"С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты - Христос, Сын Бога живого"
Иоан. 6,66-69.
"Ибо, что можно знать о Боге, явно для них (язычников), потому что Бог явил им; ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они, познавши Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце: называя себя мудрыми, обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела; они заменили истину Божию ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки", - написал апостол Павел (Рим. 1,19-25).
Итак, будем рассуждать о трех состояниях правильной духовной жизни верующего человека во Христа Иисуса - Бога нашего и Спасителя. В прочитанных двух отрывках из Священного Писания нам открывается истина правильной духовной жизни, скажу откровенно, хорошего верующего. Эту мысль даже хочу подчеркнуть. Это в отличие от верующего нехорошего. Ведь не секрет для нас всех, что есть верующие плохие в их духовной жизни. О том, что есть разные духовные состояния верующих людей, в зависимости от чего они или хорошие, или плохие, хотя и верующие, говорил Христос. Говорили об этом и апостолы Христовы. Эту мысль можно подтвердить многими местами из Священного Писания. Чтобы это утверждение не было голословным, приведем аргументы, прочитав Писание.
I. Учение Нового Завета о плохих и хороших верующих.
1. Христос в Своих притчах изображал такое состояние, например, в притче о десяти девах, из которых половина была мудрых, а половина - неразумных. Все они вроде и одинаковые и с одинаковыми намерения ми. И все - одеты в брачные одежды одинаково. Все вышли навстречу жениху. Все также, к сожалению, одинаково заснули, ведь было это ночью. Все они оказались бездеятельными, но разница оказалась в том, что впоследствии мудрые, хотя и спали, но у них было в запасе масло (символ Святого Духа - елей помазания), а у неразумных масла не оказалось. Христос не огорчился как жених, что ночью они спали все, как немудрые, также и мудрые. Они бездействовали в такое темное время. Он им это прощает. Но вот за то, что неразумные не имели масла, чтобы поправить свои светильники, им это не простилось, их не приняли в открытую дверь, куда приняли мудрых и готовых, которые поправили свои светильники тем, что подлили в них масла.
Потом, в образе невода Царства Небесного Христос подразумевал, что есть рыбы всякого рода. Рыбы хорошие и плохие. Невод же Царства Небесного, закинутого в море, в мир этот, - это промысел Божий в мире во всех христианских течениях и вероисповеданиях, где Христос принимается верой как Бог во плоти. Рыбы тоже разные.
Апостолы Христовы тоже учили в своих посланиях о верующих -хороших и нехороших. Апостол Павел даже утверждает, что не у всех вера имеется (2 Фес. 3,2; 2 Кор. 13,5).
Я не скажу, что верующие плохие не будут спасенными, а погибнут. Нет, это не наше дело знать, кто погибнет. Это знает только Бог, Который будет судить и осуждать на погибель кое-кого, это Его дело. Эти немудрые девы, которые после восхищения Церкви, наверное, останутся только на Великую скорбь - это да. Может быть, они окажутся в числе тех спасенных, которые описаны как души под жертвенником в Откровении Иоанна, и только после их смерти они тоже окажутся одетыми и стоящими на стеклянном море в одеждах небесной праведности. (Откр. 6,9; 7,13).
Но можно с уверенностью утверждать по Писанию, что плохие верующие не войдут в Церковь Христа, как недостойные этого, хотя все же они в вечности будут обитать на новой земле, где будут доводиться до совершенства Церковью Христа, этими царями и священниками Бога Всевышнего (Откр. 1,6; 1 Петр. 2,9; Евр. 11,39-40).
В стаде Христовом есть разные овцы. Есть овцы-агнцы. Это по возрасту малолетки, как младенцы еще не понимающие всего, и есть еще овцы иные, возможно, мирные и послушные пастуху и словам Христа. Есть овцы шаловливые, немирные и не всегда послушные пастуху. Христос своим словом Петру разделил овец Своих на три группы: "Паси агнцев Моих... Паси овец Моих". И еще раз сказал: "Паси овец Моих".
