"Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем ее сделаешь соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям"
Мтф. 13,5-13.
Евангелисты - все три синоптика, как их называют в богословии, т. е. одинаково описывающие то, что для них показалось очень важным, в данном случае записали беседу Христа.
О СОЛИ ДОБРОЙ, ЕСЛИ ОНА ДОБРАЯ ВЕЩЬ, Матфей пишет в 5,13: "Вы - соль земли". Марк пишет в 9,50, Лука - в 14,34: "Соль - добрая вещь". Все они записали беседу Христа так: "ВЫ СОЛЬ ЗЕМЛИ. ЕСЛИ СОЛЬ ПОТЕРЯЕТ СИЛУ, ТО ЧЕМ СДЕЛАЕШЬ ЕЕ СОЛЕНОЮ? ОНА УЖЕ НИ К ЧЕМУ НЕГОДНА, КАК РАЗВЕ ВЫБРОСИТЬ ЕЕ ВОН НА ПОПРАНИЕ ЛЮДЯМ".
Соль - добрая вещь... Имейте в себе соль, и мир имейте между собою.
При размышлении о прочитанных словах Иисуса Христа Господа нашего невольно поднимается вопрос:
I. Почему Христос в Своих беседах много говорил как-то загадочно?
1. Христос - Учитель особенный. Он поучал людей притчами, аналогиями, беря факты и явления из окружающей природы, которые всем людям хорошо известны. И Христос из этих природных явлений извлекал мысли о Царстве Божьем, которое как бы находится, таинственно скрываясь, среди нас, живущих сейчас на земле. И не только среди нас оно, а даже и в нас самих оно находится, но мы его не замечаем. Христос как-то сказал так: "Царство Божие внутрь вас есть" (Лук. 17,21).
2. Значит, изучая окружающую природу, изучая и самих себя в том числе, можно, по словам Христа, увидеть Царство Божье, увидеть его в его силе, увидеть сейчас вокруг нас и в нас самих. Да, это истинно так и есть. Апостол Павел тоже так учил и писал: "Ибо, что можно знать о Боге, явно для них; потому что Бог явил им; ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира, чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны" (Рим. 1,19).
3. Ученики Христа однажды задали Ему такой вопрос: "Для чего притчами говоришь им?" (Мтф. 13,10). Христос им ответил так: "... вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано". Значит, люди, не знающие тайн Царства Небесного, могут познавать и даже видеть в этом мире Царство Божье, рассматривая в природе явления весьма мудрые, даже грандиозные и целесообразные.
"ВЫ - СОЛЬ ЗЕМЛИ, - говорит Христос из природы. - ПОСМОТРИТЕ НА ПОЛЕВЫЕ ЛИЛИИ, КАК ОНИ РАСТУТ... ПОСМОТРИТЕ НА ПТИЦ НЕБЕСНЫХ". Это - уроки природы.
4. Христос излагал Свое учение, пользуясь очень многими способами или каналами человеческой речевой информации: притчами, аллегориями, сравнениями, парадоксами гиперболами-преувеличениями, символами, аналогиями, даже противоречиями. Так, например, он говорил: "Не мир Я принес, а меч, чтобы разделять". Интересная мысль выражена в этом слове Христа. Меч нужен, чтобы не убивать им людей и отнимать у них жизнь, а разделять их. Такая мысль записана и в послании к Евреям. Апостол Павел говорил: "Слово Божье (учение Иисуса Христа) живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого; оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные" (4,12).
Итак, на вопрос: "Почему Христос проповедовал людям Свое учение как-то загадочно?" ответить можно только предположительно. Думаю, что не ошибусь в этом. Послушайте меня с терпением.
II. Ответы на вопрос о том, почему Христос говорил притчами.
1. По учению Христа, есть два класса людей. Для одних тайны Царства Божьего - Царства Небесного - еще закрыты. Они не могут их разуметь, но явления окружающей природы эти люди могут наблюдать и разуметь очень даже хорошо. Христос им открывает Свою Божественную тайну таким образом. Именно - через явления природы, говоря о них притчами и другими способами.
И есть люди, которым тайны Царства Небесного уже открыты. Открыты, может быть, еще не полностью, без изучения явлений природы, их окружающей. Христос так сказал: "Вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано" (Мтф. 13,11). Два класса людей: одним еще не открыто, а другим уже открыто.
