Цель предлагаемой читателем книги - помочь родителям заложить в своих сыновей основы характера будущих мужчин, которые станут честными, добрыми, достойными людьми.
Рассматривая влияние телерекламы, пропаганды гомосексуализма и феминизма в масс-медиа, автор отмечает принципиальные особенности воспитание мальчиков в нашу "постмодернистскую" эпоху.
Мои поздравления всем людям, к которым пришло благословение называться родителями. Нет в жизни лучшей привилегии, чем возможность произвести на свет еще одно крошечное человеческое существо и в следующие восемнадцать лет прилагать неизмеримые усилия, чтобы вырастить из малыша или малышки настоящего человека. Чтобы сделать это правильно, вам потребуются все ваши способности, вся мудрость и настойчивость, какие только вы сумеете проявлять изо дня в день. А для родителей, у которых в семье растет сын или сыновья, самой трудной может оказаться задача просто провести их живыми и здоровыми через все рифы и бури детства и отрочества.
В нашей семье растет очаровательный четырехлетний малыш по имени Джефри, которого можно назвать «стопроцентным мальчишкой». Как-то на прошлой неделе его родители и дедушка с бабушкой разговаривали в гостиной, когда вдруг осознали, что за последние минут десять ребенка не было видно и слышно. Они быстро обыскали все комнаты, но Джефри нигде не оказалось. Четверо взрослых метались по двору с криками: «Джефри? Дже-е-фри!» Никакого ответа. Ребенок просто исчез. Паника охватила семью: перед глазами замаячили самые ужасные картины. Может быть, его похитили? Не занесло ли его куда не надо? Не грозит ли ему смертельная опасность? Не находя себе места, каждый потихоньку молился. Минут через пятнадцать этого неотступного ужаса кто-то предложил позвонить по телефону 911. Когда взрослые гурьбой вошли в дом, мальчуган выскочил им навстречу и крикнул дедушке: «ку-ку!» Маленький Джефри, благослови его Господь, во время всех этих пертурбаций прятался под кроватью. Это он так с нами шутил. Он искренне думал, что остальные участники тоже найдут эту шутку очень смешной. Его поразило, что все четверо взрослых на него рассердились.
И ведь Джефри не назовешь испорченным или непослушным ребенком. Просто он мальчик. А мальчики, надобно вам заметить, несколько отличаются от девочек. В былые времена этот факт никогда не подвергался сомнению. Наши предки интуитивно чувствовали, что мальчики и девочки стоят наособицу, и самые непредсказуемые из них — все-таки мальчики. Не доводилось ли вам слышать, как ваши родители или дедушка с бабушкой, улыбаясь, вспоминают стишок: «Из чего это сделаны девочки? Из конфетки с зефиром и шоколадкой, из всего, что есть очень сладкого. А мальчики все — из щенячьих хвостов, из всего несъедобного, гадкого». Это говорилось иронически, но люди в любом возрасте прекрасно понимали, что в основе здесь лежат факты. «Мальчишки есть мальчишки», — глубокомысленно говорили наши предки. И были правы.
Обычно (хотя и не всегда) мальчишек воспитывать труднее, чем их сестер. С девочками тоже бывает трудно, но мальчики — особое испытание. При всех индивидуальных различиях мальчикам предназначено быть более упрямыми, отчаянными и беспокойными. Психолог Джон Розмонд называет их «агрессивными машинками». Один отец говорил про своего сына: «Сплошной форсаж, и никаких рулей». Это одна из причин, почему Морис Шевалье никогда бы не спел «Благодаренье небесам за маленьких мальчиков». Они просто не вызывают таких сантиментов.
В статье, озаглавленной «Из чего же сделаны мальчики?», репортер Паула Грей Ханкер приводит слова одной матери (миссис Мег МакКензи), которая сказала, что растить двоих сыновей — все равно, что жить рядом с торнадо. «Вернувшись домой из школы, они носятся по всем комнатам, топоча, как стадо слонов, забираются на деревья во дворе и устраивают в четырех стенах страшный грохот. Я пытаюсь их утихомирить, но муж всегда говорит: „На то они и мальчишки. Привыкай"».
