Иоан. 4,4-43.
Первая встреча человека с Христом, своим Спасителем.
Встреча с Христом женщины из Самарии у колодца Иакова весьма поучительна. Прочтем о ней повествование евангелиста Иоанна кратко и выборочно:
"Надлежало же Ему (Христу) проходить чрез Самарию. Итак приходит Он в город Самарийский называемый Сихарь (Слово "Сихарь" в переводе с еврейского означает - пьяный город, или город лжи)... Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя; было около шестого часа. (По нашему украинскому времени это был
полдень, в Палестине тогда сильно было жарко от солнца). Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить ...Женщина ... говорит Ему: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий, и кто говорит тебе: "дай Мне пить", то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина говорит Ему: господин! Тебе и почерпнуть не чем, а колодезь глубок: откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше Отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь, и сам из него пил, и дети его, и скот его?
Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды текущей в жизнь вечную. Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда. Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала. Женщина говорит Ему: господин! вижу, что Ты пророк; отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу; ...но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет себе: Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою... Тогда женщина оставила водонос свой, и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос? Они вышли из города и пришли к Нему,
Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал: у Меня есть пища, которой вы не знаете... Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его... А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так-что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут... Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие Самаряне из города того уверовали в Него... просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
И еще большее число уверовали по Его слову, а женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос!" (Иоан. 4,4-42).
В этом рассказе евангелиста Иоанна о встрече самарянки с Христом для нас открывается чудная панорама глубоких истин. Обратим внимание на следующее:
1. Продумаем о биографии женщины этой, самарянки.
2. Посмотрим на содержание беседы Христа с самарянкой.
3. Обратим серьезное внимание на откровение Иисуса Христа для познания верой и принятия Его в свое сердце как Господа.
I. Биография самарянки.
а) Слово "биография" означает: биос - жизнь, графия - описание). В нашем рассказе о самарянке оно будет означать описание ее жизни. И описание ее встречи с Христом.
1. Обстоятельства встречи были трудными. Она пришла черпать воду, видно, издалека. Ведь из города она пришла в полдень, когда была большая жара. Колодец, наверное, был за городом, в горах, куда надо было идти с посудой. Обыкновенно люди ходили к колодцу черпать воду по утрам или же по вечерам, когда было не очень жарко. Самарянка, наверное, нарочно избегала встречи с людьми по причине ее распутной жизни. Ей было стыдно за себя перед людьми. Она была грешница и жила распутно.
2. Самарянка была настроена националистически и патриотично, как и весь самаринский народ, с которым иудеи не сообщались. Иудеи с самарянами жили во вражде. Характер у самарянки был узко националистический.
Совсем не таков был характер у Иисуса Христа. Христос, хотя был из иудеев, но самарян не чуждался. Он у самарянки даже просит воды напиться. Христос одинаково относился ко всем нациям и народам. Здесь надо сказать, что даже ученики Иисуса Христа были тоже настроены как-то не так, как Христос. Они тоже были против самарян, смотрели на них враждебно. Они даже однажды хотели сжечь огнем весь город самаринский за то, что там их не приняли. Христос им это не разрешил делать (Лук. 9,54).
Самарянка была женщина распутная. Так можно о ней предполагать, судя по ее брачной жизни. Подумайте только: пять мужей она имела, да еще и шестой уже имеется, хотя она говорит Христу, что у нее нет мужа: "У меня нет мужа".
А потом обратите внимание на то, как она разговаривает нетактично, неприятно и грубо даже и с Христом, пусть как с человеком. Она говорит: "Как Ты, будучи Иудей... Иудеи с Самарянами не сообщаются..." Вы говорите, что поклоняться надо только в Иерусалиме в храме, а не на горе сей. Судя по такому обращению с человеком, которого она еще и не знает, о самарянке можно думать, как о женщине грубой и распутной.
Самарянка была еще и женщиной, все же Богом хорошо одаренной. Она была одарена красотой своего физического тела, приятной на вид наружностью. Она была одаренная и умом. Это видно из того, что она так успешно выходила замуж. Если бы она была некрасива, то столько женихов у нее не было бы. Она имела в этом успех, умела для себя приобретать женихов- ухажеров. Шесть человек, целых полдюжины. Просто толпа женихов. Значит, она была красивой, обаятельной.