2. Существует и два пути познания любой истины по учению Христа. Первый путь познания - теоретический.
Второй путь познания - практический.
Вот смотрите: Бог хорошо знает, что такое грех, хотя никогда его практически не совершал. Он знает это только теоретически. Человек же знает и грех, и зло практически.
Вот так тайны Царства Небесного, как и тайны вечной жизни. Одни люди эти тайны знают не только теоретически, а и практически, на примере своей личной жизни. Иные же люди, даже слыша о ней, знают это только теоретически. Вот таким людям, практически еще не знающим истины - тайн Царства Небесного, трудно даже поверить, когда им рассказывают об этом другие. Например, о том, как хорошо жить с Господом, всегда находясь верою духом своим во Христе. Какое это счастье для человека - практически жить именно так, как учит Христос, жить всем с Богом! И когда те, которым открыто это, говорят, свидетельствуя об этом, о практической жизни с Богом, то те люди, которым еще не открыто, не верят этому, и свидетельства их не принимают. Не принимают потому, что не могут понять, как это может быть.
3. Христос говорит одному великому человеку, простому и весьма образованному, из начальников и учителей народа иудейского, Никодиму, члену высшего синедриона: "Мы говорим о том, что знаем (и это знание практическое), и свидетельствуем о том, что видели (видели -это тоже практическое свидетельство), а вы свидетельства нашего не принимаете; если Я сказал вам о земном, и вы не верите, - как поверите, если буду говорить вам о небесном?" (Иоан. 3,11-13). Да, это так. Давид тоже говорит: "Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него" (Пс. 33,9).
4. Христос Свой разговор ведет такими путями потому, что очень любит людей. Он хочет, чтобы поняли Его, уразумели и приняли бы Его учение для своей же практической жизни и пользы, уразумели бы и тайны Царства Божьего, а также и тайны самих себя. Уразумели бы не только теоретически, но и практически, и были бы блаженными вечно.
5. Но этим вопрос еще не исчерпан. Это - только одна догадка. Вторая догадка - насчет того, почему так загадочно говорил Христос.
а) Из-за скудости языка, человеческой речи, с одной стороны. И с другой стороны, из-за слишком большой глубины тайны, тайны жизни и жизни особенной, жизни вечной.
Тайны Царства Божьего почти невыразимы человеческим языком. Апостол Павел пишет об этом так: "Не видел того глаз человека, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1 Кор. 2,9).
Удивительным богатством отличался лексикон Льва Николаевича Толстого - словарный запас писателя был одним из самых богатых. Но и этим количеством слов не выразить полностью глубину тайны жизни, и особенно жизни вечной, как Царства Божьего. Не выразить словами также и глубокую тайну человеческой души с ее переживаниями. Душа человеческая очень глубока. Скудость нашего человеческого языка заставляла Христа применять и находить самые доходчивые методы передачи людям информации - Его божественного учения о тайнах Божьих.
б) Потом, Христос располагал еще и к работе в нас, в нашей душе Духа Святого. Когда человек с верой в Бога будет прилежно размышлять о мире нашем, о природе, о ее премудром устройстве и целесообразности, то Дух Святой от Бога будет такого человека наставлять на всякую правду. Христос об этом и говорил так: "Он (Дух Святой) пришед обличит мир о грехе, и о правде и о суде... Он, Дух истины, наставит вас на всякую истину, ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам" (Иоан. 16,8). Христос еще говорит: "Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Духа истины. Который от Отца исходит. Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать" (Иоан. 15,26-27).
Вот потому Христос говорил кратко, лаконично, притчами и аналогиями, зная, что человеку, при его глубоком размышлении и желании с верой в это познать тайны Царства Божьего, Дух Святой будет помогать. И он увидит это Царство Божье и сможет войти в Него. Царство Божье, которое есть и Небесное Царство даже здесь, на земле, при жизни. И будет наслаждаться верой от этой жизни вечной не только там, на небе, после своей смерти, а уже здесь, будучи верующим. Христос об этом так и говорил: "Верующий в Сына имеет жизнь вечную" (Иоан, 3,36). Слышите? Не будет иметь... иметь когда-то... Нет, он уже имеет ее практически сейчас, зная смысл ее и ее божественное благословение. Неверующий в Бога, говорил Христос, не увидит жизни вечной. Не увидит ее сейчас, при жизни своей здесь, на земле. Апостол же Иоанн в своем Первом послании (3,15) пишет: "...не имеет жизни этой вечной, в нем пребывающей". Эта тайна для него, неверующего, бывает закрыта.