Конечно, в стаде овечьем есть еще и бараны. О них Христос не упоминал, как о Своих. Наверное, они и не Его и не Христу принадлежали. Христос всегда говорил только "овцы Мои", а бараны не Мои, хотя они могут быть и в стаде овечьем (Иоан. 21, 15-17; 10,27). Это как о смоковнице или о зерне горчичном, где Христос упоминал о каких-то "птицах небесных", которые могут укрываться только в ветвях.
Надо каждому из нас подвизаться быть овцами Христа, а не баранами. Верующими хорошими. Да поможет Бог нам быть именно такими.
Хорошие верующие проходят всегда вот эти упомянутые нами три состояния духовной жизни, а именно: уверование, потом познание Христа в Его учении как Бога нашего, прославление Его с благодарением.
Хочу еще добавить, что последовательность этих состояний, этих переживаний, как-то уверование, прославление, познание, должно идти no-порядку, именно так, как написано: сперва уверование, потом уже познание и после прославление с благодарностью. Апостолы Петр и Павел именно так и выражали этот порядок. Они говорят: "Мы уверовали, потом уже - мы познали, что Ты Сын Бога живого". А дальше Павел говорит о язычниках, что они Бога познали, но только не прославили Его с благодарностью, потому что они предались нечистоте и заблуждениям.
В арифметике есть такое правило: от перестановки слагаемых сумма не изменяется. Например: 3+6=9 или 6+3=9. Но в жизни духовной нельзя переставлять, ибо тогда не получится истина.
Эрнест Ренан, французский философ, в своей книге "Жизнь Иисуса Христа" лучше, чем многие другие, прославил Иисуса Христа, за что и получил на конкурсе самую наибольшую награду - Золотое перо, которое присуждалось писателям за хороший труд. Но он сам-то был неверующим в то, что Христос Иисус - Бог, а не просто человек, как утверждал это Ренан, а также и наш русский богатырь мысли, Лев Николаевич Толстой. Они оба утверждали, что Христос не Бог во плоти, как учат апостолы, например, Павел говорит: "Бог явился во плоти" (1 Тим. 3,16). Они оба прославили Хряста, не уверовав в Него как в Бога. Потому-то они Его и не познали. Это надо сделать, чтобы потом, уверовав, познать Христа -Бога и после этого прославлять с благодарностью как Бога, как этому учили Христос и Его апостолы.
Разберем теперь эти три мысли более детально - уверование, познание и прославление, чтобы нам лучше понять истину.
II. Что такое уверование, или что такое вера?
Проверим себя лично, имеем ли мы веру или не имеем? Мы должны знать, что такое вера, от которой зависит убеждение, уверование, как первый этап духовной жизни хорошего верующего. Итак, что же такое вера?
Писание нам отвечает на этот вопрос так (Евр. 11,1):
а) Вера есть осуществление ожидаемого;
б) Вера есть уверенность в невидимом.
Живая истинная вера, вера Божья, в нас движимая любовью к Богу, осуществляет то, что мы ожидаем. Большая вера больше и осуществляет, как у той хананеянки, о которой Христос сказал после ее испытания в вере: "О женщина, велика вера твоя...". Или как у того сотника римских воинов-язычников, о котором Христос сказал: "Велика вера твоя. Я такой веры не нашел даже и в Израиле". Тогда Израиль считался не языческим, а истинным почитателем истинного живого Бога - Иеговы.
