Созидающие сердце привычки
Бог пригласил нас в Свое присутствие. Он сказал, что
пребывает с нами и внутри нас, что ожидает услышать нас и что может и хочет
отвечать. А еще Он сказал нам, какие нужно развивать привычки, чтобы получить
большинство Его благословений.
Некоторое время тому назад я помогал своему другу
справиться с болью, связанной с потерей отца. Во время нашей беседы он сказал:
«Неизбежно испытываешь шок, когда твой отец умирает в столь раннем возрасте».
«И да, и нет, — ответил я. — В то утро, когда мой брат
позвонил и сообщил мне, что наш отец скончался от сердечного приступа, я
испытал шок. Но тот факт, что он умер молодым, не шокировал меня».
Смерть моего отца не была неожиданной, поскольку в его роду очень
многие умирали от сердечных болезней. Кроме того, у него были вредные для
здоровья привычки. Он часто говорил: «Я ем только то, что было приготовлено на
тяжелом машинном масле!» Он не занимался спортом. Не соблюдал режим сна. И всю
свою жизнь он проработал на напряженной, нервной работе.
Из-за избранного им образа жизни отец страдал от проблем
с пищеварением, изжоги и высокого артериального давления. У него было двадцать
фунтов лишнего веса, он не мог быстро ходить и часто испытывал слабость. К
концу жизни он даже не мог справляться с парусами своей любимой лодки. Его
привычки не только привели его к ранней смерти, но и сделали жизнь
дискомфортной.
Задача для волшебной палочки
Нашему духу, как и телу, требуются для здоровья и роста определенные
вещи. Некоторые из нас не желают платить цену за развитие полезных духовных
привычек. К сожалению, в таком случае приходится платить гораздо более высокую
цену за духовные болезни и даже смерть.
В прошлом году ко мне подошел мужчина. Он был в отчаянии.
«Я потерял работу, — сказал он мне. — И вот уже несколько месяцев мне не удается
найти новую». Отсутствие работы было не самой серьезной его проблемой. Он
продолжал: «Я чувствую себя таким одиноким в окружении своих проблем. Никого в
церкви это не заботит. Иногда мне кажется, что и Богу все равно. Я чувствую
полную безнадежность и беспомощность».
Я попросил мужчину рассказать о его духовных привычках.
Насколько ответственно он подходит к поддержанию своей веры? Как часто он
молится — обращается к Богу и слушает, что Он ответит? Регулярно ли он посещает
церковные собрания? Поддерживает ли он дружбу с верующими людьми? Участвует
ли он в оказании помощи другим?
Человек ответил отрицательно. Ничего из перечисленного
он не делает. «У меня просто нет времени на это», — объяснил он. Я деликатно
напомнил ему, что, будучи неженатым и безработным, он вполне может найти
свободное время. Он посмотрел на меня взглядом, говорящим: «Эй, у меня же
проблемы. Когда мне так не везет, меньше всего мне нужны нравоучения пастора».
Человек хотел, чтобы кто-то взмахнул волшебной палочкой
и придал ему смелости. Он сказал, что хотел бы иметь Божье присутствие в своей
жизни, но отказывался развивать способствующие духовному здоровью привычки.
Жесткая дисциплина
Когда
молитва становится нашей привычкой, мы постоянно настроены на Божье
присутствие и открыты для Его благословений. Каким образом молитва становится
привычкой? Иисус заложил для этого несколько принципов. Но прежде чем обсудить
их, я хочу высказать два предупреждения.
Первое предупреждение предназначено для тех, кто любит
все фиксировать и облекать в формулы. Вы делаете заметки во время разговора и
подчеркиваете определенные места в книгах во время чтения, и вы уже поддерживаете
строгий порядок духовного режима. Но перед тем как расширить список своих
духовных нужд, остановитесь. Возможно, вам нужны другие или более эффективные
привычки? Возможно, вам нужно сложить с себя груз или принести его к Иисусу?
Я опасаюсь того, что для огромного числа верующих духовная
дисциплина превращается в подобие смирительной рубашки, которая сжимает в тиски
их жизнь, спонтанность и увлекательность веры. Для таких людей Христос не
приносит свободу. Вера становится для них тяжелым бременем. Большинство людей
не способны так жить в течение продолжительного времени. Некоторые особо упорные
вырабатывают в себе настолько самоправедные привычки, что окружающие желают им
падения.
В Послании к Галатам (5:1) содержится предупреждение
любителям молитвенной писанины: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам
Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства».
