"После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие"
Мрк.1,14-15.
Вопрос этот о покаянии в догматическом богословии стоит на первом месте из-за его очень большой важности.
Важность этого вопроса большая еще и потому, что эту истину в первую очередь в своей духовной работе проповедовал до Христа Иоанн Креститель - Предтеча Христа, пророк наибольший из всех пророков рожденных женами, как о нем говорил Христос. И Христос тоже начинал свою божественную миссию с проповеди о покаянии. Значит, вопрос этот и нам надо изучать как можно лучше.
В Ветхом Завете о покаянии сведений очень мало. Кажется, только один раз о нем упоминается в книге Ездры (10,11), зато в Новом Завете слово "покайтесь" повторяется не менее семидесяти раз. Значит, в наше время это важно знать.
Иоанн Креститель тоже говорил об этом так же, как говорил Христос (Мтф. 3,1 -2): "В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное".
Ввиду такой большой важности этого вопроса нам следует тщательно исследовать факт покаяния, чтобы в его определении нам не ошибиться, а знать хорошо по Писанию, что такое есть покаяние. Может ли быть покаяние неправильным? Как узнать и отличить покаяние правильное от неправильного?
Вот этим мы и займемся в этой беседе. А неправильные покаяния по сведениям Библии имеются, их Бог не принимает от людей, как не истинные.
I. Ошибочные понятия о покаянии.
а) По причине грехопадения человека люди очень часто ошибаются в определении, что истинное, а что не истинное, что правда, а что неправда - обман, лукавство и хитрость. Священное Писание надо исследовать хорошо, чтобы эти сведения правильно понимать.
б) О покаянии Христос и Иоанн Креститель говорили только взрослым людям, и никогда они не говорили этого детям. Наоборот, Христос о детях говорил, что они и без покаяния и без веры во Христа, чего они как маленькие еще понимать и разуметь не могут, будут спасены Христом и без этого: "Таковых есть Царствие Божие" - уже оно для них доступно и без покаяния. Правда, они тоже грешные, но, наверное, это о них говорит Христос: "...они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи"(Мрк. 4,12). Таковых есть уже Царство Небесное как их вечная Отчизна, пока они дети (Мтф. 19,14).
Для детей спасающая благодать Божья истекает от Бога вторым потоком иначе, чем для взрослых людей.
Взрослым людям Христос ясно говорил: "Если не покаетесь, все также погибнете" (Лук. 13,5). Христос это повторил два раза в Своем разговоре с людьми взрослыми.
в) Верующие в этом вопросе о покаянии часто ошибаются и обманывают сами себя или же их обманывают другие, их обман принимая за истинное покаяние. Вот, например, бывает так.
В собрании заявляет, поднявшись, человек, что он хочет покаяться. Он понимает, да и мы так считаем, что он хочет присоединиться к нашему обществу верующих. Мы ему предлагаем помолиться Богу, молиться так, чтобы мы слышали, что он признает себя грешником, грех исповедует, хотя иногда не полностью, и просит Бога грехи ему простить.
Он и мы считаем: это он уже покаялся (?) Мы рады этому, поем ему песню из сборника Духовных песен, Гусли 173: "Найдена пропавшая овца! А после оказывается иногда, что это все не так, не истинным было это покаяние, часто и кающийся, и мы, слушающие его, обманываемся. Обман, бывает, совершается так, что мы, слушающие его, обманываемся. Обман, бывает, совершатся с лукавством, из-за корысти какой-либо. Иногда даже обман бывает искренний, потому что не знают сути истинного, правильного покаяния. Вот потому нам надо по Св. Писанию хорошо изучить этот духовный факт покаяния, который должен совершаться взрослыми людьми обязательно. ИТАК:
II. Что же такое есть истинное покаяние, и чем оно отличается от неправильного и неистинного покаяния?
а) Истинное покаяние должно совершаться не перед людьми, а перед Богом. Нет праведного ни одного, говорил Бог. Каяться грешнику перед грешниками - это не совсем правильно. Хотя это и неплохо и даже надо, если вы перед кем-либо из людей виноваты. О своей же виновности перед Богом надо каяться только перед Богом. Христос учил так: "...не будь... чтобы показаться пред людьми... войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мтф. 6,5-8).