Значит, на вопрос: "Почему Христос говорил так загадочно?" можно ответить таким образом:
а) Есть люди, которым тайны Царства Божьего по учению Иисуса Христа еще не понятны, не открыты. И потому, может быть, они поймут эту тайну через рассмотрение явлений из жизни природы, при прилежном рассуждении об этих явлениях природы. И уразумеют тогда вопрос и о Боге - Творце всего сущего.
б) Бедность нашего человеческого лексикона, которым просто невозможно выразить всю глубину содержания тайны Божьего Царства. Это и заставляло Христа - Бога так говорить с людьми.
в) Христос располагал к работе Духа Святого в наших душе и духе, когда мы уверуем. Глубоко верующего человека Дух Святой наставляет на всякую истину, руководя его разумом, чувствами и волей, ведя его, как добрый Пастырь водит Своих овец на злачные пажити и к тихим водам живой воды, от Христа текущей в жизнь вечную.
Вот так и слово Христа: "ВЫ - СОЛЬ ЗЕМЛИ". Это слово надо разуметь как можно правильнее и лучше. Да поможет нам в этом Дух Святой.
III. О чем же говорят нам эти слова Христа: "Вы - соль земли"?
Я полагаю, они говорят нам вот о чем.
А. По словам Христа, мы - соль земли. Соль земли, а не неба. Земля и соль - это как бы вещи одного происхождения, одно и то же, одно целое, хотя, конечно же, по качеству это разные вещи, но от одного корня. Соль и земля - это прах, прах проходящий. Отсюда следует вывод.
1. Нам не следует превозноситься и считать себя лучшими, а других худшими людьми. Хотя это и правда, что общество верующих людей -все же лучшее, какое-то особенное, народ особенный. Но это мнение о нас пусть будет у других людей. Пусть они, видя свет наших дел, сами нас оценивают.
Люди все как люди и не могут правильно и объективно друг друга оценить. Правильно оценивает только Бог всезнающий. Бог, конечно, знает будущее, и потому Его обетования о будущем каждого верны. Но все мы, люди, не знаем верно своего будущего. Это будущее мы усваиваем себе только верой в Божьи обетования для верующих. Это станет ясно только в конце жизни. И это зависит не от Бога даже, а от нас самих. Ведь бывает, что верующий свою жизнь вдруг переменяет и умирает совсем неверующим. Бывает и наоборот: человек сначала неверующий, но потом свою жизнь оканчивает глубоко верующим человеком. И прав Христос, говорящий, что первые бывают последними, а последние - первыми. Мудрая пословица, бытующая среди людей, гласит, что цыплят надо считать по осени, т. е. не в начале, а в конце. Конец увенчивает дело.
Сейчас вы - хороший. Вы - соль земли, как вещь добрая. А что будет дальше - увидим. Если вы, как соль добрая, не потеряете силу соли, то это будет хорошо. Но если вы потеряете силу, то, по словам Христа, такие люди не годятся никуда, ни к чему, разве только их выбросить вон на попрание людям. "Соль - добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее?.. Ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее" (Лук. 14,34). Так сказал Христос. Потому будем о себе сами так думать. Будущее покажет, чем мы окажемся: солью доброй или же солью, которая потеряет силу. Примеров такой перемены судеб много даже в Библии и в практической жизни.
Народ Божий Ветхого Завета - Израиль - дожил до того, что Бог его отверг и даже поклялся, что они "не войдут в покой Его" (Евр. 3,18).
Народ Божий по притче Христа о десяти девах, в Новом Завете тоже уснет. И только половина, проснувшись, поправит свои светильники так, что окажутся мудрыми и готовыми войти в открытую дверь, тогда как другие окажутся не готовыми сделать это. Для неразумных дверь окажется закрытой. Они не войдут в нее потому, что не готовы. Они - соль, потерявшая силу.