Необсуждаемое решение
Мое
следующее предупреждение относится к людям, допускающим прямо противоположную
ошибку. Вы думаете так: «Я играю по обстоятельствам, мне не требуется никакая
структура или строгий порядок для духовного роста. Я двигаюсь с течением Духа,
позволяя делать Богу все, что Он хочет, и просто наблюдаю за происходящим».
Это типичное для американцев отношение является по
меньшей мере наивным, а в худшем случае обманчивым. Мы не можем возрастать при
отсутствии структуры, обеспечивающей наш духовный рост, без определенного
стремления в нашей духовной жизни, точно так же, как мы не можем сбросить
лишний вес, развить мускулатуру или увеличить свое состояние просто сидя на одном
месте и наблюдая за происходящим.
Если цель для меня важна, то я дисциплинирую себя,
чтобы достичь ее. Я заранее принимаю решение о том, что необходимость
практических шагов для ее достижения даже не обсуждается. В противном случае
произойдет очевидное — в последний момент я сдамся. Например, одной из моих
основных целей является поддержание собственного здоровья и жизни. Я осознаю,
что с моей наследственностью просто необходимо ежедневно выполнять физические
упражнения. Поэтому я принял решение: я буду бегать трусцой, и это даже не
обсуждается.
Я не ожидаю того момента, когда мне захочется побегать.
Давайте будем честными — как часто мне действительно хочется отправиться на
пробежку? Сегодня? Только не сегодня, мне нужно задержаться на работе. Завтра?
Мои биоритмы не в порядке. На улице прохладно. За окном дождь. Или слишком
жарко. Обувь жмет. Колени болят. На диване так удобно. Список этот бесконечен.
Когда мы действительно собираемся научиться молиться,
нам необходимо принять решение: «Я понимаю, что дисциплина необходима для
моей молитвенной жизни, и я буду
придерживаться установленного порядка постоянно и неукоснительно».
Необходимость следования добрым молитвенным привычкам
даже не обсуждается. Я осознаю, что дисциплина сама по себе никогда не создаст
близких отношений между мной и Богом. Но в то же время я понимаю, что без дисциплины
мне не развить насыщенную, приносящую удовлетворение молитвенную жизнь.
Спросите эксперта
Как же мы сможем выработать созидающую сердце привычку молиться,
выработать порядок, который расширит нашу свободу и даст нам духовные крылья?
Как утверждает одна хорошо известная деловая аксиома: «Если вы хотите
что-либо узнать, спросите эксперта». Если вы хотите узнать что-то о баскетболе,
спросите Майкла Джордана. Если вы хотите знать, как брать интервью, спросите
Кэйти Коурик. Если вы интересуетесь компьютерами, спросите Билла Гейтса.
Если вы хотите выработать привычку молиться, спросите
у эксперта номер один — у Иисуса Христа.
Никто в истории не понимал предмет молитвы лучше, чем
Иисус. Никто так не верил в силу молитвы и никто так не молился, как Он.
Ученики знали, что Он эксперт в этом вопросе. Однажды они с удивлением
наблюдали за тем, как Иисус молился (см. Лук. 11:1). Серьезность и сила,
с которыми он молился, произвели такое впечатление на учеников, что один из них
застенчиво попросил: «Научи нас молиться». Они знали, что в сравнении с
Учителем они были новичками в молитвенной школе.
Молитвенные принципы Иисуса
Иисус
не отверг их просьбу. Напротив, он использовал эту возможность, чтобы научить
их молиться. Вот что Он сказал:
«И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и
на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно
говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в
комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и
Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего,
как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не
уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего
прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя
Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы
прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от
лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» (Мат. 6:5-13).
Ни одно другое место Писания не говорит нам столь
прямо о том, как молиться, и совет, данный Иисусом ученикам, применим для всех
и сегодня.
Молитесь регулярно. Иисус сказал «когда молишься», а не «если молишься».
Молитесь в уединении. Бога не впечатляет публичное проявление набожности.
Молитесь искренне. Бога не интересуют догматы. Он хочет услышать то, что наполняет наше
сердце.
Молитесь особым образом. Возьмите молитву «Отче наш» за образец.
В следующей главе мы последовательно рассмотрим молитвенные
принципы Иисуса. Мы также уделим внимание некоторым созидающим сердце
привычкам — дисциплине, порядку, методам, которые помогут нам применить
означенные принципы к молитвенной жизни.
|