Доказательства - "Запах живительный и запах смертоносный" - Понимание текстов - Придирки - Употребление перочинного ножика - Сверхъестественное - Богодухновенность.
Мы не предлагаем верить в Библию без исследования ее; человеку не свойственно принимать Библию без вопросов. Чтобы быть готовым дать ответ всякому, кто спросит вас об источнике вашей надежды, вы сами должны прежде найти в ней ответы на свои вопросы. Но будьте искренны в вашем сомнении, не восставайте против очевидности ее истин только для того, чтобы прослыть "интеллигентным", не шумите о своих сомнениях. "Покажите нам свои убеждения, - сказал один немецкий писатель, - а сомнений у нас и своих достаточно". Подражайте ап. Фоме, который не внял повелению Христа и не вложил перста в раны от гвоздей на руках Его и руки в Его пронзенный бок; он и без этого поверил, ибо сердце его открылось для веры. "Вера, - сказал писатель Джон Макнейл, - не есть продукт осязания пальцами".
Если кто исполнен Слова Божия, у него нет места в уме для сомнений, он весь заполнен. Одна моя знакомая спросила меня однажды: "Разве у вас не бывает сомнений?" Я мог только ответить ей: "Нет, у меня слишком много работы, мне некогда сомневаться".
Некоторые люди только и живут сомнениями; это так сказать их основной капитал. В Слове Божием они не признают своего наставника, обличителя и учителя, а потому и не чувствуют и не пережили всей очевидности того, что только близкое общение с Библией дает уверенность и обильную жатву благодати.
Часто слышишь такое желание: "Как бы я хотел, чтобы вы доказали мне истинность Библии". Сама Книга докажет вам это, если вы только дадите ей возможность говорить; в ней самой есть живая сила. "Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, принявши от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, - каково оно есть по истине, - которое и действует в вас верующих" (1Фес.2:13).
Библия не столько нуждается в защите, сколько в изучении; она сама может защитить себя и сделает это лучше нас. Это не болезненное дитя, нуждающееся в уходе. Раз христианин беседовал с человеком, неверующим в Библию. Верующий прочел ему несколько стихов, на что тот возразил: "Я не верю ни одному слову из прочитанного вами". Все же чтение продолжалось и неверующий слушал, пока слово не обличило его и не убедило в своей истинности; тогда он воскликнул: "Раз я убедился в пригодности оружия, я буду пользоваться им". Вот это то, что нужно в наши времена! Не нам делать людей верующими, это действие Духа Святого.
Обличен, погиб, спасен
Некто с женою начал читать по вечерам, ради плотского интереса, Библию. Спустя несколько вечеров, он остановился среди чтения и сказал: "Жена, если эта книга права, то мы неправы". Он продолжал чтение, но вскоре опять прервал его словами: "Жена, если эта книга права, то мы погибли". Увлеченный книгой и глубоко озабоченный, он продолжал чтение и через несколько вечеров опять воскликнул: "Жена, если эта книга права, то у нас есть надежда, что мы можем спастись". Так и случилось: вскоре, читая дальше, они нашли истину о спасении, всем сердцем покаялись и оба обратились к Господу. Единственная высокая цель Библии, это - возвещать человеку о великом божественном деле его спасения. Назовите мне другую книгу, которая могла бы так поднять наш упавший дух и воссоздать нас по образу Божию!
Обладающие такой книгой, по пренебрегающие ее предостережениями и отвергающие ее учение, берут на себя ужасную ответственность. Это или запах живительный пли запах смертоносный. Что если бы Господь отнял у нас Библию и сказал: "Я более не потревожу вас Своей книгой"?
Не могу понять
Вы спрашиваете, что вам делать, если вам встретится стих, который вы не можете уразуметь. Я благодарю Бога, что в этой Книге есть такая высота, до которой я не могу подняться, и такая глубина, до которой я не могу спуститься; это делает для меня Библию еще неотразимее. Если бы я мог взять ее и прочесть, как всякую другую книгу, и понять ее с одного раза, я давно изверился бы в ней. Одно из убедительнейших доказательств ее божественного происхождения заключается в том, что самые глубокомысленные люди, изучавшие ее в продолжение 50 лет, должны были сознаться, что "в ней есть глубина, для нас недостижимая". "Ни один из текстов не исчерпывается одним только толкованием, - сказал великий проповедник Сперджен, - цветы в саду Господнем цветут не только два раза, но семь раз, и всегда с новым благоуханием".
