Польза ближнего. «Черта завета» Черта завета 1. Верность – фундамент завета В этой главе мы будем говорить о завете. Одна из главных характеристик завета - верность. Чем глубже отношения людей с Богом или с ближним, тем серьезнее взгляд на преданность. Во всяких отношениях имеется определенная глубина. Чем больше мы посвящаем кого-то в свою личную жизнь, тем больше мы обнажаемся и открываемся перед ним. Это говорит о доверии. Постороннему или сомнительному человеку мы не можем открыться. Когда соседи делают нам пакости, это не так больно, как измена кого-то близкого. Поэтому верность – фундамент завета. Что же такое завет? Каждая незамужняя девушка мечтает встретить человека, в котором она была бы уверена, который был бы действительно заинтересован в ее счастье. Все годы ее жизни, молитвы и старания уходят на то, чтобы встретить именно такого человека. И вот, двое молодых людей начинают встречаться, дружить, присматриваться друг к другу, питая определенную симпатию. Что же они ожидают один от другого? Почему иногда уходит много месяцев или даже много лет на то, чтобы люди пришли к такой черте, к такой границе, которая называется завет. В данном случае, брачный завет. В каждом из них может присутствовать определенная неуверенность в том, что они до конца друг в друге заинтересованы. Он ли тот любимый, которому я могу полностью довериться? Равным образом человек должен иметь завет и с Богом. Это потребность каждой живой души иметь завет на уровне духа. Кому-то я должен доверять в мире духовном. Если мой дух не находится под определенным покровительством и у меня нет уверенности, что есть некто, заинтересованный во мне, кому не стыдно открыться, выплакаться, я могу быть полностью эмоционально разрушен. Нас учили, что мужчина должен быть сильным. Он никому не должен открывать свои слабости, не должен плакать, но все носить в себе. Это сделало нас жестокими. Мы закрылись. Бог предусмотрел, чтобы у каждого из нас была личность, с которой мы будем в завете. И я, конечно, как человек, состоящий в брачном завете и в духовном завете с Богом, очень счастлив, и могу, без сомнения, свою жизнь назвать полноценной. Почему? Потому что у меня есть близкий человек и у меня есть Бог, перед Которым я не испытываю страха, Он меня не бросит, не предаст. Узнав о моих слабостях, Он не посмеется надо мной. Я уверен, что Он за меня, а не против, что Он будет стоять за меня до конца. Верность во взаимоотношениях - важный элемент в человеческой психологии. Почему в современном обществе все больше укореняется тенденция избегать вступления в брачный завет? Почему сегодня люди предпочитают свободную любовь? Почему они уважают, любят и ценят друг друга, но не до такой степени, чтобы дойти до законных отношений? Мой ответ однозначен - мы не верим друг другу. Всем известно, что завет делает все общим. Если вы возьмете два цвета краски, скажем, желтый и синий, - это два разных тона, они чисты сами по себе. Потом вы берете их и смешиваете вместе, у вас получится совершенно новый оттенок зеленого цвета, из которого вы никогда уже не сможете изъять и восстановить прежнее состояние желтого и синего цвета. То есть, когда мы вступаем в завет, понятие личной жизни и личных интересов перестает существовать. Должен образоваться новый человек, и разорвать, разделить или восстановить нас, как индивидуумов, каждого по отдельности, уже нельзя. Мы становимся одним целым, одной плотью. Даже душевно мы настолько посвящены в жизнь друг друга, что вернуть нас в нашу исходную независимость уже невозможно. Поэтому Бог против развода, ведь это практически никогда и никому сделать не под силу. Пускай завтра мы найдем самых лучших партнеров, но мы уже никогда не сможем опять сочетать свой цвет с кем-то. Нам больше никогда не создать отдельного чистого цвета. Как правило, при смешивании нескольких разных тонов мы намешаем неопределенный грязный цвет. Вот как раз по этой причине человек имеет право с кем-то сочетаться только один раз. Что такое сочетание? Это слияние двух цветов, двух судеб. Мы говорим о величайшей потребности человека во взаимоотношениях. О потребности иметь кого-то, кому можно доверять. 