"Царствие Божие внутрь вас есть"
Лук. 17,21.
"Слушайте и разумейте..."
Мтф. 15,10.
Эта истина - одна из многих в учении Иисуса Христа - заставляет нас серьезно задумываться. Обратите внимание, что Христос говорит это весьма категорически. Он утверждает, что Царство Божье уже в людях есть. "Оно внутрь вас есть". Значит, его не надо искать где-то, ведь оно уже есть внутри нас - так говорит Христос. Вот и вопрос.
В контексте слов Христа эта мысль звучит парадоксально, т. е, сперва непонятно. И потому нам следует поглубже размышлять, чтобы понять правильно слова Христа. Поняв правильно мысли Христа, мы не будем тогда заблуждаться, не зная ни Писания, ни силы Божией. Обратим внимание сперва на кажущиеся противоречия.
I. ПРОТИВОРЕЧИЕ в словах, высказанных ранее Христом.
1. Христос раньше говорил о Царствии Божьем и Небесном Царствии, что это одно и то же. Христос много говорил и как будто говорил иначе, чем утверждают данные слова. Например, в молитве "Отче наш" Христос учит нас молиться так: "Да придет Царствие Твое". Из этого следует, что Царствия Божьего еще нет, но оно должно прийти. А в прочитанных словах Христос пред всеми людьми утверждает, что "Царствие Божье внутрь вас есть" (Лук. 17,21). А в Евангелии от Марка (12,34) Христос говорит одному благородному книжнику, что он "недалеко от Царствия Божия". И в Евангелии от Луки написано, что Христос, посылая Своих учеников на духовную работу, велит им проповедовать людям, что "приблизилось к вам Царствие Божие" (10,9). Только его еще нет внутри их, говорит Христос. В Евангелии от Матфея Христос поучает: "От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется и употребляющие усилие восхищают его" (11,12).
Видите, как будто получается противоречие. С одной стороны, "внутрь вас", значит, есть оно уже внутри вас, а с другой стороны, "да придет" оно, или "приблизится только", или же его еще надо "усилием восхищать". Этот парадокс нам надо правильно понять, чтобы не впадать в противоречие Самому Христу.
2. Среди глубокомысленных братьев и сестер, изучающих серьезно • Священное Писание, эти два мнения объясняются следующим образом:
а) Они полагают, что слова Христа: "внутрь вас есть" надо понимать так, что Христос народу говорил это, имея в виду Себя Самого, находящегося в это время "внутри" толпы, Его окружавшей. Однако понимая так, мы не избегаем недоразумения, а именно: пусть Христос и есть это Царство. Тогда возникает вопрос: а кто же Царь этого Царства Божьего? Писание же везде нас учит, что Христос есть Царь этого Царства Божьего и Господь господствующих. Христу одному дана власть и на небе, и на земле, как Царю всех царей и всех царств.
Поэтому этого мнения придерживаться мы не будем, ибо оно не подтверждается. Не подтверждается логикой разумного мышления и Святым Писанием.
б) Мнение второе и, по-моему, правильное, сводится к следующему пониманию: Царство Божье внутри каждого человека уже имеется. Имеется оно со дня его физического рождения. Причем, это одинаково: верующий он в Бога или нет. Христос ведь эти слова говорил всей толпе людей, Его окружавших. В этой толпе могли быть люди разных по убеждений. Царство Божье внутри вас есть - это верно, но верно и то что Царя-то в этом Царстве еще нет. Царство без царя... Такие положения в истории бывают. Бывает, в стране какой-либо по причине революционного переворота некоторое время нет правителя, страна без всякой государственной верховной власти. Это ужасное время. Анархия при таком положении полная. Безвластие - это слишком опасное положение.
И вот Христос на это-то и обращает внимание. Человек без Бога представляет собой Царство Божье, но без Царя, без Бога. Принимая же Бога в свою душу, человек принимает Царя, принимает Его верховную власть в Его же Царстве, и этим восстанавливается тот, истинно необходимый порядок, который и должен быть в человеке как Божьем творении.
Понимая так эти слова Христа, мы понимаем и все Священное Писание, говорящее нам о Царстве Божьем. И противоречия как такового не получается. Все укладывается в рамки логически правильного, хотя и парадоксального, возвышенного учения Иисуса Христа о Царстве Божьем внутри нас находящемся, как о географической территории, но без царя. Царства Божьего, как власти Бога в нас, над нами. И этого нам надо искать, к этому надо стремиться, этого надо достигать, превозмогая все трудности, и этого надо просить. "Ищите Господа, когда можно Его найти",- говорил один пророк народу. Сейчас же нетрудно искать, ибо Бог приблизил Себя во Христе Иисусе к человеку. Приняв Христа как Царя истинного и владыку в душу и сердце наше, мы дадим Ему возможность осуществлять в нас Его Божественную Царскую волю и власть, Его силу. И тогда молитва "Отче наш" исполнится в нас. ''Да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя..."
