Любовь Божья

Реклама

Поиск

Главная » Статьи » Другие проповедники » Фильми

Дмитрий Беспалов - Будьте мудры и просты
Будьте мудры и просты

"Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих"
(Пс. 90,11).
"...Они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение..."
(Евр. 1,14).
"Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби"
(Мтф.10,16).
Мудрая напутственная речь Христа последователям апостолам и для нас очень полезна и поучительна. Речевая информация друг другу бывает очень разнообразной. Христос, удивительно мудрый Учитель, Учитель Истины, пользовался почти всеми видами разнообразной речевой информации. Например:
- прямое изложение мысли: "Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе";
- иносказательно, или аллегорически: "Если соблазняет тебя глаз твой, вырви его и брось от себя".
- притчами или обыкновенными рассказами из жизни людей;
- мудрыми парадоксами или афоризмами, т. е. мыслями сперва непонятными, а потом, когда их уразумеешь, очень содержательными.
- противоречиями: высказываниями, которые себе противоречат, но выражают хорошую истину, если их поймешь правильно. Например, "блаженны миротворцы", и тут же слова: "Не мир, а меч Я принес". Меч, конечно, для разделения, но не для убийства людей.
Христос почти всеми видами или формами речевой информации людей пользовался для того, чтобы как можно лучше объяснить истину.
Он даже пользовался повторением одного и того же слова несколько раз. Например: "Аминь, аминь, говорю вам", т. е. "Истинно, истинно, говорю вам".
Есть различные формы повествования:
- легенда - это правда, но правда с преувеличением;
- миф - это обоготворение сил природы или сил страстей человека;
- лекция - это учение о каком-либо одном предмете;
- беседа - это речь с ударом мысли как бы в одну точку.
- басни - это речь, в которой допускается разговор даже неодушевленных предметов и тварей. В ней могут говорить и цветы, и деревья, и птицы, и животные, и т. п.
Здесь же, в прочитанном нами тексте, слова Христа - мудрая аллегория. Разберем эти слова Иисуса Христа получше для нашего поучения. Да поможет нам Сам Господь уразуметь и понять Его как можно лучше, понять то, что Он хочет нам этим сказать для нас.
Христос выразил три очень содержательные мысли.
В прочитанных словах Христа выражены три очень содержательные мысли: мысль о большой окружающей опасности Его последователей -овец; мысль о мудрой форме жизни Его овец, приспосабливающихся в мире; мысль о святой и бесхитростной простоте Его последователей в мире.
Итак, начнем рассуждать об этих мыслях.
а) Мысль об окружающей опасности последователей Христа. Жизнь здесь, на земле, вообще-то для каждого человека, и тем паче для верующего в Бога человека, окружена всегда опасностями, целой стаей этих невидимых опасностей для человека. Ими можно самому себе повредить своей неосторожностью, беспечностью и непредусмотрительностью. Другие нехорошие люди могут тебе повредить, хотя бы ты этого и не хотел. Как есть недобрые и злые люди, так же есть и несчастные случаи, всегда как бы подстерегающие неожиданно, как волки на пути нападают на овец неожиданно и внезапно.
Вот Христос и учит нас быть всегда начеку. Быть всегда очень осторожными, бдительными и предусмотрительными. Христос предложил очень хорошее размышление о состоянии овцы среди волков. Она среди волков очень осторожна. Овца - животное очень робкое. Особенно она боится волка. Волчьего запаха старается избегать и даже убегает, если это возможно. Она стремглав убегает от всего кажущегося ей страшным.
Так вот и апостолы, последователи Христа. Так и мы с вами, особенно, в наши дни должны быть очень осторожными и предусмотрительными. Это первый урок для вас.
Теперь порассуждаем о другой мысли Христа.
б) Мысль о мудрой форме жизни Его последователей: "Будьте мудры, как змии". Заметьте, не ядовитыми будьте, как змии. Нет. А мудрыми будьте в жизни, как они. Вот тут и вопрос: в чем же и как выражается их мудрость?
Но прежде чем отвечать на это вопрос, постараемся понять, кого Христос имел в виду под словом "змии". Ясно не сказано. Значит, надо строить предположения, надо догадываться.