Степень веры люди определять в себе, а также и в других не умеют, ибо она невидимая... Только Христос Бог мог видеть в людях ту или иную веру и ее степень. Или даже ее отсуствие у того, кто себя считает верующим. Христос однажды говорил Своим верующим ученикам: "Как у вас нет веры?" (Мрк. 4,40). Из Писания видно, что есть разные степени веры в людях. Например:
- великая вера (Мтф. 15,28);
- твердая вера (1 Петр. 5,9);
- немощная вера (Рим. 14,1);
- колеблющаяся вера (Еф. 4,14; Евр. 10,38-39);
- мертвая вера (Иак. 2,17-20);
- смешанная с неверием - вера сомневающегося (Мрк. 9,24; 16,14).
- вера Божья (Мрк. 11,23);
- вера Евангельская (Фил. 1,27);
- вера человеческая (Мтф. 9,22).
Значит, вера истинная в нашем сердце может быть в разных степенях и в разных состояниях, а также в разное время, и это должен каждый сам в себе видеть и стараться понять это и воспитывать себя в вере, возрастая в вере, а не терять ее. "Чтобы не оскудела вера в тебе", - говорил Христос Петру. И не думать беспечно только, что мы имеем веру, хотя не видим никакого осуществления ее в жизни нашей. Христос тогда и нам может сказать: "Как у вас нет веры?"
Но вот вопрос: как это можно увидеть? Это вопрос важный и интересный. Вот тут надо прислушаться к Св. Писанию.
"Вера есть осуществление ожидаемого". Значит, ожидаемое нами по вере все еще в будущем, в нашей душе уже будет осуществляться. Вот тогда в нас есть вера, если осуществления этого мало, значит, и веры у нас мало. Если же совсем ничего не осуществляется из того, что мы ожидаем, то веры в нашем сердце нет. "Как у вас нет веры?" - говорит Христос. "Не во всех вера", - говорит апостол Павел (2Фес. 3,2).
Мы ожидаем от Бога "вечной жизни", потом "блаженства", "радости", "довольства", "покоя", "мира" и т. п. Если есть вера хорошая. Божья вера, то она осуществляет все это в нас, осуществляет уже сейчас. Мы уже сейчас имеем жизнь вечную, блаженство, довольство, покой, мир, радость. Если же этого нет в нас еще, значит, нет и веры в нас.
Вот по этим признакам мы можем видеть в самих себе веру и даже в какой она степени и в каком состоянии она.
Но апостол Павел говорит еще, что вера имеет и другое состояние. Она не только "осуществление ожидаемого", но она в нас рождает и "уверенность в невидимом".
Уверенность - что это такое? Как нам это себе и в себе самом представить, увидеть и понять правильно?
Словами выразить это состояния очень трудно. А вот примерами из обыкновенной жизни нашей - это легко понять.
Например, езда на велосипеде в первый раз. Именно тогда, когда ты еще не уверен, что не упадешь, а поедешь правильно и сразу. Нет в тебе еще уверенности, как есть она у других, уже имеющих ее. Сколько страха наполняет душу человека, не имеющего уверенности. И после, когда этот ездок уже имеет уверенность, как он спокоен. Такой ездок без боязни упасть, с чувством и сознанием - опытный ездок. Я помню, как я учился ездить на велосипеде. Сколько я имел ушибов и синяков от падения. Сколько раз страх наполнял мою душу, когда я садился за руль велосипеда. Не имел еще я уверенности. Когда, бывало, увижу впереди камень, рулем виляю и туда, и сюда, чтобы не попасть на него колесом. Но, увы, почти всегда попадал колесом на камень, чего и не хотел, и спотыкался, и падал, и разбивался даже до крови. Вот так я учился. Так я приобретал уверенность в вере, которую получил только после того, когда уж научился. Теперь же умею ездить хорошо, с уверенностью и не боюсь, как раньше. Вот так и в духовной жизни верующего человека - уверенность в невидимом Боге изгоняет из сердца страх, и сомнения, и неверия.
