"Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему. Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки, и спросил его, видит ли что? Он, взглянув, сказал: "вижу проходящих людей, как деревья. Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел и стал видеть все ясно. И послал его домой, сказав: "не заходи в селение и не рассказывай никому в селении".
Мрк. 8,22-26.
Удивительно странный поступок Иисуса Христа, Христос этим поступком заставляет нас подумать о многом. Хотя бы вот о чем.
Во-первых, почему Христос не мог исцелить этого слепого прямо, без этих загадочных Своих методов оздоравливания этого слепого? Он его исцелял как-то странно и даже двухэтапно.
Во-вторых, какие бедные и даже странные средства применял Христос для исцеления слепого. И какая странная тактика исцеления. Почему Христос выражает такое недоброжелательное отношение к тому селению, Вифсаиде, в котором жил этот больной слепой человек до своего исцеления при встрече с Христом?
И последнее. Какое для нас может быть поучительное назидание от аналогии этого случая с нашей жизнью верующих людей - учеников Иисуса Христа? Ведь все дела и поступки Иисуса Христа для нас, несомненно, -уроки. Что, Христос хочет, чтобы мы видели в этом Его истину и в аналогиях? Поразмыслим об этом хотя бы кратко. Да благословит нас на это Господь и да поможет нам Его в этом уразуметь как можно лучше. Итак.
I. Почему Христос не сразу исцеляет этого слепого?
а) Ответ: Видно, так хотел Сам Христос Господь. Такова была Его на это воля. Это во-первых.
б) Бог - лицо суверенное, свободное. И Он всегда вправе поступать так, как Ему этого хочется. Воля Его свободная. Из Писания мы знаем о том, что Его воля, благая и добрая, всегда для людей мира сего. Добрая даже тогда, когда Он истребляет мир всемирным потопом. Или истребляет города содомские огненно-серным дождем. Его воля и Его действия всегда благие и добрые. Его надо только нам всегда и во всем разуметь правильно, чтобы видеть Его Божественную справедливость.
Кажущаяся нам Божья несправедливость, как будто бы нам и впрямь только кажется. Мы в это время неправильно об этом факте рассуждаем. И потому приходим к таким неверным умозаключениям.
в) Поступки Божьи и в наших индивидуальных судьбах всегда благие. Псалмопевец говорит:"Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню" (Пс. 118,67). Видите: страдание, допущенное Богом, послужило ему на пользу. Так и нам посылаемые иногда Богом трудности и страдания служат для нашего же вразумления. Страдания привели человечество к его изобретательности. Например, трудности в ходьбе породили все виды транспорта. Трудности принесли блага.
в) Для воспитания Церкви Христос определил ей тернистый путь страданий и горестей в этом мире. И Бог в этом совершенно прав. Ибо это будет ко благу святым Его.
г) Бога нам надо научиться понимать. Вот так и в данном случае. Христос так и поступал с этим слепым, потому что таково было Его святое желание, такова была Его воля - суверенная и благая. Этим Христос преподал и нам Свой урок, чтобы мы научились жить верой и послушанием без ропота. И сейчас среди нас еще имеются души полуслепые, хотя и исцеленные от своего полного неведения, которые для себя требуют еще дополнительного вмешательства Христа Бога для их уже полного выздоровления от духовной слепоты. Вот такой ответ можно дать на заданный вопрос. Это во-первых.
д) Во-вторых, можно еще и иначе отвечать на этот вопрос. Можно думать, что Христос так поступил здесь с ним по его неверию. Из текста слов повествования мы найдем и аргументы. Например:
1. Его привели ко Христу другие люди, а не он сам пришел. Слепые бывают в своей жизни, и особенно в своих интересах, очень способные и сообразительные, когда им это лично нужно для их пользы. Тогда они и без поводырей могут находить дорогу в магазин, на рынок. Они удивительно изобретательны бывают и на улицах без поводырей. И, конечно, тот слепой Христа мог бы найти где угодно, например, в храме или даже в пустыне, где Христос бывал с толпой народа или на берегу моря. Но, увы, слепой этот Его сам не искал и не шел к Нему сам. Написано, что его привели ко Христу другие; добрые люди позаботились о нем и о его будущем, но не он сам.
2. Даже когда уже люди добрые привели его туда, где находился Христос, и сами люди стали о нем умолять Христа, чтобы исцелить его, он, слепой, почему-то молчит. Нельзя было понять, нуждается ли он в этой помощи, в этом исцелении от слепоты. Как будто бы он и не нуждался в этом. Из текста Священного Писания мы видим не его, а только тех, кто заботился о нем. Почему этот слепой, даже приведенный ко Христу, молчит? Ведь он говорить умел. Он не был немым. И когда Христос почти силой заставил его отвечать, только тогда он начал говорить.
