"И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.
И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал, пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий.
Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над ним надпись, написанная словами Греческими, Римскими и Еврейскими: Сей есть Царь Иудейский.
Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же напротив унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!
И сказал ему Иисус: истинно говорю Тебе, ныне же будешь со Мною в раю"
Лук. 23,33-43.
I. Великая трагедия на Голгофе. Из прочитанных слов Святого Евангелия перед нами вырисовывается великая трагедия. И особенно - состояние характеров тогдашних людей, характеров того общества.
1. Происходило событие страшной казни преступников перед юридическим законом. Виновных преступников вешали на деревянных крестах. И вместе с преступниками казнили и невинного Иисуса Христа.
Так часто у грешных людей бывает, что осуждают невиновного. До какой низости может грешный человек опуститься, чтобы насмехаться над виновными и тем паче над невиновным. Так поступать - безрассудно, бессердечно и очень жестоко.
2. Собралось здесь на это зрелище очень много народа разнообразного по своим характерам, образованности и по духовным и материальным цензам.
Согласно Писанию, всех присутствующих на Голгофе мы можем разделить на шесть групп:
а) Был простой народ, который стоял и только смотрел. Они не плакали и не смеялись. Они молчали. Они были как бы нейтральными зрителями.
б) Были там воины-палачи, совершавшие казни по приказанию старших своих начальников. Они исполняли приговор суда. Такова была их воинская обязанность по воинской дисциплине. Христос как-то разделял степени, на ком бывает в таких случаях больше греха, а на ком меньше. Христос Пилату говорил: "...более греха та том, кто предал Меня тебе" (Иоан. 19,11).
Осужденные из евреев и из других наций, завоеванных римлянами, осуждались к смерти распятием. А провинившихся римских граждан не распинали. Их по приговору обезглавливали мечом.
Воины - это группа людей. Они, как марионетки, исполняли то, что им приказывали начальники. Не по своей воле, а по воле других они действовали. Так иногда бывает в жизни людей. Многие поступки свои люди вершат не по своей воле, а подчиняясь воле других, в силу безвыходного состояния для себя.
Здесь, на Голгофе, мы видим, что эти воины делали даже над Иисусом Христом то, чего им и не приказывали и чего они могли бы не делать. Например, они "насмехались и издевались" над жертвой своими едкими словами, над жертвой невинной - Иисусом Христом. Это уже они делали по своей греховной воле, по своей жестокости. Я полагаю, они это делали по своей воле, чтобы угодить "старшим", которые это делали. Как, например, священники, начальники, старейшины, книжники, фарисеи. Это было уже излишне, не по приговору это, а по их собственной воле, по их греховной жестокости, в угоду другим - как человеко-угодничество. Иоанн Креститель как-то поучал воинов, говоря: "Никого не обижайте... довольствуйтесь своим жалованием" (Лук. 3,14).
в) Были на Голгофе и ученики Иисуса Христа, Его последователи. Конечно, они были не много времени здесь и разбежались от страха, о чем их и предупреждал Христос, говоря: "Все вы оставите Меня одного" (Мтф. 26,12; Иоан. 16,2-32).
Но Мария, мать Иисуса Христа, и ученик Христа Иоанн не убежали с Голгофы. Они видели и слышали все, что происходило на Голгофе. Ученик Христа Иоанн был знаком первосвященнику и потому, наверное, он не очень боялся быть схваченным (Иоан. 18,15). А мать Иисуса, Мария, готова была и умереть вместе со своим любимым Сыном. Любовь материнская иногда доходит до самопожертвования ради своих детей. Но как тяжело было для нее переносить такое горе!
Хорошо еще то, что Христос о ней позаботился и там, на Голгофе, поручил ее Иоанну, ученику Своему, наверное, уже оставшемуся сиротой в то время, после смерти родителей (Иоан. 19,26).
г) Была тут и группа людей особенных. Людей образованных, почитаемых в то время в народе самыми лучшими, в отличие от простого народа. Писание говорит о них, что они были "начальники" - старейшины, первосвященники, книжники, фарисеи.