Возможно, она была и бездетной. Во всяком случае Писание об этом нам умалчивает. А потом Христос, говоря с нею, о детях ее ничего не сказал. Христос сказал только: "Позови мужа твоего". И не сказал позвать семью, детей. Видно, детей у нее не было.
Но самарянка все же была очень умной. Послушайте, как она начала свой разговор с Христом, как умно она ведет беседу свою с Христом, высказывая Ему свои знания. Она знает историю своего народа. Знает она и религиозное богословие с его трудными догматическими истинами, например, о правильном поклонении Богу. То ли это надо делать в Иерусалимском храме только, то ли совершать на горе сей. Знает она и то, что многие люди ожидают радостного и желанного прихода от Бога на землю с неба Мессию - Христа, Который придет и возвестит людям все, что надо понимать и делать для Бога. Она и сама этого пришествия Мессии ожидает, как и все.
Потом она знает и то, что колодец этот соорудил патриарх Иаков, их духовный отец, который сам из него пил воду. Пили из этого колодца и его дети, и даже его скот. Она знала и то, что этот колодец очень глубокий. Все это она хорошо знает, как историю прошлого. Профессор Марцинковский пишет, что этот колодец был высечен в горах в скале и его глубина была двадцать пять метров. Вода в нем была кристально чистой, на вкус очень приятной и холодной, что в жаркой местности весьма ценно и желательно.
Самарянка знает Ветхий Завет от Моисея до пророков. Она знает, что поклоняться Богу можно и на горе - горе Геразим, о которой пишется в книге Второзакония, 27,12.
Вот такая прекрасная и умная женщина жила не так, как надо было жить. Она совмещала в своем сердце одновременно и свет и тьму. И религиозность и греховность.
Такое состояние может быть с людьми хорошо развитыми, разумными, даже верующими в Бога, как и эта самарянка. Да хранит нас Бог от такого мрака в нашей жизни.
Самарянка была еще и очень невоздержанной. По своему характеру она была горячая, темпераментная, с неустойчивой нервной психикой. Скоро возбудимой и скоро потухающей от чрезмерного утомления нервной системы. Она была сангвиником. Это видно из того, что она прервала разговор с Христом. Прервала такую прекрасную беседу с Иисусом Христом, не окончив ее. Она бросила собеседника Христа, бросила свой водонос - кувшин и, наверное, опрометью побежала в город собирать народ. Написано, что она пошла в город говорить людям о Христе.
А ведь Христос ее не посылал это делать - проповедовать о Нем. А если Христос не послал, то зачем тогда самовольно бежать и проповедовать, не будучи посланной для этого? В Послании к Римлянам апостол Павел пишет: "...как проповедывать, если не будут посланы?" (10,15). Самарянка это сделала нехорошо, самочинно и преждевременно.
Самарянка не была еще верующей во Христа - Мессию так, как следует, а уже стала самовольно Его проповедовать. А потом вопрос имела ли она для этого дар от Духа Святого? Дар слова. Дар мудрости. Дар знания, Который Дух Святой дает человеку для применения (1 Кор. 12,4-8). Прилагать же усилия свои и говорить еще и бездарно, не имея дара, - это может быть и бесполезно. О самарянке, например, даже сами люди так говорили: "...не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос!"
Подводя резюме биографии самарянки, можно сказать коротко так: Самарянка была и хорошая и плохая. Перечислим ее качества: узкий национализм. Узкий патриотизм. Одаренность от Бога красотой тела, ума и души. Знание истории и богословия своего народа. Кроме того, она была многомужняя, но бездетная, капризная и невоздержанная. Она была еще и неверующей в Иисуса Христа.
Такое духовное состояние Богу не нравится. Христос учил иначе жить, любить Бога всем сердцем, а не наполовину только.
II. Содержание беседы Иисуса Христа с самарянкой, не вполне веровавшей во Христа как Мессию.
Часто некоторые говорят, что мудрость надо проповедовать только среди совершенных. А простым людям, не знающим еще истинной мудрости, такую мудрость говорить не надо. Не поймут они эти понятия мудрые и даже соблазнятся. Основанием для такого утверждения своего они берут слова апостола Павла. Павел там говорит о себе так: "Мудрость же мы проповедуем между совершенными" (1 Кор. 2,6).