Так бывает сейчас и у некоторых людей. Их надо почти силой принуждать к молитве и к разговору с Богом. И тут вопрос: почему так бывает?
3. Это, наверное, по их неверию. Этот слепой молчал уже, даже стоя около Христа. Он не пришел сам ко Христу, его привели другие. Это потому, что он не верил, что Христос ему может помочь. Не верил - потому и молчал, потому и не приходил ко Христу раньше. О том, что это предположение правильное, видно из того, что.
4. Христос и после исцеления его ему говорит иное, чем другим. Христос не сказал ему: "Вера твоя спасла тебя". Наверное, это потому, что у него не было веры в то, что Христос ему поможет. Вот потому Христос и не говорит ему: "По вере твоей да будет тебе". Сказать это Христос ему не мог, ибо видел и знал веру других, но не видел ее у этого слепого. Да, неверие - это великий тормоз для проявления чудес.
5. Взяв за руку его, Христос вывел его из селения. Вел его через весь город. И шли они молча. Христос, видно, ожидал, чтобы слепой все же заговорил. Чтобы он, слепой, начал первым хотя бы просить Христа об исцелении. Нет, тот идет и глухо молчит - как это нехорошо.
Одно только у этого слепого все же хорошо: он не упирается, не отказывается, хотя и не верит. Он согласился с теми добрыми людьми, которые его вели ко Христу, Согласился он и с Христом, Который, как написано, взял его за руку и повел, повел через весь город. Хотя он и слепой и не верит в доброе дело от Христа для него, но не противится. Вот это с его стороны хорошо. Это послушание его и непротивление Христу послужило ему на пользу, хотя он, возможно, и не ожидал этого, не веря в то, что это может быть.
Христос исцелял его тоже как-то странно. Совсем не так, как Он исцелял, например, Вартимея, так сильно взывавшего ко Христу о помощи.
6. Друзья мои, проверим себя тщательно и добросовестно, чтобы нам, понимая Христа, не заблуждаться. Закричим в своих молитвах, как когда-то псалмопевец Давид говорил: "Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое" (Пс. 138,23). Ведь наше недоверие Христу может держать нас слепыми и даже убаюкивать нас беспечностью, и мы будем, как тот лаодикийский богач, говорить о себе: "Я богат, разбогател, ни в чем не имею нужды". А в то же время Христос говорит, как он беден был, и наг, и слеп был так, что не видел своей бедности и нищеты. Неверие наше способно препятствовать даже и Богу нас исцелять сразу и полностью.
И еще хуже, если наше неверие соединяется с упорством и непослушанием и с теми, которые нас ведут ко Христу. Да и Христу, Который берет нас за руку и ведет к лучшему. Тогда совсем беда для нас.
е) Третий ответ на поставленный вопрос можно сформулирован так:
1. Христос применил двухэтапный метод исцеления. Это, наверное, для испытания и проверки его покорности, преданности и честности. Может ли он правильно оценить то, что происходит с ним сейчас, или же не может?
Христос его исцелил только наполовину. И спрашивает его, видит ли он и как видит он. Расскажи, мол, правильно, а мы послушаем, правильно ли ты видишь.
Слепой отвечает: "Вижу, Господи, но вижу не так, как надо, неправильно вижу еще... Наощупь я знаю, что люди не похожи на деревья. А вот вижу сейчас людей проходящих, как деревья... Значит, вижу неправильно. Вижу их ненормальными. Они мне кажутся с сучками, с ветками".
Это признание его, его исповедь о себе самом была правильной. И побудило Христа предпринять и приложить еще раз Свои руки к его темным еще очам. Это напоминает нам слова Иисуса Христа: "Если око твое темно, то и все тело твое будет темно". Если орган зрения (видения) неправильный, тогда все будет тебе казаться неправильным. Слепой этот искренне и правильно оценил и выразил свое субъективное состояние и Христу доложил правильно. Испытание от Христа он выдержал добросовестно. И Богу такая искренность, правдивая оценка своего состояния, такая исповедь нравится. Хотя она открывала и плохое перед Богом.
Бог часто проверял так даже святых пророков в прошлом. Он давал им откровения и видения и часто спрашивал пророка: "Что ты, пророк, видишь и как видишь?" Читайте об этом в книгах пророков (например, Иер. 1,11-12; 24,3; Амос. 7,8; 8,2; Зах. 4,2; 5,2), И по ответам пророка Бог определял его искренность, его верность и правдивость в видении. Определял Бог, правильно ли пророк соображает то, что Бог ему показывает.