Но как они плохо вели себя там, на Голгофе, как они плохо поступали со Христом (Мтф. 23,13; 23,27-28)! Писание говорит, что они над Христом издевались, оскорбляли Его, невинного, незаслуженно, смеялись над Ним, чего им не следовало бы делать. Ведь они этим подавали пример другим для подражания. Этим, возможно, они соблазняли воинов. А соблазнять других на греховные дела - великий грех, о чем говорит Сам Христос (Мтф. 18,6-7). Недаром Христос говорил о таких людях раньше, что они подобны гробам, снаружи крашенным, а внутри полным костей мертвых. И действительно, у таких людей добро их только напоказ, а внутри все у них - зло (Мтф. 23,27).
д) Были там и настоящие разбойники, осужденные на смерть, повешенные на крестах по обе стороны от невинного Христа. Христа причислили к разбойникам, повесив на кресте и прибив над головой табличку с надписью: "Сей есть Царь Иудейский". Конечно, для насмешки, хотя это все была истинная правда. Христос действительно Царь всех царей. И не только Царь Иудейский, но и Царь Царства Небесного, Царства вечного, о чем Он и Сам говорил раньше (Мтф. 16,28; Лук. 22,30; Иоан. 18,36).
е) Был здесь и Христос - как бы в шестой группе (мы условились разделить всех по группам). Да, в этой группе Христос был один (Ис. 63,3).
Поведение Христа на Голгофе в это время было божественно-святым, достойным подражания Ему в ту смертную пору, когда и нам придется умирать. Мне кажется, Христос Своим поведением во время Его умирания убедил очень многих людей, наблюдавших там, что Он действительно Бог во плоти человеческой. Он, как агнец пред стригущими, был безгласен. Он не просил пощады, не жаловался на обижающих Его, насмехающихся над Ним. Он терпеливо и молча сносил самые страшные мучения перед смертью. Да, вот так умирать, как Христос умирал на Голгофе, - это великий подвиг души в терпении.
Мне, как медицинскому работнику, приходилось видеть многих умирающих, из которых, кажется, я только одну сестру в Господе видел умиравшую именно так терпеливо, как и Христос. Она отказалась даже от помощи в страданиях, от уколов, обезболивающих средств - морфия, промедола, говоря: "Мой Господь Иисус Христос, умирая, отказался пить поданный ему напиток, который облегчал самый страшный момент умирания" (Мрк. 15,23). Эта было в селе Кисличеватом Томаковского района. Да, есть такие очень терпеливые люди!
II. Простит ли Бог грехи людям, распинавшим Христа и так над Ним смеявшимся?
Вот вопрос: можно ли нам узнать - Бог простил или не простил грехи человеку? Мне кажется, я не ошибусь если отвечу на этот вопрос так: Бог этим людям их поведение и грехи простил. Я так думаю, руководствуясь следующими аргументами:
1. Когда Бог прощает, то у такого человека происходит покаяние. Покаяние - это перемена мыслей. Греки называли такое состояние словом "метанойя". Покаяние - это дар Божий. И если кому Бог не дает покаяния, то такой человек и не кается, не меняет своих мыслей, не осуждает себя за грех. Он не хочет это делать сам для себя. Не хочет он каяться. Писание учит нас, что такое состояние может быть и в этом веке и в будущем. Это уже состояние, равное хуле на Духа Святого, Который в человеке производит "хотения и действия" (Фил. 2,13). Если же человек теряет Духа Святого от Бога, то "хотение" у него не сможет происходить. Это и есть хула на Духа Святого. Человек сам не хочет каяться, и потому Бог не может ему насильно давать покаяние "ни в сем веке ни в будущем".
Но если человек кается, то Бог его прощает. Вот по этому и можно узнать, что Бог прощает грехи и преступления человеку. Об этом Святое Писание нас так и учит. "Не даст ли им Бог покаяния" - так говорят апостолы Христа (2 Тим. 2,25; Деян. 5,3; 11,13).
Грехи же вообще всем людям уже прощены. Но вот покаяние Бог кое-кому не дает, не дает потому, что они сами не хотят каяться в своих грехах, хотя и прощены им их грехи уже. В Евангелии от Марка так написано: "Да обратятся и прощены будут" (4,12). Христос ведь уже умер на Голгофе за всех людей. Значит, всем людям уже грехи прощены. Они за них уже не отвечают. За это уже ответил Христос. Но, увы, некоторые люди будут осуждены за один только грех неверия во Христа - Спасителя (Иоан. 16,8-9).