2. Страх недоверия. Однажды я летел из Москвы и смотрел в самолете фильм об одной семье - прекрасной семье, в которой росло двое детей, и сложилась любящая атмосфера. И вот, режиссер представляет такой эпизод. Случается инсульт у мужа - главы семьи, и он попадает в больницу. На операционном столе он звонит своей жене и умоляюще кричит: "Пожалуйста, приезжай скорее - это последние минуты моей жизни, я не выживу". Одним словом, он просит лист бумаги и пишет на нем: "Любимая, моя жизнь была полна, я был очень счастлив прожить с тобою жизнь, вырастить двоих детей. Если я уйду из этой жизни, и эти слова будут последними, я хочу сказать, что все, кем я являюсь и что у меня есть, всецело принадлежит тебе". Под этими словами он подписался дрожащей рукой. Но чудом он остается жив. Его выписывают из больницы, он приходит домой, вручает эту бумагу своей жене с глубоким признанием в своей верности и любви. И что вы думаете? Через короткий промежуток времени женщина берет эту бумагу, идет в суд и подает на развод. Более того, она претендует на дом и все имущество мужа. Судья убеждает ее, что это невозможно, ведь они вместе жили, она носила его фамилию, и если она хочет развестись с ним, то должна получить свою часть, а он свою. И тут она уверенно достает "документ". Да, да, ту самую бумагу, в которой он, задыхаясь от боли, писал свое признание, что все, что у него есть, он отдает ей. Адвокат берет этот огрызок листа как свидетельство и, поскольку на нем имеется подпись, использует в качестве документа, дающего право отсудить у него все нажитое их совместным трудом… Я смотрел и думал: какое безумие, на какую низость и жестокое предательство способен человек? Это не иллюзии режиссера, это взято из жизни. Может быть, не все, может быть, не вы. Но это существует в мире. Поэтому, когда я подхожу к завету, я боюсь, у меня естественный страх. Я понимаю каждую молодую девушку и каждого молодого человека. Мы отдаем себя в чьи-то руки, в чье-то распоряжение. Когда мы дружим и имеем какие-то отношения до момента брачного завета, до бракосочетания в церкви - это всего лишь дружба, просто дружба. У нас нет никаких обязательств, никаких условий друг перед другом, то есть это одна плоскость отношений. Если в подобной ситуации люди расходятся, - это не столь болезненно и это нельзя назвать предательством. Мы были просто друзьями или знакомыми, но не сошлись в интересах. Когда же измена приходит в отношения, основанные на завете, - это предательство. Христос открыто говорит, что непозволительно человеку разводиться с женою своею. Нельзя, запрещено, "в начале так не было". В идее брака у Бога так не было. И до сегодняшнего дня так остается, это запрещено. Но в Евангелии в двух местах написано: кроме вины "любодеяния". То есть, нет причины настолько веской, по которой бы разрешалось человеку развестись, кроме единственной. Это – измена, "прелюбодеяние". Когда в брачный завет, в законные отношения приходят отношения беззаконные, когда мы отдаемся кому-то третьему, не состоящему в завете, тогда сама суть завета нарушена. Завет имеет силу и значимость только тогда, когда он заключен и скреплен верностью. Когда супружеская верность нарушена, завет как таковой перестает существовать. Любой договор имеет силу только при соблюдении условий. Так же и брачный завет: мы имеем право друг на друга тогда, когда мы верны друг другу. Завет перестает существовать, когда он разрушен предательством одной из сторон. Так же и с Богом. Мы не можем претендовать на Божью верность при нашей неверности. Мы не можем ожидать, что Бог будет соблюдать свои условия завета, если мы не соблюдаем своих. Поэтому Бог не настаивает, не подталкивает и не требует никакого завета от человека до тех пор, пока человек не оценит важности завета и сам не пожелает в него вступить. Это должно произойти исключительно добровольно. Человек должен увидеть преимущество или привилегию в том, чтобы состоять в завете с Богом. Он должен пожелать войти в отношения завета с Богом. Бог не спешил заключать завет с Авраамом. Перед тем, как заключить завет, люди должны познакомиться и понравиться друг другу. Они должны провести определенное количество времени вместе и присмотреться, поверить друг другу и удостовериться, что это именно тот человек или та личность, с которой хочется заключить завет. Так было с Авраамом и с другими мужами веры. Это был определенный процесс отношений Бога и человека, доколе не наступил момент, когда Бог пришел к Аврааму ночью и сказал, что хочет заключить с ним и с потомством его завет, и чтобы они носили на теле своем знамение (знак) завета. Бог сказал: "Да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами" (Быт.17.11). Мы иногда думаем, что