Я полагаю, что мы с вами теперь правильно поняли мысль Христа о Царстве Божьем и царствовании Бога в этом Царстве как Царя Бога е нас: это не одно и то же. Царство как место, как территория Его внутри нас, уже имеется. Есть оно от самого первого дня нашего физического рождения. Царство же, или царствование Царя, т. е. владычество Бога в нас, настает лишь тогда, когда мы верою отдаемся в Его царское, божественное распоряжение, когда авторитет Бога, сила Его и могущество и мудрость Божья управляют нами и всем тем, что есть в нас духовного, когда мы живем не по своей воле, не по своим похотям и страстям, а по воле Царя Бога и по Его желанию, водимые Духом Божьим, как Его дети.
II. Что же такое в нас есть, что можно назвать Царством Божьим?
1. Бог есть Дух, и потому Его Царство в нас есть не физическое, а духовное. Значит, все то, что не физическое, а духовное в нас, есть Его Божье Царство в нас.
Сторона материальная в человеке сотворена Богом из земли. Духовная же сторона дана нам через Адама, как часть Божья. Это божественное, духовное в нас не от земли, нет! Эта часть нашего естества от Бога. У животных такого духовного мира, как у человека - нет. О животных Библия говорит так: "И сказал Бог, да произведет земля душу живую... И стало так". О человеке же Библия говорит иначе. Человека не земля сотворила, его сотворил Сам Бог, хотя и сотворил его из земли. Потом уже, как говорит Библия, Бог вдунул в человека "дыхание жизни", чего Бог не сделал для животных. Жизнь животных только от земли. Жизнь же человека - от Самого Бога. И потому все, что есть в нас духовного, а не материального, от Бога, в духовном и должен быть Царем Бог Творец. Это и есть то "Царство Божье", которое внутрь нас есть.
2. Наше тело, нашу личность можно разделить на три области. Наше "я" состоит как бы из трех областей.
Тело физическое - по латыни называется сома. В медицине тело лечат в соматических отделениях. Другие же больные лечатся в клиниках для нервных заболеваний или в психиатрических отделениях, где лечатся больные с поврежденной психикой. Слово психика греческое и означает - душа. Таким образом, личность человека тоже разделена на три части: соматическая, нервная и психическая. А человек один.
3. Духовный мир человека, что мы по слову Христа будем называть "Царством Божьим внутри нас", тоже можно условно разделить на три области, если так можно сказать. Они будут следующие:
а) Область наших чувств. Сюда можно отнести: слух, обоняние, осязание, зрение, вкус и прочие, еще не очень хорошо изученные наукою чувства духовные.
б) Область интеллектуальная. Слово интеллект обозначает разум. Это мыслительный аппарат нашего мозга, или орган мышления.
в) Самая высшая область нашей личности - это совесть, область нашего нравственного закона, внутри нас находящегося. Самая низшая сфера нашей личности - чувства. Вторая сфера - это разум, или интеллект наш. Третья же сфера, высшая, это наша совесть. В Царстве Божьем, внутри нас имеющемся, совесть - сфера высшая. Все эти три области Царства Божьего, в нас находящиеся, должны подчиняться Богу - Царю нашему. Бог должен управлять всеми тремя областями в нас: чувствами, разумом и совестью. И только тогда будет законный порядок в нас, когда так будет в Царстве Божьем, которое "внутрь нас есть", и когда будет в нем главой и управителем Бог. Бог, сотворивший нас такими внутри, вложил в нас Свое Царство.
Низшая область, чувства наши, должны подчиняться разуму. Разум наш должен подчиняться совести нашей. Совесть наша должна подчиняться Богу как Царю в Его же Царстве, которое внутри нас. Такая правильная логическая иерархия в нашем мире духовном, где Бог является Царем и Владыкой, Главой Своего же Царства в нас. Такая структура, если можно так сказать, и есть правильная. Духовная жизнь наша в Боге и с Богом. Тогда жизнь в нас будет божественная.