Человек верующий своей верой во Христа получает от этого очень многое, получает благодатные дары от Бога, как ветхозаветные праведники, о которых Писание говорит: "Праведный, верою жив будет". Праведники Ветхого Завета верой жили даже тогда, когда их гнали, забивали камнями, они скитались в лохмотьях и звериных кожах за неимением одежд, скрывались по горам и пещерам. Даже некоторые были перепиливаемы железными пилами в дуплах деревьев, куда они прятались от своих врагов, спасая себя от смерти. Но даже умирая мучениками, они жили твердой верой в Бога Невидимого. Такая уверенность достигается верой и уверенностью, как в случае езды на велосипеде или в автомобиле. Водитель,у которого уверенности нет, боится. А затем, имея уже уверенность, он за рулем автомашины без страха едет в полном покое. Такая уверенность приобретается с опытом. Шофер с опытом своим имеет уверенность, которая успокаивает его.
Вот так и хороший верующий. Имея живую веру, он спокоен даже во время бурных переживаний в своей жизни. Его вера от Бога осуществляет для него ожидаемое им от Бога блаженство небесного вечного мира. И эта ожидаемая вера осуществляется теперь в его сердце, и он - блажен. Она, эта вера, в его сердце, и он от этого счастлив. Эта вера в сердце рождает уверенность в Невидимом Боге, обещавшем Своих детей - верующих поддержать и сохранить Своими святыми ангелами и Духом Святым. Бог и утешает, и наставляет, и утверждает нас посредством живой веры.
Если этого нет в человеке, то значит, нет у него и веры, нет и уверенности. По этим показаниям можно проверять нам самих себя - верующие мы или же нет. Может, мы сами себя только обманываем, только называемся верующими, а веры в нашем сердце нет, ибо ничего в нас из ожидаемого не осуществляется. И уверенности в нас в Невидимом тоже нет, как нет и опыта в этом. Сохрани нас всех Господь от такого состояния.
О вере в нас, как даре Божьем, даре Духа Святого, который дается только людям, но не тварям разным, как-то животным или растениям, можно говорить много. Но достаточно. Вполне понятно, я думаю, для нас об этом вопросе духовной жизни человека верующего сказано.
Я вам расскажу только о силе веры человеческой, о которой я читал в некоторых книгах ученых людей - антропологов, психиатров, медицинских работников и прочих авторов. Какую великую силу имеет вера в человеке, если она развита хорошо. Сила ее необыкновенно велика. Вот послушайте о трех фактах, которые пришлось и мне наблюдать.
Я прочел книгу "Свидетель колдовства" английского писателя Гарри Райта, изданную в 1971 году в Москве, в которой автор о себе говорит на с. 37, что он участвовал в работе экспедиции как историк и антрополог. Сам же Гарри Райт по профессии был врачом. Он описывает силу веры среди диких племен в африканских джунглях, не переставших жить под ярмом суеверия и страха из-за жрецов, колдунов, факиров. Дикари верят в их великую силу, якобы от бога, которой те могут своим проклятием умерщвлять людей. Эти жрецы своим желанием, своими молитвами могут некоторых людей исцелять от болезней, ими же насылаемых, и даже могут воскрешать из мертвых (наверно, тех, которые находятся в состоянии клинической смерти). Гарри Райт описывает много случаев чудесных фактов умерщвления, оживления и исцеления и даже заболевания от проклятия жрецов или колдунов. Эти факты антрополог и врач проверял сам со всей серьезной медицинской тщательностью и убеждался, что это не фокусничество, а явная реальность. Он приписывает эти факты в своей книге силе веры этих диких людей, Люди верят колдунам, жрецам, факирам и прочим чародеям, их магическим колдовским силам. Это - сила веры людей, верящих этому.
