2. Ты против бедных или богатых? Бог наделил землю способностью рожать. И если я весь урожай, который собрал осенью, весь этот замечательный картофель съел до весны и если я не заинтересован сеять, давать и вкладывать, а заинтересован только лишь в том, чтобы съесть, то есть, получить удовольствие, выгоду, то следующей осенью я буду, простите, палец сосать. Принцип таков - я смогу взять только тогда, когда определенную часть того же урожая отделю и отдам земле. Я его должен вернуть земле, чтобы осенью было что взять. Должен посеять, чтобы пожать, оторвать от себя и отдать. Чем больший урожай я хочу получить, тем больше я должен сеять. Секрет любого дела, любого служения или бизнеса, любого строительства, его рост и величина, его будущее и успех зависит не от того, сколько мы возьмем, а от того, сколько мы отдадим. Причем, вкладывать нужно постоянно. От этого зависит рост дела. Прибыль пропорционально связана с вложением. Чем больше я вкладываю, оставляя для себя минимум лишь только для того, чтобы восполнить свои нужды, просуществовать, тем больше имею. В этом принцип Евангелия. Бог никогда не давал обета, что Его дети будут самыми богатыми, это слишком эгоистично. Все, что я нахожу в Писании, это то, что Бог гарантирует восполнять нужды своего народа. Нужда - это моя ежедневная потребность. При таком разумении и подходе к делу начинается рост царствия, рост церкви. Когда я беру только то, что восполнит мои нужды, чтобы я не голодал а был сыт, я не занимаюсь чревоугодием и стяжательством. Я весь этот картофель, причем как можно больше, весной вкладываю в поле. Потом осень - огромная жатва, я мог бы уже не работать, скажем, целых 5 лет. Не сеять, а только потреблять. Но я беру лишь ту небольшую долю урожая, опять кормлю свою семью, чтобы у нее были силы работать, и весь остаток урожая опять сохраняю для весны и... сею. В этом рост. То есть у меня практически только два варианта как себя вести - либо воровать, либо сеять и жать. Господь заинтересован в том, чтобы мы не обогащались за счет того, что обираем других, а только лишь за счет того, что сами отдаем, потому и способно расти царствие Божие. Другими словами, или я буду расти за счет царствия Божьего, или царство Божие будет расти за счет того, что я настроен давать, жертвовать и безвозмездно служить. Вот он ключ. Вспомните советские времена. Были богатые люди, многие умы предвидели, что Россия, как никакая другая страна, имеет перспективу выйти на первое место в мире и стать супердержавой. По полезным ископаемым, по плодородию земель, по трудолюбию народа Россия могла бы быть самой богатой. Но пришли люди, которые были против богатых. Не против бедных, а против богатых. Они не хотели бедных сделать богатыми, они хотели богатых сделать бедными, и они это сделали. То есть эти люди действительно хотели не давать, не отдать землю крестьянам, они хотели брать. На много ли хватило? Да, они раскулачили тех, кто работал, кто что-то имел, а дальше что?.. Я со слезами вспоминаю Максимилиана Волошина, который сказал: "Хлеб от земли, а голод от людей". Это была анархия, это были всего лишь лозунги. Но в тайных мотивах новой власти жила страсть наживы этой волчьей элиты. Они обогащались, а весь народ нищал. А теперь в противовес этому посмотрите на первоапостольскую церковь. В принципе идея социализма очень пересекается с идеей Евангелия и царствия Божия. Разница только в мотивах. Взяли лозунги из Библии: все общее, все люди - братья, перекуем мечи на орала, пролетарии всех стран, соединяйтесь, ничего нет частного и личного, все принадлежит народу. Как замечательно все звучит. Но цель и мотивы этих людей - не обогатить, а обобрать народ. Вот почему сама эта идея проклята. Когда же люди честны и их лозунги и слова не расходятся с их истинными намерениями, - это колоссальный успех. Что же было в первой церкви, написано так в книге Деяния апостолов,2.44- "Все же верующие были вместе и имели все общее". Удивительно, да? Очень даже похоже на то, что нам пропагандировали в советские времена. Но в церкви, действительно, так было, они имели все общее. Каким образом? "Продавали имение и всякую собственность". Заметьте, у них никто этого не забирал, никакой диктатуры не было. Никто не посягал на имение другого. Это был свободный выбор состоятельных членов церкви. Вот оно, желание обогащать других, желание давать, а не брать. "Продавали имение и всякую собственность и разделяли всем, смотря по нужде каждого". В этих нескольких стихах три раза употребляется слово "нужда". Учтите, нельзя было обогатить всю первоапостольскую церковь, но