|
Да здравствуют различия!
При том множестве проблем, связанных с ролью мужчин в обществе, не приходится удивляться, что многие родители и учителя не понимают как воспитывать мальчишек.
Цель предлагаемой читателем книги - помочь родителям заложить в своих сыновей основы характера будущих мужчин, которые станут честными, добрыми, достойными людьми.
Рассматривая влияние телерекламы, пропаганды гомосексуализма и феминизма в масс-медиа, автор отмечает принципиальные особенности воспитание мальчиков в нашу "постмодернистскую" эпоху.
Одной из самых приятных моих обязанностей в программе «В фокусе — семья» является работа с записями телефонных звонков, с бумажной и электронной корреспонденцией, в изобилии поступающей в наши офисы. Я не могу ознакомиться со всеми сообщениями, поскольку за месяц их число превышает 250 000. Но я, тем не менее, регулярно просматриваю состоящие из дословных выдержек и комментариев сводки, которые готовят для меня наши сотрудники. Среди них встречаются такие чудесные послания от родителей и детей, которые окрашивают для меня весь день в светлые (а иногда в печальные) тона. Одно из самых ценимых мной писем пришло от девятилетней девочки — Элизабет-Кристины Хейз, приславшей мне свою фотографию и составленный ею список, где сравниваются мальчики и девочки. Она и ее мама позднее дали мне разрешение опубликовать ее замечательное письмо, что я и делаю. Дорогой Джеймс Добсон! Надеюсь, вам понравится мой список,чем девочки лучше мальчиков. Вы славный малый. Я Кристина. Я люблю Иисуса.Любящая Элизабет-Кристина Хейз Р. S. Пожалуйста, не выбрасывайте мой список. Девочки лучше мальчиков - Девочки жуют с закрытым ртом.
- У девочек лучше почерк.
- Девочки лучше поют.
- Девочки больше одарены.
- Девочки лучше умеют причесываться.
- Девочки закрывают рот, когда чихают.
- Девочки не ковыряют в носу.
- Девочки элегантно ходят в умывальную комнату.
- Девочки быстрее учатся.
- Девочки добрее к животным.
- Девочки не пахнут так плохо.
- Девочки более сообразительны.
- Девочки чаще получают то, чего хотят.
- От девочек не бывает столько зловония.
- Девочки спокойнее.
- Девочки так не пачкаются.
- Девочки чище.
- Девочки более привлекательны.
- Девочки не так часто чешутся.
- У девочек элегантнее походка.
- Девочки не так прямолинейны.
- Девочки сидят более элегантно.
- Девочки изобретательней.
- Девочки выглядят лучше, чем мальчики.
- Девочки лучше изобретают прически.
- Девочки тщательней подстригаются.
- Девочки чаще пользуются дезодорантом.
- У девочек не такой сильный запах тела.
- Девочки не любят, когда их волосы взлохмачены.
- Девочки предпочитают больше загара.
- У девочек лучше манеры.
Я был так восхищен творчеством Элизабет-Кристины, что включил ее список в очередной наш ежемесячный бюллетень и разослал его примерно 2 300 000 адресатов. Отклики, пришедшие как от мальчиков, так и от девочек, были захватывающими — и забавными. Не все, впрочем, остались довольны, включая одну рассерженную мамашу, которая сочла, что мы оскорбили ее сына. Она написала: «А рискнули бы вы опубликовать аналогичное письмо, озаглавленное "Мальчики лучше девочек"?», и добавила: «Сомневаюсь; ведь это не было бы политкорректно». Что ж, впервые в жизни меня обвинили в том, будто бы я политически корректен! Получив такой вызов, я просто обязан был восстановить справедливость. В очередном ежемесячном бюллетене я предложил мальчикам присылать мне свои письменные отзывы о девочках. Вот избранные пункты из множества перечней, полученных мною в течение следующих двух недель. Почему мальчики лучше девочек - Мальчики могут честно посмотреть весь фильм ужасов и ни разу не зажмуриться.
- Чтобы сходить, мальчикам не надо каждый раз присаживаться.
- Мальчиков не так легко смутить.
- Мальчики могут сходить в умывальную комнату даже в лесу.
- Мальчики лучше залезают на деревья.
- Мальчиков реже укачивает в автомобиле.
- Мальчики не волнуются из-за «такой диеты» и «сякой диеты».
- Мальчики лучше ездят на тракторе, чем девочки.
- У мальчикоф лучише почирк.