Прочел я еще книгу, будучи медицинским работником, рекомендованную врачами как учебник для применения в нашей медицинской практике, Слободяника Александра Павловича, изданную в г. Киеве в 1977 г., на 480 страницах, "Психотерапия и гипноз". В этой книге рассказывается, с каким успехом великие медицинские работники, такие как Боткин, Павлов, Филатов и другие светила и ученые, пользовались в своей практике верой больных для их же излечения. По вере их они их исцеляли от разных болезней. Читая это, я вспоминал слова Христа, когда он говорил: "Вера твоя спасла тебя" или "По вере твоей да будет тебе". В книге этой рекомендуется применять методы психотерапии и внушения даже в родильных домах для облегчения женщинам-роженицам трудных родовых мук. И потом - во многих других случаях. Действительно, я этому свидетель, как сильно влияет такая психотерапия на рожениц. Роды у некоторых проходили почти нормально и безболезненно. Рекомендовано применение этих способов психотерапии в хирургии. Врачи-хирурги, беседуя с больным перед операцией, подготавливают его к операции, умело убеждая верить тому, что будет все хорошо и без особой боли. Что и действительно получается.
В области терапии врачи-терапевты, применяя методы психотерапии и внушения, достигают удивительных успехов исцеления и выздоровления больных от применения самых простых средств, вплоть до простой воды, как лекарства. В книге этой говорится, что если человек поверит этому, то по его вере и будет ему. Сила веры в медицине изучается теперь лучше для ее применения. Действительно, вера может осуществлять ожидаемое и делать много чудесного для человека.
Я лично тоже наблюдал в клубе, прямо среди многих людей силу и влияние на веру людей гипнотизера после его красноречивой, но очень антирелигиозной речи, произнесенной им, чтобы люди никому более не верили - ни Богу, ни священникам, ни проповедникам Евангелия. Но после всего он сказал, чтобы верили ему, что он сделает чудо. "Вы положите руки свои на головы себе, сцепив пальцы, и вы не расцепите их, пока я этого не сделаю вам". Этими словами он привлек людей поверить ему, как сильному колдуну-чародею. И действительно, из общей массы оказалось тринадцать человек, кто ему поверив и положив руки на головы свои, расцепить их не смогли. Он их вывел всех на сцену к себе и там только сам им их руки расцепил. Правда, люди, не поверившие ему в этом, руки все расцепили и без него. Те же поверили и потому не могли расцепить руки. В зале царил общий смех оттого, что те тринадцать не могли расцепить сами свои руки. Что это такое?
Конечно, это действие силы веры тех людей, которые свою веру подчинили гипнотизеру. Они ему поверили и по вере получили. Это не сила гипнотизера. Нет. Это сила веры того, кто верит гипнотизеру.
Если бы сила такая была у гипнотизера без этого верующего ему, то гипнотизера можно было бы, например, послать в дом умалишенных, в палату буйных. Пусть бы он там их своей силой успокоил и исцелил. Нет, он этого не сделает там, потому что психически расстроенные люди не могут верить. Или пусть бы этот гипнотизер своей силой смог взять воробья на земле в руки. Нет, он этого не сможет делать, ибо там нет веры ему. У вороны - также. В общем, сила веры в человеке может быть большая.
Мы, верующие, живущие верой Божьей, к сожалению, еще мало знаем, насколько блажен человек Божий, верующий Иисусу Христу, верящий Его божественным словам и верующий сильно, без сомнения. Если бы мы всю силу нашей веры направили бы с упованием на Бога, то вера наша, даже величиной с горчичное зерно, могла бы горы передвинуть. Так говорил Христос. И верой нашей от нашего Бога через Христа мы могли бы осуществлять для себя все ожидаемое и имели бы твердую уверенность в Невидимом Боге. К сожалению, мы в вере нашей очень слабые. Нам надо в ней еще возрастать и укрепляться. По вере нашей и бывает с нами.
