эй" Труэтт Кэти увидел растение с необычной листвой. Экскурсовод рассказал ему, что это – особый вид бамбука, растущий не так, как все остальные. Вы сажаете зерно в холмик из грязи, удобряете и поливаете его целый год и в конце года не пожинаете никаких плодов. На второй год вы продолжаете поливать и удобрять посаженное зерно, но снова безрезультатно. Третий год вы по-прежнему поливаете и удобряете его, и опять-таки ничего не происходит. И четвертый год вы продолжаете поливать и удобрять, но все остается без изменений. На пятом году неустанной работы зерно неожиданно дает росток – за три месяца на тридцать метров в высоту! От процесса вооружения знаниями не следует ожидать мгновенных результатов. Иногда требуются годы постоянной поливки и удобрения, прежде чем станет заметен рост. Вооружение знаниями – результат неустанной работы учителя на протяжении многих лет. Вполне возможно, что тот ученик, с которым вам надоело работать, нуждается всего лишь еще в одном году "поливки". Так что не сдавайтесь! Истина 7. Конечная цель процесса вооружения знаниями – люди, самостоятельно вооружающие знаниями других. Однажды воскресным утром я столкнулся с одним из лучших учителей нашей церкви. Он шел как в воду опущенный. – Что случилось? – спросил я в надежде его ободрить. – Этим утром еще одна супружеская пара перестала ходить на мои занятия, – ответил он. – У меня не занятия, а проходной двор. Проучившись год или полтора, ученики уходят, и мне приходится начинать все заново. Не знаю, в чем проблема, но, наверное, пора мне бросать это дело. Такие слова не предвещали ничего хорошего. Тем не менее я рискнул продолжить разговор. – У тебя есть хоть какие-то предположения о причине их ухода? Может быть, они не получают от тебя нужной информации? – Не думаю. С информацией как раз все в порядке. Ученики очень быстро растут, а потом уходят. Только в этом году я потерял шесть великолепных пар, в которых я вложил так много труда. Все они ушли из моей группы и организовали свои. Я не верил своим ушам. Всем бы такие "проблемы", как у него! Я сразу же напомнил своему другу о том, как Бог оценивает эту ситуацию. Несомненно, этот человек – замечательный учитель, ведь он дал своим ученикам такую подготовку, что они смогли самостоятельно обучать других. Надеюсь, что когда-нибудь мы все научимся отличать победу от поражения! Люди, самостоятельно вооружающие знаниями других, – это те, кто овладел определенными умениями и активно использует их в служении. Такие люди привлекают к себе других, с похожими интересами и дарами, а затем дают им профессиональную подготовку, чтобы те, в свою очередь, могли передать полученные знания следующему поколению. Осознаете ли вы теперь всю силу Божьей "таблицы умножения"? Бог хочет, чтобы мы не просто обучали людей, а готовили их стать учителями, которые впоследствии будут готовить и других к тому же. Люди приходят к нам в класс, нуждаясь в заботе и руководстве. Наша задача заключается во взращивании этих людей и развитии их духовных даров до тех пор, пока они не станут активными служителями и не смогут готовить других. Этот цикл заложен Богом в каждом человеке: появление на свет, зрелость, брак, рождение детей, их подготовка к самостоятельной жизни, воспитание внуков. Господь хочет, чтобы Его семья расширялась и оказывала все большее влияние на окружающий мир. Достигая зрелости в жизни и служении, мы должны уделять больше внимания "духовному воспроизведению". Наша главная задача – передать эстафетные палочки следующему поколению. Если мы вверим их в руки людей "бесплодных", то есть тех, кто не сможет передать полученные знания другим, процесс "воспроизведения" будет нарушен. Чрезвычайно важно помнить о том, что палочку очень легко уронить – для этого достаточно, чтобы одно поколение учителей давало лишь теоретическую подготовку, упуская из виду ее практическое применение. Что бы мы ни делали, ни в коем случае нельзя позволить палочке упасть, ведь ее вверил нам Сам Господь. Итак, друг мой, бегите и не забывайте, что бежать вам всего лишь один раз. Сколько бегунов примут у вас эстафету? Достойны ли они этого? От ответа на эти вопросы зависит результат вашего одиночного забега.