Но Христос поступал иначе. Он женщине самарянке и другим людям излагал Свое великое и мудрое учение Нового Завета невзирая на то, что они были еще не совершенными. Отсюда вывод для нас: проповедуйте учение Иисуса Христа и простым людям, и простые истины Его, и мудрые Его истины, невзирая на то, совершенные слушатели будут или не совершенные.
Всем желающим слышать о Христе рассказывайте как можно доступнее и яснее. Нежелающим слышать о Христе не надо рассказывать. Не надо бросать жемчуг ваш под ноги им, чтобы они попирали ваш жемчуг. "Проповедуйте Евангелие всей твари" (Мрк. 16,15).
Послушаем внимательно Христа о великих и премудрых истинах.
1. Самарянке Христос излагал Свое учение о браке неистинном (Иоан. 4,16-18). Именно о браке, в котором не было Божьего сочетания. Христос такие неистинные человеческие браки, браки без сочетания Божьего, не признавал. Истинные же браки никому из человеков не разлучить. "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает". Пусть человек и не пытается разлучать такой брак, он не сможет этого сделать. Бог не ошибается и не делает сочетания, где дело брака развалится разводом. Истинный брак, где имеется сочетание Божье, может быть разрушен или аннулирован только по двум причинам, а именно:
- Смертью физической одного из супругов или же обоих. Этим смертным фактом брачная жизнь упраздняется совсем (Рим. 7,1-2; Лук. 2,35).
- Грехом прелюбодеяния. Это измена, нарушение верности в супружеской жизни. Грех прелюбодеяния брак аннулирует изменой человека. И даже после этого, если супруги, и простив друг друга, все же остаются жить вместе, это будет жизнь уже не в истинном браке, а в браке самарянки. Да и все браки. После первого брака, истинного, последующий брак, даже и без вины прелюбодеяния, а просто после смерти супруга от первого брака, будет уже неистинный, потому что он не может быть прообразом Христа и Церкви Его - вечной Невесты, у которых брак вечный, не расторгаемый ничем и никем никогда.
У самарянки все браки были неистинные. В них не было Божьего сочетания. Потому-то они все и развалились. И, шестой брак ее, хотя еще и не развалился, Христос не считает действительным, как и те пять предыдущих. Да и сама самарянка это видит. Потому-что она и сказал Христу: "У меня нет мужа".
Христос же эти слова самарянки подтвердил: "Правду ты сказала, что у тебя нет мужа; ибо у тебя было пять мужей, и, тот которого ныне имеешь - не муж тебе". Христос все ее браки не признает за браки истинные, потому что в них не было сочетания Божьего.
2. Вторую истину Христос излагал самарянке о живой воде - это о Его святом учении уже в Новом Завете о вечной жизни. О Царстве Божьем здесь, на земле. Христос говорит так: "если бы ты знала дар Божий, и кто говорит тебе "дай Мне пить", то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую... А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но, вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную".
а) В Ветхом Завете о Христе мы имеем сведения, текущие, как вода, из трех источников, как говорил Сам Христос: "что надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах" (Лук. 24,44).
б) В Новом Завете о Христе истина истекает тоже из тех источников: это учение Иисуса Христа о Себе. Потом учение апостолов. И учение Духа Святого: "Учит нас и наставляет нас на всякую истину" (Деян. 2,42; 1 Иоан. 2,27).
Самарянке Христос говорил, чтобы она просила этой воды живой, текущей от Самого Христа, о Котором даже Отец Небесный говорил: "Его слушайте!" Христос вообще-то учил слушаться только одного Учителя. Он даже апостолам говорил, чтобы они не называли учителем никого другого, "...ибо один у вас Учитель - Христос" (Мтф. 23,8). Все остальные учителя, даже те, которых Дух Святой поставляет в церкви, второстепенные, они - после Христа. И апостолы Христовы - после Христа тоже (1 Кор. 12,28; Еф. 4,11; 1 Тим. 2,7; Деян. 13,1).
О, как блаженны те люди и те учителя, которые уже непосредственно получают живую воду откровений Божьих не через людей, а непосредственно от Отца Небесного. Получают, как манну сокровенную (сокровенную от других), только те, о которых Иисус Христос упоминает в Откр. 2, 17: "...побеждающему дам вкушать сокровенную манну".