можно было удовлетворить ее нужды, таким образом достигалось равенство. "Смотря по нужде каждого", "у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа. И никто ничего из имения своего не называл своим". (Д. Ап.4.32). Возможно, даже те, кто и не продавал своей собственности, все равно не считал и не называл это своим. Если же продавал, не считал свои деньги в церковном банке. Не было, не существовало такого понятия, как "свое", но все у них было общее. И далее, как следствие таких отношений, написаны удивительные слова: "И великая благодать была на всех них. Не было между ними никого нуждающегося". Опять "нужда", "ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов". (Д. Ап. 4.35). И снова, в 3-й раз, повторяется "и каждому давалось, в чем кто имел нужду". Вот он, подлинник христианства. Вот когда приходит благодать. Вот когда приходит успех. Вот когда растет царствие Божие, когда можно делать могущественные евангелизации, - когда каждый будет заинтересован давать, а не брать. Когда каждый будет заинтересован во вложении, в жертве со своей стороны, тогда будет обогащаться церковь. Вот он основной залог успеха. Мы взаимообогащаем друг друга. Когда все служит во благо народа, тогда церковь, общество или государство способны расти. Иначе мы просто расхищаем, растаскиваем имущество, каждый тянет одеяло на себя, ищет личной выгоды, опять же за счет других. Ап. Павел пишет дальше: "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным..." (1 Тим.6.6). Мы сразу это трансформируем в материальные вещи, подразумевая определенную прибыль, то есть кто-то что-то купил. Но Ап. Павел говорит, что есть великое приобретение, и оно состоит в том, чтобы быть благочестивым и довольным. А благочестие как раз и состоит в том, чтобы отдавать, "чистое и непорочное благочестие, это замечать сирот и вдов в их скорбях". (1 Иак.1.27). То есть, служить их нуждам. А это значит, что приобретение именно в том, чтобы давать. Парадокс. Это совершенно не приживается, не входит в мое сознание, потому что я испорчен. А значит, я должен покорить свое сознание в послушание Христу. Потому, когда я даю - я приобретаю. Мудрость говорит: "Мы ничего не принесли в мир и ничего не можем вынести из этого мира. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем, а желающие обогащаться…" (1 Тим.6.9). – это уже не о нуждах идет речь, нужды восполнены, желание обогащаться - это уже в самом человеке независимо от достатка или нужды присутствует желание брать, просто брать, все больше и больше. То есть само желание, сам стимул обогащаться приводит к тому, что такие люди попадают в сети искушения и во многие безрассудные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Почему таковы последствия подобных увлечений или пристрастий? Потому что корень всех зол есть сребролюбие. Когда деньги не служат нуждам людей, но когда человек становится служителем денег. Вопрос не в богатстве, а в желании богатства. "Сребролюбие есть корень всех зол, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям". (1 Тим. 6.10). Что такое желание обогащаться? Это желание брать и обогащаться, но не желание давать. Это - не желание служить, но получить выгоду, пользу для себя за счет других. Это желание роста за счет того, что я прихожу на чужое поле и собираю урожай. Позвольте предложить вам небольшой пример из книги "Деяния Апостолов". Когда Анания пришел к Апостолам, он знал, как перед этим Осия продал все свое имение и отдал деньги в церковь. Анания видел, как после этого вырос авторитет Осии в глазах народа. Его уважали и любили за то, что он так безвозмездно, без всяких процентов, продав имение, с чистой душой принес деньги и отдал, "блаженнее давать, нежели принимать". И мы даем, но какие при этом преследуем цели? Анания и Сапфира не ожидали взять обратно тот процент и ту часть, которую принесли Апостолу Петру. Попытайтесь меня понять, Анания и Сапфира не были настроены давать, они были настроены иметь. Между ними и Осией - огромная разница. Осия имел желание обогатить свою церковь, Анания и Сапфира делали то же самое, что и Осия, но они были движимы желанием купить себе репутацию. Эти люди хотели поднять себе имя. Они не давали - они брали. Они служили не церкви, а своим личным амбициям, потому один Бог мог видеть, что эти люди испорчены, потому что в них живет не желание обогатить церковь, а желание обогатиться за счет церкви. Бог это ненавидит. Сегодня тоже происходят подобные вещи. Сколько раз берут за горло служителей Божьих те, кто что-то жертвует. Эти люди не заинтересованы обогащать, они хотят распространять