Можно предположить два варианта догадок, или предположений:
1. Вариант догадки антропологический, т. е. людей Христос иногда называл "змиями".
2. Вариант зоологический. Змеи в природе водятся и иногда называются гадюками.
Возможно, Христос, говоря о змеях, имел в виду фарисеев, которых Он, обличая, однажды назвал змиями и порождением ехидны (Мтф. 23,33). Иоанн Креститель тоже на фарисеев смотрел, как на порождение ехидны (Мтф. 3,7). Если принять такое антропологическое толкование, то возникает вопрос: какой же мудрости нам можно научиться от таких противников, или прямо сказать, таких змеев? Как ни странно, но иногда можно все-таки учиться кое-чему и у врагов наших. Учиться хотя бы догадливости, о которой упоминал и Христос в своих поучениях. Он однажды говорил так: "Сыны века сего догадливее сынов света в своем роде". Или, например, Христос говорил о неверном управителе в своей притче. Христос даже похвалил этого неверного за его догадливость (Лук. 16,6).
Интересный случай рассказывают о русском царе Петре Первом. Когда Петр Первый, русский царь, победил шведов, то на свой бал, или пир, пригласил самых великих полководцев со стороны своих врагов, чтобы с ними пировать вместе. Петр Великий сказал тост и попросил всех присутствующих тоже поднять бокалы с вином и выпить за здравие тех учителей, которые учили русских воинов воевать успешно. Вражеские полководцы спросили Петра Первого: "Кто же они такие, эти ваши учителя?" Петр улыбнулся и ответил: "Вы, господа генералы, учили нас этому. Вы были все время для нас учителями. Вы били нас в войне много раз, били и били до тех пор, пока мы научились бить вас и победили!" Раздался веселый хохот... Да, враги могут быть и нам учителями мудрости. Они могут нас учить не только догадливости, но и еще кое-чему хорошему. Но я держусь мнения другого, мнения зоологического, что речь шла о змеях настоящих, которые водятся в природе во многих видах. Вот и мы возьмем для нашего поучения и рассмотрим по совету Христа мудрость змей настоящих. Возьмем для рассмотрения хотя бы змею-аспида (слово "аспид" означает черный). Посмотрим, в чем его мудрость выражается, которую он применяет в своей жизни для себя.
Змеи, рождаясь, с первого дня своей жизни начинают жить самостоятельно. Рождаются они не из яиц, как ящерицы, а они рождаются уже живыми особями, детенышами, и умеют или учатся жить без опеки родителей. Покинув своих родителей, они умеют мудро сами находить себе питание, умеют себя оберегать от врагов и противников, умеют находить себе во время ночи укрытие и в непогоду знают, где прятаться. Очень слабый и нежизнеспособный умирает или погибает от врагов. Говорят, что даже их родная мать, видя таких нежизнеспособных детенышей, сама их поедает.
Матери-змеи, рождая детей, иногда лезут на дерево, обвиваясь вокруг ветки спиралью, и выжимают из себя своих маленьких змеят. Окончив роды таким путем, они, раскручиваясь, спускаются на землю и поедают тех, которые не успевают спастись бегством. Поедают их, как нежизнеспособных.
Христос этими словами Своими как бы говорит нам, чтобы и мы с первого дня учились жить самостоятельно, без опеки кого-либо, кроме одного Бога - Отца нашего, чтобы мы научились самостоятельно находить себе все, что нам нужно для духовной жизни. Надо самостоятельно молиться Богу, уходя в отдельную комнату, а не так, как маленькие дети, еще неопытные, молятся под диктовку мам или пап или какого-либо друга, повторяя за ними сбивчиво слова молитвы.
Христос хочет, чтобы мы научились мудрости и делали добро уже самостоятельно. Делали добро так, чтобы левая рука не знала, что делает правая. Так учил Христос, чтобы делали все не напоказ другим только, а молились всегда и делали добро по вдохновению и сердечно.
Вот хороший урок для нас от Учителя нашего Христа, урок мудрости от змеи. Это удивительная индивидуальная самостоятельность в духовной жизни нашей с самого начала, как только мы уверовали во Христа. Это значит - жить лично с Богом и своим умом, а не умом других.