Есть люди и сейчас. И даже исцеленные духовно Богом от неведения, от духовной слепоты, но исцеленные еще не полностью. Такие люди Богом проверяются на их искренность и правдивость. Правильно ли они видят других людей? Да и себя самих правильно ли они оценивают? Как они относятся к другим людям, себе подобным? Или же они видят других неправильно? Может, они других видят какими-то ненормальными, какими-то с сучками в их глазах. Христос как-то о таких говорил: "Что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего?". На сучки у других не надо обращать такое уж серьезное внимание, а вот надо серьезное внимание обращать на свои глаза, нет ли в них бревен.
Это признание исцеленного от слепоты, эта его исповедь была искренней и правильной. И это побудило Христа зрение его исправить. Этот случай напоминает нам слова Христа: "Если око твое темно, то и все будет тебе темно". Если орган зрения такого человека неправильный (зрение - видение), тогда все будет ему казаться неправильным. Слепой этот искренне и правильно это в себе оценил и выразил свое состояние и доложил Христу правильно. Испытание он выдержал добросовестно.
Искренность и правдивость этого полуслепого дала возможность Христу Господу его исцелить окончательно. Было бы хуже, если бы он сказал Христу иначе. Допустим, он сказал бы Христу так: "Господи, благодарю Тебя. Я раньше ничего не видел, а теперь вижу. Теперь я уже тоже зрячий. Как хорошо, что я теперь вижу! Благодарю Тебя за исцеление. Ты - мой Исцелитель!"
Христос, наверное, только бы пожал плечами и глубоко пожалел бы о таком состоянии. Нет, слепой, исцеленный Христом, поступил правильно. Он не утаил ничего даже из-за скромности перед Исцелителем. Дело ведь было не доведено до полного выздоровления. Этим своим искренним и правдивым исповеданием Христу он как бы заставил Христа приложить руки еще и во второй раз и прямо на то место, именно на ту точку, которая требовала доисцеления.
Благодарение Богу за Его к нам долготерпение, за Его милость и любовь, за Его о нас заботу и желание полного выздоровления в жизни нашей.
Суммируя ответы на вопрос: "Почему Христос не сразу там, еще в городе, исцелил этого слепого, а исцелил его как-то странно, как-то двухэтапно?", я повторю их:
1. Такова была воля Его, Христа, в этом для нашего поучения.
2. Возможно, и по неверию самого больного.
3. Чтобы испытать правдивость и искренность исцеляемого. Теперь порассуждаем о втором.
II. Средства исцеления и тактика Христа в Его святой работе.
а) Средства плохие, а результаты благие. Христос иногда употреблял в Своей работе прямо-таки "плевые" средства. Смотря на них, можно даже возмущаться. Но если посмотреть на результаты действия этих "плевых" средств - результаты ведь были благословенны. Люди ведь выздоравливали. Подумайте только, как это хорошо!
1. Христос плюнул на очи больному. Хорошо со стороны больного то, что он не обиделся на это, ибо увидел, что это принесло ему пользу. Он начал, хотя и немножко, но все же видеть свет мира сего. Но еще хуже, если глаза не видят ничего совсем. На такие очи не грешно и наплевать. Конечно, нам, людям, не надо плевать на очи (даже плохие) других людей. Но на такие свои собственные очи не бойтесь и наплевать. Бог же может плевать на любые очи, потому что Он может их и сотворить вновь лучшими или сделать их лучшими от этого плевка. Он - их Творец.
Дорогой мой друг! Если твое око или даже оба глаза слепые, темные, не видящие правильно, то ты не цени их. Не хвали их, что они хороши, наплюй на них ради исцеления Христом Иисусом тебя от этого недостатка. Попроси в молитве твоей Бога об исцелении их, чтобы тебе потом видеть все хорошо!
Поступок Христа действительно странный - ведь плюнул прямо на глаза. Но хотя поступок и странный, но святой. Ибо результат-то благой: хороший человек прозрел от этого полностью.
2. А вот второе, что делает Христос. Это тоже Его поступок, достойный рассуждения. Христос уводит больного прочь из селения, взяв его за руку. Уводит его из его же города Вифсаиды, где жили даже и апостолы - Филипп, Андрей, Петр, Нафанаил (Иоан. 1,44).
Христос больного для исцеления из этого города выводит. Зачем это? Почему бы Христу не делать чудо Свое здесь, перед глазами всех этих людей из населенного пункта Вифсаиды? Почему это Христос вроде прячется со Своим клиентом, как врач, для его исцеления от слепоты? Ведет его за город, взяв его за руку, и ведет слепого еще неизвестно даже куда.