И очень плохо, когда бывает иначе, когда Глава-Царь в этом Царстве отсутствует. Нет Его там, когда совесть не подчиняется Богу, когда разум не подчиняется совести, а чувства не подчиняются разуму. Сила чувств тогда бывает неразумной. Сила разума тогда бывает бессовестной. А совесть тогда бывает безбожной. Такой человек в своем духовном мире будет жить беззаконно. Пороки, грехи, как злые духи, будут тогда разрушать его правильную жизнь. Жизнь, чувства, разум и совесть его пойдут по беззаконному пути. Тогда Царство Божье, которое внутри его есть, без Бога будет подчинено греху. Там просто будет анархия и погибель.
Да сохранит Господь нас всех от такого беззакония и греховного состояния. Пусть Бог будет Главой и Царем нашим в нас, в Его же Царстве, которое находится внутри нас.
III. Рассмотрим теперь более тщательно все три области Царства Божьего, в нас находящегося.
1. Область наших чувств.
Для облегчения рассуждений мы эту область разделим еще и на районы. Вот, например, район чувств - гнев. Как будто отрицательные эмоции, хотя все же даны нам Богом. Гнев в нас может быть и не греховным, а святым гневом, и наоборот, может быть греховным. Во Христе Иисусе все было свято. Его чувства, или эмоции, даже отрицательные, как например, гнев Его и ненависть Его, были в Нем святыми и безгрешными. Его гнев всегда творил правду Божью. Гневом Своим Христос иногда пользовался: "И воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их..." (Мрк. 3,5).
Видите, как правильно Христос мог управлять даже отрицательными Своими эмоциями. Обратите внимание: Он с гневом мог только смотреть, но никогда и ничего с гневом Он не говорил и не делал. Наоборот, Он обратился в это время к человеку с сухой рукой и исцелил его от недуга. Христос не начал кричать во гневе или неистовствовать, а начал творить правду Божью. Начал делать доброе дело нуждающемуся, хотя это было и в субботу. Так это было у Христа.
У нас же часто гнев наш не творит правды Божьей, как говорит апостол Иаков (1,20). Наш гнев, как пружина в часовом механизме, срывается с крючка воздержания, и тогда могут поломаться и колесики механизма всех наших чувств. Вот потому-то апостолы учат нас, как можно строже держать пружину нашего гнева в рамках воздержания и приличия законного. "Всякий человек да будет медлен на слова, и медлен на гнев",- слова Иакова (1,19). Пусть пружина гнева не срывается с крючка воздержания, а если это будет надо, то пусть раскручивается медленно, разумно и свято, чтобы никому не повредить. Увы, нам это не всегда удается. Мы не можем сдерживать наши эмоции (чувства), чтобы гнев наш тоже творил правду Божью. У нас нет для этого сил.
Наш гнев человеческий может быть в разных состояниях. Он может быть и в состоянии ненависти и вражды. А может быть и в состоянии злобы и ярости, доходящей до бешенства. У Христа Иисуса же было совсем иначе. Гнев Его доходил только до состояния возмущения или негодования в себе Самом. Читайте об этом у Иоанна (13,21) и у Марка (10,14). Христос никогда не выходил из Себя до границ ненависти, а тем паче вражды, злобы или ярости.
Возмущаться и скорбеть при этом в своей душе можно. Это не грешно, но ненавидеть, враждовать, злиться и приходить в ярость или гнев мы не должны. Здесь мы можем впадать во грех. "Гневаясь, не согрешайте", - поучают нас апостолы Христа. Во время искушения нам надо всегда помнить этот совет апостолов и не грешить. Беда наша в том, что мы очень мало имеем силы духовной. Поэтому даже силой нашего разума или силой нашей совести, хотя и знаем, что это не хорошо, мы все же не удерживаемся на крючке нашего воздержания. Гнев наш может удерживать только сила Святого Духа Божьего. Богу все возможно. Возможно и нас удерживать в нашем гневе, чтобы мы не грешили. И потому надо в это время нам молиться Богу. Молитвенно прибегать к Богу за помощью. И хорошо, если Царь-Бог в нас царить будет полновластно. Если Он для нас Владыка наш. Гнев наш тогда всегда сможет творить правду Божью, ибо страх Господень будет его удерживать от греховных срывов. Гнев наш должен быть, как пружина, но пружина на тормозах страха Божьего. Это - о гневе.