только мы должны доверять Богу, но, поверьте, в такой же мере и Бог хочет доверять нам. Так же, как мы ищем кого-то, кому мы могли бы доверить свое сокровенное, доверить какие-то планы и знать, что этот человек не предаст нас, а поддержит, посоветует, будет заинтересован в нас. Так же и Бог ищет человека, в которого Он бы поверил. Бог тоже хочет верить в нас. "Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех" (Ин.2.24). После моей свадьбы, я писал своей жене: "Спасибо за сердце, открытое настежь, Спасибо за веру в безверия век. Ты с неба на землю упала на счастье Горячей звездою в холодный снег". Я искал человека, который мог бы в меня поверить, и я нашел человека, в которого поверил сам. Если я верен в доме как отец и муж, если я верен как гражданин государства, если я верен в обещаниях и сроках, которые даю, если я верен в цифрах, которые называю, когда передаю какую-то историю, не преувеличивая и не преуменьшая, если я верен даже в своих эмоциях и живу в гармонии с сердцем, то Бог, обнаруживая во мне эту человеческую верность, обращает на это особое внимание. Христос сказал: "Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?" (Лук.16.10,11). Апостол Павел не зря написал: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1 Тим.5.8). Человек не может быть верен Богу в духовном, если он неверен в земном, человеческом. Это невозможно. Такой человек хуже неверного. Это не просто мирянин, это отступник. И Апостол Павел проводит параллель - если я верен в своем доме, значит, я – верный везде, на меня можно положиться. Бог, видя это, начнет доверять мне. 3. Урок из жизни Иосифа. Я хочу вам показать это на примере из жизни Иосифа. Давайте прочтем несколько выражений из 104-го псалма, это поможет нам точнее увидеть картину: Бог "призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил. Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф". Из этого текста мы видим, что все в жизни Иосифа происходило не без воли Божьей. "Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его". Если мы хотим хоть немного понять действия Божьи: почему Бог проводит этого благословеннейшего человека таким путем, то 19-й стих проясняет нам всю картину. "Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его,.. доколе". Вот ключевое слово – "доколе", то есть до тех пор, до той черты, до того момента, "доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его". То есть, этот человек подвергся испытаниям, жестким, тяжелым, до тех пор, пока сам Господь не убедился, не удостоверился, что теперь можно ему доверять. Бог действительно хотел доверить Иосифу важную миссию, что он должен был осуществить. Бог хотел спасти и прокормить большое семейство патриарха Иакова, и ему нужен был человек, который мог бы правильно себя вести при власти. Который бы не держал обиды, не мстил и не использовал бы большую власть в своих личных интересах. Но как найти такого человека, кому доверить такую огромную власть? Человек не выдержит ничего подобного. Он портится, когда приходит власть. И потому Господь испытывал Иосифа. И в один день этот человек предстал перед фараоном, и ему доверили все государство. Верен ли я, когда вокруг клевета, предательство, измена? Я хочу, чтобы вы увидели, что Иосифу совершенно не мешало оставаться верным даже не смотря на предательство его родных братьев и клевету жены Потифара, которая состряпала о нем грязную историю. Он оставался верным своему Богу и своему призванию. Богу нет разницы – Иосиф ли это, Василий или Александр. Ему все равно какого он пола и возраста, расы и национальности и какое у него образование. Богу нужно проверить, насколько верен человек. Попробуйте почувствовать себя в роли Бога. У вас нет права на ошибку. И при этом вам нужен человек, чтобы через него осуществить большой план: во время голода прокормить все семейство патриарха Иакова. Согласитесь, что вы не сможете это доверить человеку, не проверив его, не испытав. А вдруг Иосиф был бы, мягко говоря, неуравновешенным, как некоторые: только что-то меня задело, я включаю все рычаги, все возможные контакты, чтобы уничтожить соперника. Книга "Бытие" передает фрагмент разговора братьев Иосифа, когда они вспоминают момент его продажи египетским купцам: "Мы видели страдание души его, когда он умолял нас…". Все дальше и дальше уводил караван их родного брата, а он смотрел и кричал, возможно, до последнего думал, что эта злая шутка скоро должна