Одолжение Библии - Необходимость отметок - Их преимущества - Как и что отмечать - Как делать выписки-"Четыре малых на земле, но они мудрее мудрых" - "Узрит Его всякое око" - Добавочные примеры - Советы
Не стесняйтесь брать или давать желающему Библию. Несколько времени тому назад некто взял на дом мою Библию, чтобы кое-что прочитать в ней. Когда он возвратил мне ее, я нашел в ней следующие заметки:
Оправдание - перемена в состоянии, новое положение пред Богом.
Покаяние - перемена мыслей, новое понятие о Боге.
Возрождение - перемена в природе человека, новое сердце от Бога.
Обращение - перемена в жизни, новая жизнь для Бога.
Усыновление - перемена в родстве, новое отношение к Богу.
Освящение - перемена в служении, посвящение жизни Богу.
Прославление - новое состояние, новый договор с Богом.
Тем же почерком было еще написано:
"Один лишь Христос":
Свет небес - лицо Христа.
Радость небес - присутствие Христа.
Музыка небес - имя Христа.
Тема небес - дело Христа.
Занятие небес - служение Христу.
Полнота небес - Сам Христос.
Продолжительность небес - вечность Христа.
Один старинный писатель заметил, что некоторые книги надо пробовать, другие глотать, а некоторые надо жевать и переваривать. Библия - такая книга. Богатство ее никогда не оскудевает, это как бы бездонный колодезь, и вы, перечитывая снова эту книгу, всегда найдете в ней новый свет, исходящий из ее страниц.
Этим объясняется сильное влечение к постоянному и серьезному изучению Библии, и отсюда же вытекает необходимость делать в ней заметки. Только при обладании необычайной памятью вы можете запомнить все хорошее, слышанное вами. Если вы понадеетесь только на свой слух, то слышанное исчезнет через день-два, но если вы будете записывать все слышанное и с помощью зрения укреплять его в памяти, оно не так скоро исчезнет.
То же относится и к чтению. Заметки в Библии должны быть слугами памяти. Это поможет и памяти укрепляться чрез упражнение, когда для освежения ее вы заглянете в записанное. Записывание дает картинность прочитанному или слышанному. Благодаря просмотру записей, они окончательно запоминаются. Такие заметки помогут запомнить нужное, находить стихи я избавят от ненужного напряжения. Написанное раз на полях Библии будет всегда под рукой.
Я в течение многих лет носил с собою Библию и очень дорожил ею, потому что сделал в ней столько заметок, что если меня в любое время пригласили сказать слово, я всегда был готов к этому с помощью этих заметок. Они были сделаны на полях и составляли как бы план проповеди на разные темы. Если нужно было говорить о вере, надежде, благодати, уверенности или о каком-либо другом предмете, я быстро припоминал все на эту тему; как бы неожиданно я не был позван сказать слово, я всегда был готов.
Каждое чадо Божие должно быть, подобно воину, всегда наготове. Если бы войскам английского короля приказано было отправиться в далекую Индию, то солдаты могли бы сейчас же отправиться в путь. Так должно быть и с верующими. Мы можем быть только тогда готовы, если изучим Библию; поэтому, когда слышите что-нибудь хорошее, что может в будущем пригодиться, сейчас же запишите это; то, что хорошо для нас, будет полезным и для других. Мы должны передавать монету небесную друг другу так же, как делаем это с деньгами земными.
Некоторые жалуются, что им не о чем говорить, когда их просят сказать слово. Писание учит, что "от избытка сердца говорят уста". Исполнитесь Писанием, и тогда поневоле будете говорить о нем. Воздушный шар наполняют газом, и этот газ тянет его вверх. Когда вы наполнитесь небесными истинами, то увидите, что они легче земного и влекут вас ввысь, помогут вам преодолеть многие препятствия. Наполнивши душу и сердце чем-нибудь высшим, вы этим самим ограждаете себя от мира.
Заметки в Библии сделают ее как бы новой книгой для вас. Если вблизи вашего дома, где вы прожили детство, стояла береза, вы помните ее во всю жизнь. Заметки в Библии оживляют ее, и она, вместо того, чтобы быть сухой и неинтересной, станет для вас прекрасной и живой книгой. То, что вы видите, сильнее запечатлевается в памяти, чем то, что слышите.