Бог ниспослал на нас Духа Святого, чтобы наставить нас на всякую истину, и Он всегда готов отверзнуть очи нашего понимания. Мы знаем, как иногда даже в житейских делах у нас открывается особенно ясное понимание. В одном рассказе говорится о мальчике. родители которого отвезли его на зиму в Флориду. Вернувшись оттуда в свой город, он с отвращением говорил об этом штате. По его словам это скучная, однообразная и неинтересная местность.
В следующие месяцы мальчик был поручен преподавателю, страстному любителю ботаники, сумевшему возбудить в мальчике живейший интерес к растениям, особенно к цветам. Мальчик узнал об орхидеях и их странной жизни. Преподаватель повел его в теплицу и показал, как они растут. "Настоящие орхидеи можно видеть только в Флориде, - сказал учитель, - там они гораздо роскошнее, но и эти все же дают понятие о них". Мальчик с удивлением взглянул на него. "Я был во Флориде, но никогда не замечал их там", воскликнул он с удивлением и сожалением. "Наверное ты не обратил на них внимания, - сказал учитель, - но теперь они, конечно, не ускользнут от твоего внимания".
Дух Святой всегда готов наставлять нас. Иногда проповедь или какая-нибудь духовная книга вдруг осветят нам какую-нибудь непонятную истину в Библии и открывают такое применение ее к жизни, о котором мы и не подозревали раньше.
Недавно ко мне пришел мой знакомый с непонятным ему текстом и сказал: "Что вы делаете с этим местом?" - "Я ничего с ним не делаю", - ответил я. - "Как же вы его понимаете?" - "Я его не понимаю". - "Как же вы его объясняете?"-"Я его не объясняю". - "Что же вы делаете с ним?" - "Я ничего не делаю". - "Значит, вы в него не верите?" - "Нет, вполне верю. Бог даст разумение, когда оно будет нужно''. Есть масса вещей, которых я не понимаю, но все-таки верю в них. Я понятия не имею о высшей математике, однако верю в нее. Я не понимаю астрономии, но я верю в ее существование. Можете ли вы мне объяснить, как из однородной пищи вырабатывается мясо, рыба, волосы, перья, копыта, когти, смотря по тому, какое животное ее употребляет?
Доктор Талмедж рассказывает, как он однажды при ставал к своему профессору богословия с разными вопросами о тайнах Библии, пока тот не ответил ему: "Мистер Талмедж, вам придется допустить, что Бог знает некоторые вещи, совершенно недоступные вашему уму".
Один человек сказал неверующему: "Непонятное в Библии меня не мучит. Я читаю Библию, как ем рыбу: когда мне попадается кость, я не стараюсь проглотить ее, но просто откладываю ее в сторону, и когда при чтении Библии я встречаю непонятное место, я говорю: "это кость" и читаю дальше; но я не выбрасываю рыбы из-за того, что в ней есть кости, и я не перестаю читать Библию из-за того, что в ней встречаются непонятные места".
Философ Паскаль говорит: "Земную науку надо понять, чтобы ее полюбить, а божественную надо любить, чтобы понять ее". В этом лежит причина неуспеха большей части критиков Библии. Рассудок у них не внимает сердцу.