окончиться. Это были неописуемые страдания души доверчивого молодого юноши, принесшего родным братьям пищу из отчего дома. А теперь другая сторона медали. У Бога есть огромный план для него. "Слово Господне испытало его" - этим Бог проверял Иосифа, насколько он может быть верным, чтобы доверить ему огромную работу по спасению своего родства. Давайте посмотрим, как верность Иосифа была проявлена в простых отношениях между людьми. Он прибывает в Египет, его продают на торге. "И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему" - речь идет о Потифаре, - "И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его. И с того времени, как он поставил его над домом своим и над всем, что имел, Господь благословил дом Египтянина ради Иосифа, и было благословение Господне на всем, что имел он в доме и в поле его. И оставил он все, что имел, в руках Иосифа и не знал при нем ничего, кроме хлеба, который он ел. Иосиф же был красив станом и красив лицом" (Быт. 39. 4-6). Какое доверие к рабу? Вы доверяете так кому-то из близких или знакомых? "Все, что имел" Потифар полностью доверил чужому человеку - рабу. Но не прошло много времени, как оклеветанного в попытке насилия, Иосифа бросают в тюрьму. Как же развиваются события дальше? "И отдал начальник темницы в руки Иосифу всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там ни делали, он был распорядителем. Начальник темницы и не смотрел ни за чем, что было у него в руках, потому что Господь был с Иосифом, и во всем, что он делал, Господь давал успех" (Быт. 39.22,23). Если мы будем верны, Господь пошлет нам успех даже среди самых неверных и бессовестных людей, среди самой большой несправедливости, клеветы и сплетен. Иосиф продолжает жить в темнице, но, на удивление, остается верным. Процесс, когда Господь испытывает и проверяет его, чтобы вверить ему огромное служение, продолжается. Представьте себе, в одно утро его помыли, одели и ведут к фараону Египта - величайшего государства, могучей империи того времени. "И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты; ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя" (Быт.41.40). Какое доверие человеку, которого он, в принципе, первый раз видит. Это не фараон доверял Иосифу, это доверял ему уже Сам Бог. Бог поставил Свою печать – "проверен и испытан". Фараон и сам до конца не понимает, что делает. Снял перстень с руки своей и надел его на руку Иосифа - еврея, раба, "одел его в виссонные одежды, возложил золотую цепь на шею ему; велел везти его на второй из своих колесниц и провозглашать пред ним: преклоняйтесь! И поставил его над всею землею Египетскою". "И сказал фараон Иосифу: я фараон; без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской". Если бы этот металл не был проверен, не прошел закалку, если бы в сердце Иосифа присутствовала обида на братьев, она бы сразу переросла в месть. Ведь обида - это всегда детище гордости. Если бы Иосиф имел в себе гордость, копил обиду в сердце, то, получив возможность отомстить своим братьям, первое, что он сказал бы, – "Я найду этих людей". Поверьте, он имел возможность это сделать. Но, к удивлению, проходят годы, его братья приезжают в Египет за хлебом и... Какой же была реакция Иосифа? "Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим. И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов" (Быт. 45.1). Этот человек прекрасно понимал промысел Божий: "И сказал Иосиф братьям своим: я - Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним. И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я - Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда". У него нет печали, огорчения и мести. Он за них беспокоится. "Не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; ибо теперь два года голода на земле: остается еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак, не вы послали меня сюда, но Бог, который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской". Братья прибегают к отцу, рассказывают, показывают царские колесницы, навьюченных ослов, говорят, что Иосиф жив: "и теперь владычествует над всею землею Египетскою. Но сердце его смутилось, ибо он не верил им". Вы можете себе представить, фараон поверил еврею, рабу, а родной отец не верит своим сыновьям. Мы иногда доказываем, клянемся, бьем себя в грудь, иногда повышаем голос и плачем, потому что нам не верят ни родные, ни близкие. Никогда не вините их. Нет вины человека в том, что он кому-то не верит. Вера - явление естественное. 