Ханкер продолжает: «Миссис МакКензи — единственная женщина в сугубо мужской семье — говорит, что привычка (мальчиков) сначала попрыгать, а только потом слушать, сводит ее с ума. „Я не могу просто сказать своим детям, чтобы они прибрались. В таком случае они уберут только одну-две игрушки и будут считать, что дело сделано. Я поняла, что должна давать им указания предельно конкретно". Она обнаружила, что мальчики не реагируют на прозрачные намеки, и необходимо предъявлять им недвусмысленные требования. „Я оставляю корзинку с их чистым бельем на лестнице, и они раз двадцать могут пройти мимо, но так и не додуматься, что ее нужно взять и поднять к себе наверх", — рассказывает она».
Звучит знакомо? Если вы устраиваете для пятилетних детей празднование дня рождения, мальчики, надо полагать, будут вести себя совсем не так, как девочки. Наверняка кто-то из них станет кидаться тортом, запустит руки в чашу с крюшоном и не даст девочкам играть в их тихие игры. Почему все мальчишки такие? Есть люди, которые скажут, что склонность к озорству усваивается мальчиками из культурной среды. Так ли это? Почему же тогда в любом обществе на всем земном шаре мальчики более агрессивны? И почему греческий философ Платон написал свыше 2300 лет назад: «Из всех животных мальчики — самые неуправляемые»?
Одна из любимых моих книжек называется «И ничего хорошего: дрянные проделки мальчишек». Это сборник историй, рассказанных «вполне приличными взрослыми людьми», которые вспоминали годы своего детства. Вот несколько примеров, вызвавших у меня улыбку:
В седьмом классе учитель биологии задал нам препарировать эмбрион свиньи. Мы с приятелем вырезали пятачок этого поросенка и надели его на фонтанчик с питьевой водой, так, чтобы вода била прямо из поросячьих ноздрей. И никто этого даже не замечал, пока уже совсем не наклонялся, чтобы попить. Незадача вышла с тем, что мы-то хотели прогуливаться неподалеку и наслаждаться эффектом, но скоро начали так хохотать, что нас поймали. Мы за это получили хорошую взбучку. Марк, Огайо, Г. Р. 1960
Я и один мой друг нашли в гараже большую банку из-под кофе, полную бензина, и решили налить немножко бензина в канализационный колодец, поджечь и посмотреть, что будет. Мы своротили крышку люка, влили часть бензина и прикрыли крышку так, что осталась щель. Мы кидали и кидали вниз спички, но ничего не происходило, и тогда мы вылили в люк весь бензин. И наконец, раздался рев, будто от реактивного самолета, а потом случился большой БУМ. Крышку люка подбросило вверх, и пламя взметнулось метров на пять вверх. Под ногами у нас загромыхало, как при землетрясении, а крышка люка отлетела метра на четыре и рухнула перед соседскими воротами. Дело в том, что бензин растекся по канализационным трубам на целый квартал, испарился и смешался там с метаном, так что туалеты взорвались у всех наших соседей, Я сейчас работаю водопроводчиком, поэтому могу точно сказать, что тогда произошло. Дейв, Вашингтон, Г. Р. 1952
Я слепой, и в детстве мне иногда случалось играть с другими слепыми детьми. И мы всегда ухитрялись найти на свою голову не меньше, если не больше приключений, чем зрячие. Как в тот раз, когда я был в гостях у моего слепого приятеля, и он повел меня в гараж, чтобы показать мотоцикл своего старшего брата. Мы решили выкатить его и немного покататься. А почему бы и нет? Мы проехались по улице, ориентируясь на поребрик, а на каждом перекрестке останавливались, глушили мотор и прислушивались, а потом проезжали перекресток. Так мы благополучно доехали до беговой дорожки около школы, а там мы уже могли действительно сбиться с курса. Первым делом мы навалили кучки грязи на поворотах дорожки, чтобы чувствовать толчки и знать, что мы все еще на дорожке. И вот мы стартовали, разгоняясь все быстрее и быстрее и с силой давя на гудок. Но мы не знали, что там пришли люди, чтобы бегать по дорожке, и они пытались махать нам руками. Мы их не слышали из-за рева мотоцикла и чуть их не задавили. Они вызвали полицию. Приехали полицейские и тоже стали нам махать, но мы продолжали кататься. Наконец, полицейские включили свои сирены и достали мегафоны, и только тогда мы остановились. Полицейские были в ярости и не поверили нам, когда мы объяснили, что не видели их. Мы доказали, что мы слепые, показав свои часы с шрифтом Брайля на циферблатах, и полиция провожала нас до дому.Майк, Калифорния, Г. Р. 1953