Придирки
Заметили ли вы, что именно те самые подробности Библии, которые особенно критикуются людьми, суть места, на которые ссылается Христос и тем подтверждает их? Люди говорят: "Вы, конечно, не верите в историю Ноя и потопа?" Но ведь если я отрекусь от нее, я должен отречься и от Евангелия и от учения Христа. Христос верил в историю Ноя и находил в ней связь со Своим вторым пришествием: "Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого". Люди говорят: "Вы, конечно, не верите в историю Лота и Содома?" Верю столько же, сколько верю в учение Иисуса Христа: "Как было во дни Лота,... так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится". Люди говорят: "Вы, конечно, не верите в историю о жене Лота?" Христос верил в нее: "Вспоминайте жену Логову". "Вы не верите в историю о том, что Израиль спасался, взирая на медного змия?" Христос верил и этому и видел в змие прообраз креста: "И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". "Вы, конечно, не верите, что сыны Израилевы питались манной в пустыне?" - "Истинно, истинно говорю вам, не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес". Люди говорят: "Вы не верите, что люди пили воду, извлеченную из скалы"? Христос верил и учил этому. Люди говорят: "Вы не верите в историю Илии, которого чудесно кормила вдова?" Конечно, верю. Христос сказал: "Много было вдов во дни пророка Илии, а только к вдове в Сарепту Сидонскую был послан Илия". Христос Сам ссылался на все это и подтвердил все Своими словами. Сын Божий верил в это, а "слуга не выше господина своего".
Иона и кит
Люди спрашивают: "Вы, конечно, не верите в историю Ионы и кита?" Я уверяю, что верю вполне. Несколько лет тому назад я знал человека, которого многие считали нездравым в вере и не позволяли ему проповедывать с кафедры в Нордфильде. Я сказал им, что скоро узнаю, здрав ли он в вере или нет, и спросил его: "Верите ли вы, что кит проглотил Иону?" - "Да, верю", ответил он. "Хорошо,- сказал я,- в таком случае взойдите за кафедру и говорите". Он взошел и проповедывал нам об Ионе.
В Евангелии от Матфея сказано, что люди два раза просили Иисуса показать им знамение, и Он сказал: "Не будет роду сему знамения, кроме знамения Ионы пророка во чреве кита". Он сопоставил это событие с фактом Своего воскресения, и я искренно верю, что если мы отвергнем одно, то должны отвергнуть и другое.
По мере того, как вы подвигаетесь по пути жизни вы, может быть, имеете более друзей по ту сторону реки жизни, чем по эту. Вы почерпнете не менее утешения из веры в воскресение мертвых, чем из всякой другой библейской истины. Христос не сомневался в подлинности этого повествования об Ионе. Он говорил, что Его воскресение будет знамением, подобным тому, какое было послано ниневитянам. Воскресший Иона ходил по улицам Ниневии. Нужно предположить, что ниневитяне слышали о том, что Иона был брошен в море и поглощен большой рыбой. Я думаю, что лукавый старается хитро поселить в нас сомнение к этому событию для того, чтобы заставить нас сомневаться и в воскресении Христа. Но эти современные мудрецы сделали новое открытие: они говорят, что глотка кита не шире кулака, и поэтому для кита представляется физической невозможностью проглотить человека. В книге Ионы говорится, что Господь сотворил огромную рыбу, чтобы она могла проглотить человека. Разве Господь не мог сотворить достаточно большую рыбу, которая могла бы проглотить его? Раз Господь сотворил весь мир, то я полагаю, что Он мог сотворить и рыбу, способную проглотить много людей. Одна старуха сказала: "Разве Он не мог бы, если бы захотел, создать человека, способного проглотить кита?"
Недавно на одном пароходе ехало в Европу несколько таких современных мудрецов и один из моих шотландских друзей, хорошо знавший Библию. Они говорили о Библии, и один из них сказал: "Я человек науки и поэтому произвел некоторые исследования Библии; я выбрал некоторые из ее рассказов, рассмотрел их и признаю их неверными. Есть в Библии рассказ о том, что говорила Валаамова ослица. Я не мало трудился, исследуя осла, и нашел, что устройство его рта не позволяет ему говорить". Мой друг поднялся во весь рост и сказал: "Ну, отлично, сударь, вы сотворите осла, а я уже научу его говорить". Странная мысль, что Творец осла и всего мира не может дать ему способность говорить.