- Мальчики лучше строят крепости, чем девочки.
- Мальчики лучше терпят боль, чем девочки.
- Мальчики намного хладнокровней.
- У мальчиков меньше припадков.
- Мальчики не проводят свою жизнь в галантерее.
- Мальчики не боятся ящериц.
- Мальчики больше подстригаются, чем девочки.
- Мальчики не допускают всех этих вихляндий при ходьбе.
- Мальчики не царапаются.
- Мальчики не заплетают косички друг другу.
- Мальчики не корчут иссибя всезнаик.
- Мальчики не плачут и не сожалеют, если прибьют муху.
- Мальчики не тратят столько дезодоранта.
- Мальчики были созданы раньше.
- Мальчики быстрее учатся издавать веселые звуки с помощью своих подмышек.
- Мальчики лучше завязывают узлы — особенно из девчоночьих косичек.
- Мальчики здорово лучше взрывают всякие штуки.
- Без мальчиков не было бы детей [Вот свежая мысль!].
- Мальчики едят от всей души.
- Мальчики НЕ ХНЫКАЮТ.
- Мальчики лучше жужжат.
- Мальчики гордятся тем, как пахнут.
- Мальчики не плачут над сломанным ногтем.
- Мальчикам не надо спрашивать указаний.
- Мальчики способны правильно написать фамилию доктора Добсона.
- Мальчики не банальны.
- Мальчики не висят на телефоне.
- Мальчики не свихнулись на магазинах.
- Мальчики, когда рыбачат, сами насаживают наживку.
- Мальчики не завешивают всю ванную своими колготками.
- Мальчики не просыпаются непричесанными.
- Мальчики не пахнут [Что-что?].
- Мальчикам не надо два миллиона лет, чтобы собраться.
- Мальчиков абсолютно не волнует Барби.
- Мальчикам не надо 21 пару обуви (по три на каждый день недели!!!).
- Мальчикам не нужно все время подкрашиваться.
- Мальчики не переживают из-за не идеальной формы своего носа.
- Мальчики уважают все и всех, в том числе ДЕВОЧЕК!
Кроме множества таких списков дети прислали мне несколько собственноручно написанных ими посланий. Очевидно, дискуссия о мальчиках и девочках вызвала оживленные семейные пересуды по всей Северной Америке. Вот несколько примеров из нашей почты: Мне очень понравилась страничка насчет «девочки лучше мальчиков». Я влюбилась в нее, потому что шла мимо стола, и мой взгляд упал на слово «девочки». Я верю в каждое слово на этом клочке бумаги. Я убеждала мою подругу Ленни, что девочки лучше мальчиков, а теперь я это доказала. ЧУР, НЕ ОБИЖАТЦА! Спасибо, что не выбросили это, а напечатали. Мне сейчас восемь лет, почти девять. Фейс, 8 лет Большинство парней на самом деле не волнует список, который сделала Элизабет. Мальчиков больше занимает спорт, веселая жизнь, и не заботит, как они выглядят (если они не идут на какой-нибудь приятный вечер). Я такой человек, который должен был написать это письмо. Большинство мальчиков не любят писать. Майкл,12 лет Элизабет не понимает главного. Энтони, 8 лет Мы сегодня получили ваш бюллетень с этим списком под названием «Девочки лучше мальчиков». Не думаю, что там все правильно. Просто я думаю, что это верно только отчасти, потому что мой брат причесывается лучше, чем я. Стефани, 9 лет Меня очень обрадовало письмо Элизабет-Кристины Хейз к вам. Особенно мне понравилась ее 31 причина, почему девочки лучше мальчиков. Мои родители предложили мне прочитать эти причины моим братьям. Два старших брата смеялись от начала и до конца. Ясно было, что они не согласны. Но когда я кончила, мой четырехлетний братик сказал: «Так значит, девочки лучше, чем мальчики». Сара, 15 лет Мне восемь лет. Я прочитал письмо Элизабет Хейз о том, что девочки лучше мальчиков. По-моему, в этом списке все неправильно. У меня два брата, и они такие же нестандартные, как я. В Библии есть стих, где Бог говорит: «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:7). Мы все должны постараться смотреть на других людей так, как Господь смотрит на нас. Елисей , 8 лет Я все прочел [в вашем бюллетене] и нашел список, тридцать одну причину, почему девочки лучше мальчиков. Знаете, что я с ним сделал? Я его растоптал! Ваш друг Пейтон [возраст не указан]. Р.