свои пределы влияния. Христос сказал: "Смотрите, не делайте, не жертвуйте, не творите никакой вашей милостыни с тем, чтобы видели вас люди". Никто не должен знать, даже ваша правая рука не должна знать, что делает левая. Иначе награды вы не получите. А вот другой пример. Однажды царь содомский потерпел поражение, и его народ, и Лот вместе с ними были уведены в плен. Авраам отнял и возвратил Лота, людей, имущество и набрал добычи. Тогда царь содомский пришел к Аврааму и стал просить его отдать ему людей, а всю добычу и все имение забрать себе за такую услугу. Но Авраам - это святой человек, патриарх, это человек, который разговаривал с Богом, это человек с просвещенным сознанием. Я удивляюсь, насколько Авраам остро мог понимать и видеть подлость содомского царя. Он видел, что этот царь не желает отблагодарить Авраама, он не хочет что-то дать Аврааму взамен за его услугу. Он хочет обогатиться тем, что дает Аврааму. Вы скажете - как это может быть?.. Авраам ему ясно отвечал: Нет, я даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал - я обогатил Авраама. Авраам понимал, что у этого человека неблагодарное сердце, это человек бессовестный. То есть, за счет того, что царь отдаст Аврааму добычу, он будет распространять молву: "Знаете, почему Авраам столь богат, вы знаете, откуда у него все эти стада? Вы думаете, это Бог одарил его? Нет. Это я обогатил его. Это мое золото, мои стада, мои верблюды, шатры, все мое". Это люди, которые просто так ничего не дают даром. Молитва моя о том, чтобы Дух Святой просветил наше сознание, и мы увидели, что во всяком успехе, в каждом деянии, в любых отношениях с людьми существует свой моральный закон. Даже в нашем добре иногда больше вреда, чем пользы. Прибыль - это нечто большее, чем выгода. Бог позаботится о том, чтобы нам воздать. Он сделает это явным, не беспокойтесь. 3. Жать, где не сеял – жестоко. Есть притча в Евангелии о том, что один богатый человек, уезжая в другую страну, дал по фунту серебра каждому из своих рабов. Он сказал чтобы рабы употребляли серебро в оборот, чтобы вернуть его господину с прибылью. Я не боюсь сказать опять, что многие из нас крайне испорчены. Мы никогда не заботимся о престиже и росте кампании. Это чужое, оно к нам не относится, это дело нашего боса или президента, мы здесь простые рабочие. Нас часто просто съедает зависть от чужого успеха, даже если мы работаем в этой кампании или находимся в этой церкви. Наше сердце тяжело переживает чей-то успех. Человек же с чистым сердцем будет радоваться успеху другого. Вернемся к притче. Когда серебро было роздано, эти люди пошли работать. Лично для себя они мало что с этого имели. По большому счету, они просто поднимали большой бизнес этого и так богатого господина. Но когда мы вкладываем свое сердце и время в кампанию, на которую работаем, мы растем за счет этого. Нам же польза от того, что мы обогащаем нашу церковь, общество, или семью, своей добротой, вниманием и участием. Во всяких отношениях мы не можем друг без друга. Мы будем взаимно обогащать или взаимно обирать и обманывать друг друга. Вот и весь секрет. Вот и вся суть, к которой мы пришли. Притча же гласит следующее: некоторые из рабов вкладывали свое время и сердце в порученное дело, чтобы бизнес господина вырос. Когда он вернулся и увидел чистосердечное отношение и желание этих людей принести ему прибыль, он назначил их управляющими, одного над 5, а другого над 10 городами. Положение этих людей выросло от простого рабочего до уровня мэра 5-ти или 10-ти городов. Эти люди сразу вытерли свои грязные руки и сели за красивые столы в офисе, только потому что дело их хозяина выросло. Если я вкладываю в общее дело, то я должен понимать, что это и мое будущее. Мне не безразлично, что происходит в моем городе, чем занимаются молодые люди, я не хочу жить по принципу - моя хата с краю. Когда я заинтересован поднимать общество, когда я молюсь за мой город, за свою страну, за власть, за служителей церкви, когда я болею и переживаю за наше общее дело, - это и есть мудрость. Исходя из притчи, один из рабов, который не хотел работать, сказал своему господину: "Знаешь, я знал, что ты человек жестокий, ты собираешь там, где не рассыпал". Да, мы сейчас немного поговорим о жестокости, потому что корыстолюбие и чистая прибыль имеют большую разницу. Раб сказал: "Ты собираешь там, где не рассыпал, и я верю, что это жестоко, ты берешь там, где ничего никогда не клал". Это жестоко... И господин сказал: "Да, если это так, то ты должен был понимать и отдать серебро мое в рост. Ты должен был давать людям, ты должен