Христос как-то говорил апостолу Петру так: "блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах" (Мтф. 16,17). Значит, есть учение Иисуса Христа как живая вода от Бога, что истекает через "плоть и кровь", т. е. изливается от других людей - учителей второстепенных, которые, по учению Иисуса Христа или Его апостолов, пасут Христово стадо овец своими речами, беседами и поучениями. И есть учение Иисуса Христа, как живая вода истекающая не через человеков, не от того источника, который сделался в их чреве уже, по словам Христа (Иоан. 7, 38). "...вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды..." (Иоан. 4,14). Нет. Есть живая вода, истекающая непосредственно от Бога в Духе Святом как откровение Божье - прямо от Христа Иисуса, без всякого транзита. Вот об этой-то воде Христос и говорит самарянке.
Люди могут приходить ко Христу и принимать верою Христа своим Господом и по слову других людей получать через них воду живую, текущую в жизнь вечную. Христос об этом тоже говорил. Например, Христос молился Отцу "о верующих в Меня по слову их" (Иоан. 17,20). Но в этой же молитве Христос молится: "Да будут все едино". Это значит, что все верующие должны для себя признавать наивысшим авторитетом только Учителя истины Иисуса Христа Спасителя. "Овцы Мои слушаются голоса Моего" (Иоан. 10,27-30). "Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их..." (Иоан. 14,21). Христос говорит: "заповеди Мои". Это живая вода, непосредственно текущая от Христа. Она-то и может делаться во чреве верующего ("чрево" по-славянски - жизнь, живот) реками, текущими в жизнь вечную. Эта вода, эти реки воды живой увлекают души людей ко Христу - Спасителю нашему (Еф. 2,15). Христос учением Своим упразднил закон Ветхого Завета. А апостолы говорили, что они не себя проповедуют, а Христа распятого (1 Кор. 1,23).
О Духе Святом Христос говорил, что Он "от Моего возьмет и возвестит вам". И от Себя Дух Святой ничего иного говорить не будет, только то, что говорил Христос (Иоан. 13,14-15). "Никто не приходит ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня",- говорит Христос. Значит, не люди, а Сам Бог привлекает души людей ко Христу, используя для этого Своих последователей, проповедующих Евангелие Христово.
3. Третья истина: об истинном и верном поклонениии и служении Богу истинному: "...истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться" не только в храме Иерусалимском или на горе Геразим, горе благословений (Иоан. 4,19-24). (С маленькой буквы "дух" - речь идет о духе человека, о его внутреннем человеке.)
Богу поклоняться можно на любом месте без всяких церемоний и ритуальных формальных обрядов. При разных положениях тела. Поклоняющиеся Богу в духе могут идти пешком по дороге или работу совершать какую-либо. Поклоняться в духе - это во внутреннем человеке, субъективно, в себе самом, внутренние в своем сердце как в храме тела своего: "...вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас"(1 Кор. 3,16).
4. Четвертая истина о Христе - Мессии, Который, когда придет, говорит самарянка, "то возвестит нам все". Иисус подтвердил ее слова: "это Я, Который говорю с тобою" (Иоан. 4,25-26).
Христос является пришедшим с неба и единственным Учителем о Боге истинном. Он свидетельствует об истинной религии - (слово "религио" означает в переводе с латинского языка восстановление связи человека с Богом). Христос учил и о богослужении правильно, уже по Новому Завету. Христос говорил: "Сия чаша есть новый завет" (Лук. 22,17-20),
Ветхий Завет учением Иисуса Христа упразднен, чтобы все жили по Новому Завету Господа нашего Иисуса Христа (Еф.2,15). Этот порядок богослужения гораздо легче и проще.
Теперь, в наше время, вся истина нам явлена во Христе Иисусе (Иоан. 1,17 и 14,6).
5. Пятая истина высказана Христом самарянке в этой прекрасной беседе - о Промысле Божьем в этом мире, о работе Божьей Духом Его над людьми для их спасения (Иоан. 4,35-39). Он говорит: "...возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве". Значит, их кто-то уже приготовил к этой жатве. Приготовил их Сам Бог.