Б. Можете это напечатать. Разве вас не восхищают детская непосредственность и творческое вдохновение? У мальчиков и девочек проявляется такой свежий взгляд практически на все в мире, и, как мы убедились, они смотрят на жизнь с противоположных сторон этого мира. Даже ребенку понятно, что мальчики и девочки отличаются друг от друга. К сожалению, то, что очевидно для большинства детей и взрослых, стало предметом горячей полемики в 1970-х гг., когда в общественном сознании пустила корни одна бредовая идейка. Маленькая, но шумная компания феминисток принялась убеждать всех, будто бы мужчины и женщины, за исключением их репродуктивных органов, вполне идентичны, и будто бы любые отличительные особенности в характере или поведении есть прямое следствие патриархальных искажений в нашей культуре. Это была радикальная концепция, лишенная, однако, серьезного научного обоснования, — если отказаться от тенденциозности и политической ангажированности. Тем не менее, пропагандистская кампания охватила всю культурную среду. Неожиданно ученые и специалисты, вместо того чтобы сказать свое веское слово, стали кивать головами в знак согласия. Мол, никаких сомнений. Категории мужского и женского пора упразднить за ненадобностью. Родители неправильно относились к своим детям на протяжении, как минимум, пяти тысяч лет. Средства массовой информации ухватились за эту доктрину, и слово юнисекс (англ. unisex — «однополость», унификация полов. — Примеч. пер.) прочно вошло в словарь просвещенного человечества. Каждый, кто оспаривал новоявленную догму, как это сделал я в 1975 году в своей книге «Что, на взгляд жен, их мужьям следовало бы знать о женщинах» (What Wives Wish Their Husbands Knew about Women), был заклеймен как тендерный шовинист, если не что-нибудь похуже. Феминистское движение затем приняло новый и опасный оборот. Его лидеры попытались перекроить методы воспитания детей (именно поэтому данный вопрос так тревожит нас сегодня, спустя столько лет). Ведущий телевизионного шоу Фил Донахью и десятки подражателей изо дня в день твердили родителям, что их дочери были жертвами гнусного тендерного шовинизма, и что в воспитании их сыновей должно быть больше сходства с воспитанием девочек. Их призывы были весьма категоричны. «Положение дел необходимо изменить, и немедленно!» — восклицали они. Феминистка Марло Томас, подруга, а затем жена Фила Донахью, примерно в тот же период стала соавтором бестселлера «Свобода быть собой для тебя и для меня » (Free to Be You and Me), который издатели рекламировали как «первое реальное руководство по воспитанию детей без сексизма». В нем мальчиков призывали играть с куклами и игрушечной посудой и обещали им, что они смогут стать, кем только захотят, в том числе (нет, кроме шуток!) «мамами и бабушками». Книга предлагала десятки стихотворений и рассказиков, где происходила инверсия тендерных ролей, например мамочка обивала крышу дранкой, делала в гостиной новые полки и работала с бетонной смесью. А папочка тем временем готовил на кухне завтрак. Была приложена масса усилий, дабы внушить детишкам, что у отцов есть все задатки, чтобы оказаться нежными мамулями, а у матерей — довольно крутыми парнями. Этой книги было продано несколько миллионов экземпляров. И движение только набирало обороты. Жермена Грир, автор книги «Женщина-евнух», проявляла еще больше радикализма. Она заявила, что традиционная семья «кастрирует женщин». Согласно ее убеждениям, матерям следует меньше нянчиться со своими дочерьми, потому что относиться к ним с добротой и лаской означает лишь закреплять тендерные стереотипы и культивировать в дочерях «зависимость» и женственность. Грир также настаивала, что детей лучше воспитывают общественные институты, нежели родители. Сегодня трудно поверить, что ее книга, выражающая эти и подобные им экстремистские взгляды, тоже фигурировала на первых местах во всех списках бестселлеров. Это показывает, до какой степени доминировал в то время в нашей культуре радикальный феминизм. Вероятно, самой влиятельной из тогдашних феминисток была Глория Стайнем, основательница Национальной организации для женщин и редактор журнала «Мэ.» (в пер. с англ. мисс или миссис — госпожа. — Примеч. пер.). Вот образчики ее взглядов на брак и воспитание детей: В нашей стране уже много людей, которые осмелились придать воспитанию своих дочерей больше сходства с воспитанием сыновей. И это великолепно, потому что это значит, что у них больше равенства... Но пока гораздо меньше людей, которые осмелились сделать воспитание своих сыновей более похожим на воспитание дочерей. И именно это необходимо сделать. Мы должны прекратить воспитывать мальчиков так, чтобы они думали, будто бы им надлежит доказывать свою мужественность за счет того, чтобы захватывать контроль или не показывать своих чувств, или не уподобляться маленьким девочкам. Вы можете спросить [мальчика]... «А что, если бы ты был маленькой девочкой? » Его покоробит одна мысль о том, что он