Есть много способов, указывающих, как надо делать заметки. Некоторые употребляют шести - или восьмицветные карандаши. Черными они отмечают тексты, относящиеся ко греху, красными - относящиеся ко кресту (крови), синими - относящиеся к небу и т. д. Другие изобретают условные знаки. Когда место относится к жертве Христа, на полях ставят крест и т. п.
При этом опасно попасть в крайность, так как можно обратить на заметки больше внимания, чем на само Писание. Если система отметок сложная, пользование ею становится в тягость, и вы легко спутаетесь, так что легче будет запомнить текст, нежели значение знаков.
Черные чернила достаточны для обозначения всего; я употребляю еще красные, чтобы обратить внимание на кровь.
Простейший способ делать отметки состоит в том, что подчеркивают слова или предложения. При другом способе обводят пером буквы и делают слово толще, так что оно выделяется, как жирный шрифт. Отметьте, например, этим способом слово "только" в Псалме 61.
Когда какое-нибудь слово или выражение часто повторяется в главе или целой книге, поставьте цифры на полях против текста. Так, в 2 гл. Аввакума мы находим пять раз "горе" соответственно пяти обыкновенным грехам; поставьте 1, 2, 3, 4, 5 против стихов 6, 9, 12, 15, 19. Таким же способом отметьте 10 казней в Египте. Если в одном стихе есть целый ряд обетовании и приказаний, лучше ставить мелкие цифры перед каждым из них. Бытие 12: 2 - 3 содержит семь обетований, данных Аврааму: 1. "Я произведу от тебя великий народ, 2. благословлю тебя, 3. возвеличу имя твое, 4. и будешь ты в благословение; 5. Я благословлю благословляющих тебя, 6. и злословлящих тебя прокляну, и 7. благословятся в тебе все племена земные". В Прит.1:22 видим 1. невежд, 2. буйных, 3. глупцов.
Поставьте косой крест (знак умножения) у вещей, которых обыкновенно не делают, как, например, закон о ношении женщиной мужского платья и о птицах (Втор.22:5-7); отличие сна бедняка от сна богача (Еккл.5:11).
Я нахожу полезным отмечать еще:
1) Дополнительные тексты. В Быт.1:1 припишите на полях "верою, Евр.11:3", потому что там читаем: "Верою познаем мы, что веки устроены Словом Божиим". В Бытии 28:12 припишите: "услышание молитвы, Быт.35:3". У Мат.6:33 прибавьте: "3Цар.3:13 и Лук.10:42", описывающие искание Царства Божия. В Быт.37:7 припишите: "Быт.50:18", где говорится об исполнении сна.
2) Соединительные линии. Проводятся они на страницах в виде тонких линий. У Даниила 6 проведите линии от "Он спасает" в ст. 16 к словам "мог ли спасти" в ст. 20 и к слову "спасает" в ст. 27. В Псалме 65 свяжите ст. 5 "придите и воззрите" со ст. 16 "придите и послушайте".
3) Более точную передачу слова в оригинале на еврейском или греческом языке.
4) Слова, получившие со временем другое значение. Иногда наш язык не передает полного смысла оригинала, как, например, имен Господа "Элогим" Быт.1:1; "Иегова Элогим" 2:4; "Эл-Шаддай 17:1 и т. д.
5) Иногда можно связать по смыслу конец одной главы с началом другой, как Иоан. 7 и 8, и стихов: конец 19 стиха и стих 20 в гл. 2 посл. к Галатам.
6) В начале главы запишите кратко ее содержание, а в начале книги - содержание ее по главам, после чтения ее.
7) Характерные слова и стихи главы.
8) Отметьте места, имевшие значение в вашем духовном перевороте или опыте. Я раз слышал, как проповедник Ф. Б. Майер говорил проповедь на текст 1 Коринф. 1: 9 и просил своих слушателей отметить в своих Библиях, что их в тот день призывали к общению с Сыном Божиим Иисусом Христом.