Но, как видно после, это было правильно. Так, видно, надо было. Христос - Бог во плоти и знает это лучше, чем знаем мы и знает сам больной.
3. Христос делает даже более удивительное уже после полного исцеления этого чело века. Он не разрешает исцеленному возвращаться обратно - туда, в то селение и в то общество, где находился он раньше, где находился дом этого исцеленного, где, возможно, была семья его. Конечно, Христос не запретил ему идти домой. И даже идти в свой дом, к своей семье, чтобы рассказать там, что сотворил с ним Христос. Он не разрешил только возвращаться в селение то и не разрешил рассказывать тем людям о своем исцелении. Здесь нам надо понять правильно поступок Христа.
Видно, это селение - Вифсаида. Люди из этого населенного пункта были особо плохие. Просто нечестивые, недостойные святых дел Божьих, Божьей светлой информации о деле Иисуса Христа, как те свиньи из притчи Христа, которым не надо бросать жемчуг под их ноги. Христос учил: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями" (Мтф. 7,6).
Люди селения Вифсаиды были особенно нехорошие. Христос как-то однажды в Своей речи упрекал плохие города, в числе которых была и Вифсаида: "Горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись" (Мтф. 11,21).
Там люди не умели или просто не хотели правильно понимать то, что происходило на их же глазах раньше, как "силы, явленные тебе". Христос говорит об этом с упреком. Жители Вифсаиды ни Христу не верили, ни другим людям, расскаывающим о Христе, например, апостолам, жившим среди них. Они, наверное, не хотели даже и слышать о Христе. Ведь апостолы там, наверное, уже рассказывали. Но, увы, им они не верили. Возможно, даже смеялись и издевались над этим. Вот потому-то Христос так и поступил, не разрешая этому исцеленному им рассказывать.
Все эти средства Христа и Его такая тактика в Его святой работе, хотя до удивления была странная, но, судя по результатам, весьма благословенная и очень поучительная для нас сегодня.
Так вот и ныне, в наши дни тоже, промысел Божий спасения грешников и их исцеления от неведения, от их слепоты наблюдается и ныне весьма странный. Весьма бедный средствами. Совсем незаурядный. Хотя бы в наше время возьмем такое: молитвенные дома есть очень бедные, просто тесные хаты, комнаты. Бедность. И еще беднее работники на ниве Божьей, проповедники Его Евангелия. Простые люди и малообразованные. Нет хорошей литературы духовной. Книги плохонькие на вид, даже порванные. Материальных средств у них почти нет. Как будто их дело действительно "плевое".
Но удивительно то, что есть результаты хорошие. Посмотрите, какие благословенные результаты. Ведь все же многие люди обращаются к Богу от злых дел, от грешных своих путей к Богу живому, крепкому и спасаются от вечной погибели. Исцеляются они от своей слепоты, от этой греховной проказы, по словам Иисуса Христа, через этих проповедников. Люди духовно прозревают и избавляются от тьмы неведения, и души их наполняются ведением от Святого Духа для прославления Христа Спасителя нашего.
Видите: средства плохие, а результаты благие. Слава за это Богу, делающему чудеса и в наши дни, чтобы мы учились, как Его ученики!
Христос не разрешал рассказывать еще и потому, что, если эти исцеленные души рассказывают о своем исцелении кому-либо, то люди неверующие не хотят верить рассказчикам, не считают это божественным чудом, а осмеивают этих рассказчиков, даже могут оскорблять их, понося их имя, как бесчестное.
Вот потому-то многие исцеленные вынуждены молчать там, где живут в таком обществе. И хорошо делают они, что молчат. Видно, Дух Святой им говорит, как Христос говорил: "Не заходи обратно в селение и там не говори, никому ничего не рассказывай".
В таких местах разумнее и лучше молчать, чем говорить.
III. Христос не благоволит кое-где совершать его промысел.
а) Христос не захотел в Вифсаиде совершать чудо исцеления. Вывел больного из этого города, чтобы эти люди и не видели совершенного Им чуда.
б) Потом Христос не разрешал исцеленному возвращаться обратно, туда, в то селение, чтобы там рассказывать о случившемся. Конечно, кроме своего дома и в своей семье. В своем доме, в своей семье рассказывать ему было не запрещено и, возможно, по словам Христа. Вот тут I вопрос: почему Христос отнесся так к этому селению? Мне кажется, мы не ошиблись, если думаем так:
1. Не все места благоприятствуют даже и Богу для Его святой работы. Как в географии земли есть места для жизни очень хорошие (тропики) и есть места для жизни очень плохие (северное поле Арктики), так вот и в жизни духовной есть места, где даже Богу невозможно совершать чудеса. В Евангелии рассказывается, что где-то Христос не мог совершить чудеса по неверию тех людей, которые там были (Мтф. 13,58). Например, в храме Иерусалимском, как в вертепе разбойников, Христос не мог навести порядок даже с бичом в руках. Даже в родной семье Иисуса Христа "братья Его не веровали в Него" (Иоан. 7,5).