2. Простой народ с Голгофы шел, как написано, "бия себя в грудь", наверно, со слезами, с сердцем сокрушенным (Лук. 23,48). И даже начальник воинов, сотник, каялся: "...истинно Человек Этот был Праведник" (Лук. 23,47), Так он говорил о Христе Распятом. Я полагаю, что по его примеру так поступали и солдаты, бывшие в его подчинении, воины, распинавшие Христа по его приказанию, во исполнение приговора суда.
3. Наверное, для того, чтобы они там покаялись, Бог произвел тогда на Голгофе знамения. Пришла тьма среди белого дня. И произошло землетрясение во время смерти Иисуса Христа. Они так напугали людей, что те начали каяться. А известно, что когда тревога - тогда и до Бога. Тогда люди обращаются к Богу скорее. "И весь народ... видя происходившее, возращался, бия себя в грудь" (Лук. 23,48).
4. Кроме того, Христос говорил: "Всякому просящему - дастся". Если они просили Бога о прощении их за это греховное дело, то Бог несомненно дал им прощение, ибо Христос неправды не говорил. "Просите, и дано будет вам" (Мтф. 7,7).
5. Кроме того, Христос еще молился Отцу Небесному - просил Отца простить им все то, что они делали нехорошего на Голгофе. Христос в молитве Своей говорил так: "Отче! прости им, ибо не знают, что делают" (Лук. 23,34). И потому даже по этой просьбе Христа греховные дела простого народа, кричавшего "распни", а также воинов, распинавших Христа и ругавшихся со смехом над Ним, Бог простил, ибо они каялись, "бия себя в грудь" и говоря, что Христос "истинно... был праведник" (Лук. 23,47).
6. Но вот Писание не сообщает о том, чтобы начальники - первосвященники, старейшины, книжники, фарисеи - там каялись "бия себя в грудь". Нет, они не били себя в грудь. Они были уверены, что правы, что им каяться не надо, что они все правильно делают и даже то, что над Христом они смеялись и смеются. Из этого видно, что Бог не мог им давать покаяния, как другим, хотя они хорошо знали истину о Христе Мессии по учению Ветхого Завета. Во всяком случае, знали истину они лучше, нежели ее знал простой народ. Они только эту истину понимали неправильно.
Они не верили словам учения Иисуса Христа и упорно не хотели переменить свое неправильное мнение, не хотели каяться. Да еще и другим мешали каяться, не допуская людей к лучшему. Христос говорил о таковых, видевших чудесные дела Его, но объяснявших их неправильно, говоря о Христе неправду людям (Мтф. 23,2; 23,13; 9,34).
1. Их ничто не убеждало в том, что Христос это не просто Человек, но Бог во плоти человеческой. Их не убеждали покаяться даже эти знамения на Голгофе, знамения страшные, как например, тьма среди ясного дня, а потом и землетрясение. А впоследствии их не убеждало и то, что Христос воскрес и с Ним воскресли многие тела святых, которые даже явились многим во святом их городе (Мтф. 27,50-54).
Их не убеждало и то, что народ каялся и каялись даже и воины с их командиром - сотником. Они не хотели каяться даже и тогда, когда воины, сторожившие гробницу Христа, видели, как Христос воскрес, и об этом они говорили этим "начальникам" и первосвященникам, что Христос воистину воскрес. Они же не поверили даже и очевидцам этого чуда воскресения (Мтф. 28,11-15).
Их души были мертвы для покаяния и помилования их Богом. Они противились истине упорно. И потому Бог не мог давать им покаяния, если они этого не хотели сами. От них отступил Дух Божий, Который "производит" в сердцах людей "хотение и действия" (Фил. 2,13). Они были уже бессердечными людьми.
Не дай Бог никому из нас вот так ожесточаться в жизни, чтобы и каяться не желать. Сохрани нас всех Бог от такого состояния гибельного.
III. Но из этой трагической картины меня наиболее интересует поступок Иисуса Христа на Голгофе, даже умирающего, поступок с разбойником, которому Христос сказал, что Он его принимает в рай сегодня же. И будет Христос с ним в раю вместе после смерти, и это будет уже вечно.
1. Нам, верующим в Бога, всем хочется быть после нашей смерти в раю с Богом Иисусом Христом. Ведь со Христом там в вечности можно быть вечно счастливым и блаженным.