Как показывают эти истории, один из самых опасных аспектов при воспитании мальчиков связан с их склонностью без всяких видимых причин рисковать своей жизнью и здоровьем. Начинается это очень рано. Если карапуз может на что-нибудь взобраться, он с этого спрыгнет. Он норовит уйти из-под контроля, устремляясь на столы, в ванны, в лужи, на ступеньки, на деревья, на мостовую. Он любит есть все что угодно, кроме нормальной еды, и способен увлеченно играть в туалете. Он делает «пистолеты» из огурцов и зубных щеток и обожает рыться в ящиках, в аптечке и в мамином кошельке. Одна надежда, что его загребущие пальчики не ухватятся за губную помаду. Мальчикам свойственно дразнить злую собаку и поднимать котенка за уши. Их мамам приходится следить за ними каждую минуту, чтобы не дать им где-нибудь угробиться. Любой мальчик обожает кидаться камнями, играть с огнем и бить стекла. Он находит большое удовольствие в том, чтобы раздражать своих братьев и сестер, маму, учителей и других детей. Когда мальчик подрастет, его привлекает все самое опасное — скейтборды, скалолазание, дельтапланы, мотоциклы и горные велосипеды. Лет в шестнадцать он со своими приятелями начинает носиться по городу, словно опившийся сакэ пилот-камикадзе. Еще удивительно, что кто-то из них остается жив. Конечно, не все мальчики такие, но подавляющее большинство.
Канадский психолог Барбара Морронджелло изучала различия в том, как мальчики и девочки относятся к рискованному поведению. Женскому полу, пишет она, свойственно всерьез задумываться о возможных опасностях, и девочка вряд ли полезет куда-нибудь очертя голову, если есть вероятность ее лишиться. А мальчики готовы рисковать, если считают, что риск оправдывается целью. Скажем, возможность произвести впечатление на своих друзей (а в конечном счете — на девочек) обычно считается такой целью, ради которой стоит рискнуть. Морронджелло приводит рассказ о матери, у которой сын забрался на крышу гаража, чтобы достать свой мячик. Когда мать спросила, понимал ли он, что может упасть, сын ответил: «Ну, ведь мог и не упасть».
Аналогичное исследование Личетты Петерсон показало, что девочки в целом боязливее мальчиков. Например, они раньше тормозят, когда едут на велосипеде. Боль чаще вызывает у них негативную реакцию, и они стараются не совершать одну и ту же ошибку дважды. И напротив, мальчики медленнее усваивают уроки всевозможных несчастий. Они склонны считать, что плачевные результаты объясняются «невезением». Может быть, в следующий раз повезет больше. И вообще, шрамы только украшают мужчину.
Наш сын Райан в детстве попадал в одну опасную ситуацию за другой. К шести годам он уже был лично знаком со многими сестрами и врачами окрестных отделений «скорой помощи». А как же иначе? Ведь он то и дело становился их пациентом. Однажды, когда Райану было четыре года, он решил пробежаться по двору с закрытыми глазами и упал на декоративный металлический «куст». Один из стальных прутков попал ему в правую бровь и рассек ее до кости. Райан ковылял через задний двор, обливаясь кровью, — зрелище, которое до сих пор является Ширли в ночных кошмарах. И они сразу отправились в травмоцентр — уже в который раз. Конечно, все могло обернуться много хуже. Если бы траектория падения Райана сместилась на какой-то сантиметр, пруток воткнулся бы ему прямо в глаз и проник глубже, в мозг. Мы много раз благодарили Бога за это небольшое отклонение.