4. Слава верности. В мире предательства, лукавства и измены верность - это то качество, которому нет цены. Господь имел в Своем сердце идею спасения человеческого рода и Он должен был доверять Своему Сыну Иисусу, потому что веками и тысячелетиями через пророков Господь предвещал Его приход и крестные страдания. Он говорил, что воздвигнет, восставит пророка, и всякая душа, которая не послушает слово этого пророка, истребится. Он говорил об Иисусе Аврааму и Давиду, Моисею и другим пророкам и царям о приходе Христа и о спасении, которое Он совершит. Помыслите, насколько авторитет Бога и Его Слова были зависимы теперь от послушания Иисуса. Насколько это ответственно для Бога, у Которого не бывает бессильным никакое слово. Который стоит на Своем слове и никогда не меняется. Тот, Который превознес Слово Свое превыше всякого Своего имени и соблюдает Слово Свое всегда. О Боге написано, что Он - вечно хранящий верность. Он верен в том, что сказал. "Я бодрствую над словом Моим, чтоб оно скоро исполнилось" Иер.1.12. Мне нравится это слово – Он "бодрствует", то есть следит, проверяет, исполнилось ли Его слово. Библия говорит, что Он от Себя отречься не может, даже если мы неверны, Бог пребывает верен. Он не может пойти против Себя. Не может, сказав одно, сделать другое. Не может. Теперь Отец был зависим от того, насколько Иисус будет послушен и верен, не взбунтуется, не пойдет против, не нарушит сказанного о Нем в пророчествах. Но Иисус, Свидетель верный и истинный, вечно хранящий верность. Я просто испытываю удовольствие повторять это: "Вечно хранящий верность". Мы сегодня настолько можем быть потрясены и шокированы поведением некоторых передовых людей в обществе. Авторитеты наши рушатся, пьедесталы валятся, памятникам срывают головы. Как в мире, так и в христианстве. Но есть Одна Основа, есть Одна Скала. Напишите это себе, запомните это. Есть Один, Который вечно сохраняет верность. Потому что от Себя отречься не может. Есть Тот, на Которого мы уповали и уповаем, Который никогда не предаст. Это Он – Господь наш Христос. Когда Иисус оставался верным, Он имел право рассчитывать на взаимную верность Отца. Он вверял себя только Отцу. Об этом свидетельствуют Его слова, что Он и Отец – одно. Когда Христос умирал на кресте, в этот момент бездонного отчаяния Он знал, что душа Его через несколько мгновений провалится в глубины ада, это та сфера, где трудно уже что-то контролировать, это тот духовный мир, где нужно на кого-то уповать. Последние мгновения Его жизни угасают. Пророк Давид видел это и передал состояние Иисуса на кресте. Мы знаем, что это не прозвучало с уст Иисуса, но это звучало в Его духе, потому что это было видимо духом пророческим через века. 15-й псалом гласит: "Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление" (Пс. 15.9,10). Какое утверждение, какая власть! И последние слова, которые Он нашел в Себе силу произнести: "Отче! В руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух" (Лук 23.46). Верность, как и неверность, иногда вообще может выражаться в молчании. Это может быть всего лишь кивком головы, только какой-то внутренней реакцией. Но как Господу хочется, чтобы мы оказались верными. Потому что верность, как ничто другое величит Бога громче, чем все хоры и музыкальные инструменты, чем все славословия и воздеяния наших рук, вместе взятые. Во время тайной вечери, в горнице присутствовала атмосфера любви и поднималась целая волна особых чувств. Ученики с трудом сдерживали эмоции. Петр не выдержал и сказал: "Хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя. Подобное говорили и все ученики." (Мф.26.35). Я думаю, что они были тронуты тем, что Иисус омыл им ноги. Их никто не тревожил, им никто не мешал. Это была особая атмосфера. Они присягали в верности Учителю. Но всего лишь через несколько часов произошло следующее: ''Рабы и служители, разведшие огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся, первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его'' (Ин.18.18). Иисус-то верен, он никогда не укажет на Петра. Иисус отвечал, что всегда говорил явно миру, всегда учил в синагоге и храме, куда иудеи всегда приходили, и тайно Он никогда не учил. "Что спрашиваешь Меня, спроси слышавших, что Я говорил. Вот они знают, что я говорил" (Ин.18.21). Здесь же присутствует и Петр. "И слуги били Его по ланитам" (Мр.14.65). Петр может выйти вперед и сказать, что