Далее Христос говорит: "Сеющий и жнущий вместе радоваться будут" (ст. 36). Сеющий - это Сам Бог, Иисус Христос. Сеющий есть Сын человеческий, а жнущие - это Христовы последователи. Христос говорит: "Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. И многие самаряне из города того уверовали в Него" (Иоан. 4,38). Оказывается, по словам Христа, нивы готовятся к жатве, без нашего человеческого участия. Этот промысел Божий совершает Сам Бог. Наше же участие - это только пожинать то, что посеяно и что уже поспело к жатве. И потому присваивать себе тех, которые приходят ко Христу с покаянием, как колосья, поспевшие к жатве, присваивать себе не следует. Все зависит не от людей, а от Бога, Который в этом мире трудится, привлекая к жатве.
Хорошо для нас особенно то, что Христос сказал: "Сеющий и жнущий (о Его соработниках, последователях Его) вместе радоваться бу. дут". Ах, как хорошо и приятно слышать такое от Христа о совместной радости в Христовых обителях!
В словах Христа можно еще видеть мысль о пище духовной. Такой божественной пищей будут жить и в вечности спасенные люди и питаться ею там, на небе. "У Меня есть пища, которую вы не знаете. Моя пища творить волю пославшего Меня и совершить дело Его".
Часто верующие задают вопросы о том, что на небе, в вечности они будут кушать. Неужели только для этого будут листья дерева жизни и Его плоды? Оказывается, Христос дает нам ответ на этот вопрос: имеется какая-то пища духовная, о которой мы еще не знаем. И действительно, у разных живых существ на земле есть разная пища. Например, моль живет, поедая волосы, шерсть. А черви имеют себе пищу - землю, в которой имеются микробные организмы. И они живут такой пищей. У человека пища иная.
Вот пища, - говорит Христос, - творить волю Божью, совершать дело Божье, и Бог всемогущий все то, что для Него делается, может в пищу превращать... Есть ведь пища ангельская. Ангелы этой пищей живут. Какая она, эта пища, мы не знаем. Но ангелы ею живут. "Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Мтф. 4,4). Бог в вечности будет спасенных Им питать пищей, которой мы еще не знаем. Христос же говорит, что для Него уже имеется такая пища, кроме земной. Пища эта иная, чем земная, божественная, которой еще люди земные не знают. И эта пища - творить волю Божью. А Бог Отец Сам знает и подкрепляет творящего Его волю такой пищей, чтобы питать Своих тружеников. Пища эта духовная, ангельская, небесная.
Женщина самарянка прервала беседу Христа с ней. И прервала она эту беседу самовольно (Иоан. 4,28). Оставила водонос свой и пошла в город говорить людям о Христе. Вот за это я самарянкой не доволен.
1. Не доволен за то, что она прервала беседу и не дала возможности Христу высказать ей еще больше, чем она уже слышала. Как много она потеряла! Потеряла и осталась во многом в неведении об истине учения Христа. Если бы она, наоборот, еще больше расспрашивала Христа о многом, то это было бы и для нее, и для нас сейчас лучше. Но она прервала беседу. Очень жаль!
2. Ученики Христа пришли в это время из города с покупкой - едой. Они тоже помешали Христу вести беседу с этой женщиной. Это тоже нехорошо. Но это по неведению. Их за это осуждать не надо. Самарянка же сама сознательно прервала беседу с Христом, бросив Христа, бросив даже свой водонос у колодца. И пошла в город. И там начала возвещать или проповедовать о Христе, о Котором она еще и сама не знала хорошо, не убедилась еще, что это именно есть Христос Мессия. Она говорит людям полуправду: "Пойдите, посмотрите Человека... не
Он ли Христос?" (Иоан. 4,29). Она говорит о Христе не как о Боге во плоти, Боге всезнающем, сказавшем ей все, что она сделала в жизни. Нет, она говорит: "посмотрите Человека" (?) Видите, она сама еще не верит в это, сомневается во Христе как всезнающем Боге во плоти!