Я и сам был одним из тех детей, которые живут на краю бездны. В возрасте лет десяти я находился под сильным впечатлением, как Тарзан умеет, раскачиваясь на лианах, скакать с дерева на дерево. Я ни разу ни от кого не слышал классической фразы: «Дети, не пытайтесь сделать это у себя дома». И вот как-то раз, высоко забравшись на старую грушу, я привязал веревку к небольшому суку и затем изготовился перемахнуть на соседнее дерево. К сожалению, я допустил небольшой, но существенный просчет: веревка была чуть длиннее, чем расстояние от моего сука до земли. На протяжении стремительного пути вниз меня не покидало предчувствие, что я совершаю какую-то ошибку. Все еще крепко сжимая веревку, через три с половиной метра полета я грохнулся спиной на территорию штата Оклахома, где, кажется, не осталось ни глотка воздуха. Мне не удавалось вздохнуть чуть ли не целый час (должно быть, секунд десять), и я был совершенно уверен, что умираю. Я лишился двух зубов, а в голове громко отдавалось эхо какого-то гонга. Впрочем, к вечеру я снова был на ногах и носился как угорелый. Ничего особенного.
В следующем году мне на Рождество подарили набор для химических опытов. Там не было никаких взрывчатых или ядовитых веществ, но в моих руках опасным могло стать что угодно. Я напихал несколько ярко-синих химикалий в пробирку и плотно заткнул ее пробкой. Затем я стал нагревать смесь на бунзеновской горелке. Взрыв произошел очень быстро. Мои родители только-только выкрасили потолок моей комнаты в безупречно белый цвет. Потолок сразу же оказался декорирован изысканными всплесками синего и оставался в этом состоянии еще много лет. Так и шла жизнь в семействе Добсонов.
Наверное, здесь есть что-то наследственное. Мне говорили, что мой отец в свое время тоже был ужас что за ребенок. Когда он был еще совсем маленьким, приятель подбил его пролезть через дренажную трубу длиною в добрый квартал. Отцу было видно только пятнышко света на дальнем конце трубы, но он начал дюйм за дюймом протискиваться в темноту. И на мой взгляд, само собой разумеется, что он застрял где-то посередине. Пока он безуспешно трепыхался в тисках, на него навалилась клаустрофобия. Маленький мальчик, бесконечно одинокий и застрявший в кромешно темной трубе. Даже если взрослые узнали бы о его беде, они не смогли бы до него добраться. Спасателям пришлось бы вырыть всю трубу, чтобы найти и извлечь его. Мальчик, которому предстояло стать моим отцом, в конце концов пробился к выходному отверстию трубы и, к счастью, смог благополучно встретить следующий день своей жизни.
Вот еще два примера. Мой отец и четыре его брата принадлежали к категории «рисковых парней». Двое старших были близнецами. Как-то раз, когда им едва исполнилось по три года, моя бабушка налущила к ужину бобов. Мой дедушка, вернувшись с работы, неосторожно высказался в пределах слышимости для детишек: «Смотри, как бы они не запихнули эти бобы себе в ноздри». Роковой совет! Близнецы как только увидели, что мама повернулась спиной, тут же набили свои ноздри бобами. Бабушка никак не могла их оттуда извлечь, поэтому оставила их на месте. Через несколько дней бобы начали прорастать. Кроме шуток, у близнецов под носами пробивались зеленые ростки. Семейному доктору пришлось потрудиться, чтобы аккуратно, один за другим, удалить эти сеянцы.
А спустя сколько-то лет уже пятеро братьев задумчиво смотрели на впечатляющую колокольню местной церкви. Один из них подбивал остальных проверить, сумеют ли они взобраться по стене до самого верха. Все четверо облепили строение, словно обезьянки. Отец мне рассказывал, что одно лишь милосердие Божие уберегло их тогда от падения с высоты. И это был самый обычный день в жизни пятерых неугомонных мальчишек.