был обогатить людей и принести мне чистую прибыль". Я бы хотел, чтобы вы могли видеть разницу. Если меня радует, что я откуда-то получил определенную прибыль, но я там ничего не оставлял, то есть кто-то там что-то оставил, кто-то заплатил, кто-то рассыпал, я же собрал. Это прибыль. Да, это прибыль, но это жестоко. И господин говорит: "Тебе это нужно было честно заработать. Работать и не искать, где бы что-то взять, чего не клал. Это неискренно, это нечестно". Но это живет в нашей природе, мы ищем выгоды без труда, мы хотим при минимальном вложении достичь максимальных результатов. Мы хотим, опять же, кого-то обвести. Мы радуемся, когда на ком-то выехали, когда кто-то "в пролете", кто-то плачет, когда за чей-то счет поели, когда не заплатили за вход и вошли. У нас внезапно обнаруживается тайная внутренняя радость - мы выиграли. А вы уверены, что выиграли? Ведь мы берем там, где кто-то за нас заплатил. Мы радуемся, что поймали двух зайцев. Это жестоко, и не есть прибыль. Вот поэтому господин сказал; что есть чистый путь, ты должен работать, ты должен быть заинтересован в том, чтобы давать и обогащать общество. Тогда бы он пришел и получил свое с чистой прибылью. Некоторые люди с трудом соглашаются, когда я говорю, что Бог больше служит нам, чем мы Ему. Но это же правда. Даже когда мы что-то даем церкви, даем ли безвозмездно, чтобы росло царствие Божие, или чтобы Бог воздал, чтобы вернулось нам сторицей в этой жизни, или было зачтено в будущей. Смотрите, что повествует один из евангелистов, будучи свидетелем происходящего: "Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собирать дидрахмы и сказали - учитель ваш не даст ли дидрахмы. Петр говорит - да, и когда вошли они в дом, то Иисус предупредил его, то есть Петра, и сказал - как тебе кажется, Симон (дальше будьте особо внимательны), цари земные с кого берут пошлины или подати, с сынов ли или с посторонних". (Мф.17.25). То есть Христос явно разделяет общество по отношению к Богу на две категории - есть люди, которые Богу дети, сыны. И Бог с них не берет никогда и ничего. Бог их обогащает, они становятся причастниками Его естества, наследниками Его царствия. А посторонние - это чужие Богу люди, хотя они в храме, в чинах и рясах. Потому они и воспринимают даяние как побор. "С кого берут пошлины и подати - с сынов или посторонних. Петр говорит Ему - с посторонних. Иисус сказал ему – да". Итак, другими словами, сыны свободны, так получается. "Ну, говорит, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду и первую рыбу, которую поймаешь, возьми, открой ее рот, найдешь статир, возьми его и отдай им за меня и за себя". И опять Иисус меня восхищает. Разве у Него не было статира? Разве у Него не было денег дать? Но Он настолько принципиален в том, что "Я вообще не должен так Себя вести. Это дом моего Отца. Я пришел, чтобы отдать жизнь, а не какой-то жалкий статир". Его разорвут гвоздями и плетьми, Он станет жертвой, Он обогатит весь мир, все поколения людей, разве это может идти в сравнение с той жертвой, которую у Него требовали в храме. Но эти религиозные собиратели финансов на храм видели в этом побор. Они были больше заинтересованы, чтобы брать. Они соблюдали закон, чтобы иметь благословение через это. Буквально вчера я сидел в доме моих друзей, по телевидению шла христианская передача. Я был свидетелем того, как человек с экрана заявлял следующее: "Если 300 человек согласятся давать по 58 долларов в месяц на протяжении года, я помолюсь, чтобы вы стали миллионерами, я уже нашел 12 таких человек. 58 долларов для Бога - и вы миллионер". Вы думаете, зрители были заинтересованы давать? Нет, конечно, это люди чужие, посторонние, это люди, заинтересованные в том, чтобы брать. И только. Это попытка сделать бизнес на Боге. Но мы начинали нашу беседу с того, чтобы каждый искал не своей пользы, но пользы другого. И в большинстве случаев, чтобы заглушить нашу совесть, мы просто это прикрываем вуалью, что это мы делаем для Бога, для церкви или для своей семьи. Мне рассказали очень горькую историю. У меня просто заплакала душа, когда я услышал это. Один мальчик подошел к своему отцу и спросил: "Папа, скажи, сколько ты зарабатываешь денег в час?" Отец удивился: "Зачем тебе?" "Ну я хочу знать, сколько ты зарабатываешь в час? - настойчиво не отступал малыш. Отец ответил: "Ну хорошо, 20 долларов. Но все же зачем это тебе?" Мальчик сказал: "Я буду по копеечке собирать деньги, я буду очень стараться найти 20 долларов, и когда я их найду, я заплачу тебе, чтобы ты все отложил и побыл со мною один час". Мы хотим внимания, рассчитываем