Я читал еще одну книгу под названием "Тайны веков". Это сборник рассказов о многом чудесном. Написал ее Вадим Суханов, редактор журнала "Техника молодежи". Книга эта вышла в издательстве "Молодая гвардия" в 1978 г., в Москве. Меня очень заинтересовало сообщение автора на с. 294 о том, что есть такие люди, которые босыми ногами ходят по раскаленным углям и не обжигают себе ноги. Причем, ходят не в одиночку, а иногда группами и даже целыми деревнями. И люди те бывают разного возраста. Танец этот они называют "нестинарство". Автор книги это явление наблюдал в Болгарии, где оно проводится ежегодно еще с прошлого века. Автор говорит, что подобные ритуалы религиозного характера проводятся в религии огнепоклонников не только в одной стране, а во многих странах: в Болгарии, в Италии, африканскими шаманами, индийскими йогами, на островах Фиджи - в Тихом океане, в Новой Зеландии, канадскими индейцами. Чем объяснить такое явление? Только сильной верой в то, что ничего плохого с ними не случится при этом.
Научные объяснения этого явления очень сомнительные. Например, А. Грин объясняет, что ноги выделяют обильный пот в это время. Пот активно испаряется в этот момент и охлаждает кожу. Так, мол, и слюна во рту охлаждает слизистую рта, когда попадает горячее в рот. Ожогов тогда не бывает. Также бывает при лизании языком раскаленного добела железа кем-либо из кузнецов. Профессор Арнаутов и доктор Горвалова (Болгария) объясняют это "нестинарство" только их сильной верой в это. Абсолютная уверенность нестинара в том, что он не получит ожогов. Плюс быстрый танец, когда ноги еле-еле касаются огня. Сальников, кандидат медицинских наук, объясняет это явление так: сухой и плотный роговой слой подошвы - достаточно надежная защита кожи для ног у тех, кто много ходит босиком. Потом добавляет: "В коже есть защитные силы и средства, о существовании которых мы пока ничего не знаем". Есть еще и другие якобы научные объяснения этого явления. Но все они не выдерживают строгой критики. А факты ведь имеются. Я лично для себя объясняю это только силой веры этих огнепоклонников. Их вера и осуществляет ими ожидаемое, и они в этом уже уверены. Автор говорит, что ноги, например, нестинарки Невены он сам осматривал под лупу увеличительного стекла и не обнаружил после их осмотра никаких хитростей, как некоторые подозревают: не было ни ожогов на ногах, ни какой-либо окраски ног, как бы специальной краской, и еще чего-либо. Ноги Невены были чистые и здоровые даже и после такого лютого огня. Все это происходит по вере в это. Сила их веры и охраняет. Как Хрисгос говорил: "Вера твоя спасла тебя", "По вере твоей да будет тебе".
Первый этап настоящего верующего во Христа Иисуса, Бога Всемогущего, тоже осуществляется многими чудесными явлениями, которые просто ничем объяснить нельзя, кроме веры и уверенности в Невидимого.
Хочу сказать по поводу веры, и мы перейдем к следующему этапу размышлений - рассуждению о знании Бога Христа или о познании Бога, о Его уразумении.
От Бога Всемогущего истинно верующему человеку много дается благодати, в том числе и множество откровений для познания Бога и духовной жизни.
III. Объекты для веры бывают разные.
Вера человека - как мост через реку. С одной стороны, она может быть только нашей. Нет ни одного человека, который не имел бы своей веры и не жил бы ею в своей жизни. Но вот его вера может опираться на разные объекты. В зависимости от того, на что она опирается, будет и ее название. Объекты могут быть следующие:
- человек верит человеку - такая вера будет человеческая;
- человек верит Евангелию - вера будет евангельская (Фил. 1,27);
- человек верит в Бога и Его слово - это будет самый лучший объект для веры - "Имейте веру Божию" (Мк. 11,23);
- человек верит духу солнца, огня, стихии какой-либо и т. п. - эта вера - языческая, но она все же вера, которая может осуществлять для него ожидаемое, что и приводит его к уверенности, что этот его бог - объект его веры ему - и помогает.
Об этом язычестве и в Библии говорится (Втор. 18,9; 4 Цр. 16,3; 23,10; 2П ар. 33).