Когда проповедник читает текст, отметьте его, и когда он говорит, запишите на полях несколько объяснительных слов, ибо они после напомнят вам всю проповедь. Благодаря таким заметкам, я могу припомнить проповеди, слышанные много лет тому назад. Следовало бы всякому запомнить несколько слов и мыслей проповедника, а потом пойти и передать их другим. Если вы призваны дать свидетельство и своего ничего не можете сказать, встаньте и скажите: "Я слышал, как такой-то проповедник говорил то-то и то-то", и люди всегда будут рады услышать вас, если вы дадите им небесную пищу. Мир гибнет из-за недостатка этой пищи.
Несколько лет тому назад я слышал, как один англичанин говорил в Чикаго проповедь на странный текст - Прит.30:24-28: "Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых". Хорошо, подумал я, что он скажет о "малых на земле"? Я этих "малых" видел много раз.
Он читал: "Муравьи - народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою" и сказал: "Народ Божий подобен муравьям". Я опять подумал, что как будто ничего общего между ними нет.
Проповедник продолжал сравнение: христиане подобны муравьям, потому что собирают сокровища на небесах, пока они еще на земле; они запасаются на будущее время, когда мир бешено спешит вперед и забывает о заповедях Божиих, что нужно откладывать для себя сокровища нетленные.
"Горные мыши - народ слабый, но ставят дома свои на скале". Он указал, что горная мышь - слабое существо, которое можно убить одним ударом палки, но они умны, ибо строят норы свои в скалах, где никто не может повредить им. Подобно и народ Божий, хотя и слаб, но мудр, потому что строит на скале вечности, которая есть Христос.
"Ну, подумал я, я действительно подобен горной мыши".
"У саранчи нет царя, но выступает вся она строй но". Я снова недоумевал, к чему он хочет применить это, но он продолжал:
"У народа Божия нет на земле духовного царя; мир говорит: "Кесарь - наш царь", но мы не согласны с ним, ибо наш царь - Господь славы. Саранча выступает стройно, и в этом народ Божий ей подобен. Теперь он поделен, но со временем придет Царь и соберет все разрозненные рати, и будет одно стадо и один Пастырь". Услышав это, я хотел быть более подобным саранче. Мне так надоело это стремление к делениям по личным причинам, что невольно хочется, чтобы наступило Божье единство.
Он продолжал: "Паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах". Когда он дошел до паука, мне сравнение с ним совсем не понравилось, но он продолжал: "Если вы пойдете в царские чертоги, то вы увидите там паука, висящего на своей прозрачной нитке и с пренебрежением рассматривающего золоченый зал. Убранство его не прельщает, и он стремится все выше. Каждое чадо Божие должно быть подобно пауку и в свою очередь стремиться всегда вверх, в невидимый Божий мир".
Вы видите, что народ Божий подобен муравьям, горным мышам, саранче и пауку - малым, но чрезвычайно мудрым. Все это я отметил на полях Библии, и воспоминание об этой проповеди так же приятно для меня, как и слушание ее в первый раз.
Один из моих друзей был в Эдинбурге и слышал одного из выдающихся шотландских проповедников. Он говорил на текст: "Узрит Его всякое око". Закончил он словами: "Да, каждое око увидит Его, Адам узрит Его и скажет: Вот Тот, который был обещан мне в мрачный день моего грехопадения. Авраам увидит Его и скажет: Вот Тот, которого я видел издали и которого вижу теперь лицом к лицу. Мария увидит Его и запоет с восторгом новый хвалебный гимн. Я тоже увижу Его и когда увижу, запою: "Благодатная скала мне спасение дает, и я мог найти покой лишь в скале Христа святой!"
Откройте Исх.6:6-8; в этих стихах мы находим семь раз в будущем времени то, что сделает Господь:
"Я выведу вас из-под ига Египтян,
Я избавлю вас из рабства их,
Я спасу вас мышцею простертою,
Я приму вас себе в народ,
Я буду вам Богом,
Я введу вас в ту землю,
Я дам вам ее в наследие".
Ис.41:10: "Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я - Бог твой; Я укреплю тебя и помогу тебе и поддержу тебя десницею правды Моей". Заметьте, что Господь говорит здесь:
Он с рабом Своим,
Он его Бог,
Он укрепит его,
Он поможет ему,
Он поддержит его.