на хорошую старость, на то, что пожнем уважение. Если же мы так скупо сеем в наших детей, так скупо сеем в царствие Божие, как же мы обманываем себя, думая, что в старости, в вечности, наконец, пожнем так щедро. Я думаю, что для многих будет большим разочарованием и даже шоком, когда однажды такой сын скажет своему отцу-старику: "Папа, у меня нет времени. Я тебе заплачу, я хорошо зарабатываю, я тебя устрою в замечательный первоклассный дом престарелых, тебе там будет уютно и удобно". И этот старик будет глотать в одиночестве слезы и мечтать об одном, чтобы его сын посидел с ним, поговорил, уделил хоть минуту внимания. Но ровно то, что мы сеем в наших детях, вкладываем сегодня в царствие Божие, это все вернется к нам завтра и многое в вечности. Я сейчас молюсь прежде всего о себе, Господи, измени меня, чтобы я всегда мог радоваться всякому успеху каждого человека, чтобы я научил себя видеть и разделять праздник ближнего и незнакомого, чтобы я исполнил Писание, чтобы чья-то радость доставляла мне удовольствие. О, Господь, всем своим сердцем желаю уразуметь и покориться Твоей истине, даже если я ее до конца не пойму. Ты сказал что блаженнее давать, нежели принимать. Ты пришел на землю и никогда не искал выгоды, хотя, имея такую власть, Ты мог покорить себе мир. Ты сказал: "Я пришел не для того, чтобы Мне служили, но чтобы отдать жизнь". Ты склонился перед апостолами, влил воды в умывальницу и мыл им ноги. Ты отдал всего Себя, растратил, никогда ни у кого ничего не попросив взамен. И Твоих противников и конкурентов объял страх, они говорили: ''Смотри, за Ним весь мир идет''. Ты не делал никаких призывов, никуда никого не заманивал, но мы все покорились Твоей любви. Мы признали Тебя Богом наших душ. Господи, научи нас понимать, чтобы мы искали пользы ближнего, обогащали мир своим бескорыстным служением, своей любовью, вниманием, молитвами, чтобы царствие Твое росло. Чтобы мы пеклись и заботились о добре для всех людей и чтобы всегда помнили, что тот, кто скупо сеет, тот скупо жнет. И кто щедро сеет, тот щедро и пожнет.2. Ты против бедных или богатых? Бог наделил землю способностью рожать. И если я весь урожай, который собрал осенью, весь этот замечательный картофель съел до весны и если я не заинтересован сеять, давать и вкладывать, а заинтересован только лишь в том, чтобы съесть, то есть, получить удовольствие, выгоду, то следующей осенью я буду, простите, палец сосать. Принцип таков - я смогу взять только тогда, когда определенную часть того же урожая отделю и отдам земле. Я его должен вернуть земле, чтобы осенью было что взять. Должен посеять, чтобы пожать, оторвать от себя и отдать. Чем больший урожай я хочу получить, тем больше я должен сеять. Секрет любого дела, любого служения или бизнеса, любого строительства, его рост и величина, его будущее и успех зависит не от того, сколько мы возьмем, а от того, сколько мы отдадим. Причем, вкладывать нужно постоянно. От этого зависит рост дела. Прибыль пропорционально связана с вложением. Чем больше я вкладываю, оставляя для себя минимум лишь только для того, чтобы восполнить свои нужды, просуществовать, тем больше имею. В этом принцип Евангелия. Бог никогда не давал обета, что Его дети будут самыми богатыми, это слишком эгоистично. Все, что я нахожу в Писании, это то, что Бог гарантирует восполнять нужды своего народа. Нужда - это моя ежедневная потребность. При таком разумении и подходе к делу начинается рост царствия, рост церкви. Когда я беру только то, что восполнит мои нужды, чтобы я не голодал а был сыт, я не занимаюсь чревоугодием и стяжательством. Я весь этот картофель, причем как можно больше, весной вкладываю в поле. Потом осень - огромная жатва, я мог бы уже не работать, скажем, целых 5 лет. Не сеять, а только потреблять. Но я беру лишь ту небольшую долю урожая, опять кормлю свою семью, чтобы у нее были силы работать, и весь остаток урожая опять сохраняю для весны и... сею. В этом рост. То есть у меня практически только два варианта как себя вести - либо воровать, либо сеять и жать. Господь заинтересован в том, чтобы мы не обогащались за счет того, что обираем других, а только лишь за счет того, что сами отдаем, потому и способно расти царствие Божие. Другими словами, или я буду расти за счет царствия Божьего, или царство Божие будет расти за счет того, что я настроен давать, жертвовать и безвозмездно служить. Вот он ключ. Вспомните советские времена. Были богатые люди, многие умы предвидели, что Россия, как никакая другая страна, имеет перспективу выйти на первое место в мире и стать супердержавой. По