3. Бывает, человек перебивает, прерывает хорошую беседу, но прерывает ее нечаянно, по незнанию, как вот тут ученики Христа, пришедшие из города, тоже перебили. Это еще полбеды
4. Очень плохо, когда перебивают беседу умышленно, просто чтобы вставить свое мнение, не всегда уместное, даже не по теме разговора. Не от Духа Божьего такое бывает. А ведь бывают такие случаи перебивания и у нас, верующих. Надо быть очень чуткими и осторожными к таким поступкам и явлениям. Надо быть вежливыми, не перебивать в беседах друг друга. Не перебивать для того, чтобы вставить свое мнение и доказывать свое поперек своему собеседнику.
5. Она пошла в город проповедовать людям о Христе. Пошла, не будучи посланной Христом. Это она делала самочинно. Вот так бывает иногда и в нашей жизни с теми людьми, которые очень добиваются проповедовать о Христе, но не имеют ни дара слова от Духа Святого, ни мудрости, не будучи посланными от Бога для этого. Павел пишет об этом так: "И как проповедывать, если не будут посланы?" (1 Кор. 12,8; Рим. 10,15).
Нелепо учить и наставлять других, не имея ни дара мудрости от Духа Святого, ни дара знания Писания, ни дара слова; говорить о Христе, не зная Христа хорошо, не веря даже полностью з Него. И люди, пришедшие из города самарийского, говорят: "Не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос".
По просьбе людей уверовавших Христос пробыл вместе с ними еще два дня, не оставляя их (Иоан. 4,40). Этим Христос доказал, что Он, будучи иудеем, самарян не гнушался. Конечно, Христос физически через два дня их оставил, ушел от них, но, я полагаю, духовно Христос с ними, в Него уверовавшими, был в их сердцах Духом Своим Святым.
Сила разлуки может разлучать только тела материальные. А души людей духовно, не желающих разлучаться, не разлучить.
III. Постепенное познание Христа человеком, или постепенное откровение Христа Богом для человека.
а) Для человека, уверовавшего во Христа - Бога во плоти - Дух Святой открывает истину о Христе и Его учении не сразу полностью, а как бы поэтапно. Это можно видеть и здесь. Самарянка ходя была и плохой женщиной, все же верила в Бога. Она ожидала Христа - Мессию, как ожидали Его и другие люди, веровавшие в Бога в Его обетования. А вот встретившись лично с Христом, она Его познает не сразу, а постепенно, поэтапно.
Священное Писание этому процессу познавания Христа самарянкой уделило так много слов Евангелия для описания этого. Сорок три стиха, почти вся глава, описывает эту встречу и это откровение Христа. Видно, это очень важная панорама для назидания Церкви Христа во все века на земле. Какие же первые этапы познания Христа и какие последующие этапы можно видеть из беседы Христа с самарянкой?
Во-первых, Христос ей видится просто как человек и человек-то не очень хороший. Это видно из слов: "Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня, Самарянки? Ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются". Так люди рассуждают о Христе и сегодня. Он, мол, не Бог во плоти, а только человек. Да еще и человек-то не из наших. Он, мол, иудей. Или же Он не Бог, а только Сын Божий, а таким образом и все-то люди есть сыны Божьи, ибо все Богом созданы. Он просто человек, о котором народ христианский сочинил много легенд, и Он теперь стал легендарным героем. Так думают иеговисты во Христе. Толстовцы. Буддисты. Мусульмане. Иудеи. Кришнаиты. Но они так думают о Христе ошибочно. Апостол Павел пишет о Христе так: "И бесприкословно, великая благочестия тайна. Бог явился во плоти. Оправдал Себя в Духе. Проповедан в народах. Принят верою в мире. Вознесся во славе..." (1 Кор. 3,16).
Все эти перечисленные признаки в личности Иисуса Христа действительно оправдались, сбылись и сбываются точно. И поэтому Христа Иисуса надо видеть не только человеком, но и Богом во плоти.
Второй этап откровения - это: "Женщина говорит Ему (Христу): "Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды". Здесь уже слышится признание Христа каким-то господином, а не простым человеком. Самарянка принимает Христа хотя и человеком, но человеком каким-то особенным - "господином". И сейчас люди о Христе рассуждают, как о человеке, но человеке особенном, человеке гениальном. Они говорят: "Он очень велик, мудрый философ, сильный в слове и в деле. Но... только не Бог".