мог бы быть этим низшим существом. Он уже усвоил ту идею, что ему, чтобы быть мальчиком, необходимо превосходить девочек, и в этом-то вся и проблема. [Брак] это не равное партнерство. Я имею в виду, вы меняете свою фамилию, отказываетесь от своего кредитного рейтинга, меняете свой юридический адрес, а в социальном аспекте к вам относятся так, как если бы индивидуальность мужа замещала вашу. Представить себя не могу замужней женщиной. Если все должны быть замужем, то очевидно, что это тюрьма, а не свободный выбор». (Стайнем вышла замуж в 2000 году.) Относительно всякой женщины предполагают, что она хотела бы иметь детей. Но я никогда не объявила бы о каких бы то ни было своих сожалениях. Задумайтесь на минутку над приведенными выше цитатами из Стайнем, Грир и других феминисток того периода. Большинство из них никогда не были замужем, детей они не любили, а по отношению к мужчинам испытывали чувство глубокого негодования. И все же они взялись советовать миллионам женщин, как воспитывать детей и в особенности как вырастить здоровых мальчиков. Не существует свидетельств того, чтобы у Стайнем или у Грир был мало-мальски заметный опыт общения с детьми того или другого пола. Не странно ли, что масс-медиа (насколько мне известно) совершенно проигнорировали эту неувязку? И разве не печально, что эти женщины получили возможность пагубно влиять на воспитание целого поколения детей? Главной заботой феминисток была проблема, которую они формулировали как «сексизм» в детских игрушках. Как и в случае многих других дискутировавшихся в тот период вопросов, громче всех звучал голос Жермены Грир. Она заявила: «Так откуда же эти различия [между полами] возникли? Если они целиком внушены нам людьми вроде производителей игрушек, которые приучают мальчиков ко всяким грузовикам, а девочек к куклам, а также учителями, родителями, работодателями и прочими порочными влияниями сексистского общества, — тогда, может быть, это проблема социальная, в которой необходимо навести порядок. На компании было оказано грандиозное давление, чтобы «навести порядок». Я вспоминаю, что в тот период общался с одним адвокатом, попросившим моей помощи в деле о защите сети аптек-магазинов «Эау Оп» от судебного иска. Адвокатом противоположной стороны выступала феминистка Глория Оллред, представлявшая интересы родителей семи маленьких девочек, которые, как утверждалось, получили эмоциональные травмы вследствие того, что в одном из магазинов им было отказано в свободном доступе к определенным игрушкам. Оллред, не моргнув глазом, заявила, что этим детям был причинен огромный вред из-за наличия двух надписей, «Игрушки для мальчиков» и «Игрушки для девочек», висящих в проходе на высоте в два с половиной метра. Затем некий психиатр засвидетельствовал (за что и был, я уверен, щедро вознагражден), что малышек глубоко и непоправимо ранила эта «дискриминация» со стороны сети «Sav On». Никто так и не спросил, почему же родители этих детей просто не отвели их в другой магазин. Тем не менее сеть «Sav On» дрогнула и согласилась убрать «гендерно ассоциированные» надписи из своих магазинов. После этого продавцы игрушек усвоили, что сегрегация товаров по половому признаку не будет терпима. Они поняли намек. Свыше двух десятилетий сеть магазинов «Toys „R" Us» осуществляла в маркетинге «гендерно-нейтральный» подход, требуемый феминистками. Он не приносил успеха. Наконец, компания провела опрос более десяти тысяч покупателей, чтобы уточнить, что предпочитают сами дети. Оказалось, что мальчики и девочки интересуются совершенно разными вещами. Вот так сюрприз! Вооружившись этой информацией, руководители «Toys „R" Us» решили, что в конце-то концов будет политически безопасно выставить игрушки в двух разных секциях под названиями «Мир мальчиков» и «Мир девочек». Этот возврат на традиционный путь вызвал бурю протестов со стороны «Women's Reproductive Health Initiative» и «Feminist Karate Union». Компания Держалась стойко, и другие продавцы игрушек последовали ее примеру. Глупо было бы поступить по-другому. Кристина Хофф Соммерс обратилась к скандалу вокруг игрушек в своей замечательной книге «Война против мальчиков». Она сообщила, что компания «Hasbro Toys» пыталась приспособиться к требованиям феминисток, выпустив в продажу новый кукольный домик, рассчитанный на то, чтобы вызвать интерес и у мальчиков, и у девочек. Благодаря этому компания смогла бы продать вдвое больше