Иисус говорит правду, ведь Петр был с ним вместе три года: ел, спал и ходил с Ним. Это такой ответственный момент, когда Иисусу так хочется увидеть кого-то, кто поддержит и подтвердит Его слова и встанет на защиту, кто будет сильным не против истины, а за истину. Но Петр отрицательно качает головой… И дальше: "При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил…" (Ин.19.25). Это было самое позорное место, место, к которому никто не хотел подходить, потому что никто не хотел быть причастен к злодеям. Никто не хотел замарать свое имя. Иерусалим был возбужден. Они окружены разъяренной толпой и всеобщим презрением. Может быть, вас не удивляет, но меня просто потрясло, что возле креста стояли не сильные мужчины, а женщины: мама Иисуса, которая родила Его, Мария Магдалина, которая была, вы знаете, кем, Его тетя и молодой ученик Иоанн, который не клялся и не божился. Он разделял боль и позор Распятого. Можем ли мы сказать, что в минуты позора мы стоим у креста? Не в минуты славы когда мы на Фаворе. Нет, мы говорим о верности в минуты распятия истины, когда мы можем просто молчать, но стоять у позорного креста и доказать свою верность, пусть даже молчанием. Мы - не посторонние. От посторонних вообще ничего не требуется. Мы - люди, которые в завете. Мы - суть одно со Христом, и поэтому Он рассчитывает, что мы будем стоять до конца: "Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни" (Отк.2.10). Он это обещал. И Он опять окажется верным и исполнит это для каждого, кто будет действительно верен до смерти. Польза ближнего. «Черта завета» Черта завета 1. Верность – фундамент завета В этой главе мы будем говорить о завете. Одна из главных характеристик завета - верность. Чем глубже отношения людей с Богом или с ближним, тем серьезнее взгляд на преданность. Во всяких отношениях имеется определенная глубина. Чем больше мы посвящаем кого-то в свою личную жизнь, тем больше мы обнажаемся и открываемся перед ним. Это говорит о доверии. Постороннему или сомнительному человеку мы не можем открыться. Когда соседи делают нам пакости, это не так больно, как измена кого-то близкого. Поэтому верность – фундамент завета. Что же такое завет? Каждая незамужняя девушка мечтает встретить человека, в котором она была бы уверена, который был бы действительно заинтересован в ее счастье. Все годы ее жизни, молитвы и старания уходят на то, чтобы встретить именно такого человека. И вот, двое молодых людей начинают встречаться, дружить, присматриваться друг к другу, питая определенную симпатию. Что же они ожидают один от другого? Почему иногда уходит много месяцев или даже много лет на то, чтобы люди пришли к такой черте, к такой границе, которая называется завет. В данном случае, брачный завет. В каждом из них может присутствовать определенная неуверенность в том, что они до конца друг в друге заинтересованы. Он ли тот любимый, которому я могу полностью довериться? Равным образом человек должен иметь завет и с Богом. Это потребность каждой живой души иметь завет на уровне духа. Кому-то я должен доверять в мире духовном. Если мой дух не находится под определенным покровительством и у меня нет уверенности, что есть некто, заинтересованный во мне, кому не стыдно открыться, выплакаться, я могу быть полностью эмоционально разрушен. Нас учили, что мужчина должен быть сильным. Он никому не должен открывать свои слабости, не должен плакать, но все носить в себе. Это сделало нас жестокими. Мы закрылись. Бог предусмотрел, чтобы у каждого из нас была личность, с которой мы будем в завете. И я, конечно, как человек, состоящий в брачном завете и в духовном завете с Богом, очень счастлив, и могу, без сомнения, свою жизнь назвать полноценной. Почему? Потому что у меня есть близкий человек и у меня есть Бог, перед Которым я не испытываю страха, Он меня не бросит, не предаст. Узнав о моих слабостях, Он не посмеется надо мной. Я уверен, что Он за меня, а не против, что Он будет стоять за меня до конца. Верность во взаимоотношениях - важный элемент в человеческой психологии. Почему в современном обществе все больше укореняется тенденция избегать вступления в брачный завет? Почему сегодня люди предпочитают свободную любовь? Почему они уважают, любят и ценят друг друга, но не до такой степени, чтобы дойти до законных отношений? Мой ответ однозначен - мы не верим друг другу. Всем известно, что завет делает все общим. Если вы возьмете два цвета краски, скажем, желтый