Христос, чтобы мы не гордились, говорит так: "Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли..." (Иоан. 15,16). И далее: "Я избрал вас от мира" (ст. 19). Христос избрал нас тогда, когда мы об этом еще и не думали, а некоторые даже были Ему врагами. И потому превозноситься над другими нам не надо. Это во-первых.
Б. Вторая же мысль: соли на земле меньше, чем земли.
1. Эта мысль Христа - ободряющая. Она говорит нам о том, чтобы мы не унывали оттого, что нас, верующих, в этом мире меньшинство. Христос это хорошо знает. Но лучше меньше хорошего, чем много плохого.
2. В этом слове Христа еще скрывается мысль о том, что человек верующий в соединении с Богом - а Бог есть Дух,- в соединении с этим Духом Святого Бога - существо очень большого значения, значения вечного. Он тогда, как соль, которая состоит из двух компонентов: натрия (металл) и хлора (газ). В соединении это называется, говоря по-латыни, хлористым натрием, по-русски же - просто поваренной солью.
Соль полезна для жизни. Вот так истинно верующие люди - это Божьи люди. Они, особенно те, которые пережили в своей жизни рождение свыше, рождение "от воды" - от Слова Божьего и от Духа Святого, состоят из двух компонентов, как соль земли из натрия и хлора. И хотя их меньше, но Бог с ними считается особо.
Слова: "Вы - соль земли" были сказаны Христом не всем людям, следовавшим за Ним, хотя они тоже были верующими, иудеями, все были из народа Божьего Ветхого Завета - Израиля. Христос эти слова сказал только ученикам, т. е. людям, возрожденным свыше от Духа Божьего. Сюда можно отнести и другие слова Христа, как например: "Не бойся малое стадо, ибо Отец благоволит дать вам Царство". Или еще слова Христа: "Много званных, а мало избранных".
Спасенных Богом людей, обитающих на Новой земле в вечности, будет много. Но членов Церкви Христовой будет мало. И эти последние члены Церкви Христовой будут обитать в вечности с Христом в Новом Иерусалиме (Откр. 21,2).
Написано: "Се, скиния Бога с человеками. И Он будет обитать с ними, и они будут Его народом. И Сам Бог будет обитать с ними и будет Богом их". Остальные же народы, спасенные Богом, будут вне Иерусалима, будут обитать на Новой земле.
3. И еще такая мысль Христа присутствует в словах "Вы - соль земли". О взаимотношении соли с землей: соль и земля - суть вещи противоположные друг другу. Они друг другу противятся. Это говорит о том, что мира между ними достичь невозможно. Дух желает противного плоти. А плоть желает противного духу (Гал. 5,17).
Слово "мир", согласно Писанию, имеет не одно значение, а несколько. И они разные по смыслу. И потому надо различать, когда эти слова употребляются в разном значении.
Например: "мир" - как люди. Все люди от одного Отца - Бога. Написано: "От одной крови Бог произвел весь род человеческий". Значит, все люди - братья. Сюда же относятся и слова из Евангелия: "Ибо так возлюбил Бог мир", т. е. Бог возлюбил всех людей. И мы тоже должны любить людей, как своих братьев.
Далее. Слово "мир" - как обозначение всей вселенной: земли нашей, планет, звезд, галактик. Это вселенная, мир космоса, мир Божий, Божье творение. Мир этот, эту вселенную нам любить не грешно.
И есть еще одно значение слова "мир". Мир - это покой, отсутствие вражды.
Есть и четвертое значение слова "мир". По Писанию, это дела людей, дела греховные, нехорошие дела, которые надо не любить, а даже ненавидеть. Апостол Иоанн пишет так : "...похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира" (1 Иоан. 2,16). Они исходят от самих людей. Вот этот мир любить не надо. Этот порочный мир наполняет и нашу плоть, плоть каждого человека с ее вожделениями, о чем и пишет апостол Павел: "Ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы" (Гал. 5,17). Апостол Иоанн пишет: "Не любите мира, ни того, что в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей". Взаимоотношения с таким миром должны быть резко отрицательными, как отношения соли с землей. Христос это состояние хорошо выразил так: "Я посылаю вас, как овец среди волков". Овцы и волки - совершенно разные. Да и шерсть у них разная.