наборов. Выявился, однако, небольшой просчет относительно того, как будут реагировать дети. Девочки склонны были «играть в домик», используя пластмассовые предметы традиционным способом. Куклы у них выходили замуж, расставляли игрушечную мебель, нянчили детей, в общем, вели себя по примеру мам этих девочек. Мальчики тоже играли с кукольным домиком, но не так, как предполагалось. Детские колясочки они запускали по скату крыши в космос и обычно быстро разрушали эту девчоночью игрушку. Вплоть до основания. Итак, движение за унификацию полов господствовало до конца 1980-х гг., когда оно, наконец, стало жертвой развития медицины. Появление щадящих методов диагностики, таких как ядерный магнитный резонанс и позитронная томография, позволило врачам и физиологам гораздо подробнее исследовать, как функционирует человеческий мозг. И то, что они обнаружили, сделало притязания феминисток абсолютно беспочвенными. Лабораторное исследование мужского и женского мозга выявляет две совершенно разные картины. В ответ на характерные стимулы у мужчин и женщин «включаются в работу» разные участки мозга, что отражает коренные различия протекающих в нем психофизиологических процессов. Оказывается, мозг у мужчин и женщин имеет разные «схемы подключения», чем — в сочетании с гормональными факторами — и объясняются специфические особенности поведения и психологии, традиционно приписываемые мужчинам и женщинам. Именно эту специфику феминистки пытались проигнорировать или поставить под сомнение. И все же можно ТОЛЬКО восхищаться их амбициями. Они стремились за одно поколение переделать по новому образцу добрую половину рода человеческого. К сожалению, идеи, которые насаждались в семидесятых годах, а в своей измененной форме культивируются и по сей день, глубоко проникли в нашу культуру, несмотря даже на то, что особой разумностью никогда не отличались. Практика воспитания детей навсегда утратила прежние черты. Многие родители, например, не хотят или не готовы объяснить своим сыновьям, в чем выражается тот факт, что они мальчики, а не девочки, и что это на самом деле означает. Возник и еще один источник смущения умов, подпитываемый громогласной пропагандой мужского и женского гомосексуализма. Ее активисты учат новому, революционному отношению к вопросам пола, которое именуется «тендерный феминизм» и основано на той идее, что факт принадлежности человека к тому или иному полу не имеет значения. Якобы генетический фактор можно просто отбросить. Значение имеет только «тендерная принадлежность», выбранная для нас родителями, когда мы были младенцами, или та тендерная роль, которую мы позднее сами выбираем для себя в жизни. Мэри Браун Парли сформулировала эту идею в журнале «Современная психология»: «Пол, „приписываемый" младенцу при рождении, в такой же мере является социальным решением, как и признанием биологического факта». Еще одна активистка феминизма сказала об этом так: «Хотя многие полагают, будто бы пол мужчин и женщин суть естественная реализация генетической программы, тендерная принадлежность является продуктом человеческого мышления и культуры, социальным понятием, которое и формирует „подлинное естество" каждого индивидуума1. Что же получается — как только мы оградим детей от социальных и религиозных влияний, у людей появится свобода перескакивать через границы существующих тендерных ролей в соответствии со своими предпочтениями? Если уж доводить это рассуждение до его противологического итога, активисты феминизма и гомосексуализма хотели бы снивелировать традиционные роли матери и отца, а со временем избавиться от таких терминов, как жена, муж, сын, дочь, сестра, брат, мужественность, женственность, мальчик, девочка, вообще мужской и женский. На смену этим указаниям принадлежности к тому или иному полу придут гендер- но-нейтральные термины, такие как значимые другие, брачный партнер, родители, дети и ребенок от тех же родителей. Очевидно, для отцов и матерей это будет иметь самые серьезные последствия. Я призываю вас защитить своих детей от тех, кто придерживается подобных постмодернистских взглядов. Оберегайте как своих сыновей, так и своих дочерей от тендерного феминизма и от тех, кто стремится запутать вопрос принадлежности к тому или иному полу. Культивируйте мужественность у своих сыновей, которым в грядущие годы предстоит выдерживать все возрастающее политическое давление. Оградите их от представлений, будто бы большинство взрослых