(Продолжение. Начало в №41)
«Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших»
Мф. 6:9-15
В прошлый раз мы говорили о том, как молиться, - втайне и немногословно. Сегодня же у нас есть продолжение беседы Иисуса с учениками на эту тему, а именно - о чем молиться, беседа о содержании молитвы. Пример, или образец, молитвы, данный Иисусом, известен во всем мире как молитва «Отче наш». В ней изложены все основные нужды человека, воистину, «знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мтф. 6:8).
Все поражает меня в этой молитве! Ни в какой религии в мире Бог не является Отцом верующих! Хотя Творцом признают Его все, но не Отцом своим, лично. Далее - молитва всеми людьми понимается как именно мольба, вопль о помощи! Вопль из глубины страдающего сердца. Сколько раз в Псалмах Давида мы слышим этот вопль: «Услы-ши меня! Поспеши на помощь! Избавь, извлеки, не оставь... Вступись. Спаси народ Твой».
Вопль с земли к небу - это естественно и правомочно, и Господь слышит этот вопль и знает нашу нужду. Он знает и то, чего мы иногда не знаем: что ответ на наши нужды - в том, чего желает и сердце Божье! Чтобы святилось Имя Его, пришло Царствие Его и была воля Его на земле, как и на Небе! И Господу нашему, и нам нужно восстановление разрушенного грехом мира. Там, где не святится Имя Его, там плохо человеку! Мы жаждем установления Царства Его, исполнения воли Его на земле. Беспорядок, жестокость, несправедливость - все это результаты человеческого бунта против своего Господина, все это тьма человеческая. Поэтому Иисус предлагает начинать молиться об этой, первоочередной нужде. Здесь мы соединяемся с Господом в общей цели, общем желании.
Удивительно в молитве не только ее начало, но и ее конец, где мы слышим утверждение всего желаемого, как уже исполненного: «Ибо Твое есть Царство и сила, и слава во веки. Аминь». Покой и торжество верующего сердца! Мы уже знаем, что все совершилось, мы уже можем видеть и победу, и ответ, и помощь, как видел их Давид!
«Бог нам прибежище и сила». Надеющийся на Господа всегда получает от Него спасение! «Только в Боге успокаивается душа моя». Давид умолял Бога о защите и хочет воспевать силу Его, милость Его, хотя ничего не сказано, что он получил уже эту защиту. Неважно, она уже с ним! Мой отец учил меня: когда молишься, тут же и благодари! Молитва услышана, помощь подана, Бог - это убежище в день бедствия моего.
Есть еще удивительное для меня в этой молитве, это что Иисус считает самым важным в ней. Не то, что считаем мы! Молитва о хлебе - это центр всех человеческих молитв. Хлеб, работа, жилье - это все действительно насущное, необходимое, ежедневное. И нельзя всем этим запастись на всю жизнь. Поэтому и просим: «на этот день». И другая наша насущная и ежедневная нужда - чтобы избавил нас от лукавого! От соблазнов, от уныния, ропота и угашения духа, духовной усталости и спячки. Но Сам Иисус считает нашей главной нуждой другое, из чего проистекают наши беды: мы нуждаемся в прощении! В непрерываемой связи с Богом, в не нарушаемой нами любви и милости Отцовской. И поэтому мы столь же нуждаемся в том, чтобы прощать другим людям их согрешения. Иисус расширил и пояснил именно эту часть молитвы:
«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15). Это нечто совершенно для меня удивительное! При чем тут прощение, когда речь идет о моих нуждах, о которых я вопию к Богу в молитве?!! Здесь Господь Иисус объясняет нам на земном языке Небесные Истины. Согрешения наши называются «долгами». Не можем мы молиться, пока на нас висят эти «долги», поэтому мы и просим, чтобы Господь их нам простил. Когда мы просим об этом, то мы их признаем - долг не превращается во что-то другое, он остается долгом, но наш Господь обещает нам простить его, т. е. снять его с нас, но Он ожидает, что мы точно так же поступим с нашими ближними - простим им их долги перед нами. В переводах эта мысль о прощении звучит, как «отпустить на свободу» того, кого вы держите в плену (но по высшим законам мы сами оказываемся в том же плену! Его свобода - это наша свобода!) Это дух, свободный от недружелюбия, осуждения, критики, злословия и самовозвышения. Это дух, всегда открытый для молитвы, для общения с Господом, для восхваления и благодарения. Как и написано нам: всегда радоваться, за все благодарить и непрестанно молиться (1 Фес. 5:16-18). Поэтому наш Господь считает нашей насущной и ежедневной нуждой - прощение!
Более того, каким-то неведомым нам образом прощение содействует тому, чтобы Божье Имя святилось, Царствие Его пришло, и воля Его на земле исполнялась, как на Небе. Прощение - как послушание Господу -такое малое и личное, творит великое. Семья им держится, государство, вся жизнь. Церкви Христовы должны иметь непрерываемое общение между собой. Со старыми долгами и проблемами - нужно скорее разобраться через прощение. С историей - тоже. Говорят, что история - это добывание опыта старости для молодых. Но этот закон не действует, если от старых нам достаются только их долги и проблемы. Как жить дальше? Прощение - это острейшая наша нужда, но мы этого не видим. Про хлеб - понятно, про соблазны - тоже, но при чем тут прощение? Без него нет будущего. Без него мы не можем двигаться дальше, без него у нас скоро и хлеба насущного не будет.
Молитва Господня - о насущном и о вечном. Она вся нацелена на дальний полет. В вечную жизнь.
Марина Сергеевна КАРЕТНИКОВА