Суть Закона Вооружения Знаниями
Суть Закона Вооружения Знаниями можно выразить четырьмя словами: "Вооружайте знаниями для служения". Учитель должен готовить учеников к служению и созиданию Церкви.
Заключение
Этот разговор состоялся поздним вечером после интенсивного трехдневного курса занятий под руководством Питера Друкера, специалиста в области управления. Обучение проходили только специально приглашенные люди – тридцать руководителей больших христианских организаций и пасторов церквей национального масштаба. Работа была напряженной, но в то же время очень интересной. Больше всего мне запомнился последний вечер. Я завел беседу с одним относительно молодым пастором, церковь которого переживала невероятный рост благодаря евангелизации и хорошей подготовке служителей. Я попросил его поделиться со мной опытом. – Поначалу было очень трудно. Я даже серьезно думал о том, чтобы бросить служение. – Начал он, и я понимающе кивнул. – Я не успевал справляться со всеми обязанностями и чувствовал, что разрываюсь на части. Я молил Бога о том, чтобы Он послал мне облегчение. В противном случае я собирался оставить эту работу. Однажды утром, проводя время с Богом, я натолкнулся на отрывок из Послания к ефесянам (4:11-16). Я хорошо знал эти стихи и уже не раз строил на них свои проповеди. Однако в тот момент меня как гром среди ясного неба осенило истинное значение этого отрывка. С Божьей помощью я наконец-то понял, о чем там идет речь. Я знал, что моя задача – готовить святых для дел служения и созидания Церкви. Мне казалось, что так я и делал. Но Господь показал мне, насколько я был далек от этого. Я почувствовал, что Он меня обличает. Я сразу же стал на колени и дал Господу обещание в точности следовать написанному в Библии и верить, что Он позаботится о результатах. Если у меня ничего не выйдет, то так тому и быть, – я ведь все равно собирался оставить служение. Итак, я рассказал диаконам церкви о том, что открыл мне Господь, и спросил, не хотят ли они присоединиться ко мне и пообещать повиноваться Богу во всем. Эта идея всем очень понравилась. Спустя несколько дней мы составили список наиболее верных людей нашей церкви – потенциальных лидеров, отвечающих требованиям из Посланий к Тимофею и Послания к Титу. В список вошли 147 мужчин и женщин. Мы встретились с каждым человеком лично (или с супружескими парами) и сказали, что Господь поручил нам подготовить их к служению. Мы также попросили их молиться о том, чтобы они смогли принять участие в интенсивной годовой программе обучения, по истечении которой их бы рукоположили на служение. Я не верил своим глазам – все без исключения согласились. Удивлен был не только я, но и другие руководители церкви. Оказалось, что люди только и ждут, чтобы их призвали и обучили. Последующие двенадцать месяцев были напряженными и радостными одновременно. Мы не успели оглянуться, как наступил долгожданный день. В то воскресное утро церковное собрание увидело перед собой не только меня, пастора, но и еще 147 благочестивых, преданных и уже хорошо подготовленных мужчин и женщин. Я попросил этих людей преклонить колени и рукоположил их на служение в церкви. Этим утром я проповедовал о том, что Бог предназначил всем без исключения быть служителями. Я сказал этим людям, что с этого момента церковное служение в их руках. Отныне они не должны сомневаться в своем призвании и своей ответственности за все нужды, возникающие в церкви. Они должны принять на себя все обязанности служителя, то есть человека, стремящегося восполнить нужды ближнего. – Вот это да! – сказал я. – Какая захватывающая история! Но принесли ваш план ожидаемые результаты? Как вам удалось побороть усталость и справиться с немыслимым количеством работы? – Вы не поверите, – ответил он. – Впрочем, я и сам вначале не верил... Как правило, в понедельник утром телефон церкви разрывается от звонков с просьбами о консультации или о срочной помощи в решении каких-то проблем. Знаете, что произошло в тот понедельник? Никто не позвонил. Я подумал, что моя