мужчин — это сексуальные хищники, способные только на насилие и неуважение по отношению к женщинам. Важно также, чтобы мы, взрослые, осознавали свою половую принадлежность. Если мы сами не будем знать, кто мы, нашим детям будет вдвойне труднее разобраться, кто же они. Любые колебания, любая двусмысленность в вопросе половой идентификации должны рассматриваться как опасная угроза не только для наших сыновей и дочерей, но и для стабильности всего общества в долговременной перспективе. И наконец, я призываю вас все разъяснения по вопросам принадлежности к тому или иному полу основывать на Писании, где сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Иисус в качестве руководителя иудеев, впервые призывавшего признать за женщиной ее личное и общественное достоинство, говорил: «Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их?», и далее: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью» (Мф. 19:4-5). Таков был божественный замысел. Он не оставляет сомнений, что Творцом созданы не один пол, а два, и каждый из них устроен так, чтобы быть «соответственным» (ср. Быт. 2:18) другому, соответствовать всем его потребностям. Любая попытка учить ребенка чему-то иному означала бы соблазн для Детской души. Мы выяснили, чем половая самоидентификация не является. Давайте теперь вкратце рассмотрим отличительные особенности мужчин и узнаем, каким образом понимание этих особенностей помогает нам растить здоровых мальчиков. Вопросы и ответыУ нас растет девятилетний сын, но он совсем не похож на тот образ мальчика, что вы описываете. Он спокойный, аккуратный, задумчивый и очень-очень застенчивый. Означает ли это, что он не «стопроцентный мальчик»? Следует ли нам попытаться изменить его, сделать более напористым и агрессивным? Замечательнейшей особенностью того, как устроены человеческие существа, является их поразительное разнообразие и сложность. Все мы разные и неповторимые. Мое описание агрессивных, любящих рискнуть мальчиков представляет собой попытку охарактеризовать эту половозрастную группу в целом, показать, что для мальчиков типично, и в чем они отличаются от своих сестер. Тем не менее, тысячи индивидуальных особенностей отличают их и друг от друга. Мне вспоминается, как я однажды взял с собой десятилетнего сына и его друга покататься на лыжах. Пока мы поднимались на фуникулере на вершину горы, я решил сделать фотографию двух мальчиков на фоне расстилающегося перед нами изумительного пейзажа. Райан, мой сын, улыбался и кривлялся перед камерой, в то время как Рикки просто сидел на скамейке. Тогда Райан предложил ему помахать рукой, немного подурачиться, так же как он сам. На что Рикки степенно ответил: «Не такой я человек». И это было правдой. Два мальчика находились на разных краях диапазона личностных характеристик. Я все-таки сделал снимок двух мальчиков — один из кожи вон лезет, а от другого веет смертельной скукой. И оба они — «стопроцентные мальчики». Безусловно, ваш сын не так уж выделяется тем, что крайне застенчив. Согласно данным знаменитого Нью- Йоркского долговременного исследования, примерно - пятнадцать процентов детей ведут себя в яслях довольно спокойно и пассивно. Эта черта их характера имеет тенденцию сохраняться на протяжении всего детства, да и позднее. Такие дети могут быть весьма непосредственными и веселыми в уютной домашней обстановке. Однако в присутствии незнакомых людей они держат язык за зубами и словно бы не знают, что сказать. Некоторые дети становятся такими, потому что в прошлом получили душевную травму или почувствовали себя отверженными. Более вероятное объяснение — что они просто родились такими. Иногда родителей смущает подобная интровертность их детей, и они стараются изменить положение дел. Нелепое заблуждение. Никакие уговоры и понукания родителей не добавят этим детям общительности, бойкости и уверенности в себе. Мой вам совет — плывите по течению. Принимайте своего ребенка таким, каким он рожден. Затем отыщите в своем мальчике те особые качества, которые составляют его индивидуальность и относятся к его сильным сторонам. Культивируйте в нем эти качества. Развивайте их. А потом дайте ему время вырасти и стать своеобразной и неповторимой личностью, не похожей на всех других людей на земле.
|
Категория: Текст | Добавил: love (05.11.2013)
|
Просмотров: 847
| Рейтинг: 0.0/0 |
система комментирования CACKLE
|
Библия онлайн |
---|
|
Молитва |
---|
|
Мы в соцсетях |
---|
|
|