и синий, - это два разных тона, они чисты сами по себе. Потом вы берете их и смешиваете вместе, у вас получится совершенно новый оттенок зеленого цвета, из которого вы никогда уже не сможете изъять и восстановить прежнее состояние желтого и синего цвета. То есть, когда мы вступаем в завет, понятие личной жизни и личных интересов перестает существовать. Должен образоваться новый человек, и разорвать, разделить или восстановить нас, как индивидуумов, каждого по отдельности, уже нельзя. Мы становимся одним целым, одной плотью. Даже душевно мы настолько посвящены в жизнь друг друга, что вернуть нас в нашу исходную независимость уже невозможно. Поэтому Бог против развода, ведь это практически никогда и никому сделать не под силу. Пускай завтра мы найдем самых лучших партнеров, но мы уже никогда не сможем опять сочетать свой цвет с кем-то. Нам больше никогда не создать отдельного чистого цвета. Как правило, при смешивании нескольких разных тонов мы намешаем неопределенный грязный цвет. Вот как раз по этой причине человек имеет право с кем-то сочетаться только один раз. Что такое сочетание? Это слияние двух цветов, двух судеб. Мы говорим о величайшей потребности человека во взаимоотношениях. О потребности иметь кого-то, кому можно доверять. 2. Страх недоверия. Однажды я летел из Москвы и смотрел в самолете фильм об одной семье - прекрасной семье, в которой росло двое детей, и сложилась любящая атмосфера. И вот, режиссер представляет такой эпизод. Случается инсульт у мужа - главы семьи, и он попадает в больницу. На операционном столе он звонит своей жене и умоляюще кричит: "Пожалуйста, приезжай скорее - это последние минуты моей жизни, я не выживу". Одним словом, он просит лист бумаги и пишет на нем: "Любимая, моя жизнь была полна, я был очень счастлив прожить с тобою жизнь, вырастить двоих детей. Если я уйду из этой жизни, и эти слова будут последними, я хочу сказать, что все, кем я являюсь и что у меня есть, всецело принадлежит тебе". Под этими словами он подписался дрожащей рукой. Но чудом он остается жив. Его выписывают из больницы, он приходит домой, вручает эту бумагу своей жене с глубоким признанием в своей верности и любви. И что вы думаете? Через короткий промежуток времени женщина берет эту бумагу, идет в суд и подает на развод. Более того, она претендует на дом и все имущество мужа. Судья убеждает ее, что это невозможно, ведь они вместе жили, она носила его фамилию, и если она хочет развестись с ним, то должна получить свою часть, а он свою. И тут она уверенно достает "документ". Да, да, ту самую бумагу, в которой он, задыхаясь от боли, писал свое признание, что все, что у него есть, он отдает ей. Адвокат берет этот огрызок листа как свидетельство и, поскольку на нем имеется подпись, использует в качестве документа, дающего право отсудить у него все нажитое их совместным трудом… Я смотрел и думал: какое безумие, на какую низость и жестокое предательство способен человек? Это не иллюзии режиссера, это взято из жизни. Может быть, не все, может быть, не вы. Но это существует в мире. Поэтому, когда я подхожу к завету, я боюсь, у меня естественный страх. Я понимаю каждую молодую девушку и каждого молодого человека. Мы отдаем себя в чьи-то руки, в чье-то распоряжение. Когда мы дружим и имеем какие-то отношения до момента брачного завета, до бракосочетания в церкви - это всего лишь дружба, просто дружба. У нас нет никаких обязательств, никаких условий друг перед другом, то есть это одна плоскость отношений. Если в подобной ситуации люди расходятся, - это не столь болезненно и это нельзя назвать предательством. Мы были просто друзьями или знакомыми, но не сошлись в интересах. Когда же измена приходит в отношения, основанные на завете, - это предательство. Христос открыто говорит, что непозволительно человеку разводиться с женою своею. Нельзя, запрещено, "в начале так не было". В идее брака у Бога так не было. И до сегодняшнего дня так остается, это запрещено. Но в Евангелии в двух местах написано: кроме вины "любодеяния". То есть, нет причины настолько веской, по которой бы разрешалось человеку развестись, кроме единственной. Это – измена, "прелюбодеяние". Когда в брачный завет, в законные отношения приходят отношения беззаконные, когда мы отдаемся кому-то третьему, не состоящему в завете, тогда сама суть завета нарушена. Завет имеет силу и значимость только тогда, когда он заключен и скреплен верностью. Когда