Но это неверно с их стороны. Ведь Христос Свой божественный авторитет в Своей жизни оправдал. Потому-то Он и принят верой в мире всеми людьми, уверовавшими в Него - Бога во плоти. Самарянке истина о Христе открывается постепенно, поэтапно.
Третий этап познания и откровения Христа слышим в словах самарянки: "вижу, что Ты пророк". И тут из самарянки посыпались очень трудные вопросы, даже очень спорные богословские вопросы о том, где же правда? Где же истина? Одни люди, верующие в Бога, говорят одно. Другие же, тоже верующие в Бога, говорят другое. Так много религиозных вероучений о Боге, и все утверждают, что только они правы в том, где и как надо поклоняться Богу. Утверждают тут же о других, что они правы, а другие заблуждаются. Кого же тогда слушать?
Самарянка признает Иисуса уже пророком, пророком- Человеком Божьим и пророком большим, знающим всю ее тяжелую и скверную биографию. И особенно ее брачные переживания. Все, оказывается, пророк знает о ней хорошо.
Но и такого знания о Христе еще не достаточно, хотя оно может быть и обосновано Священным Писанием (Втор. 18,15; Деян. 3,22-26).
Четвертый этап познания и откровения Христа - это признание Его, но еще с сомнением. Это слышится в ее словах: "Не Он ли Христос?" Это уже совсем близко самарянка подошла к полному познанию Христа, но не совсем полному. Это уже, как Христос сказал одному человеку: "Недалеко ты от Царствия Божия..." Недалеко, но еще не в Царствии Божьем находится. Она еще сомневается: не Он ли это? Это и вера и неверие совместно. (Слово "сомнение" из двух частей состоит, и приставка к нему "со" означает, что рядом с мнением одним, мнением положительным, есть мнение и отрицательное - другое. Вот и получается тогда сомнение.)
Такое состояние выразил однажды один человек Христу сказав так: "Верую, Господи. Помоги моему неверию". В его душе одновременно может быть и вера и неверие. Не знаю, исцелилась ли самарянка от этого сомнения своего, или же она так и осталась, как тот человек по словам Евангелия, который откровенно признался Христу, исповедуя свою веру Ему вместе с неверием (Мрк. 9,23-24).
Есть люди и в наше время такие: верующие и неверующие в то же время. Они веруют и не веруют одновременно. Они, как самарянка, сомневаются во Христе, Бог ли Он во плоти или нет: "Не Он ли Христос?" И только потом уже после всех этих этапов настает...
Пятый этап познания истины о Христе, или Его полного откровения к познанию и уразумению Его Богом во плоти. Это сказали самаряне, вышедшие из города. О Христе они сказали так: "...не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос ". К ним это знание, или откровение, пришло от Духа Святого после двухдневного пребывания вместе с Христом - Господом и Богом, с Которым они, наверное, больше беседовали и рассуждали о всех вопросах, чем самарянка у колодца Иаковлева.
Такова лестница познания Христа - Бога.
Перечислим еще ее этапы:
1. Сперва открывается Христос как человек.
2. Потом Христос открывается для познания Его человеком особенным, хорошим, даже господином.
3. Далее Христос - пророк, человек от Бога, знающий судьбы людей.
4. Потом Христос открывается очень похожим на Бога.
5. И только после всего Он - Христос, Бог во плоти человеческой, хотя плоть Его не от человеков, а от Духа Святого. Эта плоть особенная, без греха, идущего от Адама и Евы. У Христа была плоть безгрешная, как исполнение знамения от Бога, предсказанного пророком заранее (Ис. 7,14).
Проверим себя каждый: на какой ступеньке находимся мы в этой лестнице познания Иисуса Христа - Спасителя нашего Бога во плоти? Каким Он нам уже открылся и дал нам разуметь Его? Проверим себя каждый и скажем в молитве нашей об этом Господу Иисусу Христу, как когда-то сказал от имени всех апостолов Петр: "И мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живого. К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни!" (Иоан. 8,68).
Хорошо бы всем после такой проверки самих себя сказать, как сказали те самаряне, которые уверовали во Христа полностью: "...не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос!"
Да поможет нам в этом Сам Бог принять Христа Спасителя полной верой, без всякого сомнения и жить духом со Христом Богом нашим во веки веков, соблюдая Его заповеди.
|