Апостол Павел выразил их отношения друг к другу как отрицательные. Он пишет: "Какое согласие между Христом и Велиаром?" (Велиар - одно из имен демона Веельзевула - главы нечистых духов, духа сатаны; это слово пришло из финикийского языка: Ваал-Зебуб у них был богом ядовитых мух. "Энциклопедический словарь" Павленкова). Далее Павел пишет: "Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместимость храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас; и буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель" (2 Кор. 6,15-18).
Таким образом, соль и земля совершенно противоположны. Они -враги друг другу. Вот потому апостол Христа учил, говоря: "...дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу" (Иак. 4,4). Конечно, слово "мир" здесь надо понимать не как "люди", а как плохие дела человеческие, дела, творимые в угоду похоти, греховным вожделениям плоти.
Ну и последнее в нашей беседе - о том, какие бывают явления от соли.
IV. Полезные и бесполезные, а порой даже вредные явления соли.
Христос очень мудро выразил эту тайну в образе соли доброй:
А. Полезность соли. В чем она проявляется?
1. Соль состоит из двух компонентов. Я думаю, Христос брал для примера соль поваренную, которую люди употребляют в пищу. Ведь есть соли разные. Есть бертолетова соль, которой можно даже стрелять. Ее изобрел французский химик Бертолло Марселин в 1750 г., выделив ее из поташа. Соль же поваренная, пищевая соль по-латыни называется "натриум хлоратум".
Химики говорят, что натрий - это такой природный металл, который легко вступает в соединения с любыми веществами. Сам же натрий очень нестоек. И в воздухе он быстро окисляется и исчезает. Сохранить его в чистом виде можно только в нефти. Так вот, натрий, соединяясь с хлором (газом, по-латыни называемым "хлоратум"), образует из двух компонентов поваренную соль. Соль, полезную для пищи.
Между прочим, натрий, соединенный с аммиаком, дает очень ядовитую продукцию - каустическую соду, как ее называют теперь.
Насколько поучителен этот экскурс в мир веществ и соединений для нас, верующих людей?
Человек, как натрий, но в соединении с Богом (Бог есть Дух), в соединении с Духом Святым тоже делается святым, хорошим. Такой человек, состоящий из двух компонентов (как натриум хлоратум, или соль) - добрая вещь. Но увы... Человек - "натриум" в соединении с аммиаком, иначе говоря, с духом дьявола, дает очень вредное соединение, очень ядовитое для жизни (как каустическая сода, убивающая все живое).
Дорогие мои читатели! Соединяйтесь вашим духом и душой с Богом, и вы тогда будете солью доброй. Но опасайтесь соединиться с духом зла, с дьяволом, чтобы потом не прослыть плохим и вредным человеком. Вы - соль земли. Соль же состоит из двух частей. Так и человек верующий - христианин, соединенный с Богом Иисусом Христом. Тогда он и Бог становятся как бы одним целым.
Сила и полезность соли - в наличии в ней этого газа (или духа), хлора. Сила и полезность истинного христианина - в наличии в нем Духа Святого - Духа Христа.
2. Полезность соли еще и в том, что она сдабривает всякую пищу, придавая ей хороший вкус. Организм человека очень нуждается в соли. Соль находится в человеке: в крови, в желудочном соке, в слюне, в слизистых оболочках. Соль растворяет белок, поступающий к нам с пищей, способствует всасыванию жиров, углеводов (сахара и сладостей), белков через кровь. За свою жизнь один человек в среднем поедает не менее полутонны соли. Стало быть, без соли невозможна нормальная жизнедеятельность человеческого организма, а кроме того, и пища будет безвкусной.
Верующий человек в обществе полезен. Он оказывает благотворное влияние на всех окружающих своим добрым словом и поведением. Вот так и все христианство в мире. Церковь Христова в мире - столп и утверждение истины. Без христианского учения жизнь в мире была как бы пищей без соли, безвкусной.
3. Полезность соли и в том, что она хорошо дезинфицирует все окружающее, консервируя это все от вредных патологических болезнетворных микробов. Соль дезинфицирует лучше, чем делает это настойка иода. Иод прижигает кончики разорванной ткани тела, и тогда заживление, сращивание тканей задерживается во времени. Консолидация после этого происходит только тогда, когда кончики этих обработанных иодом тканей отгниют и отпадут. Соль же ткани не прижигает, а только уплотняет и обеззараживает. И консолидация разорванной раны происходит быстрее. (Пример: японские солдаты применяли соль в таблетках, имея ее в своих карманах постоянно.)