Мудрость змей заключается еще и в том, что они не поддаются влиянию других, со стороны, во вред себе. Например, "заклинателям змей". В Псалме Давида 57,5 сказано, что аспид делается глухим во время встречи со своим врагом-противником. Он затыкает уши свои и не слышит голоса заклинателя, даже самого искусного в своих заклинаниях.
Как это аспид делает? Слышал я многое, сам же не видел. Говорят, что он ложится одним ухом плотно на землю, а хвостом затыкает второе ухо, чтобы не слышать. Но я не верю, что это так. Такое его положение дало бы хорошую возможность его убить лежачего. Нет. Я полагаю, что у аспидов Самим Богом устроен слуховой аппарат так, что имеются такие клапаны-хлопушки в ушах, которыми он во время опасности в состоянии закрыть свои уши, и тогда он не слышит голоса противника своего.
В жизни апостолов Христа, как и в жизни нашей, теперь предстояло и предстоит встречаться с самыми сильными противниками, которые своими речами могли бы отрицательно влиять на их слушателей, которые своей агитацией очаровывают и делают нас совершенно не такими, какими мы должны быть. Вот такими заклинателями для нас могут быть те люди, которые неверием своим противятся Богу. Например, сатана в раю для Евы был тем, который погубил ее и через нее весь род человеческий.
Сатана искушал даже Христа. И не только в пустыне в Его одиночестве, но и во храме, где много было служителей храма и много богомольцев. Грех наш, или порок какой-либо, или люди, искусители похоти нашей плоти - все это может быть теми заклинателями, которые влияют на нас отрицательно. Надо нам не поддаваться им, как не поддавался им Христос Господь, о Котором у пророка Исайи написано о Христе: "Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный?.. Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал" (42,19).
Некоторые змеи поддаются заклинателям, которые своими монотонными звуками флейты или своими песнями очаровывают их, делают почти сонными. Они становятся совершенно безвредными и послушными заклинателям, которые, что хотят, то с ними и делают. Но совсем не так с аспидом, черным змеем. Нет, этот аспид не слышит голоса заклинателя. В этом и мудрость его, которою он оберегает себя. "Будьте мудры, как змии!"
Мудрость змеи еще и в том, что она ежегодно линяет. Она сбрасывает свою старую кожу, как эвкалипт сбрасывает с себя всю свою кору. Сбросив свое старое, змея облекается в новую кожу, в новое одеяние и становится, как молодая. Молодая по внешнему виду, но очень богатая своей внутренней жизнью.
В Библии же говорится, что праведник тоже так "обновляется подобно орлу юность его". "Надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут и не устанут, пойдут и не утомятся" (Ис. 40,31).
В народе Божьем были даже такие праздники, как праздник обновления (Иоан.10,2; Рим.12,2; Тит. 3,5; Пс. 50,12; 2 Кор. 4,16).
Будьте мудры, как змеи! Обновляйтесь ежедневно в своей духовной жизни к лучшему, и вы исполните желание Иисуса Христа быть мудрым по его слову, как мудрые в этом змеи. Мудрость змеи можно видеть еще и в том, что она не агрессивна. Змеи на врагов стараются не нападать. Они стараются от врагов своих уходить прочь, прятаться, скрываться. Нападают они лишь тогда, когда противник наступает на нее или же создает ей безвыходное положение, что ей убежать нет возможности. Тогда змеи готовы укусить. А так они не агрессивны. Змея имеет сильный яд. И может себя защищать сильнее, чем собака, но она предпочитает не связываться борьбою с противником, а укрываться от противника.
Будьте мудры и вы, как змеи. Не связывайтесь с противниками вашими. Апостолы Христовы учили так же. Например, в Послании к Титу написано: "Глупых же состязаний... и споров, и распрей... удаляйтесь".
Змеи обладают еще и очень большой осторожностью и бдительностью. Они даже и спят с открытыми глазами. Малейшая тень, даже аиста, например, пролетающего их врага и поедающего их или же животного какого-либо, делает их сразу же активными для сохранения себя. Христос очень часто говорил Своим ученикам: "Бодрствуйте!" Бодрствовать - это значит быть бдительным, всегда начеку. Апостол Павел о себе пишет во Втором послании к Коринфянам (2,6), что он много находился в таком "бдении". Бдение - это осторожность в своей жизни. О чем и Христос тоже упоминает: "Остерегайтесь же людей" (Мтф. 10,17). Остерегайтесь книжников и фарисеев, любящих показываться и начальствовать. Быть почетными. Быть высшими среди других (Мрк. 12,38). Апостолы Христовы тоже много учили, чтобы поступать нам осторожно. "Смотрите, поступайте осторожно" (Еф. 5,15). "...Остерегайтесь производящих разделение и соблазны" (Рим. 16,17).