Наедине с Господом не стыдно признаваться Богу, исповедуя Ему все свои грехи, даже грехи иногда такие мерзкие, которые стыдно даже вспоминать самому себе. И тем паче стыдно об этом рассказывать в собрании перед толпой людей, чтобы все знали об этих мерзостях. А Богу все это надо рассказывать даже и то, что стыдно и вспоминать. В собрании кающихся, конечно, многое от стыда скрывают и не исповедуют Богу, а это уже нехорошо. "Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому, что конец их - смерть",- говорит апостол Павел (Рим. 6,21). Перед Богом же наедине с Ним можно признаваться и в бесстыдных своих поступках - тайных, и Бог, видя ваше тайное, по исповедании его как грех и оставлении его делать - прощает нам грехи наши и успокаивает. Христос - Заступник наш и Спаситель от погибели вечной за такие грехи. Это первое.
б) Второе, что надо знать: истинное покаяние дается Богом как дар для человека кающегося, хотя совершается этот духовный акт, или процесс, самим человеком. "Видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь" (Деян. 11,18). "Рабу же Господа... должно быть приветливым ко всем, учительным... с кротостью наставлять... не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю" (2 Тим. 2,24-26).
Со стороны человека для покаяния у него наступает сильная печаль, скорбь - тяжелые переживания, о чем нам пишет апостол Павел: "...вы опечалились к покаянию... ради Бога... Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению..." (2 Кор. 7,9).
Человеческое сердце искренне сокрушается о себе. Бог это видит и дает ему свой дар покаяние. Христос об этом как-то загадочно говорил: "тот, кто упадет на этот камень (камень же драгоценный подразумевается - Христос), разобьется; а на кого Он упадет, того раздавит" (Мтф. 21,44). Лучше, конечно, самому сокрушиться, упав в объятия Христа, нежели быть раздавленным Им во время Его суда.
в) Истинное покаяние производит в человеке большую перемену в его жизни, поведении и характере. Человек изменяет всего себя в лучшую сторону:
1. Неверующий в Бога становится верующим.
2. Свое здоровье бережет, бросая вредные пороки.
3. К людям ближним делается добрым.
4. Природу и мир людей начинает любить.
5. Жизнь у него начинает протекать лучше.
6. Появляются плоды Духа Святого в его жизни, как говорит апостол Павел: "любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание" (Гал. 5,22-23).
"И раем пустыня глядит, когда я в союзе с Христом".
Человек после истинного покаяния от Бога просвещается так, что уже может видеть сердцем своим Царство Божье, или Небесное. Что одно и то же по значению. И, конечно, видя его, входить в него - как рожденное дитя по плоти входит в этот физический мир, так возрожденный Духом Святым входит в мир Царства Божьего, Небесного, вечного.
г) Истинное покаяние состоит (так я предполагаю по сведению Святого Писания - Библии) приблизительно из семи частей:
1. Остановиться на пути своей жизни. Пророк Иеремия говорит: "Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдёте покой душам вашим" (6,16).
Что это означает? По Писанию есть два пути духовной жизни. Христос так учил: "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими, потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их" (Мтф. 7,13).
Христос говорил о Себе, что Он и есть тот путь, по которому нам надо после покаяния идти в Царство Божье: "Я есмь путь и истина и жизнь" (Иоан. 14,6). Учение Христа, Его заповеди - вот истинный путь жизни. Надо остановиться и стать на этот путь.
Есть люди, которые каются, но не начинают жить иначе. Они живут жизнью такой, как и до покаяния.