воскресная проповедь с треском провалилась. Наверное, я чем-то обидел людей. Вдобавок, в то же утро один из лучших руководителей церкви попал в автокатастрофу. Из-за других неотложных дел я смог навестить его только вечером. Я примчался в больницу и сразу же направился к регистрационному столу отделения реанимации, чтобы получить разрешение на посещение. Медсестра сказала, что к пациентам их отделения не пускают никого, кроме членов семьи и пастора. Затем она спросила, к кому я пришел. Я назвал имя этого человека и сказал, что я – его пастор. Тут медсестра вскочила to стула и сказала: "Не может быть! Даже не пытайтесь убедить меня в том, что и вы – тоже его пастор!" Я попросил ее объяснить, что она имеет в виду. Она ответила: "За сегодняшний день вы уже восьмой человек, который приходит сюда и представляется его пастором!" И тут меня осенило! Вообще-то у нас в церкви было два пастора, а не восемь. Но это до последнего воскресенья – а с воскресенья у нас 147 пасторов! Восемь из них немедленно приняли на себя пасторские обязанности – и навсегда остались в этой должности. Брюс, это и есть секрет невероятного успеха нашей церкви. Мой объем работы сократился на 90 %, а служение членов церкви возросло более чем на 1000 %. В начале этой главы я говорил, что если мы строим процесс обучения так, как того хочет Господь, Он сверхъестественным образом благословляет наш труд. Эта история тому доказательство. Хотели бы вы переживать подобный успех в своей деятельности? Хотели бы вы увидеть радость и ликование на лицах ваших учеников в тот момент, когда они поймут, что могут исполнять дела служения, находя в этом огромное удовольствие и ощущение полноты жизни? Тогда почему бы и вам не применить этот "радикальный" подход к обучению? Как избранный Богом учитель, начните вооружать знаниями учеников, которых Он вам доверил. Куда бы мы ни посмотрели, всюду видна незаконченная работа. Какой бы класс мы ни посетили, всюду найдутся плохо подготовленные ученики. Так посвятите же себя исполнению Господнего поручения: "И Он поставил... иных – учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова".
Вопросы для обсуждения
Изучая четвертую главу Послания к ефесянам, мы вывели три основных принципа вооружения знаниями: 1. Основная задача учителей – вооружать знаниями своих учеников. 2. Основная аудитория учителей – христиане. 3. Основной результат вооружения знаниями – исполнение дел служения и созидание Тела Христова. Оцените свое преподавательское служение в свете вышеперечисленных принципов. Следуете ли вы им в своей учительской деятельности? Если нет, что вам нужно изменить? Как это изменить?
Согласны ли вы с тем, что большинство учителей обращают внимание на знания, а не на характер и поведение учеников? Почему, на ваш взгляд, современные учителя уделяют так мало внимания воспитанию характера? К чему это может привести? В какой мере два последних урока, проведенных вами, способствовали развитию благочестия учеников?
Как вы думаете, что бы произошло, если бы поместные церкви стали оценивать успешность каждого библейского занятия или богослужения по плану, приведенному в разделе "Истина 3"? Почему мы так далеки от выполнения четких указаний Господа? Какие проблемы это влечет за собой?
Поскольку наши возможности и время ограничены, мы должны мудро распоряжаться своей жизнью. Павел просил нас передавать истину верным людям. Поэтому вооружайте знаниями только тех людей, которые наиболее соответствуют требованиям, перечисленным в Первом послании к Тимофею и Послании к Титу. (Разумеется, важно уделять особое внимание одному-двум людям, которые с вашей помощью смогут подняться на этот уровень.) Чтобы ваши усилия принесли максимальный результат, тщательно подбирайте себе учеников. Составьте список из трех-пяти человек, которых вы будете вооружать знаниями для служения Господу. Начните со своей семьи. Готовы ли вы приступить к делу уже сегодня? Проведите с этими людьми индивидуальные беседы и расскажите им о своем желании вооружить их знаниями.