2. Посмотрим теперь на второй район наших чувств, но не на отрицательное, а на положительное чувство - радость. Наша радость тоже бывает в разных состояниях, например, в состоянии простой веселости и довольства. Потом она может быть и в состоянии смеха и даже хохота. Разумеется, святому человеку очень хохотать или много смеяться неприлично. Я думаю, что Христос не поступал так. "Смехотворство не прилично",- говорит апостол Павел (Еф. 5,4). Состояние же веселое должно быть у нас постоянно и всегда. "Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости" - говорит мудрый Соломон в своих притчах (17,22). Христос всегда был в состоянии радости. Именно в состоянии веселости и довольства. Даже идя в Гефсиманский сад, перед Своей смертью, о чем Он знал, Он все же "воспевши пошел на гору Елеонскую". Гефсиманский сад находился на этой Елеонской горе. Видите, радость Христа была совершенной. Радость Его не могла омрачить даже смерть в жестоких муках. Радость Его была совершенной. Наша радость человеческая - чувство хотя и положительное, хорошее, но весьма условное и несовершенное. Ее пламя потухает в нас при малейшем случае скорбных переживаний. Тогда как она должна быть у нас постоянной и совершенной, какой она была у Христа.
Мы порассуждали только о двух чувствах. Их же у нас имеется гораздо больше. Но и эти два, как и все наши чувства, то пи положительные, то ли отрицательные, несовершенны еще и должны быть подчинены Господу.
Слава Господу Иисусу Христу, искупившему нас и теперь дополняющему наши чувства чувствами Своими святыми и божественным Святым Духом, Который освящает нас всегда Христовой благодатью. Таким образом, праведностью Христа и мы делаемся праведными, и наша вера вменяется нам в праведность совершенную.
Наши чувства должны быть в повиновении Иисусу Христу, и тогда они тоже смогут быть совершенными, если Господь даст нам силы Своего Святого Духа больше, чем мы имеем. Ведь Дух Святой дается человеку в Его силе и не мерою, а по мере возможности поместиться в нашем сердце. Сердце же наше надо расширять больше для Духа Святого. Христос же всегда готов к нам прийти на помощь. Он говорит: "Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною" (Откр. 3,20).
Счастлив человек тот, который принимает по вере Христа Иисуса Господом в свое сердце. Он от Бога тогда получает все совершенные чувства. Тогда такой человек и его чувства, даже и отрицательные, будут творить правду Божью. Даже его гнев, его ненависть и возмущение будут направлены только против зла, но не против злого. Против греха, но не против грешника. Против вражды, но не против враждующего, даже если он твой враг. Такой человек сможет отличить нехорошее и злое, плохое в человеке от самого человека, Богом сотворенного, не плохим, и злым, а добрым, но теперь как бы заболевшим всем плохим. Тогда и радость, и мир, и терпение, и все остальные чувства такого человека будут направлены по истинному пути, как это было и во Христе Иисусе.
Христос - это Царь Царства Божьего, внутри человека находящегося. И Бог сумеет Своей силою установить Свой порядок в Своем же Царстве. Так это происходит с нашими чувствами.
3. Посмотрим теперь на область нашего разума. Разум наш тоже входит в понятие Царства Божьего или Небесного, внутри нас находящегося. Область нашего разума условно мы тоже разделим на два района.
Во-первых, наше знание. Знание, например, законов природы, которыми Бог управляет миром и всей вселенной. Знание Слова Божьего, которое ведет человека по пути откровений Божьих. Знание практической жизни нашей в мире, которое дает человеку опыт в жизни и т. д. Иметь знания, быть знающим - значит быть разумным.
Но, конечно, знание без Бога почти всегда ошибается, и заблуждения приводят человека к одной весьма заразной духовной болезни -гордости. В таком духе знание надмевает человека, но когда Бог будет Царем, знание тогда будет божественно святым. Оно не будет делать человека надменным или превозносить над другими, унижая их. Нет, знание будет священное, больше и лучше будет служить ближним своим и Богу-Царю. К сожалению, часто большое знание может человека ослеплять. Человек тогда думает, что он знает сам и знает все так, как надо знать. Такое всезнайство - плохо. Удивительно еще и то, что слепота таких всезнающих ведет их дорогой упорства. Они никак не хотят усомниться в том, что кто-то другой, может быть, знает это лучше, чем они. Философ Греции Сократ как-то о себе говорил так: "Я знаю, что я ничего не знаю". И в этом он считал себя счастливым. Другие же не знают того, что надо знать в совершенстве. Великий английский ученый Ньютон сравнивал себя с малым ребенком, играющим на берегу моря, огромного моря истинного знания. Многие истинно просвещенные люди очень далеки от гордости и самомнения. Вот так - со знанием нашего разума.