Будьте мудры, как змии. Будьте осторожны в вашей жизни всегда. Змеи еще проявляют мудрость и в том, что они после себя всегда оставляют след. Конечно, след свой никому не вредный, а только полезный. Где бы ни побывала змея, след от нее остается надолго. Вот так и апостолы или последователи Христа. Где бы они ни побывали, они должны были оставлять след их присутствия. След, конечно, хороший. Свет, а не тьму. Благоухание Христово. Благоухание о Христе, а не зловоние. Добродетельная жизнь истинного последователя Христа будет тем следом, в котором виден Христос, его Учитель.
Например, сапожник-старик, ходивший по деревням вместе с учениками, проповедовал о Христе.
Змеи еще мудры тем, что они почти всю жизнь свою живут молчаливо. Они живут без криков. Без большого шума. Среди них всегда тишина. А не так, как у попугайчика или же на базарах у людей. У змеев все происходит тихо. Но по их разумно и мудро. Вот Христос и хотел, чтобы Его последователи были бы мудры, как змеи. Перечислим сказанное о их мудрости для лучшего запоминания:
- они самостоятельно жив/т с первого дня своей жизни;
- они не слушают голосов заклинателей - их противников, даже самых искусных в заклинаниях;
- они обновляются и омолаживаются, делаясь лучшими, ежегодно;
- они не агрессивны, убегают от своих врагов, не нападая на них;
- они очень осторожны в жизни;
- они оставляют после себя безвредный след, по которому всякий узнает их;
- они больше молчаливы, тихи, бесшумны и все делают для себя. Говоря об этом, Христос добавляет еще, чтобы Его последователи были бы не только мудры, как змеи, но и просты, как голуби.
Мысль Христа о простоте голубиной.
"Будьте просты, как голуби". В чем же именно простота голубей? Заметьте, что Христос выделяет у голубей, как и у змей, одно качество, на которое Он направляет наше внимание: у змеи - мудрость ее, а у голубей - простоту. Голуби живут дружно, но это дружба, а не простота. Голуби чистоплотны. Но и чистоплотность не есть простота. Они как-будто и в семейной жизни - моногамии - любят своих супругов. Но это тоже относится не к простоте, как не относится к простоте и их незлобливость. Они мало дерутся.
Будем же по слову Христа описывать именно их простоту, чтобы и нам этой простоте тоже подражать. Так в чем же она, их простота выражается?
Простота голубей видна в устройстве их гнезда. У других птиц, как у голубей, тоже бедные гнезда - ласточки, воробья, аиста. Другие птицы гнезда имеют гораздо лучше, чем гнездо у голубей. Голуби свою семью выхаживают в гнезде, которое иногда устроено из нескольких палочек. Они не нуждаются в особом, аристократическом жилищном комфорте, чтобы размножаться и выхаживать свою семью. Они могут размножаться в самом бедном сарайчике, в очень бедных гнездышках. Они не боятся того, что бедные, и все же имеют свои гнезда.
Они пестуют свою семью, воспитывают и в таких бедных условиях жизни. Вот так и вы, как бы говорит Христос Своим последователям, будьте просты, как голуби. Не печальтесь, если нет у вас хороших ковров или пуховых подушек, или рояля и т. п. Вы в любых условиях умейте жить, и жить хорошо и весело, и размножаться не бойтесь, и быть счастливыми всегда и везде, в любое время.
Простота голубей еще и в том, что у них нет разделения труда и обязанностей в их семье на мужские обязанности и на женские обязанности. Заботы они в своей семье несут обоюдно, а не раздельно. Часто у людей бывает иначе. Муж говорит жене, иногда даже с обидою, что она заставляет его делать женское дело. Например, пришить пуговицу, оторвавшуюся от пиджака, или погладить себе самому брюки, помыть в доме полы, постирать пеленки после больного ребенка. Муж говорит, что это не мои дела, а твои, женские. Это твоя обязанность. Бывает и наоборот. Жена с обидой говорит так же, причем доказывает, что не женское дело этим заниматься. Это мужское дело.