Вот так и влияние христианина в обществе действует дизинфицирующе, т. е. не дает более развращаться, а способствует развитию царства доброго. Конечно, я имею в виду христианина истинного, в котором есть эта христианская сила, сила его "солености". Это тогда почувствуют в его присутствии даже и его противники, почувствуют по его разговору, по его хорошему поведению и хорошим поступкам.
Апостолы Христовы учат так жить всех. Они говорят: "Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому" (Коп. 4,6).
4. Полезность соли и в том, что она останавливает кровотечения из любых повреждений в организме, вне зависимости от того, внешняя ли будет рана или же внутренняя. Например, кровоточащую язву желудка, носовое кровотечение - все это можно останавливать, применяя соль, растворенную в воде (кстати, растворяется ее в воде до 10 процентов от количества воды).
Верующий человек должен иметь успех для успокаивания людей в их горе, чтобы они не изливали чрезмерно слезы, не отчаивались. О таких людях Христос говорит: "Блаженны миротворцы".
5. Полезность соли еще и в том, что она выравнивает температуру между средой внешней и внутренней. Например: чтобы растаял лед во время гололедицы, его посыпают солью, и лед тает от этого. Соль уничтожает скользкость. Или еще пример: чтобы приготовить мороженное, теплое или даже горячее молоко охлаждают до стадии замерзания и затвердения; горячую банку с жидким сладким молоком вращают во льду, посыпая лед солью, получается мороженое, холодное и твердое. Температура выравнивается.
Хороший верующий - истинный христианин, как соль земли, может горячих людей с их строптивой натурой и необузданным характером делать умеренными и отходчивыми. "Соль земли" может выравнивать температуру горячности и холодности в общественной жизни людей.
Наличие в обществе человека истинно верующего обязательно будет влиять на всех, усмиряя их, вразумляя их к доброму и лучшему поведению. И наоборот, наличие в обществе человека плохого тоже будет способствовать всему плохому в таком обществе. Соломон об этом сказал так: "Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную мазь мироварника" (Еккл. 10,1).
Вот как важно быть хорошим человеком в обществе, именно быть "солью земли", а не мертвой мухой, которая все портит. Надо быть чадом Божьим, а не чадом сатаны.
6. Соль хороша еще и тем, что она имеет какой-то специфический нежный запах.
Не все живые существа этот запах нежный улавливают и понимают. Но в тайге, например, даже на расстоянии дикие козы, олени и другие животные этот нежный запах улавливают и понимают. Охотники этим пользуются для приманивания дичи. Запах этот, насыщенный благоуханием химических ионов, очень полезен для здоровья и людям. В соляных шахтах и копях под землей рабочие оздоравливаются и не заболевают силикозом, как это происходит в угольных шахтах с шахтерами. Даже туберкулезники выздоравливают в соляных копях. Вредная бацилла Коха пропадает от этого ионизированного нежного запаха соли.
Эта черта соли имеет некую аналогию в жизни верующего человека. Истинный христианин своим "благоуханием Христовым" очень привлекателен, и многие души пришли ко Христу благодаря таким людям, истинно верующим, которые были, по слову Христа "солью земли доброй".
Не все могут определять и различать этот специфический аромат святого благоухания Христа. Но есть такой закон - закон узнавания. Например, мудрого человека поймет только мудрый, разумного - разумный. А неразумный не поймет разумного, как и глупый человек не поймет мудрого.
Так вот и человек, в котором живет Дух Святой, привлекает души к себе и к Богу, Который в нем обитает, как в Своем храме. Благоухание Христа в таком человеке будет заметно привлекать ко Христу других, которые тоже начнут искать с Ним общения. Они почувствуют это благоухание Христово, эту таинственную ионизацию от Святого Духа.
