Заповеди блаженства
Шестая заповедь: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»
Мф. 5:8
Это самая знакомая и любимая заповедь. Она говорит о возможности увидеть Бога. Высоко поднимает нас. В заповеди содержится обетование этого величия! Наше земное путешествие идет в этом направлении.
«Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами; славою и честью увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его...» (Пс. 8:5-7).
В этой заповеди содержится не только возможность увидеть Бога, но и наше глубочайшее желание: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» (Ин. 14:8). Это вопль всего человечества за всю историю. Это и наша с вами глубочайшая нужда. Когда мы живем на задворках, тяжело переживаем разлуку, находимся в порабощении страстей или на пороге смерти, какая у нас главная нужда? Ясно видеть Бога!
Что это значит – видеть Бога? Во время земной жизни Иисуса Христа многие видели Его, и не видели в Нем ничего привлекательного, как писал об этом пророк Исаия в 53 главе. Но были и другие, которые видели в Нем Бога: «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16:16). Апостол Павел говорил, что «видел Бога», и «Я знаю, в Кого уверовал» (2 Тим. 1:12). «Видеть Бога» – это быть уверенным в Нем. Значит, обетование относится не к небесной, а к земной жизни, к тому, что случается «здесь» и «сейчас».
Видеть Бога – это тут же, немедленно, видеть и себя в Его свете! Пророк Исаия закричал: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами...» (Ис. 6:5). Иов, увидев славу Божью, сказал: «Я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:6). Разбойник на кресте увидел в истерзанном Иисусе Господа и воззвал к Нему с надеждой.
Видеть Бога – это всегда быть обличаемым во грехе. Видеть Бога – это получить мужество. Терпение. Стать полезным для Него. В высшем смысле – это сказать: «Вот я, пошли меня».
Видеть Бога – это преображаться в образ Христа! «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5)... Речь идет о послушании Богу, даже до смерти крестной. Преображение в образ Христа – это всегда смерть для нашего плотского, эгоистичного, ветхого человека, сораспятие, несение креста своего, добровольное избрание «узкого пути». Все это кажется страшным для внешних, но для самих призванных – это свобода и покой в Духе Святом! Это особое воинствование с особым оружием... «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу»... (2 Кор. 10:4-5). Чтобы и из «противящихся могли обитать у Господа Бога» (Пс. 67:19).
Сердце чистое творит в нас Сам Господь, об этом молит псалмопевец: «Сердце чистое сотвори во мне, Боже» (Пс. 50:12), но награду за этот труд Божий в нас получаем мы! Таков общий Божий принцип: «Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу» (Пс. 72:24). Невольно хочется воскликнуть с пророком Исаией: «Дивны судьбы Его, велика премудрость Его!» (Ис. 28:29).
Чистые сердцем Бога узрят. Уже здесь! Но апостол Иоанн говорит еще и о том удивительном времени, которого ждем: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин. 3:2). Наше глубочайшее желание будет удовлетворено.
Кто-то из ранних Отцов Церкви заметил, что в каждом христианине есть нечто от Христа. Конечно, и не может быть иначе! «Каковы мысли в душе его, таков и он сам» (Пр. 23:7). Например, Руфь увидела Бога в Ноемини. Апостол Павел воскликнул: «Все могу в укрепляющем меня Христе» (Флп. 4:13). В Ветхом Завете человек был уверен, что от нечистого не может родиться чистый, чистота могла быть только ритуальной. Но нас делает чистыми живущий в нас Христос. И Павел имеет все основания писать молодому служителю Тимофею: «Храни себя чистым» (1 Тим. 5:22). И членам Церкви: «...быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме...» (Тит. 2:5).
Бог смотрит не на дела, а на сердце, чтобы оно было чистое и в воображении, и в мыслях, и в словах. Чтобы мы были честны, верны, надежны и могли являть людям Христа.
Марина Сергеевна КАРЕТНИКОВА