супружеская верность нарушена, завет как таковой перестает существовать. Любой договор имеет силу только при соблюдении условий. Так же и брачный завет: мы имеем право друг на друга тогда, когда мы верны друг другу. Завет перестает существовать, когда он разрушен предательством одной из сторон. Так же и с Богом. Мы не можем претендовать на Божью верность при нашей неверности. Мы не можем ожидать, что Бог будет соблюдать свои условия завета, если мы не соблюдаем своих. Поэтому Бог не настаивает, не подталкивает и не требует никакого завета от человека до тех пор, пока человек не оценит важности завета и сам не пожелает в него вступить. Это должно произойти исключительно добровольно. Человек должен увидеть преимущество или привилегию в том, чтобы состоять в завете с Богом. Он должен пожелать войти в отношения завета с Богом. Бог не спешил заключать завет с Авраамом. Перед тем, как заключить завет, люди должны познакомиться и понравиться друг другу. Они должны провести определенное количество времени вместе и присмотреться, поверить друг другу и удостовериться, что это именно тот человек или та личность, с которой хочется заключить завет. Так было с Авраамом и с другими мужами веры. Это был определенный процесс отношений Бога и человека, доколе не наступил момент, когда Бог пришел к Аврааму ночью и сказал, что хочет заключить с ним и с потомством его завет, и чтобы они носили на теле своем знамение (знак) завета. Бог сказал: "Да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами" (Быт.17.11). Мы иногда думаем, что только мы должны доверять Богу, но, поверьте, в такой же мере и Бог хочет доверять нам. Так же, как мы ищем кого-то, кому мы могли бы доверить свое сокровенное, доверить какие-то планы и знать, что этот человек не предаст нас, а поддержит, посоветует, будет заинтересован в нас. Так же и Бог ищет человека, в которого Он бы поверил. Бог тоже хочет верить в нас. "Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех" (Ин.2.24). После моей свадьбы, я писал своей жене: "Спасибо за сердце, открытое настежь, Спасибо за веру в безверия век. Ты с неба на землю упала на счастье Горячей звездою в холодный снег". Я искал человека, который мог бы в меня поверить, и я нашел человека, в которого поверил сам. Если я верен в доме как отец и муж, если я верен как гражданин государства, если я верен в обещаниях и сроках, которые даю, если я верен в цифрах, которые называю, когда передаю какую-то историю, не преувеличивая и не преуменьшая, если я верен даже в своих эмоциях и живу в гармонии с сердцем, то Бог, обнаруживая во мне эту человеческую верность, обращает на это особое внимание. Христос сказал: "Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?" (Лук.16.10,11). Апостол Павел не зря написал: "Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного" (1 Тим.5.8). Человек не может быть верен Богу в духовном, если он неверен в земном, человеческом. Это невозможно. Такой человек хуже неверного. Это не просто мирянин, это отступник. И Апостол Павел проводит параллель - если я верен в своем доме, значит, я – верный везде, на меня можно положиться. Бог, видя это, начнет доверять мне. 3. Урок из жизни Иосифа. Я хочу вам показать это на примере из жизни Иосифа. Давайте прочтем несколько выражений из 104-го псалма, это поможет нам точнее увидеть картину: Бог "призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил. Послал пред ними человека: в рабы продан был Иосиф". Из этого текста мы видим, что все в жизни Иосифа происходило не без воли Божьей. "Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его". Если мы хотим хоть немного понять действия Божьи: почему Бог проводит этого благословеннейшего человека таким путем, то 19-й стих проясняет нам всю картину. "Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его,.. доколе". Вот ключевое слово – "доколе", то есть до тех пор, до той черты, до того момента, "доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его". То есть, этот человек подвергся испытаниям, жестким, тяжелым, до тех пор, пока сам Господь не убедился, не удостоверился, что теперь можно ему доверять. Бог действительно хотел доверить Иосифу важную миссию, что он должен был осуществить. Бог хотел спасти и прокормить большое семейство патриарха Иакова, и ему нужен был человек, который мог бы правильно себя вести при власти. Который бы не держал обиды, не мстил и не использовал бы большую власть в св
|