Да, есть места, избранные злыми духами. Эти духи живут там, как дома. Их волю там исполняют беспрекословно, гораздо лучше, чем волю Божью. В Гадаринской стране, например, злые духи просили Христа, "...чтобы не высылал их вон из страны" (Мрк. 5,10). Им эта страна была, как своя. Они могли там бывать целыми легионами в одном даже человеке. Какой ужас! В одном человеке целый легион демонов!
Так вот и теперь, в наше время, есть страны, есть государства, есть города или села отдельные, отдельные дома и даже отдельные люди, в которых злые духи обитают так, как дома. Им там никто не хочет даже противиться. Наоборот, там под их влиянием люди противятся истине и Богу. Как тяжело в таких местах жить духовно тем, которых Христос призвал, которых Христос исцелил. Да, им там тяжело. Там даже Самому Богу трудно освящать Своих учеников, совершать над ними Свои чудеса преображения. Душа, живущая в таких местах, живущая уже даже по воле Христа, должна там молчать. Там неверие в Бога, грубость против верующего, разврат большой, беззаконие, как мрак царит и тяжело угнетает того, кто уже прозрел, кто видит уже это все своей душой и от этого мучается, как праведный Лот в Содоме. Бедные братья и сестры, живущие там, в таких местах и в таких условиях, в таких селениях.
И если это родной дом бывает, свои родные дети, может быть, даже жена, или муж, или родители, или родственники, то поневоле с ними надо жить. Не бросишь же их! Не убежишь от них. Вот Христос и говорит этому исцеленному человеку, посылая его все же домой: "Иди в дом свой". Христос не велит исцеленному оставлять дом свой. Он повелевает только исцеленному не приставать и не идти в то селение, к тем людям или к соседям, которые, может быть, будут им пренебрегать, смеяться, унижать и даже хуже, может быть, побуждать его к злому и гнать.
Вот к таковым ты не заходи и не рассказывай им ничего, ибо они не желают слушать от тебя о Христе, так, как знаешь ты теперь о Нем. Ты своим рассказом о Христе эту святыню будешь бросать им, как свиньям под ноги жемчужину. Они будут попирать это ногами своими. Личность же Иисуса Христа для нас - та жемчужина.
В своем доме исцеленный должен терпеть все, что придется. Но в других местах можно этого избегать. Надо избегать неприятностей от людей развратных. Их надо покидать и избегать с ними встреч. С ними надо порывать даже дружбу прошлую, духовно нечистую связь. Христос повелевает это делать. Покаявшиеся воры должны бросать своих друзей - воров. Покаявшиеся разбойники, злодеи, жулики, алкоголики и другие грешники также должны быть покинуты. Прозревший христианин обратно не должен возвращаться в старое общество. Это повеление Христа.
"Блажен муж, который... не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей". Так пел псалмопевец Давид (Пс. 1). Апостолы тоже так учили - отделяться от развратных и не прикасаться к нечистому (2 Кор. 6,17). Поступок Христа, я полагаю, - урок и для нас. Идя за Господом, нам надо духовно отделяться от всего того и от всех тех, кто препятствует нашему освящению, нашему исцелению Христом Иисусом Господом нашим.
IV. Заключение.
Закончим нашу беседу тем, что приведем аналогию, которая вытекает из этого описанного события по отношению к нашей сегодняшней жизни.
1. Будем, дорогие, искать встречи с Христом лично сами, а не ожидать чтобы нас кто-то другой приводил ко Христу.
2. Будем послушны Христу и другим, если они нас ведут ко Христу, чтобы исцелиться полностью. Не будем препятствовать им, как бы берущим нас за руки, чтобы привести нас в лучшие условия для нашего исцеления.
3. Будем честны и правдивы в оценке нашего духовного состояния, чтобы нам не оставаться духовными калеками, полуслепыми, как бы ненормально видящими других людей. Других людей надо правильно видеть - как людей, а не как деревья с сучками.
4. Будем достигать полного исцеления от духовного неведения или неправильного ведения, прося нашего Господа Иисуса Христа нас доисцелить полностью, чтобы нам все видеть правильно.
|