Путь в погибель - это путь не вверх, а вниз, куда человек увлекается по закону греха, как по закону тяготения. Иное дело - путь к небу, это путь вверх, на нем необходимо усилие, чтобы подниматься. Христос так и говорил, что "Царство Небесное силою берется" (Мтф. 11,12), надо продвигаться, иначе можно погибнуть. Значит, покаяние истинное - это остановка сперва на своем пути. В Псалме 45,11 так и написано: "Остановитесь и познайте, что я Бог".
2. Вторая составная часть - надо обратиться к Богу с молитвою своею. Слово "обратиться" можно понимать так: повернуться лицом в сторону того, от чего ты уходил или чему ты не уделял должного внимания. Это будет тоже правильно. Но можно понять слово "обратитесь" как молитвенную просьбу, обращение к Отцу Богу своему с просьбой выслушать тебя. В Лук. 17,4 Христос говорит об этом так: "И если... семь раз в день обратится, и скажет: "каюсь", - прости ему".
В Библии тоже так написано: "На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю тебя, и будешь предстоять пред лицом Моим" (Иер. 15,19). В книге праведного Иова, 22,23 тоже сказано так: "Если ты обратишься ко Вседержителю, то вновь устроишься, удалишь беззаконие от шатра твоего".
Покаяние без искреннего обращения к Богу, без остановки на своем греховном пути не есть правильное покаяние. Оно не истинное, цели своей оно не достигает. Такое покаяние ложное, и Бог его не принимает.
В покаянии нужна остановка на пути и обращение к Богу с просьбой простить грехи, которые надо перестать совершать, а жить по заповедям Христа в Новом Завете.
3. Третья часть слова "покаяться" из греческого языка. Слово "покаяние" - "метанойя" означает "перемена мыслей своих о Боге, о Христе Иисусе, о себе самом, о всем мире". Себя переменить: "Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему" (Мтф. 3,3). Есть люди каются, но свой кривой путь жизни не оставляют и не делают прямым, лучшим, чем был до этого. Как поступали, грех совершая, так этого идола греховного и не оставляют и после покаяния, зная, что нехорошо так жить хитро и неверно пред Богом. Они только стараются, чтобы этого никто из людей не видел и не знал.
Пример: курящий табак верующий при встрече спрятал окурок в рукав. Беседуя неохотно с друзьями, не заметил, что рукав загорелся и стал дымить.
Другой на чердаке делал из винограда вино. Там, напившись допьяна, упал с чердака. "Скорая помощь" установила перелом ноги и опьянение. Позор и стыд так делать. Если каялись, но не остановились на своем грешном пути, то покаяние не истинное.
4. В истинном покаянии еще надо грех свой исповедать, но исповедать лучше Богу - Христу Спасителю, умершему на Голгофе невинно за нас, виновных, чтобы нас спасти от погибели за наши грехи и преступления. Исповедание такое надо делать лучше наедине с Богом, в своей комнате, за закрытой дверью от других, чтобы никто из людей этого не слышал вашего тайного, греховного, о чем стыдно даже и вспоминать бывает самому себе. "Если исповедуем грехи наши, то Он (Христос) ...простит нам грехи наши и очистит от всякой неправды" (1 Иоан. 1,9). "Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению" (Рим. 10,19). Исповедание перед Христом и признание Христа своим Богом во плоти - открыто даже, иногда перед людьми - может быть причиною спасения и для других, тебя слушающих. Есть люди каются, делаются учениками Христа, но тайными - почему-то они стыдятся быть открытыми и явными перед другими, как тот Никодим, по словам Евангелия, а может, они даже и боятся за свое благополучие. Но это нехорошо. Этого не надо бояться или стыдиться, если надо иногда исповедовать, что ты человек верующий в Бога Христа Иисуса Спасителя своего.
Без этой открытости покаяние будет не совершенное. Христос говорит: "Кто постыдится Меня... того постыдится и Сын Человеческий..." (Мрк. 8,38).