У голубей бывает не так. У них все бывает просто, без разделения труда на мужские и женские обязанности. Они высиживают даже яйца в гнезде обоюдно. Он и она попеременно. Кормят своих детей обоюдно. Она кормит из своего зоба, и он умеет кормить из своего зоба тоже. Она очищает гнездо свое от фекалий детских и от нечистоты. Но это иногда делает и он. Все у них безраздельное и общее. Их заботы не разделены на обязанности твои и мои. Петух, например, индюк или гусь так не делают.
Будьте просты, как голуби, - говорит Христос. Простота голубей еще и в их привязанности к своему месту жительства. Если их сарайчик и очень бедный, но они не променяют его даже на рядом стоящий дворец. Свою убогую крышу они любят более, нежели позолоченную крышу царского дворца. Свой чердачок, хотя и убогий, но он им дороже вельможеских палат. Они сильно привязываются к своему месту жительства, к своему ареалу обитания (слово "ареал" - это круг жизни, где они обитают). Их патриотизм прост и силен, достоин подражания и нами, о чем Христос и напоминает, говоря нам о голубях.
Будем же и мы патриотами своей духовной родины! Своего города. Своей общины. Своей семьи. Своего ареала, или круга наших хороших друзей.
Почтовые голуби, отнесенные на сотни километров в другую сторону, все же находят обратно себе дорогу, именно к своим родным местам, туда, где они жили. Им там лучше, где они жили до этого, до этой разлуки. Будьте и вы просты, как голуби.
Еще их простота заметна и в их отношениях к иным птичкам, даже к маленьким. У них хорошее сосуществование с другими. Они не дерутся, например, с курами, ни с воробьями, когда едят посыпанные им зерна. Брошенное им часто воробышки нахально, почти из-под ног хватают и забирают кусочки пищи у голубя, а голубь остается спокойным и даже не пытается отнимать пищу обратно у воробья. Удивительное сожительство и с инакомыслящими, с иными в своих пониманиях, чем они, голуби.
Христос учил любить всех людей, и любить также и врагов своих, и молиться за обижающих нас. Вот такая простота голубиная, может, бывает и в детях малых. Например, дитя царя и дитя раба будут вместе играть в одной комнате. Когда дитя обиженное, оно скорее заплачет, нежели станет драться или мстить за себя со злом.
Нам надо этому учиться у голубей. Будем же и мы просты, как голуби. Будем, как дети, уживчивы друг с другом, ибо так учит нас Христос. Простота их еще и в их молчании тоже. Среди них меньше шума и крика наблюдается, чем у попугаев, а иногда и у людей. Голуби не кричат, как петухи, высоко взобравшись на забор, гораздо низший, чем у голубя голубятня. Петух может наделать крику на всю деревню. Голуби - нет. Голуби живут тихо и летают гораздо выше, чем петух.
Будьте просты, как голуби, поучает нас Христос. У голубей в печени нет желчи. Это удивительно, но это так. Вот, наверное, потому и взят голубь для эмблемы мира и покоя. У людей есть в печени желчь. Есть иногда у людей и желчное зло в их душе. Пусть этого у нас не будет.
Перечислим теперь качества голубиной простоты, чтобы лучше усвоить все то, что было прежде сказано:
- простота в устройстве их гнезда;
- неразделение труда и обязанностей в своих занятиях;
- привязанность и любовь к своему месту жительства;
- мирное сосуществование с иными, с инакомыслящими;
- тихий образ жизни, без крика и шума;
- голуби не злопамятны, внутри их сердца нет желчного зла, как в печени имеется желчь.
Да, поистине Христос Иисус оставил Свою напутственную, очень мудрую и божественно содержательную речь всем Его последователям. Примем же это Его наставление и будем в нашей жизни поступать так, как Христос этого хочет от нас.

Категория: Фильми | Добавил: love (21.05.2009)
Просмотров: 3221 | Рейтинг: 5.0/1
система комментирования CACKLE

меню

Видео [112]
Аудио [16]
Текст [36]
Аудио Свидетельство [2]
Видео Свидетельство [43]
Текст Свидетельство [5]
Video [9]
Audio [1]
Text [1]
Сурдо Песня [8]
Сурдо Фильмы онлайн [3]
Сурдо Видео [14]
Аудио [722]
Видео [4245]
Фильми [2]
Текст [2672]

Библия онлайн

Библия

Молитва

Мы в соцсетях

Реклама