полезным ископаемым, по плодородию земель, по трудолюбию народа Россия могла бы быть самой богатой. Но пришли люди, которые были против богатых. Не против бедных, а против богатых. Они не хотели бедных сделать богатыми, они хотели богатых сделать бедными, и они это сделали. То есть эти люди действительно хотели не давать, не отдать землю крестьянам, они хотели брать. На много ли хватило? Да, они раскулачили тех, кто работал, кто что-то имел, а дальше что?.. Я со слезами вспоминаю Максимилиана Волошина, который сказал: "Хлеб от земли, а голод от людей". Это была анархия, это были всего лишь лозунги. Но в тайных мотивах новой власти жила страсть наживы этой волчьей элиты. Они обогащались, а весь народ нищал. А теперь в противовес этому посмотрите на первоапостольскую церковь. В принципе идея социализма очень пересекается с идеей Евангелия и царствия Божия. Разница только в мотивах. Взяли лозунги из Библии: все общее, все люди - братья, перекуем мечи на орала, пролетарии всех стран, соединяйтесь, ничего нет частного и личного, все принадлежит народу. Как замечательно все звучит. Но цель и мотивы этих людей - не обогатить, а обобрать народ. Вот почему сама эта идея проклята. Когда же люди честны и их лозунги и слова не расходятся с их истинными намерениями, - это колоссальный успех. Что же было в первой церкви, написано так в книге Деяния апостолов,2.44- "Все же верующие были вместе и имели все общее". Удивительно, да? Очень даже похоже на то, что нам пропагандировали в советские времена. Но в церкви, действительно, так было, они имели все общее. Каким образом? "Продавали имение и всякую собственность". Заметьте, у них никто этого не забирал, никакой диктатуры не было. Никто не посягал на имение другого. Это был свободный выбор состоятельных членов церкви. Вот оно, желание обогащать других, желание давать, а не брать. "Продавали имение и всякую собственность и разделяли всем, смотря по нужде каждого". В этих нескольких стихах три раза употребляется слово "нужда". Учтите, нельзя было обогатить всю первоапостольскую церковь, но можно было удовлетворить ее нужды, таким образом достигалось равенство. "Смотря по нужде каждого", "у множества же уверовавших было одно сердце и одна душа. И никто ничего из имения своего не называл своим". (Д. Ап.4.32). Возможно, даже те, кто и не продавал своей собственности, все равно не считал и не называл это своим. Если же продавал, не считал свои деньги в церковном банке. Не было, не существовало такого понятия, как "свое", но все у них было общее. И далее, как следствие таких отношений, написаны удивительные слова: "И великая благодать была на всех них. Не было между ними никого нуждающегося". Опять "нужда", "ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам апостолов". (Д. Ап. 4.35). И снова, в 3-й раз, повторяется "и каждому давалось, в чем кто имел нужду". Вот он, подлинник христианства. Вот когда приходит благодать. Вот когда приходит успех. Вот когда растет царствие Божие, когда можно делать могущественные евангелизации, - когда каждый будет заинтересован давать, а не брать. Когда каждый будет заинтересован во вложении, в жертве со своей стороны, тогда будет обогащаться церковь. Вот он основной залог успеха. Мы взаимообогащаем друг друга. Когда все служит во благо народа, тогда церковь, общество или государство способны расти. Иначе мы просто расхищаем, растаскиваем имущество, каждый тянет одеяло на себя, ищет личной выгоды, опять же за счет других. Ап. Павел пишет дальше: "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным..." (1 Тим.6.6). Мы сразу это трансформируем в материальные вещи, подразумевая определенную прибыль, то есть кто-то что-то купил. Но Ап. Павел говорит, что есть великое приобретение, и оно состоит в том, чтобы быть благочестивым и довольным. А благочестие как раз и состоит в том, чтобы отдавать, "чистое и непорочное благочестие, это замечать сирот и вдов в их скорбях". (1 Иак.1.27). То есть, служить их нуждам. А это значит, что приобретение именно в том, чтобы давать. Парадокс. Это совершенно не приживается, не входит в мое сознание, потому что я испорчен. А значит, я должен покорить свое сознание в послушание Христу. Потому, когда я даю - я приобретаю. Мудрость говорит: "Мы ничего не принесли в мир и ничего не можем вынести из этого мира. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем, а желающие обогащаться…" (1 Тим.6.9). – это уже не о нуждах идет речь, нужды восполнены, желание обогащаться - это уже в самом человеке независимо от достатка или нужды присутствует желание брать, просто брать, все больше и больше. То есть само желание, сам стимул обогащаться приводит к тому, что такие люди попадают в сети искушения и во многие безрассудные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Почему таковы последствия подобных увлечений или пристрастий? Потому что корень всех зол есть сребролюбие. Когда деньги не служат нуждам людей, но когда человек становится служителем денег. Вопрос не в богатстве, а в желании богатства. "Сребролюбие есть корень всех зол, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям". (1 Тим. 6.10). Что такое желание обогащаться? Это желание брать и обогащаться, но не желание давать. Это - не желание служить, но получить выгоду, пользу для себя за счет других. Это желание роста за счет того, что я прихожу на чужое поле и собираю урожай. Позвольте предложить вам небольшой пример из книги "Деяния Апостолов". Когда Анания пришел к Апостолам, он знал, как перед этим Осия продал все свое имение и отдал деньги в церковь. Анания видел, как после этого вырос авторитет Осии в глазах народа. Его уважали и любили за то, что он так безвозмездно, без всяких процентов, продав имение, с чистой душой принес деньги и отдал, "блаженнее давать, нежели принимать". И мы даем, но какие при этом преследуем цели? Анания и Сапфира не ожидали взять обратно тот процент и ту часть, которую принесли Апостолу Петру. Попытайтесь меня понять, Анания и Сапфира не были настроены давать, они были настроены иметь. Между ними и Осией - огромная разница. Осия имел желание обогатить свою церковь, Анания и Сапфира делали то же самое, что и Осия, но они были движимы желанием купить себе репутацию. Эти люди хотели поднять себе имя. Они не давали - они брали. Они служили не церкви, а своим личным амбициям, потому один Бог мог видеть, что эти люди испорчены, потому что в них живет не желание обогатить церковь, а желание обогатиться за счет церкви. Бог это ненавидит. Сегодня тоже происходят подобные вещи. Сколько раз берут за горло служителей Божьих те, кто что-то жертвует. Эти люди не заинтересованы обогащать, они хотят распространять свои пределы влияния. Христос сказал: "Смотрите, не делайте, не жертвуйте, не творите никакой вашей милостыни с тем, чтобы видели вас люди". Никто не должен знать, даже ваша правая рука не должна знать, что делает левая. Иначе награды вы не получите. А вот другой пример. Однажды царь содомский потерпел поражение, и его народ, и Лот вместе с ними были уведены в плен. Авраам отнял и возвратил Лота, людей, имущество и набрал добычи. Тогда царь содомский пришел к Аврааму и стал просить его отдать ему людей, а всю добычу и все имение забрать себе за такую услугу. Но Авраам - это святой человек, патриарх, это человек, который разговаривал с Богом, это человек с просвещенным сознанием. Я удивляюсь, насколько Авраам остро мог понимать и видеть подлость содомского царя. Он видел, что этот царь не желает отблагодарить Авраама, он не хочет что-то дать Аврааму взамен за его услугу. Он хочет обогатиться тем, что дает Аврааму. Вы скажете - как это может быть?.. Авраам ему ясно отвечал: Нет, я даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал - я обогатил Авраама. Авраам понимал, что у этого человека неблагодарное сердце, это человек бессовестный. То есть, за счет того, что царь отдаст Аврааму добычу, он будет распространять молву: "Знаете, почему Авраам столь богат, вы знаете, откуда у него все эти стада? Вы думаете, это Бог одарил его? Нет. Это я обогатил его. Это мое золото, мои стада, мои верблюды, шатры, все мое". Это люди, которые просто так ничего не дают даром. Молитва моя о том, чтобы Дух Святой просветил наше сознание, и мы увидели, что во всяком успехе, в каждом деянии, в любых отношениях с людьми существует свой моральный закон. Даже в нашем добре иногда больше вреда, чем пользы. Прибыль - это нечто большее, чем выгода. Бог позаботится о том, чтобы нам воздать. Он сделает это явным, не беспокойтесь. 