Перочинный ножик
Есть другой разряд людей. Между ними очень модным является заявление: "Да, я верю в Библию, но не в сверхъестественное в ней. Я верю лишь в то, что согласуется с моим разумом". Они читают Библию с перочинным ножом, вырезывая то одно, то другое место, как сделал царь Иоаким (Иер.36), которое им не нравится. Если я имею право вырезать какую-нибудь часть Библии, то я не могу противиться тому, если кто другой вырежет другую часть, а еще кто-нибудь третью и т. д. У вас получилась бы странная Библия, если бы каждый вырезал из нее то, что ему хочется. Всякий прелюбодей вырезал бы все места о прелюбодеянии, всякий лжец вырезал бы все места о лжи, пьяница вырезал бы то, что говорит против пьянства и т. д.
Некто принес своему проповеднику Библию и сказал: "Вот ваша Библия!" - "Почему вы называете ее моею?" спросил проповедник. "Я слушал ваши проповеди пять лет, и когда вы говорили о каком-нибудь месте в Библии, что оно "недостоверно", я его вырезывал". Около трети Библии у него было вырезано: весь Иов, весь Екклесиаст, все Откровение и еще многое другое. Проповедник просил его оставить у него эту Библию, ибо он не желал, чтобы другие прихожане видели ее, но тот не согласился и сказал: "О нет, я буду продолжать резать, пока не останется один переплет". Так будет и с вами, если поверите всему, что думают разные люди о Библии, у вас останется один переплет. Всякому грешнику что-нибудь в Библии не нравится.
Я часто говорил, что если я когда брошу Библию в огонь, то брошу ее всю сразу. Нечего 5 лет ожидать того, что вы можете сделать в один раз. Никогда я не встречал такого человека, который, начиная отбрасывать Библию по частям, не отверг бы ее наконец всю. Я недавно говорил с проповедником-модернистом, который сказал мне: "Мистер Муди, я перестал говорить проповеди на другие тексты, кроме текстов из четырех Евангелий. Я отбросил все послания и Ветхий Завет. Я не понимаю, почему бы и мне не обратиться к первоисточнику. Я верю лишь в достоверность Евангелий". Спустя некоторое время, он отверг все четыре Евангелия и вскоре совсем перестал проповедывать. Он отверг Библию, и Господь отверг его.
Один пророк из Иудеи был послан в город, чтобы предупредить там грешников. Ему было повелено не есть хлеба в стенах этого города. Он был введен в заблуждение одним честолюбивым пророком и не послушался повеления Божия. Тот сказал ему: "Ангел явился мне и приказал передать тебе, что ты можешь вернуться и есть со мною хлеб". Пророк, вопреки запрещению Божию, сделал это и был разорван львом (3Цар.13). Если бы даже ангел явился вам и говорил не то, что написано в Библии, не верьте ему, ибо написано: "Но если бы даже ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам да будет анафема" (Гал.1:8). Думаете ли вы, что мы, имеющие больше света, чем тот пророк, можем безнаказанно ослушаться Слова Божия? Я устал от людей, которые следуют за человеком.
Сверхъестественное в Библии
Чрезвычайно нелепо, если человек говорит, что он не желает иметь дело с сверхъестественным, что не может верить в непонятное. Если вы будете отбрасывать сверхъестественное, вам лучше сразу сжечь всю Библию. Если вы отбросите сверхъестественное, вы откинете и Иисуса Христа, т. е. вы откинете центр всей Книги.
Нет ни одной части Библии, которая не учила бы о сверхъестественном. В книге Бытие мы читаем что Авраам пал на лице свое, и Господь говорил с ним. Если этого не было, то автор книги написал ложь, и тогда нужно отбросить всю книгу Бытие. В Исходе вы находите десять казней, постигших египтян. Если это неверно, то человек, написавший Исход, лжец. В Левите сказано, что огонь истребил обоих сыновей Аарона. Это было сверхъестественное событие, и если его не было, то надо отбросить всю книгу. В книге Чисел записан рассказ о медном змие. И так в каждой книге Ветхого Завета; нет в нем ни одной, в которой вы не нашли бы чего-нибудь сверхъестественного.
В Евангелиях больше, чем где-либо, говорится о сверхъестественном в жизни Иисуса Христа, а, между тем, критик только после всех других книг отрекается от Евангелий.