2. Священное Писание описывает в Евангелии жизнь людей после их смерти в двух состояниях. Одни оказываются, как Христос говорил, в раю со Христом, как ветхозаветные праведники оказывались на лоне Авраамовом, в великой радости и веселии. А другие, как умерший богач, по словам Христа, очутился в аду (Лук. 16,19-31). Богач оказался в больших мучениях.
И страшно то, что такое состояние после смерти уже почти необратимо, если Бог Сам на праведном суде потом не изменит по Своей милости это положение. Там все будет вечным и неизменяемым.
3. Нам всем хочется быть в раю. Но что же нам надо делать, чтобы, как тот разбойник, тоже иметь право быть в раю со Христом? Что же Иисусу Христу понравилось в этом разбойнике, что Он его принимает в рай, говоря ему: "Ныне же будешь со Мною в раю"?
Мы, верующие и даже проповедники Христа, как-то не продумали серьезно учение Иисуса Христа по Его Духу, а только толкуем и разъясняем другим его буквально. И потому иногда кое в чем мы ошибаемся и неправильно понимаем те условия, которые необходимо иметь нам, чтобы попасть в рай к Господу.
Мы утверждаем, иногда даже категорически, что:
а) попасть в рай могут только люди святые и беспорочные, верою во Христа крестившиеся и во Христа облекшиеся, как написано в Послании к Галатам (3,27). А потом еще, кто не будет веровать (значит, и не крестится в воде во имя Отца и Сына и Святого Духа), тот будет осужден. Так мы рассуждаем, согласно словам Самого Христа, написанным в Ев. Марка (16,16). И тогда, конечно, "осужденный" Богом человек в рай попасть не сможет. Здесь же мы видим: разбойник, только что ругавшийся над Христом вместе с другим, а потом и без водного крещения и евхаристии, т. е. причащения и без других кое-каких ритуальных традиционных условий, принимается Христом прямо в рай, в то место, в котором будет находиться в вечности Он со Своей Церковью, как написано в Откровении, в скинии собрания строения небесного и вечного.
Значит, Церковь Христа начала здесь, на земле, строиться Христом не со дня Пятидесятницы, как учат некоторые богословы. Она раньше Пятидесятницы родилась от Христа. Я считаю, что к числу первенцев Церкви, которая на небесах уже, принадлежат апостолы Христа и еще присоединившиеся к Телу Христа, Его Церкви, до Пятидесятницы. В числе таковых будет и этот разбойник, которому Христос сказал: "Ныне же будешь со Мною в раю" (Лук. 23,39; Евр. 12,23). Этот разбойник тоже будет в числе первенцев Христовой Церкви. Церковь Христа, как Ева, создалась Богом сразу же, как Адам уснул. Христос Иисус - второй Адам. Он уснул на Голгофе, и Церковь начала создаваться сразу же.
2. Мы иногда забываем, что Бог очень милостив и милость Свою может оказывать даже разбойникам. И этому разбойнику Христос оказал милость - помимо наших традиционных пониманий о спасении души в Его небесном раю (Рим. 9,14-16).
3. Что же понравилось Христу у разбойника, получившего от Христа право быть в раю? Нам это очень важно знать, чтобы тоже иметь право быть в раю со Христом, если мы этого хотим.
а) У него была вера во Христа, как Бога, воплотившегося для спасения погибающих людей. Он верил, что Христос - это Господь и Он - Царь Царства Небесного, а не только Царь Иудейский, как это гласила надпись Пилата, прибитая ко кресту Христа: "Сей есть Царь Иудейский".
Этот разбойник верил, что Христос действительно есть Царь Царства Небесного, в которое Он придет, чтобы царствовать. Вот потому он и просит Христа, говоря: "помяни меня. Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" (Лук. 23,33). Это очень важно.
б) Истинное покаяние - покаяние с плодами. Истинное покаяние состоит из четырех частей:
- остановитесь на путях ваших (Иер. 6,16; Пс. 45,11);
- ко Мне обратитесь и будете спасены (Ис. 45,22);
- покайтесь и веруйте в Евангелие (Мрк. 1,15);
- раскайтесь. Раскаяние - это сожаление о том, что до сих пор все делалось не так, как надо было делать (Иов. 42,6; Иер. 8,6).
У разбойника все это было в наличии. И это можно даже проверить по его словам и по его делу там, на Голгофе, по исповеданию, по поведению на кресте со Христом и с другими.