7. Полезность соли еще и в том, что она сама по себе в хороших условиях не гниет и не разлагается. Она обладает вечной стабильностью - постоянством вечным. Так и человек верующий. Познав Господа Иисуса Христа практически, он Христа не оставит и не забудет Его никогда. И если бывает, что он отречется от Христа, как Петр, то обязательно возвратится обратно, осуждая и оплакивая свое отступление по причине своего страха и бессилия духовного в той ситуации, которая была сверх его силы духовной. Самый плохой проповедник своим напоминанием о Христе, подобно петуху, пробудившему Петра, сможет наставить такого грешника на путь истинный.
Конечно, если такая соль вечно или чрезмерно долго и сверх сил будет находиться в неблагоприятных условиях, то она силу своего влияния может потерять. Христос говорит, что соль может потерять силу. В Крыму, например, на Сивашах, где добывают соль и где она долго хранится в больших кучах - кагатах, соль теряет силу своей солености в верхних слоях от ветра, солнца, дождя, снега и росы. Соль в верхнем слое бывает несоленой или же малосоленой, не такой соленой, как в слое низшем, не подвергающемся такому неблагоприятному влиянию извне от посторонних сил.
Натрий теряет силу, когда теряет хлор. Апостолы учат верующих, чтобы они всегда исполнялись Духом Святым. И чем чаще - тем лучше. Тогда хорошую силу святой солености верующие люди не теряют, а ею обогащаются все больше.
Нельзя грешить против Святого Духа. Согласно Писанию, таких грехов может быть четыре: угашение, противление, оскорбление и хула на Святого Духа. Прочитайте об этом места Св. Писания и хорошо осмыслите их, чтобы вам не терять силы Духа Святого, как может терять соль свою силу (Фес.5,10; Деян.7,51; Еф.4,30; Мф.12,31).
3) Соль хороша тем, что она своим нежным ароматом - запахом не беспокоит тех, кто ее хочет вкушать, как например чеснок. Сами вкушающие по своей воле ее дозируют для себя и остаются тогда довольными.
Есть люди и хорошие, и разумные, но слишком навязчивые, не знающие и не чувствующие даже меры своего общения с кем-либо - иногда с больным даже, которому весьма трудно бывает терпеть долгое общение. Иногда они некоторых своих собеседников доводят чуть ли не до остервенения. Хоть выгоняй такого гостя из хаты, чтобы прекратить ставшее неприятным общение, которое уже невмоготу. Может быть, разговоры и хорошие, но не следует чересчур их продлевать.
Кроме того, есть еще и такие словоохотливые, которые интересуются иногда вопросами, как говорят, "паспортного характера". Спрашивают о том, чего им и не следовало бы знать. Ведь у каждого человека есть интимная сторона жизни, о которой должны знать, как о его личной тайне, только один Бог да он сам, живущий этою своей тайной. Не надо поступать так нахально, совать свой нос во все дыры. Христос однажды таких плохих людей назвал "змиями и порождениями ехидны". Змеи любят залезать в любые дырочки. А ехидна - это такое противное животное, чуть больше крысы, с колючей шерстью, как у ежика, и с очень длинным клювообразным носом. Этот свой нос ехидна сует во все дыры, большие и маленькие, чтобы там своим длинным веретенообразным носом и особенно языком веретенообразным добывать себе пищу. Язык у нее длинный, ловко вращается туда и сюда, и сильно он липкий. К нему все прилипает. Вот такая ехидна описана в Евангелии от Матфея (23,33).
Не надо нам, верующим, будучи солью земли, быть такими нахальными, ловко и вкрадчиво совать свой нос туда, куда не следует. Это свойственно делать людям коварным, хитро выведывающим все до тонкости. применяя даже для этого дружбу, чтобы все выведать и узнать. И главное, не на пользу ни им, ни нам. Храни нас, Господи, от такого ехидства, от таких пороков.
V. Бесполезность соли.
Соль (даже в некоторых случаях хорошая соль) иногда бывает безсполезной.
1. Соль бесполезна бывает тогда, когда она теряет силу своей солености. Сипа же - это наше духовное влияние на окружающих нас. Есть люди, даже и среди верующих, которые не чувствуют того, что ими уже не интересуются другие, что их с трудом только терпят другие, терпят, как тяжесть какую-то, и были бы очень рады не иметь общения с ними. Нет у них привлекательности. Иногда это не от физического состояния их, что, они, мол, некрасивы, нет, скорее потому, что они просто неразумно ведут себя и интеллектуально, и духовно, в чем они очень и очень бедны. Нет у них этой благодатной силы соли доброй - нет ни в духе их этого, нет ни в их разуме и даже и в чувствах нет ничего такого, что можно было бы назвать силой соли доброй. И потому они бесполезны.