За 500 лет до Р. X. архангел Гавриил возвестил Даниилу о рождении Спасителя: "Когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил..." Затем Гавриил является в Назарете к деве Марии и объявляет ей, что она будет матерью Спасителя: "И вот, зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус" (Лук.1:31). Мы видим также) что ангел явился Захарии в храме и объявил ему, что он будет отцом Иоанна Крестителя, предтечи Мессии; Захария был поражен немотою на 9 месяцев за свое неверие.
После рождения Спасителя мы видим явление ангелов вифлеемским пастухам, возвестившим им, что "ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь" (Лук.2:11).
Тот факт, что мудрецы видели звезду на востоке и последовали за ней, принадлежит тоже к области сверхъестественного. Сюда же надо отнести повеление бежать в Египет, которое Иосиф получил от ангела во сне, а также и тот факт, что Господь, 12-ти лет от роду, беседовал с учеными и был выше их по уму. Сверхъестественны также обстоятельства, сопровождавшие Его крещение, когда раздался голос Божий с неба: "Сей есть Сын Мой возлюбленный".
Три с половиной года Христос ходил по улицам и дорогам Палестины. Подумайте, как много чудес сотворил Он в эти три года. Раз Он заговорил с прокажен ным, и он исцеляется; другой раз Он приказываег морю, и оно Ему повинуется. Когда Он испустил дух, солнце не захотело в тот день освещать землю; вековечная земля признала Его смерть, сотряслась и заколебалась. Он порвал узы смерти и вышел из гробницы Иосифа - это тоже сверхъестественно.
К. Эванс, известный уэльский проповедник, говорит: "Многие реформы умирают вместе с реформаторами, но этот Реформатор живет вечно и непрерывно приводит Свои реформы".
Слава Богу, мы не поклоняемся умершему еврею! Если бы такому поклонялись, мы бы не оживотворились и не получили бы вечной новой жизни для души. Я благодарю Бога, что наш Спаситель - Спаситель сверхъестественный, и что Библия - сверхъестественная книга. Благодарю Его также за то, что живу в такой свободной стране, где все могут читать эту книгу.
Иные думают, что мы заблуждаемся, что вся наша вера - одно лишь воображение. В таком случае это благотворное заблуждение, не правда ли? Оно продолжается у меня уже каких 30 или 40 лет, и я думаю, что оно будет длиться, пока я живу и пока не перейду в другой мир. Кто-то, читая об ап. Павле, сказал, что он вышел из ума. "В таком случае, - возразили ему, - у него был хороший хранитель на его пути и хороший приют под конец его жизни". Как бы мне хотелось, чтобы на свете было побольше таких "безумных" людей, каким был ап. Павел!
Богодухновенность
Когда ап. Павел писал Тимофею, что ВСЕ Писание было написано по вдохновению Божию и для нас полезно, душеспасительно, он как бы говорил: "Верите ли вы, что все Писание написано по вдохновению?" Да, я верю в каждое слово; но л не верю, что все слова и действия, записанные в нем, богодухновенны. Например, когда диавол говорил ложь, он не был на это вдохновлен; злой человек, как Ахав, тоже не был вдохновлен на свои слова. Вдохновение состоит в том, что кто-то был вдохновлен, чтобы точно передать их слова и описать верно их поступки, как предостережение для нас; вот в этой точной передаче состоит богодухновенность всего св. Писания.
"Высшее доказательство богодухновенности и неопровержимости Писания, - сказал д-р Гордон, - это практическое применение его в жизни, где мы на деле убеждаемся в его искренности. Как государственная монета всегда стоит столько, сколько на ней обозначено, так и пророчества и обетования св. Писания всегда доказывали свою ценность тем людям, которые применяли их к жизни. Если это и не всегда наблюдалось, то вероятно потому, что предсказанное еще не все исполнилось". Конечно, есть масса христиан, которые настолько убедились в истинности Св. Писания, что они неограниченно верят всему, что оно обещает о невидимом мире и грядущей жизни.
Некто спросил новообращенного: "Как вы можете доказать, что Библия богодухновенна?" Он ответил: "Потому что она меня вдохновляет". Я думаю, это довольно убедительное доказательство. Дайте доступ в мысль и сердце Слову Божию, и оно несомненно вдохновит вас, ибо оно на то и послано.