Что заставляет будущих мужчин вести себя подобным образом? Какие внутренние силы подстрекают их балансировать на краю пропасти? В чем загадка мужского характера, который побуждает мальчишек испытывать законы гравитации и игнорировать ласковый голос здравого смысла — голос, нашептывающий им: «Сын мой, не надо, не делай этого» ? Мальчики таковы в силу устройства своей нервной системы и влияния своих гормонов, стимулирующих определенный, агрессивный тип поведения. Мы рассмотрим эти сложные и сильнодействующие факторы мужского начала в следующей главе. Читатель или читательница не сможет понять мужчину любого возраста, будь то он сам или, допустим, ее супруг, не имея определенных представлений об этих силах, действующих на мужчин изнутри.
Мы хотели бы помочь родителям воспитывать «хороших мальчиков» в наш век постмодернизма. Наша культура находится в состоянии войны с семьей, особенно с ее самыми юными и наиболее уязвимыми членами. Вредные влияния и соблазны окружают их, изобилуя на кино- и телеэкранах, в индустрии рок-музыки, в пропаганде поборников так называемого безопасного секса и активистов гомосексуализма, как и в легко доступном бесстыдстве Интернета. Вопрос, встающий перед родителями, звучит так: «Сможем ли мы уберечь наших мальчиков, а также девочек, от множества негативных влияний, осаждающих их со всех сторон?» Эта проблема имеет значение перед лицом вечности.
С этой точки зрения, наша цель — помочь матерям и отцам, которые «играют в обороне» за своих сыновей, то есть стараются оградить их от аморальных и опасных соблазнов. Но этого недостаточно. Родителям тоже необходимо «играть в нападении» — использовать годы детской восприимчивости, чтобы заложить в сыновей основы характера будущих мужчин. Миссия родителей в эти два коротких десятилетия состоит в том, чтобы выпестовать из легкомысленных и незрелых мальчишек честных и добрых людей, которые будут уважать женщин, сумеют держать свое слово, быть верными и преданными мужьями, сильными и решительными лидерами, хорошими работниками и будут тверды в своей мужественности. И разумеется, основополагающая цель для верующих заключается в том, чтобы привить каждому ребенку понимание Священного Писания и неслабеющую любовь к Иисусу Христу. В этом я вижу самую главную ответственность тех из нас, кому выпала миссия растить и воспитывать детей.
В прошлом веке у родителей были гораздо более прочные представления об этих долговременных целях и о том, как их достичь. Некоторые из тогдашних идей не утратили силу и сегодня, и вскоре я их изложу. Я также сделаю обзор самых современных исследований по вопросам детского развития и взаимоотношений между родителями и детьми. Я молюсь о том, чтобы новые идеи и научно обоснованные рекомендации, встречающиеся в этом массиве информации, в сочетании с моим профессиональным опытом, накопленным более чем за тридцать лет, послужили источником для прилива энтузиазма и оказались практически полезными для всех, кто вступил на этот путь.
Итак, пристегните ваши ремни. На пути в эту чудесную страну нас ждут интересные открытия. Но сначала несколько стихотворных строк, чтобы задать тон всему путешествию. Они взяты из подборки текстов любимых песен, которую прислал мне мой друг Роберт Волгемут. Когда Роберт был маленьким, его мать, Грейс Волгемут, напевала песню «Мой мальчик, мой малыш» ему и другим своим детям. Я впервые услышал эту песню, когда Роберт и его жена Бобби исполнили ее для моей матери в 1983 году. Поиск копирайтов не дал никакой информации относительно авторских прав на слова и музыку песни. Дети Грейс Волгемут, насколько они могут судить, уверены, что мать и сочинила эту песню, так что я привожу ее слова с их разрешения.
Мой мальчик, мой малыш
Мой мальчик, мой малыш, Душа моя поет; Ты на меня глядишь, И кто, как я, поймет, Что ты мой дар небес; Ты на меня глядишь, Мне на колени влез,Меня поцелуешь и спишь, Мой мальчик, мой малыш. Тебя, очей моих звезда, Я буду звать всегда: «Мой мальчик, мой малыш».