2. Соль бывает бесполезна и тогда, когда она не в действии, нетронутая в солонке лежит, хотя и среди пищи, но от нее там нет никому никакой пользы. Лежит она в солонке бездеятельной. Себя саму она сохраняет этим хорошо, но что от этого другим? Нет для других от нее пользы!
Правда, активная деятельность соли саму соль активно уничтожает, ее растворяя, уничтожает как бы только видимостью. Соль тает, теряя свой прекрасный вид. Вот так хороший человек губит себя своей добротой. Губит свое здоровье и вид даже своей полезной деятельностью. По Священному Писанию, Христос хвалит тех которые из любви, "теряет свою душу". "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Иоан. 15,13). Да, добродетельные люди много страдают. Но их Бог любит особенно, и Он их вознаградит обильно в Своем вечном Царстве.
Не будем же и мы бездеятельными, чтобы нам не быть безполезными. Апостол Иаков говорит: "Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех" (4,17).
3. Соль еще может быть не только бесполезной, но даже и вредной для других, несмотря на то, что она хорошая соль и добрая вещь, как говорил о ней Христос. Вредной она бывает тогда, когда она бывает в руках врага человека или того хуже - в руках диавола (как диавол в личности ученика Христа - Иуды). Такая одержимость, или рабство, человекоугодничество иногда возможны бывают, если человек не будет бодрствовать и будет уловлен в сети врага. Я наблюдал такие явления в тайге в Сибири.
В сибирской тайге охотники пользуются солью как приманкой, чтобы иметь успех в своем охотничьем ремесле. Они строят кулемки в тайге. Вешают петли, расставляя их хитро. Роют иногда глубокие ямы-западни. И, прикрыв все это ветками, насыпают кучу соли для приманки животных, которые чуют запах соли и идут ее полизать, не зная, что там таится для них смертельная опасность, только прикрытая ветками, чтобы они не видели опасности.
Я полагаю, что вы про ямы, петли, капканы и прочее знаете. А вот о том, что такое кулемки, вы, наверное, не знаете. Кулемка - это хитрая охотничья штука. Она проста в своем устройстве. Состоит она из четырех частей: било, давило, пришибило и сторожок. Сооружается она из нетесанных бревен, даже, бывает, бревен с ветками. Било - это бревно, лежащее внизу. Давило - это бревно, висящее над первым, над давилом. Пришибило - это бревно, лежащее поперек бревна-давила, как тяжесть, усиливающая ушиб жертвы, т. е. силу давления давила при падении на верх обоих бревен. Все это хитро висит на такой подставке -палке, стоящей торцом, к которой прикреплен сторожок. Сторожок устраивается на дороге или там, где животное ступит ногою или дотронется боком. Как только животное затронет сторожок, тяжелая масса пришибила падает на беспечное животное, и оно погибает. Соль же раскладывается здесь так, чтобы ее видели и чуяли беспечные жертвы. Вот так хитро применяется соль для приманки. И соль оказывается в этом случае вредной солью.
Дорогие мои братья и сестры во Христе, которых Христос называет солью земли, солью доброй! Смотрите за собою, не попадайтесь в руки недобрых людей, чтобы ваш святой авторитет они могли использовать для их охоты за другими - не на добро, а на худое и дьявольское. Умыслы сатаны разгадывайте заранее, наперед. И не будьте вы в руках плохих как бы приманкою.
Случается, что еще хуже поступают с солью враги благого. Они заряжают соль в ружье и стреляют ею в других даже на далеком расстоянии и этим ранят больно, хотя и не убивают насмерть. Это делают некоторые, посылая плохое письмо или распространяя какую-либо клевету далеко на расстоянии даже. Храни нас всех, Господи, от такого положения.
Будем все мы в руках Божьих, в руках Духа Святого, под Его святым водительством и влиянием не на вред кому-то, а на пользу всем людям. Да поможет нам в этом Сам Бог Отец наш Небесный.
|