Пс.102:2: "Благослови, душа моя. Господа и не забывай всех благодеяний Его". Если не можете запомнить всех благодеяний, то по крайней мере вспоминайте то, что можете. В следующих стихах указаны пять таких благодеяний:
"Он прощает все беззакония твои,
Исцеляет все недуги твои,
Избавляет от могилы жизнь твою,
Венчает тебя милостями и щедротами,
Насыщает благами желание твое".
Мы можем кое-что узнать о благодати Божией из того же Псалма: ее сущность - милость, ст. 4; ее мера - она многомилостива, ст. 8; величина ее - как высоко небо над землею, ст. 11; ее продолжительность - от века до века, ст. 17.
Псалом 22. Я полагаю, что слышал больше хороших проповедей на этот Псалом, чем на какие другие шесть связных стихов св. Писания. Очень жалею, что не начал отмечать их уже тогда, когда слышал первую проповедь. Когда вы достигаете 50-ти летнего возраста, память начинает изменять. Молодые люди должны вовремя приучить себя к записыванию. В этом Псалме видим:
Со мною - Господь,
Подо мною - злачные пажити,
Около меня - тихие воды,
Предо мною - трапеза,
Кругом меня - мои враги,
За много - благость и милость,
Предо мною - дом Господень.
"Благословен тот день, говорит один старый богослов, когда появился на свет 22-й Псалом". Его употребляют чаще, чем какое-либо другое место из Библии.
Ст. 1 - счастливая жизнь,
Ст. 4 - счастливая смерть,
Ст. 6 - блаженная вечность.
Возьмите Пс.101:7-8: "Я уподобился пеликану в пустыне, я стал, как филин на развалинах; не сплю и сижу, как одиночная птица на кровле". Вам это будет казаться странным, пока вы не сообразите, что пеликан носит с собою свою пищу, что филин сидит ночью с открытыми глазами, и что одинокая птица бодрствует одна. Так и христианин должен носить с собою свою пищу - Библию, должен держать глаза свои открытыми и жить отдельно от мира.
У Исаии в гл. 32 можно отметить 4 обещания Господа в ст. 2: "И каждый из них будет, как защита от ветра и покров от непогоды, как источник воды в пустыне, как тень от высокой скалы в земле жаждущей". Здесь указаны 1) защита от опасности, 2) покров от непогоды, 3) источник вод и 4) скала вечности. Дальше в ст. 3 - 4: "и очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать; и сердце легкомысленное будет уметь рассуждать, и косноязычные будут говорить ясно". У нас есть глаза, уши, сердце и язык, чтобы возносить хвалу Праведному Царю.
Обратимся теперь к Новому Завету. В Иоан.4:46-53 находим:
Царедворец слышал об Иисусе,
пришел к Нему,
просил Его,
поверил Ему и
узнал, что был Им услышан.
Матф.11:28-30: "Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим". Кто-то сказал, что это единственное место, в котором описано сердце Иисуса Христа. Здесь нужно:
Что-то сделать - прийти ко Христу;
что-то оставить - свое бремя;
что-то взять - Его иго;
что-то найти - покой души.
Иоан.14:6: "Я есмь путь и истина и жизнь".
Путь - следуйте за Мною,
Истина - научитесь от Меня,
Жизнь - пребывайте во Мне.
Все сказанное - только примеры, как исследовать Слово Божие. Не читайте их только, но применяйте. Ищите в Библии новые места для изучения. Благословение Божие будет изливаться чрез это на вас и затем чрез вас на других. Это особенно важно для проповедующих.
Не покупайте такой Библии, которую вы неохотно будете отмечать и употреблять. Проложенная белой бумагой Библия дает больше места для заметок.
Будьте точны и кратки в записях. Например, припишите к Неем.13:18: предостережение из истории.
Не загромождайте страниц лишними словами, но вносите только важное. Никогда не оставляйте куска золота на дороге, не попытавшись использовать его.
Никогда не отмечайте чего-либо потому, что видели это отмеченным в чьей-либо Библии. Если какое-нибудь место не сделалось вашей плотью и кровью, если вы его не уразумели духом, не отмечайте его. Только то, что дорого для вас, принесет при передаче благословение другим.