Перейдем теперь к рассуждению о знании. Апостол Петр говорит: "Мы уверовали и познали...".
IV. Познание - это уже область интеллектуальная.
Познание, знание, уразумение, разумение, ведение - здесь уже действует не вера только верующего, а разум человека. Разум же опирается на реальные аргументы, на факты, которые можно проверить не только умозрительно, как бы априорно, как говорят (в латинском слове "априори" означает "умозрительно"), но знание уже практическое, реальное, видимое и для разума, а не только для веры, объектом которой может быть видимое и невидимое, как написано: "Верою познаем, что веки устроены словом Божиим" (Евр. 11,3).
Знание может быть теоретическое и практическое. Знание вообще-то следует только уже после веры, но ничуть не впереди веры. Если человек не будет иметь веры, то практического знания он иметь не будет. Эту последовательность апостол Петр выразил очень правильно. Он сказал: "Мы уверовали". Значит, вначале вера. Потом уже Петр сказал: "И познали, что Ты Христос - Сын Бога живого". Это уже факт знания.
Конечно, познание Бога, как и познание всякой личности, например, осуществляется через рассмотрение дел. В данном случае рассмотрение дел Божьих, потом слушание Божьих слов, особенно в учении Иисуса Христа о Боге: "Вера от слышания, а слышание от Слова Божия" (Рим. 10,17).
Хороший верующий христианин - это человек, алчущий и жаждущий познавать Бога двумя способами: теоретически, изучая и исследуя Слово Божье, слова Христа об истинной духовной жизни, и практически, наблюдая за Его делами в самом человеке Духом Святым, изменяя его характер, возрождая его и освящая истиной. Плохой же верующий - это не алчущий духовной пищи, не жаждущий воды живой - учения Иисуса Христа. Он, как лаодикиец, который о себе говорит: "Я ни в чем не имею нужды...". Увы, это печально. Такое состояние ведет человека к духовной бедности. Он может еле-еле спастись сам, как "головня из огня". Но не может он спасать других благовествованием Христовым (1 Кор. 4,13).
Хорошее знание, приобретенное по вере в Бога, это тот подсвечник, на котором, по словам Христа, ставится свеча, зажженая Христом от Его небесного огня, "и светит она в доме". Потом она светит и всем другим. Светит хорошо и ясно (Мтф. 5,15; Мрк. 4,21; Лук. 8,16; 11,33).
Знание духовное. Оно человека не надмевает так, как знание мирское. Нет. Наоборот, чем больше человек познает Бога, тем лучшим он становится от этого знания. Знания духовные верующий человек, как откровения от Бога, может получать двумя путями: через других людей или же непосредственно, прямо от Бога Отца Небесного.
Христос как-то сказал однажды апостолу Петру: "Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это (через других людей), но Отец Мой, сущий на небесах" (Мтф. 16,17).
Знание или откровения, непосредственно получаемые верующим от Бога, сообщают ему мудрость не только мира сего, мудрость нечистую, даже греховную, а мудрость небесную от Бога, которая "чиста... мирна, скромна... полна милосердия и добрых плодов..." (Иак. 3,17).
Вера тоже обогащает знанием, но эти знания априорные, т. е. умозрительные, как сказано: "Верою познаем, что веки устроены словом Божиим" (Евр. 11,3). Как видите, есть знания, получаемые от Бога нашим разумом. Апостол Христа Иоанн в Первом Послании пишет: "Знаем, что Сын Божий... дал нам разум, да познаем Бога" (5,20).
Отсутствие у верующего знания ведет его к ошибочному мышлению. Он просто и легко может заблуждаться, не зная, говорил ли это Христос (Мтф. 22,29).
Знание или разумение Бога и Священных Писаний - это ключ от Царства Божьего, Его великих и славных тайн, которые даст Христос, как ключ, хорошим верующим, о чем Он и говорил в Евангелии от Луки (11,52) и Матфея (16,19): "Вам дано знать тайны Царствия Божия".