Поговорим о наших способностях и наших талантах, которые являются частью нашего разума. Каждый человек что-то может делать. И если он трудится прилежно, то достигает успеха. Способность его в том или в другом может возрастать до божественной бесконечности в знании. Например, если кто-то хорошо поет, хорошо играет на музыкальных инструментах, хорошо может писать, декламировать, рассказывать или умеет рисовать картины, вышивать сорочки или платья, столярничать. Человек может иметь много специальностей. И все это и есть дело, или дар, Царя Царства Божьего, внутри нас находящегося. В этом-то Царстве должен прославляться Сам даритель Царь-Бог Небесный, сотворивший в нас такое славное Царство. И Бог хочет направить все наши способности и наши таланты только на добро людям. А ведь иногда получается не так. Силу нашего разума, силу почти божественную, и великие способности - таланты мы направляем не по верному пути их применения. Направляем деятельность нашего разума на умножение зла и беды в этом мире. Бог, как Царь добра, не позволил бы этого делать человеку, если бы человек был послушен Богу как Царю своему.
Вот так и с нашим разумом, когда не Бог царствует в нас и над нами. Вот так и в этой второй области бывает.
Посмотрим теперь на третью область Царства Божьего в нас - на нашу совесть. Совесть в нас нельзя разделить на районы, как мы делали это с чувствами и разумом. Нет, эта область очень благородна, и она всегда единая, как столица во всем государстве. Христос сравнивал ее с единым "оком", а не с очами. "Если око твое будет чисто, то и все тело твое будет светло и чисто." Христос нашу совесть сравнивает с нашим соперником, который всегда бывает в нашей жизни. "Мирись с соперником твоим, когда ты с ним на пути". Это о совести идет речь. Совесть у нас, как тронный зал для Царя Бога. О, как она возвышенна и благородна, если, конечно, она не мертвая совесть, а живая, не сожженная, тогда и ее голос в нас сильный и справедливый, который может руководить нами на пути нашем и в жизни нашей. Как божественный ангел-хранитель, она призвана охранять разум наш и чувства наши от пороков. Она в Царстве Божьем, внутри нас находящемся, является судилищем Бога, Бога-Царя, Который должен управлять нами всеми.
Увы, какое жалкое место бывает, когда на этом троне восседает не Бог благой и милостивый, не Бог святой и справедливый, а какой-либо идол. Тогда совесть наша бывает, как око, слепое. Или она связана цепями рабства и порока. Она тогда, как библейский великан Самсон, мелет муку на жерновах ложного благополучия. Голос ее тогда глухой, ибо она тогда немая, мертвая, не осуждающая за грехи и нечестия. Она не судит, ибо судилище без судьи, тогда на этом троне. Там нет Бога, там место просто бессовестное. Человек с мертвой совестью -почти не человек. Если у человека нет совести, то ее нет и у животного. Какое жалкое тогда существование человеческое с такой потерянной совестью. Такое существо бессовестное. Да сохранит нас всех Господь от такого бессовестного состояния.
Итак, Царство Божье, внутри вас находящееся, есть:
- в чувствах наших;
- в разуме нашем;
- в совести нашей.
Это Царство Божье в нас должно быть неограниченным для Владыки Бога-Царя, ибо оно есть Его Царство и собственность. Мы должны всей душой служить и повиноваться Богу, повиноваться Его законам. Его воле.
Дорогие мои друзья, употребим же все свои усилия для того, чтобы Царство Божье в нас было с Царем Богом в нас. Богом Духом Святым и Богом во плоти человеческой. Христос же приблизился Сам и очень приблизился к каждому из нас: "Се, стою у двери и стучу... кто отворит, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною". Практически это можно осуществить по слову Христа так: "Войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу Твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мтф. 6,6). Стань там на колени в комнате и помолись Господу Богу через Первосвященника нашего, теперь в Новом Завете Господа Иисуса Христа, и скажи так: "Отче наш... Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как и на небе". Добавь только еще и так: "Да будет царствие Твое и в моем сердце неограниченно. Будь Ты моим Царем и Владыкой моим".
Примем Иисуса Христа верой в свою душу и дадим Ему полный простор проявлять Его волю, Его силу в нас, через наши же чувства, через разум наш и через нашу совесть живую и добрую совесть для нашего же блага, и для блага всех ближних, и для славы Божьей. Да поможет нам Господь осуществить необходимый шаг, чтобы Царство Божье, внутри нас находящееся, было всегда с Царем - Богом нашим всюду. Будем Его слушать всегда. Бог же говорит: "Вселюсь в них и буду ходить в них". Благодарность Ему за это!
|