Метод и рекомендации
Воскресное утро. Не успел хор закончить свое выступление, как директор по образовательной работе церкви входит через боковую дверь и что-то шепчет на ухо пастору. Затем он шагает к кафедре и обращает сияющий взгляд на присутствующих. Эта до боли знакомая сцена заставляет вас нервничать. Все вокруг замерли, опустили глаза и вжались в стулья. Сладким голосом директор говорит о том, как чудесно служить Господу в качестве учителя воскресной школы и насколько это важно для жизни церкви. В этот момент люди переводят взгляд на потолок. Все уже знают, что будет дальше. Каждое слово директора вызывает всевозрастающее чувство вины. Наконец он говорит: "Вы нужны нам! Я обещаю, что вы получите необходимую подготовку! Но если сейчас не найдется шесть добровольцев, мы не сможем продолжить служение. Пастор не будет проповедовать до тех пор, пока мы не увидим шесть поднятых рук. Итак, кто же эти добровольцы?" Для большей безопасности вы коленками сжимаете свои руки. На слова директора откликнулись лишь три человека. Все напряжены до предела. Внезапно жена толкает вас в бок, и вы рефлексивно взмахиваете рукой. "Я вижу вашу руку. Спасибо, брат! У нас есть чудесная группа мальчиков-восьмиклассников, которым нужен такой талантливый учитель, как вы". Вы оборачиваетесь по сторонам в надежде понять, к кому он обращается, – и вдруг вас осеняет, что к вам. Ваше сердце бешено стучит. Ладони вспотели. И всем этим вы обязаны жене! Да, больше вы никогда не будете забывать о ее дне рождения. Но потом вы чувствуете облегчение. Ведь директор сказал, что вас подготовят. Да, это уж точно не помешает! А через полгода обучения все будет не так уж и плохо. Жена снова подталкивает вас локтем, но вы уже знаете, что главное – не поднимать руку. Все еще в оцепенении, вы слышите: "Ваша помощь нужна нам сегодня. Прямо сейчас. Пожалуйста, пройдите в вестибюль". Пять других добровольцев выходят через боковую дверь. Пастор улыбается, все остальные облегченно вздыхают. Вы встаете с места последним. В вестибюле царит оживление. Директор бросает вам последнее издание методического пособия воскресной школы и, убегая, говорит: "Спасибо, огромное спасибо. Да благословит вас Господь!" Вы идете в класс. Еще издали вы слышите громкие крики и грохот падающих стульев. Это и есть ваш класс. Знакомая ситуация, не правда ли? Хоть я и уверен, что в вашей церкви такого не бывает, вы наверняка хорошо понимаете, о чем я говорю. Какая формула обучения используется в этой церкви? Призыв с кафедры + чувство вины + "методичка" воскресной школы - обучение. Интересно бы узнать, что происходит сейчас на уроках этого бедного учителя восьмого класса? Как он себя чувствует? А как чувствуют себя его ученики? И, что еще важнее, как оценил бы Христос "совершение святых на дело служения" в данной ситуации? Принимаются ли здесь во внимание Его приоритеты? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте посмотрим, чем руководствовался Христос во время Своего земного служения. Достаточно ли было для Него просто бросить "методичку" человеку, с которым Он работал? Не думаю! Христос посвятил три года жизни интенсивной подготовке Своего "учительского состава" к преподаванию и служению. Если Христос относился к процессу обучения так серьезно, то описанная выше "подготовка учителей" гроша ломаного не стоит. К сожалению, такое происходит повсеместно. Неудивительно, что 80–90 % учеников, заполнивших анонимные анкеты, жалуются на то, что уроки скучны и непознавательны. Неудивительно, что учителя при этом ощущают полную беспомощность. Ведь они практически не получили никакой подготовки! А без подготовки далеко не уедешь. Христиане почему-то решили, что обучение не должно входить в число основных приоритетов Церкви. Однако в миру, в условиях рынка, господствует противоположное мнение. Если компания отличается классной