У него была остановка на пути грешном - на кресте. Остановка, правда, случилась поневоле, в виду юридического закона власти, которая не напрасно носит меч для наказания преступников и злодеев. Конечно, было бы гораздо лучше сделать остановку в грешной жизни на своем пути раньше и добровольно, чем тогда, когда останавливает тебя милиция. Или когда останавливает на пути нашем грешном смерть. Но хорошо, что разбойник все же остановился.
У него было обращение к Богу. Он обратился ко Христу в своей молитве, говоря: "помяни меня, Господи, в Царствии Твоем".
У него было и истинное покаяние, т. е. перемена мыслей о себе самом, о Христе, о Царстве Божьем - Небесном. Например, он себя осуждает и даже говорит об этом Другу своему: "Мы осуждены справедливо. Мы достойное получаем". Это признание себя виноватым перед Богом и даже перед людьми. Он друга своего унимал, чтобы тот не ругался и не насмехался над Христом: "Или ты не боишься Бога, что смеешься над Тем, Который ничего худого не сделал?".
У него было и раскаяние, т. е. самоосуждение, сожаление о прошлом своем - очень плохом. Он неправильно жил до сих пор, неразумно и отчаянно и теперь сознается: "Достойное по делам нашим приняли".
Мы думаем, что в наших собраниях люди каются, как мы говорим, заявляют открыто, что они хотят служить Господу, и мы считаем, что они каются. Но, увы... иногда мы, так думая, ошибаемся. И действительно, если у них нет этих четырех частей в комплексе истинного покаяния, т. е. нет остановки на их грешном пути, нет обращения к Богу в своей молитве, нет перемены мыслей своих о себе, о Боге, о людях и нет раскаяния, т. е. сожаления о том, что до сих пор у них не было этого в их сознании, то это не есть истинное покаяние, как оно не было истинным и у фараона - царя Египетского, которого Бог не помиловал, а погубил (Исх. 8,8; 9,27). Или, например, у Иуды-предателя, который раскаивался, но, увы, он не каялся, т. е, не переменил мысли свои о Христе Иисусе, как о Боге во плоти человеческой. Потому сам себя и погубил, повесившись, но не обратился ко Христу с молитвой покаяния о прощении ему его греха (Мтф. 27,3-5). в) Кроме этих четырех частей истинного покаяния, у этого разбойника было и рождение свыше. Рождение от воды - учения Иисуса Христа и от Духа Святого. Рождение же от Духа Святого свыше узнается по признаку такому: когда человек еще до своей смерти физической видит Царство Божье и, видя его, входит в него верой. Такой человек видит Царство Божье и Царя этого Царства - Христа Иисуса Господа нашего. Он, как тот человек с чистым сердцем, который Бога узрит везде и всюду. В себе, в других, в Церкви Христовой и во всей окружающей природе. Этот разбойник разговаривает со Христом, как с Царем Царства Божьего, значит, он не только верующий, а возрожденный. Не таков, как был верующий Никодим, который Христа Иисуса видит и называет еще только Учителем, но не Господом Богом во плоти (Иоан. 3,2).
г) У этого разбойника уже было и исповедание Христа, как написано "сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению" (Рим. 10,10).
д) У этого разбойника было и исполнение заповедей Иисуса Христа по духу Нового Завета. Христос говорил: "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их... тот возлюблен будет Отцем Моим, и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам" (Иоан. 14,21-22). Этот разбойник:
- молится Христу Богу. Христос учил молиться Богу. Это одна из заповедей Христа;
- он обличает грех. Например, грех своего друга. Христос и апостолы учили обличать грех и у других (Мтф. 18,15; Еф. 5,11);
- он проповедует о Христе другим, говоря: "Он ничего худого не далал". У Христа есть на это заповедь: "Проповедуйте Евангелие всей твари".
А это и есть все то, что Христу нравится и что дает человеку такому право быть после своей смерти в раю со Христом во веки веков в Его Царстве Небесном.
В заключение можно суммировать, повторить кратко то, что дает право быть в раю со Христом Иисусом после физической смерти каждому человеку. У разбойника была вера в Христа Бога, как Царя Царства Небесного. А это очень важно. У него было истинное покаяние со всеми четырьмя признаками. Остановка на пути своем грешном, потом: обращение, покаяние, раскаяние, возрождение свыше от воды и Духа Святого - исповедание своего состояния перед Богом, прославление Христа Господом Богом, исполнение заповедей Иисуса Христа, молитва Богу Христу, умоляя Его о себе, проповедь о Христе другим и даже своему другу. Как хорошо, если в человеке имеется все то, что Христу нравится. Это и дает право такому человеку быть в раю, со Христом вместе в Его Небесном Царстве вечном, после физической смерти на земле.