3. Жать, где не сеял – жестоко. Есть притча в Евангелии о том, что один богатый человек, уезжая в другую страну, дал по фунту серебра каждому из своих рабов. Он сказал чтобы рабы употребляли серебро в оборот, чтобы вернуть его господину с прибылью. Я не боюсь сказать опять, что многие из нас крайне испорчены. Мы никогда не заботимся о престиже и росте кампании. Это чужое, оно к нам не относится, это дело нашего боса или президента, мы здесь простые рабочие. Нас часто просто съедает зависть от чужого успеха, даже если мы работаем в этой кампании или находимся в этой церкви. Наше сердце тяжело переживает чей-то успех. Человек же с чистым сердцем будет радоваться успеху другого. Вернемся к притче. Когда серебро было роздано, эти люди пошли работать. Лично для себя они мало что с этого имели. По большому счету, они просто поднимали большой бизнес этого и так богатого господина. Но когда мы вкладываем свое сердце и время в кампанию, на которую работаем, мы растем за счет этого. Нам же польза от того, что мы обогащаем нашу церковь, общество, или семью, своей добротой, вниманием и участием. Во всяких отношениях мы не можем друг без друга. Мы будем взаимно обогащать или взаимно обирать и обманывать друг друга. Вот и весь секрет. Вот и вся суть, к которой мы пришли. Притча же гласит следующее: некоторые из рабов вкладывали свое время и сердце в порученное дело, чтобы бизнес господина вырос. Когда он вернулся и увидел чистосердечное отношение и желание этих людей принести ему прибыль, он назначил их управляющими, одного над 5, а другого над 10 городами. Положение этих людей выросло от простого рабочего до уровня мэра 5-ти или 10-ти городов. Эти люди сразу вытерли свои грязные руки и сели за красивые столы в офисе, только потому что дело их хозяина выросло. Если я вкладываю в общее дело, то я должен понимать, что это и мое будущее. Мне не безразлично, что происходит в моем городе, чем занимаются молодые люди, я не хочу жить по принципу - моя хата с краю. Когда я заинтересован поднимать общество, когда я молюсь за мой город, за свою страну, за власть, за служителей церкви, когда я болею и переживаю за наше общее дело, - это и есть мудрость. Исходя из притчи, один из рабов, который не хотел работать, сказал своему господину: "Знаешь, я знал, что ты человек жестокий, ты собираешь там, где не рассыпал". Да, мы сейчас немного поговорим о жестокости, потому что корыстолюбие и чистая прибыль имеют большую разницу. Раб сказал: "Ты собираешь там, где не рассыпал, и я верю, что это жестоко, ты берешь там, где ничего никогда не клал". Это жестоко... И господин сказал: "Да, если это так, то ты должен был понимать и отдать серебро мое в рост. Ты должен был давать людям, ты должен был обогатить людей и принести мне чистую прибыль". Я бы хотел, чтобы вы могли видеть разницу. Если меня радует, что я откуда-то получил определенную прибыль, но я там ничего не оставлял, то есть кто-то там что-то оставил, кто-то заплатил, кто-то рассыпал, я же собрал. Это прибыль. Да, это прибыль, но это жестоко. И господин говорит: "Тебе это нужно было честно заработать. Работать и не искать, где бы что-то взять, чего не клал. Это неискренно, это нечестно". Но это живет в нашей природе, мы ищем выгоды без труда, мы хотим при минимальном вложении достичь максимальных результатов. Мы хотим, опять же, кого-то обвести. Мы радуемся, когда на ком-то выехали, когда кто-то "в пролете", кто-то плачет, когда за чей-то счет поели, когда не заплатили за вход и вошли. У нас внезапно обнаруживается тайная внутренняя радость - мы выиграли. А вы уверены, что выиграли? Ведь мы берем там, где кто-то за нас заплатил. Мы радуемся, что поймали двух зайцев. Это жестоко, и не есть прибыль. Вот поэтому господин сказал; что есть чистый путь, ты должен работать, ты должен быть заинтересован в том, чтобы давать и обогащать общество. Тогда бы он пришел и получил свое с чистой прибылью. Некоторые люди с трудом соглашаются, когда я говорю, что Бог больше служит нам, чем мы Ему. Но это же правда. Даже когда мы что-то даем церкви, даем ли безвозмездно, чтобы росло царствие Божие, или чтобы Бог воздал, чтобы вернулось нам сторицей в этой жизни, или было зачтено в будущей. Смотрите, что повествует один из евангелистов, будучи свидетелем происходящего: "Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собирать дидрахмы и сказали - учитель ваш не даст ли дидрахмы. Петр говорит - да, и когда вошли они в дом, то Иисус предупредил его, то есть Петра, и сказал - как тебе кажется, Симон (дальше будьте особо внимательны), цари земные с кого берут пошлины или подати, с сынов ли или с посторонних". (Мф.17.25). То есть Христос явно разделяет общество по отношению к Богу на две категории - есть люди, которые Богу дети, сыны. И Бог с них не берет никогда и ничего. Бог их обогащает, они становятся причастниками Его естества, наследниками Его царствия. А посторонние - это чужие Богу люди, хотя они в храме, в чинах и рясах. Потому они и воспринимают даяние как побор. "С кого берут пошлины и подати - с сынов или посторонних. Петр говорит Ему - с посторонних. Иисус сказал ему – да". Итак, другими словами, сыны свободны, так получается. "Ну, говорит, чтобы нам не соблазнить их, пойди на
|