работой, значит она дает своим рабочим классную подготовку. И наоборот, если компания выпускает товары плохого качества, следовательно, ее работники получают минимум подготовки или не получают ее вообще. Плохие компании, как и плохие учителя, являются результатом плохой подготовки персонала. Я не перестаю удивляться: в то время как мир выводит секреты успеха из Писания, мы – люди, у которых есть Слово Божье, – не верим этим секретам настолько, чтобы руководствоваться ими в жизни. Христос поставил обучение людей в центр Своего служения и призывает нас сделать то же самое. Как же нам этого достичь? Мой хороший друг Рон Блу, известный христианский советник по финансовым вопросам, часто говорит, что о ценности человека можно судить по его чековой книжке и рабочему дневнику. Что бы он ни говорил о своих приоритетах, правду можно узнать лишь по тому, на что он тратит деньги и время. Чтобы узнать подлинное отношение школы, церкви или другой организации к обучению своих людей, посмотрите на количество времени, денег и человеческих сил, вложенных в обучение. Я изучал бюджеты различных церквей, чтобы узнать, какое количество денег они тратят на подготовку учителей и руководителей. Большинство церквей вообще не имеют такой бюджетной статьи. Остальные же расходуют на обучение людей менее одной десятой части денежных средств. Стоит ли здесь говорить о приоритетах? Сотрудники "Путешествия по Библии" относятся к обучению очень серьезно. Мы верим, что Великое поручение и личный пример Христа обращены не только к Церкви, но и ко всем другим служениям и организациям. Обучение приносит богатые плоды в будущем. Ко мне часто приходят молодые люди с вопросом, стоит ли им идти в колледж или аспирантуру. В ответ я часто привожу такой пример. Допустим, что ваша жизнь – это бескрайнее поле. Вашей обязанностью является очищать, вспахивать, засевать это поле и собирать с него урожай на протяжении всей вашей жизни. Главное, чтобы вы собрали хороший урожай (плод, пребывающий вечно) в максимально возможном количестве (во сто крат больше посеянного). Эту работу можно выполнять несколькими способами:
Первый: бросить школу, получить тяпку для обработки поля и сразу же приступить к работе.
Второй: прекратить обучение после окончания школы и получить дюжину ручных орудий труда.
Третий: прекратить обучение после окончания колледжа и получить дизельный трактор.
Четвертый: прекратить обучение после окончания аспирантуры и получить комбайн с неограниченным запасом горючего и набором сельскохозяйственных орудий.
Пятый: никогда не прекращать учиться, даже после окончания аспирантуры. Продолжать обучение и постепенно получить целый парк тракторов, комбайнов и т.д. – все необходимое для обработки поля.
Итак, если вы бросите учебу до окончания школы, у вас будет возможность засеять приличный участок земли и собрать с него урожай еще до того, как другой человек закончит колледж. Какое-то время вам будет казаться, что вы приняли мудрое решение. Но ваше мнение сильно изменится, как только ваш сосед поработает год на культиваторе или тракторе. Теперь вы видите, как сильно обучение влияет на жизнь человека и на то, насколько эффективно он использует Божьи дары. Всякий раз, когда мы направляем наше внимание и ключевые ресурсы на подготовку святых к делам служения, мы многократно приумножаем количество плодов, приносимых ими в Божье Царство. Хотя Христос дает всем нам дары и благословляет одаренными людьми каждую церковь, Он позволяет нам решать, в какой мере мы будем использовать те дары, которые получили. Как вы помните из притчи о талантах, Господь будет судить нас по тому, как мы поступили с вверенными нам ресурсами. Вооружайте людей знаниями. Это не альтернатива и даже не совет. Это – приказание. Поэтому подчинитесь ему. Пойдите против течения. Отбросьте в сторону свою тяпку и заведите трактор.