5. За покаянием должно последовать и раскаяние. Греческое слово "раскаяние" означает "сожаление". Сожаление о том, что до сих пор вы этого не делали, хотя и веровали в Бога и вроде даже и каялись - сознавались перед Богом, что вы грешники, грех даже перестали совершать, но то, что вы делали раньше, о том вы не сожалеете, не раскаиваетесь. Это не истинное покаяние, покаяние без раскаяния. Надо сказать в молитве Господу о том, что вы себя осуждаете за все прошлое, сожалеете, что так у вас получилось.
Христос об этом раскаянии говорил притчу: "У одного человека было два сына; и он подошед к первому, сказал: сын! Пойди сегодня поработай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подошед к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь; и не пошел. Который из двух исполнил волю отца? Говорят Ему: первый" (Мтф. 21,28). У этого сына первого раскаяние изменило его отношение к отцу к лучшему. Вот так у человека кающегося с раскаянием отношение к Богу изменяется к лучшему. Да и Бога отношение к нему изменяется к лучшему "...если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы; будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром" (1 Кор. 11,31). "Оттого многих из вас таковых, без раскаяния, иногда постигает наказание от Бога, чего надо избегать". Раскаяние - это очень важная часть истинного покаяния.
Пример. Отлучили в общине старика-пресвитера якобы за соблазн и воровство 25 рублей - по заявлению сестры. Старик умер от переживаний: невиновен был. После вся община с постом и молитвою раскаивалась перед Господом за свою ошибку. Много есть таких случаев, когда каются - многое переменяют, но о прошлом не раскаиваются. Иуда-предатель все же раскаивался (Мтф. 26,3), но Иуда не каялся.
В Ветхом Завете Бог жалуется на Израиля, что он не раскаивается в своей жизни. "Я наблюдал и слушал: не говорят они правды, никто не раскаивается в своем нечестии, никто не говорит: "что я сделал?" каждый обращается на свой путь, как конь, бросающийся в сражение" (Иер. 8,6). В книге Иова описано, как раскаивался Иов праведный перед Богом, которому он очень много наговорил дерзких слов: "Я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле" (42,6). Он, видно, на голову свою сыпал прах земли - пыль и золу потухшего костра, - так тогда делали раскаявшиеся по их обычаям.
6. Шестая часть истинного покаяния - это сильное желание послужить Господу хотя бы чем-нибудь. Конечно, Бог не требует служения рук человеческих, но Он очень доволен, когда мы, служа как бы Господу, служим другим дарами, посланными нам Богом. Христос, рассказывая о своем праведном суде над живыми людьми во время великой скорби, так говорил: "Тогда праведники скажут Ему в ответ: "Господи, когда мы видели Тебя алчущим и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?" И Царь скажет им в ответ: "истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне"" (Мтф. 25,37-40).
Сделать доброе дело для самого меньшего верующего человека в Бога - это делать доброе дело для самого Господа.
7. Седьмая часть истинного покаяния - это преображение, постепенное и успешное, уподобление Христу себя путем освящения от Духа Святого и своего старания и желания разумно служить Господу. Иоанн в первом послании пишет: "Возлюбленные! мы теперь дети Божий... Знаем.., что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть. И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так-как Он чист" (3,2-3). В Римлянам написано: "...если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения. Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним... дабы нам не быть уже рабами греху. Ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним. Зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха, а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем" (6,5-11).
Апостол Павел о себе говорит, что он умирает для греха не однажды, как написано им же в Римлянам (мы читали), но он умирал ежедневно, значит, много раз умирал и много раз он воскресал, оживотворялся. "Я каждый день умираю" (1 Кор. 15,31).
У Христа Иисуса это умирание и воскрешение было однажды. У нас же, людей, оно не было однажды. У нас оно должно совершаться ежечасно. Ведь наше "преображение в образ Христа - это и значит переходить от худшего к лучшему, умирать для худшего, а воскресать для лучшего (Рим. 6,2-7). Брат Осадчий из Гурзуфа (Крым) толкует, что умирание однажды происходит, а это неправильно.