Блаженны те братья и сестры, которые не только верующие, но и практически знающие Бога во Христе Иисусе и через Него.
Велика их слава в очах Божьих, гораздо больше славы тех верующих, которые находятся еще на первом этапе духовной жизни, которые ничего еще не знают - ни умозрительно, ни практически.
Но есть еще и третий этап духовной жизни верующего человека:
V. Прославление Бога и благодарение.
Благодарение Бога... Апостол Павел в Послании к Римлянам писал о некоторых верующих, что они познали Бога. Слышите: познали Бога, но не прославили Его как Бога и не возблагодарили Его. За то Бог их отверг, хотя они и верили в Бога и даже познали Его. Но, пройдя эти два этапа духовной жизни (веры и познания), они отвергнуты и преданы нечистоте и заблуждению. Вот так может быть и в духовной жизни.
Мы прочитали выше о их роковой ошибке. Да сохранит нас всех Господь от такой ошибки тоже, чтобы мы не остались неблагодарными Богу и прославляли Его достойно, как Бога - ведь Он достоин славы.
Но вот вопрос: как, чем и каким образом можно нам прославить Бога и Его возблагодарить?
Учение Христа о прославлении Бога такое: "Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут... Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода, и будете Моими учениками... Пребудьте в любви Моей... Заповеди Мои соблюдайте, как и Я соблюдал заповеди Отца Моего... Да радость Моя в вас пребудет... Любите друг друга" (Иоан. 15,7-12).
Из этих слов можно составить программу - чем, как и когда мы можем прославить Бога достойно, по учению Иисуса Христа, Учителя нашего. Перечислим эти указания по порядку:
- пребывать всегда во Христе своим духом, верой своей;
- слово Христа да вселяется в сердца наши со всякой премудростью;
- приносить надо много плодов добродетельной жизнью;
- быть учеником Христа - учеником явным, а не тайным;
- пребывать надо в любви Христовой к Богу и друг к другу;
- соблюдать заповеди Христа аккуратно всегда и везде;
- радость иметь Христову в себе.
Так поступая в жизни нашей всегда, мы этим прославим Бога достойно. Прославим Бога сами и послужим примером для других, чтобы и они, "видя наши добрые дела, прославили Бога Отца Небесного тоже в день посещения их Богом". Так учит Христос прославлять Бога. Апостолы Христа тоже учат нас прославлять Бога и указывают, как и каким образом это можно совершать. В учении апостолов о прославлении Бога написано в посланиях, например, так: "Итак будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть, плод уст, прославляющих имя Его" (Евр. 13,15).
Здесь упоминается "плод уст". Что бы это значило? Я полагаю, это то, что исходит в адрес Бога из наших уст: наши речи, любые проповеди, беседы, песни наши, стихотворения, нашему Господу посвящаемые и приносимые через Иисуса Христа, нашего Первосвященника Нового Завета. Это и будет славой Богу - по учению апостолов.
Кроме того, есть места Священного Писания, говорящие нам, как мы можем прославлять и благодарить Бога нашего. Апостол Павел в Послании к Галатам пишет о плодах подробно: "Плод же духа - любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона" (5,22). Видите, из чего состоят наши плоды для Бога? Ими мы и можем прославлять Бога с благодарностью.
Мне кажется, теперь нам очень ясно, чем мы можем с благодарностью нашею достойно прославлять Бога, по словам апостола Павла, которые мы читали в Послании к Римлянам.
Надо нам всем быть хорошими верующими, пережившими все три этапа или состояния духовной жизни, а именно:
- быть верующими;
- находиться всегда в состоянии познания Бога во Христе;
- всегда прославлять Бога с благодарностью за Его любовь и милосердие к нам, Его ученикам.
Да поможет нам Сам Бог Небесный быть таковыми всегда.
|