IV. Послушайте еще о предании, рассказывающем об этом разбойнике Дисме.
Во время оккупации римлянами иудеи жили очень бедно. И потому по большой нужде некоторые занимались разбоями. Они грабили в пустынях прохожих или проезжих. Такой была и большая шайка разбойников, в которой главарем был этот Дисма и его друг Гистас. У Дисмы сердце было доброе. Предание рассказывает об одной встрече в пустыне. Они много времени сидели в пустыне около дороги, где уже никто не появлялся ни пешком, ни проездом. Кушать у них уже не было ничего, и они голодали. Вдруг смотрят они из своей засады и видят: кто-то по дороге из Иудеи в Египет едет на оспе. Они решили его ограбить, отнять осла, чтобы зарезать его себе на мясо.
А это ехали Иосиф, Мария, мать Христа, вместе с Младенцем. Они убегали от Ирода, чтобы спасти Иисуса Христа от Ирода, приказавшего в Вифлиеме и его окрестностях убивать детей от двух пет и ниже. Об этом сообщает нам Мтф. 2,13-16.
Иосиф вел осла, а сам шел пешком. Мария с Младенцем Христом сидели на осле. Разбойник стал отнимать осла у Иосифа, который сопротивлялся грабителю. Разбойник этот хотел уже поразить Иосифа мечом насмерть, но другой разбойник, Дисма, пошел осматривать вещи сидевших на осле Марии с Младенцем Иисусом на руках. Мария стала говорить разбойнику Дисме, атаману шайки, чтобы их не обижали. Говорила приблизительно так: "Не обижайте нас, ради Христа, этого Младенца. Младенец этот есть Сын Божий. Он должен, по пророчествам, стать Царем Израиля, сесть на престоле Давида, как говорил и пророк Исайя (9,6-7). И когда Он будет Царем, то Он вспомнит вам вашу милость и благословит вас счастливой жизнью".
Дисма повелел Марии показать ему этого Младенца Христа - Сына Бога. Младенец показался Дисме очень красивым, и он сказал: "Да, такой Ребенок мог родиться только от Бога, но не от людей". Обернувшись, Дисма увидел борьбу Иосифа с разбойником, уже занесшим меч свой, чтобы поразить Иосифа за осла, которого тот не отдавал. Тогда Дисма как атаман громко крикнул этому второму разбойнику с мечом и приказал ему: "Стой! Не будем трогать и обижать бедных людей, ради Младенца в их руках - Сына Божьего!"
Таким образом Иосиф с Марией и Младенцем Иисусом Христом были спасены, отпущены и пошли в свой путь по пустыне в Египет, чтобы скрыться от Ирода.
На Голгофе же разбойник Дисма, конечно, не узнал через столько времени Христа. Но, наблюдая за поведением Распятого и читая над головой Христа надпись Пилата "Сей есть Царь Иудейский", он подумал: а может быть, это тот бывший Младенец, Которого я видел тогда в пустыне?
Когда же Дисма присмотрелся внимательней к женщине, здесь стоящей и так горячо плакавшей, он узнал в ней Марию - мать Иисуса Христа - того Младенца, Которого они помиловали в пустыне. И Дисма перестал тогда оскорблять Иисуса Христа, что он делал тоже раньше до этого. Так ведь написано и в Мтф. 27,44. Дисма обратился ко Христу с просьбой: "Помяни меня, Господи, в Царствии Твоем, когда придешь". Дисма видел Христа теперь уже своей верой, слышал молитву Христа на кресте о прощении людям грехов их: "Ибо не знают, что делают". И Дисма поверил Христу, поверил тому, что Христос придет опять и что Христос все же будет Царем. И потому по его вере Христос ему ответил: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю". Таково предание.
На этом я и закончу нашу беседу о спасении Христом Иисусом, спасении не только святых и беспорочных. Но о спасении всех уверовавших во Христа, Спасителя всех людей, с покаянием молящихся Христу Спасителю. Даже таких, как разбойник Дисма.
Слава и благодарность Господу Богу за Его милость к нам, грешникам!
|