У дерева плодового, даже хорошего, плоды зрелые сформируются хорошими только в конце его вегетационного периода. По плодам можно судить о человеке, конечно, по плодам спелым, хорошим.
IV. Примеры из Библии покаяний ложных и истинных.
А. Мы не можем видеть разницы, по нашей греховной еще неопытности, хотя это и возможно. Иоанн Предтеча мог узнавать неправильное покаяние. Христос тоже мог узнавать. Апостолы тоже в некоторых случаях могли узнавать неистинное покаяние.
1. Иоанн Предтеча говорил: "Сотворите же достойный плод покаяния" (Мтф. 3,8).
2. Христос неуверовавшим говорил, что у них Отец не Бог, а дьявол (Иоан. 8:31,-44).
3. Апостол Павел говорил, "что не во всех" он видит веру (2 Фес. 3,2).
Б. Примеры покаяний неистинных - по Библии:
1. Фараон - царь Египетский, погубленный Богом после неправильного покаяния. "И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: помолитесь Господу, чтоб Он удалил жаб от меня и от народа моего; и я отпущу народ Израильский, принести жертву Господу" (Исх. 8,8). Со стороны кажется, фараон хорошо говорит и хорошо хочет поступить. Почему же Богу это не понравилось?
Потому что это была неправда и лукавство со стороны фараона. Во-первых, его покаяние, якобы сознание грехов своих было, он вроде остановился. Но это была хитрость ради корысти.
В сущности настоящей остановки на своем греховном пути у него не было (Исх. 8,15). Обращения к Богу у фараона не было. Он обращался к людям, но не к Богу.
Во втором случае покаяния фараона, описанного в книге Исход, то же самое было с обманом: "И послал фараон, и призвал Моисея и Аарона, и сказал им: на этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны. Помолитесь Господу; пусть перестанут громы Божий и град; и отпущу вас и не буду более удерживать" (9,27-28).
И третий раз фараон кается: "Фараон поспешно призвал Моисея и Аарона и сказал: согрешил я пред Господом, Богом вашим и пред вами. Теперь простите грех мой еще раз и помолитесь Господу Богу вашему, чтобы Он только отвратил от меня сию смерть" (Исх. 16-17). Но и теперь фараон неправильно делает. Обман это. Сознание греховности есть, но на пути обмана он не останавливается. Обращается не к Богу, а просит людей за него ходатайствовать. Бог не может принимать такие покаяния и обращения, и потому допускает ожесточение, чтобы такого человека погубить, как погубил фараона.
У царя города Ниневии, по свидетельству книги пророка Ионы, все было совсем иначе при правильном покаянии. В Библии написано так:
"И поверили Ниневитяне Богу: и объявили пост, и оделись во вретища от большого из них до малого. Это слово дошло до царя Ниневии, - и он встал с престола своего и снял с себя царское облачение свое, и оделся во вретище и сел на пепле, и повелел провозгласить и сказать в Ниневии от имени царя и вельмож его, "чтобы ни люди, ни скот, ни волы, ни овцы ничего не ели, не ходили на пастбище и воды не пили, и чтобы покрыты были вретищем люди и скот, и крепко вопияли к Богу, и чтобы каждый обратился от злого пути своего и от насилия рук своих. Кто знает, может еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем". И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел" (5-10).
Видите, здесь видны признаки истинного покаяния. Они:
а) остановились на путях своих.
б) обратились к Богу, а не к людям;
в) покаялись - переменили мысли;
г) раскаивались, осуждая себя за все прошлое;
д) стали делать дела, как плоды добрые их истинного покаяния.
И ложных покаяний в Библии описано немало, например:
а) Саул в отношении Давида каялся. Обещал не делать плохого, но делал (1 Цар. 18,9; 22,29; гл.19 и 20).
б) Соломон развратился так, что Бог отступил от него (3 Цар. 11,5-11).
в) Валаам, пророк Божий, превратился в лжепророка и погиб (2 Петр. 2,16; Числ. 22,21-35).
г) Каин, приносивший жертвы Богу, родившийся от Бога, после пережил перерождение и родился снизу - от лукавого (Быт. 4,1; 1 Иоан. 3,12).
д) Иуда Искариот, предавший Иисуса Христа, хотя и раскаивался, но он не каялся (Мтф. 27,3).
е) иудеи, уверовавшие во Христа, о которых Христос сказал, что их отец дьявол, но не Бог (Иоан. 8:31,44).
ж) фарисеи, не сотворявшие плодов покаяния (Мтф. 3,7-8).
з) те, которые творят дела хулы на Духа Святого, которым не будет прощения ни в сем веке, ни в будущем (Мтф. 12,31-32).
В. Примеры истинного покаяния:
1. Блудный сын. Христос говорит о блудном сыне: "Пришед же в себя, сказал: я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел..." (Лук. 15,17-20).
Здесь видны все семь признаков истинного покаяния:
а) Сознание греховного пути своей жизни.
б) Остановка на пути и обращение.
в) Покаяние - метанойя - перемена мыслей.
г) Исповедание вины своей отцу своему.
д) Раскаяние - сожаление, что так сделал.
е) Обещание разумно служить Отцу.
ж) Преображение в лучший вид и уподобление Отцу (перстень - право на наследство и лучшие одежды).
2. Притча о мытаре и фарисее. Христос рисует нам картину покаяний двух человек: одного из них, оправданного Богом больше, нежели другого, менее оправданного.
а) Мытарь оправдан Богом более, хотя он на своем пути, еще остановиться не может, быть мытарем - вымогать налоги в пользу римского государства - такова его служба была, государству требовать оброк. Но мытарь все же каялся, осуждал себя, ненавидя себя, бия себя в грудь.
Мытарь просил милости от Бога за такую свою грешную жизнь, жизнь в сложной ситуации, для него просто безвыходной. Бог учел эту сложную ситуацию и явил ему милость большую, чем фарисею.
Фарисею Бог меньше благоволил за то, что он себя возвышал, а других унижал. Самохвальство, упование на свою праведность, унижение других - эти пороки Богу не нравятся.
3. И еще случай на Голгофе с тем разбойником, который покаялся. Покаялся искренно, что Христу очень понравилось. Правда, выбрал разбойник свой путь не добровольно, а в силу необходимости. Но его обращение ко Христу, его самоосуждение, его покаяние с распятием было истинным.
Из рассмотрения мест Св. Писания мы можем вынести два понятия:
а) Первое: есть покаяния неистинные, которые Богом не принимаются и не отвращают от погибели человека грешного.
б) И есть покаяния истинные, их Бог учитывает, принимает и являет человеку милость ради Иисуса Христа, умершего за его грехи и за его преступления и ходатайствующего о его спасении. И есть истинные покаяния, где соблюдаются все семь частей правильного покаяния. А именно:
1. Остановка на своем грешном пути.
2. Обращение не к людям, а к Отцу Небесному - Богу.
3. С последующим раскаянием - сожалением.
4. С переменой мыслей о себе, Боге, людях, Библии, мире и т. п.
5. С исповеданием грехов своих Богу, назвав их поименно, как свое тайное и в тайной комнате.
6. С обещанием Богу служить доброй совестью, приняв водное крещение.
7. С последующей святой жизнью, преображающей кающегося в образ и подобие Божье, Христом Иисусом, Духом Святым в жизни его.
Проверим себя, чтобы нам не обманываться, успокаивая себя тем, что мы покаялись. Но правильное ли наше покаяние? Если нет, совершим его правильно. Да поможет нам в этом Бог.
|